Пескарь кто написал. Анализ сказки «Премудрый пискарь»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - писатель, журналист, критик. Литературную работу сочетал с государственной службой: в разное время вице-губернатор Рязани и Твери, руководил Казенными палатами в городах Пензе, Туле и Рязани.

Михаил Евграфович в совершенстве владел грозным оружием - словом. Жизненные наблюдения ложились в основу его творений, из-под пера гения публицистики появилось немало текстов на злобу дня. Сегодня мы познакомимся с произведением, которое создал Салтыков, "Премудрый пескарь". Краткое содержание будет изложено в этой статье.

Предисловие

Произведение "Премудрый пискарь" (в современной трактовке - "Премудрый пескарь"), что входит в цикл "Сказки для детей изрядного возраста", впервые было опубликовано в 1883 году. В нем высмеивается трусость, затрагивается извечный философский вопрос о том, в чем заключается смысл жизни.

Здесь приводится краткое содержание "Премудрый пескарь". Стоит отметить, что чтение оригинала не отнимет много времени и доставит массу эстетического удовольствия, так как написано настоящим мастером слова, поэтому не ограничивайтесь знакомством с "переработанным" произведением.

Жил-был пескарь, повезло ему с родителями, они были умными и давали правильные жизненные установки. Долгие годы ("аридовы веки") они прожили, избежав многочисленных опасностей, которые могут подстерегать мелких представителей подводного мира. Сына отец, умирая, наставлял - дабы жизнь долгую прожить, глядеть в оба надо, не зевать.

Пескарь и сам был не глуп, а точнее, "ума палата" была у него. Решил, что самый верный рецепт долголетия - не провоцировать неприятности, прожить так, чтобы никто не заметил. В течение года долбил он носом нору, такую, чтобы сам мог только поместиться, ночами совершал моцион, в полдень, когда все сыты и от жары прячутся, выбегал в поисках пропитания. Ночей недосыпал, куска недоедал премудрый пескарь, боялся... Ежедневно трясся от страха, что зазевается и не сможет сберечь свою драгоценную жизнь, как отец наказывал. Что же хотел сказать этим произведением Щедрин?

"Премудрый пескарь": краткое содержание - главная идея

Прожив "с лишком сто лет" пескарь у смертного одра задался вопросом о том, что бы было, коли все, как и он, по-умному жизнь вели? И сделал неутешительный вывод - пескарий род прервался бы. Ни семьи, ни друзей... Лишь нелицеприятные эпитеты: остолоп, дурак и срамец - вот все, что заслужил он за свою отшельническую жизнь. Жил и дрожал - только и всего, не гражданин, бесполезная единица, которая лишь даром место занимает... Так отзывался автор в тексте о своем герое.

Премудрый пескарь умер, исчез, а как это произошло - естественно ли или кто помог, никто не заметил, да никого это и не интересовало.

Таково краткое содержание "Премудрый пескарь" - сказки, которую автор написал, высмеивая нравы общества давно минувших времен. Но она не утратила своей актуальности и в наше время.

Послесловие

Представитель рыбного сообщества, главный герой, отказавшись от благ, оставил за собой славу твари дрожащей. Пескарь, которого сатирически автор назвал премудрым, выбрал житие бессмысленное, наполненное лишь страхом и лишениями, и как итог за преступно бездейственно прожитую жизнь последовало наказание - смерть в прозрении о своей никчемности и ненужности.

Надеемся, что краткое содержание "Премудрый пескарь" в таком изложении будет вам полезно.

Сказка Премудрый пескарь (в оригинале – «пискарь») раскрывает жизненную философию обывателя и труса, который считался премудрым, но вся его жизнь оказалась никчемной. Предназначена сказка для взрослых читателей. Старших школьников она заинтересует остроумным названием и необычным сюжетом.

Сказка Премудрый пескарь читать

Умные и осторожные родители были у пескаря, всех опасностей сумели избежать и гордились тем, что дожили до глубокой старости. И сынок, вспомнив все предостережения отца и хорошо поразмыслив, решил устроить свою жизнь так, чтобы всех опасностей избежать. Жил он так, чтобы никто его не замечал, ни с кем не водился, никого в гости не приглашал. Дрожал пескарь весь день. И голодать ему приходилось, потому что боялся днем он высунуться из норы. Только ночью выплывал, чтобы сделать моцион. Нору себе он выдолбил такую, чтобы только он один поместиться в ней мог. Не женился он и детей не имел, опасаясь лишних проблем. Умным себя считал пескарь, ведь сумел прожить он больше ста лет и умирал своей смертью. Только жил – дрожал и умирал – дрожал. Старого, никому не нужного и всеми забытого пескаря никто премудрым не называл. Многие, наоборот, считали его глупцом. Когда пришла ему пора умирать, он осознал всю никчемность и бесполезность своей жизни. И умер пескарь своей смертью. Какому хищнику придет в голову глотать старого больного пескаря? Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Премудрый пескарь

В иронической сказке автор раскрывает очень злободневную для любого общества тему – тему жизненной позиции человека. Главный герой – трусливый, вечно дрожащий, прожил жалкую и ничтожную жизнь. Он не знал никаких радостей, потому что боязнь смерти мешала ему жить полноценно. Премудрость труса заключалась в трусливом бегстве от жизни. Чему учит сказка Премудрый пескарь? Занимать активную жизненную позицию, жить полноценной жизнью, не боясь ошибиться или оступиться. И помнить, что живут один раз: не потом, а сейчас.

Мораль сказки Премудрый пескарь

Каждый человек должен прожить свою жизнь достойно, оставив после себя добрые дела или хорошие воспоминания. В юности очень важно выбрать правильный жизненный путь и расставить правильные приоритеты, чтобы прожить содержательную и красивую жизнь – такова главная мысль сказки.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Жизнь жизни рознь.
  • У него ума палата.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Салтыков-Щедрин, «Премудрый пескарь», анализ сказки начнём с личности писателя.

Михаил Евграфович был рождён в 1826 году (в январе) в Тверской губернии. По линии отца он принадлежал к одному очень старинному и богатому роду дворян, а по линии матери - к сословию купцов. Салтыков-Щедрин успешно окончил а затем занял пост чиновника в военном ведомстве. К сожалению, служба его интересовала очень мало.

В 1847 году увидели свет его первые литературные произведения - «Запутанное дело» и «Противоречия». Несмотря на это, только лишь в 1856 году о нём заговорили, как о писателе, всерьёз. В это время он начал публиковать свои «Губернские очерки».

Писатель пытался открыть читателям глаза на беззакония, творящиеся в стране, на невежество, глупость, бюрократию.

Подробнее остановимся на цикле сказок, написанном писателем в 1869 году. Это был своеобразный синтез идейно-творческих исканий Салтыкова-Щедрина, некий итог.

Михаил Евграфович не мог полностью обнажить все пороки общества и несостоятельность управления из-за цензуры, которая существовала в то время. Именно поэтому писатель выбрал форму сказки. Так он смог резко критиковать существующий порядок, не боясь запретов.

Сказка «Премудрый пескарь», анализ которой мы делаем, достаточно богата с художественной стороны. Автор прибегает к использованию гротеска, антитезы, гиперболы. Немаловажную роль играет и Именно эти приёмы помогли скрыть истинный смысл того, что написано.

Сказка появилась в 1883 году, она знаменита и по сей день, стала даже хрестоматийной. Её сюжет известен каждому: жил пескарь, который был совсем обычным. Единственным его отличием была трусость, которая была настолько сильна, что пескарь решил всю свою жизнь провести в норе, не высовываясь оттуда. Там он и сидел, боясь любого шороха, каждой тени. Так и прошла его жизнь, ни семьи, ни друзей. Возникает вопрос о том, ну и что это за жизнь. Что он в жизни сделал хорошего? Ничего. Жил, дрожал, умирал.

Вот и весь сюжет, но он является всего лишь поверхностью.

Анализ сказки «Премудрый пескарь» подразумевает более глубокое изучение её смысла.

Салтыков-Щедрин изображает нравы современной ему мещанской России. На самом деле пескарём подразумевается не рыба, а трусливый обыватель, который боится и дрожит только за собственную шкуру. Писатель поставил перед собой задачу совместить черты и рыбы, и человека.

В сказке изображена обывательская отчуждённость и замкнутость в себе. Автору обидно и горько за русских людей.

Читать произведения Салтыкова-Щедрина не очень просто, именно поэтому не все смогли осмыслить истинный замысел его сказок. К сожалению, уровень мышления и развития современных людей не очень соответствуют должному.

Хочется обратить внимание на то, что мысли, которые высказал писатель, актуальны и по сей день.

Прочитайте ещё раз сказку «Премудрый пескарь», анализируйте её, исходя из того, что теперь узнали. Заглядывайте глубже с замысел произведений, пытайтесь читать между строк, тогда вы не только сказку "Премудрый пескарь" анализировать сможете сами, но и все художетсвенные произведения.

В сказке «Премудрый пискарь» говорится о том, что на свете жил пискарь, который всего боялся, но при этом считал себя мудрым. Отец сказал ему перед смертью, чтобы он вел себя аккуратно, и так он останется жив. «Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» Пискарь его послушался и стал думать о дальнейшей жизни. Он придумал себе дом такой, что в него никто кроме него забраться не мог, и стал думать, как вести себя в остальное время.


Этой сказкой автор пытался показать жизнь чиновников, которые в своей жизни ничего не сделали, а только сидели у себя в «норе» и боялись того, кто выше их по чину. Боялись каким-то образом навредить себе, если выйдут за пределы своей «норы». Что, возможно, там найдется какая-то сила, которая может в одночасье лишить их такого чина. Что жизнь без роскоши, для них все равно, что смерть, но при этом надо оставаться на одном месте и все будет хорошо.

Как раз в образе пискаря это и видно. Он фигурирует в сказке в течение всего повествования. Если до смерти отца жизнь пискаря была обычной, то после его смерти он затаился. Он дрожал каждый раз, когда кто-то проплывал или останавливался около его норы. Он не доедал, боясь лишний раз выбраться наружу. А от полумрака, который постоянно царил в его норе, пискарь был полуслеп.

Все считали пискаря глупцом, а он сам считал себя премудрым. В названии сказки «Премудрый пискарь» скрывается явная ирония. «Премудрый» значит «очень умный», но в этой сказке смысл этого слова значит другое - гордый и глупый. Гордый оттого что считает себя самым умным, раз он нашел способ обезопасить свою жизнь от внешней угрозы. А глупый он, потому что так и не понял смысла жизни. Хотя в конце своей жизни пискарь задумывается о том, чтобы жить как все, не прятаться в своей норе, и как только он собирается с силами, чтобы выплыть из убежища, он снова начинает дрожать и снова считает эту затею глупой. «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Что бы более саркастически показать жизнь пискаря в сказке присутствует гипербола: "Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...". Гротеск: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». Ирония: «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

Говорящие животные преобладают в обычных народных сказках. Так как в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина так же есть говорящий пискарь, то его сказка схожа с народной сказкой.

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь – и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.

А человек? – что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пискаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец… уду! Кажется, что может быть глупее уды? – Нитка, на нитке крючок, на крючке – червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?… в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пискарь и ловится!

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! – говорил он. – Потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься – ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил. Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, – даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пискарям так и счет потеряли. И каких страхов он, старый пискарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, – это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда – не знает. Видит, что у него с одного боку – щука, с другого – окунь; думает: вот-вот сейчас или та, или другой его съедят, а они – не трогают… «В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла – никто не понимает. Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит – «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это – «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу – будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину – та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется – и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки – домой! Прибежал, а пискариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…