NEO PI-R. Что это за психологический тест? Пятифакторная модель «Большая пятерка» (Big Five)

NEO PI-R - это аббревиатура, в переводе с англ. означает Revised NEO Personality Inventory (пересмотренный личностный опросник NEO) - так называемая методика психологической диагностики личности, представляющая собой опросник, состоящий из 240 вопросов.

Опросник разработан в рамках концепции 5 «больших» факторов, отражающих основные черты личности, такие как:

1. Экстраверсия - количество и интенсивность энергии, направленная наружу в социальном мире.

2. Приятность в общении - виды взаимодействия с другими индивидуумами.

3. Добросовестность - степень организованности, настойчивости, контроль и мотивация в поведении.

4. Нейротизм - выявляет лиц, склонных к психологическим стрессам.

5. Открытость - активный поиск и оценка опыта для себя.

Каждый из 5 «больших» факторов, в свою очередь, подразделяется на 6 подфакторов:

1. Экстраверсия: теплота, коллективизм, настойчивость, активность, поиск возбуждения, положительные эмоции.

2. Приятность в общении: доверие, прямолинейность, альтруизм, соглашательство, скромность, мягкость.

3. Добросовестность: компетентность, порядок, чувство долга, стремление к достижению результата, самодисциплина, осмотрительность.

4. Нейротизм: озабоченность, враждебность, депрессия, осознание себя, импульсивность, уязвимость перед стрессом.

5. Открытость: фантазия, эстетика, чувства, действия, идеи, ценности.

Тест был разработан Пол Т. Коста-младшим и Робертом Мак-Крей. Опросник предназначен для взрослых (от 18 лет) мужчин и женщин без явных психических патологий.

Короткая версия, NEO-Five фактор Inventory (NEO-FFI), имеет 60 пунктов (12 пунктов в области). NEO PI-R и NEO-FFI были обновлены в 2010 году.

Оригинальная версия измерений была опубликована в 1978 году, был Нейротизм-Экстраверсия-Открытость Inventory (NEO-я). Эта версия могла измерять только 3 «больших» фактора. Позднее, в 1985 году опросник был пересмотрен, появились еще 2 «больших» фактора, и переименован в личностный опросник NEO (NEO PI). В этой версии, NEO рассматривается как часть названия теста, а не аббревиатура. Далее появилась третья версия, NEO PI-R, опубликованная в 1990 году. В 2005 – м году была опубликована последняя версия NEO - NEO-PI-3.

NEO PI-R представляет собой систематическую оценку эмоциональных, межличностных, эмпирических, поведенческих и мотивационных стилей - подробное описание личности, которое может быть ценным ресурсом для различных фирм. Взятые вместе 5 «больших» факторов и 6 подфакторов, включая шкалу приятности в общении и добросовестность, отражают полную и подробную оценку нормальной личности взрослого человека.

NEO PI-R черты не обязательно являются стабильными на протяжении всей жизни. На основании поперечных и продольных исследований исследователи пришли к выводу, что нейротизм и экстраверсия снижается с возрастом, в то время как увеличивается приятность в общении и добросовестность, особенно в возрасте от 20 до 40.

NEO PI-R признан на международном уровне в качестве золотого стандарта для оценки личности. Сегодня, уважаемые разработчики личностных тестов для профессионального рынка, как нечто само собой разумеющееся публикуют данные о взаимосвязи их испытания с 5 «большими» факторами использования в той или иной форме NEO в качестве ориентира.

Шкала Экстраверсии

балл
норма

Шкала Нейротизма

балл
норма

Шкала Психотизма

балл
норма

Шкала Лжи

балл
норма

Пятифакторный личностный опросник (сокращенный вариант, Big5)

Инструкция

Перед Вами ряд характеристик, которые в той или иной степени соответствуют (или не соответствуют) Вам. Например, Вы согласны с утверждением, что вы – человек, который любит проводить время в компании? Пожалуйста, напротив каждого утверждения на бланке обведите в кружок ту цифру, которая показывает, в какой степени Вы согласны или не согласны с этим утверждением:

1 совершенно не согласен 2 скорее не согласен 3 трудно сказать 4 скорее согласен 5 полностью согласен


Мне кажется, что я человек, который:
1. разговорчив

2. склонен придираться к другим

3. добросовестно выполняет свою работу

4. часто бывает грустным, подавленным

5. преисполнен новых идей, оригинален

6. сдержан

7. отзывчив и бескорыстен

8. бывает несколько легкомысленным

9. легко справляется со стрессом, спокоен

10. любит узнавать все новое

11. энергичен, активен

12. может затеять ссору

13. работник, на которого можно положиться

14. бывает напряжен

15. умный, вдумчивый

16. полон энтузиазма

17. легко прощает обиды

18. бывает неорганизован

19. часто беспокоится

20. обладает развитым воображением

21. как правило, тихий и молчаливый

22. доверчив

23. часто бывает ленив

24. эмоционально стабилен, его сложно чем-либо расстроить

25. изобретателен

26. уверен в себе, напорист

27. бывает необщительным, холодным

28. доводит начатое дело до конца

29. подвержен частой смене настроения

30. ценит эстетику и искусство

31. бывает застенчивым и замкнутым

32. добр и внимателен ко всем

33. старательно выполняет любую работу

34. остается спокойным даже в напряженной обстановке

35. предпочитает однообразную работу

36. общительный, открытый

37. иногда может нагрубить окружающим

38. планирует свои дела и следует намеченным планам

39. легко выходит из себя

40. любит поразмышлять над чем-нибудь

41. мало интересуется искусством

42. с удовольствием сотрудничает с другими людьми

43. легко отвлекается

44. хорошо разбирается в искусстве, музыке или литературе

Шкала оценки (“R” обозначает обратный балл)

Экстраверсия: 1, 6R, 11, 16, 21R, 26, 31R, 36

Дружелюбие: 2R, 7, 12R, 17, 22, 27R, 32, 37R, 42

Сознательность: 3, 8R, 13, 18R, 23R, 28, 33, 38, 43R

Нейротизм: 4, 9R, 14, 19, 24R, 29, 34R, 39

Открытость опыту: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35R, 40, 41R, 44

№ вопроса Ваш ответ № вопроса Ваш ответ № вопроса Ваш ответ № вопроса Ваш ответ
1. 1 2 3 4 5 12. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
2. 1 2 3 4 5 13. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 14. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
4. 1 2 3 4 5 15. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
5. 1 2 3 4 5 16. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
6. 1 2 3 4 5 17. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
7. 1 2 3 4 5 18. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
8. 1 2 3 4 5 19. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
9. 1 2 3 4 5 20. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
10. 1 2 3 4 5 21. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
11. 1 2 3 4 5 22. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Полное название методики: Пятифакторный личностный опросник (сокращенный вариант)

Краткое описание: Несмотря на то, что опросник создавался как средство измерения "черт нормальной личности", авторы предполагают, что он окажется полезным в клинической и прикладных областях деятельности, а также при проведении научных исследований.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным является правильное инструктирование испытуемого.

Литературный источник: Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. - М.: ГУК МВД России, 2003. - 211 с., стр.67-69.

Шкалы: Экстраверсия, Нейротизм, Открытость Опыту, Уживчивость, Сознательность.

Инструкция

Этот тест-опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения выберите тот вариант ответа, который лучше всего отражает Ваше мнение. Отметьте выбранный вариант ответа:

1. Полностью не согласен 2. Не согласен 3. Безразлично 4. Согласен 5. Полностью согласен

1. Я не тревожный человек.
2. Мне нравится, когда вокруг меня много людей.
3. Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то.
4. Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю.
5. Я содержу свои вещи в чистоте и порядке.
6. Я часто чувствую, что я хуже других.
7. Мне легко рассмеяться.
8. Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то.
9. Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми.
10. Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе.
11. Я иногда чувствую, что "разваливаюсь на части", когда бываю в сильном напряжении.
12. Я не считаю себя очень радостным человеком.
13. Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе.
14. Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым.
15. Я не являюсь дисциплинированным человеком.
16. Я редко чувствую себя несчастным.
17. Я действительно очень люблю разговаривать с людьми.
18. Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся.
19. Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними.
20. Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают, добросовестно.
21. Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным.
22. Мне нравится быть там, где что-то происходит.
23. Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления.

24. В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным.
25. Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения.
26. Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком.
27. Я обычно предпочитаю работать один.
28. Я очень люблю пробовать необычные блюда.
29. Я думаю, что большинство людей будет использовать человека, если это им выгодно
30. Я теряю много времени перед тем, как приняться за работу.
31. Я редко испытываю страх или тревогу.
32. Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия.
33. Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает разная окружающая обстановка.
34. Большинство моих знакомых любит меня.
35. Я много работаю, чтобы достичь своих целей.
36. Меня часто злит то, как люди обращаются со мной.
37. Я веселый, живой человек.
38. Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам.
39. Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым.
40. Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться.
41. Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело.
42. Я не являюсь жизнерадостным оптимистом.
43. Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение.
44. В своих взглядах я практичен и холоден.
45. Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть.
46. Я редко бываю грустным или подавленным.
47. У моей жизни быстрый темп.
48. У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества.
49. Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным.
50. Я работоспособный человек, который всегда справляется со своей работой.
51. Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой.
52. Я очень активный человек.
53. Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком.
54. Если мне не нравятся люди, я даю им это понять.
55. Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком.
56. Мне часто бывало стыдно.
57. Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей.
58. Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями.
59. Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу.
60. Я стремлюсь к совершенству во всем, что я делаю.

Ключ

№ ответа Кол-во баллов
Нейротизм, сумма баллов =
Экстраверсия, сумма баллов =
Открытость опыту, сумма баллов =
Уживчивость, сумма баллов =
Сознательность, сумма баллов =

ОПРОСНИК ЛЕОНГАРДА

Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос “да”, то поставьте в бланке под его номером знак “+”, если же не согласны или отвечаете “нет”, то знак “-”. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет.

1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?

4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом.

5. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники.

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек.

10. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит.

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него?

16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?

17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок.

18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств.

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?

21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение.

22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы.

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.

27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома.

28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?

29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте?

34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения.

36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?

37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость.

38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?

39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

40. Общительны ли Вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи.

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?

47. Вы очень любите животных.

48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось.

49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий.

57. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?

59. В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам.

60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище.

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?

62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь.

66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете.

67. Вы подвижный человек.

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом.

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы.

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности.

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.

77. Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?

80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу.

81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью.

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?

84. В веселой компании Вы обычно веселы.

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя.

87. В беседе вы скупы на слова.

88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра.

Бланк для ответов

ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ-ЛИЧКО:

1) Гипертимная - повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

2) Возбудимая - повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями.

3) Эмотивная - чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни.

4) Педантичная - ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий.

5) Тревожная - высокий уровень тревожности, склонность к страхам, повышенная робость и пугливость.

6) Циклотимная - периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.

7) Демонстративная - демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.

8) Неуравновешенная - слабоволие, непоседливость, склонность к праздности и развлечениям, трусость, безынициативность.

9) Дистимная - сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность.

10) Экзальтированная - большой диапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от одних событий и в полное отчаяние от других.

КЛЮЧ

Опросник содержит 10 шкал, отражающих типы акцентуаций. В ключе числа означают номера шкал. Если ответ испытуемого совпадает со стоящим в клетке после номера шкалы знаком “+” или “-”, ему засчитывается один балл по данной шкале. При подсчете результатов тестирования набранная по каждой шкале сумма баллов умножается на указанный коэффициент.
ШКАЛЫ

1- Гипертимность

3 - Эмотивность

Полученную сумму умножить на 2

5 - Тревожность

7- Демонстративность

Полученную сумму умножить на 3

9 - Дистимность

Полученную сумму умножить на 6

Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант MMPI)

MMPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым. Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI , содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Время проведения опроса не ограничивается. (Подробнее в прил.)

Инструкция
:Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния вашего здоровья и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову.

1. У вас хороший аппетит?
2. По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.
3. В вашей повседневной жизни масса интересного.
4. Вы работаете с большим напряжением.
5. Временами вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
6. У вас очень редко бывает запор.
7. Иногда вам очень хотелось навсегда уйти из дома.
8. Временами у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
9. Временами вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.
10. У вас такое впечатление, что вас никто не понимает.
11. Иногда вам хочется выругаться.
12. Каждую неделю вам снятся кошмары.
13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.
14. С вами происходили (или происходят) странные вещи.
15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против вас.
16. В детстве вы одно время совершали кражи.
17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.
18. У вас прерывистый и беспокойный сон.
19. Когда вы находитесь среди людей, вам слышатся странные вещи.
20. Большинство знающих вас людей не считают вас неприятным человеком.
21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше вас.
22. Большинство людей довольны своей жизнью более чем вы.
23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
24. Иногда вы сердитесь.
25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.
26. У вас часто бывает чувство, как будто вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
27. У вас может ухудшиться самочувствие и здоровье, если люди критикуют вас, требуют от вас слишком многого.
28. Обычно вы удовлетворены своей судьбой.
29. Некоторые так любят командовать, что вам хочется все сделать наперекор, хотя вы знаете, что они правы.
30. Вы считаете, что против вас что-то замышляют.
31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.
32. Вас часто беспокоит желудок.
33. Часто вы не можете понять, почему накануне вы были в плохом настроении и раздражены.
34 Временами ваши мысли текли так быстро, что вы не успевали их высказывать.
35. Вы считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых.
36. Временами вы уверены в собственной бесполезности.
37. В последние годы ваше самочувствие было в основном хорошим.
38. У вас бывали периоды, во время которых вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
39. Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали.
40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.
41. Вам безразлично, что думают о вас другие.
42. С памятью у вас все благополучно.
43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились.
44. Большую часть времени вы чувствуете общую слабость.
45. У вас редко болит голова.
46. Иногда вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.
47. Не все ваши знакомые вам нравятся.
48. Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли.
49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.
50. Вы считаете, что вы слишком застенчивы.
51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.
52. Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств.
53. Иногда вы немного сплетничаете.
54. Временами вы чувствуете, что вам необыкновенно легко принимать решения.
55. У вас бывает сильное сердцебиение, и вы часто задыхаетесь.
56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.
57. У вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.
58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к вам.
59. Ваша судьба никого особенно не интересует.
60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
61. Иногда вы полны энергии.
62. За последнее время у вас ухудшилось зрение.
63. Часто у вас звенит или шумит в ушах.
64. В вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда вы чувствовали, что на вас действуют гипнозом.
65. У вас бывают периоды, когда вы необычно веселы без особой причины.
66. Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко.
67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.
68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.
69. Временами ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.
70. Вы часто разочаровываетесь в людях.
71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.

В 1 Н В 17 Н В 33 Н В 49 Н В 65Н
В 2 Н В 18 Н В 34 Н В 50 Н В 66Н
В 3 Н В 19 Н В 35 Н В 51 Н В 67Н
В 4 Н В 20 Н В 36 Н В 52 Н В 68Н
В 5 Н В 21 Н В 37 Н В 53 Н В 69Н
В 6 Н В 22 Н В 38 Н В 54 Н В 70Н
В 7 Н В 23 Н В 39 Н В 55 Н В 71Н
В 8 Н В 24 Н В 40 Н В 56 Н
В 9 Н В 25 Н В 41 Н В 57 Н
В 10 Н В 26 Н В 42 Н В 58 Н
В 11 Н В 27 Н В 43 Н В 59 Н
В 12 Н В 28 Н В 44 Н В 60 Н
В 13 Н В 29 Н В 45 Н В 61 Н
В 14 Н В 30 Н В 46 Н В 62 Н
В 15 Н В 31 Н В 47 Н В 63 Н
В 16 Н В 32 Н В 48 Н В 64 Н
Шкалы Ответы № вопроса
L Неверно (Н) 5, 11, 24, 47, 53
F Н 22, 24, 61
Верно (В) 9, 12, 15, 19, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71
K Н 11, 23, 31 , 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 65, 67, 69, 70
1 (Hs) Н 1, 2, 6, 37, 45
В 9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63
2(D) Н 1, 3, 6, 11, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 71
В 9, 13, 17, 18, 22, 25, 36, 44
3(Ну) Н 1, 2, 3, 11, 23, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 50, 56
В 9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62
4 (Pd) Н 3, 28, 34, 35, 41, 43, 50, 65
В 7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71
5 (Pa) Н 28, 29, 31, 67
В 5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68
6 (Pt) Н 2, 3, 42
В 5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51 , 57, 66, 68
7(Sc) Н 3, 42
В 5, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 30, 38, 39, 46, 57, 63, 64, 66
8(Ma) Н
В 4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60

Проблема подбора надежных и эффективных психодиагностических методик для изучения личности сотрудников ОВД была актуальна всегда и, по-видимому, останется таковой еще достаточно долго. Причины этого различны и обусловлены рядом объективных, субъективных и ситуационных факторов. Так, требование экономичности выводит на первый план психологические обследования с минимальными затратами времени на их проведение, обработку и интерпретацию психодиагностической информации. Отсутствие дифференцированного подхода в выборе нормативных данных снижает прогностические возможности психологических заключений. Не в достаточной степени разработаны диагностические критерии специальных приложений инструментария изучения личности, например, для решения задач психологического обследования при допуске к несению службы с оружием сотрудников ГИБДД, комендантских подразделений и т. п.

Без преувеличения можно утверждать , что одной из эффективных диагностических методик является Пятифакторный личностный опросник (NEO Five - Factor Inventory , Big Five , «Большая пятерка», или «Маркеры Большой пятерки», Costa & McCrae ). Опросник или FFI предназначен для комплексного изучения личности сотрудников на основе измерения ее пяти базовых факторов: «нейротизм» (Neuroticism, N), «экстраверсия» (Extraversion, E), «открытость опыту» (Openness to experience, О), «согласие»/«уживчивость»/«доброжелательность» (Agreeableness, A) и «сознательность» (Conscientiousness, C). Именно анализ практики применения этого опросника, его ренормирование и оценка возможностей были целью нашего исследования.

В люнгитюдном исследовании, проведенном в 2007–2015 гг., приняли участие слушатели ВИПК МВД России и некоторых иных образовательных организаций МВД России, сотрудники ОВД (всего 1748 человека; мужчины – 85,3%, женщины – 14,7%).

Обследование проводилось с использованием автоматизированного комплекса АРМ «Психотест» (PsychoTest) . Статистическая обработка психодиагностических данных предусматривала расчет средних значений и стандартных отклонений (табл. 1) по каждой из шкал.

Таблица 1

Нормативные данные NEO-FFI

Шкала

Сотрудники ОВД,

муж., жен. (1748 человек)

Сотрудники комендантских подразделений,

муж. (65 человек),

жен. (51 человек)

Х ср

s х

Х ср

s х

Шкала

Сотрудники ГИБДД,

муж. (785 человек), жен. (15 человек)

Полицейский-водитель,

муж. (116 человек)

Х ср

s х

Х ср

s х

Обновленные (полученные нами) данные имеют статистически значимые отличия от применяемых в настоящее время в ведомственной психодиагностической практике норм. Так, все нормативные показатели были существенно снижены, что приводило к необоснованному завышению результатов. Например, фактор «сознательность» (Conscientiousness) у 100 % обследуемых всегда принимал высокие и сверхвысокие значения (рис. 1). 70% сотрудников имели 9 станайн, что с точки зрения психометрии для общей выборки не соответствует действительности.

Пересчет первичных данных (1748 человек) с учетом новых норм существенно приблизил распределение к нормальному (Гауссовскому). Как следствие, полученная (новая) шкала «С» обладает высокими дифференциальными возможностями. Аналогичные выводы справедливы и по отношению к другим факторам FFI.

Рис. 1. Распределение показателя «Сознательность» (Conscientiousness, C)

Помимо основных шкал исследованы пять диагностических индексов , разработанных для решения специальных задач психологического отбора и сопровождения профессиональной деятельности .

1. Индекс «Психологическая готовность к несению службы с оружием» оценивает степень сформированности профессионально важных качеств личности, детерминирующих надежность профессиональной деятельности при несении службы с оружием. Ведущими психологическими характеристиками выступают: ответственность, организованность, дисциплинированность, чувство долга, уверенность в себе, сдержанность, дружелюбие и прагматизм. Готовность к деятельности и несению службы с оружием связана с гармоничным психологическим состоянием индивида.

2. Индекс «Дополнительное внимание со стороны психолога » выявляет индивидов, у которых личностные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации не только в напряженных или экстремальных, но и в обычных условиях несения службы, что потенциально способствует развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводит к снижению эффективности и надежности профессиональной деятельности. Это лица, нуждающиеся в повышенном психологическом внимании, а также те, кому необходима дополнительная поддержка в профессиональном становлении, формировании и развитии личности, поддержании психического здоровья.

3. Индекс «Психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях » предназначен для диагностики индивидуально-психологических особенностей, обусловливающих надежность и успешность профессиональной деятельности сотрудников в экстремальных ситуациях.

4. Индекс «Адаптационный (профессионально-психологический) потенциал индивида » (адаптивность) диагностирует комплекс индивидуально-психологических особенностей, определяющих адекватное требованиям изменившейся ситуации эффективное взаимодействие с профессиональной средой без чрезмерного психического напряжения. Адаптивность учитывает наличие регуляторных психических качеств, определяющих адекватное заданным условиям «внешней» среды поведение, эффективное взаимодействие с ней, оптимальный уровень нервно-психического напряжения.

5. Индекс «Степень профессиональной деформированности личности » оценивает изменения личностных особенностей индивида в асоциальную сторону, возникающие в результате воздействия негативных особенностей содержания, организации и условий профессиональной деятельности. Внешние формы проявления профдеформации личности могут быть различными: повышенная конфликтность, отсутствие мотивации к работе, значительное снижение эффективности профессиональной деятельности, систематические нарушения служебной дисциплины и т. п.

Методом сравнения с экспертными оценками изучена точность вышеприведенных индексов (табл. 2).

Таблица 2

Точность специальных индексов

Индекс

Градация / Точность (%)

Индекс «Психологическая готовность к несению службы с оружием» (W)

Индекс «Дополнительное внимание со стороны психолога» (V)

Индекс «Психологическая пригодность к несению службы в экстремальных условиях» (X)

Индекс «Адаптационный потенциал индивида» (Р)

Индекс «Степень профессиональной деформированности личности» (D)

Достаточно высокие показатели прогнозных оценок (более 80%) позволяют утверждать, что индексы точно указывают на наличие или отсутствие соответствующей проблематики, а также на особенности прохождения службы. При этом прогностические возможности, как правило, оказываются выше в «полярных» градациях (1 или 3).

Таким образом, проведенное нами научное исследование позволило оценить эффективность и уточнить нормативные показатели Пятифакторного личностного опросника, сформировать предложения по совершенствованию технологии работы с ним. Полагаем, что возможности данного инструментария позволяют существенно расширить сферу его применения, например, при изучении личности сотрудников, демонстрирующих те или иные виды девиантного поведения, при индивидуализации форм и методов психологической подготовки и оказания помощи, при прогнозировании профессионально-личностного развития.

Для диагностики личностных свойств студентов была применена краткая русская версия опросника NEO-FFI (Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г., Мартин Т.А.), включающая 60 пунктов, оцениваемых по 5-балльной шкале (см. Приложение 3). Шкалы методики обладают достаточно высокой надежностью (альфа Кронбаха выше 0,85). Достоинством этой методики является хорошая сопоставимость с англоязычными вариантами «Большой пятёрки».

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

– Нейротизм

– Экстраверсия

– Открытость опыту

– Готовность к согласию

– Сознательность

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В.Е. Орлом в соавторстве с А.А. Рукавишниковым и И.Г. Сениным. Испытуемым предлагается выбрать 1 из 5 вариантов ответов на каждое из 60 утверждений. Обработка данных и присвоение баллов за тот или иной ответ происходит по совпадению с ключом.

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям.

Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 0, максимальное количество – 48. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (33-48 баллов), средние (21-32 балла) и низкие (0-20 баллов).

Усредненные результаты по опроснику NEO-FFI приведены в табл. 3 и графически изображены на рис. 4. Анализ результатов по опроснику NEO-FFI (Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г., Мартин Т.А.). Результаты по 5 диагностируемым факторам по данной методике приведены в табл.

Таблица 3

Невротизм

Экстраверсия

Открытость

Готовность к согласию

Сознательность

Результаты по опроснику neo-ffi (Орел в.Е., Рукавишников а.А., Сенин и.Г., Мартин т.А.)

Показатели

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Готовность

к согласию

Сознательность

Низкий уровень

8 чел. – 12,5%

Средний уровень

Высокий уровень

По результатам проведенной методики видно, что у большинства студентов наблюдается средний уровень всех личностных показателей, диагностируемых по данному опроснику.

Низкий уровень нейротизма выявлен у 8 студентов (12,5%). Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом.

Рис. 4. Результаты по опроснику NEO-FFI

Высокий уровень нейротизма наблюдается у 3 студентов (4,7%). Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах.

Высокого уровня экстраверсии в данной выборке выявлено не было.

У 1 студента (1,6%) выявлен низкий уровень экстраверсии. Низкие значения по данному фактору характерны для интровертов. Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты.

Интровертированные люди любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению.

Высокого уровня открытости опыту в данной выборке выявлено не было. Низкий уровень открытости опыту выявлен у 16 студентов (25%). Люди с низким показателем открытости к опыту имеют узкие и распространённые интересы. Они предпочитают простые, ясные и очевидные вещи сложным, неоднозначным и тонким. Они могут относиться к наукам и искусству с подозрением, считая эти занятия заумными и не имеющими практической цели. Закрытые люди предпочитают уже знакомое всему новому; они консервативны и сопротивляются изменениям.

У 7 студентов (10,9%) выявлен высокий уровень готовности к согласию. Высокие значения по данному фактору характерны для доброжелательных людей, которые легко ладят с другими людьми. Они обычно внимательны, дружелюбны, щедры, готовы помочь и ставить интересы других выше своих. Готовые к согласию люди с оптимизмом смотрят на человеческую природу. Они считают, что люди в основном честны, порядочны и заслуживают доверия.

Низкий уровень готовности к согласию выявлен у 22 студентов (34,4%). Эти люди ценят свои собственные интересы выше возможности ладить с другими людьми. Они обычно равнодушны к благополучию других людей и поэтому не склонны расшибаться в лепёшку ради них. Иногда их скептицизм по поводу мотивов других людей заставляет их быть подозрительными и недружелюбными, отказываться от сотрудничества.

Высокий уровень сознательности выявлен у 11 студентов (17,2%). Сознательность относится к способу, которым мы контролируем, регулируем и направляем нашу импульсивность. Сознательные люди избегают неприятностей и весьма эффективно достигают своих целей, используя целенаправленное планирование и настойчивость. Другие люди положительно воспринимают их как разумных и надёжных. С отрицательной стороны, они могут быть заядлыми трудоголиками и перфекционистами.

Низкий уровень сознательности выявлен у 2 человек (3,2%) из данной выборки. Импульсивное поведение, даже если оно не приводит к серьёзным деструктивным последствиям, может существенно уменьшить эффективность действий человека. Импульсивное действие не позволяет обдумать альтернативные способы действий, которые могли бы быть более благоразумными, чем импульсивный выбор. Импульсивность также заводит людей в тупик при выполнении проектов, которые требуют организованной последовательности шагов или этапов. Импульсивный человек достигает отдельных и небольших целей и с очень переменным успехом.

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  • “нейротизм” (neuroticism, N),
  • ”экстраверсия” (extraversion, E),
  • “открытость опыту” (openness to experience, O),
  • “согласие” (agreebleness, A),
  • “сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

Адаптации и модификации

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1995-1999 гг. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета (А. Б. Хромовым).

Процедура проведения

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 - сильно выражено, 1 - слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.

Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.

Обработка результатов

Оценочные значения высказываний переводятся в баллы в соответствии со следующей таблицей:

Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных (вторичных) пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5.

В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного (вторичного) фактора «экстраверсия – интроверсия» (см. Бланк ответов).

Нормативные данные

В таблице ниже приводятся нормы оценок по шкалам пятифакторного опросника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего пола, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конкретного испытуемого в Т-шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.

Т-балл вычисляется по следующей формуле:

T = 50 + \frac{10 (X - M)}{S.D.}

где М - среднеарифметическое, S. D. - стандартное отклонение.

Факторы девочки девушки мальчики юноши
14 -17 лет 18-23 лет 14 -17 лет 18-23 лет
N - 87 N - 219 N - 58 N - 98
М S.D. М S.D. М S.D. М S.D.
Вторичные факторы
1.0 Экстраверсия - Интроверсия 55.7 9.1 52.4 7.9 50.8 8.4 49.1 8.5
2.0 Привязанность - Отделенность 47.5 11.1 50.1 9.1 47.8 9.8 49.4 8.7
3.0 Контролирование - Естественность 51.7 9.8 49.8 9.8 49.3 12.0 47.8 9.8
4.0 Эмоциональность - Сдержанность 49.3 11.9 48.7 9.8 42.6 9.5 42.9 11.4
5.0 Игривость - Практичность 55.6 9.3 55.8 8.4 52.3 9.8 54.6 6.9
Первичные компоненты
1.1 активность - пассивность 11.1 2.6 10.7 2.5 10.9 2.7 10.6 2.4
1.2 доминирование-подчиненность 10.0 2.7 10.1 2.6 10.7 2.1 9.4 2.6
1.3 общительность - замкнутость 11.8 3.2 10.7 3.0 10.6 3.1 9.5 2.7
1.4 поиск впечатлений - избегание 10.4 3.1 9.8 2.3 8.9 2.6 9.4 2.6
1.5 привлечение внимания - избегание 11.8 2.4 11.0 2.5 9.9 3.1 10.3 2.5
2.1 теплота - равнодушие 9.8 3.4 10.3 2.8 10.1 2.7 10.4 2.3
2.2 сотрудничество - соперничеств 8.9 3.6 9.9 2.5 9.7 3.8 10.0 2.7
2.3 доверчивость - подозрительност 7.8 3.3 8.1 2.6 7.6 3.0 8.1 2.3
2.4 понимание - непонимание 10.1 2.9 10.6 2.6 10.1 2.9 9.8 2.7
2.5 уважение других - самоуважени 11.1 2.5 10.9 2.1 11.0 2.7 11.0 1.8
3.1 аккуратность - неаккуратност 11.4 2.6 10.3 2.7 10.8 2.7 9.6 2.5
3.2 настойчивость - слабоволие 9.9 2.8 10.0 2.8 10.0 3.1 9.2 3.0
3.3 ответственность - безответственность 9.6 3.0 10.3 2.6 9.9 2.8 9.6 2.0
3.4 самоконтроль - импульсивност 10.6 3.5 9.3 2.8 10.1 3.1 9.9 2.5
3.5 предусмотрительность - беспечность 9.9 2.9 9.6 2.6 10.1 3.3 9.7 2.7
4.1 тревожность - беззаботность 10.6 3.2 10.7 3.0 9.5 2.8 9.3 3.3
4.2 напряженность - расслабленност 8.4 3.4 8.3 2.7 7.6 2.9 8.0 2.8
4.3 депрессивность - эмоциональная комфортность 10.1 3.1 9.8 2.8 8.2 2.4 9.9 2.7
4.4 самокритика - самодостаточность 9.7 3.5 9.2 2.3 8.5 2.6 8.8 2.5
4.5 эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность 11.1 3.3 10.7 3.0 8.9 3.2 8.6 3.1
5.1 любопытство - консерватизм 11.5 3.1 11.1 2.6 11.1 3.0 10.6 2.3
5.2 мечтательность - реалистичност 10.9 2.7 11.5 2.7 10.0 2.9 11.7 2.6
5.3 артистичность - неартистичност 10.8 3.1 11.9 2.4 9.9 2.8 10.8 2.7
5.4 сензитивность - нечувствительност 11.1 2.5 11.5 2.1 10.4 2.7 10.9 2.4
5.5 пластичность - ригидность 10.2 2.4 10.0 2.4 9.5 2.9 10.1 2.4

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов:

  1. Экстраверсия – интроверсия
    1. Активность - пассивность
    2. Доминирование - подчиненность
    3. Общительность - замкнутость
    4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений
    5. Привеление внимания - избегание внимания
  2. Привязанность - обособленность
    1. Теплота - равнодушие
    2. Сотрудничество - соперничество
    3. Доверчивость - подозрительность
    4. Понимание - непонимание
    5. Уважение других - самоуважение
  3. Самоконтроль - импульсивность
    1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)
    2. Настойчивость - отсутствие настойчивости
    3. Ответственность - безответственность
    4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)
    5. Предусмотрительность - беспечность
  4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость
    1. Тревожность - беззаботность
    2. Напряженность - расслабленность
    3. Депрессивность - эмоциональная комфортность
    4. Самокритика - самодостаточность
    5. Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность
  5. Экспрессивность - практичность
    1. Любопытство - консерватизм
    2. Любознательность - реалистичность
    3. Артистичность - отсутствие артистичности
    4. Сенситивность - нечувствительность
    5. Пластичность - ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

Бланк ответов

Литература

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.