Все о крыме. Древние народы крыма

До захвата Крыма монголо-татарами и воцарения здесь Золотой Орды, на полуострове обитало много народов, их история уходит в века, и только археологические находки свидетельствуют о том, что коренные народы Крыма заселили полуостров еще 12 000 лет тому назад, во времена мезолита. Стоянки древних людей найдены в Шанкобе, в Качинском и Алимовом навесе, в Фатьмакобе и в других местах. Известно, что религией этих древних племен был тотемизм, а покойников они хоронили в срубах, насыпая поверх них высокие курганы.

Кимерийцы (IХ–VII века до н.э)

Первым народом, о котором писали историки, стали свирепые кимерийцы, населявшие равнины Крымского полуострова. Кимерийцы были индоевропейцами или иранцами и занимались земледелием; древнегреческий географ Страбон писал о существовании столицы кимерийцев - Кимериде, которая находилась на Таманском полуострове. Считается, что кимерийцы принесли в Крым обработку металлов и гончарное искусство, их тучные стада охраняли огромные псы-волкодавы. Кимерийцы носили кожаные куртки и штаны, а голову венчали остроконечные шапки. Сведения об этом народе существуют даже в архиве царя Ассирии Ашшуpбанипала: кимерийцы не раз вторгались в Малую Азию и во Фракию. О них писали Гомер и Геродот, эфесский поэт Каллин и милетский историк Гекатей.

Кимерийцы ушли из Крыма под натиском скифов, часть народа влилась в скифские племена, а часть ушла в Европу.

Тавры (VI век до н. э., - I век н.э.)

Тавры - так греки, посещавшие Крым, называли грозные племена, живущие здесь. Название, возможно, было связно со скотоводством, которым они занимались, ведь «таурос» - означает по-гречески «бык». Откуда пришли тавры неизвестно, одни ученые пытались связать их с индо-ариями, другие считали их готами. Именно с таврами связывают культуру дольменов – родовых захоронений.

Тавры возделывали землю и пасли скот, охотились в горах и не гнушались морским разбоем. Страбон упоминал о том, что тавры собираются в бухте Символон (Балаклава) сбиваются в банды и грабят корабли. Самыми злобными племенами считались арихи, синхи и напеи: их боевой клич заставлял кровь врагов леденеть; противников тавры закалывали, а головы прибивали на стены своих храмов. Историк Тацит писал, как тавры убили спасшихся после кораблекрушения римских легионеров. В I веке тавры исчезли с лица земли, растворившись среди скифов.

Скифы (VII в до н.э. – III век н.э.)

Скифские племена пришли в Крым, отступая под напором сарматов, здесь они перешли к оседлости и вобрали в себя часть тавров и даже смешивались к греками. В III веке на равнинах Крыма появилось скифское государство со столицей Неаполем (Симферополь), которое активно соперничало с Боспором, но в этом же веке оно пало под ударами сарматов. Тех, кто уцелел, добили готы и гунны; остатки скифов смешались с автохтонным населением и перестали существовать как отдельный народ.

Сарматы (IV-III века до н.э.)

Сартматы в свою очередь пополнили генетическую разнородность народов Крыма, растворившись в его населении. Роксоланы, языги и аорсы на протяжении веков воевали со скифами, проникая в Крым. С ними пришли и воинственные аланы, которые поселились на юго-западе полуострова и основали общность гото-аланов, приняв христианство. Страбон в «Географии» пишет об участии 50 000 роксоланов в неудачном походе на понтийцев.

Греки (VI в. до н. э.)

Первые греческие колонисты заселили побережье Крыма во времена тавров; здесь они построили города Керкинитида, Пантикапей, Херсонес и Феодосия, которые в V веке до н.э. образовали два государства: Боспор и Херсонес. Греки жили за счет садоводства и виноделия, ловили рыбу, вели торговлю и чеканили свою монету. С наступлением новой эры государства попали в подчинение к Понту, затем к Риму и к Византии.

С V по IX век н.э. в Крыму возник новый этнос «крымские греки», чьими потомками стали греки античности, тавры, скифы, готоалане и тюрки. В XIII веке центр Крыма занимало греческое княжество Феодоро, которое в конце XV века захватили османы. Часть крымских греков, сохранивших христианство, до сих пор живет в Крыму.

Римляне (I век н.э. – IV век н.э.)

Римляне появились в Крыму в конце I века, победив царя Пантикапеи (Керчь) Митридата VI Евпатора; вскоре под их защиту попросился Херсонес, страдавший от скифов. Римляне обогатили Крым своей культурой, построив крепости на мысе Ай-Тодор, в Балаклаве, на Альма-Кермен и покинули полуостров после развала империи - об этом в работе «Население горного Крыма в позднеримское время» пишет профессор симферопольского университета Игорь Храпунов.

Готы (III– XVII века)

В Крыму жили готы -германское племя, появившееся на полуострове во времена Великого переселения народов. Христианский святой Прокопий Кесарийский писал, что готы занимались земледелием, а их знать занимала военные должности в Боспоре, который готы взяли под контроль. Став владельцами боспорского флота, в 257 году германцы предприняли поход на Трапезунд, где захватили несметные сокровища.

Готы обосновались на северо-западе полуострова и в IV веке образовали свое государство – Готию, которая простояла девять веков и только потом частично вошла в княжество Феодоро, а сами готы были, очевидно, ассимилированы греками и турками-османами. Большинство готов со временем стали христианами, их духовным центром была крепость Дорос (Мангуп).

Долгое время Готия была буфером между ордами кочевников, напиравших на Крым с севера, и Византией на юге, пережила нашествия гуннов, хазар, татаро-монголов и прекратила свое существование после нашествия османов.

Католический священник Станислав Сестреневич-Богуш писал, что еще в XVIII веке готы жили у крепости Мангуп, их язык был похож немецкий, но все они были исламизированы.

Генуэзцы и венецианцы (XII–XV вв.)

Купцы из Венеции и Генуи появились на побережье Черного моря в середине ХII века; заключив договор с Золотой ордой, они основали торговые колонии, которые продержались до захвата побережья османами, после чего их немногочисленные жители были ассимилированы.

В IV веке в Крым вторгались жестокие гунны, часть которых осела в степях и смешалась с гото-аланами. А еще в Крым переселялись евреи, бежавшие от арабов армяне, сюда наведывались хазары, восточные славяне, половцы, печенеги и булгары, и совершенно немудрено, что народы Крыма не похожи друг на друга, ведь в их жилах течет кровь самых разных народов.

Население. Этническая история Крыма

Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.

Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.

Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. С уверенностью можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах.

Говоря о населении Таврических гор, римский историк Плиний-старший еще во II веке до нашей эры замечает, что там живут 30 народов. Горы и острова нередко служат убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены для мирной и размеренной жизни. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них - село Кок-Козы, то есть Голубые глаза (сейчас село Соколиное).

Живут в Крыму караимы - небольшой народ с самобытной и яркой историей. С ней вы сможете познакомиться в "пещерном городе" Чуфут-кале (что значит Иудейская крепость, караимизм - одна из ветвей иудаизма). Караимский язык относится к кыпчакской подгруппе тюрских языков, но образ жизни караимов близок к еврейскому. Кроме нашего края, караимы живут в Литве, это потомки личной гвардии литовских великих князей, а также на западе Украины. К историческим народам Крыма относятся крымчаки. Этот народ подвергся геноциду в годы оккупации.

Иудейские купцы появились в Крыму еще в I веке н. э., к этому времени относятся их захоронения в Пантикапее (нынешней Керчи). Еврейское население области вынесло суровые испытания в годы войны и понесло огромные потери. Сейчас в Крыму, в основном, в городах и больше всего в Симферополе, проживает около 20 тысяч евреев.

Первые русские общины стали появляться в Судаке, Феодосии и Керчи в средние века. Это были купцы и ремесленники. Более раннее (в IX и X вв.) появление дружин новгородского князя Бравлина и киевского князя Владимира было связано с военными походами.

Массовое переселение крепостных крестьян из Центральной России началось с 1783 г. - после присоединения Крыма к империи. Солдаты-инвалиды и казаки получали земли для свободного поселения. Строительство железной дороги в конце XIX в. и развитие промышленности также вызывало приток русского населения.

В советские времена в Крыму имели право поселяться отставные офицеры и люди, поработавшие на Севере, поэтому в крымских городах, как уже отмечалось, очень много пенсионеров (конечно, не только русских).

После развала СССР русские в Крыму не только не утратили интерес к своей самобытной культуре, но, как и другие народы, населяющие полуостров, создали свое общество - Русскую культурную общину, всячески поддерживают связь со своей исконно-исторической родиной - Россией, в т.ч. и через созданный Фонд "Москва - Крым". Находится Фонд в Симферополе на ул. Фрунзе, 8. Выставки, встречи с соотечественниками, празднования объединяющих народы дат - далеко не полный перечень мероприятий, проводящихся в стенах прекрасно оборудованного здания. Ячейка Фонда - Русский культурный центр способствует укреплению культурных связей Крыма и России. Широко отмечается в Крыму "блинная неделя" - масленица. Поистине праздник славянской кухни - здесь и русские и белорусские блины, и украинские млинци - со сметаной, с медом, вареньем и даже,.. с икрой. Оживился интерес к православию, и церкви сейчас и нарядны, и многолюдны. Жаль только, что русских ресторанов, где стиль был бы выдержан во всем, нет, да и просто русской печи не сыщешь.

Украинцы в довоенных переписях населения объединены с русскими. А вот в переписях конца XIX в. они занимают 3 - 4 место. Украина имеет тесные связи с полуостровом еще со времен Крымского ханства, чумацкие обозы с солью, взаимная торговля в мирное время и столь же взаимные набеги в военное - все это служило перемещению и перемешиванию людей, хотя, конечно, основной поток украинских поселенцев пошел в Крым только в конце XVIII в., а максимума достиг в 50-х годах нашего столетия (после присоединения Хрущевым Крыма к Украинской Советской Социалистической Республике).

Немцы, в том числе выходцы из Швейцарии, поселились в Крыму при Екатерине II и занимались, по большей части, сельским хозяйством. Сохранилось здание лютеранской церкви и школы при ней в Симферополе (ул. Карла Либкнехта, 16), построенное на частные пожертвования. В советское время немцы-колонисты образовали несколько колхозов, которые славились высокой культурой земледелия и особенно животноводства; немецким колбасам на крымских рынках не было равных. В августе 1941 г. немцы были выселены в Северный Казахстан, и их деревни в Крыму больше не восстанавливались.

Болгары селились на полуострове, как и греки, с островов Эгейского моря, спасаясь от турецкого ига в годы войн последней четверти XVIII в.. Именно болгары завезли на полуостров казанлыкскую розу, и сейчас наш Крым является ведущим в мире производителем розового масла.

Поляки и литовцы попадали в Крым после разгромов национально-освободительных восстаний XVIII - XIX вв. как ссыльные. Сейчас поляков, включая потомков и более поздних поселенцев, около 7 тысяч человек.

Огромную роль в истории Крыма сыграли греки, появившиеся здесь еще в античную эпоху и основавшие колонии на Керченском полуострове, в Юго-Западном Крыму, в районе Евпатории. Численность греческого населения на полуострове менялась в различные эпохи. В 1897 г. их было 17 тыс. человек, а в 1939 - 20,6 тыс.

Давнюю историю в Крыму имеют армяне. В Средневековье они составляли вместе с малоазийскими греками, так же покинувшими родину под натиском турок, основное население Юго-западного Крыма, а также городов в Восточном Крыму. Однако их потомки расселены сейчас в Приазовье. В 1771 г. 31 тысяча христиан (греки, армяне и другие) вышла под сопровождением русских войск из крымского ханства и основала новые города и села на северном берегу Азовского моря. Это город Мариуполь, город Нахичевань-на-Дону (часть Ростова). Памятники армянского зодчества - монастырь Сурб-Хач в районе Старого Крыма, церковь в Ялте и другие можно посетить с экскурсией или самостоятельно. Армянское камнерезное искусство оказало заметное влияние и на архитектуру мечетей, мавзолеев, дворцов Крымского ханства.

Уже после присоединения нашего края к России армяне жили по большей части в Восточном Крыму; район Феодосии и Старого Крыма называют Крымской Арменией. Кстати, известный художник И.К. Айвазовский, лучший из маринистов, а также композитор А.А. Спендиаров - крымские армяне.

Любопытно, что христианство крымские армяне приняли от итальянцев и потому были католиками, а их разговорный язык мало отличался от крымско-татарского. Естественно, смешанные браки никогда не были редкостью, и большинство коренных крымчан в родстве с половиной мира.

Там же в Восточном Крыму, в Судаке, Феодосии и Керчи еще до революции сохранялись любопытные осколки средневековья - общины крымских "женовезцев" (генуэзцев), потомки тех самых мореплавателей, купцов и солдат итальянской Генуи, которые господствовали когда-то в Средиземном, Черном и Азовском морях и оставили башни в Феодосии. Эти руины также можно посмотреть, это все настолько романтично, живописно, неприступно, а главное - подлинно, что нет слов. Нужно просто поехать и облазать, прочувствовать эту крепость руками и ногами.

Нередко на рынках Крыма можно увидеть корейцев. Они хорошие земледельцы, трудолюбивые и удачливые. Совсем недавно они в Крыму, буквально последние 30 лет, но крымская земля отзывается на их труд богатыми дарами.

Все больше на рынках и плодов, выращенных крымскими татарами, возрождающими славу садоводов, огородников и чабанов полуострова.

Крымские татары как этническая общность сформировались на основе постепенного слияния целого ряда древних племен Таврики и нескольких волн степных кочевых народов (хазар, печенегов, поповцев-кыпчаков и других). Этот процесс, по существу, еще даже не завершился: существуют различия в языке, внешности и образе жизни южнобережных, горных и степных татар.

Радушие и простоту крымских татар отмечали еще первые русские исследователи, например, П.И. Сумароков. Их трудолюбие и смекалку в земледелии уважает крестьянин любой национальности. А современная крымско-татарская музыка по своей мелодичности и зажигательному ритму успешно спорит с еврейской и цыганской.

К сожалению, среди части современных представителей крымских татар становится все больше приверженцев агрессивных вакхабитских течений. К чему это может привести, если ситуация выйдет из под контроля, показали события в современной Чечне и Косово. Очень бы не хотелось стать свидетелями развития событий по такому сценарию. Хотелось бы надеяться на благоразумие и местных властей и самих татар…

Крымские цыгане, называвшие себя "урмачель", многие века жили оседло среди коренного населения Крыма и даже приняли ислам. Отдельные их кастовые группы занимались ювелирным ремеслом, плели корзины и были садовыми рабочими (по свидетельству Л.П. Симиренко, не уступающими лучшим татарским). Не вполне оседлая группа цыган - аювджилар (медвежатники) занималась гаданием, дрессурой медведей и мелкой торговлей. А вот музыкой долгое время в исламском Крыму занимались только цыгане, хотя и приспособив ее к местным вкусам. Именно от музыки крымских цыган в 30-е годы нашего века "произошла" современная крымско-татарская музыка.

В 1944 г. коренные цыгане были депортированы из Крыма вместе с другими народами. Считается, что на чужбине они этнически сблизились с крымскими татарами и сейчас неотделимы от них. Тем не менее, на вокзалах и базарах цыгане бросаются в глаза (почти в буквальном смысле слова). Но это уже современная, послевоенная волна оседлости. Город Джанкой даже показан во многих атласах мира как средоточие цыган: крупный железнодорожный узел, легковерные курортники, следующие на юг, наконец, ласковое крымское солнышко дают возможность сохранить традиционные ценности таборной жизни. Кроме гадания "будет ли землетрясение?" и "кого полюбишь на курорте?", мелкой торговли с "наваром" и обменом валюты с элементами трансформации денежных знаков в цветную бумагу, цыгане занимаются и обычным трудом: строят дома, работают на предприятиях Джанкоя и других городов.

Народы населяющие Крым

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них – село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Сегодня в Крыму более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру.

Случайные фото Крыма

Самый многочисленный этнос в Крыму, конечно же, русские . Надо заметить, что в Крыму они появляются задолго до татар, по крайней мере со времени похода князя Владимира на Херсонес. Уже тогда наравне с византийцами здесь торгуют и русские купцы и часть из них оседает в Херсонесе всерьез и надолго. Однако только после присоединения Крыма к России возникает численный перевес русских над другими народами, населяющими полуостров. За сравнительно короткое время русские составляют уже более половины населения. Это выходцы, в основном, из центрально-черноземных губерний России: Курской, Орловской, Тамбовской и других.

Издревле Крым был полиэтнической территорией. На протяжении длительного времени на полуострове формировалось богатое, интересное и имеющее мировое значение историческое и культурное наследие. С конца XVIII - начала XIX вв. в силу ряда исторических событий на полуострове стали появляться представители различных народов, сыгравшие определенную роль в экономической, социально-политической и культурной (архитектура, религия, традиционно-бытовая культура, музыка, изобразительное искусство и пр.) жизни.

Этносы и этнические группы внесли свой вклад в культурное наследие Крыма, что в совокупности составляет богатый и интересный турпродукт, объединяющийся в этнографический и этнический туризм. В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена семьюдесятью этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие.

Во-вторых, народы (этнические группы), массово появившиеся на полуострове 150 и более - 200 лет назад, имеющие своеобразную историю и культуру. Их традиционно-бытовая культура в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX столетия. Среди них - болгары, немцы, русские, украинцы, белорусы, евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы.

И, в-третьих, после 1945 года в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма. На данной страничке описаны этнографические объекты, характеризующие культуру 16 этнических общностей.

Сюда включены памятники архитектуры, оставленные в средневековье итальянцами (венецианцы и генуэзцы) и раннехристианские памятники культуры, которые считаются полиэтническими объектами, поскольку не всегда возможно определить этническую принадлежность создателей культовых сооружений, либо же в комплексы входят объекты, созданные представителями различных этносов, длительное время соседствующих на территории Крыма.

Фото красивых мест Крыма

Армяне

Для характеристики объектов по традиционной культуре армян необходимо обратиться к истории их переселения из древней столицы Армении Ани. Ядром первых армянских поселений были древний Солхат (Старый Крым), и Кафа (Феодосия), о чем свидетельствуют многочисленные летописные источники. Лучшие памятники армянского зодчества сосредоточены в восточной и юго-восточной части Крыма и относятся к XIV - XV векам. Прекрасные образцы городского жилища более позднего времени сохранились в Феодосии, Судаке, Старом Крыму и небольших селах.

Особый экскурсионный интерес представляет монастырский комплекс Сурб-Хач ("Святой Крест"), дата сооружения - 1338 г. Расположен в трех километрах к юго-западу от города Старый Крым. Ансамбль монастыря Сурб-Хач - одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму. В нем проявились основные черты армяно-малоазиатской архитектуры. В настоящее время монастырь находится в ведении Государственного комитета АРК по охране и использованию памятников истории и культуры.

Заслуживают внимания и бывший монастырь Сурб-Стефаноса (6,5 км к югу от г. Старый Крым), и миниатюрная церковь Двенадцати апостолов, входящая в комплекс средневековой крепости в г. Судаке. Из 40 армянских церквей Кафы до настоящего времени сохранились немногие. Среди них - церковь Георгия-Победоносца - крохотное базиликальное сооружение, более значительные по размерам храмы Иоанна Предтечи и Архангелов Михаила и Гавриила с резной башенкой, украшенной тончайшей резьбой по камню. В Феодосии, Судаке и Старом Крыму и их окрестностях сохранились хачкары - древние надгробные плиты с изображением креста.

В Старом Крыму один раз в год на праздник Воздвижения Креста собираются члены армянской общины Крыма, гости из Армении и дальнего зарубежья - до 500 человек. На празднике ведется служба в храмах, исполняются традиционные обряды, готовятся национальные блюда.

Белорусы

История появления белорусов в Крыму относится к концу XVIII века. Переселенцы их Белоруссии прибывали на полуостров и в XIX - XX столетиях. В настоящее время местами компактного проживания белорусов являются село Широкое Симферопольского района и село Марьяновка Красногвардейского района. В селе Широком работает народный музей, располагающий этнографической экспозицией по традиционно-бытовой культуре белорусов, существуют детский и взрослый фольклорные коллективы. Стали традиционными дни культуры Республики Беларусь, в которых активно участвуют не только белорусы Крыма, но и профессиональные исполнители из Беларуси.

Болгары

Представляет интерес культура болгар, появление которых в Крыму относится к началу XIX века. По традиционной бытовой культуре болгар выявлено 5 этнографических объектов, заслуживающих внимания. Ими могут служить сохранившиеся дома постройки 80-х гг. XIX в. - начала XX в. в традиционном архитектурном стиле и с традиционной планировкой в селе Курское Белогорского района (бывшая колония Кишлав) и пгт. Кокткбель, игравшие значительную роль в экономической, социально- политической, религиозной и культурной жизни вплоть до 1944 г. Богатое фольклорное наследие сохраняется в селе Желябовка Нижнегорского района, организуются народные праздники, обыгрываются обычаи и обряды.

Греки

В поле зрения исследований Крымского этнографического музея, Института востоковедения, Центра греческих исследований попадает этническая группа греков Крыма (новое время). Это потомки переселенцев различных периодов из материковой Греции и островов архипелага конца XVIII - начала XIX вв.

Одним из сел, сохранивших памятники традиционной культуры греков, прибывших в Крым после русско-турецкой войны (1828-1829) из Румелии (Восточная Фракия), является село Чернополье (бывшее Карачоль) Белогорского района. Здесь сохранились жилища постройки начала XX века. В настоящее время восстановлена церковь во имя Святых Константина и Елены (построена в 1913 г.), действует источник Св. Константина - "Святая криница", куда греки приходят после литургии для омовения и питья. Пользуются известностью у греков Крыма и Донецкой области святой праздник Панаир, проводимый ежегодно чернопольской общиной 3-4 июня. Народные обряды, традиции и обычаи, богатый песенный фольклор сохраняются не только в семьях, но и в фольклорном коллективе. В январе 2000 г. в селе Чернополье открылся этнографический дом-музей.

Помимо так называемых "новогреческих", в Крыму сохранилось немало памятников, характеризующих различные периоды греческой культуры в Крыму. В Бахчисарайском районе обнаружены и исследованы христианские и мусульманские некрополи XVI-XVII вв. Среди старожилов греческого населения были греки-христиане (румеи) и тюркоязычные - урумы, поэтому надписи на надгробиях встречаются на двух языках. Эти бесценные памятники истории и культуры, многие из которых датированы и сохранили орнаментацию, вызывают колоссальный интерес у жителей полуострова и исследователей. Таким образом, села Бахчисарайского района Высокое, Богатое, Ущелье, Баштановка, Многоречье, Зеленое с христианскими и мусульманскими некрополями, сохранившимися жилищами XIX в. могут выделяться как этнографические объекты, характеризующие духовную и материальную культуру позднесредневекового населения Крыма - греков.

На протяжении длительного проживания с представителями других этносов (русские) произошло взаимовлияние культур не только в области материальной, но и духовной. Известно самоназвание людей одной из ветвей в греческой линии - бузмаки, появившееся вследствие длительного совместного проживания нескольких этносов. Такое смешение и напластование культур известно в селе Алексеевка Белогорского района (бывшее село Сартана). Данные объекты требуют дальнейшего изучения и специального обустройства.

Многие культовые памятники христианства периода средневековья и нового времени связаны с культурой греков. Одним из интересных памятников культуры греков-христиан является Успенский монастырь в скалах под Бахчисараем, основание которого относится к VII в. нашей эры. Значение монастыря, как покровителя христиан, привлекало многих местных жителей на поселение вокруг него. В средневековье возле монастыря располагалось греческое поселение, где, по преданию, жителям явилась икона Божьей Матери Панагии. В наши дни данный объект привлекает многих паломников, в нем проходят богослужения.

Общее количество выделяемых объектов по культуре греков - 13, географически они расположены в Бахчисарайском и Белогорском районах и г. Симферополе (греческие торговые ряды, бывшая церковь Константина и Елены, фонтан А. Совопуло).

Евреи

История различных народов Крыма изучена неравномерно. В настоящее время наибольший интерес ученых привлекает история иудейских общин на полуострове, появившихся здесь с первых веков нашей эры, а также история караимов и крымчаков, вышедших из средневековых иудейских общин и считающих себя самостоятельными этносами.

После 1783 г. в Крым стали переселяться многочисленные еврейские семьи ашкеназского толка (евреи-ашкеназы составляли около 95% от числа евреев бывшего СССР, т. е. являлись потомками так называемых немецких евреев). Появление многочисленных евреев-ашкеназов на полуострове было связано с его включением в 1804 г. в черту оседлости, т.е. районы, где разрешалось селиться евреям. На протяжении XIX в. появляются общины в Керчи, Феодосии, Симферополе, Евпатории, Севастополе, а также в сельской местности. 1923-1924 гг. отмечены стихийным переселением евреев в Крым, главным образом из Белоруссии и созданием еврейских земледельческих колоний, в основном в степной части полуострова. Интерес могут представлять сохранившиеся в степном Крыму типовые дома для евреев-переселенцев, построенные по программе Американской еврейской объединенной агрономической корпорации (Аgrojoined), как база для создания этнографического музея под открытым небом или этнографической деревни.

В настоящее время интерес туристов и экскурсантов может вызывать традиционная деятельность еврейского городского населения в области ремесленничества (портные, художники, ювелиры и т.д.), а также религиозная и духовная жизнь общины. По степени сохранившихся объектов (синагоги, жилые дома, школы) следует выделить города Симферополь, Феодосию, Керчь, где к началу XX в. проживала многочисленная община.

В Керчи сохранились здания нескольких синагог, дом семьи Гинзбург, в неплохом состоянии и бывшая еврейская улица (ныне улица Володи Дубинина), находящаяся в исторической части города.

Итальянцы

Интерес у туристов может вызывать и этническая группа итальянцев, которая на протяжении I половины XIX в. формировалась в Феодосии и Керчи. Керченская группа итальянцев была одной из многочисленных на юге России, после итальянцев г. Одессы, сохранялась в значительной степени и в 30-е - 40-е гг. XX в., а потомки их проживают в городе и в наши дни. Керченская "колония" не представляла собой сплошного поселка, занятого одними итальянцами. Они обосновались в предместье Керчи, а в настоящее время улицы, где они проживали, составляют часть города. Одним из сохранившихся объектов является римско- католический собор, построенный в середине XIX в. и ныне действующий. Расположен он в исторической части города. Интересен тот факт, что при католической церкви монахини, по происхождению итальянки, занимались вязанием изящных кружев.

Караимы

Большой интерес у туристов взывает культура караимов. В XIX в. центр общественной и культурной жизни караимов из Чуфут-Кале переместился в Евпаторию, существовали общины и в других городах полуострова - в Бахчисарае, Керчи, Феодосии, Симферополе.

Этнографическими объектами могут служить сохранившиеся памятники в Евпатории - комплекс кенасс: большая кенасса (постройки 1807 г.), малая кенасса (1815 г.) и дворики с аркадами (XVIII - XIX вв.), ряд жилых домов с традиционной архитектурой и планировкой (например, дом М. Шишмана, бывшая дача Бобовича, дом с армечелем С. 3. Дувана и др.), дувановская караимская богадельня, а также уникальный караимский некрополь, не избежавший утрат в предыдущие годы.

К этому перечню следует добавить и объекты в Феодосии: бывшая дача Соломонова Крыма (постройка 1914 г.) и здание бывшей дачи Стамболи (1909-1914 гг.). В первом здании сейчас находится санаторий "Восход", а во втором - Феодосийский горисполком. Кроме этого, в экспозиции Феодосийского краеведческого музея экспонируется постоянная выставка по культуре караимов.

В Симферополе сохранилось здание кенассы (1896 г., перестройка 1934/1935 гг.), где в настоящее время находится редакция радиовещания ГТРК "Крым", а также дома, принадлежащие караимам в исторической части Симферополя, т.н. "старый город".

Одним из шедевров средневековой архитектуры является крепость и пещерный город "Чуфут-Кале", где сохранилось немало памятников по истории и культуре караимов (крепость, "пещерный город", кенассы, дом А. Фирковича, караимское кладбище Банта-Тиймэз). Данный комплекс по культуре караимов является одним из перспективных этнографических объектов. У караимского общества существует план его развития. В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике хранится и экспонируется коллекция по культуре караимских общин Чуфут-Кале и Бахчисарая. Количество объектов по культуре более 10, главный из которых - "Чуфут-Кале", уже используется в туристско-экскурсионном обслуживании.

Крымчаки

Очагом крымчакской культуры в XIX в. оставался Карасу-Базар (г. Белогорск; крымчакская община появилась здесь с XVI в.). В городе сохранилась т. н. "крымчакская слобода", сложившаяся на левой стороне реки Карасу. В XX в. постепенно духовная и культурная жизнь крамчакской общины перемещается в Симферополь, который остаётся таковым и в настоящее время. Из сохранившихся памятников следует вспомнить о здании бывшего крымчакского каала.

Крымские татары

К этнографическим объектам по крымско-татарской культуре нужно отнести, прежде всего, культовые объекты. По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, исповедуют ислам; их культовые сооружения - мечети.

Влиянием турецкого зодчества на архитектуру Крыма можно считать сооружения знаменитого турецкого архитектора Хаджи-Синана (конец XV - XVI вв.). Это мечети Джума-Джами в Евпатории, мечеть и бани в Феодосии. Мечеть Джума-Джами хорошо сохранилась. Могучей громадой возвышается она над одноэтажными городскими кварталами старой части города. Мечеть хана Узбека в г. Старый Крым.

Интересными постройками являются надгробные мавзолеи-дюрбе. Они восьмигранные или квадратные в плане с купольным перекрытием и склепом. В качестве этнографических объектов такие дюрбе выделены в Бахчисарайском районе.

Шедевром мусульманского зодчества называют ханский дворец в Бахчисарае. В 1740-43 гг. во дворце была построена большая ханская мечеть Хан-Джами. Сохранились два минарета, которые представляют собой высокие тонкие башни с винтовыми лестницами внутри и балкончиками наверху. Западная стена мечети была расписана иранским мастером Омером. Сейчас это экспозиционное помещение Бахчисарайского историко-культурного музея. Малая дворцовая мечеть - одно из ранних сооружений дворца (XVI в.), построена по типу христианских храмов. Последними реставрационными работами восстановлена роспись XVI - XVIII вв.

Мечеть Эски-Сарае в Симферопольском районе была построена в XV веке. Существует предположение, что здесь был ханский монетный двор. Мечеть представляет собой квадратное здание, над которым на восьмиугольном основании воздвигнут купол. Здание мечети передано мусульманской общине г. Симферополя.

В 1989 г. передана мусульманской общине мечеть Кебир-Джами в Симферополе. Время постройки - 1508г., построена в традиционном для мусульманского зодчества стиле, неоднократно возобновлялась. При мечети находилось учебное заведение - медресе, здание которого также сохранилось в городе.

Большой интерес представляет Зинджирли-медресе, находящееся в предместье Бахчисарая - Староселье (бывш. Салачик). Медресе было построено в 1500 году ханом Менгли-гиреем. Это - произведение ранней крымскотатарской архитектуры. Представляет собой уменьшенный и упрощённый вариант сельджукских медресе в Малой Азии. Медресе - единственно уцелевшее сооружение такого рода в Крыму.

К этнографическим объектам по культуре крымских татар могут быть отнесены также старые татарские кладбища с захоронениями XVIII - XIX вв., сохранившие традиционные надгробия с надписями и орнаментику. Местоположение - сёла и межселенные территории Бахчисарайского района.

Интерес для туристов представляет традиционная (сельская) крымскотатарская архитектура. Примеры жилища, а также общественных и хозяйственных построек сохранились практически во всех районах Крыма, имея региональные особенности (степная часть, предгорная и Южный берег Крыма). Наибольшая сконцентрированность таких этнографических объектов приходится на г. Бахчисарай, Бахчисарайский, Симферопольский и Белогорский районы, а также села Алуштинского и Судакского горсоветов и г. Старый Крым. Ряд сельских мест и города в настоящее время являются местом встреч односельчан и проведения народных праздников.

Возрождение определённой специфики объектов, которая интересовала туристов и путешественников уже в XIX в., возможно и в настоящее время. Например, музыка и танцы, где будут задействованы профессиональные и народные коллективы. Они же могут быть использованы и в инсценировке традиций, обрядов, показе праздников. В конце XIX и начале XX вв. внимание отдыхающих привлекали и широко использовались в экскурсионном обслуживании проводники и пастухи, которые отличались от других слоев крымских татар жизненным укладом и даже традиционной одеждой.

Всего по Крыму, как наиболее сохранившиеся в местах хорошей транспортной доступности, с базой для дальнейшего развития в настоящий момент можно выделить более 30 объектов по традиционной крымскотатарской культуре.

Немцы

Внимание туристов может привлекать и культура немцев, которая сохранилась в Крыму в виде архитектурных объектов - общественные и культовые постройки, а также традиционная сельская архитектура. Наиболее оптимальный путь знакомства с материальной и духовной культурой немцев - это непосредственные поездки в бывшие немецкие колонии, основанные в 1804-1805 гг. и на протяжении всего XIX в. на полуострове. Число немецких колоний было многочисленно, сконцентрированы они в основном в степной части Крыма.

В настоящее время выявлен ряд сёл (бывших колоний), игравших значительную роль в экономической, социально-политической, религиозной и культурной жизни немцев вплоть до 1941 г. В первую очередь - это бывшие колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне с. Красногорье, Курортное и Ароматное Белогорского района), находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга и выступающие как комплексные этнографические объекты, характеризующие традиционную планировку селений, архитектуру (дома, усадьбы, хозяйственные постройки).

Предоставляется возможность ознакомиться с культовыми сооружениями - зданием католического храма (построено в 1867 г.), в с. Ароматное - в настоящее время отдано в ведение Русской Православной церкви Крымской Епархии. Знакомство с разрушенной кирхой в с. Красногорье может быть осуществлено по материалам Государственного архива АР Крым. Здание было построено в 1825 г., перестроено в 1914 г., кирха названа в честь Императора Николая II, но в 60-е г. полностью разрушена.

Среди сохранившихся объектов - здание начальной школы и центрального училища (построено в 1876 г.), а также старые немецкие кладбища (XIX-ХХ вв.). Данные объекты имеют хорошую транспортную доступность, степень сохранности памятников, но требуют дальнейшего обустройства, постановки памятников на учёт и интереса со стороны немецких обществ, т. к. в настоящее время в сёлах немцы не проживают. Среди объектов в сельской местности можно выделить и ряд других сёл, например, Александровку и Ленинское (бывшая колония Бютень) Красногвардейского района, Золотое Поле (колония Цюрихталь) Кировского района и Кольчугино (колония Кроненталь) Симферопольского района. В объекты по культуре немцев Крыма необходимо также включать культовые сооружения, здания общественного значения в городах, например, Симферополь, Ялта, Судак, (в последнем месте сохранились объекты в с. Уютное Судакского горсовета, т. е. территория бывшей колонии Судак, являвшаяся по своей специализации винодельческой).

В настоящее время количество этнографических (в сельской местности) и архитектурных объектов, выделенных по культуре немцев, более 20.

Русские

Памятники русской культуры в Крыму практически все находятся под охраной государства и так или иначе, включены в различные туристские маршруты. Примером может служить дворец графа Воронцова в Алупке, являющийся одним из уникальнейших памятников архитектуры "русского периода" в истории Крыма (после подписания Екатериной II манифеста о присоединении Крыма к России возникло немало роскошных, исполненных в лучших традициях того времени памятников культуры, принадлежащих русским и русскоподанным вельможам и знати).

Алупкинский дворец построен по проекту английского архитектора Э.Блэра, но воплотил в себе черты как классицизма, так и романтические и готические формы, а также приемы мавританской архитектуры. Это сооружение можно было бы отнести к полиэтничным памятникам культуры, но не всегда этническая принадлежность определяется по манере исполнения, используемым стилям, приемам и даже принадлежности архитектора. Главным признак, выделяющий этот объект - русская среда бытования.

По такому же принципу к памятникам русской культуры отнесен Ливадийский дворец, построенный в 1911г. по проекту ялтинского архитектора Н. Краснова, на месте сгоревшего в 1882г. дворца. Здание построено по последнему слову техники: здесь и центральное отопление, и лифт, и электрическое освещение. Камины, установленные в залах, служат не только декоративным убранством, но и могут отапливать залы дворца. Традиционные для русской архитектуры ХVII в. формы определяют облик Александровской церкви в Ялте, также построенной архитектором Красновым (1881г.).

В Севастополе сохранилось много строений, выполненных в традиции русско-византийского стиля. Яркое воплощение этого направления - Владимирский собор - усыпальница адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова (построен в 1881 г. архитектором К.А. Тоном). С использованием форм и приемов класики построены в 50-е гг. ХХ в. ансамбли жилых домов на проспекте Нахимова. В стиле русского классицизма выполнены ряд зданий в Симферополе - бывшая загородная усадьба врача Мюльгаузена (1811г.), странноприимный дом Таранова-Белозерова (1825г.), загородный дом Воронцова в парке "Салгирка". Все эти здания охраняются законом и постановлениями республиканских властей об охране, могут быть включены в список этнографических объектов по русской культуре.

Шедевры традиционной сельской русской культуры были выявлены в процессе исследования Симферопольского района. Это сами села, основанные в конце XVIII в. отставными солдатами русской армии - Мазанка, Курцы, Каменка (Богурча). В числе первых русских поселений - также пос. Зуя, Белогорского района, с. Прохладное (быв. Мангуши), Бахчисарайского района, Грушевка (быв. Салы) Судакского горсовета. В этих населенных пунктах сохранились жилища конца XVIII - начала XIX вв. (Мазанка, Грушевка). Некоторые из них заброшены, но сохранили элементы традиционной архитектуры, внутреннюю планировку. В некоторых местах сохранились землянки, предшествующие жилищам-мазанкам русских солдат.

Вдали от с. Мазанка сохранилось старое русское кладбище с захоронениями начала XIX в., в хорошей сохранности каменные надгробия в виде георгиевского креста, местами просматриваются надписи, орнаментика.

К культовым сооружениям традиционного зодчества следует отнести действующие Никольские церкви: в Мазанке, Зуе, Белогорске, закладка которых относится к началу - середине XIX в.

К наиболее значительным объектам можно отнести Петропавловский православный собор, кафедральный Свято-Троицкий собор, церковь Трех Святителей в Симферополе. Все эти культовые объекты действующие. Ряд православных соборов, церквей, часовен выделен в качестве этографических объектов в районах Большой Ялты и Большой Алушты. На восточной оконечности нашего полуострова можно выделить такой этнографический объект, как старообрядческое село Курортное, Ленинского района (бывш. Мама русская). Здесь сохранился молитвенный дом, традиционный уклад старообрядцев, исполняются обычаи и обряды. Всего по этнографическим объектам, отражающим русскую материальную и духовную культуру в Крыму, выделено 54, в том числе некоторые объекты отмечены как "восточнославянские". Это объясняется тем, что многие т.н. русско-украинские, русско-белорусские семьи определялись в разряд русского населения.

Украинцы

Для изучения культуры украинского этноса в Крыму в качестве комплексного этнографического объекта можно выделить село Новониколаевку Ленинского района, располагающее музеем этнографии, в котором также представлена экспозиция как восточнославянской традиционной материальной и духовной культуры, так и включен предметный ряд по украинцам Крыма, поселенцам XIX - начала ХХ вв. В селе сохранились также жилища конца XIX в., одно из них оборудовано под музей "Укранська хата" (инициатива и этнографический материал местного жителя Ю.А. Клименко). Выдержан традиционный интерьер, представлены предметы быта, мебель, собрано много фольклорных зарисовок.

В плане проведения народных праздников, исполнения украинских обрядов и ритуалов интересны переселенческие села 50-х гг. XX в. Среди них - Пожарское и Водное Симферопольского района (фольклорные ансамбли в традиционных костюмах устраивают костюмированные представления на темы верований и традиций). Местом проведения праздников выбрана "Плачущая скала" - памятник природы невдалеке от с. Водное.

Среди этнографических объектов, выявленных в ходе научно-исследовательской работы сотрудников Крымского этнографического музея, являются и объекты по традиционной культуре таких небольших этнических групп, как французы, крымские цыгане, чехи и эстонцы.

Французы

Культура французов связана с целым рядом мест на полуострове. Несомненно выявление объектов и дальнейшее их использование будет интересно для туристов.

Крымские цыгане

В культуре крымских цыган можно выявить ряд интересных моментов, например, одна из групп чингине (так называли цыган крымские татары) по своему роду занятий была музыкантами, которые в XIX в. играли на крымско-татарских свадьбах. В настоящее время чингине проживают компактно в пгт. Октябрьском и пгт. Советском.

Чехи и эстонцы

Местами компактного проживания чехов и эстонцев является степная часть полуострова: чехов - с. Лобаново (бывшее с. Богемка) Джанкойского района и с. Александровка Красногвардейского района, а эстонцев - села Новоэстония, Краснодарка (бывшее с. Кочее-Шавва) Красногвардейского района и с. Береговое (с. Зашрук) Бахчисарайского района. Во всех селах сохранились традиционные жилища с характерной планировкой и элементами убранства конца XIX - начала XX

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

Уникальное географическое положение и удивительная природа полуострова Крым позволили ему стать домом для множества народов, сменявших друг друга или соседствовавших на протяжении всей человеческой истории. Земледельцы находили здесь плодородные земли, кочевники-скотоводы — обширные горные и равнинные пастбища, купцов и торговцев привлекали удобные морские гавани на пересечении великих торговых путей. Поэтому национальный состав крымского населения почти всегда был — да и поныне остаётся — пёстрым.

Первые жители

Самые древние стоянки первобытных людей, обнаруженные археологами на полуострове, относятся к раннему палеолиту, их возраст около 300 тысяч лет.
Первым населявшим Крым народом, чьё название сохранилось в ассирийских, греческих и иудейских летописях, были киммерийцы — племена индоевропейского происхождения, пришедшие в Крым, по-видимому, из степей примерно пять тысяч лет назад. Этот воинственный народ упоминается в Библии как «народ Гомер». От его названия, по некоторым версиям, произошли грузинское слово «гмири» — «богатырь», и русское «кумир».

Киммерийцы населяли преимущественно долины, а в горах в это время обитали племена тавров. Их этническая принадлежность неясна: вероятно, это греческое название было собирательным для группы разных, возможно, неродственных племён, часть из которых была потомками первобытных людей, населявших Крым со времен раннего палеолита, а часть — пришлыми из других мест.

Первые достоверные археологические свидетельства, говорящие об освоении степной части Крыма скифами-кочевниками, датированы VII веком до н.э. Представители европеоидной расы (язык их принадлежал к группе индоевропейских языков), скифы несколько сотен лет господствовали в Азии и Европе, но затем были побеждены и изгнаны с части своих земель. К началу нашей эры скифы почти полностью смешались с племенами тавров, и народ стал называться «тавроскифами».

Греки и римляне

Цивилизацию в Крым в VIII-VI столетиях до н.э. принесли эллины (греки) — кочевавшие по морю обедневшие, безземельные младшие сыновья аристократов. Они основали города-полисы: Пантикапей и Тиритаку, Херсонес Таврический, Керкинитиду (сейчас соответственно Керчь, Севастополь, Евпатория), Феодосию — этот город сохранил своё греческое название.

Приблизительно за 300 лет до начала новой эры скифские поселения были сметены нашествием сарматов с востока. Неукрепленные греческие посёлки, очевидно, также были уничтожены, сохранились только города-крепости. Греки, которые проживают в Крыму на сегодняшний день, происходят не от первых эллинов-колонизаторов, они являются преимущественно потомками солдат Греческого батальона, участвовавшего в Крымской войне, а затем расселённого близ Балаклавы.

В первом столетии до н.э. Крым захватывают римляне и фракийцы, и он становится восточной окраиной Римской империи. Римлянами были возведены крепости Алустон и Гурзувиты (сегодняшние Алушта и Гурзуф). В V веке от Восточной Римской империи Крым «по наследству» достаётся Византии.

Средневековье

Во времена раннего Средневековья Крым одновременно или поочерёдно населяли готы, гунны, хазары, печенеги, иудеи (давшие начало караимам и крымчакам), и множество других народов, в этот же период здесь впервые ненадолго появлялись славяне.

В XII-XV веках Крым осваивают итальянские купцы — генуэзцы, пизанцы, венецианцы. Их вклад в формирование этнического состава населения полуострова оказался очень существенным: у крымчаков до сих пор встречаются итальянские фамилии.

Тюркские народы

В начале XIII века Крым захватывает войско Чингисхана, и он становится улусом Золотой Орды. Затем, с 1475 г., после падения татаро-монгольского государства, Крымское ханство переходит в подчинение Османской империи. Основное население Крыма в этот период — тюркское, именно тогда из потомков печенегов, половцев, татар, хазар формируется крымскотатарский этнос, долгое время — больше трёх веков — являвшийся самым многочисленным на полуострове.

Славяне

После вхождения полуострова в 1783 г. в Российскую империю большая часть татар и турок покидает полуостров, переселяясь в Турцию, а Крым всё больше заселяют славяне, в основном русские и украинцы. Примерно тогда же начинает увеличиваться количество евреев-ашкеназов. Этнический состав всё больше приближается к современному.

Сегодня в Крыму живут представители 125 народов, из них 70 считаются основными: то есть и в сельской, и в городской местностях проживает хотя бы одна семья этой национальности — как минимум один мужчина и одна женщина, — и хотя бы 5% представителей данного этноса считают родным его язык.

Самым многочисленным народом являются русские (58% населения), за ними идут украинцы (24%), крымские татары (12%), белорусы (около 1,5%). Менее 1% населения — но довольно многочисленные группы — составляют татары, армяне, евреи, молдаване, поляки, азербайджанцы.

Таким образом, Крым всегда был и остаётся многонациональным. И как бы непросто иногда ни складывались отношения между некоторыми народами, места на этом маленьком полуострове должно хватить всем.

Благодатный климат, живописная и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека. Люди издавна населяли эти земли, поэтому чрезвычайно интересна богатая на события, уходящая вглубь веков история Крыма. Кому и когда принадлежал полуостров? Давайте разберемся!

История Крыма с древнейших времен

Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами здесь, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в стоянка , остатки палеолитической и мезолитической культур в и Мурзак-Коба.

В начале XII столетия до н. э. на п-ове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом, пытавшимся создать в зачатки некоего подобия государственности.

На заре Бронзового века они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Предгорные районы и южный берег тогда заселяли тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа, а на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья.

Античный расцвет в истории

Как свидетельствует история Крыма, в конце VII в. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство.

Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в , или нынешней Керчи. Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы, в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, . Но период благоденствия продолжался недолго. Неразумная политика ряда царей привела к истощению казны, сокращению военнослужащих.

Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из ожерелья некогда великолепных поселений не разрушенными остались только , римские крепости в Судаке и Гурзуфе.

Кому принадлежал полуостров в Средневековье?

Из истории Крыма видно, что с IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары. Русский князь Владимир, взяв приступом Херсонес, принимает здесь крещение в 988 г. Грозный властитель Великого княжества литовского Витаутас вторгается на Тавриду в 1397 г., завершив поход в . Часть земель входит в гос-во Феодоро, основанное готами. К середине XIII столетия степные районы контролируются Золотой Ордой. В следующем веке некоторые территории выкупаются генуэзцами, а остальные покоряются войскам хана Мамая.

Распад Золотой Орды ознаменовал создание тут в 1441 г. Крымского ханства,
самостоятельно просуществовавшего 36 лет. В 1475 г. сюда вторглись османы, которым хан присягнул на верность. Они изгнали генуэзцев из колоний, взяли приступом столицу государства Феодоро – город , истребив практических всех готов. Ханство с административным центром в называлось эялетом Кафа в Османской империи. Тогда окончательно формируется этнический состав населения. Татары переходят от кочевого образа жизни к оседлому. Начинает развиваться не только скотоводство, но и земледелие, садоводство, появляются небольшие плантации табака.

Османы, находящиеся на пике могущества, заканчивают расширение. Они переходят от прямых завоеваний к политике скрытой экспансии, также описанной в истории. Ханство становится аванпостом для проведения набегов на приграничные территории России и Речи Посполитой. Награбленные драгоценности исправно пополняют казну, а взятые в плен славяне продаются в рабство. С XIV по XVII вв. русские цари предпринимают несколько походов на Крым через Дикое поле. Однако ни один из них не приводит к усмирению неспокойного соседа.

Когда к крымской власти пришла Российская империя?

Важный этап в истории Крыма – . К началу XVIII в. он становится одной из главных стратегических ее целей. Обладание им позволит не только обезопасить сухопутную границу с юга и сделать внутренним. Полуострову уготована участь стать колыбелью Черноморского флота, который обеспечит выход к средиземноморским торговым путям.

Однако существенных успехов в достижении данной цели удалось достигнуть только в последней трети столетия – при царствовании Екатерины Великой. Армия под предводительством генерал-аншефа Долгорукова овладела Тавридой в 1771 г. Крымское ханство было объявлено независимым, а на его престол был возведен хан Гирей, являвшийся ставленником российской короны. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. подорвала могущество Турции. Сочетая военную силу с хитроумной дипломатией, Екатерина II добилась того, что в 1783 г. крымская знать присягнула ей на верность.

После этого инфраструктура и экономика края начинает развиваться впечатляющими темпами. Тут оседают отставные русские солдаты.
Сюда в массовом порядке приезжают греки, немцы и болгары. В 1784 г. закладывается военная крепость , которой суждено сыграть яркую роль в истории Крыма и России в целом. Повсюду прокладываются дороги. Активное разведение винограда способствует развитию виноделия. Южное побережье становится все более популярным в дворянской среде. превращается в курортный город. За сто лет население Крымского полуострова увеличивается почти в 10 раз, изменяется его этнический тип. В 1874 г. 45% крымчан являлись великороссами и малороссами, примерно 35% крымскими татарами.

Господство россиян на Черном море всерьез обеспокоило ряд европейских стран. Коалиция из дряхлеющей Османской империи, Великобритании, Австрии, Сардинии и Франции развязала . Ошибки командования, ставшие причиной поражения в битве на , отставание в техническом оснащении армии привели к тому, что несмотря на беспримерный героизм защитников, проявленный во время годичной осады, союзниками был взят Севастополь. После окончания конфликта город был возвращен в Россию в обмен на ряд уступок.

При Гражданской войне в Крыму произошло немало трагических событий, отразившихся в истории. С весны 1918 г. тут действовали германский и французский экспедиционные корпуса, которых поддержали татары. Марионеточное правительство Соломона Самойловича Крыма сменила военная власть Деникина и Врангеля. Только в войскам Красной Армии удалось взять под контроль полуостровной периметр. После этого начался так называемый Красный террор, в результате которого погибло от 20 до 120 тыс. человек.

В октябре 1921 г. было объявлено о создании из районов бывшей Таврической губернии Автономной Крымской Советской Социалистической республики в РСФСР, переименованной в 1946 г. в Крымскую область. Новая власть уделяла большое внимание ей. Политика индустриализации привела к появлению Камыш-Бурунского судоремонтного завода и , там же был построен Горно-обогатительный комбинат, а в – металлургический завод.

Дальнейшему оснащению помешала Великая Отечественная война.
Уже в августе 1941 г. отсюда депортировано около 60 тыс. этнических немцев, проживавших на постоянной основе, а в ноябре Крым оставлен силами РККА. На полуострове осталось лишь два очага сопротивления фашистам – Севастопольский укрепрайон и , но и они пали к осени 1942 г. После отступления советских войск тут начали активно действовать партизанские отряды. Оккупационные власти проводили политику геноцида по отношению к «неполноценным» расам. В результате этого к моменту освобождения от фашистов население Тавриды уменьшилось почти втрое.

Оккупанты были изгнаны отсюда . После этого вскрылись факты массового сотрудничества с фашистами крымских татар и представителей некоторых других национальных меньшинств. По решению правительства СССР более 183 тыс. лиц крымско-татарского происхождения, значительное количество болгар, греков и армян было насильственно депортировано в отдаленные регионы страны. В 1954 г. область включена в состав УССР по предложению Н.С. Хрущева.

Новейшая история Крыма и наши дни

После распада СССР в 1991 г. Крым остался в Украине, получив автономию с правом иметь собственную конституцию и президента. После длительных согласований основной закон республики был утвержден Верховной Радой. Первым президентом АРК в 1992 г. стал Юрий Мешков. Впоследствии отношения между официальным Киевом и обострились. Украинский парламент принял в 1995 г. решение об упразднении президентства на полуострове, а в 1998 г.
президент Кучма подписал Указ об утверждении новой Конституции АРК, с положениями которой были согласны далеко не все жители республики.

Внутренние противоречия, совпавшие по времени с серьезными политическими обострениями между Украиной и Российской Федерацией, в 2013 г. раскололи общество. Одна часть жителей Крыма выступала за возвращение в РФ, другая – за то, чтобы остаться в Украине. По этому поводу 16 марта 2014 г. был проведен референдум. Большинство крымчан, принявших участие в плебисците, отдали голоса за воссоединение с Россией.

Еще во времена СССР на Тавриде, считавшейся всесоюзной здравницей, было построено множество . вообще не имел аналогов в мире. Развитие региона как курорта продолжалось и в украинский период истории Крыма, и в российский. Несмотря на все межгосударственные противоречия, он по-прежнему остается излюбленным местом отдыха как для россиян, так и для украинцев. Край этот бесконечно прекрасен и готов радушно встретить гостей из любой страны мира! Предлагаем в заключение документальный фильм, приятного просмотра!