Нуриев танцор. Великолепное надгробие уникального танцора

Во Владивостоке увеличившаяся в пути семья прожила недолго. Хамет Нуриев, получив новое назначение, перевез всех в Москву. Относительное благополучие семьи, весьма скромное даже по тем непритязательным меркам, вскоре было полностью разрушено начавшейся Великой Отечественной войной. Хамет был мобилизован в действующую армию, а Фарида вновь осталась одна, с маленькими детьми на руках. При первой же бомбежке Москвы дом, где жили Нуриевы, был разрушен, и Фарида, собрав уцелевший скарб, поспешила покинуть столицу. Как говорил Рудольф Нуриев, одно из первых его воспоминаний - выезд из города на тачке.

В разное время у Нуриева, по данным из различных средств массовой информации, были любовные отношения с такими звездами, как рок-музыкант Фредди Меркьюри, модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Но главной любовью в личной жизни Рудольфа Нуриева почти всю жизнь оставался датский танцовщик Эрик Брун. Мужчины были вместе на протяжении 25 лет, вплоть до смерти Эрика в 1986 году. Хотя нужно признать, что отношения между ними всегда были очень непростыми, ведь по темпераменту русский и датчанин оказались чуть ли не противоположностями.

Хореографическое училище Рудольф окончил в 1958 году и сразу же получил приглашение войти в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, которое ему сделали по настоятельной просьбе прима-балерины Наталии Дудинской.

Творческую энергию Нуриева в раннем детстве поощряла только мать. Вернувшийся с войны отец отказывался признавать в единственном сыне танцора и презрительно называл его «балериной». За пристрастие к танцу и общение с «врагами народа» Рудольф не раз ссорился с отцом, который применял к нему физические наказания. Ни в СССР, ни за границей отец Нуриева ни разу не видел, как он танцевал. Сын, в свою очередь, не смог приехать на его похороны в Уфе, будучи в эмиграции на западе.

— Я почувствовал, как в моих жилах зреет кровь, — вспоминал артист. — Танцевать в Кремле, как же… Хорошенькая сказочка. Я знал: у меня заберут звание солиста и навсегда лишат заграничных поездок. Обо мне забудут. Хотелось покончить жизнь самоубийством на месте.

В Ленинграде в течение всей поры экзаменов Нуриев жил у дочери Удальцовой. После поступления он стал самым большим «мальчиком» в группе из одиннадцати и двенадцатилетних танцоров. Однако в те времена это не было сверхъестественным: в театральные, музыкальные и хореографические училища в послевоенное время нередко принимали людей постарше.

Диагноз был поставлен Нуриеву в 1984 году. Танцовщик надеялся избавиться от болезни с помощью денег и перепробовал множество экспериментальных лекарств. На лечение Нуриев ежегодно выделял до 2 миллионов долларов. 6 января 1993 года он скончался во Франции и был похоронен по завещанию на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Рудольф Нуриев биография факты из жизни танцора фотографии. Сводка на сегодня.

Однако для Нуриева отнюдь не было большим ударом это расставание с Лондоном. За право пригласить его в свою труппу боролись лучшие театры мира, несмотря на то, что Нуриев требовал (и получал) баснословные для балетного танцовщика гонорары.

В 18 лет Джиа переехала из Филадельфии в Нью-Йорк. Ее карьера началась с провокации: фотограф Крис фон Вангенхайм сделал несколько снимков обнаженной Джии, стоящей за сеткой-рабицей, после чего модель появилась на обложках Vogue и Cosmopolitan. При этом Джиа оставалась одинокой… Она не скрывала интереса к девушкам, но все ее увлечения никогда не перерастали во что-то серьезное.

В начале 1980-х СПИД был новой болезнью, которая стремительно распространялась среди гомосексуалистов. Нуреев понимал, что подхватил ее от какого-то из своих любовников. Артиста всегда окружала толпа сторонников. О его амурных приключениях с мужчинами ходили легенды. Ему приписывали романы с певцами Элтоном Джоном и Фредди Меркьюри, французским кутюрье Ив Сен-Лораном и актером Жаном Маре.

Рудо́льф Хаме́тович Нуре́ев (также Рудо́льф Хами́тович Нури́ев; башк. Рудольф Хәмит улы Нуриев, тат. Рудольф Хәмит улы Нуриев; 17 марта 1938, близ Иркутска - 6 января 1993, Париж) - советский, британский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР.

Жить в крошечной деревне без всякой помощи женщине с детьми было невозможно, и в 1943 году Фарида перебралась в Уфу, к родственникам мужа. Условия жизни Нуриевых в крошечной лачуге на окраине города немногим отличались от тех, что были в деревне: низкое строение с земляным полом трудно было назвать домом. Переезд мало чем улучшил материальное положение семьи, и Нуриевых терзала все та же бедность. Маленький Рудольф до самой школы ходил в вещах своих сестер - может быть, это в какой-то мере определило потом его особенности. Даже в первый класс он пошел в пальтишке своей сестры. Вернее, не он пошел, а его принесла мать на руках - обуви у мальчика не было.

Легендарный певец умер в 1991 году, в возрасте 45 лет. За два десятилетия его смерть породила массу слухов и сплетен едва ли в меньшем количестве, чем сама его жизнь. Артист не хотел афишировать своей болезни. Но после кончины и его жизнь, и его смерть стали темой для самых безумных спекуляций. Подробнее

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ СССР «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» - первым среди советских артистов[прим. 1]. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения[прим. 2].

Следующая работа Рудольфа Нуриева в кинематографе была не столько танцевальной, сколько игровой. На этот раз он исполнял роль знаменитого актера немого кино Рудольфа Валентино. Фильм получил признание зрителей, однако критики не слишком высоко оценили игру Нуриева. Не совсем удачное, по мнению специалистов, исполнение объясняли тем, что Нуриев, привыкший видеть перед собой публику, не мог заставить себя играть с тем же накалом эмоций в студии, перед камерой вместо зрительного зала. Тем не менее, в ежегодном обзоре лучших фильмов ‘Валентино’ занял восьмое место.

Когда и где захоронен Рудольф Нуриев подробности. Свежий материал на 11.02.2018 г.

Артист уверен, что благодаря своим деньгам и врачам сможет вылечиться. Но стремительное распространение загадочной и смертоносной болезни вскоре побуждает волну истерии в Европе и Америке. Когда количество известных случаев СПИДа в США достигает 5 тыс., ВИЧ-инфицированным запрещают въезд в страну. Чтобы не потерять работу в Америке, Нуреев долго скрывает свой диагноз. Выделяет на свое лечение до $2 млн. Ежедневно ему вводят в вену инъекции новой экспериментальной сыворотки. Он все еще может танцевать, притом энергично и часто. И думает, что выздоравливает.

В 1988-х Нурееву позволили приехать ненадолго в Уфу, чтобы попрощаться с матерью перед ее смертью. А в 1989-м он выступает на сцене Кировского театра в Ленинграде, где начинал свою карьеру. Было заметно, что артист серьезно болен, но держится. В последний раз он посетил родину летом 1992-го. Уже не мог сам сойти с трапа самолета. Консультировал спектакли, на которые его возили в инвалидной коляске. 3 сентября Нуреев вернулся в Париж, где собирался пройти курс лечения в стационаре.

‘Родившись в поезде, он и жизнь свою гнал со скоростью сто километров в час’. Действительно, карьерный взлет Нуриева на Западе был стремительным - из мало кому известного юноши-эмигранта он быстро превратился в звезду небывалой величины. Однако на родине его славу признавать отнюдь не собирались в течение долгих лет. Из прессы просто исчезли все упоминания об артисте, как будто его никогда не существовало. Были ликвидированы все его фотографии и даже те, на которых он был снят вместе с другими артистами.

Нуриев был талантливейшим продолжателем традиций Вацлава Нежинского, стремящегося донести до зрителя свободу и красоту человеческого тела. Он добился своим творчеством равенства женской и мужской партии в балете, где раньше царствовала женщина. Зрители теперь шли в театр смотреть за звезду Рудольфа Нуриева, чей блестящий танец великолепно передавал тончайшие оттенки драматургии.

— Он ужасно нервничал, поэтому мы не сводили с него глаз, — рассказывал в последствии следователю КГБ работник органов, который должен был обеспечить доставку артиста в СССР.

В аэропорт спешно прибыла мильйонерша Клара Сен — поклонница таланта Нуреева. Обняла его и прошептала на ухо.


Имя: Рудольф Нуриев (Rudolf Nuriev)

Возраст: 54 года

Место рождения: Иркутск

Место смерти: Леваллуа-Перре, Франция

Деятельность: артист балета, балетмейстер

Семейное положение: не был женат

Рудольф Нуриев - биография

Блистательный артист балета был заочно осужден на 7 лет колонии строгого режима за измену родине. Нуриеву пришлось на это пойти - чтобы жить и творить так, как он хотел.


Рудольф с детства привык достигать желаемого. Но если его желание танцевать и ставить спектакли было, как принято говорить, легитимным и горячо приветствовалось и в СССР, и на Западе, то другие - бесконечная жажда секса, стремление обладать всем приглянувшимся - вызывали иную реакцию. Его друг, хореограф Ролан Пети говорил:

«Я не понимал, как этот "бог", при свете дня гениально танцующий на сцене, с наступлением темноты превращается в демонического персонажа». Но обе эти стороны составляли личность «Чингисхана балета». И чем чернее становилась тьма, тем ярче сиял свет. На Западе, благодаря его свободным нравам, Нуриев смог полностью реализоваться. Но сам он об эмиграции не помышлял. Ведь до поры и в отечестве все складывалось прекрасно.

Он мечтал стать балетным танцовщиком - и стал им. Хотя были против и суровый полуграмотный отец-политрук, и обстоятельства: окружение, происхождение, физическая слабость. В 11-летнем возрасте, еще в Уфе, Рудик, благодаря природной пластичности и невероятной работоспособности, сумел привлечь внимание бывшей балерины из труппы легендарного Дягилева, Анны Удальцовой. Она начала заниматься с ним, а через полгода направила его к другому педагогу - Елене Вайтович.

Рудольф Нуриев - балет

Освоив азы, в 17 лет - на 10 лет позже, чем полагалось, - Нуриев поступил в Вагановское балетное училище в Ленинграде. За 3 года прошел весь курс и, минуя кордебалет, стал партнером звезд Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинского) Наталии Дудинской (ей было 46, Нуриеву -20!), Аллы Шелест, Нинель Кургапкиной. Перетанцевал весь доступный репертуар, получил квартиру (на двоих с балериной Аллой Сизовой) и звание лучшего танцовщика мира 1961 года.


Оборотной стороной были разбитые в ярости термосы и зеркала гримерок, свирепый мат, которым Рудик встречал критику, неистовый секс перед спектаклями и в антрактах (что строжайше запрещалось). А еще анонимная «мужская любовь» под дамокловым мечом 121-й статьи Уголовного кодекса СССР и, по слухам, «жизнь втроем» со своим бывшим учителем танца Александром Пушкиным и его женой Ксенией Юргенсон.

И вот 1961-й год, июнь, гастроли: сначала - Париж, потом должен быть Лондон. Нуриев занят только в «Лебедином озере» и отрывке из «Баядерки» -и часть публики ходит именно на него. А ночами он отрывается по полной и бродит по «голубым» притонам. Естественно, эти демарши отмечают «пастухи» из КГБ. И наступает развязка: 16 июня Нуриеву приказано возвращаться в Москву, «выступать в Кремле». Его партнерша, балерина Алла Осипенко вспоминает, как, уже сидя в самолете, вылетавшем из Парижа в Англию, не увидела Нуриева в салоне - а потом заметила его у края летного поля.

Оттесненный гэбэшником в сторону, Рудик вскинул руки со скрещенными пальцами, показывая ей «небо в клеточку», рыдая, кинулся к трапу, но не успел... Позже Нуриев писал: «Я знал: навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут забвению...», а тогда он совершил свой знаменитый «прыжок к свободе» (возможно, приукрашенный биографами) - попросил убежища. Артист остался во Франции с 36 франками в кармане, без вещей и одежды.

Первое время его пытались вернуть на родину: звонили родные, просили одуматься - но беглец не собирался расставаться с обретенной свободой. Даже когда от него отрекся отчаявшийся отец...

Рудольф Нуриев - биография личной жизни

Экстравагантный побег, неординарная внешность, харизматичность, бьющий через край эротизм. Конечно, Нуриев мгновенно нашел работу - неделю спустя танцевал «Спящую красавицу» в труппе маркиза де Куэваса. Теперь, вырвавшись из объятий «совка», он мог удовлетворять все свои желания, а значит, и творить.


Силы Нуриев черпал в сексе - матросы, водители грузовиков, торговцы, проститутки, «балетные» и звезды сменяли друг друга, как в калейдоскопе. Среди них, по слухам, - , Ив Сен-Лоран, Элтон Джон, престарелый Жан Маре... А танцор еще и шокировал публику: то целовался взасос, объясняя, что это старинный русский обычай, то требовал «мальчиков», то жаловался, что «с женщинами надо так тяжко трудиться...».

Но, конечно, только потакая самому низменному в себе, Нуриев не смог бы подарить миру «новый балет» - свободный, раскованный, изысканно и драматично андрогинный, - что признавали все, причастные к этому искусству: и , и Ролан Пети, и Джордж Баланчин, и Морис Бежар. В этом ему помогла любовь. Плотская, страстная - к мужчине. И платоническая, пьянящая - к женщине.

Первая - это Эрик Брун, один из величайших танцовщиков XX века. Холодный настолько, что каждое его движение, каждый взгляд серо-голубых глаз жгли Нуриева огнем. Сначала Рудик влюбился в мастерство Бруна, потом - в него самого. Дикарь-татарин, с горящими глазами, развевающимися волосами и острыми скулами и богоподобный блондин -они не могли жить друг без друга и не могли находиться рядом. Слишком велико было напряжение, слишком требователен, ненасытен был Нуриев. Да, он уважал своего возлюбленного, более того, только его одного в целом мире признавал равным себе.


Но выматывал, ревновал до отвратительных сцен, подавлял так, что Брун спасался бегством и уходил в запой... Роман завершился в 1969-м, когда одна из учениц Эрика родила ему дочь. Но любовь не погибла. Спустя годы, бросив все, Нуриев приехал к Бруну, умирающему от рака легких. Тогда, 30 марта 1986 года, они проговорили всю ночь. 31-го Эрик мог лишь следить за Рудольфом глазами, а 1 апреля его не стало...

Второй, платонической любовью Нуриева была английская балерина Марго Фонтейн. Она вошла в его жизнь в 1961-м. Ей было 42, она была примой Королевского балета и собиралась завершить карьеру. Но Рудик, до краев наполненный жизнью, сумел убедить ее продолжить выступать: «С первой секунды я понял, что встретил друга. Это был самый светлый момент в моей жизни с того дня, как я оказался на Западе». А все светлое Нуриев мог выражать только в танце. В 1962-м - «Жизель». Эротизм Нуриева, элегантность и чистота Фонтейн привели публику в восторг. Их вызывали на поклоны 23 раза.


Марго вынула из букета красную розу и преподнесла ее Рудольфу, тот упал на одно колено, осыпая узкую кисть партнерши поцелуями. Зал охватило безумие... «Между нами возникло странное влечение друг к другу, которое мы так и не сумели объяснить рационально», - говорила Марго. Нет, они не были любовниками, хотя и ходили слухи, - просто «любовь так многообразна в своих проявлениях».

Марго все же покинула сцену и бросила все силы на поддержание жизни подстреленного террористами мужа, а потом сама сражалась со смертельной болезнью, Нуриев регулярно переводил ей деньги инкогнито, хотя и имел славу скупца. А когда 21 февраля 1991 года Марго умерла, с горечью воскликнул: «Я должен был на ней жениться». Но кто знает, что означала эта фраза в устах человека, умирающего от СПИДа?

Нуриев ненамного пережил свою любовь. 6 января 1993 года он умер, сполна расплатившись с тьмой, дарившей ему силы, оставив нам блистательные спектакли, фильмы, роли. Последний свой приют он обрел на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Автор биографии: Жанна Вейкина 7057

Мальчик, выросший в нищете, стал обладателем огромного состояния. Танцовщик, заставивший мир восхититься русским балетом, в жилах которого не было ни капли русской крови. В день юбилея «летающего татарина» Нуреева мы собрали несколько фактов из биографии этого парадоксального человека.

Майя Плисецкая так объясняла феномен популярности Рудольфа Нуриева: «Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать в человеке зло и неразумие».

1. Рудольф Нуреев родился в поезде.

Говорят, настоящая фамилия Рудольфа - Нуреев. Он переделал её уже после того, как стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа.

К тому моменту, когда его отец, служивший в Маньчжурии, смог вызвать к себе жену и детей, Фарида Нуреева находилась на последних неделях беременности. Женщина не смогла выдержать 12 долгих дней дороги, поэтому маленький Рудик появился на свет под стук колес 17 марта 1938 года.

2. К концу жизни танцор был очень обеспеченным человеком, он даже владел островом в Средиземном море.

Однако расточительность, свойственная некоторым богатым людям, была ему абсолютно чужда. Рудольф считал каждую копейку, поскольку слишком хорошо знал, что такое голод и нищета.

В семье Нуреевых росло четверо детей. Денег катастрофически не хватало: Рудик постоянно донашивал вещи сестер, а однажды, когда мальчик должен был идти в школу, у него не оказалось ботинок, поэтому матери пришлось нести сына в класс на спине.


3. Желание связать свою жизнь с балетом возникло у Нуреева в 5 лет, когда мама впервые привела его на представление.

Однако отца такая перспектива не обрадовала. Он был категорически против и всякий раз, когда заставал сына за танцами, устраивал ему порку. Но Рудольф сопротивлялся как мог и, несмотря на угрозы родителя, начал ходить в кружок народного танца.



В 11 лет талантливого мальчика заметила бывшая участница труппы Дягилева Анна Удальцова, ставшая его педагогом. А чуть позже он учился у Елены Вайтович. Именно эти две женщины убедили своего ученика поступать в Ленинградское хореографическое училище. Деньги на билет в Северную столицу Рудольф заработал сам уроками танцев.

4. В 1955 году Нуреева приняли в училище, но в силу своего импульсивного и резкого характера он не раз оказывался на грани отчисления.

Впервые это произошло буквально через неделю после начала занятий. Начинающий танцовщик не нашел общий язык с преподавателем и директором учебного заведения Шелковым и попросил заменить педагога! Как ни странно, ему пошли на уступки, и благодаря этому Рудольф оказался в классе Александра Пушкина, с которым у него сложились замечательные отношения.


5. В 1958 году Нуреев окончил обучение и был зачислен в театр имени С.М. Кирова (в настоящее время - Мариинский театр).

Руководство побаивалось брать хоть и талантливого, но слишком своенравного Рудольфа на зарубежные гастроли. Поездка труппы в Париж в 1961 году, как и многие другие, должна была пройти без него. Однако в самый последний момент принимающая сторона настояла на том, чтобы Нуреев приехал во Францию. Тогда еще никто не знал, что звезда советского балета не захочет возвращаться на родину.


6. 17 июня во французском аэропорту Ле Буржэ артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле. После этих слов Рудольф за секунду принял решение, которое потрясло весь мир: он решил не возвращаться в Союз.

Увидев двух полицейских, танцовщик подошел к ним и сказал: «Я хочу остаться в вашей стране». Стражи порядка отвели его в специальную комнату и предупредили, что дадут около 40 минут, чтобы он мог в спокойной обстановке принять окончательное решение и подписать соответствующие документы. Естественно, все бумаги были на французском языке, их Нурееву перевела русская переводчица. Она же попыталась уговорить танцовщика немедленно сесть в самолет и полететь в Москву. На что он резко ответил ей: «Заткнись!» - и поставил подпись.

Рудольф остался в Париже один, с 36 франками в кармане. Однако перспектива столкнуться с нищетой казалась ему более привлекательной, чем возвращение за железный занавес.

Первое время Нуреева пытались вернуть. Родные звонили ему и просили одуматься. Не добившись желаемого, отец отрекся от собственного сына. Спецслужбы угрожали артисту, мешали его карьере, но это было бесполезно, вся Европа была у ног гениального танцовщика.


7. Одной из самых ярких партнерш, танцевавших с Нуреевым, была прима-балерина лондонского Королевского балета Марго Фонтейн.

Их совместная творческая жизнь началась в 1962 году в балете «Жизель» и продолжалась много лет. Есть мнение, что Марго и Рудольфа связывали не только рабочие и дружеские отношения, но и любовные. Хотя достоверных доказательств этому нет, к тому же артист был известен своей нетрадиционной ориентацией, а Фонтейн была замужем.

8. 25 лет Нуреев жил с датским танцовщиком Эриком Бруном до самой его смерти. Эти отношения не являлись тайной ни для кого, однако артиста сильно раздражало, когда журналисты пытались лезть в его личную жизнь, поэтому он старался свести общение с представителями прессы к минимуму.



9. В 1989 году Нуреев впервые вернулся на родину. И, хотя он дважды выступил на сцене Кировского театра, мало кто из тех зрителей понимал, что перед ними - легендарная личность. Дело в том, что после побега танцора за рубеж страна предпочла поскорее забыть о нем и его неподобающем поступке.

10. В 1983 году у Рудольфа обнаружили ВИЧ. Эта болезнь стала главной причиной его довольно ранней смерти. Танцовщик умер в возрасте 55 лет в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Оформлением могилы артиста занимался ведущий художник Парижской оперы Энцо Фриджерио. Зная страсть своего покойного друга к коллекционированию старинных ковров, он создал один из них на его могиле из мозаики.

На превью: Рудольф Нуриев в аэропорту Шереметьево перед вылетом в Париж,

Рудольф Хаметович Нуриев (Рудольф Хамитович Нуреев; тат. Рудольф Хәмит улы Нуриев). Родился 17 марта 1938 года близ Иркутска - умер 6 января 1993 года в Париже. Советский, британский и французский артист балета и балетмейстер. Один из наиболее знаменитых танцовщиков XX века.

Рудольф Нуреев родился между Иркутском и Слюдянкой - в поезде, который направлялся во Владивосток.

По национальности татарин.

Отец - Хамит Фазлеевич Нуреев (1903-1985), родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан). Достигнув совершеннолетия, принимает первую часть имени отца Нур (луч, свет) в качестве своей фамилии, а фамилию сохраняет в качестве отчества и становится Хаметом Фазлиевичем Нуриевым. С 1922 года работал в совхозе «Миловка», откуда в 1925 году призвался в Красную Армию, попал в Казань, где служил красноармейцем в «Объединённой татаро-башкирской военной школе». По окончании службы Нуреев-старший остался в Казани и в октябре 1927 года поступил на двухгодичные курсы «Реализация татарского языка» при ТатЦИКе, которые окончил в 1929 году по специальности счетовод. В 1928 году вступил в партию.

Мать - Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907-1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан).

Сам Нуриев в своей автобиографии писал, что "с обеих сторон наша родня - это татары и башкиры".

Вскоре после рождения Рудольфа отец получает назначение в Москву. С началом войны отец в звании старшего политрука отправился на фронт в артиллерийскую часть. Прошёл всю войну от участия в обороне Москвы и до Берлина. Участвовал в апреле 1945 года в форсировании реки Одер, за что получил благодарность от командования.

В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР.

В детстве ему пришлось познать настоящую нищету, которая, впрочем, заставила добиваться безбедного существования с чрезвычайным упорством. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в ссылке.

В 1955 году, несмотря на большое отставание по возрасту, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате - другие ученики дразнили и обзывали его, считали деревенщиной.

Современники утверждали, что когда Рудольф осваивал различные движения в училище Вагановой, было видно, что у парня присутствуют значительные проблемы с техникой. Причем видел это и сам Нуреев, и это выводило его из себя. Он не стеснялся проявлять свою ярость прилюдно и часто во время репетиций убегал из зала со слезами на глазах. Но когда все уходили, он возвращался и настойчиво отрабатывал различные па в одиночестве до тех пор, пока не добивался совершенства. Так формировался танцор, о котором великая позже скажет: "До Нуриева танцевали по-другому". Ведь мужчины традиционно играли балете второстепенную роль, подчеркивая значимость и профессионализм представительниц прекрасного пола. Но танец Нуреева был настолько ярким, что на него просто невозможно было не обращать внимания.

После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

Бегство Рудольфа Нуриева на Запад

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ СССР «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» - первым среди советских артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

Первые выступления Рудольфа на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей - он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу имел огромный успех. Французские коммунисты поставили себе целью освистать артиста - но не зная балета (pas de deux Нуреева было практически в конце спектакля), они шумели почти на каждом выходе других артистов, тем самым лишь подогрев атмосферу вечера. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы, Нуреев исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной Вырубовой, Розеллой Хайтауэр и Лиан Дейде.

Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца, поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро» - вскоре после чего получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн (Margot Fonteyn). Также танцевал с Иветт Шовире, Карлой Фраччи, Ноэллой Понтуа.

В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес поднимался более восьмидесяти раз, что является театральный рекордом.

Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.

С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» - Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд, Лоран Илер.

В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью - виза была дана на 72 часа, причём артисту ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр.

В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова).

В 1983 году в крови Нуреева был обнаружен вирус ВИЧ.

6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, танцовщик скончался от осложнений СПИДа. Согласно желанию Нуреева, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (автор эскиза - художник Эцио Фриджерио).

Рост Рудольфа Нуриева: 173 сантиметра.

Личная жизнь Рудольфа Нуриева:

Рудольф Нуреев был гомосексуалистом, хотя в юности имел и гетеросексуальные отношения.

После побега на Запад он жил со знаменитым датским танцовщиком-гомосексуалом Эриком Бруном (1928-1986). Эрик Брун в 1949 году был принят в трупу Американского театра балета, и каждое его выступление было настоящей сенсацией. Аристократичный блондин притягивал взоры едва ли не всех женщин. У Эрика Бруна была невеста - знаменитая красавица-балерина Мария Толчифф. Но на ней он так и не женился. По иронии судьбы двух гениев балета свела Мария Толчифф. Именно она в 1961 году попросила Нуриева сопровождать ее к Бруно, с которым она исполняла партию в балетной постановке в Копенгагене. Во время поездки она позвонила Эрику и беззаботно сказала: «Здесь есть некто, кому очень хочется с тобой познакомиться!».

Брун и Нуреев сохраняли близкие отношения в течение 25 лет, до самой смерти Бруна в 1986 году.

Рудольф Нуреев был антисемитом и антикоммунистом, почти весь период своей жизни на Западе он боялся нападения или похищения со стороны КГБ. Несчастный случай в Венской опере, когда чудом никто не пострадал, он связывал именно с этой организацией.

Зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил.

Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе.

Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в «Дакота-билдинг» танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди).

В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида Мясина Ли-Галли, архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано. На Галло-Лунго, самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни. Нуреев активно занимался дизайном вилл и благоустройством острова в целом, вложив сюда большие средства, так как здесь не было ни воды, ни электричества, а всё необходимое можно было доставить либо морем, либо вертолётом.

В Париже он жил в двухуровневых апартаментах на набережной Вольтера, дом № 23. Мечтой танцовщика было привезти сюда мать, что никогда не случилось. После его смерти поклонники надеялись, что здесь будет устроен музей, однако Фонд Нуреева практически сразу же организовал продажу его имущества с молотка на аукционах Christie"s. Первые намеченные торги в Лондоне и Нью-Йорке были отменены, а парижская квартира опечатана по протесту сестры Нуреева Розы и её дочери Гюзели, начавших судебную тяжбу с Фондом, по их мнению, неверно трактовавшим завещание в свою пользу. Тем не менее, торги состоялись в 1995 году - в январе в Нью-Йорке, где распродавалось американское имущество (было выручено 7,9 млн $) и в ноябре в Лондоне, где были проданы парижские вещи (главный лот, картина Теодора Жерико, остался не проданным).

Согласно завещанию, европейским имуществом распоряжался Ballet Promotion Foundation, зарегистрированный Нуреевым в Лихтенштейне в 1975 году, американским же имуществом занимался вновь созданный Rudolf Nureyev Dance Foundation со штаб-квартирой в Чикаго. Небольшая часть наследия Нуреева - костюмы, документы и личные вещи - попали на хранение в Национальную библиотеку Франции и Музей Карнавале. В 2013 году по инициативе членов совета директоров Фонда Нуреева Шарля Жюда и Тьерри Фуке оставшиеся предметы были выставлены в трёх залах Национального центра сценического костюма в Мулене (дизайн экспозиции - Эцио Фриджерио).

Фильмография Рудольфа Нуриева:

1958 - Душой исполненный полет (документальный)
1977 - Валентино (Valentino) - Рудольф Валентино
1983 - На виду (Exposed)
1991 - Рудольф Нуреев как он есть (документальный)

Репертуар Рудольфа Нуриева:

«Лауренсия» - Фрондосо
«Лебединое озеро» - принц Зигфрид, Ротбарт
«Щелкунчик» - Дроссельмейер, Принц
«Спящая красавица» - Голубая птица, принц Флоримунд (Дезире)
«Маргарита и Арман» - Арман
«Баядерка» - Солор
«Раймонда» - четвёрка кавалеров, Жан де Бриен
«Жизель» - граф Альберт
«Дон Кихот» - Базиль
«Корсар» - раб
«Ромео и Джульетта» - Ромео, Меркуцио
«Сильфида» - Джеймс
«Петрушка» - Петрушка
«Видение Розы» - Видение розы
«Шехеразада» - Золотой раб
«Послеполуденный отдых фавна» - Фавн
«Аполлон Мусагет» - Аполлон
«Юноша и смерть» - Юноша
«Блудный сын»
«Федра»
«Потерянный рай»
«Сильфиды» - Юноша
«Гамлет» - Гамлет
«Золушка» - Продюсер
«Интермедия»
«Лунный Пьеро» - Пьеро
«Люцифер» - Люцифер
«Идиот» - князь Мышкин
«Ореол»
«Песни странствующего подмастерья»
«Весна священная»
«Павана мавра» - Отелло
«Тёмный дом»
«Урок»
«Ночное путешествие» - Эдип
«Алая буква» - преподобный Димсдейл

Постановки Рудольфа Нуриева:

1964 - «Раймонда»
1964 - «Лебединое озеро», Венская опера
1966 - «Дон Кихот»
1966 - «Спящая красавица»
1966 - «Танкред»
1967 - «Щелкунчик»
1977 - «Ромео и Джульетта»
1979 - «Манфред»
1982 - «Буря»
1985 - «Вашингтон-Сквер»
1986 - Сюита Баха
1988 - «Золушка», Парижская опера
1992 - «Баядерка», Парижская опера


Мальчик, выросший в нищете, стал обладателем огромного состояния. Танцовщик, заставивший мир восхититься русским балетом, в жилах которого не было ни капли русской крови. В день юбилея «летающего татарина» Нуреева мы собрали несколько фактов из биографии этого парадоксального человека.

Майя Плисецкая так объясняла феномен популярности Рудольфа Нуриева: «Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать в человеке зло и неразумие».

1. Рудольф Нуреев родился в поезде.

Говорят, настоящая фамилия Рудольфа - Нуреев. Он переделал её уже после того, как стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа.

К тому моменту, когда его отец, служивший в Маньчжурии, смог вызвать к себе жену и детей, Фарида Нуреева находилась на последних неделях беременности. Женщина не смогла выдержать 12 долгих дней дороги, поэтому маленький Рудик появился на свет под стук колес 17 марта 1938 года.

2. К концу жизни танцор был очень обеспеченным человеком, он даже владел островом в Средиземном море.

Однако расточительность, свойственная некоторым богатым людям, была ему абсолютно чужда. Рудольф считал каждую копейку, поскольку слишком хорошо знал, что такое голод и нищета.

В семье Нуреевых росло четверо детей. Денег катастрофически не хватало: Рудик постоянно донашивал вещи сестер, а однажды, когда мальчик должен был идти в школу, у него не оказалось ботинок, поэтому матери пришлось нести сына в класс на спине.

3. Желание связать свою жизнь с балетом возникло у Нуреева в 5 лет, когда мама впервые привела его на представление.

Однако отца такая перспектива не обрадовала. Он был категорически против и всякий раз, когда заставал сына за танцами, устраивал ему порку. Но Рудольф сопротивлялся как мог и, несмотря на угрозы родителя, начал ходить в кружок народного танца.

В 11 лет талантливого мальчика заметила бывшая участница труппы Дягилева Анна Удальцова, ставшая его педагогом. А чуть позже он учился у Елены Вайтович. Именно эти две женщины убедили своего ученика поступать в Ленинградское хореографическое училище. Деньги на билет в Северную столицу Рудольф заработал сам уроками танцев.

4. В 1955 году Нуреева приняли в училище, но в силу своего импульсивного и резкого характера он не раз оказывался на грани отчисления.

Впервые это произошло буквально через неделю после начала занятий. Начинающий танцовщик не нашел общий язык с преподавателем и директором учебного заведения Шелковым и попросил заменить педагога! Как ни странно, ему пошли на уступки, и благодаря этому Рудольф оказался в классе Александра Пушкина, с которым у него сложились замечательные отношения.

5. В 1958 году Нуреев окончил обучение и был зачислен в театр имени С.М. Кирова (в настоящее время - Мариинский театр).

Руководство побаивалось брать хоть и талантливого, но слишком своенравного Рудольфа на зарубежные гастроли. Поездка труппы в Париж в 1961 году, как и многие другие, должна была пройти без него. Однако в самый последний момент принимающая сторона настояла на том, чтобы Нуреев приехал во Францию. Тогда еще никто не знал, что звезда советского балета не захочет возвращаться на родину.

6. 17 июня во французском аэропорту Ле Буржэ артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле. После этих слов Рудольф за секунду принял решение, которое потрясло весь мир: он решил не возвращаться в Союз.

Увидев двух полицейских, танцовщик подошел к ним и сказал: «Я хочу остаться в вашей стране». Стражи порядка отвели его в специальную комнату и предупредили, что дадут около 40 минут, чтобы он мог в спокойной обстановке принять окончательное решение и подписать соответствующие документы. Естественно, все бумаги были на французском языке, их Нурееву перевела русская переводчица. Она же попыталась уговорить танцовщика немедленно сесть в самолет и полететь в Москву. На что он резко ответил ей: «Заткнись!» - и поставил подпись.

Рудольф остался в Париже один, с 36 франками в кармане. Однако перспектива столкнуться с нищетой казалась ему более привлекательной, чем возвращение за железный занавес.

Первое время Нуреева пытались вернуть. Родные звонили ему и просили одуматься. Не добившись желаемого, отец отрекся от собственного сына. Спецслужбы угрожали артисту, мешали его карьере, но это было бесполезно, вся Европа была у ног гениального танцовщика.

7. Одной из самых ярких партнерш, танцевавших с Нуреевым, была прима-балерина лондонского Королевского балета Марго Фонтейн.

Их совместная творческая жизнь началась в 1962 году в балете «Жизель» и продолжалась много лет. Есть мнение, что Марго и Рудольфа связывали не только рабочие и дружеские отношения, но и любовные. Хотя достоверных доказательств этому нет, к тому же артист был известен своей нетрадиционной ориентацией, а Фонтейн была замужем.

8. 25 лет Нуреев жил с датским танцовщиком Эриком Бруном до самой его смерти. Эти отношения не являлись тайной ни для кого, однако артиста сильно раздражало, когда журналисты пытались лезть в его личную жизнь, поэтому он старался свести общение с представителями прессы к минимуму.

9. В 1989 году Нуреев впервые вернулся на родину. И, хотя он дважды выступил на сцене Кировского театра, мало кто из тех зрителей понимал, что перед ними - легендарная личность. Дело в том, что после побега танцора за рубеж страна предпочла поскорее забыть о нем и его неподобающем поступке.

10. В 1983 году у Рудольфа обнаружили ВИЧ. Эта болезнь стала главной причиной его довольно ранней смерти. Танцовщик умер в возрасте 55 лет в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Оформлением могилы артиста занимался ведущий художник Парижской оперы Энцо Фриджерио. Зная страсть своего покойного друга к коллекционированию старинных ковров, он создал один из них на его могиле из мозаики.

На превью: Рудольф Нуриев в аэропорту Шереметьево перед вылетом в Париж,