Роль нерона в истории. Оклеветанный нерон

В начале своего властвования, император Римской империи Нерон уменьшил штрафы и налоги, пытался бороться с коррупцией, увлекался стихосложением. Но больше всего Нерон прославился своей жестокостью и необычными привычками…

Жестокость

1. Император Нерон, по сообщению историка Светония, приказал умертвить свою тетку Домицию с помощью чрезмерной дозы слабительного.

2. После пожара 64 года н. э. в Риме, император Нерон возложил всю вину за произошедшее на христиан. Он устроил страшные гонения на верующих, истязал и убивал их. К методам наказания можно отнести распятие на кресте, зашивание в шкуры зверей и травля собаками.


Живые факелы Нерона.

Помимо всего этого Нерон любил «естественное освещение». Он приказывал распять человека на кресте и облить его маслом, затем масло поджигали, и человек заживо горел, освещая сады напротив дворца ярким светом пламени.

Большинство зверств ничем не подтверждены, однако историки все же сходятся в том, что Нерон был первым в мире, кто начал тотальное гонение на христианство.

3. Нерон приказал заманить свою мать Агриппину на великолепный корабль, который был построен так, что часть его должна была отвалиться и раздавить или утопить женщину. Но план не удался: Агриппина получила лишь легкую рану и была спасена.

Нерон был в отчаянии от неудачи. Но попыток избавиться от матери он не оставил. Помог случай: один из отпущенников Агриппины был арестован, под одеждой его нашли кинжал. Это послужило доказательством умысла убить императора.

Приближенный Нерона Аницет с надежными людьми отправился на виллу, где была Агриппина, ворвался в спальню и убил ее. Получив удар палкой по голове, она раскрыла тело перед занесенным на нее мечом центуриона и сказала: «Вонзай здесь».

4. Нерон решил прекратить жизнь брата, чтобы мать не передала ему сан императора. Британник, которому отрава была подана за императорским обедом, в тот же миг упал на пол и, сделав лишь несколько судорожных движений, умер.

Обедавшее общество, в том числе Агриппина и Октавия (первая жена Нерона), несколько минут смотрели в оцепенении на это ужасное происшествие. Но Нерон сказал, что смерть Британника – естественный результат падучей болезни, и пир продолжался.

Рубенс. "Смерть Сенеки"

5. Учитель Нерона Сенека умер, когда ему было около 70 лет, сохраняя твердость духа. Он мог прожить дольше, но Нерон приговорил его к смерти через самоубийство. Сенека хладнокровно вскрыл себе вены на руках и ногах.

Поскольку кровь из старческого тела вытекала медленно, он опустил ноги в теплую воду, в то время как рабы записывали последние слова философа. Он говорил до тех пор, пока смерть не унесла его.

Распутство.

6. Римский император Нерон женился на мужчине — одном из своих рабов по имени Скорус.

7. Нерон публично являлся в качестве мастера править лошадьми на скачках в цирке, ездил по улицам в фантастическом костюме и, останавливаясь, показывал народу свое искусство петь и играть на музыкальных инструментах.

Он устроил во дворце театр для игр, которые назвал ювеналиями (играми молодых людей), и подарками склонял обедневших знатных людей участвовать в этих спектаклях, то есть разделять с ним ремесло актера, по римским понятиям, позорное.

8. Имея жену, Нерон на глазах изумленной публики завел роман с плебейкой Акте и даже хотел на ней жениться.

9. Очень распространенными были пьяные оргии: Нерон одевался в звериную шкуру, потом выскакивал из клетки и по очереди насиловал привязанных к столбам голых мужчин и женщин. Поговаривали, что его половыми партнерами были не только женщины, но и юноши.

Нерон и его жена дочь Клавдия.

10. Решив в очередной раз поменять жену, Нерон казнил свою первую супругу Октавию. Он обвинил ее в прелюбодеянии. Второй официальной женой императора стала супруга его лучшего друга. Но и она не продержалась долго. Вторую жену Поппею Сабину он убил, ударив ногой, больную и беременную.

Привычки.

11. Император Нерон принимал ванны в кадке с рыбами. Это связано с тем, что рыбы были не простыми - они испускали электрические разряды, а император лечился таким образом от ревматизма.

12. Близорукому императору Нерону врачи для укрепления зрения посоветовали больше смотреть на зеленое. Нерон стал носить зеленую одежду, свою спальню украсил хризолитом, арену для гладиаторских боев засыпал малахитом, а на сами бои смотрел сквозь отшлифованный изумруд.

Портрет императора Нерона

13. Свои юбилейные даты правления римский император Нерон отмечал праздником «Квинквиналия Нерония». На фестивале можно было услышать поэтические декламации самого императора.

Расточительство.

14. Рассказывая о римском императоре Нероне, историк Светоний упоминал о чудесных особенностях его быта. В том числе и об удивительной банкетной комнате, в которой тот устраивал оргии и пышные пиршества. Мол, комната «была круглой и вращалась непрерывно день и ночь, имитируя движение небесных тел». А потолок, сделанный из слоновой кости, еще и раздвигался.

В образовавшиеся щели сыпались лепестки цветов. Или разбрызгивались благовония. По свидетельствам историка, пол в банкетной комнате был деревянным, опирался на столбы и каменные сферы. Он-то и вращался, приводимый в движение водой. Диаметр помещения составлял примерно 15 метров.

Во время раскопок Золотого дома Нерона в районе Колизея и Палатинского холма команда археологов под предводительством Марии Антониетты Томеи, похоже, обнаружила ту самую комнату. Найдены несколько опорных колонн и каменный шары.

15. Граждане осудили расточительность Нерона в постройках, и прежде всего при строительстве огромного Золотого дворца, от Палатина до самого Эсквилина.

В Золотом доме он приказал возвести собственную статую, превосходившую высотой знаменитый Родосский колосс (высота около 37 метров).

В покоях дома все было украшено золотом, драгоценными камнями и жемчужными раковинами. В банях текли соленые и серные воды. Еще император стал возводить и грандиозную купальню с каналом длиной 160 миль, чтобы можно было подъезжать туда прямо на судах.

Для производства работ он приказал направлять ссыльных со всей Италии, требуя от судов приговаривать уголовных преступников к стройке века. link

Чтобы меня низвергнуть в ад кромешный, Стремится демон ангела прельстить, Увлечь его своей красою грешной Ив дьявола соблазном превратить.

Не знаю я, следя за их борьбою, Кто победит, но доброго не жду...

(Уильям Шекспир, «Сонеты и стихи», перевод С.Я. Маршака)

Настоящее имя - Нерон Клавдий Цезарь Август Германик

Характер - вспыльчивый, коварный

Темперамент - холерический

Религия - язычник-пантеист

Отношение к власти - жадное

Отношение к подданным - презрительное

Отношение к любви - циничное

Отношение к лести - благосклонное

Отношение к материальным благам - приязненное

Отношение к собственной репутации - большей частью равнодушное


Нерон, римский император (37-68)


Агриппина Младшая, мать Нерона, несмотря на свое высокое происхождение, успела смолоду хлебнуть лиха, рано оставшись без отца, павшего жертвой интриг. Когда Агриппине Младшей исполнилось четырнадцать лет, ее мать, Агриппина Старшая, по приказу императора Тиберия была арестована и сослана на остров, где уморила себя голодом.

Один из юных братьев Агриппины, обвиненный в гомосексуальной связи, покончил жизнь самоубийством, чтобы избежать позорной казни. Другой ее брат позволил себя казнить.

Сама Агриппина (как и две ее сестры) некоторое время была любовницей своего брата - императора Калигулы, человека крайне невоздержанного, обладавшего поистине диким нравом. Долгое время Калигула воздавал почести всем трем сестрам, даже помещая их изображения на монетах, но в 39 году Агриппину вместе с ее сестрой Ливией и их любовниками (одного Калигулы, щедро растрачивающего свои силы, похотливым сестрам явно недоставало) обвинили в заговоре против Калигулы. Любовников жестоко, как и полагалось тогда, казнили, а Агриппину и Ливию сослали на Понтийские острова.

Это произошло за год до смерти отца Нерона, который оставил своему трехлетнему сыну одну треть своих владений, но другой наследник, Калигула, используя свою власть, отобрал долю у ребенка и прибавил ее к своим двум третям. Нерона, оставшегося без отца, матери и состояния, взяла к себе в дом его тетка, Домиция Лепида. В доме Лепиды воспитанием мальчика занимались двое дядек, танцовщик и цирюльник. Прекрасная, надо сказать, компания!

Отец Нерона, Гней Домиций Агенобарб, внук Марка Антония и Октавии Младшей, не пользовался любовью и уважением современников. Историк Светоний характеризовал его как «человека гнуснейшего во всякую пору его жизни». Когда Агриппина Младшая родила Гнею сына Нерона, он, принимая поздравления друзей, воскликнул, что от него и Агриппины ничто не может родиться, кроме ужаса и горя для всего человечества.

Слова оказались пророческими.

Нерон рос изнеженным ребенком. Он совершенно не интересовался военным делом, не любил гладиаторских боев и никогда не мечтал о воинских подвигах. Впрочем, военному делу его и не учили. Нерона обучали музыке, живописи, стихотворчеству.

Справедливости ради надо заметить, что поэтом Нерон был посредственным. Больше всего его увлекала верховая езда.

Агриппина Младшая больше прочих страстей была одержима жаждой власти. Согласно легенде, однажды она поинтересовалась у гадателей судьбою ее сына Нерона. Предсказание гласило: «Нерон будет царствовать, но убьет свою мать». Агриппина якобы ответила на это: «Ну и пусть, лишь бы царствовал!»

В обход римских законов, запрещавших близкородственные браки, Агриппина Младшая в 49 году стала женой своего дяди, императора Клавдия. Сбылась ее заветная мечта - стать императрицей.

Агриппина намеревалась как можно дольше оставаться у власти, для чего добилась от Клавдия согласия на усыновление Нерона и объявление его своим наследником в обход Британика, родного сына Клавдия. Скорее всего, Агриппина рассчитывала, что Нероном она без труда сможет управлять.

Благодаря усилению влияния и могущества своей матери, юный Нерон достиг при дворе Клавдия столь высокого и прочного положения, что якобы даже Мессалина, жена Клавдия, видя в нем сильного соперника ее общему с Клавдием сыну Британику, подослала к Нерону убийц. Им предстояло задушить юношу во время полуденного сна, но внезапно с его подушки на них набросилась ядовитая змея, и убийцы в панике убежали.

Светоний утверждал, что все это выдумка, возникшая после того, как на ложе Нерона, у самого изголовья, была найдена сброшенная змеиная кожа. Кожу эту, по поверьям, предвещавшую Нерону великую власть, его мать Агриппина повелела оправить в золото. Нерон долго носил на правом запястье это украшение.

Нет точных данных о причастности Агриппины к отравлению Клавдия, но вполне возможно, что она приложила к этому руку, ведь сразу же после смерти Клавдия Нерон был представлен римлянам в качестве законного наследника, «...поспешили досрочно облачить Нерона в мужскую тогу, дабы создать впечатление, что он достаточно возмужал и способен заниматься государственными делами. Цезарь охотно внял настояниям раболепствующего сената, предложившего, чтобы Нерону, в возрасте неполных двадцати лет, было предоставлено консульство, а до принятия им на себя этих обязанностей он располагал проконсульской властью за пределами города Рима и именовался главой молодежи. К тому же было решено раздать от его имени денежные подарки воинам и продовольственные - простому народу. На цирковом представлении, данном с целью привлечь к нему благосклонность толпы, он появился в одеянии триумфатора...» - писал древний историк Корнелий Тацит.

Покойный Клавдий был причислен к лику богов, а Нерон провозглашен императором под именем Нерон Клавдий Цезарь Август Германик. Так в 54 году началось его правление.

Вскоре семнадцатилетний Нерон взял себе в жены Октавию, дочь Клавдия и Мессалины. Конечно же он не собирался ограничиваться одной лишь Окгавией. Светоний писал о Нероне: «Наглость, похоть, распущенность, жестокость его поначалу проявлялись постепенно и незаметно, словно юношеские увлечения, но уже тогда было ясно, что пороки эти - от природы, а не от возраста».

Нерон предавался пороку со множеством своих подданных, начиная от мальчиков и заканчивая почтенными замужними матронами. В припадке страсти он мог изнасиловать даже жрицу-весталку.

Страсть свою Нерон удовлетворял весьма изобретательно, поражая распущенностью своих далеких от пуританства соотечественников.

Тот же Светоний рассказывал об одной из любовных забав императора Нерона: «...в звериной шкуре выскакивал он из клетки, набрасывался на привязанных к столбам голых мужчин и женщин и, насытив дикую похоть, отдавался вольноотпущеннику Дорифору (по другим данным, Дорпфора звалп Пифагором и он был одним пз министров Мерона. - А Ш.): за этого Дорифора он вышел замуж, как за него - Спор (убив свою жену Поппею, Нерон приказал оскопить похожего на нее мальчика Спора, обрядил его в женские одеодь/, назвал Поппеей п официально менялся на нем. - A. 111.), и жил с ним, как с женой, крича и вопя, как насилуемая девушка. От некоторых я слышал, будто он твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки: поэтому тому, кто признавался ему в разврате, он прощал и остальные грехи».

Несмотря на разгульную жизнь, Октавия вскоре надоела Нерону. Он поспешил найти ей замену - белокурую красавицу Поппею, по материнской линии приходившуюся внучкой знаменитому консулу и триумфатору Сабину. Мать Поппеи некогда считалась первой красавицей Рима, и все утверждали, что своей поистине неописуемой красотой дочь пошла в нее.

Как было принято среди римской аристократии того времени, Поппея была распутницей. Тацит писал, что она не делала никакого различия между своими мужьями и многочисленными любовниками, не зная, что такое верность в любви.

Нерон впервые увидел Поппею в качестве жены всадника (аристократическое сословие, второе после сенаторского) Руфия Криспина. Он тут же воспылал к ней страстью и поспешил сделать все для того, чтобы развести Поппею с Руфием и выдать ее замуж за своего друга Сильвия Отгона, который позволял императору беспрепятственно навещать Поппею, когда ему вздумается. В то время Нерон еще задумывался о своей репутации и не рисковал поселить любовницу рядом со своей женой Октавией.

Однако Поппея, отдаваясь Нерону, рассчитывала на большее, чем сомнительный статус любовницы императора. Ей хотелось самой стать императрицей. Вдобавок Сильвий Отгон, плененный красотой Поппеи, принялся настаивать на своих правах законного супруга. Поппее же он совершенно не нравился, и к тому же она опасалась, что его притязания могут вызвать гнев у Нерона.

Мать императора, Агриппина, возненавидела Поппею и решила отвлечь Нерона от роковой красавицы, предложив ему... себя. Ей это удалось - сладострастник Нерон не смог отказаться даже от родной матери, несмотря на то что этому пытался воспрепятствовать воспитатель императора, известный философ и знатный патриций Анней Сенека.

У Тацита сказано: «...подстрекаемая неистовой жаждой во что бы то ни стало удержать за собою могущество, Агриппина дошла до того, что в разгар дня и чаще всего в те часы, когда Нерон бывал разгорячен вином и обильною трапезой, представала перед ним разряженною и готовой к кровосмесительной связи: ее страстные поцелуи и предвещавшие преступное сожительство ласки стали подмечать приближенные, и Сенека решил побороть эти женские обольщения с помощью другой женщины; для этого он воспользовался вольноотпущенницею Акте, которую подослал к Нерону, с тем чтобы та, притворившись обеспокоенной угрожающей ей опасностью и нависшим над Нероном позором, сказала ему о том, что в народе распространяются слухи о совершившемся кровосмешении, что им похваляется Агриппина и что войска не потерпят над собой власти запятнанного нечестием принцепса...»

Их противоестественная связь, взбудоражившая весь Рим, длилась довольно долго. Агриппина, совершенно не стесняясь, выставляла напоказ характер своих отношений с сыном, распространяясь даже об интимных подробностях этой связи. Нерон и Агриппина любили проехаться по улицам Рима на одних носилках, по дороге осыпая друг друга ласками. Римляне ужасались столь чудовищному кровосмесительному разврату.

Поппея, узнав о том, что ее любовник изменяет ей с родной матерью, вознегодовала и, решив разбудить в Нероне ревность, отдалась своему мужу Оттону, сделав так, чтобы об этом тут же стало известно Нерону

Когда взревновавший император потребовал от Поппеи объяснений, та высказала ему свои претензии, особо напирая на связь с Агриппиной, и заявила, что Отгон, ее законный супруг, в постели старается не хуже Нерона.

Последнее слово Поппеи было таково: если император по-прежнему любит ее, то он должен доказать свою любовь, взяв ее в жены по римским законам. Ни Октавии, ни Агриппины Поппея не желала видеть рядом с собой - Нерону предстояло от них избавиться.

В случае отказа Поппея грозилась навсегда оставить Рим и поселиться в провинции.

Нерон не сразу поверил в серьезность намерений Поппеи. В тот же вечер он решил навестить ее, но Поппея попросту не открыла перед императором дверь своего дома. Напрасно Нерон стучал, угрожал и поливал неверную Поппею площадной бранью - ему так и не открыли.

Вернувшись в свои покои, Нерон призадумался над тем, каким образом следует ему избавиться от Агриппины и Октавии. Слабовольная Октавия, безропотно сносившая похождения своего мужа, не беспокоила его так, как властолюбивая, жестокая и коварная Агриппина, вдобавок ко всему имевшая сильную поддержку в сенате и бывшая жрицей Клавдия.

Император стал действовать не спеша. Вначале он лишил мать воинской охраны, а затем выжил ее из своего дворца, где у Агриппины были роскошные покои.

Ее попытались обвинить в заговоре с целью свержения императора, но голословное, не подкрепленное никакими доказательствами обвинение лопнуло, словно мыльный пузырь. Отчаявшись избавиться от ненавистной соперницы бескровными методами, Поппея потребовала от Нерона убить Агриппину. Нерон согласился.

Разногласие по поводу Поппеи стало не первым столкновением между сыном и матерью. Большой раздор между ними имел место и раньше, когда Нерон влюбился в вольноотпущенницу покойного Клавдия по имени Акте (ту самую, которую подсылал к нему с предупреждением Сенека) и даже хотел на ней жениться, что вызвало недовольство Агриппины.

Агриппина даже посмела напомнить Нерону, что его власть получена благодаря материнским усилиям и что на свете существует четырнадцатилетний Британик, законный наследник Клавдия. Вскоре по приказу Нерона Британик был отравлен.

Тацит писал: «Писатели той поры сообщают, что в течение нескольких дней перед умерщвлением брата Мерон неоднократно подвергал надругательствам отроческое тело Британика, делая это ради того, чтобы смерть последнего, в ком струилась кровь Клавдиев, оскверненного похотью ранее, нежели ядом, не могла показаться преждевременною и чрезмерно жестокою, хотя она и поразила его в нарушение священных правил гостеприимства за пиршественным столом, на глазах врага и с такою стремительностью, что ему даже не было дано времени на прощание с сестрами. В особом указе Цезарь объяснял причины поспешности, с какой был погребен Британик; он ссылался на установление предков скрывать от людских глаз похороны безвременно умерших и не затягивать церемонии похвальными речами и пышно отправляемыми обрядами».

Правда, на Акте Нерон так и не женился, то ли передумал, то ли решил не дразнить попусту мать. Он ограничился тем, что поселил ее подле себя.

Надо отметить, что с самого начала правления Нерона его мать сделала многое, помогая ему удержаться у власти. Она организовала ряд убийств как бывших, так и потенциальных противников своего сына, надеясь, что они будут всегда делить власть друг с другом.

Избавиться от Агриппины, не обнаруживая своего участия в этом черном деле, было непросто. Наконец было решено во время очередного праздника специально построить для Агриппины корабль, который в нужный момент развалится. Должен был обрушиться тяжелый свинцовый потолок в каюте Агриппины. Убив императрицу, он пробивал дно корабля, и корабль тонул. Нерону предоставлялась удобная возможность утопить императрицу, списав ее смерть на несчастный случай.

В назначенный час потолок не причинил Агриппине никакого вреда. Поняв, что дело нечисто, Агриппина в сопровождении одной из служанок прыгнула в воду и спаслась бегством, укрывшись на одной из загородных вилл.

Нерон, узнав, что покушение провалилось, пришел в бешенство, но быстро овладел собой. Он заявил, что Агриппина якобы подослала к нему убийцу, и в открытую послал воинов во главе с префектом Мизенского флота Аликетом (именно Аликет, бывший когда-то воспитателем Нерона, и придумал провалившийся план с кораблем) убить императрицу. В ту же ночь Агриппина умерла. Произошло это в 59 году, ставшем переломным годом не только в правлении, но и в самой жизни Нерона. Отныне для него не существует никаких ограничений. Чудовищное и противоестественное преступление, совершенное по приказу императора, не могло не сказаться как на его репутации, так и на отношении к нему его подданных.

После покушения на жизнь и убийства собственной матери Нерон был способен на любое другое злодеяние. Разумеется, он не мог не испытать психологического потрясения огромной силы, но отныне Нерон укрепился в уверенности о своей вседозволенности, что не могло не сказаться на его дальнейших поступках.

После убийства Агриппины все пошло гладко. Сальвия Оттона Нерон услал легатом в Лузитанию, римскую провинцию на Пиренейском полуострове. Поппея развелась с мужем, а спустя три года Нерон, сославшись на бесплодие Октавии, развелся с ней и сразу же женился на Поппее. Сенаторы были недовольны как разводом императора, так и его скандальной и скоропалительной новой женитьбой, но возражать не осмелились.

Став императрицей, Поппея не ограничилась заменой скульптур Октавии на свои собственные. Она потребовала от Нерона выслать Октавию из Рима. Что-бы не возмущать народ откровенным беззаконием, Нерон решил обвинить Октавию в прелюбодеянии. Префект гвардии Тигеллин подкупил одного из египетских музыкантов, чтобы тот признался в любовной связи с Окгавией. Его показания, несмотря на пытки, не подтвердил никто из слуг женщины, но все же бедняжку выслали в южную область - Кампанию, где она находилась под арестом, не смея высунуть носа из своих покоев. Несчастной Октавии было тогда двадцать два года.

История донесла до нас смелый ответ молодой служанки Октавии, бросившей пытавшему ее Тигеллину: «Половые органы Октавии чище, чем твой рот!»

Тигеллина, бывшего правой рукой Нерона и, подобно своему повелителю, щедро творившего зло, римляне ненавидели, пожалуй, даже сильнее, чем самого Нерона. Корнелий Тацит писал о Тигеллине так: «Софоний Тигеллин, человек темного происхождения, провел молодость в грязи, а старость - в бесстыдстве. Избрав более короткий путь, он подлостью достиг должностей, которые обычно даются в награду за доблесть, - стал префектом городской стражи, префектом претория, занимал и другие посты, отличаясь на первых порах жестокостью, а потом и жадностью, - пороками, которых трудно было ожидать в столь изнеженном человеке. Тигеллин не только вовлек Нерона в преступления, но и позволял себе многое за его спиной, а в конце концов его же покинул и предал. Ничьей казни поэтому в Риме не требовали с таким упорством, как казни Тигеллина; движимые противоположными чувствами, ее добивались и те, кто ненавидел Нерона, и те, кто его любил».

Как ни старался Нерон придать беззаконию пристойный вид, но судьба Октавии взволновала сердца римлян. В столице империи начались волнения. Вначале Нерон поспешил вернуть Октавию в Рим и даже принародно объявил ее своей женой, но позже, очевидно, придя в себя и вознегодовав на чернь, пытающуюся диктовать ему свою волю, он послал войска на подавление волнений.

Октавия неожиданно стала опасной, и Нерон решил окончательно избавиться от нее, пойдя привычным путем. Он уговорил своего верного Аникета лжесвидетельствовать о прелюбодеянии с Октавией. Несчастную отправили на остров Пандатерию и там задушили в бане, для верности вначале вскрыв ей вены. Поппея, год назад встретившая свое тридцатилетие, укрепилась в положении не только законной, но и единственной жены императора. Вскоре она родила дочь. Обрадованный Нерон присвоил жене и дочери титул Августа.

Тем не менее в свой час опостылела Нерону и Поппея. Тем более что навряд ли Нерон любил ее по-настоящему. Скорее всего, она была для него красивой игрушкой, единственной в своем роде, ради обладания которой пришлось немного потрудиться.

Забеременев повторно, Поппея почти утратила былую красоту, но зато стала сварливой и раздражительной. Недальновидная (или слишком самоуверенная) Поппея начала сверх меры донимать Нерона своей ревностью.

Нерон продолжал развлекаться пуще прежнего. Пирушки с участием лучших проституток и танцовщиц сменялись принародными купаниями с любовницами, а на смену купаниям приходили разнузданные оргии во дворцовых покоях.

Иногда Нерон, забавы ради, развлекал подданных пением в театре, причем запрещал покидать театр во время своих выступлений, порой довольно длительных. Пел он отвратительно и столь же отвратительно играл на кифаре, но подданные более всего смущались тем, что их император снизошел до презренного актерского ремесла (развлечение публики в Древнем Риме считалось чуть ли не позорным ремеслом).

Как-то раз, вернувшись нетрезвым со скачек, Нерон в ответ на обвинения Поппеи пнул ее ногой в живот так сильно, что спустя несколько часов она умерла. Утром Нерон изобразил раскаяние и во время похорон Поппеи неустанно восхвалял ее увядшую красоту и ее призрачную, никем не виданную добродетель.

Замена Поппее нашлась быстро в лице оскопленного мальчика Спора, о котором уже упоминалось. После официальной женитьбы императора на скопце римляне то ли в шутку, то ли всерьез утверждали, что они были бы счастливы, если бы у отца Нерона была точно такая же жена.

Своего пасынка - сына Поппеи и Руфия Криспина - Нерон приказал утопить после того, как мальчик во время игры опрометчиво назвал себя императором.

Существует мнение, что Нерон совершенно не занимался делами правления, спихнув их на плечи своего ближайшего окружения. Это не совсем верно. Да, в первые годы своего императорства Нерон фактически не правил Римом, но постепенно он начал приобретать вкус к государственным делам. Скорее всего, это произошло под влиянием Сенеки (в 65 году Нерон приказал Сенеке покончить жизнь самоубийством, поскольку тот не донес ему о заговоре) и опытного политика, командующего преторианской гвардией Афранния Бурра.

Начав свое правление, Нерон намеревался четко разделить императорские и сенатские полномочия и заявил, что он, подобно своему великому предку Октавиану Августу, не собирается вникать во все дела.

Вначале практически все вопросы управления, вплоть до самых значительных, решались в сенате, и конечно же сенаторам это нравилось. Они превозносили Нерона как могли, установили в храме Марса Мстителя его статую из золота и серебра и даже собирались объявить началом года декабрь - месяц рождения Нерона. Постепенно ситуация изменилась - Нерон все активнее начал интересоваться политикой. Так, например, его заслугой считают достижение выгодного перемирия с Парфией. Правда, в последние годы своего четырнадцатилетнего правления Нерон снова стал уделять развлечениям все больше и больше внимания.

В 60 году Нерон учредил в свою честь новые игры - Неронии, которые должны были проходить каждые пять лет, подобно Олимпийским играм. Игры эти имели спортивно-поэтический характер. Их участники состязались в музыке, ораторском искусстве, поэзии, гонках на колесницах и гимнастике. Примечательно, что в программе Нероний не было любимых римлянами и не любимых Нероном гладиаторских боев. В первых играх Нерон лично принял участие, причем настоял на том, чтобы быть соискателем награды наравне с другими актерами, без каких-либо поблажек. Тацит писал: «Еще до того, как начались пятилетние состязания, сенат, пытаясь предотвратить всенародный позор, предложил Нерону награду за пение и в добавление к ней венок победителя в красноречии, что избавило бы его от бесчестия, сопряженного с выступлением на театральных подмостках. Но Нерон, ответив, что ему не нужны ни поблажки, ни поддержка сената и что, состязаясь на равных правах со своими соперниками, он добьется заслуженной славы по нелицеприятному приговору судей, сперва декламирует поэтические произведения; затем по требованию толпы, настаивавшей, чтобы он показал все свои дарования (именно в этих словах она выразила свое желание), он снова выходит на сцену, строго соблюдая все принятые между кифаредами правила: не присаживаться для отдыха, не утирать пота ничем, кроме одежды, в которую облачен, не допускать, чтобы были замечены выделения изо рта и ноздрей. В заключение, преклонив колено, он движением руки выразил свое глубочайшее уважение к зрителям, после чего, притворно волнуясь, застыл в ожидании решения судей».

Участие в играх не прибавило Нерону популярности, скорее наоборот.

В 60 году на небе появилась комета, предвещавшая, по мнению римлян, скорый конец правления Нерона.

В 61 году в Британии началось крупное восстание иценов во главе с царицей Боудиккой. Восстание было подавлено, но успело сильно пошатнуть императорскую власть, чем не замедлила воспользоваться Парфия.

В ночь с 18 на 19 июля 64 года в Риме начался сильный пожар, который длился шесть дней, а затем утих, чтобы возобновиться вновь через три дня. Разрушения были огромными. Нерон, спешно прибыв в Рим из Анция, начал энергичную борьбу с пожаром и в скором времени принялся за восстановление города.

В народе заговорили о том, что император приказал поджечь Рим, чтобы перестроить его по своему вкусу. Официально в поджоге Рима обвинили немногочисленную в те времена христианскую общину, но репутация Нерона была настолько плоха, что ему можно было приписать все что угодно.

Если римляне пострадали во время пожара, то провинции были возмущены крупными поборами, взимаемыми на восстановление и перестройку Рима.

Недовольство росло, часто вспыхивали восстания, заговоры следовали один за другим.

В 68 году волна восстаний прокатилась по империи и докатилась до Рима. Нерон, от которого отвернулись даже приближенные, осужденный Сенатом на смерть, хотел было спастись бегством, но боязнь поимки вынудила его покончить жизнь самоубийством - с помощью одного из своих советников император вонзил себе в горло меч.

«Скончался он на тридцать втором году жизни, в тот самый день, в который убил когда-то Октавию, - писал о смерти Нерона Светоний. -

Ликование в народе было таково, что чернь бегала по всему городу в фригийских колпаках. Однако были и такие, которые еще долго украшали его гробницу весенними и летними цветами и выставляли на рос тральных трибунах то его статуи в консульской тоге, то эдикты, в которых говорилось, что он жив и скоро вернется на страх своим врагам. Даже парфянский царь Вологез, отправляя в сенат послов для возобновления союза, с особенной настойчивостью просил, чтобы память Нерона оставалась в почете. И даже двадцать лет спустя, когда я был подростком, явился человек неведомого звания, выдававший себя за Нерона, и имя его имело такой успех у парфян, что они деятельно его поддерживали и лишь с трудом согласились выдать...»

Нерон прожил свою бурную жизнь, будучи уверенным, что людей целомудренных и чистых душой на свете не существует, просто большинству удается хитроумно скрывать свои пороки и искусно маскировать дурные намерения.

Нерон Неро́н

(Nero) (37-68), римский император с 54, из династии Юлиев - Клавдиев. Жестокий, самовлюблённый, развратный. В 59 повелел умертвить свою мать, в 62 - жену Октавию. В 64 сжёг бо́льшую часть Рима и, чтобы отвести от себя подозрения, начал преследовать христиан Рима. В дальнейшем способствовал восстановлению города. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества. Опасаясь восстаний, убежал из Рима и покончил жизнь самоубийством.

НЕРОН

НЕРО́Н (Nero) (15 декабря 37, Антий - 9 июня 68, Рим), римский император, правил в 54-68; полное имя при рождении - Луций Домиций Агенобарб (Lucius Domitius Ahenobarbus), полное имя после воцарения - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus). Два предварительных обстоятельства существенны для понимания исторической роли Нерона и общего характера его власти - его происхождение и его связь с греческой культурой.
Нерон родился в Антии, приморском городке, расположенном в 40 км к югу от Рима, от Агриппины Младшей и Гнея Домиция Агенобарба. Агриппина была дочерью Германика Цезаря и внучкой Друза Цезаря - двух членов фамилии императора Августа (см. АВГУСТ (император)) , наиболее полно воплощавших в общественном мнении Рима все традиционные добродетели древней римской аристократии. Август усыновил детей своей жены Ливии от первого брака с Клавдием Нероном - в том числе названного выше Друза, сам же был ранее усыновлен диктатором Юлием Цезарем (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий) . Дед Нерона, таким образом, соединил в себе и в своих потомках - Агриппине и Нероне - два древнейших патрицианских рода - Юлиев (см. ЮЛИИ-КЛАВДИИ) , ведших свою генеалогию от основателей Рима Энея (см. ЭНЕЙ) и Ромула (см. РОМУЛ) , и Клавдиев, на заре римской истории породнивших первых римских поселенцев с обитавшими здесь сабинянами (см. САБИНЯНЕ) (Тацит. Анналы. IV, 9). Отец Нерона, внучатный племянник Августа (внук его сестры Октавии), происходил по отцу из древнего (засвидетельствован с 4 в. до н. э.) плебейского рода Домициев; род был крайне разветвлен, представлен самыми разнообразными семейными связями, так что в числе свойственников Гнея Домиция Агенобарба обнаруживаются, в частности, носители самых громких имен среди «последних республиканцев» - Катон Младший (см. КАТОН Младший) , Брут (см. БРУТ Марк Юний) и Кассий (см. КАССИЙ) .
Для массового римского сознания древность рода и обилие в нем лиц, прославившихся подвигами во славу государства, были живой, актуальной характеристикой лица, к этому роду принадлежавшего (Тацит. Анналы. XIII, 1, 2). Семья Нерона - в полном противоречии с нравами, в ней реально царившими, и с нравственными характеристиками ее членов - в принципе и в идеале могла служить в глазах современников символом вековой преемственности патрицианских родов основателей Города, носительницей традиций народа и его вечных ценностей. Август сделал все, чтобы увековечить именно такой ее образ. Нерон сделал все, чтобы его разрушить. Он был последним императором римского патрицианского происхождения и своей деятельностью, направлением своих реформ, всем своим обликом, даже своей смертью, как бы засвидетельствовал полную исчерпанность генеалогически в нем воплощенной исконно римской морально-политической традиции. Далее могли предприниматься попытки ее возродить - продолжить ее после Нерона стало невозможно.
Эллинофильство
Нерон был первым и, в сущности, единственным принцепсом эпохи Ранней империи, для которого восточно-окрашенный эллинизм (см. ЭЛЛИНИЗМ) стал основой биографии, второй натурой и принципом государственно-политического поведения. Восточного происхождения были обе его кормилицы, осуществлявшие также его начальное воспитание; греками - оба первых наставника; подбором и интерпретацией текстов для чтения Нерона в отрочестве ведал Хэремон, грек из Египта, автор известных работ по истории египетских фараонов и жречества. Любовницей Нерона, с которой его связывало необычно сильное и длительное чувство, была гречанка-вольноотпущенница Акте.
Одиозный эпизод «брака» Нерона со жрецом Кибелы (см. КИБЕЛА) Пифагором, где Нерон выступал в качестве «жены», есть много оснований рассматривать как обряд посвящения императора в один из восточных культов. С Грецией и Востоком главным образом связана художественно-артистическая деятельность Нерона: местом своего первого сценического выступления он выбрал полугреческий Неаполь, роли исполнял в греческих трагедиях, преимущественно Еврипида (см. ЕВРИПИД) , сохранились названия только двух трагедий, им самим написанных, - одна называлась «Аттис», другая - «Вакханки». Все это не исчерпывалось бытовыми обстоятельствами или литературными вкусами, но было сознательно создаваемой идеологией, единым строем жизни и культуры, получившим в исследовательской традиции наименование «неронизма».
Отец Нерона умер в 40; в январе 49 Агриппина выходит замуж за Клавдия (см. КЛАВДИЙ (император)) , брата своего отца Германика и правящего римского императора. 25 февраля 50 Клавдий усыновляет Нерона, фактически делая его наследником в обход Британника - своего сына от предыдущего брака. В 53 Нерон женится на дочери Клавдия Октавии. 13 октября 54 Клавдий, отравленный Агриппиной, умирает; преторианцы (см. ПРЕТОРИАНЦЫ) и тут же вслед за ними сенат провозглашают Нерона принцепсом и присваивают ему все титулы и полномочия, делавшие его верховным правителем Римской империи.
Первый период правления. 54-59 гг.
Первый период правления Нерона длился с 54 до первых месяцев 59. В эти годы Нерон находился под сильным влиянием философа Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней) , которому с 49 было поручено воспитание наследника. В начале 56 Сенека обратился к Нерону с трактатом «О милосердии» («De Clementia»), где сформулировал идеологическую программу нового принципата (см. ПРИНЦИПАТ) . Суть трактата выражена в его названии: если ранее всеобщее убеждение состояло в том, что власть принцепса основывается на сосредоточении в его руках ключевых республиканских магистратур (см. МАГИСТРАТЫ (в Риме)) , так что юридически, идеологически и социально-психологически он оставался магистратом Римской республики, «первым среди равных», а отношения его с гражданами регулировались законами государства, то отныне согласно предлагаемой программе эти отношения должны были определяться лишь его clementia - милосердием, благоизволением. При этом, однако, предупреждал Сенека, власть его не становится тиранической, а остается правовой, но не в старом смысле, унаследованном от республики, а в той мере, в какой соответствует интересам всех управляемых народов и «благу» как нравственному закону Вселенной.
На этих идеях была основана программа правления, изложенная Нероном в инаугурационной речи, и влияние их можно усмотреть на протяжении первого периода его деятельности, прежде всего в отношении к сенатской традиции и в социальной политике. В сенате, власть которого как республиканского учреждения в принципе была альтернативна власти императоров и потому последними обычно всячески ограничивалась, в эти годы продолжалось обсуждение важных государственных вопросов, по которым принимались соответствующие решения. Нерон поддерживал эту атмосферу, неодобрительно относясь к чрезмерной льстивости сенаторов и обуздывая ее.
Назначение в 54 Корбулона, консулярия и отпрыска древнейшей сенаторской фамилии, главнокомандующим на парфянском театре военных действий было данью его выдающимся талантам полководца, но в то же время и явным подарком сенату. Нерон неоднократно защищал сенаторов от возводимых на них обвинений. В те же годы он принял ряд актов, облегчавших положение простого народа (многочисленные денежные раздачи, меры по ограничению доходов откупщиков, 58 г.) или таких, что соответствовали привычкам и вкусам римской толпы (увеличение числа зрелищ и их пышности; устранение из цирков воинской стражи и др.). То были действия принцепса, направленные на гармонизацию общественной атмосферы и в этом смысле вполне укладывавшиеся в программу clementia.
Доктрина clementia несла в себе, однако, и другие потенции. В условиях середины 1 в. проповедь императорского благоизволения как замены закона означала на деле освобождение власти от того созданного Августом (см. АВГУСТ (император)) сплава республиканских форм и имперских реальностей, который выполнял роль неписаной конституции Империи - бесконечно нарушавшейся, и тем не менее сохранявшей значение единственной существующей нормы. На практике clementia вела к созданию морально-политического вакуума, который мог быть заполнен любыми прихотями правителя. На протяжении первого периода правления Нерона об этих потенциях доктрины говорили лишь безнаказанные ссылки и убийства, осуществлявшиеся Агриппиной; сам Нерон в большинстве случаев держался от них в стороне.
Второй период правления. 59-66 гг.
Второй период правления Нерона охватывает 59-66 гг. Он ознаменован успешными военными действиями на границах империи. В 61 в Британии вспыхнуло грандиозное восстание местных племен под предводительством царицы племени иценов Боудикки; оно было энергично подавлено Светонием Паулином. На Востоке продолжалась борьба с Парфией (см. ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО) за власть над Арменией. Корбулон завершил ее в 63 скорее дипломатическим, нежели военным путем: верховная власть передавалась парфянскому царевичу Тиридату, но с тем, чтобы он принял ее из рук Нерона, и Армения тем самым попадала в положение вассального государства Рима. Положение на Востоке вскоре осложнилось решением наместника провинции Сирии Цестия Галла, под чьей юрисдикцией находилась также Иудея, облегчить положение местного населения, полностью обнищавшего, собрав подати не с него, а из сокровищ Иерусалимского храма, которые и состояли из налогов. Антиримски настроенные низы усмотрели в этом покушение на народную святыню и в 66 ответили войной, которая поначалу складывалась для римлян крайне неудачно, Нерон поручил руководство военными действиями Флавию Веспасиану (см. ВЕСПАСИАН) (будущему императору). Он вел их на протяжении пяти лет с переменным успехом, и только в 71 его сын Тит (см. ТИТ (император)) завершил войну взятием Иерусалима и разрушением храма.
Общая атмосфера правления и отношения Нерона с сенатом изменились после марта 59, когда по приказу Нерона была убита его мать Агриппина. Властная и бесконечно тщеславная, она стремилась контролировать управление империей и препятствовала реализации программы Нерона. «Вслед за тем, - пишет Тацит, - он безудержно предался всем заложенным в нем страстям, которые до этой поры если не подавляло, то до известной степени сдерживало уважение к матери» (Анналы. XIV, 13). Суть дела не сводилась к «страстям» - она состояла все в той же установке Нерона на создание в Риме восточно-эллинистической общественной атмосферы и на превращение власти принцепса в деспотическую - установке, которая в силу вышеобозначенных причин оборачивалась и при дворе, и в обществе безответственным эстетизмом, скандальным легкомыслием и криминальными интригами. Реализовались они в основном в трех областях - в антисенатском терроре, в популизме и в публичном (а для римских традиционных нравов и скандальном) стиле жизни и артистической деятельности самого принцепса и его окружения.
Нерон провел ряд реформ в сфере обычного судопроизводства. Судебные расходы, прежде покрывавшиеся тяжущимися сторонами, стали оплачиваться из казны; за судебную защиту установлена твердая плата; судебные дела казначейства переданы обычным гражданским судам; уточнены и улучшены правила оформления завещаний (Светоний. Нерон. 17). Процессы сенаторов, однако, продолжали, как и ранее, рассматриваться в сенате; они возбуждались чаще всего по обвинению в государственной измене или в «оскорблении величия» (прежде - величия римского народа, ныне - величия принцепса) и инициировались обычно младшими членами сената, получившими название delatores - доносчиков.
Внешние признаки судебного разбирательства сохранялись, но так как всем было ясно, что обвинители действуют по подсказке принцепса, и цель состояла в уничтожении лиц, которых он счел для себя опасными, то заканчивались такие процессы, как правило, обвинительным приговором - ссылкой, конфискацией имущества или, чаще, смертью. Кроме того, дела высших магистратов или лиц, близких к императору, рассматривались его семейным судом. Здесь уже не предполагалось никаких правовых норм, и все решалось мнением принцепса, членов его семьи и приглашенных приближенных; здесь тоже обычный исход бывал смертным. Нередки были и случаи смертного приговора, выносимого императором лично без всяких обоснований.
Начавшись в 62 году, такие процессы шли crescendo. Обнаружить в них единую направленность и общую государственно-политическую стратегию не удается. Уничтожены или сосланы были многие выходцы из старой аристократии, такие как Рубеллий Плавт или Юний Силан Торкват; наряду с ними - сенаторы, родовитостью вовсе не отличавшиеся, но увлекавшиеся стоической философией: среди них, например, сослан был Гельвидий Приск и убиты «воплощенная добродетель» (Тацит. Анналы. XVI, 21) - Тразея Пет и Барея Соран; по всему судя, совершенно произволен и не связан ни с каким разбирательством был приказ Нерона полководцу Корбулону покончить с собой, что тот и выполнил; наконец, немало было, по-видимому, и лиц вроде сенатора Антистия Ветра, просто диссонировавших своим скромным и спокойным стилем жизни с атмосферой, складывавшейся в столице и при дворе.
Как для этой атмосферы, так и для этих репрессий особенно показателен заговор Пизона, раскрытый и подавленный в 65, повлекший за собой резкое усиление террора и ставший в тот год главным событием в отношениях Нерона с сенатом и всем высшим слоем римского общества. Заговор был составлен офицерами преторианцев, предложившими Пизону стать принцепсом вместо Нерона и втянувшими в него какое-то число сенаторов и всадников, а также некоторых людей, близких Нерону, как поэт Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней) ; большинство сенаторов и магистратов, репрессированных впоследствии в связи с заговором, как Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай) , автор «Сатирикона», скорее всего отношения к нему не имели. Наиболее показательна фигура самого Луция Кальпурния Пизона. То был совершенно нероновский человек - приятель императора, участник его оргий, певец и актер-любитель, виртуоз игры в шашки; в то же время - человек родовитый, обходительный, популярный, многим оказывавший помощь, денежную и судебную. Ни его согласие возглавить заговор, ни (за незначительным исключением) дальнейшее поведение заговорщиков не указывают на наличие у них серьезной политической программы и продуманной тактики. Заговор был не столько альтернативой той атмосфере, что создавал Нерон, сколько ее порождением, свидетельством ее универсального распространения в высших слоях римского общества.
На фоне нарастающего антисенатского террора особенно рельефно выглядела время от времени забота принцепса о городском плебсе. Интересам широких слоев соответствовали проведенные Нероном упомянутые выше реформы в области судопроизводства и взимания налогов. Особенно масштабно, однако, проявилось внимание принцепса к населению Рима во время пожара 64. То был самый грандиозный пожар за всю историю города. Он уничтожил большую часть столицы и лишил крова сотни тысяч людей. Нерон тут же создал временные убежища для погорельцев и наладил их питание, из своих средств обеспечил скорейшую очистку города от завалов и пожарищ, отстроил портики, позволявшие людям скрыться от палящего солнца; казна выдавала субсидии тем, кто брался за строительство новых домов с обязательством закончить их в кратчайший срок.
Причины пожара точно не устанавливаются. Одна версия состояла в том, что первыми загорелись бесчисленные лавчонки, которые в большинстве принадлежали выходцам с Востока, и временные жилища, где они ютились. Ярость толпы обратилась прежде всего против них, а так как христианство считалось одной из восточных сект, то и против христиан, свирепые преследования которых стали по приказу Нерона в угоду народу осуществляться правительством (см. подробнее: Тацит. Анналы. XV, 44). Другая распространенная версия состоит в том, что город был подожжен по приказу Нерона.
Здесь, в свою очередь, называются две мотивировки. Согласно первой, Нерон стремился пережить небывало острое художественное наслаждение, глядя как обращается в гигантский костер миллионный город, семихолмный центр мира. Согласно второй, план его состоял в том, чтобы дать пламени уничтожить памятники, в которых жил многовековый древний Рим, дабы, навсегда покончив с прошлым, построить на его месте новый город, соответствовавший новой эпохе. Последний замысел, независимо от того, был ли он у Нерона, в значительной мере осуществился: перестройка Рима после пожара была настолько радикальной, что заслужила у историков название «римской архитектурной революции» и полностью изменила облик не только столицы, но многих городов империи. Республиканский Рим остался воспоминанием; непосредственно переживаемой многовековой историей, материализованной в архитектуре и пейзаже, он быть перестал.
Меры Нерона, направленные на помощь народу и соответствовавшие его интересам при нарастающем терроре против древних родов и сенатской аристократии, не могут рассматриваться как последовательная государственно-политическая установка, призванная изменить социальную структуру римского общества. Против этого распространенного взгляда говорит как спорадичность подобных мер, так и несвязанность их с экономическими основами народной жизни. Поддержка оказывалась в основном римскому городскому плебсу, люмпенизированному и готовому в обмен способствовать той зыбкой атмосфере легкомысленно скандального произвола, то веселого, то жуткого, которую распространял Нерон.
Атмосфера эта призвана была воплотить новую систему ценностей, которой, по замыслу Нерона, надлежало сменить традиционно римскую. Ключевыми словами последней были mos maiorum - верность нравам предков, pietas - уважение к традиции и исторически сложившейся общественной реальности, virtus - гражданская доблесть; ключевое понятие первой выражалось греческим словом «агон» - состязание. По приказу принцепса в Риме и в городах империи по нарастающей проводились состязания поэтов и актеров, певцов и музыкантов, а также конные ристания. Наиболее масштабными и пышными среди таких игр были Ювеналии (59) и Неронии (первые 60, вторые 65).
Они выполняли тройную задачу. Во-первых, участие в них - добровольное или по принуждению - сенаторов и всадников, бывших магистратов, женщин из знатных семейств, по прежним меркам непристойное и недопустимое, уничтожало нравственные нормы традиционного римского общества и превращало аристократическую элиту Рима в прихлебателей Нерона, разделяющих его пороки и от него всецело зависящих. Во-вторых, поскольку игры обычно заканчивались выступлениями самого Нерона, среди зрителей размещались группы молодых людей, обязанных обеспечить ему шумный успех.
Наиболее известной был корпус так называемых августанов (Тацит. Анналы. XIV, 15; Светоний. Нерон 20,6). Он был создан в 59 из сыновей всадников (см. ВСАДНИКИ) в количестве 500 человек и дополнен в 64 четырьмя с половиной тысячами юношей плебейского происхождения. Постепенно цели их вышли далеко за пределы клаки - специально воспитанные в духе восторженного, в сущности религиозного поклонения Нерону, в театре они следили за публикой и доносили на каждого, в ком не было заметно должного восторга, причем последствия могли быть самыми трагическими. За пределами театра, в обществе, августаны все больше образовывали центр обожествления Нерона и его власти. Наконец, третья тенденция, которую агональная реформа общества должна была реализовать, шла в том же направлении: постоянно появляясь перед бесчисленными толпами, неизменно выходя победителем из любого состязания, увенчанный всеми возможными и невозможными венками и наградами, Нерон все больше превращался в глазах народа в царя и бога, носителя власти сакральной и абсолютной.
Последняя цель могла быть достигнута лишь отчасти, и то в основном в восточных провинциях. Лишенный опоры в социально-экономической и государственно-идеологической структуре общества, агональный принцип, как ранее принцип clementia, вел лишь к упразднению старых основ общественной жизни, не заменяя их никакими прочными и серьезными новыми и воплощаясь во все более разнузданном нравственно-политическом нигилизме, пример которого являли двор и император.
Новая аксиология Нерона, не имевшая опоры ни в римской, ни, собственно, в греческой традиции, после 59 года все отчетливей становится прикрытием морального произвола принцепса. Ясное подтверждение - вся расказанная Тацитом («Анналы» XII, 45 слл.; XIV, 1.60 слл. XVI, 6-7) история любовной связи Нерона с Поппеей Сабиной, женой Сальвия Отона (будущего императора 69 года) и, в 62 году, брак с ней. Чтобы его заключить, Нерон на основе ложных обвинений принудил к разводу свою жену Октавию, которая вскоре была по его приказу убита. Показательно, что преследования Октавии вызвали волнения в Риме и протесты населения. Описание их у Тацита подтверждаются относящейся к той же эпохе трагедией «Октавия», авторство которой приписывается (скорее всего без оснований) Сенеке. Поппея умерла в 65 году при зловещих и не до конца ясных обстоятельствах.
Конец правления
Третий период правления Нерона - время пребывания принцепса в Греции; он охватывает вторую половину 66 и целиком 67 гг. В силу состояния источников наше представление о нем (как и о заключительном, четвертом, периоде) несравненно беднее, чем о двух первых: «Анналы» Тацита обрываются на середине 66, изложение в светониевой биографии Нерона становится особенно сбивчивым и хронологически неупорядоченным; восстанавливать события приходится на основании источников поздних и второстепенных (обзор их содержится в Приложении III к классическому изданию «Анналов» Г. Фюрно: Cornelii Taciti Annalium ab Excessu Divi Augusti Libri. The Annals of Tacitus edited with introduction and notes by Henry Furneaux. V. 2. B. 11-16. 2 ed. Oxford, 1907; reprint 1974, p. 473-484).
Цель поездки Нерона в Грецию состояла в утверждении образа его как любимца Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) , царя-артиста, доказывающего сакральный и абсолютный характер своей власти непрерывными победами в состязаниях. Вызывая неизменный восторг толп, он выступал на них в качестве глашатая, трагического актера, кифареда и возницы, повторяя при этом, что «конные состязания - забава царей и полководцев древности; их воспели поэты и устраивались они в честь богов» (Тацит. Анналы. XIV, 14). Править делами в Риме Нерон оставил своего вольноотпущенника Гелия, сам же прерывал ради них артистическое турне редко, неохотно и только по двум поводам. Первый состоял в продолжении антисенатского террора, который именно в эти месяцы достиг своего апогея, второй - в поисках средств для покрытия фантастических расходов по пребыванию Нерона в Греции. Большинство источников говорит об ограблении с этой целью казны греческих городов и о казни многих богатых греков с последующей конфискацией их имущества (Дион Кассий. Римская история. LXIII, 11). Отчасти для моральной компенсации ущерба, нанесенного стране и своей репутации, отчасти в порядке реализации своей идеологической программы Нерон завершил свое пребывание торжественным провозглашением Греции свободным государством.
Четвертый, заключительный, период правления Нерона охватывает время с января по июнь 68. Он представляет собой логичный итог правления Нерона: все более руководствуясь в политике идеологическими химерами, он изолировал себя от всех реальных сил общества, и в решающий момент они от него отвернулись. 19 марта Нерон в Неаполе наблюдал за упражнениями атлетов. Ему доложили о том, что в Лугдунуме (ныне Лион) состоялся съезд галльских племен, объявивший его узурпатором и предложивший императорскую власть Юлию Виндексу, наместнику одной из галльских провинций и галлу по происхождению. Виндекс предложение отклонил, но убедил принять его наместника Тарраконской Испании Сервия Гальбу, который во главе расквартированного в его провинции легиона двинулся на Рим.
Слухи о ненадежности легионов доходили также из Африки и из германских провинций. У Нерона была полная возможность, опираясь на верные ему войска, подавить начинавшийся мятеж, но именно с этого времени поведение его становится совершенно непредсказуемым - нерешительным и противоречивым. Более месяца он продолжает жить в Неаполе, выступает как кифаред, проводит время в пирах и утехах. В первых числах марта он отдает приказ убить Гальбу, но 27 марта узнает, что приказ остался невыполненным. Тогда только Нерон возвращается в Рим, отзывает войска, находившиеся в походе против кавказских племен, дабы направить их против Виндекса, формирует с той же целью новый легион - I Вспомогательный, и... объявляет о своем намерении удалиться в Египет, после чего впадает в нервный кризис и полное бездействие.
В Риме - нехватка продовольствия, напряжение и разброд; сенаторы и большая часть всадников с нетерпением ждут падения Нерона, люди из городской массы, привыкшие пользоваться щедротами Нерона, «ходят мрачные и жадно ловят слухи» (Тацит. История. I, 4). Преторианцы, которые некогда провозгласили Нерона императором и всегда были ему преданы, и их префект Офоний Тигеллин, один из самых близких Нерону людей, загадочным образом на всю весну исчезают с военно-политической арены, пока 10 июня второй префект претория Нимфидий Сабин не уговаривает их присягнуть Гальбе. В тот же день сенат решает отступиться от Нерона и признать Гальбу. Нерон уезжает из Рима и на следующий день кончает с собой. «Низвергли его не Виндекс со своей безоружной провинцией, - скажет впоследствии Гальба, - и не я с моим единственным легионом, а чудовищная его жестокость и страсть к наслаждениям; неудивительно, что Нерон - первый принцепс, чья память объявлена проклятой» (Тацит. История. I, 16).
Искусство и литература эпохи Нерона
Отражение идеологической программы, общественной атмосферы и эстетических принципов, объединяемых понятием «эпоха Нерона», представлено наиболее полно в архитектуре, в настенной живописи и в литературном стиле «серебряной латыни». Архитектурная революция 64 года изменила как планировку городов, так и тип домов. По правилам, установленным Нероном, расширены были улицы, дома ограничены собственными стенами (то есть запрещены пристройки), ограничена этажность, запрещено застраивать дворы. Тем самым была преодолена скученность и теснота, столь характерные для позднереспубликанского и раннеимператорского Рима. При этом важно учитывать, что, по данным многих источников, именно эта теснота воспринималась как свидетельство сплоченности и гражданской солидарности - одной из основных ценностей старой римской общины.
Популярность введенных правил говорило о том, что такое восприятие тесноты во многом себя изжило - реформы Нерона в данном случае подтвердили и стимулировали этот процесс. Тот же перелом в восприятии и оценке жилой среды сказался и на архитектуре дома. До 64 ее основными разновидностями были либо особняк атриумно-перистильного типа, либо многоквартирная и многоэтажная инсула (см. ИНСУЛА) , этажи которой надстраивались от случая к случаю, поддерживались подпорками, без соблюдения каких-либо правил безопасности. После 64 основной разновидностью жилого дома становится инсула, но совсем другого типа, возникшая во вкусе нероновского космополитизма из взаимодействия этрусской, карфагенской, эллинистической градостроительной практики и местных римских традиций, - отдельно стоящий кирпичный двух- или трехэтажный дом с галереей лавок по первому этажу и большими окнами. Примером старой, донероновской жилой архитектуры принято считать Помпеи (см. ПОМПЕИ) , примером новой, распространившейся после «архитектурной революции», - Остию (см. ОСТИЯ) .
Наиболее полным архитектурным воплощением «неронизма» является так называемый Золотой Дом (Domus Aurea) - дворец, который Нерон отстроил для себя сразу после пожара, правда, не успев его закончить. Он был построен в виде виллы - загородной резиденции, приспособленной к отдыху, просвещенному досугу и наслаждению природой, и окружен садами и водоемами, с небольшими беседками на двух собеседников, миниатюрными каскадами и фресками по стенам. Отделка отличалась необычайной роскошью - строения дворца тонули в позолоте, драгоценностях и перламутре. Вестибюль представлял собой квадратный двор, окруженный портиками, в центре которого возвышалась 35-метровая статуя Нерона, отличавшаяся поразительным портретным сходством. Программным было именно это сочетание пасторальной изысканности и ослепляющей роскоши, просторного сельского пейзажа и плотной исторической застройки городского центра, в которую этот пейзаж был контрастно вставлен, гедонистической атмосферы всего комплекса и сакрально грандиозного изображения обожествленного владыки. Все это настолько демонстративно противоречило римским традициям, вкусам и нравам, что после Нерона Веспасиан (см. ВЕСПАСИАН) снес большинство построек, а на месте искусственного озера выстроил Колизей (см. КОЛИЗЕЙ) и подарил его городу.
Эпохе Нерона в римской настенной живописи наиболее полно соответствует стиль, представленный помпейскими памятниками 40-х - 70-х гг. Основные его черты - сюжеты из греческой мифологии, связанные с причудливым сочетанием форм, в природе разобщенных, с метаморфозой и травестией; широкое изображение архитектуры, представленной в положениях с точки зрения жизненной реальности заведомо немыслимых (альков, нарисованный на плоскости стены, в который вписаны садовые ротонды или верхушки зданий); использование фресковых сюжетов и мотивов для перспективного «пролома» стены и создания в замкнутом объеме комнаты ощущения пространственной бесконечности (рисованные портики, уходящие в стену, рисованные двери, намекающие на ощущаемое за ними пространство, крылатые фигуры, вылетающие из плоскости стены и как бы врывающиеся в комнату извне).
Подобная эстетика противоестественного не ограничивается настенной живописью. В годы Нерона она формирует быт, прикладное искусство, даже кулинарию - изделие оклеивается материалом, выглядящим по-другому, чем тот, из которого оно реально сделано, свинина подается в виде голубя, ножка стола состоит из рельефного изображения лапы льва, переходящей в торс мальчика. В сфере литературы эта эстетика ярче всего проявилась в стилистике так называемой «серебряной латыни». К ней принадлежат авторы, именами которых прежде всего отмечена эпоха Нерона - философ Сенека, (см. СЕНЕКА Луций Анней) автор эпической поэмы «Фарсалия» Лукан (см. ЛУКАН Марк Анней) , Петроний (см. ПЕТРОНИЙ Гай) - создатель плутовского романа, отрывок которого вошел в историю литературы под названием «Сатирикон».
Все они были уничтожены Нероном по подозрению в связи с заговором Пизона, но до этого входили в ближайшее окружение принцепса. При всех их коренных отличиях друг от друга, они целиком усвоили и выразили эстетические установки, для этого окружения и этой эпохи типичные: оценка изложения прежде всего по его эффектности, придание изложению заостренного, нервно напряженного характера, построение фразы на контрастах, смешение лексических и синтаксических моделей классического литературного языка с вульгаризмами и неологизмами. «Испорченная речь нравится там, где извратились нравы», - объяснял всеобщее увлечение подобным стилем Сенека, сам отдавший ему щедрую дань (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. CXIV, 11). Важно отметить, что настенные фантастические пейзажи нередко обладают своим пряным обаянием, что серебряная латынь вошла с Сенекой и Тацитом в сокровищницу римской литературы; при Нероне, однако, они воспринимались как знамения эстетики противоестественного, выдававшей самую сущность этой эпохи.
Нерон как образ и культурно-исторический тип
Жизнь и деятельность Нерона характеризуются, с одной стороны, особой исторической ситуацией - нарастающим ощущением исчерпанности традиционного общественного уклада при отсутствии еще сколько-нибудь определившихся форм, призванных его сменить, и, с другой, - особым типом личности, не способной адекватно видеть реальность, авторитарной и произвольной в своих решениях, неуравновешенной, эксцентричной и жестокой. Сочетание подобной ситуации и подобного типа личности повторяется в истории неоднократно.
В нем обнаруживается некоторая психологическая модель власти, которая, никак не будучи реально связана с Нероном, соотнесена с ним как со своеобразным эталоном, воспринимается как его эхо. Острое ощущение устарелости существующего уклада жизни побуждает властителя заменить его отношениями и ценностями, которые представляются ему более современными, привлекательными и живыми. Но поскольку ясной, исторически созревшей и потому приемлемой для общества альтернативы существующему укладу нет, то властитель начинает чувствовать себя вправе и даже обязанным такие отношения и ценности создать и утвердить - создать, несмотря на их абстрактность, субъективность, фантастичность, утвердить вопреки принятым и еще живым нормам, опираясь на принуждение и жестокость, на абсолютный характер своей власти, в силу которого он может позволить себе любое поведение, любую эксцентричность, любой эпатаж, раздражение, нервозность, подозрительность.
В той или иной мере эта тональность за много веков до Нерона окрасила жизнь и деятельность египетского фараона Эхнатона (см. ЭХНАТОН) , много веков после него угадывается в образе Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) и Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) в России, Людвига Баварского в Германии. «Нероновская» типология абсолютной власти перечисленными именами скорее всего не исчерпывается. В культурно-исторической памяти обобщенный и эмоционально насыщенный образ Нерона преобладал, а во многом преобладает и до сих пор над рациональным объяснением его исторического смысла. Уже современники, а вслед за ними и потомки, видели в Нероне не столько исторического деятеля, сколько необычную личность - чаще всего преступную.
Этот образ сразу же утвердился у римских историков - у Тацита (см. ТАЦИТ) , Светония (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл) , Плиния Старшего (см. ПЛИНИЙ Старший) : первый назвал Нерона «чудовищем» (Анналы. XIV, 11), третий «врагом рода человеческого» (Естественная история. VII, 6, 2), а второй характеризовал словами «наглость, похоть, распущенность, скупость, жестокость» (Жизнеописание двенадцати цезарей. Нерон. 26). Традиция была тут же продолжена ранними христианами: апокалиптический зверь из бездны отмечен у св. Иоанна (см. ИОАНН Богослов) числом 666, представляющим собой сумму цифровых обозначений тех букв, что образуют в древнееврейской транскрипции имя «Нерон». Позднейшие христианские авторы живо обсуждали, является ли Нерон антихристом (Коммодиан, Сульпиций Север) или только его провозвестником (Лактанций (см. ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан) , блаженный Августин (см. АВГУСТИН Блаженный) ). Традиция сохранилась и в средние века: папа Пасхалий II (1099-1118) снес родовую усыпальницу Домициев, так как народ был убежден, что окружающие ее деревья служат приютом воронам, несущим в себе частицы души Нерона.
Тот факт, что в памяти культуры сохранился в основном образ Нерона, объясняет значительный удельный вес в литературе о нем беллетристических публикаций (напр., А. В. Амфитеатров, «Зверь из бездны»; Г. Сенкевич, «Камо грядеши»; В. С. Дуров, «Нерон, или актер на троне»; М. А. Кузмин, «Смерть Нерона»; G. Walter, "Neron"; J.-C. Pichon, "Saint Neron"). Начиная с позитивистской эпохи, однако, существует также исследовательская литература, посвященная Нерону, на аналитическом уровне объясняющая многое в исторической ситуации Нерона и в его политике. В массовом культурном сознании ее выводы сосуществуют с образом императора и корректируются ими. Мысль о том, что, разрабатывая - в положительном или отрицательном аспекте - тему Нерона, мы всегда так или иначе вынуждены иметь дело с его образом, неоднократно высказывалась в связи с деятельностью созданного во Франции «Международного Общества по изучению Нерона» (Societe Internationale d"etudes neroniennes).

Энциклопедия мифологии


  • Вошел в историю благодаря своей жестокости. Равных в этом Нерону не было как до, так и после его правления. Он получал ни с чем несравнимое удовольствие от изощренных издевательств над беззащитными людьми. Ему нравилось когда люди истекали кровью, кричали и корчились от боли, умирая в муках у него на глазах.

    Он превратил свою жизнь в кровавую вакханалию, полную излишеств, диких извращенных оргий и убийств. Удивляться нечему: его родители Агриппина и Гней Домиций Агенобарб были жестокими и изворотливыми людьми. Поэтому он с малых лет считал нормальным и естественным делом убийства родственников.

    Отец будущего императора умер, когда ему исполнилось 3 года. Амбициозная мать сделала все, чтобы ее сын взошел на престол и стал правителем Рима. Выйдя замуж за императора Клавдия, который внезапно овдовел, она добилась, чтобы Нерон сначала обвенчался, а потом и женился на его дочери Октавии. Кроме того, Клавдий усыновил Нерона. Мать добилась и того, чтобы ее сына обучал знаменитый философ Сенека.

    Став императором, Нерон понял, что ему не очень-то интересны государственные дела. Другое дело – попойки и оргии. Поэтому первое время вместо него правили мать и ее приближенные. Это не нравилось многим придворным. Начались интриги, вследствие которых «доброжелатели» начали поощрять развитие у Нерона разных пороков. Он охладел к законной жене, закрутив роман с Актеей. Впрочем, в его постели бывала не только она, но и другие женщины.

    Это подточило отношения Нерона не только с женой, но и с матерью. Сенека и Бурр воспользовались ситуацией и сослали Агриппину в отдельный дворец. Несколько лет они фактически правили за Нерона, который продолжал проводить время в пьянстве и разврате. Была у Нерона забавная особенность: ему очень нравилось, когда придворные рассказывали ему про свои извращенные утехи. Это он считал признаком честности и доверия к императору, поэтому извращенцам, готовым рассказать о своих похождениях, сходило с рук все что угодно.

    Мать, живущая в уединении, пыталась вернуть свое было влияние на сына и утерянную власть. Поэтому была не всегда сдержанна на язык. Про все ее высказывания шпионы доносили Нерону. Наконец, он не выдержал и приказал ее убить.

    Мать все-таки как-то сдерживала Нерона в его тяге к извращенным утехам. После ее смерти он пустился во все тяжкие. Таких оргий, как при Нероне, Рим еще не знал! В них участвовала не только знать, но и обычные рабы, если они были симпатичными. К тому же рабов можно было убить, когда надоедят.

    После пожара, случившегося в городе, Нерон начала настоящую «охоту на ведьм». Он не стал долго думать и искать виноватых, а просто-напросто назначил виноватыми христиан. Начались массовые казни невиновных. Народ роптал, но из-за боязни, что может быть еще хуже, терпел. И даже делал вид, что верит в справедливость несправедливых расправ.

    Нерон вскоре нашел себе новое занятие – взялся заново отстраивать Рим. А деньги, необходимые на строительство, «занимал» у состоятельных граждан. В принудительном порядке, разумеется. Тех, кто роптал, обвинял в государственной измене. Их казнили, а имущество забирали в государственную казну.

    Вскоре недовольные подняли восстание. Нерон в страхе бежал из Рима. Оказавшись в изгнании, понял, что все лучшее позади. Назад дороги нет – друзья и родственники убиты, причем по его приказу, «доброжелатели» переметнулись на сторону врагов. Ничего не осталось. Подавшись депрессивному настроению, он покончил с собой.

    Нерон не смог удержать трон, добытый для него матерью. И был виноват в этом сам. Не надо было слушать «доброжелателей», настраивающих его против матери и жены. Ведь они бы его не предали.

    В общем-то Нерон получил по заслугам. Бесславный конец правления и жизни – расплата за его предательство и подлость.

    Геннадий Морганюк

    Присоединяйтесь к группам «Кто есть кто