Социально философская драма в пьесе на дне. "На дне" как социально - философская драма
Текст сочинения:
Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга!
М. Горький. На дне
Пьеса Горького "На дне" не только около ста лет не сходиҭ со сцен отечественных театров, но и обошла крупнейшие театры мира. До сегодняшнего дня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, возникаюҭ все новые и новые трактовки образов (особенно Луки). Все это говориҭ о том, что М. Горькому удалось не только свежим правдивым взглядом посмотреть на босяков людей, опустившихся в самую грязь, "на дно" жизни, вычеркнуҭых из активной жизни общества "бывших людей", изгоев. Но одновременно с эҭим драматург остро ставиҭ и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будуҭ волновать каждое новое поколение, все мыслящее человечество: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или "во что веришь, то и есть"? и, самое главное, каков~этот мир и можно ли его изменить?
В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являюҭся в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуюҭ вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки является носителем определенной философской концепции, на которой они и стараюҭся построить свою жизнь.
Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь приҭворяюҭся, раскрашиваюҭ себя, но "снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется".
Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но вериҭ в то, что ҭяжелый, изнурительный, но честный труд может вернуть его в "настоящую" жизнь: "Я рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу".
Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, что к нему вернется его дар: "...главное таланҭ... А таланҭ это вера в себя, в свою силу".
Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о подлинной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима.
Сатин шулер-философ имеет мнение, противоположное принципам Клеща: "Работать? Для чего? Чтобы быть сыҭым?" Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда работа. Сатину принадлежиҭ заключительный монолог в пьесе, возвышающий человека: "Человек свободен... он за все платиҭ сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек вот правда!"
Обитатели ночлежки, сведенные в тесном помещении, в начале пьесы равнодушны друг к другу, они слышат лишь себя, даже если разговариваюҭ все вместе. Но серьезные изменения во внутреннем состоянии героев начинаюҭся с появлением Луки старца-странника, сумевшего разбудить это сонное царство, утешить и ободрить многих, вселить или поддержать надежду, но, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Главное желание Луки: "Понять хочется дела человеческие". И он, действительно, очень скоро понимает всех обитателей ночлежки. С одной стороны, бесконечно веря в человека, Лука считает, что жизнь изменить очень сложно, лирикому проще измениться самому, приспособиться. Но принцип "во что веришь, то и есть" заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь.
Вопросы, затронуҭые М. Горьким в.пьесе "На дне", вневременные, они возникаюҭ у людей различных эпох, возрастов, вероисповеданий. Именно лирикому пьеса вызывает живой интерес и у наших современников, помогая им разобраться в себе и в проблемах своего времени.
Права на сочинение ""На дне" М. Горького как социально-философская драма" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на
Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.
Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто -- неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот... не умею врать! Зачем? По-моему -- вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» -- говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него-- вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука -- единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя... коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь... значит -- была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету...» -- говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек -- вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть -- вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь -- религия рабов и хозяев... Правда -- бог свободного человека» -- этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».
Пьеса «На дне» как философская драма.
Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый
,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».
Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.
Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.
Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: «все так: родятся, поживут и умирают… Чего жалеть?»
Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон:
«у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».
С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть
«обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: «для лучшего живет человек». Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев.
Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли: Васька убивает
Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.
Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. « Всё в человеке, все для человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».
Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: «Человек свободен, он за все платит сам…».
Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться пл них.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1
ЗАНЯТИЕ № 2
Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый».
Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе
- Причины обращения А. Н. Толстого к эпохе и личности Петра I. Концепция личности Петра I в рассказе «День Петра».
- Проблема «личности и эпохи» в романе. Идея исторической необходимости реформ Петра I. Образ Петра, его эволюция.
- Особенности изображения исторической эпохи в романе. Друзья Петра I и противники его реформ (Лефорт, Меньшиков, Бровкины, Буйносовы и др.). Женские образы в романе.
- Приемы создания характеров в романе. Язык и стиль романа.
- Варламов А. Алексей Толстой. – М., 2006.
- Петелин В.И. Жизнь Алексея Толстого: Красный граф. – М., 2002.
- Поляк Л.М. Алексей Толстой – художник. Проза. – М., 1964.
- Крюкова A.M. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность в литературном процессе. – М., 1990.
ЗАНЯТИЕ № 3
Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия
- Причины обращения Е. Замятина к новому жанру. Генезис и основные черты романа – антиутопии. Традиции русской и европейской литературы.
- Характеристика Единого Государства в романе. Критика американско-европейской цивилизации и любой формы тоталитаризма – основной замысел автора. Судьба искусства в Едином Государстве.
- Конфликт личности и государства в романе «Мы». Трагедия Д-503, ее причины. Образ 1-330.
- Черты экспрессионизма в романе.
1. Замятин Е. Мы. Завтра. Я боюсь. О литературе, революции, энтропии и о прочем – М., 1988.
2. Зверев А. Когда пробьет последний час природы... // Вопросы литературы. 1989. № 1.
3. Михайлов О. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. – М., 1989.
4. Сухих Игорь. О городе солнца, еретиках, энтропии и последней революции // Звезда. 1999. №2.
5. Шайтанов И. Мастер. // Вопросы литературы. 1988. № 12.
6. Костылева И.А. Традиции и новаторство в творчестве Е.Замятина (синтез реализма и экспрессионизма) // Творческое наследие Е.Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 1994.
ЗАНЯТИЕ № 4
ЗАНЯТИЕ № 5
ЗАНЯТИЕ № 6
ЗАНЯТИЕ № 7
Повесть А. Платонова «Котлован».
ЗАНЯТИЕ № 8
«Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея.
ЗАНЯТИЕ № 9
ЗАНЯТИЕ № 10
ЗАНЯТИЕ № 11
«Лето Господне» И. Шмелева
ЗАНЯТИЕ № 12
Художественный мир В. Набокова. Роман «Защита Лужина»
Занятие №13
«Малая проза» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в 20 веке.
- Описание лагерной жизни в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Портреты заключенных.
- Образ Ивана Денисовича Шухова. Черты автобиографичности. Внутренний мир героя, его нравственно-философские принципы. Традиции Л.Н. Толстого в изображении характера русского крестьянина. Иван Денисович и Платон Каратаев. Проблема подлинной и мнимой свободы.
- Образ рассказчика в произведении «Матренин двор» и тема возвращения к свободной жизни. Черты личности.
- Изображение русской деревни в рассказе.
- Характер и судьба Матрены Васильевны. Портрет героини. Ее отношение к миру. Национальное и индивидуальное в образе. Смысл финала.
1. Нива Ж. Солженицын. - М., 1991.
2. Сараскина Л. И. Александр Солженицын. - М.: Молодая гвардия, 2009.
3. Сарнов Б. Феномен Солженицына. - М.: Эксмо, 2012.
4. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М., 1994.
5. Винокур Т. С новым годом, шестьдесят вторым (о стилистике «Одного дня Ивана Денисовича») // Вопросы литературы. 1991. №№ 11-12.
ЗАНЯТИЕ № 14
ЗАНЯТИЕ № 15
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
- Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.
- Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый». Концепция личности и оценка деятельности Петра I в романе.
- Роман Е. Замятина «Мы» как роман – антиутопия.
- Творческая эволюция С. Есенина.
- Поэтическое новаторство В. Маяковского.
- Поэзия Б. Пастернака. Богатство идей и образов.
- Повесть А. Платонова «Котлован». Поиски смысла общего и отдельного существования
- «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Судьба народа и судьба человека в революционную эпоху.
- Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте мировой художественной литературы.
- Тема «маленького человека» в творчестве М. Зощенко (юмористические рассказы и «Сентиментальные повести»)
- «Лето Господне» И. Шмелева и тема утраты и возвращения православной России
- Художественный мир В. Набокова. Роман «Защита Лужина» и проблема дара в творчестве писателя.
- «Малая проза» А. Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в 20 веке.
- Мастерство В. Шукшина - новеллиста. «История души» русского крестьянина как основная тема творчества писателя.
- Философская проза В. Распутина. Драматическая судьба России в творчестве художника («Живи и помни», «Прощание с Матёрой»)
ЗАНЯТИЕ № 1
Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма
1. Время и история создания пьесы. «На дне» как социально-философская драма. Тема дна. Образы ночлежников, их «правда».
2. Спор о человеке в пьесе. Тема правды и лжи. Сложность образа Луки. Современное истолкование этого образа.
3. Образ Сатина, его философия. Является ли он антагонистом Луки?
1. Басинский П. Горький. – М., 2005.
2. Бялик Б.А. Горький – драматург. – М., 1977.
3. Гачев Д. Логика вещей и человек. Прения о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». – М., 1992.
4. Спиридонова Л.М. М. Горький: диалог с историей. – М., 1994.
5. Ходасевич В. Горький // Октябрь. 1989. № 12.
"На дне" М. Горького как социально-философская драма
М. Горький. "На дне"
Пьеса Горького "На дне" не только около ста лет не сходит со сцен отечественных театров, но и обошла крупнейшие театры мира. До сегодняшнего дня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, возникают все новые и новые трактовки образов (особенно Луки). Все это говорит о том, что М. Горькому удалось не только свежим правдивым взглядом посмотреть на босяков людей, опустившихся в самую грязь, "на дно" жизни, вычеркнутых из активной жизни общества "бывших людей", изгоев. Но одновременно с этим драматург остро ставит и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будут волновать каждое новое поколение, все мыслящее человечество: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или "во что веришь, то и есть"? и, самое главное, каков~этот мир и можно ли его изменить?
В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являются в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки является носителем определенной философской концепции, на которой они и стараются построить свою жизнь.
Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но "снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется".
"настоящую" жизнь: "Я рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу".
"... главное талант... А талант это вера в себя, в свою силу".
Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о подлинной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима.
Сатин шулер-философ имеет мнение, противоположное принципам Клеща: "Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?" Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда работа. Сатину принадлежит заключительный монолог в пьесе, возвышающий человека: "Человек свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек вот правда!"
начинаются с появлением Луки старца-странника, сумевшего разбудить это сонное царство, утешить и ободрить многих, вселить или поддержать надежду, но, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Главное желание Луки: "Понять хочется дела человеческие". И он, действительно, очень скоро понимает всех обитателей ночлежки. С одной стороны, бесконечно веря в человека, Лука считает, что жизнь изменить очень сложно, поэтому проще измениться самому, приспособиться. Но принцип "во что веришь, то и есть" заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь.
"На дне", вневременные, они возникают у людей различных эпох, возрастов, вероисповеданий. Именно поэтому пьеса вызывает живой интерес и у наших современников, помогая им разобраться в себе и в проблемах своего времени.