Как надо читать художественную литературу? Как правильно читать книги? Правила чтения книг.

Н. Л. Лейзеров

«Чтение книг... сделалось моим главным занятием и единственным наслаждением», – отмечал в одном из писем шестнадцатилетний юноша Николай Александрович Добролюбов, будущий русский критик и мыслитель. Еще мальчиком Николай Александрович завел специальные тетради, «реестры», куда «вносил названия прочитанных книг, их оценки, отдельные критические замечания. Выбор книг для чтения молодого Добролюбова – поражает широтой и целенаправленностью. Желая познать жизнь, разобраться в своих мыслях и чувствах, юноша всегда обращался к художественной литературе.
Для лучшего понимания литературного произведения всегда надо учитывать его родовые и жанровые признаки. Существуют три основных рода литературы: лирика, эпос и драма . К произведениям первого рода относятся преимущественно разные виды стихотворений; главные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия, а эпических – роман, повесть, рассказ, очерк.
В лирическом произведении передаются чувства, настроения, мысли, и жизнь предстает перед читателем исключительно через переживания писателя или изображенного им героя. В каждом стихотворении прежде всего и надо искать эти выражения внутренней жизни люден, переданные поэтом. Основные жанры лирики: пейзажная лирика, в которой выражено отношение поэтов к природе, например, «Утес» М. Ю. Лермонтова, «К морю» А. С. Пушкина, «Несжатая полоса» Н. Л. Некрасова и др.; к общественно-политической лирике относятся такие стихотворения, как «Завещание» Т. Г. Шевченко, «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова, «Стихи о советском паспорте» В. В. Маяковского и др., в которых находит свое воплощение понимание поэтами современной им общественной жизни; в любовной лирике передаются чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, например, «Я помню чудное мгновенье» А. С. Пушкина, «И кто его знает» М. В. Исаковского и др.; философская лирика передает размышления о смысле человеческой жизни: «Брожу ли я вдоль улиц шумных» А. С. Пушкина, «Дума» М. Ю. Лермонтова, «Товарищу Нетте» В. В. Маяковского и др.
Стихотворения рекомендуется читать вслух. «Подобно тому как красота цветов раскрывается лишь в зелени листвы, так и стихи обретают свою силу только в мастерском чтении» (Рабиндранат Тагор).
К драматическому роду литературы относятся произведения, предназначенные, как правило, для исполнения на сцене. Авторский замысел в них раскрывается через слова и поступки действующих лиц.
В драматических произведениях действуют и противодействуют определенные лица (персонажи). В зависимости от характера конфликта между ними драматические произведения подразделяются на три вида. В конфликте трагедии заложены условия неминуемой гибели одной из борющихся сторон («Гамлет» В. Шекспира, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского и др.); конфликты в драме вызывают тяжелые переживания сталкивающихся сил («Гроза» A. Н. Островского, «Любовь Яровая» К. Тренева и др.); в комедии конфликты способствуют высмеиванию отсталого, отживающего, ненужного в жизни («Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Свои люди, сочтемся» А. Н. Островского и др.).
Главное при чтении драматических произведений – правильно понять смысл конфликта, на котором построено произведение, а для этого необходимо иметь хотя бы общее представление об особенностях композиции пьес.
Романы, повести, рассказы в теории литературы принято называть эпическими произведениями (от греческого слова, означающего «рассказ»). В эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживании в различных обстоятельствах, о его отношении к различным явлениям жизни и другим людям.
В рассказах чаще всего повествуется об одном каком-нибудь случае, одном событии из жизни людей. На этих единичных примерах авторы стремятся показать столкновения характеров, взглядов, страстей. Каждый рассказ – новое знакомство, как бы неожиданная встреча с разными типами людей, полезное путешествие по жизни, материал для раздумий и выводов. Для понимания того, что хотел сказать своим рассказом автор, особенно важна его концовка (развязка).
Наиболее сложный вид повествовательных произведений – роман . Здесь, в отличие от рассказа и повести, обычно много действующих лиц, чьи судьбы и интересы сталкиваются и переплетаются. Человеческая жизнь предстает перед читателем романа во всей своей сложности и противоречивости. Таковы, например, романы И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ч. Диккенса, В. Гюго и многих других писателей. Романы подразделяются по своей тематике на социальные, исторические, семейно-бытовые, философские, научно-фантастические, приключенческие и другие, однако не всегда легко укладывать романы в рамки перечисленных видов.
От эпизода к эпизоду, от действия к действию предстает перед читателем жизнь героев книг. Она проходит перед нами в виде подвижных, связанных между собой картин, нарисованных при помощи слова. Желая составить полное впечатление от прочитанного, мы должны внимательно всмотреться во все детали картин, оценить и понять их с точки зрения целого произведения. Только тогда нам будет ясна, например, неразрывная связь весеннего донского пейзажа с судьбой Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», только тогда будет понятно каждое слово, каждый поступок героя.
Лишь в результате внимательного чтения перед нами начинает постепенно вырисовываться и раскрываться идейно-тематическая основа произведения, т. е. круг явлений жизни, отобранный и оцененный автором с позиций определенного мировоззрения. Нет ничего хуже легкого, бездумного прочитывания, когда читатель следит лишь за общим развитием событий в книге. Такой читатель, как правило, не обращает внимания на подробности, на пейзаж, на внутренние монологи героев, на авторские отступления.
В литературном произведении взаимосвязано все: слова, картины, характеры, события и стоящие за ними мысли автора. А раз так, то, анализируя произведения, мы должны понимать все, что хотел сказать автор, живо представлять и уяснять смысл воспроизведенных художником картин жизни.
Каждому из вас предстоит прочитать в своей жизни тысячи книг. Трудно сохранить впечатления от каждой из них. Поэтому рекомендуется, прочитав книгу продумать ее, сравнить поведение героев со своим собственным, записать свои впечатления в специальный литературный дневник . В него можно записывать также отдельные запомнившиеся вам отрывки книги, особенно понравившиеся стихотворения и т. п.
Но знать, как приступить к чтению художественного произведения и как читать его, – недостаточно. Надо уметь выбрать книгу . Умение читать как умение разбираться в прочитанном дается не сразу, оно приходит с годами в процессе регулярного и систематического чтения, ставшего необходимейшей потребностью человека, приходит в результате изучения литературы и обогащения жизненного опыта.
В очерке «Как я учился» Максим Горький пишет, что читать сознательно художественную литературу он начал с четырнадцати лет. Под сознательным чтением Горький понимал умение разбираться в развитии изображаемых автором событий, в характере действующих лиц, красоте описаний, а главное – в умении понять цели писателя и критически сравнить то, что говорит книга, с тем, что внушает жизнь.
Для того чтобы чтение было осмысленным и сознательным , необходима так называемая культура чтения , требующая соблюдения некоторых правил.
Прежде всего это тщательный выбор круга чтения. Очень хорошо заранее наметить список книг для чтения на избранную тему, посоветовавшись с преподавателем литературы или библиотекарем. Само собой разумеется, что выбор книг зависит от темы, которой интересуется читатель.
Когда список книг по теме готов, надо позаботиться о справочной и дополнительной литературе .
Наше чтение лишь тогда станет по-настоящему сознательным, когда мы будем иметь достаточное представление о жизни, отраженной в художественном произведении, получим хотя бы элементарные сведения об авторе. Для этих целей в книгах помещается предисловие или послесловие, словари непонятных слов и комментарии. Однако пытливого читателя подчас не удовлетворяет справочный аппарат книги, не говоря уже о том, что его может вовсе не оказаться в издании, которым нам приходится пользоваться. Правильнее всего поэтому наряду со списком художественных произведений наметить список дополнительной научно-популярной и критической литературы.
Прочитав книгу, надо разобраться в том, что хотел сказать автор своим произведением, какие художественные средства он использовал, воплощая свой замысел.
Закрыв книгу, мы должны всегда иметь представление о своем отношении к прочитанному . Таким образом, культура чтения вплотную подводит к умению самостоятельно разбирать литературное произведение, к этому же подводит и школьное изучение литературы. Читая самостоятельно, необходимо использовать полученные на уроках знания.
Уже изучая литературу в школе, мы начинаем понимать, что нет и не может быть готовой схемы анализа литературного произведения. Характер анализа, как правило, подсказывается особенностями разбираемого произведения, его родовыми и жанровыми признаками.
Чтение литературных произведений – стихотворений, пьес, повестей, романов и других – совершенствует наше чувство восприятия прекрасного в действительности и произведениях искусства, обогащает знанием человеческом психологии, воспитывает наши характеры.
Усилия, потраченные на чтение и усвоение художественно ценных произведений, приносят громадную пользу всестороннему духовному развитию человека.

Итак, несколько советов, как читать правильно. Речь пойдет вовсе не о технике чтения. Правильно в данном случае - это с максимальной пользой от прочитанного. Естественно, в первую очередь эти советы касаются чтения литературы нон-фикшн - книг по саморазвитию, по профессии, учебной и научной литературы и т.д. То есть таких, от прочтения которых предполагается некая вполне конкретная польза: знания, навыки, компетенции. Однако, эти "правила" могут быть с успехом применены и к литературе художественной. Ведь художественная литература, особенно классическая, призвана не столько развлекать читателя, сколько дать ему какой-то новый опыт. Вот максимально этот опыт получить и помогут наши советы.

1. Читайте регулярно

Заведите себе за правило посвящать чтению как минимум час в день и не отступайте от этого правила ни за что. Если в вашем распорядке дня невозможно выкроить такой промежуток времени целиком - разбейте это время на два 30-минутных отрезка, или даже три 20-минутных. Отводить время для чтения перед сном - не слишком хорошая идея с точки зрения продуктивности. За день ваш мозг устает и насыщается информацией, ему будет сложно, особенно если вы читаете не художественную литературу.

2. Читайте с блокнотом под рукой

Возможность выписать нужные мысли из книги, или свои соображения, возникающие по ходу чтения, существенно повышают эффективность чтения. По этим записям вы потом сможете без труда восстановить в памяти ключевые моменты книги, их вы сможете использовать, когда книги не будет под рукой. Даже просто выписывание цитат из художественной книги приносить большую пользу. Некоторые советуют даже составлять таким образом "скелет" или "конспект" книги, но это уже детали.

3. Читайте вдумчиво

"Читать правильно " не означает "читать быстро", скорее наоборт. Никогда не гонитесь за скоростью чтения. Польза от книг "определяется не количеством прочитанного, а количеством понятого". Лучше ещё раз перечитать сложный или спорный отрывок, чем проскочить, ничего не поняв. Не ленитесь узнавать значения незнакомых слов и терминов (благо, сейчас это очень просто). Обращайте внимание на контекст. Если автор ссылается на незнакомую вам теорию или исследование - узнайте хотя бы в общих чертах в чем состоит суть теории или исследования. Это, кстати, поможет вам с выполнением следующего пункта.

4. Постоянно ищите книги

Казалось бы, чего их искать - вон их сколько. Но большинство из этих книг бесполезны для вас, это просто мусор. Чтобы не забивать себе голову мусором, нужно ответственно подойти к выбору литературы для чтения. Обязательно заведите себе список "к прочтению". Следите за новинками в интересующей вас области, читайте . Заранее определяйте следующую книгу. Одним словом - планируйте процесс чтения.

5. Читайте разные книги

Иногда бывает очень полезно прочесть подряд несколько книг по одной и той же тематике, сравнить их между собой, посмотреть на проблему с разных сторон. Но и зацикливаться на одном и том же не стоит. После книг по саморазвитию прочтите фантастику, после деловой литературы - русскую классику и т.д. Некоторые советуют даже делать это одновременно - читать одну книгу "для пользы", а другую, художественную, для удовольствия.

6. Переходите на электронные книги

Бумажные книги - это прекрасно и я не призываю от них отказываться. Но реальность такова, что читать электронные книги с планшета, а тем более намного удобнее. Рынок электронных книг развивается и всё больше новых изданий доступно в электронном формате. Если вы действительно хотите много и с пользой читать, то электронные книги - это почти неизбежный выбор.

7. Делайте выводы о прочитанном

После того, как вы перевернули последнюю страницу, хорошо бы сформулировать свои мысли по поводу прочитанного - сделать для себя какие-то выводы. Что вы поняли, с чем согласны/не согласны, что можно использовать. Даже после прочтения художественной книги бывает полезно структурировать свои мысли. Если вы выполняли второй пункт, то сделать это будет довольно просто. Хорошей практикой будет написание отзывов и рецензий на прочитанное.

Инструкция

Составьте план чтения. Он должен находиться перед глазами, чтобы стать частью жизни. Чтение перейдет в привычку, а затем - в потребность, но происходить это будет постепенно. Вначале же необходимо переключаться на чтение от более привычных дел. Красивый список с контрольными датами будет побуждать к действию. Поставьте цель - достичь красивой цифры: 100 книг. Подсчитывайте достижения, ставьте галочки, рисуйте графики, чтобы мысленно настраиваться на победу.

Запишитесь в муниципальную библиотеку. Большинство книг из списка найдете именно там. Читайте нормальные , не портите зрение лишним сидением за компьютером.

Ведите чтения. Выписывайте строки, которые вас чем-то зацепили. Отмечайте дату прочтения. Через несколько месяцев будете пролистывать дневник и воспринимать записи иначе.

Читая серьезные книги, выписывайте следующую информацию: цели, которые ставил перед собой автор; принципы, которыми он руководствовался в жизни; применения принципов. О таком чтении книг австралийский миллионер Питер Дэниелс на семинаре «Вырываясь из посредственности». Чем больше книг так проработаете, тем разовьете способность к пониманию сути прочитанного.

Обсуждайте с друзьями цитаты из книг. Чтобы они запомнились, периодически перечитывайте записи. Сможете блеснуть эрудицией в компании знакомых.

Поставьте цель - научиться чему-то новому. Начните с 1-го шага, но теперь составьте план чтения книг, относящихся к теме. Самообучение позволит отточить навыки понимания книг.

Видео по теме

Обратите внимание

Если Вы будете редко писать, то не сможете совершенствоваться, поэтому Вы должны постоянно практиковаться. Вы можете просто переписывать пару страниц текста в день из книги. Опять же, книга должна быть грамотно написанной, а не бульварным ширпотребом.

Полезный совет

Можно увлекательно рассказать о чем угодно. Но невозможно научится писать о том, что вам совершенно неинтересно. Можно писать что-то по заказу. Но самые интересные тексты получаются тогда, когда вы пишете что-то интересное для вас самих. Записывайте идеи.

Совет 2: Какие книги нужно обязательно прочесть в 2017 году

Мир книжных изданий так многогранен, что порой сложно выбрать интересную и полезную для развития литературу. Некоторые книги нужно прочесть обязательно, так как они являются шедеврами мирового масштаба.

Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Эту книгу обязательно нужно прочесть в юности, когда мышление живое, а идеалы специфичные и возвышенные. Семнадцатилетний Холден фактически описывает жизнь молодежи, показывая разрез общества, в котором он . Он открывает читателям глаза на типы людей и их пороки. Это простого мальчишки, говорящего о злободневности.

В то время, когда роман был выпущен, он произвел фурор своей скандальностью.

Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы»

Некоторые произведения обязательны к прочтению из-за их жизнеутверждающего подтекста. Этот роман Ремарка повествует об отношениях автогонщика и , больной . Здесь есть и риск, и любовь и острые переживания.

Многие романы Ремарка полны штампов, но несмотря на это, прочтение всегда вызывает желание жить.

Габриэль Гарсиа Маркес «100 лет одиночества»

Эта увлекательная рассказывает о буднях и переживаниях многих поколений одной колумбийской семьи. Вопросы чести, любви, смерти сплелись в запутанный клубок, который по-разному воспринимают читатели. Необычный мистический стиль и краеугольные жизненные вопросы делают этот роман обязательным к прочтению.

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Эта книга является обязательной к прочтению в американских школах. Сюжет рассказывает о судьбе умственно отсталого мужчины, который решил принять участие в проекте по увеличению интеллекта. Моральная дилемма появляется тогда, когда результаты становятся непредсказуемыми. Тема «маленького человека» остро стоит в современном обществе, поэтому данный рассказ должен быть прочитан каждым школьником.

Художественную и научную, специальную литературу не одно и то же. Восприятие художественного произведения требует от читателя особых знаний, навыков, умений. Сейчас трудно встретить человека, который не читал бы художественную литературу. Художественное произведение призвано оказывать огромное влияние на личность: расширять умственный кругозор, давать эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек, формировать художественный вкус, доставлять эстетическое наслаждение.

Но самое главное то, что, формируя у людей глубокие «теоретические» чувства, художественная литература побуждает их продумывать, направлять свое реальное поведение. Однако воздействие ее на личность зависит от глубины восприятия. Исследования последних лет показывают, что качество художественной литературы пока невысоко. Недостатки в восприятии художественной литературы многочисленны и, в основном, типичны. Многие читатели относятся к художественной литературе как к развлечению, читают хотя и много, но бессистемно, хаотично. «что под руку попадет».

Такой читатель воспринимает книгу, как правило, поверхностно, только на уровне сюжета, фабулы, не давая себе труда вдуматься в рассуждения автора, пропуская описания природы, чувств героев и т. д Для него «Анна Каренина»-просто роман о неверной жене, бросившейся под колеса поезда. При таком восприятии художественной литературы часто наступает пресыщение, разочарование в ней, утрата интереса к чтению, так как сюжетных ситуаций не так много и кажется, что книги повторяют их. Часто читатели подходят к художественной литературе с неверными ожиданиями. Художественное произведение такой читатель считает, как и научную книгу, лишь средством информации о различных сторонах жизни. «В научной книге пишут об открытиях в области техники, медицины и т. д, - говорит он,- а художественная книга показывает жизнь народа в старое время и жизнь нашего современника». Такие читатели не понимают художественной природы произведения - отсюда ограниченные оценки литературных произведений: «Сказка „Маленький принц" Сснт-Экзюпери мне не понравилась - нет ничего нового»; «Роман И. Шамякина „Сердце на ладони" прочитал с интересом: впервые узнал как делается операция на сердце».

Исследования показывают, что многие читатели, как юные, так и взрослые, не умеют правильно воспринимать более или менее сложные обычные метафоры, характерные для многих художников слова - Ю. Олеши, Б. Пастернака и др. И это одна из причин того, что они отказываются читать подлинно художественные произведения или воспринимают в таких книгах лишь то, что позволяет им уловить развитие сюжета.

Такой читатель не любит и не понимает поэзии, по его мнению, обо веем можно сказать «нормально» - прозой; он не обращает внимания на художественные особенности произведения, на стиль, язык писателя, на него не производят впечатления яркие сравнения, метафоры, образные выражения. Отмечая наиболее характерные недостатки восприятия художественных произведений, мы хотели помочь читателям оценить собственное восприятие, увидеть свои недостатки. Как это сделать? Прежде всего необходимо понять, как происходит восприятие художественного произведения, от чего зависит его полнота, глубина, цельность.

Художественная литература воспроизводит действительность в образной форме. Литературный художественный образ выражает общее в индивидуальном, неповторимо конкретном. Автор художественного произведения имеет право на домысел и творческое воображение. Художественный образ воплощается в слове; образность, эмоциональность стиля создают богатства языка, литературные приемы и т. д Стиль тем оригинальнее, чем талантливее писатель. Стиль отражает личность писателя. Лескова не спутаешь с Чеховым, всегда узнаешь стиль Хемингуэя, Бабеля, . Автор художественного произведения опирается на способность читателя воссоздать описываемое событие, сопереживать героям.

Художественное произведение обладает сильным эмоциональным воздействием и требует эмоциональной отдачи. Восприятие художественной литературы - очень тонкий, сложный процесс, еще не все в нем ясно ученым, но некоторые его закономерности уже выявлены. Как известно, познание развивается от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него - к практике. В восприятии художественной литературы можно вьщелить 3 стадии. Первая - непосредственное восприятие произведения, т. е. воссоздание и переживание его образов. Как известно, уже В. Г. Белинский выделял эту стадию восприятия и назьвал ее «стадией восторга», считая, что сначала надо воспринимать произведение «сердцем», а затем уже - «умом». Первую стадию восприятия художественной литературы проходят практически все читатели. За первой стадией должна следовать вторая, более высокая - «от живого созерцания к абстрактному мышлению» (по Белинскому - «стадия истинного наслаждения»).

Абстрактное мышление не убавляет эмоциональности восприятия, а углубляет ее. Вторую фазу восприятия ху до жественного произведения проходят далеко не все. Многие читатели ограничиваются знакомством с сюжетом, «глотают» книги без какого-либо желания критически их осмыслить. Третья стадия - влияние художественного произведения на личность читателя. Конечно, деление процесса восприятия на стадии несколько условно. Но оно полезно для решения нашей задачи - научиться читать художественную литературу, повысить .

Исследования показывают, что постепенность восприятия произведения зависит, с одной стороны, от его художественных достоинств, а с другой - от перцептивных особенностей читателя. Значит, не только литературные произведения бывают подлинно художественными и малохудожественными, но и восприятие читателей бывает художественным и нехудожественным. Литературное произведение - многослойная система. Первый слой - язык произведения - требует от читателя понимания метафоричности, предполагает, что читатель обладает определенным языковым багажом, имеет языковое чутье. Следующий уровень - описываемая в произведении действительность: люди, природа, факты личной и общественной жизни. Понимание этого слоя требует от читателя определенного запаса жизненных впечатлений, понимания психологии людей, характеров. Третий слой - идейное содержание произведения. Для понимания его необходим определенный уровень развития личности в целом, умение обобщать, мыслить абстрактно, часто требуются и специальные знания, например, из истории, экономики и т. д.

Хороший копирайтер и писатель - тот, кто много читает.

Столкнулся с интересным феноменом. С одной стороны, люди любят читать, и очень многие.

С другой - катастрофически не хватает времени.

Но я бы сказал по-другому - мотивации. На самом деле вам не хватает того, чтобы разобраться с ленью/отсутствием мотивации и читать постоянно. Только обычными способами это сложно сделать.

Откровенно говоря, еще год назад я читал мало.

Но 2014 год стал годом прорыва. Я читал очень много. Я возобновил глубокий интерес к чтению. Я прочитал «Войну и мир», «Братьев Карамазовых», почти всего Ремарка, «Прощай оружие» Хэмингуэя, Шекспира, Голдинга, Солнженицына, Бунина.

И при этом у меня было огромное количество работы, задач и ответственности.

Все дело в системе. Которая и дает мне необходимую мотивацию.

Но перед этим давайте обсудим, почему люди перестают читать книги?

Почему книги перестают читать? Или как читать и не уставать?

Причины всегда разные. Но они сходные:

  1. Сюжет слабый
  2. Нет интереса.
  3. Герой не располагает

Когда писатель трудится — он вкладывает всего себя в работу. На фото — автор «Джеймса Бонда» Ян Флеминг

Очень часто вы делаете вывод не на основании всей книги, а только какой-то части.

Например, я читаю сейчас «Идиот» Достоевского. И где-то в середине книги я застрял, интереса стало меньше, и я двигаюсь медленнее. Но теперь для меня это уже не причина отложить чтение.

Какие книги читать? Мой способ «чтения и неуставания»

  1. Главное - мотив . Мотив должен быть простой - писать хорошо. Скажите себе: «Я хочу очень хорошо писать». (обязательно вслух, чтобы вы себя услышали)
  2. Начинайте учиться у того, кто уже прошел эту школу и пишет хорошо - у признанных писателей.
  3. Выберите себе автора, стиль и мастерство которого вам импонирует

Можете выбрать по теме, которую он рассматривает.

В художественной литературе:

  • Темы Бога, Христа, Церкви, государства - Достоевский, Толстой
  • Темы социального неравенства - Диккенс, Золя,
  • Темы войны - Хэмингуэй, Олдингтон, Ремарк
  • Тема эмиграции - Ремарк
  • Тема подросткового бунта - Сэллинджер,
  • Любовь - Маргарет Митчелл, Джейн Остин.
  • Разложение общества - Теккерей «Ярмарка тщеславия», «Повелитель мух» Голдинг
  • Убийства и расследования - Агата Кристи, Чейз, Эдгар По (все)
  • Фентези - Толкин, Клайв Льюис,
  • Исторические романы — Цвейг (рецензию на одну из отличных его новелл )
  • Хоррор, - Стивен Кинг

Бернард Шоу за работой


— по хронологии создания (Так я читал Ремарка, от самых первых, до последней «Тени в раю»)

— по темам (например, только те, которые говорят об интересной вам теме)

— самые значительные книги

  1. Синтез: книга + жизнь автора в этот период - всегда представляют для меня огромный интерес.
  2. Читайте книгу как автор .

— перепишите небольшую часть из нее. Почувствуйте себя в шкуре создателя этой книги.

Пушкин, Чехов и Толстой

Благодаря этому способу, вы изучаете больше авторскую технику. Вы перестаете быть просто читателем и становитесь наблюдателем.

И того же «Идиота» я читаю с удовольствием, изучая развитие сюжета, интерес писателя, приемы письма. А книга продолжает развиваться.

Как выглядит система чтения художественных книг на практике

  1. Пример Достоевского

Достоевский отложил все, когда писал «Братьев Карамазовых». Это был роман-наваждение, как говорит Дмитрий Быков - то есть роман, в который Достоевский вложил всех своих призраков. Все то, что его мучало, интересовало, все сложные вопросы его действительности - в этой книге.

Он переписывался с Победоносцевым по церковным вопросам. Он посетил Оптину Пустынь с Владимиром Соловьевым в 1878 году.

Федор Михайлович Достоевский

Это единственная книга, которую он писал без спешки. Все остальные он создавал в страшной лихорадке, отправляя главу за главой в редакцию журнала. И все время сетовал: «Вот если бы я мог писать, как Тургенев. Без спешки». И потому «Братья Карамазовы» одна из самых спокойных и продуманных книг Достоевского.

При этом он писал «Братьев Карамазовых» уже глубоко больным человеком. Говорят, что припадки эпилепсии, которым он был подвержен повторялись каждую неделю. И этот титанический труд - создан из последних сил писателя. Через 4 месяца после окончания книги он умер.

Все это я написал сейчас сходу, не открывая Википедии или источников. Мне настолько интересен Достоевский, его книги и как он создавал их, что для меня вся книга и биография писателя - это сюжетная конва.

  1. Второй пример. Лев Толстой и «Война и мир»

Толстой создал свою «Войну и мир» после выхода романа Виктора Гюго «Отверженные» в 1862 году. Он был настолько вдохновлен тем, КАК Гюго создал свою книгу, что последовал примеру своего французского коллеги. Работу над романом Лев Николаевич несколько раз откладывал еще с 1856 года. Но после выхода «Отверженных» он начал писать и свою «Войну и мир». То ли он понял, что может не хуже, то ли просто вдохновился объемом книги и при этом масштабом изображенных событий сказать сложно. Но факт остается фактом - Лев Николаевич начал серьезную работу с 1863 года.

Лев Николаевич Толстой

  1. Третий пример. Ремарк

Весь 2014 год я решил посвятить изучению русской литературы. Но посреди лета 2014 года я устал от нее. Мне стал очень интересен Ремарк. Таким образом, я прочитал его взахлеб. Поглощал, как пирожки летом на пляже.

  1. На западном фронте без перемен
  2. Три товарища (рецензия, кстати, )
  3. Возвращение (читал ранее)
  4. Возлюби ближнего своего
  5. Триумфальная арка
  6. Ночь в Лиссабоне
  7. Сборник «История любви Аннеты» (рассказы)
  8. Тени в раю

После этого, я намного лучше начал понимать не только темы, которые глубоко волновали автора. Я начал понимать, как именно он творил.

Например, Ремарк после 1933 года не жил в родной Германии. На него было серьезнейшее давление. Сначала он переехал в Швейцарию, а затем эмигрировал в США. Именно боль эмигрантов, воспоминания о родной стране он и запечатлел в своих книгах этого периода — «Возлюби ближнего своего» (кстати, моя любимая у него) и «Триумфальная арка». Незащищенность, социальная беспомощность настолько сильно показаны в этих книгах, что я на свой паспорт стал смотреть как на огромную ценность.

Эрих Мария Ремарк

Или например, интересно, что в одном из интервью Ремарк сказал, приблизительно так:

«Первые романы я пробовал писать, но не получалось. Но когда я написал на «Западном фронте», я нашел свой стиль. И дальше уже знал, как писать».

И это правда, все остальные книги похожи по стилю на эту, выстрелившую.

Свою книгу «На Западном фронте без перемен» он создавал всего 6 недель. Потом еще полгода ушло на редактирование.

  1. Четвертый пример. Хэмингуэй

Точно также я изучал творчество Хэмингуэя.

Только не так сжато, а скорее, в разное время

  1. Ранние рассказы (парижский период с 1922 по 1926 год)
  2. Фиеста, 1926
  3. Прощай оружие, 1929 (рецензия грядет скоро)
  4. По ком звонит колокол, 1940
  5. Старик и море, 1953
  6. Лев мисс Мэри, 1955

Благодаря этому изучению, Хэмингуэй был для меня намного ближе и понятнее.

Дело в том, что писатель самое лучшее, что может - вкладывает в свои книги. Чтобы они запомнились, зацепились.

Одна из моих любимых фотографий писателя. Видна напряженная работа и труд над каждым словом.

Интересно, что Хэмингуэй писал «Фиесту», когда от него ушла первая жена Хэдли Ричардсон. Книгу понимаешь глубже. Вторую книгу «Прощай оружие» он писал, будучи уже знаменитым автором. Однако когда он ее редактировал, его отец застрелился из ружья, в 1928 году.

Мой план на 2014. Художественные книги - читать

Здесь действительно все очень просто.

Я решил, что должен знать очень много качественной художественной литературы. Чтобы хорошо писать.

Я ставлю себе план на период. Например, как я уже говорил выше, на 2014 год я поставил план - изучить самую лучшую русскую литературу.

Сказано - сделано.

Прочитано:

  1. Лев Толстой «Война и мир»
  2. Лев Толстой «Смерть Ивана Ильича»
  3. Бунин
  4. Куприн
  5. Солнженицын
  6. Достоевский «Братья Карамазовы»

Не так и много для начала. Но для меня русская литература очень серьезно пополнилась.

Основное преимущество этого способа чтения книг:

  1. Лучше пишете. На самом деле.
  2. Лучше понимаете творчество
  3. Лучше узнаете любимых авторов
  4. Запоминаемость книг, фактов, событий хорошая

Вывод. Читать художественные книги с правильной мотивацией

Эти знания, эти факты очень вдохновляют. Я для себя понимаю, что эти писатели - не боги, а обычные люди. Они вдохновлялись другими. Они ошибались. Но они продолжали писать.

Для себя я составил план из 15 художественных книг мировой классики, которые обязуюсь прочитать в 2015 году. (писал об этом , в итогах 2014 года). В этом году мне интересна именно мировая классика, лучшее из всего созданного. То, что можно смело назвать искусство, а не ширпотреб.

Заменить любую книгу из списка можно прочитав другую. Список будет больше, но мой минимум – 15 книг.

Уверен, теперь у вас будет больше мотивации читать. И меня это радует.