Александр Васильев: «Очень приятно, когда минусы прошлого трансформируются в громадные плюсы. Группа сплин Альбом "Раздвоение Личности"

17 июня 2010
Как обычный парень стал солистом популярной группы
Карьера начиналась с «досок»

Детство я провёл в невзрачном деревянном доме, такие сейчас называют бараками, - улыбается Владимир. - Папа был водителем-дальнобойщиком, и никакого музыкального образования не имел. Правда, неплохо играл на гармони. Иногда брал её в руки, да такую мелодию выдавал, все соседи заслушивались, прибегали поглядеть на «маэстро». А когда отец уезжал в рейс, то частенько привозил нам подарки, среди которых почётное место занимали детские музыкальные инструменты. Гармошки, барабаны, дудки - вот оно, моё первое знакомство с музыкой. В 10 лет у меня появилась моя первая гитара. Не представляете, как я был счастлив. Бренчал на ней целыми днями, и получалось всё очень лихо и здорово, как бы само собой. А потом в школе мы с ребятами создали свой ансамбль и, переполненные гордости за своё детище, назвали его «Арго». С тех пор пошло-поехало.

Владимир не ограничивался одной гитарой, и с таким же успехом играл на барабанах, и на клавишных. За универсальность некоторые называли его «музыкальным полиглотом». Многие тверчане помнят «доски» - танцевальную площадку в городском саду. В своё время «доски» являлись главным в городе местом молодёжной тусовки, и играть там было престижно. На этой площадке распевали разные тверские вокалисты, но теперь вряд ли кто вспомнит их имена.

Кто знает, как бы сложилась дальше судьба Васильева, если бы не его величество случай. Однажды в тверской звукозаписывающей студии Владимир столкнулся с популярной в то время певицей Татьяной Овсиенко. Вот это была встреча! Звезда приехала записывать свой новый альбом, а Васильев в это время записывал музыку. И Овсиенко, услышав, как играет музыкант, позвала его подыграть ей на гитаре. А потом и вовсе пригласила Владимира в свой коллектив, больно уж ей приглянулся талантливый тверчанин.

С Овсиенко я проработал 5 лет, где мы только не побывали! Впервые я выехал за границу. Мы посетили Болгарию, Германию, Америку, в те времена редко кто мог этим похвастаться. Татьяна совершенно не страдала звездной болезнью. Если у музыкантов не хватало денег снимать квартиру, она сама оплачивала жильё. А мне даже подарила свою старую «Хонду Цивик», я долго на ней ездил!

«Кто куда, а я на сцену»

В перерывах между гастролями Володя умудрялся работать ещё и в московских студиях, записывать музыку для Николая Баскова, Алсу и Жасмин. Кстати, для Жасмин он написал музыку к песне «Да», и она стала лауреатом конкурса «Песня года». После такого успеха Васильеву стали поступать самые разные предложения, в том числе заняться записью саундтреков к фильмам. Мало кто знает, что в кинолентах «Кожа саламандры», «Ванечка», «Дневной дозор», «Попса», «Обратный отсчёт», «Ирония судьбы-2», «Самый лучший фильм», «Обитаемый остров» и многих других, звучит гитара тверского музыканта.

Когда работы у Овсиенко стало мало, она сказала нам: «Ребята, я не против, если Вы найдёте себе подработку». Постепенно музыканты разбрелись кто куда, коллектив распался. И в этот момент Сергей Арабаджи, в своё время игравший на клавишных в группе «Синяя птица», которой на тот момент уже не существовало, предложил мне сотрудничество. Постепенно мы собрали новых музыкантов и реанимировали легендарную «Синюю птицу».

Теперь музыканты колесят по России, радуя своих поклонников любимыми хитами. Но Васильев не «зазвездился». Он по-прежнему встречается с дворовыми друзьями в Твери, гуляет по улицам родного города и считает, что ему просто повезло.

Это ведь настоящее везение, когда любимое дело и работа – одно и то же. Жизнь стала безумно насыщенной! Недавно, например, вернулись из Украины. Там с нами приключилось такое! Во время концерта в зале отключилось электричество, видимо проводку коротнуло из-за ливня и грозы. Огромный зал ахнул – неужели придется расходиться? И тогда мы, недолго думая, выкатили рояль на середину сцены, зажгли свечи и вот так вживую провели весь концерт. Мы пели, а с прохудившейся крыши падали на пол капли дождя. Такое не забывается!

Кстати, после того концерта к Васильеву подошёл молодой паренёк, с просьбой показать мастер-класс, а потом робко спросил: «А как Вы думаете, я смогу стать популярным певцом?» В ответ услышал: «Конечно! Главное не отступать, и тогда можно поймать за хвост даже «Синюю птицу»!

Один из ранних хитов «Сплина», вошедший в легендарный «Гранатовый альбом» 1998 года, вполне может считаться гимном поколения 90-х, а клип режиссёра Мечислава Юзовского только закрепил его успех. В знаменитом видео съёмки природы с высоты и городские пространства, переполненные людьми, перемежаются кадрами с Александром Васильевым, который поет строчки о том, что «скоро рассвет, выхода нет». Согласно первоначальному замыслу, финал клипа должен был ещё печальнее: лидер «Сплин» должен был уйти под воду прямо в пальто.

Кадры с уходом под воду не вошли в клип «Выхода нет», но в «Остаёмся зимовать» Александр Васильев все-таки появился лежащим на дне прозрачного водоёма. 2001 год - это новое тысячелетие, новый «Сплин» и хитовый альбом «25-й кадр». Живописное видео снял латвийский режиссёр Виктор Вилкс, который прославился плодотворным сотрудничеством с группой «Мумий Тролль». Ландшафты под Ригой послужили декорациями для истории времён Отечественной войны 1812 года с затерянными среди русских лесов наполеоновскими солдатами.

Дождь, сумерки, типовая многоэтажка. Александр Васильев сидит среди разношёрстной публики с акустической гитарой и поёт романс о том, как «в самый разгар веселья падает из рук бокал вина». Навевающая тревогу баллада навеяна то ли меланхоличной лирикой Шопена, то ли бардовской песней. Сингл «Романс» предварял выход альбома «Реверсивная хроника событий», он был выпущен в экзотическом формате трёхдюймового компакт-диска. По словам Александра Васильева, песня была написана во время недельного плавания на корабле в качестве борьбы с качкой.

Осенью 2014 года «Сплин» презентовали клип на песню «Помолчим немного», в качестве автора текста которой выступила поклонница группы Дарья Скурихина. Жёсткие строки, написанные в 2011 году и пересланные Александру Васильеву по электронной почте, оказались удивительно злободневны. Песню, исполненную практически речитативом, иллюстрирует мрачноватое видео при участии музыкантов группы, головы вокалиста, заключённой в банку с питательным раствором, и человека, крушащего квартиру. По словам музыкантов, тело Александра Васильева от участия в съёмках отказалось.


Название группы возникло благодаря стихотворению Саши Черного «Под сурдинку …» - строка «как молью изъеден я сплином, посыпьте меня нафталином» покорила сердце Саши Васильева. Это было настолько в точку тогда, что и по сей день она остается ключевой фразой в группе. «Сплин» отличает хороший уровень текстов и что-то неуловимое, присущее только питерским группам. В их карьере главное – естественность и постепенность. «Наша счастливая звезда в том, что мы развиваемся естественным путем », – говорит Саша.

В 8-ом классе Васильев научился играть на гитаре: "Это была семиструнка, переделанная на 6 струн, фабрики Володарского. Тогда она стоила какие-то нереальные деньги, т.е. рублей семнадцать ". Саша признаётся, что до сих пор играет на гитаре на том же уровне, что и в 8-ом классе. "Первая песня была про море, про песок, про небо ".

Музыканты


Александр Васильев (голос, гитары, тексты, музыка)

День рождения: 15 июля 1969 года
Основатель группы. Это он придумал название для группы - "Сплин". Для большинства людей группа ассоциируется именно с этим человеком. Интересная, неординарная личность.

Николай Ростовский (клавишные)

День Рождения: 27 января 1969 года
Наравне с Васильевым-самый олдовый "сплиновец". Официальный день рождения группы "Сплин" - 27 мая 1994 года, а Николай появился в команде за год до этого:его познакомил с Васильевым первый басист "Сплинов" Александр Морозов. Свиду Ростовский скромный и тихий. Однако, по словам остальных участников, от Коляна никогда не знаешь, чего ожидать. В 1998 году он вдруг резко заявил об уходе из "Сплина", решив посвятить себя тихой семейной жизни. Но через два года также неожиданно вернулся.Сейчас параллельно со "Сплином" играет в группе "Птичкин лес". Его музыкальные находки и импровизации никогда не оставляли равнодушным Васильева. Ростовский придумывает странные, ломовые,по словам лидера группы, гармонии; показывает их группе, в итоге получаются такие вещи как "Блокада" или "Самовар".

Вадим Сергеев (гитара)

День рождения: 25 июля 1969 года
Об этом музыканте группы "Сплин" мало что скажешь. Это наверное самый "тихий" участник концертов "Сплинов". Он просто делает своё дело. Стоит каждый раз в углу сцены и спокойно играет на гитаре. Пришёл в группу весной 2001 года. На первых концертах Fellini-Tour"а играл на электрогитаре чуть ли ни жёсткий хард-кор. Осенью того же года "пересел" на бас-гитару, заменив Николая Воронова. Поиграв 5 лет в группе на басу, Сергеев в начале 2007-ого стал соло-гитаристом группы.

Алексей Мещеряков (ударные)

День рождения: 2 февраля 1984 года
Самый молодой участник "спЛина". Свой первый концерт Алексей в новой группе отыграл 10 февраля 2005 года в БКЗ "Октябрьский" в Санкт-Петербурге. Очень быстро влился в коллектив. Принёс в группу свежую струю. Когда "Сплин" играл вчетвером, был, пожалуй, самым заметным артистом. До "Сплина" играл в группах "Полюса", "Андроид", "Море и Корабли".

Дмитрий Кунин (бас-гитара)

Заменил "ушедшего" играть на гитаре вместо баса Вадима Сергеева. Свой первый концерт в Сплине отыграл 4 января 2007 года. Давний знакомый барабанщика Алексея Мещерякова.

В группе в разные годы играли также Ян Николенко, Стас Березовский, Сергей Наветный, Александр Морозов, Кеша Агафонов, Николай Лысов, Николай Воронов
http://www.spleanbest.spb.ru/

RSS: Новости группы

http://www.spleanbest.spb.ru/cms/e107_plugins/rss_menu/rss.php?news.3.2

Премия "Петербургский музыкант"

Подведены итоги первого этапа отбора номинантов премии «Петербургский Музыкант», организуемого одноименным журналом, совместно с проектом «VIDEOMUSIC.RU», сообщает портал «VIDEOMUSIC.RU».Александр Васильев прошел в следующий этап в двух номинациях, из которых вторая вызывает если не откровенное недоумение, то, уж по крайней мере, ироничную усмешку: лидер группы Сплин оказался в числе претендентов на звание "Самый деятельный артист".

Страница:
1 из 9

Видео: Скажи

Видеоклип на песню "Скажи" - второй сингл с альбома "Раздвоение Личности" был снят 13 ноября 2006 года в московском клубе "Апельсин". За несколько дней до этого состоялся кастинг для массовки - зрителей, пришедших на концерт, который давала группа "Сплин". Съёмки проходили с утра до позднего вечера.

Режиссёром видео выступил Михаил Сегал, снявший до этого сплинам уже несколько клипов.

Видео: Пластмассовая Жизнь

Автор сценария и режиссёр - Михаил Сегал.
Михаил Сегал: "Съёмки проходили целые сутки на киностудии "Центрнаучфильм" в самом маленьком павильоне из всех маленьких павильонов. Нам бы хотелось, конечно, чтобы он был побольше. Несмотря на это, нам удалось достигнуть невиданной глобальности..."

"Люди, которые были на съёмках, Васильева просто не узнавали, - рассказывает o своих впечатлениях Михаил. - Когда на него наклеили бороду, он не просто ходил, как дурак, с бородой, но после одного-двух замечаний режиссера сам предложил пластику, с которой двигается старик, смотрел, как старик, и это вызвало у меня большое чувство благодарности".

Видео: Орбит без сахара

Ролик снят в декабре 1997-ого года ещё до выхода "Гранатового альбома". Тогда клип не сходил с экранов телевизоров. Снимали на крыше каких-то гаражей в Москве. Режиссёр: Мичислав Юзовский. Оператор Юрий Миронов.

Альбом "Раздвоение Личности"

За несколько студийных сессий на студии Сергея Большакова "Сплин" записал 19 композиций, однако две из них – "3007-й" и "Ковчег" – остались за рамками "Раздвоения личности". Все 17 произведений, вошедших в диск, написаны в период 2005-2006 гг., за исключением песни "Mama Mia", которую лидер команды Александр Васильев сочинил семь лет назад, но в силу ряда причин она ранее не издавалась и не исполнялась на концертах.

"Я случайно узнал, что готовится к выпуску трибьют на стихи Маяковского, - рассказал музыкант корреспонденту Intermedia. – И хотя я не являюсь большим поклонником творчества этого поэта, я написал на его стихи песню. В трибьют "Маяк" не вошел - его можно услышать только на нашем альбоме".

Новую работу "Сплина" лидер группы охарактеризовал как "классический рок-альбом с большим количеством авангарда".

По поводу названия пластинки музыканты долго не раздумывали – вариант "Раздвоение личности" стал первым и единственным. "Слишком разные песни вошли в этот диск – в нем есть и светлая лирика, и очень жесткие вещи. Но все эти песни написаны одним человеком, все они как картинки из реальной жизни – отсюда и название альбома", - заявил Александр.

В поддержку альбома "Сплин" снял клип на песню "Скажи". Премьера ролика состоялась 25 декабря.
Кроме того, группа "Сплин" вступила в Новый год в обновленном составе - в ряды коллектива влился бас-гитарист Дмитрий Кунин.

Дмитрий ранее играл в нескольких проектах, в частности, в группах "Море и корабли" и "80 рублей". В ряде команд он сотрудничал с барабанщиком Алексеем Мещеряковым – нынешним "сплиновским ударником".

"У них спаренная ритм-секция, они же в трех группах вместе играли", - заявил Intermedia лидер коллектива Александр Васильев. Приход нового музыканта потребовал некоторых инструментальных перестановок внутри "Сплина" – Вадим Сергеев, который четыре года играл в группе на бас-гитаре, вновь возьмет в руки электрическую гитару, а Александр Васильев оставит за собой и электрическую, и акустическую гитары.

«В группе я чувствую себя довольно комфортно, разве что нервничаю немного, все-таки первые концерты. Ребята легкие! Очень хорошо меня приняли», - поделился своими впечатлениями от работы в "Сплине" Дмитрий Кунин.
http://sovserv.ru/dc/audio/16627/2007/02/10/splin_razdvoenie_lichnosti/

Интервью с А.Васильевым

- Саша, ты совсем зарос щетиной. А жена не ругается, не требует, чтобы ты брился?

Ну, во-первых, я сейчас на гастролях, так что надзор Саши (жена Васильева - прим.) мне пока не грозит. А во-вторых, мы 17 лет вместе. Мы уже вышли из того периода, когда может раздражать какая-то щетина.

Сегодня, когда выступал «Сплин», накрапывал дождь. А погода вообще может отрицательно сказаться на вашем концерте?

Конечно, нет. Не зря же мы назвались «Сплин». Я вообще люблю меланхолию во всех ее проявлениях. А дождь - так это вообще лучший аккомпанемент концерту. Мы недавно выступали в саду Эрмитажа. За 10 минут до концерта грянул гром, сверкнула молния и начался вселенский потоп, настоящий летний ливень. Большой кайф играть в такую погоду.

Меланхолия меланхолией, но у тебя есть очень позитивная песня «Сердце остановилось». Что это на тебя тогда нашло?

Просто был яркий, солнечный день. Утро, хорошее, бодрое утро. И отличное настроение. Мы были с женой на кухне. Она кофе там варила, ходила вокруг меня. Вот такая нормальная российская семья. Вот и получилась такая песня. За 6 секунд буквально написалась.

- А, правда, что ты с женой в самолете познакомился?

Нет, не в самолёте. Но это был институт, связанный с самолётами. Он был авиационного приборостроения. Наверное, строчка «большая высота» оттуда и пришла.

Подборка интервью:

Александр Васильев / © Антон Кузнецов

Александр Васильев - пожалуй, единственный гражданин нашей страны, который открыто заявляет, что его не коснулся кризис. «На нас он повлиял даже в лучшую сторону - количество концертов увеличилось, и количество публики на каждом из них увеличилось тоже. Видите ли, в чем дело, - бессменный лидер группы «Сплин» довольно улыбается, - во времена кризиса людям свойственно сплачиваться, поэтому они и идут на концерты и поют хором все наши песни». Музыкант явно не преувеличивает, учитывая, с какой прытью группу «Сплин» букируют местные промоутеры под частные мероприятия - для интервью нам едва ли удается выманить Сашу на десять минут после саунд-чека в помпезно декорированном московском клубе «Icon», где группе предстоит выступить на закрытой предновогодней вечеринке.

Когда меня, наконец, запускают в гримерку к Васильеву, остальные участники группы решают сменить локацию и дружно отправляются курить на лестницу. Немного запыхавшийся и помятый, Саша приветственно кивает головой и усаживает меня напротив большого зеркала между тарелкой с фруктами и пустыми стаканчиками с окурками. Аккуратная бородка с проседью добавляет его меланхоличному образу миловидности. Саша интеллигентно обращается ко мне на «вы», говорит тихо и монотонно, отвечая на вопросы туманными сюрреалистическими фразами, однако когда наша беседа начинает затрагивать личную жизнь, грозится немедленно прекратить интервью.

Видимо, цитаты для своих эксцентричных монологов (как и в случае с песнями, которые для целого поколения выступали в качестве прививки от гнетущей действительности) Васильев черпает из бесконечных потоков собственного сознания. Мне кое-как удается вернуть его расположения невинными разговорами о детстве. «Я был тихим, спокойным и уравновешенным ребенком», - говорит Васильев, мечтательно закатывая глаза. «У моих родителей была огромная библиотека, и все детство я читал. А в шесть лет они отвели меня в музыкальную школу - в класс аккордеона. Дома у нас, естественно, были всевозможные девайсы - сперва появился проигрыватель пластинок, затем катушечный магнитофон, и первым человеком, кто на меня повлиял, был Владимир Высоцкий. Его творчество я выучил практически все наизусть. А потом появился русский рок - «Машина времени», «Воскресение», «Аквариум». Затем пошла вторая волна русского рока, и в какой-то момент мы к ней присоединились».

С русским роком Васильев не расстается вот уже 20 лет; и 20 декабря в СК «Олимпийский» группа представит публике свой двенадцатый по счету альбом - двойную пластинку со злободневным названием «Резонанс», где Саша своим фирменным пронизывающим до костей голосом романтично воспевает массовую депрессию и безысходность.

Васильев погружается в воспоминания о курьезных моментах молодости и со смаком рассказывает, как в свое время (тогда еще группа выступала под названием «Митра») они не прошли отбор в Ленинградский рок-клуб. «Это был 87 год, и там еще действовали дурацкие советские правила - нужно было сыграть отчетный концерт, который смотрело какое-то жюри и принимало решение о принятии. На тот момент мы были чересчур молодой, неподготовленной и просто сырой группой. Но мы все же пришли, что-то отыграли, жюри скривилось».

Председателем жюри рок-клуба в то время выступал поэт и сооснователь группы «Аквариум» Анатолий Гуницкий. «Естественно, он нас даже не запомнил, но потом, когда спустя много лет я рассказал ему эту историю, он был в шоке, - Васильев начинает довольно размахивать руками, - «И это я не принял тебя?» «Да, Анатолий, да!» И мы оба были в восторге. Это очень приятно, когда минусы прошлого превращаются вот в такие громадные плюсы».

Трансформации минусов в плюсы на этом не закончатся - на запись первых альбомов Саше придется копить, подрабатывая на кондитерских фабриках и занимаясь монтажом театральных сцен, но уже в августе 1998-го «Сплин» будет выступать перед многотысячной аудиторией «Лужников» на разогреве у .

Сегодня «Сплин» способны заполнять стадионы самостоятельно, а вне сцены Васильев занимает себя изучением дискографии Тома Йорка, играет в покер и футбол (состоит в любительской команде), и почти никогда не расстается с мобильными гаджетами. «Интернет - это величие человеческой мысли», - заявляет он. - Это волшебство - мы умеем передавать сигналы без проводов, мы видим друг друга на огромном расстоянии через наши девайсы; таким образом, связь между нами никогда не прерывается».

«Каждый день мы получаем уйму советов от природы, от интернета, - Саша продолжает свой философский монолог о современной реальности, - главное - правильно ими воспользоваться. Есть такое чувство как интуиция, и если пытаться ее обмануть, то можно нажить серьезных проблем. Лучший советчик спрятан внутри нас. И чтобы его услышать, нужно просто немного расслабиться». Васильев еще несколько секунд будет пристально всматривается мне в глаза, затем быстро выйдет из образа, встанет и хладнокровно объявит: «Интервью окончено. Спасибо. Пока.»

Позже нам с фотографом все же удается уговорить его сделать пару эффектных снимков посреди блестящих электронных сосулек и гигантских металлических кристаллов, которые служат здесь частью новогоднего декора. Психоделический интерьер вкупе с яркими вспышками фотокамер явно влияют на ауру певца позитивно и вдохновляет продолжить общение. Перед тем, как покинуть помещение, он подходит ко мне и дружески хлопает по плечу на прощание: «Качайте альбомы, слушайте нашу музыку, ходите на концерты. И уходите с них счастливыми! Ведь на концерты люди ходят не за группой, и даже не за песней, а за здоровьем - когда они поют песни, они вдыхают больше воздуха, чем обычно, и таким образом выздоравливают».


О рок-музыке, футболе и алкоголе размышляет лидер группы «Сплин» Александр ВАСИЛЬЕВ.

ПЕСНИ «Звезда рок-н-ролла», «Орбит без сахара», «Новые люди», «Шато Марго» органично вписываются в любые радиоформаты.

Обозреватель «АиФ» Владимир ПОЛУПАНОВ в канун Нового года прогулялся с Васильевым по зимнему Санкт-Петербургу.

Свою прогулку мы начали с Невского проспекта. «Чем хорош Питер? - отвечает на вопрос Васильев. - Тем, что здесь, в отличие от Москвы, улицы не так ярко сверкают. Разве что на Невском. Вся эта иллюминация быстро надоедает, и хочется крикнуть: «Выключите это!» (Смеется.) В Москве негде гулять пешком, а в Питере свернул с Невского на канал Грибоедова или на Мойку - и тебе хорошо.

Питер всегда славился своей рок-музыкой. Почему?

Потому что рок-музыка - это сугубо западный жанр. Санкт-Петербург - самый «прозападный» город в нашей стране, поэтому все самые свежие темы, идеи с Запада первым делом попадали в нашу страну и приживались благодаря Питеру.

Сегодня рок как движение умер?

Не умер, а трансформировался. Жизнь изменилась.

На секунду притормаживаем у здания легендарного питерского рок-клуба на Рубинштейна, 13.

Не знаю, функционирует ли еще рок-клуб? - неуверенно говорит музыкант. - По-моему, там теперь какие-то детские кружки…

Почему даже очень известные наши рок-группы на концертах играют так нестройно? Словно они так и остались любителями, играющими по квартирам да подвалам.

У нас все находится в неразвитом состоянии. Чтобы группе научиться хорошо играть, нужно много репетировать и необходим большой бюджет. Ведь у нас как большинство рок-групп существует? Барабанщик работает сторожем, басист - компьютерщиком, гитарист - еще кем-то. По вечерам они кое-как репетируют, а потом едут на гастроли.
35 лет - возраст полного инфантилизма

ТЕБЕ не кажется, что наше с тобой поколение более инфантильное по сравнению с 20-летними?

35–36 лет - возраст полного инфантилизма. Тем более что наше детство и юность прошли в закрытой стране. А когда резко открылись засовы на дверях, мы бросились бежать в разные стороны. Три раза обогнули земной шар, а теперь вернулись домой, валяемся на диване и приходим в себя, пытаясь понять, кто мы теперь и где мы сейчас? Так что это нормально.

Как поэт, можешь ответить, кто мы и где?

Не знаю ответов просто потому, что не задаю себе таких вопросов. Страна у нас дикая, но веселая, с большими перспективами. Люди живут своей жизнью, приспособившись к изменившейся действительности. Как, собственно, всегда и было. Самое главное достижение - страна открыла границы, и почти все граждане стали свободными.
«Мы все больны футболом»

НАШ следующий маршрут - в сад «Спартак» (между проспектом Обуховской Обороны и береговой линией, в зоне моста), где Васильев в детстве играл за питерский футбольный клуб. По иронии судьбы через 15 лет его вновь позвали туда играть - в качестве любителя.

Как ты думаешь, по сравнению с западными ровесниками мы более ущемленные люди?

Ничего подобного. Почему?

Потому что мало духовных опор.

Мало духовных опор? Смешно. Например, футбольный клуб «Зенит». Весь Санкт-Петербург сплочен вокруг этой духовной опоры. Мужское население страны выплескивает на футболе весь свой негатив, разряжается. Именно поэтому футбол так популярен в мире. Я сам поигрываю в футбол.

Вновь Невский проспект. Кафе «Сайгон», о котором пел Гребенщиков («Детство прошло в «Сайгоне», я жил, никого не любя…»). Когда-то так называлось легендарное место, где собирались питерская богема, модные художники, поэты и рок-музыканты. Ныне «Сайгоном» названа провинциальная забегаловка, где можно выпить и закусить, но творческого духа нет.

Многие питерские рок-музыканты прошли через зарубежные наркологические клиники. Как у вас с этим в коллективе?

У нас нет денег на зарубежные клиники, поэтому никто не пьет.

И что, даже традиционной рюмочки коньяку перед концертом не бывает?

У меня - нет. Ребята могут слегка выпить перед концертом. Мне петь, поэтому я даже 50 грамм не позволяю. Кстати, мне тут как-то приятель рассказал, как надо правильно пить портвейн. Нужно выпить сразу два стакана: первый - залпом без закуски, второй - тоже залпом, но закусить яблочком. И потом упасть. У меня вся эта картина пронеслась перед глазами, и я решил на практике это не исследовать.

Накануне Нового года можешь что-нибудь пожелать читателям «АиФ»?

Живите с улыбкой, идите по жизни легко, и все будет хорошо. С Новым годом!