Н васнецов аленушка. Картина Васнецова «Аленушка»: ее история и описание

Виктор Васнецов - прекраснейший живописец рубежа веков, он успешно творил в конце 19 - в начале 20 веков, поэтому постоянно менялся тот жанр, который он выбирает. Сначала это были полотна, в которых их жанр больше относился к бытовому направлению, потом он перешел к портретам, и лишь только потом перешел к устному народному творчестве, которому и посвятил всю свою оставшуюся жизнь. Это произошло после прочтения художником былин и сказок, которые настолько сильно поразили художника, что он решил все это воспроизвести в своих картинах.

Известно, что свою картину «Алёнушка» художник написал в 1881 году, в основу сюжета которого легли события русской народной сказки, которая известна всем. Виктор Васнецов был поражен образом молодой девушки, которая осталась одна, без родителей, продолжая воспитывать брата. Его поразило и ее трудолюбие, и чувство ответственности. Поэтому он и решил показать главную героиню русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Девушку художник поместил на центральное место в своей картине. На Аленушке надето простое, легкое и цветастое платье. Красивая и грустная героиня одиноко и печально сидит на большом камне серого цвета. Руками она крепко обхватила свои ноги. Обуви на ногах у нее нет. Свою голову девушка печально опустила на колени, волосы ее волнистые и светлые успели растрепаться и выбиться из косы. Выражение лица трудолюбивой героини доброе, но очень печальное, так как зритель видит и как широко и грустно раскрыты глаза, и чуть приоткрыт рот, и немного дрожат губы. Сильнейшая тоска и грусть читается во всем ее прелестном образе.

Скорее всего, в этот момент все ее мысли были о братике, который напился из лужи, не послушав сестру, и вот теперь он превратился в маленького и белоснежного козленочка. Из-за этого она так грустна и печальна, ведь девушка не знает, как ему помочь. И этот образ грусти и печали живописец изобразил на фоне прекрасной и ранней осени. Девушка сидит на берегу реки, поэтому на переднем плане изображена темноватая и неподвижная вода речки, по спокойной глади которой плывут небольшие желтые листочки. Девушка, сидящая на камне, прямо на берегу реки смотрит в воду и отчетливо видит свое изображение.

Рядом с Алёнушкой в воде растут высокие и стройные камыши, листья которых тонкие и ярко-зеленые. Они стоят в воде и кругом, куда не глянь, везде камыши. Видно, что на эту речку в лесу люди практически не приходят. И вот только девушка, которая переживает за своего братика, зашла сюда случайно.

На заднем плане картины, за девушкой, виден темный лес. В нем растут невысокие белоствольные березки и осинки с тонкими стволами. На деревьях листья уже начинают желтеть и они, словно пытаясь подержать девушку, тоже печальны и дрожат от легкого ветерка. На одной, более крепкой веткой, примостилась и стайка птиц. Но они тоже невеселы: сидят спокойно, не прыгают и не резвятся, как это обычно делают птицы, не слышно их веселых и задорных песен.

Чуть дальше виднеется густой и непроходимый лес. В этой чащобе уютно расположились ели, которые всегда зеленого цвета. И их темный цвет добавляет в картину Виктора Васнецова еще больше печали, грусти и даже мрачности. Вся лесная природа находиться в напряженном периоде увядания, словно она, как и героиня картины, грустит. Но не только мрачен лес на картине живописца. Неприглядное и серое небо пугает своими темными цветами. На нем не проглядывает солнышко и даже не выскользнет и не блеснет хотя бы один маленький лучик. Небесный свод мрачен и печален.

Вся композиция васнецовской картины поражает своим единым замыслом и тем, какую цветовую гамму подбирает художник, чтобы отобразить грусть и печаль в жизни девушки. Вся природа сопереживает ее горе и трагедию вместе с ней. Но тут же Виктор Михайлович пользуется и приемом контраста, так как на фоне всей этой мрачной и темной природы, где в основном используются различные оттенки зеленого цвета, выделяется девушка. Для изображения ее лица, светлого и нежного, живописец использовал лишь только светлые краски.

Настроение самого художника Васнецова прекрасно чувствуется: он сочувствует Аленушке и переживает за ее судьбу. Вся живописная васнецовская картина вызывает у любого зрителя сочувствие и сострадание к самой девушке с нелегкой судьбой. Грустно и печально смотреть на героиню картины, которая попала в такую трагическую ситуацию, поэтому хочется ей как-то помочь, убрать из ее жизни все невзгоды и неприятности. Художник, используя зеленые цвета, смог внести в свое полотно реалистичность. Кажется, вот еще одно мгновение и все оживет на картине: лес зашумит и начнет легко дрожать своими листочками, а девушка вдруг оживет, поднимает голову, посмотрит и попросит помощи. Эта картина художника Виктора Васнецова была признана самой лучшей его работой.

Алёнушка

Аленушка, Аленушка,
Алена сероглазая,
ты сказку мне, Аленушка
рассказывай, рассказывай.
Одним движением ресниц
расскажет мне Алена
про стаи перелетных птиц
под небом побеленным.

Работу над картиной Васнецов начал в 1880 году. За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке».
Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени.

Этюд сидящей девочки

В Абрамцеве и его окрестностях с их характерными для средней полосы России дубовыми, еловыми, березовыми лесами и рощами, причудливо-извилистой с темными заводями речкой Ворей, прудами, поросшими осокой, глухими оврагами и веселыми лужайками и пригорками, вырабатывался тип национального пейзажа.

Пруд в Ахтырке

Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и "Аленушка", картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа.
"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".
Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком.
Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

Алёнушкин пруд

„Алёнушка"...
Осень. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо.
Недвижен черный омут.
Страшен дремучий лес. На берегу, на большом сером камне - Алёнушка, сирота.
Робко подступили к воде нежные тонкие осинки. Неласков омут. Колки зеленые стрелы осоки. Холоден, неприютен серый камень.

Осока

Горько, горько сиротинке в этой чащобе. Глушь немая.
Вдруг ветер пробежал по ельнику. Зашелестели, зазвенели листки осинок. Запел тростник, защебетали „малые пташечки - горьки-горюшечки", потекли унывные звуки тоски и печали.
Может быть, слышит Алёнушка плач Иванушки или донес ветер шум костров высоких, звон котлов чугунных, тонкий, злой смех ведьмы.

Эскиз "Алёнушки"

Образ Аленушки и реален, и сказочен одновременно. Печальный облик и ветхая, бедная одежда юной героини воссоздают в памяти натурный этюд художника, сделанный с крестьянской девочки-сиротки в год написания картины. Жизненность изображения сочетается здесь со сказочно-поэтической символикой. Над головой Аленушки, сидящей на сером холодном камне, аркой изогнулась тонкая ветка с щебечущими ласточками. По сведениям знаменитого исследователя русской народной сказки А.Н. Афанасьева, с которым Васнецов был знаком через абрамцевский кружок, ласточка приносит добрые вести, утешение в несчастье. Темный лес, омут и распущенные волосы отождествлялись в древних поверьях с бедой, опасностью и тяжелыми думами, а береза, растущая у воды, была знаком исцеления.
Даже если художник не вкладывал в полотно столь подробной символики, оно не производит впечатления безысходности, возможно, потому, что мы помним сказку со счастливым концом.

Алёнушка

Таков колдовской мир васнецовской картины - реальный и высокопоэтичный, созданный художником, глубоко поверившим с малых лет в чудесную и волшебную ткань русской сказки и с великим простодушием отдавшим эту веру людям.

Каждый из нас с малых лет привык к нежному образу Алёнушки как к чему-то необычайно близкому, вошедшему накрепко, навсегда в еще детский образный наш мир, и сегодня нам трудно поверить, что современники проглядели поэтические качества „Алёнушки", а увидели, как им казалось, анатомические и прочие школьные погрешности полотна Васнецова...
Возможно, в какой-то степени они имели на это право, как и те педанты, которые мерили с вершком высоту суриковского Меншикова.
Думается, что искусство трудно выверить сантиметром или вершком. Тут вступают категории более сложные - поэтичность, музыкальность, народность.

Вот несколько строк из воспоминаний автора, раскрывающих тайну создания "Алёнушки":
„Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть.

Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!"

Аленушка, Аленушка,
Алена сероглазая,
ты сказку мне, Аленушка,
рассказывай, рассказывай,
о тридесятых странах,
что все в родной сторонке,
всю жизнь я слушать стану
тебя, моя Аленка.

Алёнушка

Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:
"В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр - „Алёнушку", не то жанр, не то сказку, - обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы".
Да, действительно Васнецов бесконечно доступен и прост. Но лишь на первый взгляд, ибо в основе рождения каждого его холста лежит поэтическая метафора.
Тайное тайных...
(И. Долгополов "В.Васнецов")





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели

образования : обучение учащихся составлению текста-описания по картине

Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова

Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи

Задачи:

  • развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
  • развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений,использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
  • развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • презентация
  • выставка литературы о В.М. Васнецове
  • выставка репродукций художника

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Вступление (1 минута)

Являясь поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз, вглядываешься в давно знакомые полотна, которые по-прежнему восхищают величественной глубиной, яркой палитрой красок, но, как и прежде, окутаны таинственной дымкой. Давайте сегодня окунёмся в волшебный мир сказочного художника Виктора Михайловича Васнецова и насладимся ролью искусствоведов, ценителей прекрасного, «маленьких» писателей при работе с сюжетом картины «Алёнушка».

Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)

«Хорошо всё-таки быть сыном художника!» - думал Володя Васнецов, лёжа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Какой дом удивительный! Сказочный терем-теремок. Из толстых брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, совсем как в сказочных дворцах. Комнаты большие. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, лампы старинные, на печах – полоски из разноцветных плиток, на стенах – картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками!

Папенька – знаменитый художник – Виктор Михайлович Васнецов. Он очень строгий, его слово в доме – закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Самое интересное в доме, конечно, на втором этаже. Наверх ведёт витая деревянная лестница. Там – мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если и зайдёт кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем – «ангел молчания».

Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.

Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:

Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.

Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.

Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.

Сначала папенька писал картины о бедных людях, а потом захотелось создать сказку…Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер хорошо виден. Помню его слова: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Один из современников папеньки писал: «Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления не часто встречаются – гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович» .

Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося, 2 минуты)

Вы бывали в Московской Государственной Третьяковской галерее? Нет?! Тогда я приглашаю вас пройти в великолепный сказочный зал. Вглядитесь в одну из картин…Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка».

Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.

Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.

"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя "Алёнушка" натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку". Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!"

Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:

"В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр - „Алёнушку", не то жанр, не то сказку, - обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы". (Весь рассказ сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

3. Осмысление картины

Вот и стал Виктор Михайлович Васнецов, чей «яркий облик… неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным - когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской» , чуть ближе к нам. «Истинный богатырь русской живописи», - как называли его современники. А теперь нам представляется удивительная возможность: глубоко проникнуть в мир одного из великолепных творений живописца.

  • Беседа с учащимися по картине (5 минут)

(Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)

Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).

Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).

Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).

Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).

Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).

Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).

Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)

Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).

Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).

  • Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений

- «По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини» . Давайте посмотрим внимательно на состояние природы с разных ракурсов композиции. (Учащимся предлагаются фрагменты картины)

Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).

Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)

Задание 1 (5 минут)

Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы

Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь

Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная

Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи

Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки

Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди

Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки

Небо – пасмурное, серое, тоскливое

Ветер – лёгкий, игривый, ласковый

Камень – серый, бел горюч

Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки

Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце

Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина

Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).

Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.

Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).

Задание 2 (2 минуты)

Вот и состоялось наше близкое знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Теперь нам предстоит погрузиться в чарующий мир творчества. Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытаться проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, составить план.

Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)

Вариант 1

  • Художник В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».
  • Девушка у омута.
  • Природа сочувствует Алёнушке.
  • Краски картины.
  • Какие мысли и чувства вызывает картина?

Вариант 2

  • Название картины и её автор.
  • Сведения о художнике.
  • Общее впечатление, которое производит картина:

Описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);

Описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);

Цветовая гамма красок картины;

Композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)

  • Заключение.

Вариант 3

  • Какую картину буду описывать?
  • Кто изображен на картине?
    а) внешний вид (одежда, выражение лица);
    б) поза;
    в) эмоциональное состояние.
  • Гармония чувств человека и природы.
    а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
    б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
  • Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
  • Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
  • Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).

Задание 3 (5 минут)

Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.

Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.

(Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).

Красная карточка

Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.

В.М. Васнецов, русский, художник, известный

Картины, «Царевна-лягушка», его, всем, «Спящая красавица», знакомы, «Богатыри», хорошо

Стала, «Алёнушка», одной из, картина, написанная, ярких, в 1881 году, живописцем

(В.М. Васнецов – известный русский художник. Всем хорошо знакомы его картины «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Богатыри». Одной из ярких картин стала «Алёнушка», написанная живописцем в 1881 году).

Жёлтая карточка

Задание.

Осень. Берег лесного озера…

(На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)

Зелёная карточка

Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.

Дорогой друг! Ты, наверное, видел полотна В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером волке». Но…

(Но сегодня я хочу рассказать тебе о замечательной картине «Алёнушка», которую ты сможешь посмотреть в Государственной Третьяковской галерее. Она глубоко взволновала меня.).

Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.

(Видеоклип на песню «Алёнушка», слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина, в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм, Москва, 1953 год

Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).

Какое отражение нашла картина В.М. Васнецова «Алёнушка» в этом видеоклипе и музыке? (Грустная песня, исполненная очень нежным, звенящим голосом, сюжет мультипликационного фильма к известной сказке, которая дала идею написания картины, и само полотно живописца слились воедино, даря зрителям новые ощущения и впечатления от уже известного шедевра).

(Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

4. Итог урока

Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.

Ситуация 1

Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).

Ситуация 2

Вы с увлечением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», услышали вопрос, какая картина принадлежит кисти художника В.М. Васнецова, и ответы:

А «Март» В «Утро в сосновом лесу»

С «Девятый вал» Д «Иван Царевич на Сером волке»)

Назовите правильный ответ. (Д «Иван Царевич на Сером волке»)

Ситуация 3

Вы с мамой собираетесь поехать на летних каникулах в Москву. Обсуждая программу поездки, она спросила, интересно, в каком музее можно будет посмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Дайте маме ответ. (Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» хранится в Государственной Третьяковской галерее).

5. Рефлексия.

Если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку

Если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку

Если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Замечательный композитор С.В.Рахманинов сказал: «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность». Сегодня мы в полной мере смогли в этом убедиться.

Из сочинений обучающихся

«Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.

Я восхищаюсь этой картиной, испытывая восторг, потому что В.М. Васнецов сумел показать глубокое понимание души русского народа».
(Слинкина Екатерина)

«Ходила Алёнушка по дремучему лесу. Присела на большой камушек и пригорюнилась. Стройные осинки жалеют девушку. Ласточки-подружки поют грустную песню. В тёмной зеркальной воде пруда плавают листья, как бабочки. Печальные глазки, склонённая к коленям голова. Алёнушка печальную думу думает…»
(Николаева Светлана)

«Печальная Алёнушка сидит на камушке, сложив руки на колени и наклонив голову. Грустит о чём-то о своём. В стареньком сарафане с красненькими цветочками. Вокруг девушки сказочный лес – защитник сироты. Тонкие осинки рядом утешают её. Задумчивый пруд, зеркальная вода глубока…»
(Шипицына Софья)

«Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно всем любителям искусства. Он создал прекрасную сказочную галерею. «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Баба Яга» и многие другие картины радуют многие поколения. Есть среди них трогательное произведение «Алёнушка», написанное в 1881 году.
Осень. Берег лесного пруда. Сидит Алёнушка на камне великую думу думает. Ноги босые поджаты, на крепко сжатые руки голову печальную положила. Старенький сарафан и голубенькая кофточка на героини. Выражение лица печальное, глаза полны слёз, рот слегка приоткрыт, вздыхает с горя.
У большого серого камня – омут, вода в нём, как чёрное зеркало, отражает весь облик Алёнушки. Молодые осинки, как подружки, рядом склоняют свой стан, и их листья перешёптываются между собой, а вторят им ласточки. Эти певчие пташки едва видны на фоне дремучего леса, который, как стража, смирно и строго защищает героиню от враждебного мира.
Сумерки. Небо пасмурное. Ветерок едва шевелит листву пожелтевших берёзок. Состояние природы грустное, тихое, печальное, всё переживает вместе с сиротой её горе.
В.М. Васнецов использовал холодные, мрачные, тёмные краски, передающие грусть и одиночество. Но в контрасте есть и яркие оттенки красок, которые служат выражение надежды, веры и любви.
Художнику удалось передать состояние русской души в трудные минуты жизни и полную гармонию природы в сочувствии ей».
(Рыбин Михаил)

Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится!!! Я верю в них, моих учеников!!!
Ефименко Наталья Викторовна

Библиография

  1. Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
  2. Ветрова Г. Великие полотна //Кто в тереме живёт? В. Васнецов «Богатыри». Белый город, 2005. С. 40.
  3. Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. Белый город, 2005.
  4. Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
  5. Постон. Виктор Васнецов. – М., 2007.
  6. Шилова Е. Виктор Васнецов. Альбом. – М., 2004.
  7. http://bibliotekar.ru
  8. http://nikki.ucoz.ru/publ/kartinnaja_galereja/vasnecov_v_m/quot_alenushka_quot/67-1-0-387
  9. http://tanais.info
  10. http://vasnecov.ru
  11. http://vasnecov.info/html/data/museum.html
  12. http://www.vasnecov.ru/personality/
  13. http://video.yandex.ru/

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»

Закатилось в чащу солнышко.

Хмурый лес вокруг стеной.

Пригорюнилась Алёнушка:

Как теперь ей жить одной?

Нету с ней ни милой матушки,

Ни родимого отца…

Слёзы капают на камушки

У лесного озерца.

Кто развеет думы горькие,

Кто поможет ей в беде?..

Лишь камыш один с осокою

Отражается в воде.

И родимая сторонушка

Всё печальней и грустней.

Жаль, не ведает Алёнушка,

Повстречает счастье девица

И любовь свою найдёт…

Ах, как весело надеяться,

Зная сказку наперёд!

    Художник В.М.Васнецов и его картины.

    Описание Алёнушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).

    Природа сочувствует Алёнушке.

    Какие приёмы и средства позволили художнику выразить содержание картины?

    Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чём заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)

Картина «Алёнушка» свидетельствует об огромной любви Васнецова к своему народу.

Э.И. Голубева

Вопросы, которые помогут подготовиться к сочинению

Описание Алёнушки

    Кого вы видите в центре картины?

    Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины?

    Где находится Алёнушка?

    Опишите позу девушки.

    Почему она приняла такую позу?

    Какое у Алёнушки настроение?

    Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки?

    Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки?

    С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба?

    Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

    С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки?

Описание природы (сопереживает главной героине)

    Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

    Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

    Какое время года изображено на картине?

    Какие детали об этом свидетельствуют?

    Как вы думаете, почему художник выбрал осень?

    При помощи каких средств художник показал, что природа грустит с бедной девочкой?

    Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? Почему вы так думаете?

    Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

Эпитеты для описания

Алёнушка: милая, одинокая, подавленная, безрадостная, грустная, задумчивая, унылая, пригорюнившаяся, босиком, склонённая голова, печальный взгляд, застывшая поза, тяжёлая судьба, старый рваный сарафан, поношенные вещи, поблёклая выцветшая кофта.

Осинки: задумчивые, тоненькие, трепетные, тревожные.

Вода: неподвижная, тёмная, застывшая, холодная.

Небо: неприветливое, тоскливое, сумрачное, серое, пасмурное, неласковое, хмурое.

Лес: угрюмый, дремучий, глухой, хмурый, таинственный.

Омут: глубокий, холодный, тёмный, печальный.

Краски: жёлтые, тёмно-зелёные, коричневые, холодные тёмные тона, неяркие, тусклые.

Используем слова

Вблизи, вдали, справа, слева, рядом, вверху, здесь, на переднем плане, на заднем плане.

Пишем без речевых повторов

Алёнушка, сестрица, героиня, она, девушка, сирота.

Художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, автор.

Создавать, писать, изображать, творить.

Картина, полотно, репродукция, холст, произведение, творение.

Краткие сведения о писателе.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848-1926). Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В. М, Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губер­нии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художни­кам Виктору и Аполлинарию.

Природу вятского края нельзя было не полюбить, не при­вязаться к ней всем сердцем. С детских лет слышал Вас­нецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Всё это не могло не оказать влияние на развитие таланта.

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами: «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Витязь на распутье». В этих картинах тесно переплелись историческое начало и поэтический вымысел. Васнецов открыл для русского искусства богатый и яркий мир образов народной поэзии.

Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

В.М. Васнецов

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (образец)*

Сюжет «Алёнушки» навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. На этой картине Васнецов показал нам образ простой русской де­вушки, выразил своё отношение к ней.

На переднем плане художник изобразил Алёнушку, ко­торая сидит на сером камне около глубокого омута. Она очень грустная. Видимо, девушка печалится о своей тяжё­лой жизни, тоскует. Алёнушка бедно одета: на ней старень­кий сарафан, выцветшая кофта, она босиком.

Лицо у неё, хотя и грустное, но красивое и доброе. Ти­хая осенняя природа дополняет трогательный образ крес­тьянской девушки-сироты. Печально застыли вокруг моло­дые берёзки, осины, ели. Деревца – хрупкие и тоненькие, как сама героиня. Они словно оберегают её от злого мира. Природа созвучна настроению Алёнушки: кажется, что она скорбит вместе с героиней.

В глубоком омуте отражается тёмный лес. Пожелтевшие листья лежат на поверхности воды неподвижно. В лесу нет ни единого лучика солнца, и на душе у Алёнушки нет ниче­го радостного и светлого.

Колорит картины подчёркивает её печальное содержа­ние. Не случайно художник прибегает к неярким глубоким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлтых, красно-коричневых красок природы. В эту скромную цветовую гамму Васнецов ввёл иные тона, контрастные. Это розовые цветы на сара­фане, нежная голубизна кофты, сочная зелень осоки. Яр­кие тона усиливают эмоциональное воздействие картины, лучше помогают понять настроение героини.

Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Он верит в будущее счастье девушки. Своей кар­тиной Васнецов вызывает у нас сочувствие к судьбам бед­ных детей-сирот. Она нас трогает и волнует, заставляет пе­реживать вместе с героиней.

«Алёнушка» - одна из первых картин в русском искусст­ве, где поэзия народных сказок неразрывно слита с поэтич­ностью и задушевностью родной русской природы.

* Сочинение не списывать (и не пересказывать своими словами – это не изложение).