Роль молодежи в изменяющемся мире. Старт в науке

  • Сформировать представление о молодежи как социальной группе, определить социальные роли молодых людей. Показать, как изменяется жизнь в период гражданского совершеннолетия, роль образования в получении профессии, проанализировать сложности трудоустройства молодых специалистов. Показать роль молодежной культуры в становлении личности.
  • Формировать навыки анализа информации по заданным вопросам. Умение обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме. Интерактивное обучение при решении проблемных задач и ситуаций.
  • Создание психологических предпосылок для ответственного отношения к формированию личности, успешной в современной жизни. На основе технологии сотрудничества – формирование коммуникативных компетенций, повышение уровня социализации. Создание ситуации успеха для всех учащихся группы с целью повышения познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: Урок-мастерская.

Методы обучения: Технология интерактивного обучения, создание мини-проектов (кластеров), технология сотрудничества, метод решения проблемных задач, эвристическая беседа, элементы коллективной дискуссии.

Оборудование:

  • Источники права – тексты Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ.
  • Тетради с лекционным материалом.
  • Материалы сочинений учащихся на тему “Что значит быть молодым”.
  • Для работы в малых группах и создания кластеров – листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, магниты для презентации работ.
  • Для работы в малых группах – кейсы с заданиями по каждому пункту плана урока.
  • Доска: тема урока, афоризмы знаменитых людей, портреты И. Канта, Ж-Ж. Руссо.
  • Фотогалерея “Я-молодой”.
  • Учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, 11 класс.
  • Материалы для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация на успех.
  2. Определение целей и задач урока.
  3. Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.
  4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах
  5. Выполнение проектов, презентация.
  6. Подведение итогов, оценивание.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. Мотивация на успех. Здоровается, предлагает сесть. Приветствуют.
Это стихотворение о главной ценности человечества – о жизни. А в чем смысл стихотворения?

Выслушивает ответы, подводит итог.

Действительно, жизнь – коротка. Состоит она из маленьких мгновений. И нужно многое успеть. Сегодня я предлагаю вам успеть проявить себя, многое узнать и многое рассказать, ведь у каждого из вас за плечами свой собственный, личный опыт. Успехов и отличных оценок!

Думают, совещаются, отвечают.
2. Определение целей и задач урока. Предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Предлагает учащимся определить цели урока. Для этого зачитывает текст задачи:

Открывают тетради, записывают число, тему урока.
"Годы юности – самые трудные годы", – еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.

Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юношу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди сегодня – ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе находить на уроке. Но нам важно конкретно понимать, что мы хотим узнать.

Думают, высказывают свое мнение.
Попытайтесь сформулировать вопросы, которые волнуют именно вас сегодня.

Задание: в течение 2-х минут определить вопросы, которые мы будем обсуждать. Задание выполнять в интерактивном режиме: обсуди с соседом.

Обсуждают, озвучивают.
На доске записать формулировки основных вопросов.
  1. Молодежь как социальная группа.
  2. Социализация. Социальные роли.
  3. Гражданское совершеннолетие.
  4. Образование, профессиональная подготовка. Трудовая деятельность.
Записывают план в тетради.
Молодежная культура.

Каждый вопрос требует ответа. Сегодня мы будем искать и находить ответы на эти вопросы: рассказывать и слушать, решать задачи и просить совета друг у друга.

Слушают. Определяют рабочие “двойки”, получают материал для создания кластера.
3. Нацеливание на результат.

Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.

Алгоритм деятельности:

На каждом этапе урока вы будете получать задания и выполнять их. Работать будете в парах, но если что-то вызовет затруднения, то вы можете обратиться с вопросом к любому человеку в аудитории. В результате деятельности вы создадите свой собственный образ современного молодого человека.

Смотрят, слушают.
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. 1.

Вызывается учащаяся, которая перед зеркаломпроизносит с разной интонацией “Ах, какая я красивая?.”

Высказывают предположения.
Преподаватель: Как вы думаете, о чем хотела сказать нам Катя? Слушают.
Преподаватель : Чтобы понять, послушайте притчу. Приложение № 6.3. Конечно, во многом боги оказались правы. Но молодость-это пора, когда человек осознанно начинает познавать себя. Выполняют задания, возможно – начинают заполнять кластер.

Отвечают.

Первый вопрос: Молодежь как социальная группа.

(Приложение 1).

Обсуждение.

Слушают, вспоминают сказку, отвечают на вопрос.
2.

Преподаватель: Все вы помните сказку, в которой есть такие строки:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица,

“То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.

? Кого выбрал царь? Почему? Возможно, две первые сестры не совсем верно определили свои социальные роли?

Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Второй вопрос: Социализация. Социальные роли.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 2).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Слушают. Смотрят на портрет И. Канта.

Отвечают.

3.

Преподаватель: Иммануил Кант писал: “Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным”.

Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой?

В жизни молодого человека наступает очень важный период, когда ему исполняется 18 лет. Он называется: гражданское совершеннолетие.

Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Третий вопрос: гражданское совершеннолетие.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 3).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
4.

Преподаватель: Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: “Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?” Ответ был прост: “Антоний! Себе внимай!”

Слушают.
Преподаватель: Возможно, ответ на эти вопросы вы найдете, анализируя материалы по теме: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Четвертый вопрос: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность.

(Приложение 4).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
5.

Преподаватель: В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому ещё тогда неизвестный служащий Жан-Жак Руссо. Он писал: “Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности.

От рождения до 12 лет предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу.

С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 – развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д.

Слушают.
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания”. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.
Преподаватель : В современном мире в воспитании человека важную роль играет культура. Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Пятый вопрос: Молодежная культура.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 5).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Начинают выполнять задание. Работают в группах.
5.Выполнение проектов, презентация Вывешивают свои кластеры, представление проектов.
6.Подведение итогов. Оценивание. Преподаватель : Сейчас, после того, как мы ответили на все поставленные вопросы, ваша задача – в рабочих группах создать свой проект “Современный образ молодого человека”. Регламент – 5-7 минут.

Преподаватель: прошу представить результаты. Преподаватель: Расскажите, что вы сегодня узнали, о чем задумались?

Каждый сегодня на уроке не был зрителем, все вы принимали участие в нем. Предлагаю цветными жетонами: выставить себе оценку, показать свое настроение, высказать пожелание. Жетоны прикрепить на свои проекты.

Выбирают жетоны, прикрепляют к своим проектам.
7. Домашнее задание. Записывают домашнее задание.
8. Рефлексия. Оценивание:

“5” – красный жетон;
“4” – желтый жетон;
“3” – синий жетон.

Рефлексия учащихся.
Преподаватель :

Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что значит быть молодым”. Преподаватель :

Твори добро –
Нет большей радости,
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

– На этом урок окончен. Спасибо за урок!

Список использованной литературы

  1. Блохина Е.В., Уколова А.М.
Методические рекомендации. Активизация познавательной деятельности учащихся: от понятия до способов реализации. – Изд. 2-е, испр. и доп. / ИПКи ПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 78 с.
  • Введенский В.Н.
  • Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя.: СПб: филиал изд-ва “Просвещение” , 2004. – 159 с.
  • Гостев А.Г., Киприянова Е.В.
  • Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения. – Екатеринбург, 2008. – 290 с.
  • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. – Москва – Тюмень, 1994. – 287 с.
  • Селевко Г.К.
  • Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2004. – 128 с.
  • Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.

    Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

    Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

    Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

    • · 14-19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
    • · 20-24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
    • · 25-29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

    В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

    • · демографические (пол, возраст, семейное положение);
    • · национально-этнические ;
    • · целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
    • · по уровню образования ;
    • · по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
    • · по степени общественно-политической активности ;
    • · по роду любительских занятий (спортсмены, музыканты и т.д.);
    • · по профессиональной принадлежности .

    Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

    Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

    В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

    Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления.

    Молодежь, как социальная группы, чье положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит ситуация в стране в целом.

    Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Еще раз следует подчеркнуть, что ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

    В ценностных ориентациях современной российской молодежи традиционно можно выделить 2 группы ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

    В настоящее время особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов. Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.

    Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Изучение ценностных ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

    Характеристика современной молодежи

    Интеллектуально-образовательные ценности современной молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

    Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина. В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

    «Роль воспитания молодёжи в современном мире»

    «Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать»

    Платон

    Сегодняшняя молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством, и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Чтобы молодежь знала и ценила наши многовековые традиции, уважала и любила своих родных и близких.

    В течение последних пятнадцати лет мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных для душевного и психического здоровья наших сограждан, особенно детей. В настоящее время молодежь другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения, все другое. Но она не должна забывать никогда о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная от того, какие у него родители и в какой среде он живет и развивается.

    Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.

    Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

    Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности.

    Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.

    Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются?

    Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

    Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда.

    В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).

    Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

    Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

    Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения». Речь идет о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.

    Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

    Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.

    Молодёжь - так называемая середина между людьми. Молодёжь занимает весьма главную роль в современном мире. Ведь это новое поколение, от которого зависит будущее всего человечества. Молодёжь нужно многому обучить, и если правильно воспитать молодёжь(а это проявляется в патриотическом воспитании, в учёбе и в проведении общественных мероприятий и т.д.)то она станет надёжным будующим. На сегодняшний день во многих странах воспитание молодёжи является основной задачей.

    Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.

    Исследования по этой проблематике являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.

    Список используемой литературы:

    1.Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика.-2008.

    4. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование / В.Н.Введенский // Социально-гуманитарные знания.

    3. Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002.

    4. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007.

    5. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д.Сорокина// Социс. – 2003.

    6. Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006.

    7. Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С.Н.Щеглова // Социс. - 2006.

    8. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003.

    Приложение

    Практическое исследование

    Мною был проведено анкетирование небольшой группы одноклассников. В анкете было задано 6 вопросов. Содержание вопроса и ответы приведены ниже в виде диаграмм. Цель вопросов – современное отношение молодёжи к вопросам воспитания, а так же выявить их ценностные ориентиры.

    1. Кто оказывает большее влияние на воспитание молодёжи: семья, общество, и то и другое?

    2. Нуждается ли современное общество в воспитании молодёжи: да, нет?

    3. Хорошо ли воспитана современная молодежь: да, нет?

    4. Зависит ли успешное будущее нашей страны от воспитания молодёжи: да, нет?

    5. С помощью каких методов можно улучшить воспитание молодёжи: создание молодёжных организаций, привлечение государства к воспитанию, привлечение образовательных учреждений?

    6. В какой последовательности вы бы расставили следующие жизненные ценности: семья, друзья, здоровье, работа, деньги, справедливость?

    Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

    1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

    2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

    3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

    Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.

    К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .

    Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.

    По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .

    В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:

    Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;

    Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;

    Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.

    Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.

    Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.

    Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.

    По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.

    Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .

    Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых

    поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.

    Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.

    Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.

    Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).

    РЕЗЮМЕ

    1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".

    Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].

    С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.

    Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.

    Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.

    В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.

    В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.

    2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие

    молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.

    Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.

    3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }