Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, фото. Нас с женой объединила вера С кем живет андрис лиепа

Детьми знаменитых родителей всегда быть трудно - тень их славы преследует известных отпрысков неотступно. Заданную высокую планку очень сложно перепрыгнуть - или хотя бы достичь ее, в то время как за тобой пристально наблюдают тысячи глаз. Не все выдерживают подобное, и, к сожалению, есть много примеров того, как жизнь ребенка известных родителей катится под откос. Но немало и тех, кто показал себя достойными продолжателями рода. И среди них - Андрис Лиепа.

Коротко о родителях

Прежде чем говорить собственно об Андрисе и его достижениях, следует хотя бы коротко пояснить, чей он сын. И в первую очередь нельзя не сказать о его отце, знаменитом балетном артисте и киноактере Марисе Лиепе.

Отец

Марис появился на свет в Латвии в тридцать шестом году минувшего столетия. С детства проявлял творческие способности. Сначала он стал было петь, однако вскоре из-за слабости здоровья его отдали в балет, записав в хореографическое училище. В нем Марис Лиепа показал свои блестящие способности танцора и артиста. Уже в тринадцать лет он танцевал не только детские партии, но и взрослые. Кроме того, он занимался спортом и преуспел и в этом.

В 1953 году Лиепа поступил в Московское хореографическое училище. Еще студентом его заметили, а после окончания училища началась блестящая карьера артиста балета. Марис Лиепа работал со многими коллективами, в том числе танцевал в легендарной труппе Большого театра - это была его юношеская мечта, которой было суждено сбыться. Кроме того, Лиепа удачно показал себя и как киноактер. Первый съемки в его карьере были в 1969 году.

В последние годы жизни артист снимался и выступал крайне мало. С коллективом Большого театра у него случился конфликт, из труппы он был уволен. Отношения с семьей тоже оставляли желать лучшего. Все это вместе, вероятно, способствовало раннему уходу Лиепы из жизни. Он скончался в марте 1989 года, ему было всего пятьдесят три.

Мать

Мать Андриса Лиепы, супругу Мариса, зовут Маргаритой Жигуновой, в молодости она работала драматической актрисой. Она родилась в Тверской области в 1937 году, а уже с шестидесятого стала трудиться в московском пушкинском драматическом, окончив перед этим школу-студию МХАТ. Одно время не работала, посвятив себя детям, но затем вновь вернулась на сцену. Снималась в кино. Особой известности, а уж тем более такой, как у именитого супруга, у нее никогда не было, а посему и информации о ней имеется куда меньше.

Маргарита Жигунова здравствует и по сей день, правда, уже не играет. С Марисом Маргарита познакомилась на съемках картины "Илзе" в пятьдесят девятом году, в честь героев этой ленты супруги назвали и своих детей (сестру Андриса Лиепы зовут Илзе, она тоже известный человек в творческом мире).

Детские годы

Теперь, когда ясно, в какой одаренной и творческой семье появился на свет в канун Рождества шестьдесят второго года Андрис Лиепа (на фото ниже), становится понятным и то, что не пойти по стопам родителей не могли ни он, ни младшая на год Илзе.

Родным городом Андриса, наполовину латыша, стала Москва, а родной улицей - Брюсов переулок. Именно там будущий артист провел свое детство, в доме, где, помимо его знаменитой семьи, жили и многие другие актеры - например, небезызвестный Качалов. И, проведя аналогию с Домом писателей (он находится в Лаврушинском переулке столицы, в свое время в нем жило большое количество литераторов), родной дом маленького Андриса легко можно назвать Домом актера. Впрочем, московское детство будущего артиста началось уже после трехлетнего возраста. Дело в том, что, когда Андрис был еще совсем крошкой, на свет появилась Илзе, и старшего сына отправили к родителям отца в Ригу - чтобы матери было полегче. В Латвии маленький Андрис заговорил - разумеется, на латышском языке, - а бабушку и дедушку, родителей отца, считал самыми родными людьми. Когда его вернули домой, и самому мальчику, и его близким первое время было очень сложно, но затем все наладилось.

И началось самое обыкновенное детство самого обыкновенного московского мальчишки - как с друзьями и гулянием во дворах, так и с обязательными кружками. Андрис и Илзе посещали их в большом количестве - ходили и на хореографию, и на фигурное катание, и на музыку, и много куда еще. Андрис в итоге остановил свой выбор только на музыке (окончил музыкальную школу) и на балете - пошел по стопам отца, который, кстати, в балетной школе вдобавок ко всему и преподавал. В Ригу брат с сестрой уезжали каждое лето и каждый Новый год - до тех пор, пока живы были дедушка с бабушкой.

Юность

Окончив школу, Андрис Лиепа ни минуты не сомневался, где ему продолжать учиться дальше. Он поступил в Московское хореографическое училище, туда же, где в свое время учился его отец. Как признавался позже сам артист, он ожидал, что его будут, даже невольно, сравнивать со знаменитым отцом, и внутренне был готов работать на все двести процентов, чтобы доказать, что он не хуже именитого родителя. Уже с первого курса Андрис стал показывать невероятную работоспособность и целеустремленность.

Училище молодой артист балета окончил в восьмидесятом году минувшего столетия, и сразу был принят в труппу Большого театра.

Большой театр

Первой серьезной ролью молодого артиста на легендарной сцене стала партия Сальери в постановке "Моцарта и Сальери". Андрис подошел к делу очень ответственно и, исполняя данного отрицательного персонажа, продемонстрировал не только хореографические умения, но и блестящие актерские навыки. После этого ему одну за другой стали доверять крупные роли во всевозможных спектаклях. Лиепа танцевал в "Жизели", " Спящей красавице", "Лебедином озере", "Иване Грозном" и много где еще. Но судьбоносной ролью Андриса Лиепы, личной его большой победой является исполнение партии Принца в "Щелкунчике": именно после этого выступления танцор смог попасть в ведущие артисты театра.

Соединенные Штаты Америки

После непродолжительной работы в Большом театре Андрис Лиепа уехал в Америку, в Нью-Йорк, работать по контракту. Интересно, что это предложение молодой артист принял после того, как на гастролях в Париже познакомился с Рудольфом Нуриевым (эту встречу позднее сам Лиепа-младший назовет судьбоносной). В Нью-Йорке (кстати, поездка эта состоялась в конце восьмидесятых годов) Андрис Лиепа танцевал во многих спектаклях, в том числе и в постановках Михаила Барышникова.

Работа в Нью-Йорке оказалась очень важной для Андриса. Позднее он отмечал, что она многое дала для его дальнейшего творчества. В Америке он набрался опыта, оценил, как работают коллеги из Соединенных Штатов. За проведенное там время - чуть больше года - Андрис Лиепа станцевал более чем в сорока спектаклях и проехал с туром по всем крупным городам Соединенных Штатов.

Ленинград

По возвращении из Америки Андрис Лиепа пришел в труппу Кировского театра - так раньше называлась легендарная Мариинка. Позвал его туда сам руководитель, Олег Виноградов. Кировский театр станет для Лиепа по-своему судьбоносным - именно там он встретит свою любовь. Но об этом подробнее будет рассказано далее.

И в этом театре, как и на предыдущих местах работы, Андрис показал себя достойным продолжателем дела своего отца. Он очень быстро выбился в лидерские позиции и выступал с ведущими партиями в спектаклях. За время работы артистом балета Мариинки Андрис Лиепа исполнял партии в таких постановках, как "Петрушка", "Баядерка", "Щелкунчик" и так далее. С переездом в Москву окончилась и карьера Андриса в рамках Кировского театра.

Дальнейшая карьера и жизнь

Что же случилось потом в биографии Андриса Лиепы? Очень многое. Например, фильм-балет "Возвращение жар-птицы", в котором он не только исполнил заглавную партию, но и выступил в качестве режиссера. Он вообще стал активно пробовать себя в роли режиссера-постановщика - не только театральных, балетных постановок, но и музыкально-концертных шоу. Так, Андрис поставил шоу для таких эстрадных артистов, как Жасмин, Тамара Гвердцители, Михаил Шуфутинский, Анита Цой и так далее. Если же говорить о спектаклях, срежиссированных Лиепой, то в качестве примера можно назвать, например, "Маэстро" в "Новой опере" или "Сказание о невидимом граде Китеже" в Мариинке.

Активно Андрис Лиепа занимается и благотворительной деятельностью - это он тоже унаследовал от отца. Он входит в число членов попечительского совета московского фонда "Вера". А еще Лиепа-младший - член Патриаршего совета по культуре (и глубоко верующий человек).

Признание

У Андриса Лиепы немало наград. Достаточно назвать лишь несколько: Гран-при конкурса в Соединенных Штатах, "Золотая лента русского кино", народный артист России. Последнее звание Лиепа получил сравнительно недавно, девять лет назад.

В настоящее время

Большую сцену Андрис Лиепа оставил некоторое время назад после травмы, полученной им на одном из выступлений. Однако совсем из мира танца он не ушел. В настоящее время артист работает в театре "Кремлевский балет" - трудится там главным балетмейстером и одновременно является художественным руководителем.

Личная жизнь Андриса Лиепы

Конечно, нельзя обойти стороной и разговор о личном. Тем более что многих зачастую именно этот аспект жизни артистов интересует больше всего. Что касается биографии Андриса Лиепы, личная жизнь у него была (или остается?) весьма бурной.

Он был женат дважды (по неподтвержденной информации - трижды). Первой супругой Андриса стала артистка балета Большого театра Людмила Семеняка, с которой молодой артист познакомился, придя в труппу. Их брак был совсем недолгим, а распался, возможно, в том числе и потому, что Людмила на десять лет была старше Андриса.

После их расставания Лиепа жил и работал в Америке, и, по некоторым сведениям, успел обзавестись супругой и там. Если верить этим слухам, американка тоже была старше сына Мариса Лиепы, и их супружеская жизнь также не задалась.

Третьей (или второй) женой Андриса Лиепы (и на настоящий момент пока последней) стала балерина Екатерина Катковская, позже взявшая фамилию мужа. Они познакомились в Мариинском театре - Екатерина в нем уже танцевала, а Андрис только вошел в труппу. Спустя некоторое время они стали встречаться, а затем и поженились. Это произошло в девяносто восьмом году. Вскоре родилась их первая и единственная дочь, которую назвали Ксенией. В течение четырнадцати лет брак четы Лиепа казался счастливым и крепким. Однако в 2012 году все изменилось - личная жизнь Андриса Лиепы треснула по швам, поскольку его супруга подала на развод. Кто был прав, а кто виноват в той истории, посторонним не узнать. Однако факт остается фактом: вот уже шесть лет Андрис Лиепа не женат.

  1. В квартире детства Лиепы прежде жила балерина Екатерина Гельцер, после ее смерти владеть жильем стал Большой театр. Марис Лиепа получил эту квартиру в двести пятьдесят метров - на целый этаж - после рождения своих детей.
  2. Был крещен в раннем детстве.
  3. Стал заниматься балетом с восьмилетнего возраста.
  4. Отец Андриса Лиепы коллекционировал иконы и антикварные вещи, в том числе и мебель.
  5. В школе Андрис охотно занимался гуманитарными науками, технические же не любил.
  6. Любит проводить время с дочерью Ксюшей, вместе они ездят кататься на Воробьевых горах на скейте и/или велосипеде.
  7. Является поклонником японской кухни.
  8. Андрис Лиепа стал первым танцовщиком, получившим официальное разрешение на работу в иностранных труппах.

Таков Андрис Лиепа, биография и личная жизнь которого по-прежнему являются предметом живого интереса и нестихающих обсуждений.

Артист Дата рождения 6 января (Козерог) 1962 (57) Место рождения Москва Instagram @liepaandris

В Москве 6 января 1962 г. родился Андрис Лиепа. Солист балета, продюсер и театральный режиссер-постановщик получил звание Заслуженного артиста РСФСР г. и Народного артиста РФ. Он основал благотворительный фонд в честь своего отца, знаменитого на весь мир Мариса Лиепы. В немалом списке его профессиональных наград - орден Дягилева и латвийский орден 3-х звезд, медали за первые и вторые места различных международных конкурсов. Награжден французской академией кино как режиссер кинобалета «Возвращение Жар-птицы».

Биография Андриса Лиепы

Родился Андрис в творческой семье. Отец – всемирно известный танцовщик, мать – популярная театральная актриса, сестра - балерина.

Лиепа получил образование в Московском академическом хореографическом училище. Около 8 лет местом его работы был Большой театр. За этот период он выступал в основных партиях балетных постановок этого театра и La Scala. Успешно выступил в роли режиссера-постановщика, работал вместе со звездами мирового балета Барышниковым и Бежаром.

В послужном списке Андриса Марисовича Лиепы – работа в Парижской, Шведской и Римской опере и других всемирно известных балетных труппах. Он ездил на гастроли в Англию, Францию, США, Японию.

Он блистал в спектаклях прославленного артиста Большого театра Владимира Васильева. Благодаря Андрису российские зрители в первый раз увидели балеты «Петрушка», «Шахерезада» и «Жар-птица». Он выступил как художественный руководитель этих легендарных спектаклей.

Во всех упомянутых балетах Лиепа танцует главные партии. На «Мосфильме» вышел фильм «Возвращение Жар-птицы». Здесь Лиепа проявил свой талант режиссера и стал продюсером проекта. Эта работа завоевала признание не только в России, но и в Украине, Латвии, Франции, США и Норвегии. Позже он представил зрителям оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

Жизнь и работа артиста всегда интересовала кинорежиссеров. Зрители увидели кинокартину о его творческих успехах в театре и всей его профессиональной деятельности. В другой киноработе - «Короткое дыхание любви» - ему досталась главная роль.

В 2006 г. артист стал режиссером концертной программы к юбилею Майи Плисецкой в Англии и Франции. Он также несколько раз выступал организатором «Бала победителей» для участников Великой Отечественной Войны.

Личная жизнь Андриса Лиепы

Первый брак Андрис заключил с Людмилой Семенякой, она солировала в спектаклях Большого театра. Вторая жена – Екатерина Лиепа –танцевала в Мариинском театре. Их знакомство состоялось в Кировском театре. В 1995 г. состоялось венчание в Санкт-Петербурге. Их дочь Ксения родилась в 1998 г. Однако брак и этой звездной пары распался. Развод громко обсуждался в прессе.

Последние новости об Андрисе Лиепа

Сейчас Лиепа снимается в телепередачах, выступает как режиссер-постановщик концертов и спектаклей. Он руководит театром «Кремлевский балет» и входит в попечительский совет благотворительного фонда «Вера». Он оказывает помощь больным онкологическими заболеваниями.

Александр Славуцкий

– Андрис, как вам сейчас вспоминается детство?
– С ностальгией. Оно было светлым. Хотя, конечно, сильно отличалось от детства большинства моих сверстников. Но не только у нас с сестрой оно было таким. Например, по соседству жил Максим Шостакович. Он занимался музыкой по шесть часов в день, а потом приглашал меня на свои концерты.
Впрочем, и обычные детские забавы у нас тоже были: футбол, хоккей. Я особенно увлекался хоккеем, ходил на матчи, собирал шайбы. Просил отца из всех поездок привозить мне клюшки.
– Отец был строгим?
– Нет, нет, что вы! Мы с сестрой воспринимали его как друга. Он был всегда добрым, искренним, веселым и необыкновенно терпеливым. Мы не знали, что такое бояться отца. У Илзе и у меня не было строгого распорядка дня или каких-то ограничений.
Воспитание проходило в форме игры. Мы с сестрой сидели на шпагате, качали спину и пресс, развивали гибкость и ловкость, соревнуясь друг с другом. Часто в этих состязаниях участвовал отец: кто больше отожмется, выше подпрыгнет, дольше
простоит на качающейся доске.
– Получается, вы были обречены на балет с самого рождения?
– Я бы так не сказал. Ни мама, ни папа не настаивали на том, чтобы мы шли по балетной стезе. В детстве я много чем занимался. Увлекался живописью, любил скульптуру. Про хоккей уже говорил. Родители позволяли заниматься тем, чем мы хотели.
Так что в балет мы с сестрой пришли сами. Лет с семи занимались ритмикой, гимнастикой и чуть-чуть хореографией. Поступили в хореографическое балетное училище МАХУ. Я учился 8 лет. Потом попал в Большой театр.
– Из училища – и прямо в Большой... Фамилия помогла удачно устроиться?
– Нет, все было по-честному. Я сдал госэкзамен. Потом с Ниной Ананиашвили мы победили на международном конкурсе артистов балета по младшей группе. Отец об этом ничего не знал. Поэтому нас и взяли в Большой.
– Думаю, вы нередко сталкиваетесь с предвзя тым мнением, что имя отца помогало вам делать карьеру?
– Да, особенно раньше. Много лет фамилия шла впереди меня. Это и помогало, и мешало. У людей, далеких от театра, есть иллюзия, будто ребенку знаменитого артиста легче добиться успеха. Это не так. Я всего добивался сам. Работая во многих
театрах мира, самостоятельно выстраивал отношения с продюсерами. Заслуги отца в этой дипломатии помочь не могли. Место под солнцем тебе никто не даст за заслуги родителей, его надо завоевать. Это нормальный процесс.
– Известно, что вы человек верующий. Вы при шли к этому под влиянием отца?
– Да. Много лет он собирал иконы. В нашей квартире, где сейчас живет Илзе, до сих пор хранится его коллекция. В юности, еще не понимая сути шедевров, я часто смотрел на них просто так. А икона, вне зависимости от того, понимаешь ты ее значение или
нет, все равно на человека действует. Так, через иконы, сложилось мое первоначальное, еще не до конца осознанное отношение к вере. Много позже, когда, сломав ногу, я буквально за три секунды потерял профессию, мое мировоззрение изменилось. Так бывает: человек приходит к Богу через значительные жизненные испытания.
– Вы с отцом похожи по характеру и мировоз зрению?
– Мне кажется, очень во многом я от него отличаюсь. Папа обладал удивительной работоспособностью и преданностью искусству.
Благодаря этому он сумел достичь вершин мастерства. И я, по его примеру, эти качества в себе развивал. Но я иначе выстраиваю отношения с коллегами. Отец, по-моему, бывал чересчур нетерпим к чужой слабости, часто рубил сплеча.
Я считаю, что надо быть дипломатичнее, мягче, ведь мы все не без греха...
– Много лет вы посвятили проекту «Русские сезоны». Для вас важно продолжать дело отца, который в 1966 году восстановил спектакль Фокина «Видение розы»?
– Очень важно. Воссоздать как можно больше спектаклей из «Русских сезонов» – моя основная задача, можно сказать, миссия. Моя страсть к балету Серебряного века от папы. Он любил ту эпоху, поэтому решил восстановить балет «Видение розы». Долго
его возрождал – это был настоящий подвиг. В советское время к невозвращенцам, которыми были Фокин, Дягилев, Стравинский, относились настороженно. Отец подружился с Виталием Фокиным, сыном балетмейстера Михаила Фокина. Отец общался с Тамарой Карсавиной – первой исполнительницей партии девушки в балете «Видение розы», с Сергеем Лифарем, расспрашивал их, как это было при Дягилеве.
Кстати, в Америке, в труппе Михаила Барышникова, я познакомился с Изабель, внучкой Михаила Фокина. Вот так получилось, что интерес к «Русским сезонам» Дягилева перешел к нам с Илзе по наследству и по зову сердца.
– В жизни человека искусства творчество часто противоречит семье. Что важнее для вас?
– Я стараюсь так выстраивать свою жизнь, чтобы противоречий не возникало. Но, конечно, для меня на первом месте семья. Это вообще смысл жизни. Можно прожить и без балета, и без музыки, а вот без семьи – никак.
– Что, на ваш взгляд, самое важное в семейной жизни?
– Любовь. Семья может строиться только на любви. И от мужа, и от жены семейная жизнь требует самоотречения. Когда ты готов ради другого человека пожертвовать чем-то: именем, жизнью, состоянием, карьерой – тогда отношения будут двигаться. Когда
два человека не хотят ничем жертвовать друг для друга, возникают конфликты.
– У вас был служебный роман?
– Нет, служебного романа у нас не было. Я танцевал тогда у Михаила Барышникова в американском балетном театре. И однажды, вернувшись с гастролей, заглянул на какой-то спектакль в Мариинский театр (тогда он еще назывался Кировским).
В антракте зашел за кулисы, увидел там совершенно фантастическую девушку с необыкновенно глубокими голубыми глазами и просто потерял себя. Как говорят англичане, «упал в любовь»...
Наверное, знакомство с Катей не было случайным. Нас привел друг к другу Господь. Венчались в Никольском соборе, рядом с Мариинским театром. Сделал это настоятель – отец Богдан. С тех пор вся моя семья всегда за него молится.

Андриса Лиепу и его сестру Илзе в 1970-е наверняка называли «золотой молодежью». К Богу они шли каждый своей дорогой, как и большинство в те годы, - через пионерское детство и комсомольскую юность. Сегодня брат входит в , сестра - в числе попечителей Благотворительного фонда святителя Василия Великого.

С народным артистом России Андрисом Лиепой мы беседовали в Нью-Йорке после воскресной литургии, по соседству с Николаевским Патриаршим собором, вдали от театральных подмостков и огней Линкольн-Центра. Но разговор с солистом балета, театральным режиссером, продюсером и основателем Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы о вере не был бы полным без разговора о творчестве и балете, с которым у Андриса связаны без малого 45 лет жизни.

Латышское детство

- В 1962 году, когда я родился, папа, Марис Лиепа, уже был ведущим солистом Большого театра. Родился отец в Риге, и его мечтой всегда было переехать в Москву и танцевать в Большом театре. В своем дневнике он так и написал: «Я буду танцевать принца Зигфрида на сцене Большого театра». И мечта осуществилась.

Мама была драматической актрисой. С отцом она познакомилась в самолете, когда летела в Ригу на съемки фильма «Илзе», в честь которого и назовут мою сестру. А меня назвали в честь моего прадедушки - он тоже был Андрей. По внутреннему латышскому распорядку крестили меня в лютеранской церкви. Бабушка Лилия Кришевна и дедушка Эдуард Андреевич, коренные латыши-лютеране, решили, что если я регулярно приезжаю к ним, то и ответственность за мое будущее в какой-то степени тоже лежит на них.

Так случилось, что вскоре после моего рождения мама забеременела Илзе, и меня отправили в Ригу, где я прожил до трех лет. Первым языком, на котором я заговорил, стал латышский. Когда Илзе родилась и немного подросла, меня решили вернуть обратно в лоно наших московских квартир. Папа с мамой были заняты на работе, и за мной отправили мамину маму Екатерину Ивановну. Всё было хорошо до тех пор, пока мои латышские бабушка с дедушкой были рядом. Они меня посадили в поезд, а когда поезд тронулся, маленький мальчик подумал, что его украли, и стал носиться по поезду и кричать: «Верните меня к бабушке с дедушкой!» Я не знал по-русски ни одного слова, Екатерина Ивановна знала по-латышски лишь одно - «Нельзя!» И только по приезде в Москву меня начали учить русскому языку.

- Какими языками вы владеете сейчас?

Русским, конечно, а разговорный латышский знаю примерно так же, как и английский, и мне даже сказали, что по-латышски я говорю с американским акцентом.

- Андрис, вот вы вернулись в Москву, и там у вас началось обычное детство? Или всё-таки необычное для 1960-1070-х?

Обычное для московского мальчика детство. Родители - на работе, с нами сидела бабушка. Мы с Илзе с детства занимались хореографией, гимнастикой, ритмикой; нас водили на фигурное катание и в музыкальную школу. В итоге из всех родительских экспериментов остался только один - балетная школа, тем более что отец в этой школе преподавал.

Ежегодно на летние и новогодние каникулы я уезжал в Ригу. В центре города у нас был хороший двухэтажный дом. Дедушка, домовитый хозяин, любил ходить по грибы, рассадил сад, выращивал розы и лилии. Это были годы, когда я буквально купался в их любви. К сожалению, дедушка рано погиб, бабушка ушла вслед за ним, а когда мне было 10 лет, не стало и моей московской бабушки.

На театральных подмостках

- Как вписывалось ваше лютеранское воспитание в жизнь семьи известного столичного артиста балета?

Отец был педагогом школы Большого театра, лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР, получал по тем временам огромную зарплату - 550 рублей. Квартиру нам дали очень красивую - в центре Москвы на улице Неждановой (теперь это Брюсов переулок). До нас в ней жила знаменитая русская балерина Екатерина Васильевна Гельцер; она осталась после революции в России и стала первой народной артисткой РСФСР. Была звездой Большого театра, дожила до 1962 года. У нее, к сожалению, не было ни детей, ни родственников, и после ее кончины квартира отошла Большому театру. А так как у отца на тот момент было пополнение - мы с сестрой, ему выделили эту огромную квартиру - 250 метров, целый этаж! Но в советское время не полагалось иметь такие большие площади, и потому ее разделили пополам: одну половину отдали дирижеру Александру Копылову, а вторую половину - нам. В результате нам достался красивый зал с колоннами, фойе с лепниной, но при этом у нас не было ни кухни, ни ванной. Всю жизнь отец хотел выкупить соседскую половину, но из центра Москвы, понятно, никто уезжать не хотел.

Жили мы рядом с , который никогда не закрывался. В нем пели Козловский и Лемешев, там служил митрополит Питирим. Когда в 1960-е годы из центра Москвы стали убирать церкви, наш храм тоже хотели закрыть и разрушить. Козловский с Лемешевым пошли в правительство Москвы, и им удалось его отстоять.

Не могу сказать, что до сознательного возраста я был воцерковленным мальчиком, но всегда помнил, что крещен. Меня очень тянуло в католические храмы; в наш храм в Брюсовом переулке я тоже заходил, но больше неосознанно: все-таки сказывалось пионерское детство. А Илзе вообще крестилась в сознательном возрасте.

В 8 лет нас с Илзе определили в балетную школу…

Любое специализированное учебное заведение - это все-таки закрытое пространство со своими законами, порой неписаными. Сложности какого плана были у вас как у детей известного танцовщика?

Отец действительно был знаменитым танцовщиком, и потому другие дети на нас смотрели как сквозь лупу. При этом у большинства детей, которые приходят в балетную школу (или которых приводят родители), как правило, складывается превратное понимание того, что такое балет. Одно дело - смотреть в театре на балерин в пуантах, и совсем другое - постоянные занятия. Да, балет - это красиво, но чем это оборачивается в частности для здоровья, мало кто знает. И когда детей ставят к станку и заставляют двигать ножкой, то месяца через полтора-два желание танцевать исчезает. А мы-то с сестрой знали, что это такое - балет, так как часто часами сидели на репетициях с папой.

- Тем не менее, это была престижная профессия

- …и конкурс в балетную школу был большой - из 200 человек брали одного. Все прекрасно понимали: достойная жизнь и зарплата, а самое главное - в советское время при «железном занавесе» танцовщики Большого театра уже в 20 лет получали возможность выезжать за границу. Большой театр тогда гастролировал в Америке, Англии, Франции, отец часто ездил и в Австралию. Советский Союз продвигал балетное искусство. Эта пропаганда сыграла положительную роль в развитии советского балета, и мы этим имиджем до сих пор живем.

Советское правительство, и особенно нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, были очень внимательны к творческим работникам. Дом, в котором мы и сейчас живем, построил по личному распоряжению Луначарского архитектор Щусев специально для артистов. В нем, кроме уже упомянутой Екатерины Васильевны Гельцер, жили великие русские актеры Василий Иванович Качалов и Леонид Миронович Леонидов.

У нас всегда было много гостей: приходили известные танцовщицы Галина Сергеевна Уланова, Марина Тимофеевна Семенова, Татьяна Михайловна Вечеслова, из-за границы приезжали Надя Нерина, Морис Бежар… Приходил Юрий Григорович. Отец и мама любили устраивать русские приемы. Папа надевал косоворотку, на стол ставили русские блюда.

- Как вы смотрели на увлечение вашего отца коллекционированием икон? В те годы это было естественно для человека его круга?

Отец действительно всю жизнь собирал антиквариат и иконы. Как пришло к отцу это увлечение - не знаю, но, анализируя наше детство, понимаю, что в окружении святынь человек не мог оставаться равнодушным к вере, к церкви…

Свою коллекцию отец собирал с большим пониманием и серьезностью: ходил в комиссионные магазины, находил там уникальные вещи: красивую мебель, сервизы - и отдавал их на реставрацию. Однажды в старой комиссионке он приобрел мебель, принадлежавшую Буденному.

Иконы отец очень ценил. У нас были иконы святителя Николая Чудотворца XVII века, коллекционные иконы. Мне кажется, что старинная, намоленная икона, вне зависимости от того, знаешь ты о ней или нет, осознаешь ее присутствие в доме или нет, всё равно на тебя воздействует и оберегает.

- А можете вспомнить, в какой момент вы сознательно пришли в церковь?

Еще в балетной школе, выходя на сцену, я всегда склонял голову и внутренне обращался к Богу. Не конкретно с молитвой, а обращался туда, вверх, потому что понимал: кроме того, что ты можешь делать что-то своими ногами, нужна и поддержка высших сил. Я не крестился прямо, однако перед выходом на сцену складывал руки так, как мы это делаем, подходя к причастию. Но до моего воцерковления пройдет еще немало лет…

Я понимал уже тогда, что ангел-хранитель дается нам с момента крещения, и всё, что со мной происходило на протяжении моей жизни, происходило по воле Божией. Это чудо, и оно продолжается всю мою нестандартную, необычную жизнь.

Часто говорят, что природа на детях отдыхает. Так и о нас с сестрой думали с самого детства: раз папа гений, то дети, хотя и будут продолжать его дело, но без большого успеха. Не могу сказать, что меня это угнетало, но я сразу понял, что мне нужно будет работать не на сто процентов, а на двести.

В школе я не любил математику, химию, зато обожал литературу, историю, географию, общественные науки. Музыкальную школу мы с Илзе закончили вместе с балетной и получили хорошее, в том числе и теоретическое, образование - по музыкальной литературе, истории искусств и театра. Сегодня эти знания дают мне возможность ставить в Мариинском театре и оперы, и балеты.

Ваш отец Марис Лиепа был не только танцовщиком, но еще и балетмейстером и педагогом. Какие его качества вы унаследовали?

Работоспособность и беззаветную преданность своему делу. Платили или не платили - он ехал, танцевал, выступал в благотворительных концертах, перечислял деньги в Фонд мира. Всё это выглядело немножко пафосно, но у него это было внутри.

Я тоже занимаюсь благотворительностью, сотрудничаю, в частности, с Первым московским хосписом: пятнадцать лет дружим, делаем благотворительные спектакли, концерты. Планируем концерт, посвященный первому главному врачу хосписа, который сейчас носит ее имя, - Вере Васильевне Миллионщиковой. И я понимаю отца, когда он по велению сердца участвовал в благотворительных проектах. Просто раньше это воспринимали как непонятный многим дополнительный пиар: зачем, например, деньги отдавать в Фонд мира, если они всё равно непонятно куда уйдут? Сейчас мы оказываем адресную помощь.

Америка Барышникова и «Русские сезоны»

Знаю, что, приезжая в другие страны, вы обязательно идете в православный храм. А ездите вы много. В вашей биографии был и американский период творчества. Как он сказался на вашей жизни в целом?

- Я был молодым танцовщиком Большого театра, когда в 1986 году мы с Ниной Ананиашвили участвовали в конкурсе в американском городе Джексоне, штат Миссисипи, и впервые в истории балета получили гран-при в паре (обычно эта награда присуждается одному артисту). До нас гран-при на этом конкурсе были удостоены Михаил Барышников и Надежда Павлова. А спустя год мы с Ниной первыми из российских артистов балета получили приглашение и разрешение на работу в компании «Нью-Йорк Сити Балет». Это был феноменальный эксперимент. Мы приехали на полтора месяца в Нью-Йорк, выучили три балета Джорджа Баланчина: «Раймонда» («Вариации») на музыку Глазунова, «Симфония» и «Море».

Еще раньше, на гастролях в Париже, я встретился с Рудольфом Нуриевым, который в Нью-Йорке познакомил меня с Михаилом Барышниковым. Для 1988 года это было нечто из ряда вон выходящее: два советских молодых танцовщика сидят в частной квартире в центре Манхэттена и беседуют об искусстве с двумя величайшими звездами и притом невозвращенцами, с которыми мы не имели права общаться. Через год я приехал в Нью-Йорк и попросился на работу к Барышникову в «Нью-Йорк Сити Балет». В Москве полным ходом шла перестройка, и я, опять же первым, получил разрешение на работу в США и в труппе, которой руководил Михаил Барышников. Год для меня был успешным и плодотворным: я благодарен Мише за то, что он со мной много работал: я станцевал около 40 спектаклей, в том числе и его постановку «Лебединого озера», проехал с туром по крупным городам Америки. В Нью-Йорке я нередко бывал в русских православных храмах: Николаевском Московской Патриархии и Знаменском Русской Зарубежной Церкви, которые расположены на Манхэттене недалеко друг с друга.

В 1989 году Барышников ушел из компании, а я вскоре получил приглашение работать в Мариинском театре.

В 1992 году, во время гастролей по Америке, я простыл и в Вашингтоне просил разрешить мне не приходить на репетицию. Но меня заставили обязательно быть. На репетиции «Жизели» я упал и разорвал крестовидную связку. Так закончилась моя безоблачная карьера артиста балета.

- Сколько лет вам было тогда?

32 года. Я восстановился, но нога всё равно болела. Начал танцевать на одной ноге и так танцевал еще пять лет. Но уже когда я болел, понял, что пора заниматься чем-то еще. Пока восстанавливался, в Ленинграде зашел в библиотеку имени Луначарского и начал раскапывать материалы по «Русским сезонам».

В 1957 году сын основателя современного классического балета Михаила Михайловича Фокина Виталий переслал в библиотеку его архив, который официально открыли только в 1992 году. Я посмотрел формуляр и понял, что стал вторым человеком, кто знакомится с этими материалами. В 1992 году я впервые в России восстановил три балета Михаила Фокина: «Петрушка», «Жар Птица» и «Шехерезада». Премьера их, с участием звезд Большого и Мариинского театров, прошла в Санкт-Петербурге. Вслед за премьерой на студии «Мосфильм» был снят кинофильм «Возвращение “Жар-птицы”», а в 1993 году я перенес эти невероятно красивые спектакли на сцену Мариинского театра, а затем показал их и в Нью-Йорке. Этим проектом началась моя вторая жизнь. И в тот момент в жизнь мою вошло Православие.

Так случилось, что на первый спектакль, который я танцевал на сцене Кировского театра, осветитель Татьяна Пейкина принесла мне иконку блаженной Ксении Петербургской и сказала, что эта святая - покровительница Санкт-Петербурга - будет меня охранять. Я внутренне поблагодарил ее, и с тех пор эта иконка всегда и везде со мной.

Уже после травмы я как-то попал на экскурсию в Эрмитаж и, проходя по одному из дворцов, увидел домовую лютеранскую церковь. Я узнал, что для желающих перейти в Православие существует чин миропомазания. Это стало для меня переломным моментом. Жил и работал я в то время в Ленинграде, но приезжал в Москву. Тогда же наши соседи предложили купить вторую половину квартиры - она выходила на храм, и изображенные в нишах православные иконы смотрели прямо в наши окна. Я всё яснее стал ощущать, что надо что-то менять: и в жизни, и в эмоциональном настрое, и в понимании того, что надо делать, а что - нет. И Православие мне внутренне открыло ответы на мои вопросы, привлекло своей душевностью и настоящим пониманием красоты.

К 32 годам я созрел для того, чтобы перейти в православную веру. С тех пор все важные дела я делаю по благословению, в том числе прошу благословения и на новые проекты. Очень люблю украшать храм, приносить к иконам цветы. В Париже, куда мы ездим с «Русскими сезонами», я всегда покупаю орхидеи и иду к святой Женевьеве, покровительнице французской столицы. В Японии всегда хожу в храм, где покоятся мощи святителя Николая (Касаткина).

Нет атеистов в шторм на корабле

- Андрис, чувствуете ли вы необходимость постоянного духовника?

Сам я не искал особых духовников или старцев. Я прихожу в храм к Богу. Особенно ярко я прочувствовал это в Японии. Пришел я однажды на исповедь, смотрю: исповедует батюшка-японец. Причем там были батюшки, по-английски говорившие и английского не знавшие. Я подошел к батюшке, который, как оказалось, не понимал по-английски. Я ему пытался объяснить, что хотел бы исповедоваться на английском, а он сказал: «Исповедуйтесь…» В этот момент я осознал, что ему не надо понимать мои слова, потому что я исповедуюсь Богу. Поэтому ситуация, когда говорят: к этому батюшке пойду, а к этому - не пойду, - мне непонятна. Мне абсолютно всё равно, к какому батюшке идти.

С моим первым духовником, отцом Владимиром Шикиным, я познакомился на исповеди в Дивееве. Ему было всего 54 года, когда он умер. Перед кончиной он принял монашеский постриг и был похоронен вместе с монашествующими у храма.

Благодаря отцу Владимиру я познакомился с его духовником схиархимандритом Власием из Боровска. Первый раз я ездил к отцу Власию вместе с матушкой Ириной Шикиной в 1998 году и с тех пор с особо важными вопросами отправляюсь к нему.

Вы входите в Патриарший совет по культуре. Насколько эта работа приносит вам удовлетворение? Вносили ли вы лично конкретные предложения в ходе его работы?

Я выступал с предложением установить, наряду с существующими светскими, церковную награду, которая давала бы понять православному человеку, что тот или иной спектакль, театральная постановка оценена Православной Церковью и заслуживает внимания. Наши деятели искусств - каждый в своем направлении - ставят много достойных, интересных вещей, и эта награда говорила бы о том, что спектакль заслуживает доверия, его можно смотреть православному человеку с семьей, с детьми. Совсем недавно я наблюдал постановки «Евгения Онегина» - настолько разные, и среди них есть одна, после первого отделения которой родители вынуждены были уводить детей домой.

- Среди людей искусства много православных?

В моем кругу - много. При этом я спокойно общаюсь, например, с и с интересом смотрю, как в своей телепрограмме он ведет диалог со светскими и церковными людьми. Думаю, всегда можно найти консенсус между светскими и воцерковленными. Владимир Владимирович человек умный, с большим чувством юмора, воспитанный и, кстати, крещенный в католической церкви - в соборе Парижской Богоматери. Я считаю, что даже человек, называющий себя атеистом, всё равно признает существование Бога. Мне нравится выражение «Нет атеистов в шторм на корабле». Иногда в жизни бывает ощущение, что стоишь на грани жизни и смерти, и в последний момент успеваешь сказать: «Господи, помилуй, Господи, прости!» В эту секунду ты проходишь через некое горнило, тебя выводит невредимым, и потом ты начинаешь по-другому смотреть на многие вещи. Так было с Михаилом Таничем - удивительным поэтом.

Ему делали операцию, и его жена - Лидия Николаевна, человек верующий, - молилась за него. В соседней палате лежала монахиня, которую Лидия Николаевна тоже просила молиться. Матушка сказала, что постарается его вымолить, но нужно, чтобы он крестился. Михаилу Исаевичу делали сложнейшую операцию на сердце: шансы были пятьдесят на пятьдесят. Позже он рассказывал, что лежал в реанимации, и ночью ему поставили катетер. Вдруг иголка выскочила, и кровь пошла наружу. Как потом выяснилось, это его и спасло.

Прагматичный человек, Михаил Исаевич стал православным христианином: принял Крещение и прожил еще десять лет. Когда он ушел из жизни, его отпевали в храме святого Илии Обыденного, на панихиду пришло очень много людей.

Через испытания пришел к Православию и режиссер Марк Захаров. Я ведь тоже по-настоящему пришел к вере после того, как пострадал, и с этой верой прохожу через все жизненные коллизии. К сожалению, семья моя распалась. Развелись мы по-светски, но, я думаю, Господь Сам управляет нашу жизнь. По крайней мере, я делал всё, чтобы сохранить семью.

- Изменилось ли ваше восприятие людей после того, как вы пришли к вере? Какие качества в людях вам импонируют?

Профессионализм и работоспособность. Если человек умеет и любит работать, он может творить чудеса. В нашей, как и в любой публичной, профессии нельзя любить только цветы и успех. Всё это прикладывается, но не ради этого мы работаем, а чтобы после успеха на следующее утро встать пораньше, пойти на репетицию и станцевать не хуже, чем вчера. Чтобы иметь успех, нужно быть по-настоящему трудоголиком. И Барышников, и Нуриев, и мой отец работали до изнеможения. Кстати, Михаил Барышников танцует и сегодня. Майя Михайловна Плисецкая танцевала на своем юбилее в 80 лет.

Как-то она мне рассказала потрясающую историю: во время гастролей в Аргентине она пошла в храм и около иконы Пресвятой Богородицы так расплакалась, что один из ее друзей сказал ей: это благодать. Майя Михайловна об этом понятия не имела, потому что, в отличие от своего супруга Родиона Щедрина, она невоцерковлена. Но я думаю, что такой неординарный человек всё равно живет под покровом Божиим, и это дает ей силы трудиться. Я полостью согласен с замечательной актрисой Людмилой Максаковой: «Жизнь - это велосипед: она идет, пока ты крутишь педали». Я перешел 50-летний рубеж, поэтому и меня это касается. Даже прежде, чем утром пойти в храм, я занимаюсь у станка.

- Часто бывает потребность прийти в храм?

Да, и как правило, чем больше у меня работы, тем чаще у меня возникает потребность молиться. Работа держит меня в тонусе и духовном, и эмоциональном, и рабочем. К тому же я понимаю, что без молитвы ничего не получится. А когда случается перерыв, то кажется: вот самое время стоять и молиться… Но для меня время без работы - это настоящее испытание…

Сейчас довольно много разговоров о том, что в Русской Церкви прихожан смущают то неугомонные бабушки, то «мерседесы». Вас в церкви что-нибудь смущает?

Абсолютно ничего не смущает: ни бабушки, ни нищие, ни часы, ни «мерседесы». Сам я, когда был молодым, ездил на «Жигулях». Сейчас - в моем возрасте и при моих травмах - мне важно и удобно ездить на правильной и хорошей машине, но от этого мое желание молиться и бывать в храме меньше не становится.

Я считаю, что Господь какие-то вещи попускает, и если эти вещи существуют, значит, надо ими пользоваться. На примере знакомых мне благотворителей я вижу, что Господь часто дает именно тем людям, которые знают, как этим воспользоваться. И есть, наоборот, люди, которые, если им много дается, гибнут духовно, - и Господь не дает им больше, чем нужно. Чтобы жить, надо работать - вот что я имею в виду. А как только у тебя появляется возможность жить и не работать, то вся жизнь идет под откос. Только единицы могут себя заставить при хорошем материальном достатке работать по-настоящему и к тому же получать от этого удовольствие. Такими людьми я восхищаюсь.

Совсем недавно я достроил дом в . Мечтал об этом доме давно. Помню, как я с отцом Владимиром Шикиным ходил по Дивееву - искал домик. Денег тогда было в обрез, и я решил продать одну квартиру. Поехал просить благословения. В очереди к батюшке простояли часов двенадцать, а когда вошли, он сказал, что квартиру продавать не надо: «Заработаешь». Я работал десять лет и пять лет назад купил домик, перестроил его и в этом году встречал там первую .

Несмотря на то что суд обязал Андриса Лиепу выплачивать 25% своего дохода на воспитание несовершеннолетней дочери, журналисты выяснили, что артист балета этого не делает. Сейчас он числится в должниках у Федеральной службы судебных приставов .

ПО ТЕМЕ

Более того, помимо невыплаченных дочери алиментов, именитый танцовщик должен столичному банку "Петрокоммерц" восемь миллионов 534 тысячи рублей . В распоряжение журналистов издания SUPER попали снимки входной двери в доме Андриса Лиепы, на которой висит уже несколько повесток о вызове к судебному приставу-исполнителю. По закону, согласно документам, если артист не предпримет каких-либо действий с момента получения повестки, ему грозит запрет в выезд за границу.

Ранее в интервью экс-супруга Лиепы Екатерина рассказала, что несколько лет Андрис только оплачивал учебу дочки в школе . "Для всех присутствующих в зале это был шок. Народный артист России Андрис Лиепа заявил, что никаких алиментов он платить не собирается. А мотивировал свое решение отец тем, что он и так помогает матери растить дочь. Так и сказал: "Я достаточно участвую в жизни ребенка. Например, я ее познакомил с Бритни Спирс…" – рассказал защищающий интересы Екатерины адвокат Александр Добровинский, добавив, что в подтверждение своих слов Лиепа показал фотографию, изображающую Ксению и американскую поп-принцессу. "Все в зале чуть со смеху не попадали", – отметил именитый юрист.

Напомним, Андрис Лиепа и Екатерина Катковская познакомились в 1989 году. Тогда артист впервые приехал в Мариинский театр – участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Именно там работала балериной Екатерина. Однако поначалу общение двух артистов было построено исключительно на дружеских чувствах, и лишь в 1991 году это переросло в любовь. 22 мая 1995 года влюбленные обвенчались в Николаевском соборе в Санкт-Петербурге, но поженились только в январе 1998 года, незадолго до рождения их дочери Ксении.