Литературный процесс 50 60 х годов. Кто такие поэты-шестидесятники

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Литература второй половины 60-х годов - необходимое и естественное продолжение в эволюции предшествующей русской литературы. Вместе с тем она развивается по социально-нравственным законам, которые характерны для страны, вступившей в новый этап своего развития. Важнейшее значение имел ХХ съезд КПСС, на котором подводились итоги пройденного страной пути и намечались планы на будущее. Большое внимание на съезде уделялось вопросам идеологии. На ХХ съезде подвергся критике культ личности Сталина и были восстановлены относительно демократические нормы руководства. Была восстановлена репутация таких деятелей литературы, как А. Ахматова, М. Зощенко, А. Платонов, М. Булгаков и др., которые ранее подвергались односторонней критике, был осужден тон проработки в критике, в истории литературы восстановлены имена ряда писателей, которые долгие годы не упоминались. Литературно-общественная хроника тех лет насыщена событиями, имевшими большое значение в формировании умонастроений и эмоционального мира нескольких послевоенных поколений. Большую роль в этом сыграл Второй съезд писателей. Второй съезд писателей стал литературно-общественным событием не только потому, что собрался после двадцатилетнего перерыва, но прежде всего из-за яркой и смелой речи Шолохова, ставшей поистине поворотной вехой в истории писательской организации.

В конце 50-х годов в русской прозе появляются новые тематические жанры:

1. Деревенская проза – Нилин, Солженицын («Матренин двор»), Шукшин («Характеры», «Земляки»), Фоменко (роман «Память земли»), Проскурен («Горькие травы»), Алексеев («Вишневый омут»), Абрамов («Пряслины») – прослеживалась судьба русской деревни, с большим количеством действующих лиц, что позволяло изображать авторам широкую панораму;

2. Военная проза (поколение лейтенантов) – Бондарев («Горячий снег»), Быков («Третья ракета»), Воробьев, Астафьев, Богомолов, Окуджава. Сосредоточено внимание на локальности событий (ограниченное время, пространство, действующие лица) – война, увиденная из окопа (рассказы и повести), Симонов (трилогия «Живые и мертвые» - крупнейшее произведение);

4. Лирическая проза – Солоухин («Капли росы»), Казаков («Северный дневник», «Тедди») – по сути, не имеет сюжет, есть так называемый сюжет- переживание (мимолетные эмоции);

5. Лагерная проза – Солженицын («Один день Ивана Васильевича»), Шаламов.

После окончания периода «оттепели», начинается период, когда у власти встает Л. И. Брежнев. В это время проза еще больше расширяет свой жанрово-тематический спектр:

1.Расширяется деревенская проза – Распутин, Астафьев, Можаев («Живой», «Мужики и бабы»), Белов («Воспитание по доктору Споку»), Антонов («Васька»), Тандряков («Пара гнедых»);

2. Появляется городская проза – Трифонов («Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», роман «Время и место»), Калебин, Кураев, Мотанин, Поляков, Пьецун, Петрушевская;

3. Военная проза в свою очередь начала делиться на: а) проза документального характера (автобиографичность) – Медведев, Федоров; б) художественная документалистика – Фадеев, Полевой, Бирюкова («Чайка»), Одамович («Каратель»), Гранин и Одамович («Блокадная книга»), Крон («Капитан дальнего плавания»). В произведениях все меньше военных реалий, действие происходит не на фронте;

4. Литература о русской истории – историческая проза – Балашов, Шукшин («Я пришел дать Вам волю»), Трифонов, Давыдов, Чавелихин, Окуджава («Путь дилетантов»), Солженицын («Красное колесо»), Пикуль («Пером и шпагой»);

5. Лагерная проза – Гинсбург («Крутой маршрут»), Волков («Погружение во тьму»), Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом»), Гладимов, Рыбаков («Дети Арбата»);

6. Научная проза – художественные книги об ученых и о проблемах науки – цикл ЖЗЛ – Данин, Гранин («Зубр», «Эта странная жизнь»);проблемы научного поиска – Грекова («Кафедра»), Крон («Бессонница»), Дудинцев.

7. Фантастическая проза – Ефремов, Юрьев, Булычев, братья Стругацкие.

Широкое развитие получила в последние годы публицистика. В газетах и журнальных статьях обсуждаются важные вопросы общественной жизни, исторической судьбы, «белые пятна» истории, по-новому истолковываются явления недавнего и далекого прошлого. В целом же в литературе этого периода пытливое внимание художников слова обращено к исследованию духовного мира своего современника, к воплощению его нравственных качеств, определению его жизненной позиции.

ЛИТЕРАТУРА 60-Х ГОДОВ.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

военная проза новомировская проза деревенская проза

"Журнальная война" 60-х гг.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ платформа «Нового мира» в 60-х гг.

Этот журнал тогда – в полном смысле «детище ХХ съезда », и с этой точки зрения «Новый мир» в 60-е годы – журнал вполне партийный (т.е. пытавшийся последовательно выдерживать «курс ХХ съезда»). Но одновременно это и журнал оппозиционный по отношению к курсу, взятому после 1964 года на ползучую реставрацию сталинизма. Именно «ползучую» – необъявленную, постепенную, неафишируемую (ее проявления: тенденция, все более очевидная, к замалчиванию репрессий, все больший акцент на военном периоде сталинской политики, который казался наиболее выигрышным для представления Сталина в положительном свете).

Общественно-политическую платформу «Нового мира» 60-х годов можно обозначить в трех пунктах, трех основных моментах:

¨ Критическое изображение и художественное осмысление пройденного страной пути. Доминанта – антисталинизм, «разоблачение культа» (при этом основным проявлением культа и основной трагедией для «новомировцев» были репрессии 37-38 годов против деятелей самой партии, против «ленинской гвардии»). В качестве идеала же воспринимался «новомировцами» ленинизм. Марксистско-ленинское учение они считали действительно единственно верным и передовым, не подвергали его сомнению, а сталинизм понимали как извращение марксистско-ленинских идеалов.

С этим связаны негласные запреты, которые существовали в редакционной политике «Нового мира»:

· на любую критику, даже просто сомнение в истинности «единственно верного учения» – марксизма-ленинизма;

· на какую бы то ни было критику Ленина, это – святое;

· на исследование, изображение и критику террора до 30-х годов, тем более досталинского; все внимание концентрируется на 37 годе;

· на национальную идею, ведь марксизм не признаёт национального начала, проповедует полный интернационализм

¨ Распространение такого же критического и трезвого подхода к действительности и на современность.

¨ Бескомпромиссная борьба с тогдашними силами реставрации, торможения, попытками реанимации сталинистских тенденций в политике, идеологии, культуре.

Кто определял «политику» журнала?

Главный редактор – Твардовский, его заместитель – Н.Г.Дементьев, а также наиболее близкие к главному редактору члены редколлегии – Кондратович, Закс, Лакшин, И.Виноградов.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «НОВОГО МИРА»

ТИП ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

В эстетике «Нового мира» обращает на себя внимание прежде всего отчетливая ориентация на традиции русской литературной классики Х1Х века, причёмвесь опыт литературы первой половины ХХ-го столетия: и "серебряного века", и "советской литературы" 20-40-х гг. – подчеркнуто игнорировался критикой "Нового мира".

2. ПРОБЛЕМА "ПРАВДЫ "

Вопрос о «правде жизни» в искусстве стал одним из основных в литературно-идеологической борьбе «Нового мира» со своими противниками. «Правда – во всей полноте » – главный лозунг, знамя, квинтэссенция «новомировской» эстетики.

Под лозунгом правды во всей ее полноте новомировцы повели самую настоящую войну против «легенд» .

Как это выглядело на практике? Посмотрим в связи с этим на одно из самых громких, программных выступлений «Нового мира» – знаменитую, наделавшую в свое время много шума статью Владимира Кардина «Легенды и факты », опубликованную во 2-м номере журнала за 1966 год.

Статья открывается декларацией: «Факт – пусть голый и непритязательный – дороже, нужнее, чем великолепная легенда, в которую он вырос ». И далее этот тезис доказывается на нескольких совершенно скандальных и оглушительно эпатажных по тому времени примерах.

АНТИМОДЕРНИЗМ

К модернизму отношение журнала и его главного редактора было резко негативным – до такой степени, что редколлегия считала возможным заявлять об этом специально в редакционных выступлениях (которые, кстати, в принципе, случались весьма редко). Вот пример такой декларации:

«Модернистское «выражение субъективного» изолировано от постижения объективной действительности. Тут связи между одинокой личностью и окружающим ее реальным миром оказываются разорванными. Изолированное от окружающего, равнодушное к объективной действительности внутреннее «Я» художника превращается в пуп мироздания и самоцель искусства. Именно в таком отношении к объективному выражается убогая эстетика модернизма».

Одно из краеугольных положений «новомировской» эстетики 60-х годов – требование определенности и четкого выражения в произведении авторской позиции. Авторская позиция должна проявляться во всем: и в честной оценке фактов, ситуации, героев, и в различении голоса автора и героя в художественном тексте. На этом особенно настаивал Твардовский. Он считал, что именно «личность автора определяет достоинства произведения как художественного целого».

5. АЛЛЮЗИОННОСТЬ И "ЭЗОПОВ ЯЗЫК" в эстетике журнала.

Если автор из-за цензурных препятствий не имеет возможности выразить свою мысль более или менее открыто, он все равно должен ее выразить – иносказательно. Поэтому в "новомировской" прозе постепенно и очень быстро вырабатывался свой стиль, свой художественный "язык" общения с читателем. "Эзопов язык" тогдашнего "Нового мира" был хорошо понятен читателю, в особенности интеллигенции, составлявшей основной "электорат" этого журнала.

6. КАЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ . Непременным требованием к произведениям, публикуемым в журнале Твардовского, был высокий художественный уровень произведения. За одно только соответствие вещи идеологической позиции журнала Твардовский предложенные журналу произведения не печатал. Поэтому общий уровень прозы "Нового мира" был значительно выше уровня противостоявшего ему литературного «официоза».

Журнал «Молодая гвардия»

Против «КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ»

Оценка этого явления была, безусловно, отрицательная. Отличие от «новомировской» позиции – в том, что для «новомировцев» ужасы культа олицетворялись в 37 годе, а для «молодогвардейцев» главная боль не здесь, а в 3О-м году, в коллективизации и «красном терроре » периода революции. В 60-е годы в этом лагере создается значительное количество произведений, по-новому и крайне негативно оценивавших и изображавших коллективизацию (например, «Кануны» Василия Белова). Повесть Ф.Абрамова о коллективизации "Поездка в прошлое" вообще не была тогда опубликована (впервые ее напечатали в конце 80-х гг.).

ОРИЕНТИРЫ В КУЛЬТУРЕ

q Забытая и заклейменная как «реакционная» (после поражения декабристов) эпоха 30-х годов Х1Х века в статьях В.Кожинова, В.Чалмаева предстала как эпоха, в которую были созданы великие ценности – философские и поэтические.

q В "Молодой гвардии" сочувственно цитируется, реабилитируется такой «проклятый реакционер», чье имя без ругательств никогда не упоминалось при Советской власти, как Константин Леонтьев . В статьях журнала он назван «другом Толстого » и даже «замечательным мыслителем, Чаадаевым 60-80-х годов ».

q В «Молодой гвардии» решительно реабилитируется «серебряный век» русской культуры, заклейменный Лениным, а потом отчасти Горьким как «эпоха реакции», как время «столыпинских галстуков». Живопись Врубеля, Нестерова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Кончаловского, Корина противопоставляется публицистами журнала как подлинно духовная чересчур приземленной, "социально озабоченной" живописи передвижников. Поэзия Серебряного века поднимается на щит с этих же позиций.

Так обстояло дело с ориентирами в прошлом .

А в СОВРЕМЕННОСТИ идеологи «Молодой гвардии» возлагали надежду на крестьянство, на деревню , в которой, по их мнению, еще не до конца вытравлено и уничтожено то, что составляет основу национальной русской духовности.

И в современной культуре, с их точки зрения, самое ценное и сильное – «деревенская проза ».

Это проза Ф.Абрамова и В.Белова, Е.Носова и В.Солоухина, В.Астафьева и В.Шукшина, Ю.Казакова и В.Распутина, поэзия Н.Рубцова, А.Передреева, В.Соколова, Ю.Кузнецова, Н.Тряпкина, А.Прасолова, это драматургия А. Вампилова.

ЛИТЕРАТУРА 60-Х ГОДОВ.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

И ЛИТЕРАТУРНАЯ БОРЬБА 60-Х ГОДОВ

Для общественно-культурной ситуации 60-х годов характерен постепенный поворот от «оттепели» к «застою». Однако в литературе продолжали развиваться «оттепельные» тенденции, что делало её оппозиционной по отношению к власти. В литературе 60-х годов сформировались 3 основных идейно-тематических потока , которые просуществовали с 60-х по 80-е годы. Это военная проза (творчество Ю. Бондарева, В. Быкова, Г. Бакланова, К. Воробьёва, В. Кондратьева), новомировская проза (Ю. Трифонов, И. Грекова, С. Залыгин, Ч. Айтматов), деревенская проза (В. Распутин, В. Астафьев, В. Шукшин, В. Солоухин, Ф. Абрамов).

Для общественно-культурной ситуации 60-х годов характерно и бурное развитие журнальной публицистики.

"Журнальная война" 60-х гг.

Так называли в 60-е годы противостояние трёх литературно-художественных журналов: «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия».

«Новый мир» в литературной борьбе 60-х годов

Характерной особенностью русской литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания, чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.

"Из духоты семинарий, - писал о ней Огарев, - из-под гнета духовных академий, из бездомного чиновничества, из удрученного мещанства она вырвалась к жизни и взяла инициативу в литературе".

С конца 50-х годов возникла в литературе целая плеяда демократических писателей и критиков - разночинцев: Чернышевский, Добролюбов, потом - Писарев, журналисты Благосветов и Курочкин, писатели Помяловский, Некрасов, Слепцов, Решетников, Г. Успенский, Златовратский. Почти все они прошли суровую жизненную школу: боролись с нуждой, странствовали по России, жили в "углах" среди бедноты. Свой жизненный опыт они привносили в литературное творчество. Так, литература тех лет обогатилась новыми сюжетами: описанием жизни "низов" столицы и провинциальных городов, крестьянства; появились деревенские, фабричные очерки и рассказы, произведения, отражающие многообразие народной жизни, как, например, повести Максимова - "Лесная глушь", "Год на Севере", "Сибирь и каторга" и др.

Воодушевленные передовыми идеями 60-х годов и "некнижным" знанием жизни, писатели эти в большинстве своем рассматривали литературную деятельность не как профессию или работу, в какой-то степени обеспечивавшую существование, а как гражданское служение. Литературное отображение жизни преследовало конкретную духовно-практическую цель - силой высказанных мыслей преобразовать жизнь России. Это стремление предопределяло не только тематику беллетристических произведений, но и частое обращение писателей-романистов к публицистике, как к более действенному воздействию на читателей.

Обострение политических конфликтов, развитие общественной жизни, наконец, изменения, произошедшие в сознании людей, требовали теперь от писателей не простого изображения каких-либо событий, а объяснения сложных явлений бытия. По словам Н.В. Шелгунова, "в 60-е годы, точно чудом каким-то, создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с общественными чувствами, общественными мыслями и интересами, желающий думать об общественных делах, желавший научиться тому, что он хотел знать". Шелгунов Н.В.Воспоминания // Шелгунов Н. В.. Шелгунова Л П Михайлов М. Л.Воспоминания. М., 1967. Т. 1. С. 113.

Литературе придавалось значение своего рода "учебника жизни". Стихи, проза, публицистические статьи писателей и критиков возбуждали живейший интерес просвещенного общества.

Сфера влияния литературы значительно расширялась, вовлекая людей, далеких от художественного творчества. При этом эмоциональное воздействие литературных произведений на рядовых читателей было гораздо более сильным, чем в последующее время. Свидетельств этому факту множество в воспоминаниях той эпохи.

Так, например, преподаватель Морского кадетского корпуса, посетивший в 1860 году публичные чтения, которые часто в то время устраивались в Петербурге, записывал свои впечатления в дневнике следующим образом: "Народу тьма. В 8 часов началось. Вышел Полонский. Читал декламаторски "Наяды", "Зима". Шумно аплодировали. Я не поленил себя. Так сладко мне было... Вышел Некрасов, смуглый, худой, задумчивый, будто убитый жизнью. Болезненным и тихим голосом он читал "Блажен незлобивый поэт" и "О деве покинутой". Так рвал мою душу на части, что я и подверженный пытке не так бы страдал. Велик и благороден Некрасов". Сажин В.Книга горькой правды. Л., 1989. С. 8-9.

Развитие общественной и культурной жизни изменило в целом и концепцию литературного творчества, подверглись пересмотру художественные и нравственные критерии, возрастали аналитические тенденции. Наступившая эпоха новых буржуазных отношений внесла существенные изменения в мироощущения людей. Романтический накал страстей в литературе и жизни сменился трезвым прозаическим восприятием. На смену романтическим повестям А. Марлинского пришли сначала очерки "натуральной школы", затем - полные жизненной правды романы Тургенева и Достоевского. В качестве господствующего направления в литературе на всем протяжении второй половины XIX века утвердился реализм, который в тот период носил в основном ярко выраженный социально-обличительный характер. Основу этого направления в 60-70-е годы составила творческая деятельность писателей, в- свое время образовавших так называемую "натуральную школу" - Некрасова, Григоровича, Достоевского и более поздних крупнейших художников-реалистов: Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. При всем различии творческих начал их объединяло обостренное внимание к российской действительности, обличение социальной несправедливости, народолюбие и гуманизм.

Литературному реализму второй половины XIX века было присуще не только правдивое изображение действительности, но, прежде всего, аналитический подход, а также широкомасштабность художественного мышления, когда человеческая индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни, в соотнесении с ней.

В литературе и искусстве второй половины 60-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая -- официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались "однодневками". И наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе "Обыкновенный фашизм" М.И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал "Героическим защитникам Ленинграда" скульптора М.К. Аникушина).

На рубеже 60--70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", А.М. Василевского "Дело всей жизни" и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время.

Идеализации общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников -- И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта "зеленая улица" для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева "Малая земля". "Целина" и "Возрождение". Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писательского Союза.

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", А.П. Платонова "Чевенгур", Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго".

В 60-х гг. общественно-политические процессы в стране, вступившей в период зрелого социализма, глубокое взаимопроникновение национальных и интернациональных начал в художественном творчестве, уровень художественного развития советской литературы, опыт, накопленный ею для многопланового отображения основных жизненно важных конфликтов, создали предпосылки для окончательного становления нового, современного этапа развития советской литературы. Важные изменения в литературной жизни страны выразились в оживлении деятельности творческих союзов, в прохождении острых дискуссий, в активизации работы журналов и издательств. После 2-го съезда писателей СССР (1954; последующие съезды происходили в 1959, 1967, 1971, 1976) резко увеличилось число и тиражи журналов и альманахов, расширилась карта их "расселения". Альманах "Дружба народов" превратился в ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. В Москве было создано новое издательство "Советская Россия". Новые издательства организовались в Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Чечено-Ингушской автономной республиках и ряде областей. С 1958 в Москве стала выходить вторая литературная газета "Литература и жизнь", в дальнейшем реорганизованная в еженедельник "Литературная Россия". Постоянным фактом литературной жизни стали дни советской литературы, проходящие в республиках, краях, различных областях СССР.

Формирование и развитие советских литератур в неразрывной связи с общественно-историческим развитием и культурным строительством в СССР, их неуклонный рост -- количественный и качественный -- важнейшая закономерность духовной жизни советского общества и одна из характерных типологических черт литературного процесса.

Объективное исследование всех пластов и социальных групп общества, правдивое раскрытие конфликтов прошлого и настоящего с позиций партийности, народности, следование принципу историзма способствовало расцвету национальных литератур, выявлению самых глубинных потенций и создавало прочные основы их интернационального единства.

В конце 50 -- начале 60-х гг. достижения советской поэзии были связаны в первую очередь, с теми произведениями, в которых ставились наиболее масштабные, кардинальные для современной эпохи проблемы. Биография века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей -- такие темы стали предметом художественного исследования в эпических поэмах "Середина века" (опубл. 1958) В.А. Луговского, "Строгая любовь" (1956) Я.В. Смелякова, "Любава" (1958--62) Б.А. Ручьёва, "Палестина, Палестина..." И.В. Абашидзе, "Голос Азии" (1956) Турсун-заде, "Кровь и пепел" (1960), "Стена" (1965) Ю. Марцинкявичюса, "Проданная Венера" (1958) В.Д. Федорова, "Суд памяти" (1962) Е.И. Исаева и др.; в больших стихотворных циклах, претендующих на глубокие философские и социальные обобщения, "Человек" (1961) Э. Межелайтиса, "Розы и виноград" (1957) Рыльского, "Когда разгуляется" (1956--59) Пастернака и др.; в поэтических сборниках "Стихотворения" (1957) Н.А. Заболоцкого, "Лад" (1961) Асеева. Духовное богатство своего молодого современника, чуткость, многообразие и сложность его интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б.А. Ахмадуллина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Н.Н. Матвеева, М. Мачавариани, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Д. Чарквиани и др.

На каждом этапе развития советского общества естественно возвращение писателей к теме Ленина. В создании многожанровой и многопроблемной ленинианы, открывающей перспективы художественного воплощения типического образа человека на качественно новом уровне понимания этой задачи, находит своё выражение многонациональная общность советской литературы. Значительные достижения в этой области ознаменованы такими произведениями, как последняя часть драматической трилогии Погодина "Третья патетическая" (1959), романы-хроники М.С. Шагинян "Семья Ульяновых" (1938, перераб. изд. 1957), "Первая Всероссийская" (1965), повесть Казакевича "Синяя тетрадь" (1961), лирический дневник Катаева "Маленькая железная дверь в стене" (1964), художественно-документальная книга Е. Я. Драбкиной "Чёрные сухари" (1957--60).

Углубление историзма в советской литературе вызвало в 60--70-е гг. новый подъём историко-революционной прозы. В произведениях этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного, героического отношения к жизни, в широком историко-философском контексте вскрывают важные тенденции общественного развития: романы "Отец и сын" (1963--64), "Сибирь" (1969--73) Маркова, "Заре навстречу" (кн. 1--2, 1956--57) В.М. Кожевникова, "Сотворение мира" (кн. 1--2, 1955--1967) В.А. Закруткина, "Земля и народ" (1956) Р. Сирге, "Рассвет над морем" (1956) Ю.К. Смолича, "Двенадцать ворот Бухары" (1967--68) Д. Икрами, "Люди на болоте" (1962) Мележа, "Кровь и пот" (1961--70) А. Нурпеисова и др. Остродраматические каротины классовой борьбы в послевоенной литовской деревне нарисовал М. Слуцкие в романе "Лестница в небо" (1963). Многие из этих произведений, а также романы и повести М.Н. Алексеева "Вишнёвый омут" (1961), "Хлеб -- имя существительное" (1964), "Карюха" (1967), Залыгина "Солёная падь" (ч. 1--2, 1967--68), "Комиссия" (1975), А.С. Иванова "Тени исчезают в полдень" (1963), "Вечный зов" (1970) обращаются к истокам народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего. Свидетельство зрелости советской многонациональной литературы в целом -- появление значительных эпических полотен в литературах небольших по численности народов: романы чувашских писателей В. Краснова-Асли, Н. Ильбекова, кабардинцев Х. Теунова и А. Шортанова, адыгейца Д. Костанова и других.

Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в послереволюционной деревне, сочетается в советской литературе с пристальным вниманием к личности человека, его нравственному облику, его месту в системе общественных отношений. Трилогия Ф.А. Абрамова "Пряслины" (1958--73), романы П.Л. Проскурина ("Горькие травы", 1964; "Судьба", 1972), Авижюса ("Деревня на перепутье", 1964), а также такие произведения, как "Липяги" (1963--65) С.А. Крутилина, "Деревенский дневник" (1956--71) Е.Я. Дороша характеризуются точным знанием языка и быта колхозной деревни, содержательным художественным анализом жизни, характеров, взаимоотношений людей, тонким пониманием родной природы, поэзии крестьянского труда и базирующихся на нём нравственных ценностей. Широкую галерею самобытных народных характеров создал В.М. Шукшин, утверждавший в своих произведениях нравственный максимализм, высокий пафос духовности.

Талант В.М. Шукшина всё более меряется меркой Лескова, Чехова, Бунина. Его герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чём смысл жизни, "что с нами происходит", в чём тайна мира, красоты, движения, "зачем всё?" Духовная напряжённость его рассказов связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять связь, "докопаться до дна".

Как писатель Шукшин пробовал свои силы в жанрах романа ("Любавины", "Я пришёл дать вам волю"), повести ("Там вдали", "Калина красная").

Главные герои большинства рассказов Шукшина - деревенские люди: трактористы, шофёры, счетоводы, бригадиры, словом - сеятели и хранители земли. Как правило, герои В. Шукшина - люди любознательные, часто - "с чудинкой", но в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, до трогательности обаятельны.

В своих рассказах Шукшин высмеивал человеческие пороки, умел показать, где добро, а где зло.

В рассказе "Охота жить" зло и добро показаны в прямой схватке. Старый охотник Никитич, человек беспредельной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь, - и получил от него пулю в спину. Бескомпромиссно отрицательное отношение Шукшина к злу, в данном случае выполненному в образе уголовника. Тем важнее подчеркнуть, что писатель впоследствии не раз обращался в своих произведениях к людям, по тем или иным причинам отбывавшим тюремное заключение.

Проблема счастья человека, остро волновавшая В. Шукшина, осталась неразрешённой им до конца, но решалась она в пользу нашей жизни всё с большим успехом.

Важное место в литературном процессе по-прежнему занимает военная проза. Художественно точное воплощение богатого фактического материала, углублённость размышлений о трагическом и героическом военном четырёхлетии и его месте в истории отличают трилогию Симонова "Живые и мёртвые" (1959--71). С глубокой психологической достоверностью анализируется внутренний мир человека на войне, социальные и нравственные мотивы его поведения в рассказе Шолохова "Судьба человека" (1956--57), в повестях "Пядь земли" (1959) и "Мёртвые сраму не имут" (1961) Г. Я. Бакланова, "Сотников" (1970) и "Дожить до рассвета" (1972) В. Быкова, в рассказе "Иван" (1958) и романе "В августе сорок четвёртого" (1974) В. Богомолова. Значительный вклад в создание военного эпоса внесли произведения К.Д. Воробьева, А.А. Ананьева, Н. Думбадзе, Б. Овсепяна, Т. Ахтанова. Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в своих романах "Горячий снег" (1969) и "Берег" (1975) Бондарев. Постановкой сложных социальных проблем, стремлением проникнуть в национальную психологию, показать её классовую обусловленность, изобразить характер нового человека отличаются романы "Крик стрижа" (1969) В. Бешлягэ, "Луна, как жерло пушки" (1970) С. Шляху

Расширяется жанровый и стилистический диапазон документальной прозы, обогащенной лиризмом, глубиной философских обобщений, страстной публицистичностью. Значительные страницы в летопись Великой Отечеств. войны вписал С.С. Смирнов книгами "Брестская крепость" (1957), "Рассказы о неизвестных героях" (1963). Одному из трагических эпизодов военного прошлого посвящена "Хатынская повесть" (1973) А.М. Адамовича. Стремление полнее выразить в непосредственном разговоре с читателем личный опыт, отношение к жизни вызвало появление таких оригинальных в жанровом отношении книг, как "Дневные звёзды" (1959) Берггольц, "Ледовая книга" (1959) Ю. Смуула. В лирико-прозаической книге "Мой Дагестан" (1968) Гамзатов размышляет о красоте своей Родины, о судьбе её истории и культуры, о месте традиции в формировании духовного облика современника.

Разрабатывая социально-нравственные проблемы, писатели используют приёмы "многоголосия" повествования, открывающего возможность сопоставления разных точек зрения, характеров и жизненных позиций, "раскованности" романного времени, позволяющей полнее выразить напряжённый самоанализ героев, их "исповедальные" раздумья (произв. А.Г. Битова, Ю.В. Трифонова, Слуцкиса и др.). Аналогичные процессы наблюдаются и в драматургии. В пьесах А.В. Вампилова острые конфликтные ситуации становятся проверкой нравственно-волевого потенциала, внутренней культуры героев.

Советская литература всесторонне раскрывает философский и культурно-экономический смысл происходящих перемен, отражает новые производственные отношения людей в морально-этической сфере их бытия: романы В. Кожевникова "Знакомьтесь, Балуев!" (1960), Г.Н. Владимова "Большая руда" (1961), А.Е. Рекемчука "Молодо-зелено" (1961). Острые проблемы современного производства, отношения в рабочей среде становятся всё более привлекательным материалом для литературы, ищущей новых, действенных средств изображения человека, гражданина, борца.

Партия высоко оценивает достижения советской литературы, отмечает активизацию деятельности творческой интеллигенции, которая вносит всё более весомый вклад в общепартийное, общенародное дело строительства коммунистического общества. Партия призывает к дальнейшему повышению роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, формировании их духовных запросов. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972) призывает бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии, смелее исследовать процессы, происходящие в обществе. Постановление оказало существенное воздействие на развитие литературной критики и литературоведения, которые стремятся более активно, с партийных позиций воздействовать на ход литературного процесса, формировать убеждения и вкусы читателей. Возрастает общественный авторитет, усиливается марксистско-ленинская методологическая вооружённость, повышается профессиональный уровень литературно-критических работ (см. Литературоведение в разделе Наука, а также ст. Литературная критика). Большое внимание партия уделяет подготовке и воспитанию творческой смены как одной из важнейших задач плодотворного развития советской художественной культуры. В постановлении ЦК КПСС "О работе с творческой молодёжью" (1976) дана развёрнутая программа совершенствования всей системы профессионального обучения и идейно-политической закалки молодого поколения художественной интеллигенции.

Формирование советской литературы как нового этапа в развитии духовной культуры человечества всегда привлекало к себе внимание прогрессивной художественной интеллигенции различных стран. В общественной деятельности и творчестве А. Барбюса и Р. Роллана, Б. Брехта и И. Бехера, Т. Драйзера и М. Андерсена-Нексё, Премчанда и Лу Синя, Р. Фокса, Н. Хикмета и многие др. выдающихся представителей литературы 20 в. утверждалось всемирно-историческое значение революционного опыта советских писателей в создании единой социалистической многонациональной литературы и прочерчивались трассы её будущего решающего воздействия на ход развития"... интернациональной культуры демократизма и всемирного рабочего движения" (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 120). Воплощаясь в произведениях советской литературы, идеи социалистического интернационализма вооружают писателей разных стран новым видением мира, открывают реальную перспективу выхода из тупиков буржуазного общества. В растущем международном авторитете советской литературы со всей очевидностью выражается торжество ленинской национальной политики (см. раздел Международные культурные связи).

Говоря об историческом периоде под весенним названием «оттепель», невозможно смолчать о необыкновенно романтической атмосфере того времени. Воссоздать ее спустя пятьдесят лет и прочувствовать помогают не столько историки или новомодные сериалы, сколько литература 60-х годов, как будто вобравшая в легкие строки влажный воздух оттепели. Духовный подъем, вдохновленный надеждами на скорые перемены, воплотился в поэзии шестидесятников: Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.

Шестидесятники – это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Плеяда поэтов, сформировавшаяся в период «оттепели». Вознесенский, Рождественский и Евтушенко, лидеры того поэтического круга, развили бурную творческую активность, собирая целые залы и стадионы (поскольку появилась такая возможность ввиду смягчения политического режима). Их объединял искренний и сильный эмоциональный порыв, направленный на очищение от пороков прошлого, обретение настоящего и приближение светлого будущего.

  1. Евгений Евтушенко (годы жизни: 1933-2017) – один из самых знаменитых авторов. За свой вклад в литературу был номинирован на нобелевскую премию, но не получил ее. Самая известная его работа – «Братская ГЭС», где он впервые упомянул фразу, ставшую лозунгом советской поэзии: «Поэт в России больше, чем поэт». На родине вел активную общественную деятельность, поддерживал перестройку, но в 1991 году эмигрировал в США вместе с семьей.
  2. Андрей Вознесенский (годы жизни: 1933-2010) – не только поэт, но и художник, архитектор и публицист. Известен тем, что написал текст легендарной песни «Миллион алых роз» и либретто первой в стране рок-оперы «Юнона и Авось». Композиция «Я тебя никогда не забуду» принадлежит именно его перу. Уникальная способность Вознесенского – создавать произведения высокой художественной ценности, и в то же время популярные в народе и понятные ему. Он много раз бывал за границей, но жил, творил и умер на родине.
  3. Роберт Рождественский (годы жизни: 1932-1994)– поэт, прославившийся еще и в качестве переводчика. В советское время за независимость суждений на него обрушились гонения, поэтому он вынужден был бежать в Киргизию и зарабатывать себе на жизнь переводами текстов поэтов из других республик. Написал много эстрадных песен, например, саундтреки к фильму «Новые приключения неуловимых». Из стихотворных произведений наиболее известны «Письмо женщины», «Все начинается с любви», «Будь, пожалуйста, послабее» и т.д.
  4. Булат Окуджава (годы жизни: 1924-1997) – популярный бард, певец, композитор и сценарист. Особенно прославился авторскими песнями, например, «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике» и т.д. Часто писал музыкальные композиции для фильмов. Выезжал за границу и снискал почет за рубежом. Активно занимался общественной деятельностью, выступая за демократические ценности.
  5. Юрий Визбор (годы жизни: 1934-1984) – знаменитый исполнитель авторской песни и создатель нового жанра — «Песни-репортажа». Также прославился в качестве актера, журналиста, прозаика и художника. Написал более 300 стихотворений, положенных на музыку. Особенно известны «Наполним музыкой сердца», «Если я заболею», «Леди» и т.д. Многие его творения использовались в кино.
  6. Белла Ахмадулина (годы жизни: 1937-2010) – поэтесса, прославившаяся в жанре лирического стихотворения. Ее мастерство очень целили в кинематографе. Например, ее работа «По улице моей который год» прозвучала в «Иронии судьбы». Для ее творчества характерно классическое звучание и обращение к истокам. Часто ее манеру письма сравнивают с импрессионизмом.
  7. Юнна Мориц (годы жизни: 1937 – нынешнее время) – в советское время автора практически не знали, так как стихи Мориц были запрещены из-за оппозиционного настроя. Так же она была исключена из литературного института. Зато ее творчество обрело читателя в самиздате. Она охарактеризовала его, как «чистую лирику сопротивления». Многие ее стихи положены на музыку.
  8. Александр Галич (годы жизни: 1918-1977)– сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. Его творческие взгляды тоже не совпали с официально одобренными, поэтому многие его произведения распространялись в подполье, зато обрели подлинную народную любовь. Из страны его изгнали, умер за границей от несчастного случая. О советском режиме всегда отзывался негативно.
  9. Новелла Матвеева (годы жизни: 1934-2016) – поэтесса, переводчица, драматург и литературовед. Часто выступала на концертах и фестивалях, однако большинство ее работ опубликовано после смерти. Исполняла она не только свои произведения, но и песни на стихи мужа.
  10. Юлий Ким – (годы жизни: 1936 –нынешнее время) — поэт-диссидент, бард, сценарист и композитор. Известен оппозиционными и смелыми для своего времени песнями «Господа и дамы», «Адвокатский вальс» и т.д. Особенной значимостью обладает пьеса-композиция «Московские кухни». Ким саркастично критиковал общество и власть в СССР. После перестройки написал множество либретто для мюзиклов, среди которых перечисляются «Граф Орлов», «Нотр-Дам де Пари», «Монте Кристо», «Анна Каренина» и другие.

Короткие стихи поэтов шестидесятников

Совсем не объемные работы есть у многих поэтов периода оттепели. Например, лиричное стихотворение о любви Андрея Вознесенского:

В человеческом организме
Девяносто процентов воды,
Как, наверное, в Паганини,
Девяносто процентов любви.
Даже если — как исключение —
Вас растаптывает толпа,
В человеческом
Назначении —
Девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
Даже если она беда,
Так во мне,
Несмотря на мусор,
Девяносто процентов тебя.

Также краткостью, как сестрой таланта, может похвастать Евгений Евтушенко:

Рассматривайте временность гуманно.
На все невечное бросать не надо тень.
Есть временность недельного обмана
потемкинских поспешных деревень.
Но ставят и времянки-общежитья,
пока домов не выстроят других…
Вы после тихой смерти их скажите
спасибо честной временности их.

Если же вы хотите подробнее ознакомиться с одним из небольших стихотворений того периода и проникнуться его настроением и посылом, то вам следует обратить внимание на .

Особенности творчества

Эмоциональный накал гражданской лирики шестидесятников - главная особенность этого культурного явления. Непосредственные, отзывчивые и живые стихотворения звучали, словно капель. На нелегкую судьбу страны и беды целого мира поэты реагировали искренне и независимо от идеологической целесообразности. Они преобразили традиционный застойный советский пафос прогрессивный и честный голос поколения. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко. Наверное, все о поэтах-шестидесятниках сказал Вознесенский в своем стихотворении «Гойя»:

Я - горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…

Творчество шестидесятников по праву считается одной из самых ярких страниц русской литературной истории.

Шестидесятники как культурное явление

Поэзия периода оттепели - это струя свежего воздуха в стране, тяжело переживающей нравственные последствия сталинского террора. Однако одной эпохой их творческий путь не ограничивается, многие из них пишут до сих пор. Поэты 60-х годов не отстали от времени, хоть и сохранили за собой гордое имя «шестидесятники» или «60 десятники» - ставшее модным сокращение привычного словосочетания.

Конечно же, какое творческое движение может обойтись без противостояния? Шестидесятники боролись с «силами ночи» - темными и абстрактными средоточиями зла и несправедливости. Они стояли на страже первозданным идеалов Октябрьской революции и коммунизма, хотя они потеряли непосредственную связь с ними в силу времени. Однако характерные символы воскресли в поэзии: буденовка, красное знамя, строка революционной песни и т.д. Именно они обозначали свободу, нравственную чистоту и самоотверженность, как нательный крест в православии, например. Утопическая идеология действительно заменила религию и пропитала поэзию периода оттепели.

Основная тематика

Люди болезненно восприняли «преступление культа личности», которое было предано огласке в 1956 году, когда к власти пришел Никита Хрущев и осудил сталинские репрессии, реабилитируя и освобождая многих жертв несправедливого приговора. Поэты выразили не только всеобщее смятение и негодование по поводу «искажения» прекрасной идеи, но и социалистический пафос народа, вернувшегося на путь истинный. Многие верили, что оттепель – принципиально новый этап в развитии СССР, и вскоре наступят обещанные свобода, равенство и братство. С этими настроениями совпало мировоззрение зарождающейся творческой интеллигенции, совсем еще молодых людей. Юношеский восторг, максимализм, романтические идеалы и непоколебимая вера в них - вот стимулы их честного и где-то даже наивного творчества. Поэтому стихи поэтов-шестидесятников любимы читателями до сих пор.

Своим идиллическим картинам 60-десятники придавали откровенно риторическую форму, украшая их прозрачными аллегориями. Мысли и ощущения, столь близкие обществу того времени, нередко были выражены в прямой декламации, однако самые сокровенные мечты и верования лишь подсознательно проявлялись между строк. Жажда свежего веяния, новизны, перемены чувствовалась в поэтике тропов.

Что способствовало угасанию движения?

Творчество поэтов шестидесятников приходится на 60-е годы 20 века, а это эпоха внутренних противоречий. Коммунизм как-то сочетался с индивидуализмом, художественный вкус переплетался с китчевым мещанством, физики дружили с лириками, город - с деревней, демократия - с технократией и т.д. Даже сами шестидесятники и их судьбы были разными, и это, как ни парадоксально, их объединяло. Такая гармония райского сада на земле не могла долго продолжаться, поэтому к 70-ым годам утопия оттепели начала разрушаться. Единство общественного и личного естественным образом превратилось в противостояние, личное пришло в противоречие с государственным, и романтичные вольнодумцы потеряли трибуны для выступлений: милость властей сменилась на гнев. Влияние поэтов на настроения в обществе перестали считать благотворным или хотя бы позволительным хотя бы потому, что творцы чутко восприняли «похолодание», сменившее оттепель, и не смогли скрывать этого в своей поэзии.

Стихи поэтов-шестидесятников были ориентированы на молодежную аудиторию, и когда их поколение повзрослело и осознало, насколько наивен этот революционный пафос в стране победившей бюрократии, оно перестало как создавать, так и воспринимать восторженные надежды на окончательную победу тепла.

О стихотворениях шестидесятников можно было с энтузиазмом говорить в период оттепели, но после, когда явно «похолодало», люди нуждались в другой поэзии, отражающей упадок, а не подъем. На зависимость от эпохи указывает и «название» поэтов. Культурное явление, как отражение исторических изменений, не могло скривить и подретушировать эти самые изменения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!