Что такое патриотизм своими словами. Необычный подход

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

1.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Какова цель гражданского воспитания школьников?

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся семья общество и школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у растущего человека ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Какими качествами должен обладать гражданин?

Смысл гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе

– внутреннюю свободу;

– чувство собственного достоинства

– дисциплинированность,

– уважение к государственной власти,

– любовь к Родине и стремление к миру

– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Ответьте на вопросы

Что такое внутренняя свобода, чувство собственного достоинства и в как эти качества проявляются в сознании и поведении человека. Какими еще личностными качествами должен, на ваш взгляд, обладать гражданин

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций

Из каких компонентов складывается гражданское воспитание?

– патриотическому воспитанию,

– формированию культуры межнационального общения,

– правовой культуры,

– политической культуры.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения

В чем состоит сущность понятия «патриот»?

В толковом словаре В. И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине.

Патриотизм преплолоагает не только любовь к родине, но и уважительно отношение к другим странам, народам культурам. Истинный патриот не может любить свою родину пи презирать или ненавидеть другие станы и народы. Поэтому составной частью патриотического воспитания является воспитание культуры межнационального общения

Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму (найдите значение и происхождение этого слова в словаре иностранных слов или википедии). В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме уважение и солидарность с другими народами и странами (Солидарность – активное сочувствие чьим-л. действиям или мнениям; общность интересов, единодушие).

Ответьте на вопросы.

Какое место в структуре воспитания патриотизма и культуры межнационального общения занимает воспитание толерантность. В чем проявляется это личностное качество. Есть ли в русском языке смысловые аналоги этому слову

В санкт-петербургской гимназии № 166 провели опрос среди учеников 5-9 классов. Считают ли гимназисты себя патриотами? Казалось бы, ответа может быть только два: да и нет. Однако все больше школьников считают себя патриотами отчасти. Что мешает им однозначно ответить «да» или сказать уверенное «нет»? В ходе бесед со школьниками выяснилось, что причина кроется в истолковании слова «патриотизм».

Свирепый патриотизм

Многие ученики путают патриотизм с фанатизмом, считая, что патриот - это тот человек, который любит свою страну и при этом обязательно ненавидит другие страны. Ученики так и отвечали: «Я люблю свою страну. Но так как другие страны я уважаю тоже, то и патриотом могу назвать себя только наполовину». Откуда в детском сознании берется такой искаженный патриотизм? Последние события на Украине, освещаемые различными СМИ, сделали свое дело. Украинские бандеровцы наглядно показали, как незаметно можно подменить одно понятие другим: ненависть к России выдать за любовь к своей стране. На душе становится спокойнее, когда вдруг понимаешь, что вышеназванную категорию школьников отнюдь нельзя считать потерянным поколением. Напротив, эти ребята интуитивно чувствуют, что свое отношение к миру нельзя строить на ненависти, грубости и жестокости, что любовь - это созидающая, а не разрушающая сила. Однако понимание патриотизма у них подкорректировать все-таки надо.

Потребительский патриотизм

Беспокойство вызывают те, кто любил бы Россию, если бы страна была идеальной

Беспокойство вызывают те, кто, по их словам, любили бы Россию в том случае, если бы страна была идеальной, а так как в ней есть недостатки, то и патриоты они только наполовину. Логика этих школьников основывается на потребительском отношении. Их нельзя назвать патриотами даже отчасти, так как они нацелены только брать, ничего не отдавая взамен. Благоприятным обстоятельством для выращивания юных потребителей стал и тот факт, что вот уже как целое десятилетие в наших школах отсутствует в учебной программе трудовое воспитание. Уроки труда благополучно заменили на экономику, информатику. Трудиться стало чем-то стыдным, непрестижным. Бросить фантик в коридоре школы (есть уборщица - подметет, за это ей деньги платят) стало нормой. Убрать мусор (тем более если этот мусор чужой) придет в голову не каждому.

Безответственный патриотизм

Некоторые ученики боятся назвать себя стопроцентными патриотами, так как не считают себя достойными этого звания. По их мнению, патриотом может быть только тот, кто не просто себя таковым считает, но кто совершает поступки на благо Родины. На первый взгляд, подобные высказывания достойны похвалы. Однако что же мешает этим ребятам творить благие дела? Оказывается, говоря о поступках, дети имеют в виду поступки глобальные, в масштабах всей страны. А так как «я еще маленький», чтобы геройствовать, то и не судите строго. Школьники осторожничают, так как не желают брать на себя ответственность. Если же уверенно признать себя патриотом, то это может означать, что каждый день, каждую минуту придется соответствовать этому званию. Помогать, а не малодушничать. Проявлять милосердие, а не злиться. Одним словом, не позволять душе лениться. Быть патриотом наполовину - удобней и легче.

Патриотизм спит

Логика такова: есть война - есть патриотизм. Но в войну любовь к Родине не появляется, а просто проявляется

Многие школьники считают себя не патриотами, а только гражданами своей страны. Ученики с подобным мышлением имеют знания о патриотизме. Но почему-то не чувствуют его в себе. Чувство патриотизма, по их мнению, приходит с возрастом. Его нужно воспитывать. А как же дети, которые во время Великой Отечественной войны сражались наравне со взрослыми?

«Война заставляет детей повзрослеть раньше, - исправляются ученики. - Война - это особые условия. Когда над головой мирное небо, патриотизм спит». Нередко и детям, и взрослым кажется, что, окажись они в каких-то особых условиях, у них сразу же появится то, чего до этого у них не было. Есть война - есть патриотизм. Нет войны - нет патриотизма. Но не задумываются они о том, что в этих исключительных условия ничего не появляется, а просто проявляется.

Вернемся к статистике. 53% подростков считают себя патриотами. Остальные на вопрос: «Считаешь ли ты себя патриотом?» - ответили или «нет», или «50/50».

Наверное, каждый человек слышал такое слово как «патриотизм». Однако далеко не каждый в состоянии дать четкое понятие этому определению. Что такое патриотизм? Чтобы в этом разобраться и написана эта статья.

Само слово «патриотизм» уходит своими корнями в древнюю Грецию. В переводе с греческого языка это понятие обозначает «отечество, соотечественник». Толковый словарь русского языка дает определение патриотизма как нравственного и политического принципа, который заключается в любви к Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам. Патриотизм подразумевает под собой гордость за принадлежность к определенному государству, гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножить и сохранить на протяжении долгих лет. Обратившись к толковому словарю мы можем теперь понять, в чем проявляется патриотизм.

Если смотреть глубже, то историческим источником патриотизма является закрепленное веками и тысячелетиями существование людей в рамках отдельных государств, что само по себе формировало у человека любовь и преданность именно к той местности, где он вырос и жил. В условиях образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью национального самосознания и культуры. При ответе на вопрос - в чем проявляется патриотизм, достаточно просто обратиться к истории Великой Отечественной Войны, где люди массово жертвовали своими жизнями ради родной земли. Именно эти персонажи чаще всего приводятся в пример, когда школьники пишут сочинение - что такое патриотизм.

Классификация типов патриотизма

С тем, что представляет собой явление патриотизма, мы разобрались. Однако само понятие «патриотизм» имеет еще и свою классификацию. Итак, какие существуют типы патриотизма?

  1. Полисный патриотизм – явление, которое наблюдалось в эпоху античных государств, и представляющее собой любовь к определенному городу-государству (полису).
  2. Имперский патриотизм – выражал лояльное отношение к империи, а также к ее правительству.
  3. Этнический патриотизм - явление, представляющее собой любовь к определенному народу без какой-либо привязки к определенной местности или же государству.
  4. Государственный патриотизм. Представляет собой чувство глубокой любви и преданности к определенному государству, стране.
  5. Квасной патриотизм. Представляет собой очень сильное, гипертрофированное чувство любви к государству и его населению.

Критика патриотизма

Однако, существует и другое мнение в отношении патриотизма. Лев Толстой рассматривает в своих трудах патриотизм как, в целом, деструктивное явление. Он говорил, что любовь к своему народу и земле является истинным источником всех войн и страданий, с ними связанных. Также он добавлял, что патриотизм как явление является глубоко чуждым русскому народу. Толстой объяснял это тем, что ни разу не слышал от русских людей об искреннем и настоящем проявлении этого чувства, однако значительно чаще обращал внимание на пренебрежение народа к этому чувству.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что существует множество ответов на вопрос о том, что значит патриотизм. Однако все его определения несущественно отличаются друг от друга и по большому счету сводятся к описанию одного и того же явления.

В последнее время, что очень радует, все чаще речь заходит о патриотизме. Власть во всех уровнях стала задумываться о возрождении патриотизма, так как эту «брешь» в воспитании давно пора закрывать. Но попытки залатать ее с помощью финансовой стимуляции действия не возымеют, так как патриотизм нельзя купить, его воспитывают, формируют в течение многих лет. Определенная часть молодого поколения, которому сейчас 25-35 лет, даже не воспринимает никакие призывы к патриотизму, и им неловко откликаться на них. Они не знают, что это такое.

Кого можно назвать патриотом?

Так кто такой патриот? Долгие годы данное понятие не упоминалось, а в 90-е годы призывы любить Родину даже считались избитыми и консервативными. Памятники культуры уничтожались, пойти в армию считалось занятием глупым, и было нормальным явлением уклониться от службы.

Патриотом можно считать того, кто с детства воспитывался на конкретных примерах, для кого чужой подвиг - это не просто слова. Кто такой патриот? Тот, кто действительно способен проникнуться чужими проблемами, у кого чувство сострадания и любви не законсервировано. Нельзя просто назвать человека патриотом и считать, что он является им. Быть таковым - значит не только кинуться или отдать жизнь за близких. Это воспитание в себе общечеловеческих качеств, пребывание индивидуума в таком обществе, которое может считаться нормальным, с ценностями, достоинством и способностью заботиться о ближних.

Если эти условия не созданы, то для человека всегда будут приоритетными лишь личные амбиции, собственное благо и достаток.

Как же обстоят дела в данное время?

Ситуация кардинально поменялась, наконец власти поняли, что само собой ничего не происходит. Возложенные на родителей обязанности по воспитанию полноценных членов общества зачастую не были исполнены. Порой накормить своих чад было проблематично, а уж о том, чтобы тратить время на патриотические беседы, не было и речи.

В данный момент организованы военно-спортивные клубы, поисковые отряды, которые наглядно демонстрируют реальную работу и помощь родственникам погибших. Создаются организуются казачьи отряды, юный патриот России изучает истоки казачества, в школах для подростков преподают основы военного дела.

Стараются привить азы православной культуры, обозначить высокие в сотрудничестве с представителями церкви. Вводятся уроки православного воспитания.

Пресса и телевидение о патриотизме

Средства массовой информации с энтузиазмом подхватывают тему патриотизма, все чаще можно встретить на страницах печатных изданий конкретные примеры подвига, отличившимся вручают грамоты и поощрительные подарки, что широко освещается в газетах и на телевидении. Киноиндустрия пытается донести до подростков, кто такой патриот, снимаются фильмы, которые интересны молодежи, бывает, что при просмотре фильмов на военную тематику меняются ценности. Юный патриот стремится стать похожими на героев, его волнуют проблемы в стране, а значит есть шанс, что он захочет их решить, когда повзрослеет.

Спорт в деле воспитания патриотов

Полно сил, стремлений и амбиций. Задача общества - направить их, подсказать, разглядеть способности, и с этой задачей отлично справляется спорт. Секции не только позволяют стать своим воспитанникам сильными и быстрыми, но и способны пробудить у подростка это чувство - патриотизм.

Когда он стоит на пьедестале почета, он невольно прикасается к единому чувству гордости за Родину, за себя, за свой клуб. Большинство спортсменов - истинные патриоты отечества, они по-другому воспринимают гимн, когда он играет в честь их заслуженной победы. Не зря у многих застывают в глазах слезы, им знакомы такие чувства, как самоотдача, трудолюбие и стремление быть лучшим. Они по себе знают, какую цену им пришлось заплатить за этот трепетный и волнительный миг победы.

Воспитание на примерах

Если парень из соседнего дома получил медаль за спасение на пожаре, это воспринимается ярче, чем речи незнакомых и важных людей по телевизору. Конкретные примеры всегда более действенны, и необходимо возбудить интерес, подросток обязательно обсудит это с друзьями, захочет подражать герою, сможет побороть в себе неуверенность и страх. Он всегда сможет ответить, кто такой патриот.

Говорить с молодым поколением на одном языке

Интересы у современной молодежи разнообразные, источников информации множество. В этой ситуации стоит обратить внимание на то, что можно направить любознательность ребят в нужное русло, юный патриот откликнется, если будет возможность узнать свою историю, корни. Это уже не развлечение: с помощью исторических фактов, примеров легко перевести интересы в патриотическое русло. Не стоит пользоваться методами, которые отрабатывались на пионерах и комсомольцах. Время идет вперед, и современная молодежь требует к себе иного отношения, нужно забыть старые шаблоны, они могут только усложнить процесс. Неравнодушие к малой родине, честность, отзывчивость и сострадание - это качества патриота. Необходимо указывать на то, что государство - это не те, кто управляет в данный момент. Мы с вами и есть страна, Россия, и если ничего не делать, то никогда не будет перемен.

Ложь и пустозвонство - главные враги истинного патриота, если не обращать серьезного внимания на эту проблему, то мы получим поколение циников, которые заботятся лишь о своем благополучии. Стоит больше обращать внимание на историческое наследие, память, культуру, тогда будет отдача, станет кому защитить Родину, стоять на пьедестале и править страной. Если интересоваться историей своего рода, места, где ты вырос, шанс возрастает, что это стремление к знаниям перерастет в большее, коснется общей истории.

Перемены, которые случились в последние годы, привели к тому, что мировоззрение людей изменилось, ломаются представления о духовности, процесс формирования новых реалий и ценностей существенно отстает от развенчания старых. И как итог - утрата патриотизма, который совсем недавно был немаловажной частью в сознании, именно он являлся фактором становления российского менталитета. Исследования показали, что растеряна, нет четкой позиции, идеалов, отсюда и откровенный пессимизм в восприятии реальной жизни.

Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) зачастую трактуется как нравственный и политический принцип, духовное чувство, которое содержит в себе любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Являясь конкретно-историческим понятием, патриотизм в каждой эпохе может иметь различные социальные и аксиологические интерпретации. Однако основной принцип остаётся тем же, как и структура его составных элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - место обитания народа - страна в целом, и связан он с процессом самоидентификации, то есть, осознанием себя членом какой-либо группы, принимая на себя свойства этой группы и ответственность за неё. Последние два элемента структуры не обязательно предстают в такой последовательности, так как государственные границы иногда не совпадают с местами обитания народов. В этом смысле патриотизм - понятие, не всегда созвучное с понятием государства, хотя и тесно связано с ним и более выражено в понятии «Отечество». Термин «патриотизм» означает, помимо этого, преданность народа, уважение к его истории, традициям и культуре.

Как понятие, патриотизм возник в сравнительно давние времена. И, возможно, ещё до существования государства, он проявлялся на физиологическом и психологическом уровне, как попытка защитить собственность и других членов племени.

Уже Платон имел аргументы в пользу того, что родина дороже отца и матери. В более развитой форме любовь к Отечеству, как высшую ценность, видят в своих трудах такие мыслители, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Под патриотизмом понималось служение народу, государству и власти; в Древней Греции, Риме и средневековье он трактовался как чувство преданности к определённой нации, державе и её институтам [Антипов, 1987, с. 148].

Идею патриотизма как основу объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчётливо можно увидеть в «Повести временных лет» и в проповедях преподобного Сергия Радонежского. В Киевской Руси смерть за родные земли считалась почётным долгом перед Родиной. При освобождении страны от чужеземного ига и формирования единого государства, патриотические идеи усиливаются, приобретая материальную основу, и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма. Во времена Петра Великого Отчизна начала отождествлять себя с определённой территорией и исторически сложившегося на ней общества. Таким образом, патриотизм, проявленный на государственном уровне, становится важнейшим направлением деятельности государственных и общественных институтов [Тюрин, 1987, с. 33-78].

Множество педагогов и мыслителей прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного развития, указывало на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является и как важная задача воспитания, и как мощный педагогический инструмент: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и великую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [Ушинский, 2011, с. 97].

И.А. Ильин писал: «Люди на уровне инстинкта, естественно и незаметно приспосабливаются к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остаётся почти всегда за границей их сознания. Тогда любовь к родине живёт в душах в виде неразумной, предметно неопределённой склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [Ильин, 1993, с. 71].

Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие, как и прежде, не имеет конкретного определения, поэтому существует необходимость более подробного его обзора.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [Даль, 1955, с. 144].

Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своей Родине, к соотечественникам, в преданности и готовности служить своему Отечеству.

Педагогический энциклопедический словарь предлагает следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [Бим-Бад, 2003, с. 83].

Патриотизм - это социальное явление, которое имеет большую устойчивость и долгую жизнь в народе, даже при его разрушении. Истинный и духовный в своей сущности патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к Отчизне, преданностью, гордостью за её прошлое и настоящее, в стремлении и готовности её защищать. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [Вырщиков, 2005, с. 36].

Следовательно, по их мнению, речь идёт о наиболее важном отечественном социально-культурном постулате, который раскрывает смысл воспитания: высшей ценностью является человек, который хочет и умеет любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во всей истории занимала почётное место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составной компонент национальной идеи России, неотъемлемая часть отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [Вырщиков, 2005, с. 49].

Анализ мнений историков, философов, писателей, касающийся сущности рассматриваемого понятия показывает, что понимание патриотизма многообразно и несколько неоднозначно. Это связано со сложным характером явлений, разнообразием форм, рассмотрением проблемы патриотизма всевозможными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, а также в зависимости от множества позиций.