Ход урока все тайное становится явным драгунский. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тайное всегда становится явным"

Цели : познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»; развивать навыки беглого выразительного чтения, умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст; воспитывать честность.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать юмор в произведении; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки; восстанавливать последовательность событий по вопросам; придумывать свои веселые истории.

Оборудование: портрет В. Драгунского, выставка его книг; аудиозапись рассказа «Тайное становится явным»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Пересказ сказки Г. Остера.

2. Знакомство с произведениями Г. Остера.

— Какие книги этого писателя вы читаете, о каких вам хочется рассказать?

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно. Запишите отгадку.

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

Рот открыл я, сколько мог, —

Откусил большой кусок!

Он мне сладеньким казался —

Очень кислым оказался!

Алеша В.

— Расшифруйте поговорку. Как вы понимаете ее смысл? (Подсказка: с какой по размеру буквы начнете читать?)

еНт йТо ыаТйн, оЧт еН Слата Бы овЯнй. (Нет той тайны, что не стала бы явной.)

— Как вы понимаете это выражение?

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— На с. 159 прочитайте название произведения. Что вы заметили?

— Как вы думаете, о чем это произведение? Как автор попытается нам доказать, что тайное всегда становится явным?

(Предположения детей.)

2. Рассказ учителя о В. Драгунском

— Прочитайте, кто написал это произведение. (В. Драгунский.)

— Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?

Материал для учителя

Виктор Юзефович Драгунский (1913—1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство.

Виктор Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за В. Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем В. Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо — громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле — не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским — сыном писателя.

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре — руки вниз.

(Дети, присев, медленно поднимаются. Потянулись на носках, руки вверх, а потом вниз.)

Мы шли, шли, шли —

Земляничку нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

(Дети показывают, как они находят ягодки.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Рассказ нас. 159—165 читают учащиеся.)

— Читаем по частям, останавливаясь перед вопросом. Читаем вопрос, предполагаем, что будет дальше. Затем продолжаем чтение.

— Над чем размышлял Дениска? Любил ли он манную кашу?

— А что любите есть вы? Что очень не любите?

— Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось?

— Что мальчик запомнил на всю жизнь?

— Послушаем аудиозапись. Обратите внимание, как выразительно актер читает этот рассказ.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Кто его написал?

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение «жужжащим» способом.

Я на коврике сидел.

И кастрюлями гремел.

Прибежали мама с папой,

Дядя Федя с тетей Капой,

Все кастрюли отобрали,

Но они не ожидали,

Что припрятал я в углу

Сковородку и пилу.

Л. Яковлев

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

— Сегодня мы продолжим работу по рассказу В. Драгунского. Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чему учиться?

— Проверим, как вы разделили текст на части. Вы будете читать текст по частям и составлять к нему план.

Примерный план

1. Денис раздумывает над словами мамы.

2. Завтрак.

3. Предложение мамы.

4. Мучения с кашей и избавление от нее.

5. Возмущенный милиционер.

6. Пострадавший дяденька.

7. Рассерженная мама.

8. Урок на всю жизнь.

IV. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой умылась.

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста по плану

(Учащиеся пересказывают рассказ по составленному плану.)

2. Тест

1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей?

2. Что сначала съел Дениска?

б) творог;

в) булочку.

3. Какая была каша?

а) пшенная;

б) рисовая;

в) манная. +

4. Куда обещала мама пойти с сыном?

а) в зоопарк;

б) в цирк;

6. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего?

б) хрена; +

в) горького перца.

7. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?

а) когда вошел милиционер;

б) когда взглянул на дяденьку; +

в) когда милиционер поглядел из окна вниз.

8. Куда шел пострадавший?

а) фотографироваться; +

б) на работу;

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Как вы поняли название рассказа?

— Кто его написал?

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока

литературного чтения

УМК «Школа России»

2 класс

разработала:

Наврова Нина Александровна

учитель начальных классов

МОУ ИРМО «Оекская средняя

общеобразовательная школа»

2014-

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»»

Цель: Создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературное чтение».

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

2. Развивать интерес к чтению, способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, умение анализировать поступки героев;

3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

Устанавливать причинно- следственные связи, объясняющие чувства героев и их поступки;

Улавливать оттенки юмористических ситуаций и адекватно к ним относится;

Доказывать целесообразность средств художественной выразительности, использованных

- читать произведение выразительно

Ход урока

I. Подготовка учащихся к восприятию нового

1. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь с ним ладошками.

Настроение поднялось? Уверенности прибавилось? Начнём урок.

2. Прогнозирование личных результатов

Что вы ждёте от урока литературного чтения сегодня?

Зафиксируйте свои ожидания в табличке, которая находится на листочке «Мои достижения»

Надеюсь, ваши ожидания оправдаются.

3. Введение в тему

О чём говорит этот слайд? (слайд 1)

(Это название раздела учебника, над произведениями которого мы работаем)

У нас уже есть опыт чтения юмористических рассказов. Скажите, что характерно для таких произведений?

Начинаем с читательской 5минутки.

4. Читательская 5минутка (групповая работа)

1) Текст о Викторе Юзефовиче Драгунском

Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию.

Трудиться Виктор Драгунский начал с 16 лет. Он освоил много профессий: работал токарем на заводе, шорником*, лодочником, потом актером в театре и клоуном в московском цирке. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел. В это время он стал писать клоунады и веселые юмористические рассказы.

У Драгунского родился сын Денис. С мальчиком происходили всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получилась серия увлекательных произведений под общим названием «Денискины рассказы». Всего было написано около 100 веселых рассказов.

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы»

Дополнительные задания для обсуждения по группам:

1 группа -Выделите цветом в тексте информацию о писательской деятельности Драгунского.

2 группа - Выделите цветом в тексте информацию, которая подтверждает, что Драгунский был трудолюбивым, талантливым, весёлым, с чувством юмора)

3 группа . – Кто такой «шорник»?

2) Проверка восприятия.

О ком текст? – Что вас удивило?

Кто является героем самых популярных рассказов В. Драгунского?

II. Сообщение темы

Я думаю, вы еже догадались, кто сегодня будет нам преподавать весёлый жизненный урок?

Вот его портрет.

III. Формулирование учебной задачи

Сформулируем учебные задачи урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся (с рассказом В. Драгунского)

Мы будем учиться анализировать (и понимать поступки героев)

Мы научимся (читать выразительно отдельные отрывки данного произведения)

IV. Работа по теме

1. Словарная работа

Прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать

«Тайное становится явным»

Как понимаете слова «тайное»? (секрет, скрываемое от других)

«явное»? (открытый, нескрываемый, очевидный)

(«Секрет становится открытым»)

Попытаемся предугадать, о чём содержание рассказа.

(Предугадывают….)

Кто-нибудь слышали слова «Тайное становится явным» в жизненной обстановке?

Где? В какой ситуации?

- А Дениска услышал поговорку «Тайное становится явным» от мамы. Послушайте, как это было…

2. Чтение 1ой части учителем

Проверка восприятия

1) - Как мама объяснила смысл слов? (стр. 161)

Что узнали о Дениске? ( Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным ).

Опираясь на текст, докажите, что эта фраза для Дениски не прошла мимо ушей.

( Думал перед сном. Эта мысль не давала ему спать «Я долго не спал»)

Докажите, что завтрак не доставлял Дениске удовольствия.

- « Белок раскромсал », как понимаете это выражение?

Попробуйте заменить синонимом. (размял)

Что меняется?

- Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?

2) -Вспомните диалог мамы и Дениски. У вас такое бывало?

Почему мама уговаривает ? (из добрых побуждений)

Перечитаем диалог (без слов автора стр. 162 верх)

Почему мама предложила именно Кремль?

Найдите объяснение этому в тексте и зачитайте мысли Дениски (стр 162)

А вы бы хотели увидеть то, что так интересовало Дениску?

V. Физминутка

VI. Виртуальная экскурсия в Кремль (рассказ учителем)

(Вид Кремля, Грановитая, Оружейная палата, Царь-пушка. Царь-колокол)

Экскурсия окончена.

Какое впечатление произвела она на вас? Что бы хотелось увидеть воочую?

VII. Работа с иллюстрацией

Слова мамы я прочитаю ещё раз…(стр.162, конец 1 части)

Подумайте, что может произойти дальше?

Только вначале рассмотрим иллюстрацию на стр. 163 и напомним себе название рассказа (читаем вместе со мной Тайное становится явным)

О чем говорит иллюстрация?

VIII. Работа над 2 частью рассказа

1. Предугадывание 2ой части

2. Чтение 2ой части подготовленным учеником

3. Проверка восприятия

- Как вы относитесь к действиям Дениски?

Что говорит нам сообщение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине»

С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

Почему же Дениска так говорит о каше?

(Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

Просмотрите текст, как взрослые, пронаблюдайте ещё раз, что делал Дениска с кашей? (Открыть слайд)

Как вы относитесь к его действиям?

Как понимаете выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»? Представьте эту картину.

Какой момент вы считаете самым опасным, острым? (Подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу)

Чем отличаются по смыслу слова «вылил и выплеснул»?

Чем Дениска оправдывает свой поступок?

От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

Что вы чувствовали в этот момент?)

Почему же Дениска шел на такие мучения до последнего?

IX. Работа над 3 частью рассказа

1) - Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Придумайте смешную историю, мы ведь читаем юмористическое произведение

2) Прослушивание придуманных историй

X. Домашнее задание

- А вот как закончил рассказ писатель, вы прочитаете дома в 3 части и не только себе, но и кому-то из взрослых. Понаблюдайте за их реакцией, а потом нам расскажите

XI. Итог

1) - Представим, что Дениска учится в нашем классе, кто из вас захотел бы с ним дружить?

Почему этот рассказ в этом разделе? (Писатель пишет смешно о серьёзной ситуации)

2) - Какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

(анализировать и понимать поступки героев)

Какое ценное знание вы получили на этом весёлом уроке?

(Не всегда весело тому, над кем смеются)

Как примените его в жизни?

XII. Рефлексия.

1. Закончите фразу: Мне хочется дочитать рассказ уже сейчас

Я приду из школы, погуляю и прочитаю рассказ

2. Заполните 2ую часть таблички «Мои достижения»

Ваши ожидания оправдались?

Технология РКМ на уроке литературного чтения
Тема урока: В. Ю. Драгунский. «Тайное становится явным»

Цели урока:


  • создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, ознакомить детей с рассказом «Тайное становиться явным»;

  • создать условия для развития речи, мышления, умения анализировать поступки героев, прогнози­ровать текст, совершенствования навыков беглого выразительного чтения;

  • воспитывать честность, правдивость.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, карточки по теме «Виды рифм».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания


  • Выразительное чтение стихов Ирины Токмаковой.

  • Работа по индивидуальным карточкам (3 человека)
Карточка№1.

Прочитай стихотворение Ф.И Тютчева, найди рифму, определи ее тип (перекрестная, опоясывающая, параллельная)

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,


А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:


"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,


И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

Карточка№2.

Прочитай стихотворение Ф.И Тютчева, найди рифму, определи ее тип

В небе тают облака

В небе тают облака,


И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное:

Час от часу жар сильней,


Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -


Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река.
И поля дышать на зное.
Карточка№2.

Прочитай стихотворение Е.Дюк, найди рифму, определи ее тип.

Рюкзак

Собирала я рюкзак,
Что-то сделала не так:
Он штангисту-силачу
Получился по плечу!
Может, зонт не брать в поход?
Ну, а если дождь пойдет?

Может, лишняя подушка?


Сковородка? Раскладушка?
Может, вытащить утюг?
А помнется платье вдруг?
...Может, папу взять в поход?
Пусть он мой рюкзак несет!

  1. Литературная разминка . (2– 13слайды презентации ). Учитель называет фамилию писателя или поэта, а дети называют его имя и отчество

  • Чуковский (Корней Иванович)

  • Маршак (Самуил Яковлевич)

  • Михалков (Сергей Владимирович)

  • Барто (Агния Львовна)

  • Носов (Николай Николаевич)

  • Тютчев (Федор Иванович)

  • Благинина (Елена Александровна)

  • Берестов (Валентин Дмитриевич)

  • Токмакова (Ирина Петровна)

  • Успенский (Эдуард Николаевич)

  • Заходер (Борис Владимирович)

  • Драгунский (Виктор Юзефович)

  1. Сообщение темы урока

  • Сообщение об авторе
Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в городе Нью – Йорке, куда переехали его родители. Однако в 1914 году семья вернулась обратно и стала жить в Гомеле.

Драгунский после окончания школы работал токарем на заводе, потом стал учиться актерскому мастерству, работал в театре.

В 1940 году были напечатаны его первые юмористические рассказы. Во время Великой Отечественной войны Виктор Юзефович Драгунский был в ополчении, затем выступал с концертами на фронте. После войны Драгунский работал клоуном в цирке, потом вернулся в театр, продолжил писать книги, в том числе и для детей. (выставка книг)

Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской. По словам близких, подлинный Дениска похож на литературного. Все рассказы разные: над одним смеешься до слез, над другим задумываешься, порой грустишь, огорчаешься.


  • Стадия вызова .
-Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становиться явным»

(слайд 14)

Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

Почему вы так считаете?

IV . Изучение нового материала . Стадия осмысления.


  1. Первичное чтение – чтение с остановками.
1 остановка после слов : «Что это значит, мама: "Тайное становится явным"?»

Как бы вы ответили на этот вопрос?

2 остановка после слов: « И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине»

Почему вы так считаете?

3 остановка после слов: « В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер»

Как закончится рассказ?

Почему?

2. Проверка понимания содержания.

Понравился рассказ?


  • Что однажды услышал Денис от мамы?

  • Как мама объяснила слова «все тайное становится явным»?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?

  • Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?

  • Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

  • Почему он так обрадовался?

  • А кто-нибудь из вас был в Кремле?

  • (показ слайдов 15-24)

  • Что он делал, чтобы каша была вкуснее? Прочитайте.

  • Что Дениска сделал с кашей?

  • Как отреагировала мама, когда увидела, его пустую та­релку?
- Что она ему сказала? Прочитайте.
- Что произошло потом?

Что Дениска сказал маме? Прочитайте.

Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?


  • Почитайте, как выглядел дяденька?

  • Рассердилась мама на Дениса?

  • Почему она так долго на него смотрела?

  • Какие чувства она испытывала?

  • Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
3. Отработка техники чтения.

Какие слова вызвали у вас трудности при чтении? Давайте


прочитаем их сначала по слогам, затем целыми словами.

Показ слайдов№ 25-26.

ста-но-вит-ся – становится

рас-кром-сал – раскромсал

поп-ра-вить-ся – поправиться

сжи-ма-ет-ся - сжимается

вы-тал-ки-ва-ет – выталкивает

об-ра-до-ва-лась – обрадовалась

ми-ли-ци-о-нер – милиционер

пре-дос-тав-ля-ет - предоставляет

ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный

му-со-ро-про-во-дом - мусоропроводом

пост-ра-дав-ший – пострадавший

фо-то-гра-фи-ро-вать-ся - фотографироваться

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

1. Повторное чтение.

Дети читают рассказ цепочкой.

2. -Определите, в каком порядке надо расположить иллюстрации к рассказу.

Показ слайда № 27.

2. Составление плана рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?

Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
Учитель записывает название каждой части на доске, дети

записывают в тетрадь:


  1. Денис раздумывает над словами мамы.

  2. Завтрак.

  3. Предложение мамы.

  4. Мучения с кашей и избавление от нее.

  5. Возмущенный милиционер.

  6. Пострадавший дяденька.

  7. Рассерженная мама.

  8. Урок на всю жизнь.
VII. Итог урока

Как называется рассказ, с которым мы познакомились на сегодняшнем уроке?


  • Кто написал этот рассказ?

  • Понравился ли вам рассказ? Почему?
Какой урок вы извлекли из рассказа?

Рефлексия (слайд №28). Закончите одно из предложений:


  • Было интересно…

  • Я выполнял задания …

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Я сделал вывод, что…

  • Мне захотелось…
Домашнее задание : подготовить пересказ текста по плану.
Презентация по http://ifolder.ru/15782202

3 класс

Тема урока: рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным»

Тип урока : изучение нового материала

Форма организации обучения: работа в группах

Цель: воспринять и осмыслить рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Способствовать развитию представлений о способах изображения персонажей, о роле изобразительных средств; формирование читательских и речевых умений.

Название произведения Виктора Юзефовича Драгунского а именно «Тайное становится явным»

Понимать:

Почему рассказ назван «Тайное становится явным»

Основную идею рассказа

Применять :

Уметь передавать основную идею рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Уметь выстраивать композицию собственного высказывания

Уметь целостно воспринимать образ персонажа

Уметь устанавливать причинно следственные связи

Уметь соблюдать основную мысль высказывания

Анализ :

Художественного средства, такого как сравнение

Анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Анализ пословиц

Синтез :

Написание синквейна со словами: ложь, тайна, правда

Составление мини сочинения в письменном круглом столе

Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Оценка:

Поступка главного героя и идеи произведения для воспитания нравственных качеств личности: честность, справедливость

Аффективная область

Внимательно слушать членов группы, комментарии учителя;

Выполнять самостоятельно, предложенные учителем, задания;

Принимать активное участие в обсуждении вопросов, возникающих в группе, классе;

Анализировать различные точки зрения;

Выполнять правила поведения и работы в группе;

Проявлять добросовестность, интерес;

Нести ответственность за своё поведение.

План урока :

I Фаза вызова

2. Чтение составленных рассказов с использованием слов: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.

II Фаза реализации смысла

1. Знакомство с оригиналом – первичное чтение учителем

3. Вторичное чтение и анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» (учащиеся самостоятельно читают рассказ)

4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

5. Работа с пословицами

III Фаза рефлексии

1. Письменный круглый стол

2. Объяснение и запись домашнего задания (составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна)

Ход урока

I Фаза вызова

1. Вступительное слово учителя

Мотивация к учебной деятельности

Создание «ситуации успеха».

Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Вспомните, какой раздел мы изучаем?

А какие произведения мы уже читали?

А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?

Ребята, в детстве я прочла один очень интересный рассказ, и настолько он был поучительным, что я помню его до сих пор. Сегодня мы вместе с вами его прочитаем.

В этом рассказе нам встретятся слова: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя. Сейчас вам необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте предположить, что произошло в рассказе. (Работа в группах)

2. Чтение составленных рассказов

Знакомство с оригиналом

Ребята, а сейчас следующее задание. Вам надо найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию и вы узнаете, кто написал это произведение.(слайд)

Какая фамилия у вас получилась?

Совершенно верно.

Поднимите руки, кто уже слышал фамилию этого писателя?

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

Верно рассказы.

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?

Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе)

Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?

Первичное чтение учителем.

Проверка читательского восприятия

Понравился ли рассказ?

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Сравним составленные вами рассказы с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?

Понравился ли вам главный герой? Почему?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Как вы понимаете эту фразу?

2. Постановка учебной задачи анализа

Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

Словарная работа.

Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает?

Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами? ложь, враньё, выдумка, наговор

И последнее слово Язвительный – что это значит?

злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

Физминутка

2. Работа с текстом.

Деление детей на 3 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

Предложение мамы.

Мучения с кашей и избавление от неё.

Возмущённый милиционер.

Пострадавший дяденька.

Рассерженная мама.

Урок на всю жизнь.

Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:

Тайна Плохой поступок Наказание Нечестно Каша Кощей Кремль Царь-пушка Баночка с хреном Сахар соль Кипяток Обидно Стыдно Мусоропровод Гадость Пострадавший

Шляпа Каша на шляпе Рассердилась Почистить Правильно Запомним

Третья группа - придумывает вопросы к рассказу.

Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

Что однажды услышал Денис от мамы?

Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

Почему Дениска не хотел есть кашу?

Как мама уговорила сына?

Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

Как выглядел пострадавший дяденька?

Рассердилась мама на Дениса?

Какой урок получил Денис?

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;

вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;

третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.

Работа с пословицами

Учащимся предлагаются пословицы для обсуждения в группах:

Шило в мешке не утаишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Обсудите пословицы и решите, какая из них больше всего подходит к данному рассказу.

После обсуждения, группы презентуют свой вариант.

Рефлексия :

Анализ полученной информации.

Сегодня я узнал (а)…

Было интересно…

Было трудно….

Теперь я могу…

Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?

Домашнее задание :

Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.

Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

Для 3 групп учащихся предлагаются 3 вопроса, по одному для каждой.

Почему рассказ назван именно так? Как бы вы по-другому назвали его? Почему?

Как вы думаете, Дениска действительно старается выполнить условие: съесть кашу или же просто шалит?

Как вы думаете, действительно ли Дениска запомнил слова мамы на всю жизнь? Почему вы так думаете?

В рассказе «Тайное становится явным» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» главный герой, мальчик Денис, на деле убедился в действенности одного распространенного утверждения. Дениска с самого раннего детства не любил манную кашу. Но в это утро мама приготовила на завтрак именно это блюдо.

Когда Денис попытался отказаться, мама рассердилась и потребовала, чтобы каша была съедена. Когда же Дениска сообщил маме, что он давится манной кашей, мама сменила тактику. Она спросила у сына, не хочет ли он сходить сегодня в Кремль? Бывать в Кремле Денис любил, и он с радостью согласился на мамино предложение.

Но хитрая мама сказала, что в Кремль они пойдут только после того, как Денис съест всю манную кашу. Делать было нечего и мальчику пришлось взяться за ложку. Чтобы каша была вкуснее, он сначала попробовал ее посолить. Это не помогло. Тогда Денис добавил в кашу сахар, отчего каша вкуснее не стала. Тогда он решил, что если кашу разбавить водой, она станет жидкой и ее можно будет просто выпить залпом. Но каша, разбавленная кипятком, никак не хотела проглатываться. От отчаяния Денис вывалил в кашу целую баночку хрена и попробовал то, что получилось. И тут у него даже глаза на лоб полезли, настолько каша стала острой.

Не долго думая, Дениска схватил тарелку, подбежал к окну и отправил содержимое тарелки на улицу. Только он успел сесть за стол, как на кухню вернулась мама и начала его хвалить за съеденную кашу.

И в этот момент в комнату вошел милиционер и начал ругать маму. Сначала мама не поняла, чем недоволен милиционер, но в комнату вошел мужчина в шляпе и стала понятна причина недовольства милиционера – вся шляпа и часть одежды у этого мужчины были в каше. Мама предложила мужчине почистить одежду и шляпу и все взрослые вышли из комнаты. Когда мама вернулась, Денис понял по ее взгляду, что в Кремль они сегодня не пойдут. Тут он вспомнил, как мама вчера сказала непонятную для него фразу: «Тайное всегда становится явным». В этот момент Дениска понял значение этой фразы. Он виновато сказал маме, что вчера она была права, сказав такие слова, и затем подтвердил маме, что навсегда запомнил эту истину.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Тайное становится явным» заключается в том, что не стоит совершать поступки, за которые потом может быть стыдно. Сохранить в тайне неблаговидные действия не получится – рано или поздно правда выплывет наружу. Рассказ учит слушаться родителей и быть честным во всех делах.

В рассказе мне понравился главный герой, Дениска. Он честно старался съесть неприятную для него кашу, употребив для этого все имеющиеся под рукой средства, но так получилось, что стало еще хуже. Когда в результате его действий пострадал посторонний человек, Денис сразу понял, что поступил неправильно, а мама утвердилась в мысли, что больше сын так никогда делать не будет.

Какие пословицы подходят к рассказу В.Драгунского «Тайное становится явным»?

Сначала думай — потом делай.
Шило в мешке не утаишь.
На лжи далеко не уедешь.
Если хочешь, чтобы хорошо было потом, поступай правильно сейчас.