Мастер и маргарита где жил. «Мастер и Маргарита»

Евгений Марушевский

фрилансер, постоянно путешествует по миру

Москва - это не только небоскребы в центре города, претенциозные рестораны и люди, быстрым шагом снующие по улицам. Побывать в столице России и не пройтись по местам из романа «Мастер и Маргарита» - большое упущение. Но где же находятся эти булгаковские места в Москве?

Первым делом необходимо посетить дом самого Булгакова. Туда же он поселил Воланда. Апартаменты находятся на Большой садовой, 10. Метро Маяковская. Пресненский район, 6 подъезд, 4 этаж, квартира 50.

В этом доме Булгаков жил со своей первой женой. Атмосфера московской коммунальной квартиры оставила в душе писателя тяжелый отпечаток (это можно наблюдать из рассказа «Самогонное озеро»).

Атмосфера этого место прослеживается с самого входа в здание: стены на всех этажах покрыты цитатами из романа и изображениями героев: Кот Бегемот, Воланд, Маргарита. Стены белили, но надписи не трогали.

Время работы дома-музея Булгакова: 15:00-21:00 . Вход свободный.

В самом музее есть гипсовые скульптуры Коровьева и Азазелло, которые встречают вас уже на входе. В этой же квартире проходил «бал у сатаны».

Идея написать фрагмент «бал у сатаны» возникла в голове Булгакова после посещения американского посольства в Москве, куда его пригласили вместе с другими литераторами, политиками и военными.




Здесь происходит знакомство героев романа с дьяволом, прибывшим в Москву, и его странный спор о существовании дьявола и бога. Берлиоз и бездомный признаются Воланду, что они давно перестали верить сказкам о последнем.

Сейчас в этом месте находится один пруд, но название закрепилось с девятнадцатого века, когда водоемов было три.

На аллее Патриарших стоит необычный круглый указатель. На нем изображены Берлиоз, Воланд и Кот Бегемот, а внизу надпись «запрещено разговаривать с незнакомцами.

Знаменитую скамейку для съемок фильма пришлось передвигать, чтобы герои сидели спинами к пруду.




Помните момент, когда Берлиоза задавил трамвай? Это произошло на перекрестке Малой Бронной с Ермолаевским, недалеко от дома Булгакова. Рядом находится аллея Патриарших. Встретить здесь женщину, несущую масло - не к добру. Особенно, если ее зовут Аннушка.




Погоня Ивана за Воландом происходила с перекрестка до Арбатской площади, которая по праву считается дверью московских тайн.




В доме № 9 на Мансуровском переулке находился подвал Мастера, где он уединялся для работы над романом о Понтии Пилате. Раньше в здании жили Топлениновы. Помещение в подвале они сдавали драматургу Ермолинскому, товарищу Булгакову. Поэтому писатель был частым гостем на Мансуровском переулке. В комнате друга Михаил Афанасьевич работал над романом и зачитывал главы из него. Дом признан субъектом культурного наследия. Этому свидетельствует специальная табличка.




Вблизи подвала расположен прекрасный особняк с выходом в сад, где проживала Маргарита Николаевна с мужем. На последних страницах романа туда приходит Иван Николаевич. Он пересекает нефтелавку, поворачивает покосившемуся газовому фонарю и подкрадывается к решетке. За ней виден пышный сад и готический особняк, в котором Маргарита попрощалась с прежней жизнью и окунулась в захватывающий полет. Находится дом по Адресу улица Танеева, 12.

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх в саду прекрасного особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место. Всякий может убедиться, если направится в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел еще до сих пор.




От дома Грибоедова поднимайся к Пушкинской площади, сворачивай направо и иди к Тверской. Первый переулок - Большой Гнездниковский. Там впервые встретились Мастер и Маргарита.

В этом переулке Булгаков познакомился со своей третьей женой, которая стала прототипом Маргариты. Дом № 10, где они позднее поселились, в том время был первой московской высоткой.

Сейчас в переулке расположена учебная сцена ГИТИСа.




В конце переулка внимание Маргариты привлекала новая пятиэтажка. Девушка подлетела ближе и увидела фасад дома, выложенный черным мрамором, широкие двери и золотую надпись «Дом Драмлита». Это здание было построены в 1930 году для деятелей искусства. Здесь, в квартире № 84, Маргарита начала свой погром.




Здесь заседал МАССОЛИТ, которым руководил Берлиоз. В 1930-х годах организация пародировала литературные и драматические союзы, созданные для поддержки постулатов коммунистической идеологии в искусстве.




В театре Варьете прозвучали знаменитые слова Воланда:

Квартирный вопрос только испортил их (москвичей).

Сейчас это здание - театр сатиры.




Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Это недалеко от дома на Спасской. Смоленский рынок занимал большую часть перекрестка Арбата и Садового кольца. Вместо здания «Торгсин» со страниц роман здесь располагается гастроном.




Каменная терраса - красивейшее здание Москвы. Ему более полутораста лет. Здесь находились Воланд и Азазелло. Гипсовая балюстрада закрывала героев от лишних взглядов прохожих. Привычных современному жителю высотных зданий до войны не существовало, но дом Пашковых расположен на возвышенном месте с хорошим обзором.




Свое путешествие герои романа заканчивают на Ленинских Воробьевых горах. От пронзительного свиста Фагота с корнем выдернулся дуб, по земле прошли трещины, вода вскипела и перекинулась на соседний берег. Мастер прощался с Москвой, оглядывая в последний раз родные окрестности.

Здесь лучше всего и завершить пешую экскурсию по булгаковским местам в Москве.




Экскурсии

Лучший способ посетить все популярные булгаковские места за один день - записаться на экскурсию.

Экскурсия на трамвае

Чтобы полностью прочувствовать атмосферу первой половины XX века, можно отправиться на . В рамках этой экскурсии вы посетите все популярные места из «Мастера и Маргариты» и многое узнаете о жизни в Москве в тот период.

Цена - 815 рублей с человека.

Продолжительность - 1,5 часа.

Пешая экскурсия

Если хочется пройтись пешком, есть и .

Цена - 500 рублей с человека.
Студентам и пенсионерам - 400 рублей.
Школьникам и детям - 300 рублей.

Продолжительность - 2 часа.

Экскурсия для группы

Если хотите пойти всей семьей или с компанией друзей, то лучший вариант - . Посторонних людей не будет - только вы и экскурсовод.

Цена с группы - 5 000 руб. Если вас больше восьми человек, то получится дешевле.

Продолжительность - 2,5 часа.

В Москве много знаковых мест. Есть среди них и такие, где обязательно стоит побывать поклонникам творчества Михаила Булгакова и его мистического романа «Мастер и Маргарита». Там мечтают о будущем, пытаются найти фактические сходства с событиями романа и загадывают желания, которые, как утверждают, всегда исполняются.

1. Нехорошая квартира

Адрес: г. Москва, дом №10, квартира №50


Прообразом Нехорошей квартиры из романа «Мастер и Маргарита» стала квартира, в которой сам Булгаков жил в период с 1921 по 1934 год. 302-бис – вымышленный номер. Как признавался сам писатель, таким образом он зашифровал номер 10 здания-прототипа, используя формулу 10=(3+2)х2. Этот фантастически большой должен был подчеркнуть, что всё происходящее – чистой воды вымысел.



Сегодня в подъезде Нехорошей квартиры почитали одного из самых таинственных романов Булгакова оставляют надписи, пожелания и рисунки, которые покрывают ровным слоем стены на всех этажах. Считается, что написанное здесь пожелание обязательно исполнится. А ещё сюда часто заходят все те, кто мечтает о вечной любви.

2. Дом Мастера

Адрес: г. Москва, Мансуровский пер., 9


По воспоминаниям современников, дом №9 в Мансуровском переулке некогда принадлежал актёру Малого театра С. Топленинову, к которому Булгаков часто захаживал в гости. Топленинову писатель одному из первых дал прочиать свой роман. Тут был изумлён: «Так это ты наш подвал описал?».

"– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени ".


Сложно в это поверить, но даже с приходом власти Советов это скромный домик в центре Москвы оставался чьей-то частной собственностью.

3. Варьете

Адрес: г. Москва, Триумфальная пл., 2


Прототипом Театра Варьете, в котором происходила одна из мистических сцен романа, стал существовавший в 1926 – 1936 годах Московский мюзик-холл. Располагался он неподалёку от Нехорошей квартиры. До 1926 года в здании располагался цирк Никитиных. Сейчас здесь находится Московский театр сатиры


Адрес: г. Москва, Тверской бульвар, 25


В романе «Мастер и Маргарита» запечатлён Дом Герцена. В нём в 1920-е размещался целый ряд литературных организаций, среди которых были РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), которая и стала прототипом МАССОЛИТа. Расшифровка этой аббревиатуры в романе не даётся, но вполне возможно, что по аналогии с существовавшим в то время объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы) МАССОЛИТ – это Мастерская социалистической литературы.

Адрес: г. Москва

По сюжету романа, именно на Патриарших прудах Берлиоза накрыл трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (...) и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза».

Правда, в романе есть одна существенная неточность. Если верить транспортным схемам 1920-х, никаких трамвайных путей с Патриаршими рядом не было.

6. Дом Драмлита

Адрес: г. Москва, ул. Вахтангова, дом №6


В конце переулка «ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита"».

В конце переулка "ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита ".

Дом номер 6 на улице Вахтангова, правда, не 8-этажный, а его фасад чёрным мрамором не блещет. Но, тем не менее, именно это здание построили в 1930-х для советских деятелей искусства. Существует, правда, ещё один дом, являющийся точной копией булгаковского. Его фасад действительно отделан полированным чёрным камнем, а квартира №84, из которой Маргарита и начала погром, находится в 8-этажном крыле. Совпадает даже расположение других квартир, а самое главное – этот дом действительно писательский.

Один из самых популярных романов 20 века - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован. Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве. Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» - известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный. Шли они из дома литераторов - МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой. Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место - «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10. Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен. Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира .

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять. Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей - «Булгаковский дом» со своим театром , экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.

Театр Варьете

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века. Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными . Отсюда - фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр. Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось - единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) - купол на здании Театра Сатиры.

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве. Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами - здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Переулок Мастера и Маргариты

Особняк Маргариты на Спиридоновке

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата . По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов.

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле , как и в романе. Сегодня в этом особняке - Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому. И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома - потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия , и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Невероятно, но дом, где жил булгаковский Мастер, цел до сих пор, и резко выделяется на фоне ближайших каменных домов. Он находится под номером девять в Мансуровском переулке.

Когда-то в этом дом жили друзья Булгакова: драматург Сергей Ермолинский и художник Сергей Топленинов. Ермолинский занимал весь первый этаж особняка, а подвальчик же, тот самый, в котором жил Мастер, занимал Топленинов. Булгаков частенько захаживал к ним в гости.

Куда может вести эта дверь в стене рядом, мне неведомо. Её размеры таковы, что моя крохотная половинка, сидя рядом, всё равно выше её.

Во двор не войти, железные ворота заперты (да оно и немудрено, учитывая количество поклонников Булгакова).

Но я как-то засунул объектив в щель и сфотографировал окно в подвальчик, в который Маргарита стучалась носком туфли.

Интересно было бы узнать, что сейчас в этом подвальчике.

Что ж, поехали искать дом Маргариты. Многие исследователи полагают, что это был особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, д. 17 (сейчас тут Министерство иностранных дел). Савва Морозов был влюблён в актрису Марию Андрееву, один из прототипов Маргариты, но известному промышленнику и меценату она предпочла писателя Максима Горького.

Второй претендент - Малый Ржевский переулок, д. 9, на пересечении с Хлебным Это дом архитектора Соловьёва. До замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская.

Ещё есть мнение, что Маргарита жила на Остоженке д. 21, в доме Кекушева (сейчас здесь посольство Египта). Дочь Льва Кекушева, Мария, стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова, друга М.Булгакова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера - в Мансуровском переулке, то есть совсем рядом.

Есть ещё кандидаты на дом Маргариты, например, Малый Власьевский переулок, д.9. Месторасположение переулка идеально подходит под описание, данное в романе. Кроме того, третья жена писателя Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала этот дом в Малом Власьевском.

Почитатели «Мастера и Маргариты» устремились к дому № 9 этого переулка и, не обнаружив ни малейшего сходства, нашли его в соседнем доме № 12.

Но этот дом одноэтажный, и из него было бы не удобно вылетать на индивидуальном транспортном средстве. Кстати, домработница Наташа это певица Наташа Королёва.

Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат, на Большой Николопесковский переулок. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.

"Её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз, и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»."

Ещё один кандидат на дом Драмлита - доходный дом купца Филатова на Арбате, называемый также «Дом с рыцарями». Есть версия, что статуям рыцарей на этом доме Булгаков обязан идеей сделать Коровьева рыцарем.

"Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот."

Последние похождения Коровьева и Бегемота в магазине "Торгсин" происходят явно в бывшем Смоленском гастрономе, по адресу Арбат, д.54. Слово "торгсин" - это сокращение от словосочетания " торговля с иностранцами". Позже эти магазины стали называть "Берёзка".

Дом, в котором происходили основные события романа выглядит вот так. У Булгакова он расположен по адресу Садовая 302-бис, ныне - Большая Садовая, д.10.

Сейчас здесь находятся два музея - "Булгаковский дом" на первом этаже и "Нехорошая квартира" на четвёртом. Но по ним будут отдельные две темы.

Ну и последнее, это то самое место, где сидели Воланд и Азазелло, любуясь Москвой, перед своим отбытием. Это знаменитый Дом Пашкова на Моховой / Воздвиженке.

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами."

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.

Действие бессмертного Булгаковского романа четко привязано к местам, в описаниях которых писатель очень конкретен, и поэтому специалистам удалось определить большинство из них, которые я и связала в единую экскурсию. Это вторая ее версия, объединившая многочисленные посты с фрагментами большого маршрута. Возможно вы пройдете маршрут целиком, возможно что-то пропустите или довольствуетесь каким-то участком - выбор за вами.
Составляя маршрут, я стремилась, чтобы он примерно соответствовал сюжету романа: начать там, где он начинался, кончить тоже. К сожалению, тогда пришлось бы много возвращаться, поэтому получившийся вариант— компромисс между сюжетом и географией Московских улиц. Большинство фотографий сделаны в начале мая, в предпасхальную неделю, то есть, в то же время, что и в романе. Город правда не был в этом году в хорошо знакомом нам состоянии, когда "солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо", но весна была ранней и буйной, так что состояние души и погоды примерно соответствовало тому самому, нужному.
Но хватит предисловий. "За мной, читатель!"
Основная траектория: Метро Маяковская — Б.Садовая ул. — сад Аквариум (здесь было Варьете) — Б.Садовая, д.10 (во дворе — нехорошая квартира и музей Булгакова) — Ермолаевский пер. — Патриаршие пруды (без комментариев) — Б.Патриарший пер. — Спиридоновка (путь погони Бездомного за Воландом и его свитой, д.17 — один из кандидатов на дом Маргариты) — площадь Никитских ворот — по Тверскому бульвару до дома 25 (Массолит) и обратно - Тверская улица - Большой Гнездниковский переулок (здесь встретились Мастер и Маргарита) - вернуться к площади Никитских ворот (можно это ответвление пропустить) — Б.Никитская ул. — Ножовый пер. — Малый Ржевский пер., д.6 (лучший на мой вкус кандидат на дом Маргариты) — Б.Ржевский пер. — ул. М.Молчановка (двор дома 10 — 3 скульптуры Рукавишникова к памятнику героям романа) — перейти Новый Арбат — Арбатский пер. — Арбат — Свернуть в Б.Николопесковский пер. (здесь летала Маргарита и громила Дом Драмлита) — Арбат, 54 (Торгсин) — Денежный пер. — М.Левшинский пер. — Мансуровский пер, д.9 (дом Мастера и наверное примерно этим же путем ходила к нему Маргарита — а может и соседними переулками) — Остоженка, д.21 (самый красивый кандидат на дом Маргариты) — 1-й Зачатьевский переулок, д.13 (здесь Бездомный искал Воланда, это мое личное отнесение, в отличие от прочих, найденных в разных источниках) — Пречистенская набережная (здесь купался Бездомный) — дойти до метро Кропоткинская, доехать до станции Воробьевы горы и подняться по канатной дороге к обзорной площадки — вид на Москву с Воробьевых гор (Прощайте!), либо (более короткий вариант) вид на Москву с Патриаршего моста

Начинаем от станции метро "Маяковская" (угол Тверской и Б.Садовой улицы). Наш первый объект по Б.Садовой — сад "Аквариум" здесь находилось Варьете и расправлялась с Варенухой свита Воланда ( .

Следующий адрес — знаменитая "нехорошая квартира" (Б.Садовая, д.10, пройти совсем немного по Б.Садовой и свернуть во двор по указателю).
Не зря именно там стремился поселиться Воланд — от Варьете рукой подать. Классический Московский колодцеобразный двор. Почти сразу взгляд падает на скульптуру Коровьева с Бегемотом другие Булгаковские атрибуты, оформляющие вход в Культурный центр «Булгаковский дом» .

Тем не менее, Воланд жил не здесь, а в квартире, которая находится в следующем подъезде на четвертом этаже. Ведет туда лестница, которая сама по себе является культурным феноменом. Вот мои первые впечатления оттуда.
"...В этом подъезде побывать нужно. Уже забытый колодец старых московских лестниц исписан плотными слоями. Здесь и Цой, и Диана Арбенина и классические надписи по типу "здесь был Вася" и "Боги, боги, как грустна наша жизнь" и стихи (по-видимому собственные) и черный котище, нарисованный на окне. В общем, четыре этажа мы пробираемся между "говорящими стенами", насыщенными духом того, что народ хотел сказать перед лицом героев романа. Последний штрих — бомж, спящий посередине последнего лестничного пролета."

Лестница периодически закрашивается, а потом изрисовывается снова. А в квартире находится Государственный музей Булгакова

Дальше мы возвращаемся к началу романа и направляемся на Патриаршие пруды, которые совсем рядом.
Ну что сказать про Патриаршие? Наверное все уже сказал Булгаков. Можно просто пройтись и попытаться представить, где же стояла та самая лавочка, где рассказывал о Понтии Пилате Воланд, и где со стороны Бронной был тот самый турникет, около которого Аннушка пролила масло.

Обходим пруд и по БольшомуПатриаршему переулку выходим на Спиридоновку. Здесь, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки".

Здесь обращаем внимание на дом 17 — особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель) - первый на нашем пути "кандидат" на дом Маргариты. Вообще что-то странное творится с домом Маргариты: ни один из вариантов не подходит полностью, а ведь именно про него Булгаков писал: "Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк цел еще до сих пор". Многочисленность "кандидатов" на дом Маргариты и недостатки каждого из них заставляют думать, что возможно до наших дней он не уцелел. Тем не менее, каждый из "кандидатов" по своему интересен и красив.

С сюжетом романа косвенно пересекается и Особняк Рябушинских в начале Спиридоновки , он же - музей М.Горького. Сюда поучительно заглянуть непосредственно после музея Булгакова, чтобы сравнить условия жизни советских писателей.

Спиридоновка приводит нас к площади Никитских ворот. Дальше пути Воланда и его спутников разделились, соответственно разветвляются и возможные маршруты. Можно пройти по Большой Никитской к Александровскому саду (именно так, судя по тексту, Бездомный гнался за Воландом), где беседовал с Маргаритой Азазелло, и вернуться на Арбатскую площадь по Знаменке, кинув взгляд на стоящее на углу Моховой и Знаменки здание дома Пашкова, "одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад", на каменной террасе на крыше которого в последних главах романа наблюдал за сгущающейся грозой Воланд и куда приходил к нему Левий Матфей. Можно от Никитской площади пройти по Никитскому бульвару до Арбатской площади (туда уехал на трамвае Коровьев). Но наш маршрут сделает небольшое ответвление и пойдет по другому бульвару - Тверскому (возможно именно так поехал на подножке трамвая Бегемот).
Доходим до дома 25: "старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой".

Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ. Кстати, еще одна возможность приблизиться к МАССОЛИТовскому духу — поообедать в знаменитом дубовом зале ресторана современного Дома Литераторов — ЦДЛ, Б.Никитская, д.53 — куда, сколько знаю, сейчас пускают всех желающих.
От Тверского бульвара выходим на Тверскую, проходим по ней совсем немного и сворачиваем в Большой Гнездниковский переулок. Именно здесь состоялась встреча Мастера и Маргариты (помните: "Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно"). И мы пройдем этот путь по искривляющемуся переулку.

Вернувшись к площади Никитских ворот, продолжаем маршрут, повторяя путь Бездомного в эпилоге — по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 — именно здесь находится самый подходящий (на мой субъективный взгляд) "кандидат" на дом Маргариты ( .

Жаль, что появившаяся много после Булгакова "вставная челюсть" Нового Арбата уже не дает возможности проследить путь полета Маргариты. Поэтому хочется по возможности быстрее миновать его, как досадное препятствие на Булгаковском маршруте. Однако на подступах к Новому Арбату есть еще один объект, заслуживающий внимания. "На задворках" магазина Дом Книги на Новом Арбате (двор дома №10 по ул. Малая Молчановка) находятся скульптуры - работы Александра Рукавишникова, фрагменты несостоявшегося памятника Булгакову и героям его романа (см. также верхнее фото)

Дальше пересекаем Новый Арбат по подземному переходу около Дома Книги и выходим на Арбат. Арбат сегодня отлакирован и набит питательно-развлекательными заведениями, мало что роднит его с тем Арбатом, где "под Маргаритой плыли крыши автобусов, троллейбусов и легковых машин". Одннако мы пройдем его почти весь, потому что стоит свернуть в Большой Николопесковский переулок. Именно здесь летала Маргарита и здесь в Доме Драмлита она громила квартиру Латунского.

Правда по данным литературоведов, сама "роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома" перенесена фантазией Булгакова из Лаврушинского переулка (д.17 , р-н метро Третьяковская).
А в доме 54 по Арбату находился Торгсин, где состоялись последние московские похождения Коровьева и Бегемота.

Дальнейший маршрут строго не фиксирован, потому что выйти с Арбата на Пречистенку можно разными путями. Арбатские переулки неплохо сохранились, можно поплутать по ним, пытаясь представить себе пути погони Бездомного за Воландом (мы опять к нему возвращаемся) и пути других булгаковских героев. Выйдя на Пречистенку, нужно перейти ее и по Мансуровскому переулку выйти к одному из самых интересных мест на маршруте. Дом 9 — дом Мастера, те самые "две комнаты в подвале маленького домика в садике" ( .

По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до дома 21. Это последний и на мой вкус самый подходящий по архитектуре "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивый дом действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту.

Дальше стоит пройти до конца путь погони Бездомного и найти дом 13 в переулке, описанном, как "унылый, гадкий и скупо освещенный", где в квартире 47 тот пытался найти Воланда. Из всех оставшихся на сегодня тринадцатых домов в переулках, ведущих к Москве-реке, наиболее подходящим мне показался дом в 1-м Зачатьевском переулке, построенный в 20-е годы 20 века.

Переулком можно выйти к реке, где купался Бездомный. Спуска к воде сейчас нет, но сама река и вид на фабрику Красный Октябрь почти такие же, как в те времена.
Если еще остался энтузиазм, можно закончить прогулку там же, где прощаются с Москвой ее герои: дойти до метро Кропоткинская, доехать до Воробьевых гор и подняться на канатке на обзорную площадку.
Здесь, на Воробьевых горах, прощались с городом Воланд со свитой и Мастер с Маргаритой и издавал свой свист Коровьев. Вы, как и они, увидите "пряничные башни Девичьего (Новодевичьего) монастыря".

Гляньте и вы на город, приобретший со времен Булгакова уже совсем иной облик, где за современными зданиями скрыты те улицы и переулки, по которым ходили наши герои.
Если у вас уже нет сил или времени добираться до Воробьевых гор, можно попрощаться с Москвой с Патриаршего моста. Правда его не было во времена Булгакова, но глядя на кремлевские стены, на исезнувший и возродившийся в новом обличье Храм Христа Спасителя, на разнокалиберные дома и спокойную реку - глядя на все это, так и хочется сказать словами Воланда: "Какой интересный город, не правда ли?"

Нерешенной для меня загадкой остается местонахождение психиатрической больницы, где лежал Бездомный — "знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки" — неизвестно. Слыхала, что называли "кандидата" в Химках, но подробностей не знаю. Также по своему статусу подходит больница им.Ганнушкина в Сокольниках, на берегу Яузы, она же — научно-исследовательский Институт психиатрии. Однако это во времена Булгакова было далеко не "под Москвой".