Cочинение «Интеллигенция и революция в романе Б. Л

Юрий Живаго - представитель русской интеллигенции. Причем он - интеллигент и по духовной жизни - поэт от Бога, и по профессии милосердной, человеколюбивой - врач; по неисчерпаемой душевности, «домашности внутреннего тепла» и по стремлению к независимости.

Юрий Андреевич воспитан наукой, искусством, укладом жизни прошлого века. Отсюда в романе столько скрытых и очевидных реминисценций из русской классической литературы. Они помогают понять героя, передать его мироощущения. У него больше колебаний и сомнений, больше лирического отношения к событиям, чем ясных ответов и окончательных выводов. В этих колебаниях не слабость Живаго, а его интеллектуальная и моральная сила. У него нет воли, если под волей подразумевать способность без колебаний принимать однозначные решения, но в нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений.

Пастернак стремился осмыслить проблему русской интеллигенции, привыкшей к мысли о самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая «отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи».

Это не видение войны из стана красных, как в "Разгроме", "Чапаеве", "Школе" и десятках других произведений. Это не изображение из стана белых, как в "Тихом Доне", "Хождениях по мукам", фильме "Бег" (пьесе "Дни Турбиных" Булгакова) и других. Нет, это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.

«... Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси».

Так писал он в одном из стихотворений, выражая свое отношение к революции и войне.

Юрий Андреевич Живаго сын разорившегося миллионера, покончившегося с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком "свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного... у него было дворянское чувство равенства со всем живущим"... Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа.

Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом.

Первая мировая война преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война "была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий". Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном, большевике Тарасюке, мастере-золотые руки, рассказывают: " То же самое случилось с ним на войне. Изучил и ее, как всякое ремесло... Всякое дело у него становилось страстью. Полюбил и военное. Видит, оружие-это сила, вывозит его. Самому захотелось стать силою. Вооруженный человек -это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отыми у него теперь винтовку, попробуй". Очень характерна судьба одного красного партизана Памфила Палых. Он открыто признается Юрию Андреевичу: " Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа-имени не помню, вся водой растеклась. Оголец у меня один из головы нейдет, огольца одного стукнул, забыть не могу, за что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру. Ни за что." Это было еще до Октябрьской революции. И ведь Памфил тоже начинает с мировой войны.

Но, видно, жестокость не для всех проходит даром. Страшна его судьба. Чувствуя возмездие за сделанное, он начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безумно.

Страшно кончается и жизнь Антипова-Стрельникова, бывшего учителя, добровольцем ушедшего на фронт в мировую. В гражданскую он стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Уралу. "Он стал лелеять мысль стать когда-нибудь судьей между жизнью и коверкающими ее темными началами, выйти на ее защиту и отомстить за нее. Разочарование ожесточило его. Революция его вооружила". "Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников". " Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся". Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он выполнил свою роль, его хотят предать трибуналу. Затравленный преследованиями, он признается Живаго: " А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они". Так объясняется бессмысленность стольких жертв. Стрельников убивает себя. Он никому уже не нужен.

Всего несколько лет прожил после гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые подошли прекрасно, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь "словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих".

Но до окончания войны еще много пришлось перенести невзгод Живаго. Роман Б.Пастернака-это, мне думается, прежде всего книга о высокой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей.

Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Потом угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовьюЛарой.

Описание любви Юрия и Ларисы это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Это нужно учить наизусть, изучать в школе, читать вслух на свадьбах. Это идеал уважения мужчины и женщины друг к другу.

Но жизнь неумолима. "Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников... кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза".

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не "праздник угнетенных", а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны.

Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: "Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами... это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку".

Вывод, который я сделала из романа, можно высказать так: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения. И хочется, чтобы нынешняя наша революция принесла как можно меньше бед.

В книге есть очень глубокая мысль. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: " А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое". Я понимаю это так, что не следует думать только о всеобщем, а потому ничейном благе, но прежде всего делать добро конкретным людям, как бы мало оно не было.

В «Докторе Живаго» же Пастернак взглянул на события гражданской войны с позиции «неприсоединившегося» интеллигента. «… революция там изображается вовсе не как торт с кремом. Почему - то ее принято изображать как торт с кремом…» - это из слов автора о своем романе.

Юрий Андреевич - человек твердых убеждений, основу которых составляет взгляд на человека, как на высшую ценность жизни. Гуманистические принципы доктора ставят его выше того выбора, перед которым встает бессильный Мечик, включившийся в схватку, и не способный на жертвенность. Живаго не принимает законы этой схватки, обрекающей народ на несчастья и лишения.

С этим связано определенное понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и Сережу Ранцевича, добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего страдающих людей.

У Пастернака одна из центральных проблем романа - незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.

Писатель убеждает нас в том, что интеллигенция в 20-е годы «колебаться» могла только в сторону неприятия революции. Вот только характеры этого неприятия различны: один доказывает этим свою несостоятельность, другой, наоборот демонстрирует незыблемость своих взглядов.

«Доктор Живаго»- с оглядкой на десятилетия, последовавшие за «триумфальным шествием» революции. События Октябрьской революции входят в Живаго так же, как входит в него сама природа. Он их воспринимает, как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы.

Чтобы понять отношение Пастернака к событиям, надо привести сцену из романа: Купив у мальчика - газетчика экстренный выпуск с правительственным сообщением из Петрограда « об образовании Совета Народных Комиссаров, установлении в России советской власти и введением в ней диктатуры пролетариата»» Юрий Живаго, возвратясь домой, громко разговаривает:

« Какая великолепная хирургия! (Истинное восхищение врача) Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы… это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без внимания к ее ходу.… Это всего гениальнее».

После восхищения берет свое реальная жизнь. Житейский дискомфорт иссушает Живаго, жестокость разгулявшейся красной партизанщины отталкивает его, причем отталкивает и жестокость белых. Отталкивает равнодушие новой власти к культуре.

Революция, гражданская война развязала «звериные инстинкты», «общипала догола государство». Пренебрежение законностью, культ насилия, моральное одичание - все это идет оттуда.

Критически вглядываясь в происходящее, Живаго видит, что революционным переменам сопутствует пренебрежение духовными ценностями человека во имя материального равенства, растет владычество фразы, утрачивается вера в собственное мнение.

Революционный процесс разметал среду интеллигенции и в то же время вынес ее обломки на поверхность, помещая заурядных представителей этой среды выше, чем они заслуживали: что считалось заурядным, стало выглядеть исключительным.

Пастернак всегда был чужд чистоплюйства в поэзии. Революционные события предстали перед ним во всех их обнаженной сложности, и в своем романе он и показывает противоречия в эмоциональном понимании происходящего.

Живаго - образ интеллигенции, умирает в атмосфере « отсутствия воздуха». На протяжении всего романа разразившаяся в стране революция будет постепенно «хоронить» Живаго.

«Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты… Его не пропускали, на него огрызались… Он стал протискиваться через толпу на задней площадке, вызывая новую ругань, пинки и озлобление…» Пастернак реализовал метафору - отсутствие воздуха. Еще А. Блок сказал, что Пушкина «убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура». А позже он скажет уже о себе: «… Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем, жизнь потеряла смысл».

Герои романа испытываются огнем русской революции, которую Пастернак считал поворотным событием в судьбах XX века. Они занимают по отношению к ней разные позиции - и в зависимости от занятой позиции складываются их судьбы. Путь, который выбрал Живаго, не сулит побед в финале, не избавляет от ошибок, но только этот путь достоин человека - художника, человека - поэта. Юрий остается самим собой. За это, словно в восполнении реальной биографии, ему и дается возможность прожить свою идеальную судьбу в биографии духовной, воплощением которой становится тетрадь его стихотворений. Именно она завершает роман.

В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом.
Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.
Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого послужила названием для самого романа. Юрий Живаго - доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре. Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной жизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.
Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с надеждой на лучшие перемены. Такое отношение к октябрьским событиям было характерно для большей части представителей интеллигенции, потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни. Но, к великому сожалению, революция не оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленных страданий Юрия Живаго, его родных и друзей. Революция внесла свои коррективы: она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.
Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа - его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам. Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь. Может показаться, что главный герой произведения - трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.
Герой не желает и не может переступать через себя, собственные принципы. Для него идея насилия, даже во имя справедливости, безнравственна. Герой вынужден жить среди других людей, двигаться вместе с историей, но в душе он - творец и потому противостоит ей, пытаясь быть незаметным, удалиться от революционного процесса, погрузившись в частные проблемы. И поэтому он обречен на гибель. На примере жизни своего героя и его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории. Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь: так, рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях.

    Доктор Манетт записал происшедшее с ним в записках, которые читают во время второго, фатального, суда над Дарнеем. Отсюда контрастирующая с трагичностью происходящего с героем Диккенса шутка Юрия Живаго о том, что его "тифозный час пробил"....

    Есть книги, которые надо читать медленно, как можно медленнее, потому что они заставляют размышлять над каждой фразой и любоваться целыми страницами. Особый дух есть у этих книг, своя душа. Доктор Живаго Б. Пастернака одна из таких книг. Роман этот...

  1. Новое!

    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как сам автор характеризует свой замысел в 1946 го­ду в письме к сестре О. М. Фрейденберг: «Начал писать большой роман в прозе. Собственно это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу...

  2. Стихи, составляющие отдельную, заключительную часть романа «Доктор Живаго» в качестве стихов главного героя - врача Юрия Живаго, Борис Пастернак считал лучшими своими стихами. Здесь очень многие образы связаны с Евангелием. В открывающем цикл «Гамлете»...

Отражение событий революции 1905 года

в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

С. В. Красильникова

г. Чистополь, Республика Татарстан

Б.Л. Пастернак – гениальный писатель русской литературы 20 века. Его мировое признание состоялось после публикации романа «Доктор Живаго» за границей. За этот роман Нобелевский комитет присудил ему премию, выбрал его лауреатом. Но роман кроме успеха принес Пастернаку и много страданий. Он был исключен из Союза Писателей СССР и фактически, стал невыездным и опальным писателем.

«Роман Б. Пастернака является злостной клеветой на нашу революцию и на всю нашу жизнь. Это не только идейно порочное, но и антисоветское произведение, которое безусловно не может быть допущено к печати. В связи с тем, что Б. Пастернак передал свое произведение в итальянское издательство, Отдел ЦК КПСС по связям с зарубежными компартиями принимает через друзей меры к тому, чтобы предотвратить издание за рубежом этой клеветнической книги» (из Справки Отдела ЦК КПСС) .

Сегодня ситуация полностью изменилась. Произведения Пастернака есть и в школьной программе, его роман экранизирован, его стихи положены на музыку… Существует много критических статей, признающих огромное значение романа: «Роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция…» .

Е. Евтушенко пишет: «этот роман – роман нравственного перелома двадцатого века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой» .

Через весь роман проходит идея революции. В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий. Революция – это и есть откровение (“ахнутое”, “данное”), и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов.

Живаго склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не ведет.

«Юрию Андреевичу кажется дикой сама идея переделывать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм губителен»,- читаем в предисловии к роману .

Революция 1917 года и ее последствия прослеживаются в романе через судьбы главных героев. Мне бы хотелось обратить внимание на то, как Пастернак мазками рисует события Первой революции, обратиться к началу романа. О событиях 1905 года герои романа вспоминают довольно часто. Вот Лара говорит: «Это уже не мальчики стреляют», вот комиссар о бунтовщиках говорит, что «никаких казаков, не надо 1905 года!» и др.

Революции 1905 года в романе посвящено с точки зрения истории несколько сцен: Всероссийская Октябрьская стачка, стачка железнодорожников, Пресненское восстание (Декабрьское вооруженное восстание в Москве), демонстрация по поводу принятия Манифеста 17 октября, забастовка в швейной мастерской мадам Гишар.

Свойственные Б.Л. Пастернаку внимание к отдельной судьбе, к отдельной личности, стремление передать исторические события с позиций «субъективных» также нашли свое выражение в романе «Доктор Живаго». И все же позволим себе вопрос: насколько объективно показаны данные исторические события в романе? Сохранил ли историческую правду писатель? Не исказил ли события?

«Осенью происходили волнения на железных дорогах московского узла. Забастовала Московско-Казанская железная дорога. К ней должна была примкнуть Московско-Брестская. Решение о забастовке было принято, но в комитете дороги не могли столковаться о дне ее объявления. Все на дороге знали о забастовке, и требовался только внешний повод, чтобы она началась самочинно» .

Тиверзин и Антипов, ушедшие с заседания комитета раньше, не знали о его решении начать забастовку в тот же вечер. «Когда из паровозоремонтного…вырвался сигнал…, от входного семафора к городу уже двигалась толпа из депо и с товарной станции, сливаясь с новою толпой…Тиверзин много лет думал, что это он один остановил в ту ночь работы и движение на дороге… «Смелость города берет, маменька, … Стоит моя дорога от Москвы до самой Варшавы» .

Пастернак колоритно описывает разговор рабочих: «Раздавались другие голоса:

Толкуй тоже – пожар! Деревня! Не слушайте дурака. Это называется зашабашили, понял? Вот хомут, вот дуга, я те больше не слуга. По домам, ребята.

Народу все прибывало. Железная дорога забастовала».

Московский комитет РСДРП призвал к всеобщей стачке на дорогах Московского железнодорожного узла с полудня 7 (20) октября. Вслед за Москвой стачка перекинулась в Петербург и другие крупные города и к 13 (26) октября охватила основные промышленные центры страны. «Прекратили работу фабрики, заводы, транспорт, электростанции, почта, телеграф, учреждения, магазины, учебные заведения. Число бастующих достигало 2 млн. человек» .

В романе о размахе стачечного движения мы узнаем из сцены в мастерской мадам Гишар: «Нас сымают, мадам. Мы забастовали…Так теперь у всех. Весь свет. А нешто супротив него возможно?» .

«Первый вопрос: была ли октябрьская стачка стихийной? И да, и нет. Для такой группы, как железнодорожники – нет. «За подготовку к стачке летом 1905 года высказался и Всероссийский железнодорожный союз…» .

Как мы смогли убедиться, Пастернак подчеркивает организованный характер стачки .

Вот что пишет о революции 1905 г. С.Ю. Витте: «Можно без всякого преувеличения сказать, что вся Россия пришла в смуту и что общий лозунг заключался в крике души «так дальше жить нельзя», другими словами, с существующим режимом нужно покончить» .

С.Ю. Витте оказал решающее воздействие на императора Николая Второго в его подписании «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года. Манифест достиг своей цели. Большая часть лагеря мелкой буржуазии, дворянства, крестьян свернули свою активную борьбу.

Пастернак словами матери Тиверзина объясняет народное понимание сути Манифеста: «Государь, понимаешь, манифест подписал, чтобы все перевернуть по-новому, никого не обижать, мужикам землю и всех сравнять с дворянами» .

Таким образом, можно в подтверждение этих взглядов привести воспоминания Витте о целях революции: «проводить все мечты и желания … а все – (стояли за) устранение всех стеснений, в которых проходила вся их жизнь, а стеснения эти во многих случаях были безобразные, антихристианские, грубые, и что особливо непростительно, часто глупые; крестьяне подняли усилено вопрос о безземелии и вообще об их угнетенном положении» .

В романе мы не находим таких четких требований, как в других произведениях. Один из главных был вопрос о земле. Так П. Сорокин в своих воспоминаниях о своей агитаторской юности под кличкой «товарищ Иван» пишет: «Стоя на большом пне товарищ Иван бросал во внимательно слушающую толпу страстные обличения царизма и восхваления будущего строя, в котором власть будет принадлежать народу, земля – крестьянам, а заводы – рабочим, и в котором свобода и справедливость будет обеспечена каждому» .

Потому и кажется бессмысленным разгон демонстрации полицией: «Смертоубийцы проклятые, окаянные душегубы! Людям радость, царь волю дал, а эти неутерпят» – возмущена мать Тиверзина. Она также видит причину и в организаторах: «Все это штуки Купринькиных путаников… Только бы им лаяться да вздорить» . Б.Л. Пастернак в подтверждение пишет, что организация была схожа с пословицей «У семи нянек дитя без глазу».

Совершенно справедливо писатель показывает сочувствие интеллигенции революционным событиям. «Все, что происходит сейчас кругом, делается во имя человека, в защиту слабых, на благо женщин и детей… От этого когда-нибудь будет лучше мне и вам» – убеждает расстроенную мать Лара .

А.А. Вознесенский дает следующую оценку романа: «Проза Пастернака отнюдь не статья «Как делать стихи», нет, это роман, жизнь поэта, роман о том, как живут стихом и как стихи рождаются из жизни. Таких романов еще не было. Увы, «Доктор Живаго» – это теперь не просто книга, роман сросся с позорными событиями вокруг него. Тридцать лет пропаганда наша, не прочитав его, не вдумавшись в лирическую музыку его волшебного русского языка, выдавала роман за политического монстра, за пасквиль...

В результате всесоюзной брани роман нельзя сегодня читать объективно. Читатель ныне тщетно ищет в книге обещанную «крамолу» .

Согласимся с Вознесенским. Действительно, Пастернак показывает события истории глазами обывателя, субъективно, роман не наделен идеологическими рамками, в которых писали другие писатели советского времени. Пастернак не создал контрреволюционного произведения. И, конечно, с позиций партработников никакого восхваления революционеров и обличения царизма мы здесь не увидим. Главный вывод – литература должна быть свободна от идеологии. Мы увидели революционную Россию 1905 г. так, как ее понял и прочувствовал Б.Л. Пастернак.

Д. Поликарпов, И. Черноуцан / Справка Отдела культуры ЦК КПСС о романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (Не позднее 31 августа 1956 г.). URL : (Дата обращения 15.01.2015)

Е.А. Евтушенко. «Почерк, похожий на журавлей». URL :http :// pasternak . niv . ru / pasternak / kritika / evtushenko - pocherk - pohozhij - na - zhuravlej . htm (Дата обращения 19.01.2015)

Граф С.Ю. Витте – «Воспоминания. Царствование Николая II », т.I, Ленинград, 1924 г. с. 453-454. URL :

В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.

В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.

Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения. Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома. на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”. Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…

Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

(No Ratings Yet)

Революция в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”

Другие сочинения по теме:

  1. Это проза поэта, насыщенная образам, философскими мотивами. Центральная проблема – судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который...
  2. Написав в 1922 году книгу стихов “Сестра моя – жизнь” и взяв за основу сюжета любовный роман, Пастернак проводит своих...
  3. Над романом “Доктор Живаго” художник работал на протяжении 10-ти лет. Действие в романе разворачивается на фоне событий революции, гражданской войны,...
  4. У романі “Доктор Живаго” Борис Пастернак передає своє світовідчування, своє бачення подій, потрясших нашу країну на початку XX сторіччя. Відомо,...
  5. У своєму знаменитому романі “Доктор Живаго” Борис Пастернак торкнути важливу для своєї епохи проблему ролі революційних подій у долі російської...
  6. В 1956 р. Пастернак закінчив роботу над романом “Доктор Живаго”. Задум роману “Доктор Живаго”, по визнанню самого автора, виник у...
  7. Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нем, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники –...
  8. Твір по літературі: Художня своєрідність роману Б. Пастернаку “Доктор живаго” Є книги, які треба читати повільно, як можна повільніше, тому...
  9. Юрій Андрійович – стихійна, творча людина, і під стать йому його дядько – Микола Миколайович. Хоча можливо я не зовсім...
  10. “…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас” – так понимал природу искусства Борис...
  11. Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...

Борис Пастернак считал Великую Октябрьскую Революции переломным моментом ХХ столетия. Он воспринимал ее не как борьбу красных и белых, а как беспощадную мясорубку, где кучка людей у власти посылает на смерть сотни людей. Сам автор писал, что в своем произведении хотел отразить образ исторической России, описать и все хорошее и все плохое. Вместе с тем Пастернак через Живаго писал о своих взглядах на религию, искусство и судьбу человека в истории страны.

Роман «Доктор Живаго» написан от лица того, кто не выбирал чью-то сторону, кто был воспитан высокообразованными людьми, кто интеллигентен по своей сути и не может выносить жестокости и убийств. Юрий Андреевич Живаго квалифицированный врач, пишет превосходные стихи и, кроме того, воспитывался укладом жизни прошлого века – отсюда и обилие цитат из русской классической литературы. Он не трус, не отщепенец, не предатель, он гуманист и лирик. Революция становится его трагедией, так как он теряется и не понимает, как можно жить в мире, где людей убивают просто так или за то, что они иного сословия. Символом революции в «Докторе Живаго» стала метель – непредсказуемое движение снежинок, завывания ветра и пронизывающий холод.
Живаго говорит о революции так: «свобода по нечаянности, по недоразумению». Выходит, что к власти пришли люди, которые не готовы были править. Им не хватало образования, ума, опыта, рассудительности и в какой-то мере терпения, чтобы реализовать ту роль, которую они самостоятельно выбрали. А люди образованные просто морально не смогли собраться, они «отшатнулись от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи». Рабочие просто громили все, особо не раздумывая, а образованная интеллигенция слишком долго думала, когда нужно было просто делать.

В противопоставление Живаго автор вводит Павла Антипова (который затем берет фамилию Стрельников). Стрельников жесток, прямолинеен, желает быть лидером. Он в пылу убеждений готов отказаться от семьи и детей, но в итоге понимает свою ничтожность и кончает жизнь самоубийством. Пастернак на его примере показывает, как развращает иллюзия власти, которую легко заполучить в тумане революционной смуты.

Две жены Юрия Живаго – символы с одной стороны его взглядом, меняющихся со временем, а с другой стороны они представляют образ России. Антонина была ему и женой и другом, она поддерживала его во всем и главной для нее была семья – Юрий и Тоня были идеальной парой. Антонина – Россия до войны и революций, Россия мирная, где семейные ценности превыше всего. Затем встреча с Ларой, которая была его пылкой первой любовью. Лара пробуждает в нем страсть, желание – она Россия в пылу революции. И на могиле Живаго Лара говорит с ним, как с живым – символическое торжество любви над смертью, к которому Пастернак не раз возвращается на страницах романа.

С середины романа читатель вместе с доктором приходят к выводу, что не вся интеллигенция оказалась не готова к революции. Высшая культурная каста раскололась на тех, кто ждал революцию и не плохо устроился при новой власти, и тех, кто не нашел себе места. Интеллигенция, представителем которой являлся Живаго, умирала от «отсутствия воздуха», а интеллигенция доморощенная, заурядная осталась довольна тем, что появилась возможность пройти «в верха» без труда. В итоге вместе с потомственными, истинными интеллигентами умирала культура огромной империи.

    • Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название […]
    • Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии. Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов. Вступление Пастернака в литературу связано с его участием […]
    • Замечательному русскому поэту Борису Пастернаку довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Рожденный в семье художника и пианистки, он с детства был наполнен прекрасным искусством. В 1914 году выходит в свет его первый сборник стихотворений «Близнец в тучах», в 1917 году – книжка «Поверх барьеров», а в 1922 […]
    • Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман "Преступление и наказание" открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в […]
    • Молодость и пора становления личности Лермонтова пришлась на годы правительственной реакции после поражения восстания декабристов. В России царила тяжелая атмосфера доносов, тотальной слежки, ссылок в Сибирь по обвинению в неблагонадежности. Передовые люди того времени не могли свободно высказывать свои мысли по политическим вопросам. Лермонтов остро переживал отсутствие свободы, состояние остановившегося времени. Главную трагедию эпохи он отразил в своем романе, который многозначительно назвал «Герой нашего […]
    • 1 версия таблицы Калашников Кирибеевич Положение в поэме Степан Парамонович Калашников - исключительно положительный, хотя и трагичный герой. Кирибеевич - искобчительно отрицательный персонаж. Чтобы показать это, М.Ю. Лермонтов не называет его по имени, а лишь дает ему кличку «басурманский сын» Положение в социуме Калашников занимался купечеством, то есть - торговлей. Имел собственную лавку. Кирибеевич служил Ивану Грозному, был воином и защитником. Семейный быт Степан Парамонович […]
    • 1 версия таблицы Лиза Эраст Качества характера Скромная; стеснительная; робкая; любезная; прекрасна не только внешностью, но и душой; нежная; неутомимая и трудолюбивая. Учтивый, с добрым от природы сердцем, довольно разумный, мечтатель, также расчетливый, легкомысленный и безрассудный. Внешность Красивая девушка с Розовыми щечками, голубоглазая и светловолосая (Работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости»). Лиза не походила на крестьянку, скорее на воздушную […]
    • Любое преступление – это не только нарушение законов того или иного государства, это, в первую очередь, пренебрежение всяческими морально-нравственными нормами и вообще природой человека как компонента живой оболочки Земли. Тысячи людей умирают постоянно от болезней, несчастных случаев да и просто от старости. Это закономерность, естественный отбор; так нужно. Но преступление (в данном случае под словом «преступление» подразумевается убийство) нельзя считать частью необходимого, ибо оно – мотивированное […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма «Анна Снегина» – одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму – автобиографической. Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Так же, как Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле «Темные аллеи», так и Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
    • Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по‑разному формулировали свои права на бессмертие: Гораций хорошо […]
    • Рано или поздно каждый из нас задумывается о своем предназначении и месте в мире. Иногда это происходит в юности, а иногда люди проживают жизнь, не задумываясь, и в старости пожинают плоды бессмысленно прожитых лет. Мне кажется, что думать о своем предназначении важно и нужно, ведь от этого может зависеть судьба. Поиски себя и своего места в мире – задача непростая, однако, чем раньше человек начинает задумываться об этом, тем лучше. Мировоззрение человека формирует его будущие поступки. Считаешь ли ты, что […]
    • Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
    • Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]