Проявление патриотических. Развитие патриотизма на уроках истории

Постоянно поднимает в своих материалах темы Русской цивилизации и патриотизма. Родом Евгений Чернышев из Донецка, что еще раз доказывает, что Русский мир значительно шире государственных границ Российской Федерации.

Сегодня я хотел представить вам, уважаемые читатели, ещё одного автора из Донецка, написавшего отличный материал.

Как рассказать вам о реках России.
Как рассказать вам о русской земле.
Как объяснишь, что одни мы такие.
Как рассказать вам о русской душе.

Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»

Два государственных переворота: в 1917-м и 1991-м годах раскололи Россию на множество «суверенных» осколков. Географический и экономический распад сопровождался «распадом» идеологическим: при попустительстве и даже прямом содействии многих государственных деятелей СССР и СНГ, Западная Цивилизация навязала Русской Цивилизации чуждую ей либеральную идеологию, по сути, заставив наши народы отказаться от национальных корней. Всё это сделало нас слабыми и зависимыми от более сильного противника.

Сейчас ведётся много разговоров о путях и механизмах возрождения Великой России. Отметим две крайности в этих разговорах. Первая крайность: уход в чисто материальную сторону жизни – в экономику, в финансы, в механизмы повышения материального благосостояния. Другая крайность: уход в идеологию (религию), господствующую в те или иные периоды жизни нации: язычество, православие, монархия, коммунизм и пр. Первая крайность не учитывает духовной составляющей жизни целой цивилизации, а потому полностью бесперспективна. Вторая крайность не позволяет патриотам России единиться под одни знамёна и выступить одним фронтом.

Можем ли мы из этой пёстрой многоголосицы вычленить главное – то, что было бы понятно каждому представителю Русской Цивилизации и мобилизовало бы его силы для борьбы за экономический и идеологический суверенитет своей Родины? Можем. Речь пойдёт о патриотизме . Однако, имеет смысл вникнуть глубже в эту тему. Для чего постараемся ответить на пять вопросов: что такое патриотизм; что мешает патриотизму; что способствует патриотизму; что даёт патриотизм, и каковы примеры патриотизма.

1.) Что такое патриотизм

1. Естественное чувство человека и богатство нации.

Мы исходим из того, что считаем нацию – необходимой и неизбежной формой жизни и развития каждого человека (по крайней мере – в обозримую историческую эпоху), а патриотизм есть неотъемлемая часть любой нации. Отнесёмся к патриотизму, как к объективно существующему богатству нации. Это такое же объективно существующее богатство, как население государства, его природные ресурсы, промышленный потенциал и т.д.

Для лучшего понимания вопроса применим следующую аналогию: нация – это семья; государство – это дом. Нормальная жизнь человека может происходить лишь в своей семье и в своем доме. Любовь в семье – любовь к Родине, забота о доме – забота о стране, развитие всех членов семьи – развитие нации как единого организма. Нация без патриотических скреп – это масса «беспризорников», лишённых семейной любви и собственного очага. Именно такой массой нас хотят видеть закулисные руководители Запада. Для чего? Для лёгкого порабощения. Беспризорника легче обмануть, ослабить, ограбить, уничтожить.

Очень важно очистить понятие патриотизма от всех искусственных идеологических включений, насколько это вообще возможно. Патриотом мы считаем того, кто чувствует себя частью нации, и потому является её естественным защитником – более никого. Но часто патриотом считают и защитника какой-либо идеологии, а это уже в наших глазах псевдопатриотизм. Хотя, признаем, отличить одно от другого бывает порой не легко.

Яркий тому пример – гражданская война в России начала 20 века. Кто были бо льшими патриотами: красные или белые? Вопрос далеко не однозначный. Кто больше любил русскую нацию? Кто больше тяготел к национальным корням? Кто в большей степени способствовал развитию нации?.. И до сих пор не стихают споры сторонников «красной» и «белой» России, выдвигаются весомые аргументы «за» и «против». Но спор этот может быть конструктивным только тогда, когда её участники поймут разницу между настоящим патриотизмом, и псевдопатриотизмом – между защитниками нации и защитниками той или иной идеологии. Задача не из лёгких, но без её решения нам будет не только трудно, но и невозможно возродить русскую нацию.

Для наглядности вспомним нашу аналогию с семьёй и домом. Настоящий патриотизм – это забота о состоянии дома: чтобы фундамент был прочным, стены крепкими, стёкла целыми, крыша без дыр и т.д. Форма дома, его стиль, внутренний интерьер – дело хоть и важное, но далеко не главное. И если на деле «красные» и «белые» пекутся лишь об интерьере государственного устройства, при этом массово уничтожая друг друга, то они уничтожают нацию, переходя в разряд антипатриотов.

Да, государственное устройство, основанное на тех или иных идеологических, философских, религиозных воззрениях, необходимый аспект жизни нации – по сути, это форма её существования. Эта форма может, как способствовать выявлению и развитию лучших сторон нации, так и наоборот, подавлять их, и в этом случае, разумеется, надо совершенствовать отжившую форму. Но в любом случае крайне опасно и безумно полностью разрушать дом, замечая в нём какие-либо отдельные недостатки, ибо это есть катастрофа нации. Что и произошло с Россией в 20-м столетии целых два раза.

2. «Естественная» идеология государства.

Мы сказали, что патриотизм должен исходить из естественного желания представителя нации её защищать, а не из навязанной кем-то идеологии. Но это не значит, что мы против всякой идеологии. Но будем различать идеологию, основанную на естественных законах существования и развития нации, и идеологию, основанную на неких отвлечённых философских схемах, утопических теорий, которые игнорируют законы развития нации и понуждают действовать вопреки этим законам. Конечно, это очень не тривиальная тема, но мы должны стремиться к выявлению принципиальных различий между идеологией, дающей возможность успешному развитию нации (государства), и идеологией, отнимающей у неё эту возможность.

Добавим, что такая «естественная» идеология государства во многом является консервативной. В каком смысле? В смысле, что она всегда придерживается национальных корней. Такому «здоровому» консерватизму нам надо учиться у обыкновенного дерева. Ответим: что позволяет дереву из сезона в сезон менять свою крону, выпускать свежий цвет, давать всё новые и новые плоды? Корень! Который питает и обновляет. Отрубите корень, и никакого обновления не будет. Вообще жизни не будет. Это закон жизни любого живого организма: только держась своего корня (исходя из него, не изменяя ему), ты сможешь расти. В этом смысл консерватизма, дающего жизнеспособную динамику. И совсем не зря русское слово, применяющееся в отношении истории народа — «древность» содержит корень «древо»...

Отрадно видеть, что в России такой здоровый консерватизм находит всё больший отклик среди интеллектуальной элиты. Совсем недавно, в сентябре 2012 г., был создан Изборский Клуб, где собираются интеллектуальные силы России и обсуждают вопросы возрождения Русского Мира именно в консервативном патриотическом ключе.

Теперь разберёмся, почему такая естественная вещь, как патриотизм, в России стал редким товаром? Ведь мысли о патриотизме должны приниматься человеком априори, на инстинктивном уровне, сердцем. Да, в здоровом обществе это так и есть, но мы с вами живём в больном обществе. Попробуем разобраться в причинах этой болезни.

2.) Что мешает патриотизму

1. Либеральная идеология.

Первой причины мы уже коснулись – наши «геополитические друзья» тратят огромные средства для промывания наших, заражённых ещё в советские времена мещанским духом, мозгов. Потому у нас так много людей настойчиво отвергают (или принижают) идеи патриотизма, упирая на другие идеи – либеральные. Но выясним подноготную этой идеологии.

Что такое либеральная идеология? Нам хотят её представить, как заботу о правах и свободах человека. Звучит красиво, но за этими красивыми словами скрывается их полная несостоятельность. Ведь как можно заботиться о свободе и правах человека, не заботясь о свободе и правах нации, частью которой является человек? Но о нациях либералы вообще молчат – будто их вовсе нет, или будто все нации пришли к такому согласию, что их уже можно не замечать. Надеюсь, что такое счастливое будущее действительно когда-нибудь наступит. Но откройте глаза, господа либералы! Непрерывающиеся кровавые, экономические и идеологические войны, за которыми стоят тысячи и миллионы человеческих жертв – это ли «согласие между нациями»?..

Поэтому внесём в этот вопрос максимальную ясность. Либерализм – это идеология тех, кто заинтересован «не замечать» очевидные разногласия и войны между главными геополитическими игроками. Либерализм – это идеология кучки сверхбогатых, форпост которых сегодня находится в США и Англии. Им мало грабить свои страны – им надо грабить весь мир. Либерализм – это бескровное вскрытие государственных границ. Это мирный захват чужих территорий. Любой патриот государства, борец за суверенитет своей страны, для западных сверхбагатеев – враг номер один, которого непременно надо уничтожить – либо идеологически, либо физически. Что они и осуществляют на протяжении многих лет.

За Западе: либерализм – это оружие внешнего врага против России.

В России: либерализм – это либо а) опасное заблуждение, либо б) патологическая неприязнь к своей нации, либо в) средство к существованию – на деньги внешних врагов России (второе не исключает третье).

Добавим: либеральная идея в своей основе антидуховна, потому что она не признает духовных корней нации, её духовной жизни, видя во всём только материальное. Либеральная идея направлена на удовлетворение желаний тела и ума, но не Духа. Либеральная идея – это отрава для Духа.

К слову сказать. В ранне-советский период доминировала идеология, в чём-то подобная либеральной – коммунистический интернационализм. В чём её подобие? В уничтожении понятия патриотизма, или, по крайней мере – вырывании из него национального контекста. В чём различие? Идеальное государство интернационалистов напоминает казарму, идеальное государство либералов напоминает стойло. Как говориться – что кому ближе… Ради справедливости отметим, что Сталин частично исправил этот опасный крен партии, и в Великую Отечественную войну люди воевали не за идеи коммунизма, а за свою родную землю…

2. Антидуховное научное мировоззрение.

Кроме заразы либерализма есть ещё одна, более глубокая причина низкого патриотизма в России (и не только в ней), о которой мало кто говорит. Дело в том, что патриотизм – категория духовная, а значит не рассматриваемая естественной наукой. Проследим связь между патриотизмом и наукой.

Многие специалисты заговорили о системном кризисе в современной науке. На мой взгляд, этот кризис обусловлен опорой науки на прогнивший фундамент грубо-материалистического мировоззрения. Начиная с 17 века, наука нам внушала одну мысль: природа, космос состоит исключительно из грубой материи. Вопросы же Духа наука не рассматривала, отдавая эту сферу религиозным или философским школам. Но общество наше всё же построено на постулатах не веры или философии, а научных знаний. Загляните в школьные учебники, и вы поймете, о чем я говорю. Всё наше образование, да и бо льшая часть культуры, пронизаны идеями научного материалистического мировоззрения. Поэтому и человека, и нацию, мы привыкли рассматривать с сугубо материалистических позиций. Когда же речь заходит о духовных и культурных явлениях и ценностях, мы вынуждены переходить со строгого и объективного языка науки на язык, полный субъективных понятий и категорий. Для наглядности один пример.

Не надо никому объяснять: чтобы человек мог жить, он должен развиваться физически и интеллектуально. Этому нас учит житейский опыт, этому нас учит материалистическая наука. Для нас это очевидная вещь. Но многие ли знают, в какой степени важно для жизни развитие и духовное? Да, об этом говорят священники и философы, но не естествоиспытатели. Поэтому этот вопрос в нашем «материалистическом» обществе легко затуманить, исказить, заговорить, либо вообще убрать с повестки дня. Трудно простому смертному доказать то, чего нет в школьных учебниках. А если и есть, то в весьма декларативном ключе, без опоры на знания объективных законов Природы и Космоса.

И совсем не случайно в постсоветских Конституциях России и Украины был вписан запрет на государственную идеологию, а значит и запрет на патриотизм – на то, что является ядром любой национальной идеологии, – и вот этот запрет люди массово стали замечать только сегодня – спустя 20 лет после их принятия! Хотя, заметим, в наших республиках живут далеко не глупые, высокообразованные люди.

Вот почему мы хотим говорить о патриотизме так же ясно, убедительно и доказательно, как ясно, убедительно и доказательно мы говорим о законах материальной Природы. Но для этого мы вынуждены оппонировать всей современной научной школе. Но иных вариантов нет, ибо мы вынуждены опираться на следующий научный постулат : человек и нация есть не только материя, но и Дух. Дух любого человека и любой нации есть объективная реальность, не зависящая ни от чьего субъективного взгляда, мнения, ни от чьей теории, идеологии. Верим, что данный постулат вскоре войдёт в головы ученых естествоиспытателей, а там – и в школьные учебники.

Как ни странно это звучит, но именно наука история может здорово помочь естествознанию перейти на новую – духовно-материалистическую научную парадигму. Об этом ниже.

3.) Что способствует патриотизму

1. Обновлённая наука история.

Как мы уже сказали, ученые историки могут помочь в преодолении кризиса научного мировоззрения. Почему? Потому что они, анализируя огромные исторические пласты, распутывая сложнейшие событийные узлы, создавая целостную картину взаимодействия наций, неизбежно приходят к выводу, что Дух нации есть понятие объективное, хоть и не материальное (т.е. – приходят к нашему постулату). Более того, это нематериальное во многих случаях является не каким-то второстепенным фактором поведения нации, которым можно пренебречь, но является ключом к пониманию этого поведения. И поэтому историк будет иметь все основания считать следующие рассуждения строго научными:

Каждое дерево имеет своё семя – код, каждое дерево имеет свой корень (материальный). Аналогично: каждая нация имеет своё семя – код, каждая нация имеет свой корень (духовный). Нация формируется столетиями и тысячелетиями, переходит через разные стадии взросления, но корень (код) остается неизменным, благодаря чему нация имеет свою индивидуальность и даёт свои особенные плоды. Конечно, как и любое дерево, нация когда-нибудь израсходует свой ресурс, быть может, дав поросли другим молодым нациям. Но она может и погибнуть раньше своего срока, под воздействием различных негативных факторов, не достигнув своей зрелости и не выполнив своих природных задач.

С этих же духовных естественнонаучных позиций историк может рассуждать далее. Что такое национальность? Это принадлежность индивида к определенному национальному дереву. Каждый лист на дереве имеет важную цель – выживание дерева – ведь если сгинет дерево, сгинет и лист. Так и представитель нации «обречён» заботиться не только о своем личном благополучии, но и о благополучии всей нации. Иными словами, национальность – это обязанность человека по поддержанию жизнеспособности своей нации. Поэтому его персональная свобода должна ограничиваться рамками его национальных обязанностей. (Отметим здесь кривую, и даже горькую ухмылку либерала…)

Теперь, глядя на науку историю в этом новом научном ключе, мы можем сказать: история – это не просто изложение исторических фактов, и даже не связка этих фактов в единую логическую цепь, а исследование жизни древа нации – его рост, «урожайность», влияние на него друзей и недругов, его здоровье и болезни. И тогда наука может строго доказать, что самые худшие, постыдные страницы истории государства приходились именно на те периоды, когда нация, под действием тех или иных сил, отрывалась от своих корней, изменяла своему коду.

Конечно же, историю будет лучше знать (понимать) тот человек, который принадлежит этой нации, вырос на родных землях, впитал родную культуру, стал осознанной единицей своего народа, т.е. – патриотом.

Историк новой формации должен апеллировать не только к уму человека, но к его Духу, пробуждая в нём патриотические чувства. Он должен излагать так исторические реалии, что бы его слушатели не просто их «знали», но их сопереживали . Сопереживали все ответственные моменты своего прошлого – начиная с самых изначальных периодов. Тогда мы и будем развивающейся, сильной нацией. Это как человек – ведь он не просто «знает» свою биографию, а переживает её, и лишь благодаря этому растёт, набирается опыта, торит свой неповторимый индивидуальный путь. Ни один период нашей русской (славянской) истории, начиная с древнейших ведических времён, не должен быть упущен, и все периоды должны быть пронизаны одним скрепляющим стержнем – стержнем русского Духа. Когда изменяли ему – слабели, когда следовали ему – крепли. Увидит человек целостную картину, прочувствует её, проникнется красотой и мощью русского Духа, тогда и воспрянет наша нация. И никаких «измов», а тем более – чуждых культур, ей уже не навяжут.

Естественный вывод из сказанного: история своей нации – это пища Духа , Духа каждого человека. Поэтому хороший историк – это всегда в огромной степени духовный наставник.

2. Русский язык, ораторство, искусство, институты государственной власти.

В нашем духовно-материальном ключе можно коснуться ещё одной научной дисциплины, непосредственно связанной с темой патриотизма – языкознания. Специалист русского языка должен чувствовать его духовную силу, его сакральный смысл – и передавать эти знания людям. Нужно прививать любовь к русскому языку. Язык – один из самых важных носителей культурного кода нации, а потому оберегать его нужно пуще любых других культурных и материальных завоеваний. Почему мы должны оберегать национальные природные заповедники, архитектурные памятники, предметы высокого искусства, а язык – не должны? Должны! Но что мы видим? На телевидении, по радио, в Интернете, в общественных местах – это национальное богатство мы не только не защищаем, а уничтожаем на корню! При этом мы запрещаем курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, но продолжаем издеваться над родным языком на всех общественных этажах. Поэтому нужны законы, защищающие важнейшее национальное наследие – русский язык. Здоровье нации, её духовно-материальная крепость зависят не только от того, пьет или курит человек, а от того, как он относится к своему родному языку, как им владеет.

Живая, яркая, глубокая, образная речь, идущая от сердца – такая речь сейчас очень востребована. Ведь за 20 лет «независимости» масс-медиа нас отучили от человеческого языка и привили нам птичий язык – чириканье – язык примитивных эмоциональных и мыслительных штампов. Сегодня пришла пора Русского Языка, в котором каждое слово (не иностранного происхождения) имеет свой глубинный природный смысл. Сам по себе Русский Язык является не только кладезем русской культуры, но грозным оружием против пустобрёхов, глупцов, пошляков, лицемеров, лжецов и всех прочих явных и тайных, осознанных и неосознанных врагов Русской Цивилизации. Специфика момента такова, что главные бои сегодня ведутся в информационном и идеологическом поле, а наиболее яркие схватки с нашими противниками происходят в живых беседах и диалогах. Вот почему нам так нужны национальные ораторы, пекущиеся о нации, а не расплодившиеся сегодня «безродные» шоумены, заботящиеся только о своём имидже.

Мысль об искусстве. Всё искусство, также как и история, и языкознание, должно быть пропитано национальным духом и патриотизмом. А для этого необходимо укрепление и развитие экспертных сообществ, которые бы давали профессиональную оценку тем или иным культурным (или антикультурным) явлениям и таким образом влияли бы на развитие русской нации, защищали бы её. Такие сообщества куда важнее так называемых «обществ по защите прав человека», которые по факту давно уже уничтожают русскую государственность, а значит и уничтожают тех людей, за которых на словах они так радеют. Такие экспертные сообщества заменили бы «рейтинговые компании» (зарубежные и отечественные), которые на поверку уничтожают нашу культуру, сея в головах людей пошлость, серость, озлобленность, равнодушие.

Напрашивается параллель с искусством советского периода, когда государство было кровно заинтересовано в развитии тех его направлений, где затрагивалась тема любви к Родине – в самых различных её жизненных проявлениях. И это, несомненно, давало свои весомые результаты. Особенно в сталинский период: восстановление страны после Первой мировой и гражданской войн, лихолетье ВОВ, и вновь восстановление и подъём государства. Сейчас ситуация также критическая – ни у кого не должно оставаться сомнений по поводу агрессивных планов Запада по дальнейшему расчленению Русского Мира, развязыванию локальных кровавых войн, захват наших природных и людских богатств.

Поэтому совершенно очевидно: все государственные институты, во главе с Руководителем страны, обязаны тщательно следить за сохранением патриотического духа населения и держать его на должном уровне. Низкий уровень патриотизма – это тревожный сигнал руководству страны, дающий ему право на экстренные меры в сфере идеологии и воспитания населения.

4.) Что даёт патриотизм

1. Духовный рост человека, нации.

Наши рассуждения ведут дальше: патриотизм – это признак здоровья Духа человека. Отсутствие оного – это признак болезни Духа. Поэтому, на мой взгляд, за лавинообразным национальным прозрением русского народа будет происходить не менее стремительное его духовно-нравственное прозрение. Патриотизм, жертвенность ради Отчизны – очень благодатная почва для взращивания Духа.

Сейчас многие люди на постсоветском пространстве увлекаются разными духовными практиками, частенько заимствованными либо с Востока (древние), либо с Запада (современные), не понимая, что самая сильная «практика» — это очищение своей русской души от всего ей не свойственного. Эта мысль у меня получила следующую форму:

Русская Душа любит:

Не богатство, а Лад,

Не власть, а Справедливость,

Не вседозволенность, а Служение Родине,

Не телесные утехи, а Песню Любви.

И что же случилось?

Иноземные супостаты вторглись в святая святых – в Русскую Душу,

Чтобы её нарушить, исказить, измазать грязью.

И заставили они нас тратить свои жизни на пустое, чужое, скверное,

С трагическим исходом:

Мы захотели богатства, и стали бедными,

Мы захотели власти, и стали подчиненными,

Мы захотели свободы, и стали пленными,

Мы захотели счастья, и стали несчастными.

И что же теперь?

Святой долг каждого русского человека:

Прогнать супостата из наших земель, из наших умов,

Очистить Русскую Душу от всего чужеродного, ей не присущего,

Патриотизм – слово известное каждому человеку, но точное определение, которого практически никто не знает в современном мире. Что скрывается за словом патриотизм, и какова роль данного понятия в жизни современного человека?

По сути, само понятие «Патриотизм» имеет весьма простое определение. Это любовь к своей стране, к своему государству и способность подчинить свои частные интересы, интересам Отечества. На словах это очень красиво, но далеко не каждый человек, называющий себя патриотом, является таковым.

Развитие патриотизма на уроках истории

Рупором современного патриотизма становится учитель истории, который может, как пробудить интерес к прошлому страны, так и сделать это самое прошлое неважным и непонятным для детей.

Рассказы о подвигах ветеранов, о многочисленных битвах, в которых погибали наши соотечественники – все это воспитывает в ребенке патриотические настроения.

В современном мире популяризации иностранной культуры, все чаще дети забывают о том, как важно быть патриотом своей страны. Ребенок должен одновременно с уважением относиться к культурам и обычаям в разных странах, но при этом, в первую очередь, защищать интересы своей Родины. Ведь вне зависимости от политических катаклизмов и экономических неприятностей, судьба страны всегда зависит от ее граждан.

Можно ли сказать, что патриотизм окончательно исчез с радаров современного человека и забыт нынешним поколением? Конечно же, нет. Однако все чаще дети забывают о патриотических чувствах, и в этом есть вина и преподавателя.

Каким же образом можно воспитывать патриотизм в современных детях?

  1. Путем вызова чувства уважения к своей Родине через призму уроков истории;
  2. Путем вызова уважения к своему краю через призму уроков краеведения;
  3. С помощью рассказов о подвигах и свершениях русского народа;
  4. С помощью прочтения отрывков величайших произведений классиков о нашей Родине

Если говорить метафорично, дети — это пластилин, из которого преподаватель может слепить ответственного гражданина, способного защитить и любить свою страну.

Способов пробуждения патриотизма в детях огромное количество. Здесь ни в коем случае нельзя игнорировать краеведение, ведь Родина для многих людей начинается со своего города, района, двора. Дети должны испытывать чувство гордости за свою страну даже в тех ситуациях, когда государство постиг очередной кризис.

Русский народ знаменит именно тем, что вне зависимости от обстоятельств, всегда оставался сильным и поднимал на ноги страну. Именно такими необходимо воспитывать наших будущих граждан.

Разумеется, патриотическое и нравственное воспитание невероятно взаимосвязаны друг с другом. Культура поведения, взгляды на жизнь – все это должно формировать в неотрывной связи с патриотизмом.

Можно ли назвать патриотичным то, что ребенок не мусорит на улице, понимая, что загрязнение окружающей среды негативно сказывается на его городе, а значит и на всей стране в целом? Возможно, это также проявление патриотизма.

Очень важно, чтобы дети видели разницу и четкую границу между патриотизмом и национализмом. Любые проявления национализма в настроениях ребенка – это не самый лучший пример духовного и нравственного воспитания патриотизма. Гордость за свой народ ни в коем случае не должна переходить в ненависть по отношению к другим людям из-за их национальности.

Проявление уважения не только к окружающей среде, но и к гражданам своей страны – это также патриотизм. Ведь для того чтобы быть патриотом совершенно необязательно отправляться на поле брани и пытаться там доказать любовь к государству. Патриотизм – это то, что наполняет человека изнутри, его характер и взгляды на жизнь, сформированные как на уроках истории, так и дома.

Разумеется, у многих преподавателей нет сил и времени на то, чтобы воспитывать патриотизм в детях. Ограниченная программа не позволяет донести до школьников даже половину того, что хотелось бы рассказать учителю.

Именно поэтому так важно проводить внеурочные занятия по патриотизму и патриотическому воспитанию детей. Возможно, первые несколько занятий пройдут с трудом, но в дальнейшем, учитель обязательно заметит результаты своей деятельности, и поймет насколько качественную и важную работу он провел.

Патриотическое воспитание – это тема для дискуссий среди многих академиков и ученых. Один учитель не сможет обеспечить грамотное патриотическое воспитание всей страны. Для этого необходимо, чтобы каждый педагог, в первую очередь, был патриотом и наполнял этим огнем всех своих учеников.

Аннотация: статья затрагивает тему , исследуется патриотическая проблематика в недавнем историческом периоде и в современных российских условиях с уточнением ее влияния на воспитательную работу с молодежью.

Ключевые слова: , . Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения.

В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. Цель статьи является исследование патриотического воспитания молодежи как отражение отношения к Родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации.

Это «вечная тема» традиционной педагогики, обусловленная объективной необходимостью целостности государства. В настоящее время для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование по узкой специализации. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и в не учебное время. Развитие патриотизма должно осуществляться системно, т.е. посредством экономического, социального, духовно-нравственного, информационно-психологического, педагогического, семейного и иного аксиологического воздействия на основе общегосударственной идеи, на базе существующих традиций.

Говоря о таком понятии как патриотизм, необходимо упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации.

И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. Обратимся к истории России и ответим на вопрос: как связано развитие патриотизма в стране сегодня с ее прошлым? Начиная с 80-х годов в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к концу 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта.

Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре В.И. Даля этому понятию дается такое определение: - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…». Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.

Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо . Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы именуем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район.

По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация.

Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше прилагали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Падение советской власти в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей . Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Как известно, когда свободы чересчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, «тусовки» по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи. Хотелось бы упомянуть о еще одном аспекте жизни современного общества и привести немного статистики.

Студентам был задан вопрос: ”Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?” Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65%). Ответ “навсегда” занимает второе место(14,51%). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 4,95%. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно - многие из нас, считая себя патриотами, ведут себя апатриотично. Это происходит, когда родители хотят направить своего ребенка учиться на Запад, выпускник вуза, окончив институт, мечтает уехать из России и работать где угодно, но только не в стране, где родился.

О каком патриотизме может идти речь, когда молодежь бессознательно не любит свою страну? Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству. С 2001 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За последующие пять лет были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно неплохо. Государство и власть на местах всячески поддерживают и пропагандируют патриотическое воспитание современной молодежи. Как проявляется чувство патриотизма, в чем оно выражается? Односложно ответить на этот вопрос трудно.

Это чувство, скорее всего, сокровенное, и во внешней своей демонстрации оно вряд ли нуждается. Проявляется же оно и в преданности определенной территории, в желании жить и трудиться только здесь, а не там, где комфортней и лучше. В зависимости от уровня сознания индивида его понятие родины может быть ограничено определенным двором или деревней, а может подниматься до осознания себя гражданином целого государства. Патриотизм - это и уважение местных обычаев и традиций, уважение к памяти своих предков. Это также и осознание того, что достойное развитие твоего города и государства в целом в какой-то степени зависит и от тебя лично.

Для этого надо просто честно и добросовестно выполнять свой долг, который заключается в добросовестном выполнении своих гражданских, профессиональных обязанностей. Нелегко любить Родину при таком государственном устройстве. Сейчас выросло не одно поколение молодых людей, которые ничем не обязаны государству. Оно не дало им учиться нормально, не обеспечило социальной перспективы. И молодежь не уважает эту власть, не ценит и не боится.

И здесь важно донести до сознания молодежи, что понятие Родины, России не тождественно понятию государства. Власть государственная может меняться, она и меняется на наших глазах, а Родина - одна при любой власти. Россия была, есть и будет. Будет, если будут люди, готовые работать и жить во благо своего отечества, а не только ради личной корысти. Вопрос в том, как воспитать таких людей, патриотов своего отечества? Один из ответов на такой вопрос мы можем найти в программах современных российских политических партий. Необходимо отметить то обстоятельство, что политические партии не ставят целью воспитание патриотизма у молодого поколения современной России. Так партия «Единая Россия» своей целью провозглашает построение новой, свободной, процветающей, сильной России на основе общих ценностей и интересов. Ее ценности - любовь к родине, крепкая семья, здоровый образ жизни, профессионализм.

Она подчеркивает, что воспитание у подрастающих поколений ответственности, целеустремленности, патриотизма, формирование активной гражданской позиции возможны на основе духовных и нравственных ценностей. И задача партии - создавать условия для их самореализации через совершенствование программ кадровой политики, создание рабочих мест, поддержку молодых семей, выравнивание стартовых возможностей для развития личности. В результате, по мнению ЕР, у молодых сограждан не возникнет желания во что бы то ни стало уехать жить за границу, а наоборот, связать свое будущее с Россией. КПРФ, являясь партией «патриотизма, интернационализма и дружбы народов», отмечает, что будущее России можно строить только на прочном фундаменте ее созидательных традиций и исторической преемственности. ЛДПР выступает за вовлечение молодежи в общественную жизнь, спорт, в проекты благотворительности, организацию для молодых людей государственного обучения перспективным и престижным профессиям. В планах ЛДПР создание молодым людям условий для полноценного проведения досуга: клубы, дискотеки, военно-патриотические секции. Это оторвет молодежь от тлетворного влияния чуждых мнимых ценностей, наркотиков, преступности. ЛДПР твердо намерена переломить эти негативные тенденции. «Цель партии - создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей. Место, занимаемое молодым человеком в обществе, будет зависеть

лишь от его собственных способностей, а не от толщины кошелька родителей или наличия «московской прописки». Политическая партия «Патриоты России» выделяет главные ценности патриотов России - это общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства граждан. К ним партия относит, прежде всего, человека, семью, его счастье и благополучие, основанные на духовном развитии человека и общества, государственность России, ее независимость, суверенитет, территориальную целостность, экономическое и оборонное могущество, безопасность государства и т. д. «Патриоты России» предлагают осуществлять воспитание патриотизма на основе общенациональной идеи: «Справедливость для всех, счастье для каждого», которая отвечает глубинным потребностям, интересам и надеждам нашего народа. То есть партия не ставит перед собой конкретную задачу воспитания чувств и действий современного патриота.

Политическая партия «Справедливая Россия» о воспитании патриотизма у молодого поколения не говорит ни слова, но весь раздел «Молодежная политика» наполнен такой мыслью. Она подчеркивает, что государство, которое не заботится о молодом поколении, не имеет будущего. Молодежь - это главный инновационный потенциал. Наглядным примером развития понятия патриотизма у нынешней молодежи в России, в статье автора стала выставка-ярмарка «Ладья. Весенняя фантазия 2015.». Побывав на выставке можно с уверенностью сказать, что не каждая страна может похвастаться такими многонациональными особенностями и таким многообразием народного творчества.

Выставка «Ладья» открывает всю палитру народных художественных промыслов. Это показ творческих достижений мастеров и художников народных художественных промыслов России. Побывав там, действительно убеждаешься в том, насколько разнообразна Россия и невольно начинаешь гордиться ею. На выставке были множество мастер классов, где на месте ты мог научиться любому творчеству и неважно в каком ты возрасте. Развитие патриотизма в нашей стране не стоит на месте, в этом автор убедился, посетив выставку-ярмарку. Исследования показали, что в России развиваются патриотические качества у современной молодежи.

Список литературы:

1. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

3. Каджаспирова Е.М. Педагогический словарь. М., 2003. С. 47-48.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-171751.html (Статистика - опрос. Научная работа: Проблема патриотизма современной молодежи в России).

Давайте обратимся к трактовке данного слова. Большая Советская Энциклопедия обращает свое внимание на то что это, прежде всего, чувство. И исходя из этого приводит следующие признаки: любовь к родине, желание быть полезным для нее, преданным исключительно ей.

Однако данная дефиниция очень узко касается рассматриваемого понятия. По нашему мнению, любовь к родной земле охватывает ценностный опыт всего народа, к которому причастен человек. Она не только сама является частью традиций и истории, она себе несет всю тяжесть опыта предыдущих поколений.

Приверженность своему народу, уважение к его культуре – вот что означает подлинный патриотизм.

Что мы понимаем под народом? Может быть, это все человечество? Нация? Городок? Село? На самом деле, нельзя четко территориально определить это понятие.

Речь идет об общих ценностях, которых люди придерживаются и стараются претворять в жизнь по собственной воле. И расселен народ в таком случае может быть совершенно по-разному.

Давайте посмотрим на одну интересную формулу. Каждый в ней может увидеть свой смысл.

Народ = Население + Политическая воля + Патриотизм

Одно в ней всегда останется неизменным – народ зависим как от преданности родной земле, так и от воли государства. Последнее для укрепления духа нации готово идти на все, чтобы обеспечить комфортную жизнь населению.

Выделим следующие постулаты, которые можно увидеть в этой формуле.

Народ не может существовать без патриотизма

Мы говорили о том, что данное понятие включает в себя и ценности – моральные, мировоззренческие, бытовые. Представьте, что исчезнет чувство любви к родине – исчезнет уважение к прошлому и традициям – исчезнет народ. Эта цепочка вполне логична. Мы не задумываемся, насколько на самом деле зависим от опыта предыдущих поколений – представьте, что каждому вновь родившемуся человеку предстоит эволюционировать и изобретать колесо. Все достижения, которыми мы пользуемся – продукт деятельности миллионов и миллиардов наших предков. И мы обязаны быть благодарны им.

Внешняя воля может заменить волю собственную

Нам присуще адекватное восприятие событий, происходящих в государстве. Однако воля политическая подразумевает несколько иной смысл. Это – возможность и желание формировать свои ценности, дополняя традиции прошлого. Если мы сами не будем этого делать, то навязать их сможет кто угодно. Важно уметь отстаивать свое право на мнение и не давать чужим стереотипам вклиниваться в жизнь, меняя ее. Вот тут и происходит расщепление между ложным и истинным.

Подлинный патриотизм – это не только любовь к отечеству, к родине. Это еще и отстаивание интересов своего населения.

Почему любить родную страну теперь не модно

Обратимся к достаточно сложной проблеме и попробуем найти если не комплексное решение, то хотя бы полноценный ответ. Что произошло в современном обществе, почему преданность Отечеству вызывает усмешку?

Неужели любить родину не актуально

Многие оппозиционные СМИ пропагандируют желание сместить существующие традиции и коренным образом их изменить. Это в тренде, особенно у молодежи. Можно бесконечно ругать новые веяния, политиков и оппозиционеров. Но придерживаться строго консервативного курса – тоже не идеальный вариант развития событий, как показала история. Самые лучшие изменения – те, которые народ ощущает слабо. Наша психология такова: почти всегда мы противимся чему-то новому, а потому важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно.

Может быть, не то поколение

Сколько сейчас мнений, что молодежь испортилась. Перестала уважать старших, ценить помощь, моральные принципы. Дайте этим людям несколько десятков лет, они поживут и увидят, что без прошлого нет движения в будущее. На свет также рождаются сотни талантливых людей, вроде бы ничего не изменилось. А дух бунтарства, присущий молодежи, вещь весьма преходящая.

Дело в нас самих

А вот это уже больше похоже на правду. Мы, сами того не замечая, с одной стороны развиваемся, а с другой – деградируем. Приведем один неоднозначный пример.

Ученый, долго изучавший эволюцию с точки зрения биологии, решил посмотреть на нее с философской стороны. Человек вечно работает – считается, что именно труд сделал его таким из обезьяны. В то же время люди загнали себя в ловушку – сколько человек может себе позволить жить так, чтобы не работать и наслаждаться жизнью? Только богачи. Так в чем же тогда философский смысл эволюции?

Но вернемся к нашему вопросу. Что же в нас не так? Мы понемногу начали забывать традиции и устои предыдущих поколений. Что-то себя отжило, что-то было присуще только определенному времени, что-то стало смешным ритуалом. Именно так мы потихоньку начали обесценивать и любовь к родине.

Еще одним недооцененным фактором является внешнее влияние. Молодые неокрепшие умы, подвергающиеся форсированным атакам чужих мнений и аргументов, способны породить сомнения в своей юной душе. Именно поэтому истинный патриотизм – это чувство, которым можно и следует укрыться в дни подобных испытаний – он даст силы и терпения.

Как возродить любовь к родине

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, какие ценности являются важными для современного общества.

Наука и техника

Smart is the new sexy! Услышать вариации подобной фразы сейчас можно отовсюду: по радио, телевизору. За технологиями не только наше будущее, но и ценности нашего поколения. А с чего начинается наука? С образования.

Большой проблемой для многих является получение знаний за достаточно высокие деньги. Многие, зная, что ничему якобы особо не научатся в высших учреждениях, просто покупают «корочки». А это очень страшная тенденция, если подумать. Сколько человек в нашей стране могут покалечить других людей, сломать вещей, жизней, только потому, что решили приобрести диплом в переходе.

Образование никто делать бесплатным просто так не собирается, это факт, который нужно принять. Несмотря на это, молодежь понимает – быть профи в своей области – это почет и уважение. Большинство даже при отсутствии денег на образование стараются получить знания из книг, чужих исследований – весь опыт стараются получить самостоятельно. Эта тенденция может спасти правильное понимание любви к родине у нового поколения.

Защита родной земли

Патриотизм – это понятие, которое во многих учебниках по обществознанию рассматривается как защита своего Отечества от внутренних и внешних врагов.

Но давайте присмотримся к современному обществу: огромное количество парней мечтают «откосить» от армии, зная, какие лишения и испытания им придется претерпевать.

Неправильно сейчас расставляются приоритеты. Великое слово – «патриот» – опошлили, избили и бросили умирать. Думать надо, прежде всего, о том, какие ценности были привиты ребенку в семье – не запугивать армией, казармой, злобными прапорщиками, а рассказать, чему все эти испытания научат.

С другой стороны, институт армии работает сейчас ужасно – немало случаев, когда отслуживших парней привозили домой на инвалидной коляске. И нет, они не были в горячих точках. Это так их «товарищи» постарались. Все идет из семьи. Вот мы и подошли к главному.

Традиционные семейные ценности

Крепкая семья традиционного типа способна воспитать сильную, независимую от внешнего влияния личность, которая адекватно оценивает происходящее в стране и в мире в целом. Такой человек способен не только любить свою родину, но и защищать ее.

Даже если семья не смогла дать того крепкого морального пласта, способного защитить ребенка, научить его ценить и любить свою родину, то он сам может и должен взять на себя роль просветителя. Если не родители, то правильные учителя, церковь, вера – все это способствует пониманию и логично поясняет, что предполагает под собой патриотизм, что значат любовь к себе и людям.

Примеры героизма в России: великие подвиги во имя Отечества

На чем учиться младшим поколениям, как не на опыте старших? Предлагаем посмотреть на героические поступки наших соотечественников, совершенных из любви к своей родной земле.

Примерами богата Великая Отечественная война. Мы представим только те из них, о которых практически забыли. О них мало пишут в книгах и статьях, редко говорят со школьниками на классных часах. Память – высшая награда для воина, лишать которой его нельзя.

Катя Зеленко

Она вошла в историю России как первая женщина-летчица, которая применила таран для уничтожения вражеского самолета. Ее маленький бомбардировщик Су-2 до последнего боролся с немецким упорством – пока не закончились боеприпасы.

Наша героиня решила пойти на отчаянный поступок, который стал роковым в ее жизни. Ее самопожертвование, ни ради славы или денег – оно было важным, имело ценность для нее самой. Катя была воспитана правильно: ее любовь к родине отразилась в героическом поступке.

Дима Комаров

Подвиг этого человека поистине показывает, кто такой патриот и что представляет собой патриотизм. Он, руководя небольшим отрядом добровольцев, пошел тараном на огромный немецкий бронепоезд. И после успешной операции смог уцелеть единственный из всей команды.

Такое поведение восхищает: человек стремился сделать буквально невозможное. Однако вера в себя, собственные силы и отстаиваемые ценности, помогли ему принять решение.

Коля Сиротинин

Этот пример кажется нереальным, однако события подтверждены документально и имели место быть. Этот человек вдвоем со своим другом выступил против полноценного немецкого войска.

Когда боевой товарищ погиб, Коля принялся отбиваться в одиночку. Итогом этому стали уничтожение 17 танков и бронетранспортеров, убийство почти шести десятков немецких солдат. После того как у Сироткина закончились патроны и гранаты, немцы попросили его сдаться. Однако тот с последним пулеметом вылетел на врага – вот и весь ответ. Юный герой погиб, но не сдался.

Епистиния Степанова

Сейчас понять, что относится к патриотизму, а что – нет, достаточно сложно. Да и можно ли измерить любовь к родине одними лишь геройскими поступками?

Епистиния – уникальная женщина, она родила и вырастила 15 детей, десять из которых ушли на войну и не вернулись. Да, никогда не стоит забывать про бытовой подвиг в войну. Как писала в одном из своих рассказов Татьяна Толстая: «женщины прошли тяжелый путь изменений с начала 20 века и по настоящее время. Эти прекрасные, хрупкие ундины, как оказалось, могут быть сильными и смелыми, только лишь этого потребует от них время».

Кратко рассказать, что такое патриотизм, дать ему определение – достаточно сложно, так как это понятие очень широкое. Если брать узко, рассматривая понятие из учебников, то это всего лишь чувство – и чаще всего оно однобоко.

Если с другой стороны посмотреть на проблему, то можно выделить подход, при котором человек, любящий свою страну – это истинный гражданин, который чтит память о прошлом поколении, заботится о своих ценностях.

Да, сейчас существует глубокая проблема обесценивания данного явления, однако также в обществе можно наметить и основные тенденции, которые позволят прививать в дальнейшем молодежи традиционные ценности. В этом, кстати, очень хорошо помогает обращение к своим корням, истокам. Закажите у нас красиво оформленную Книгу родословия , и Вы будете довольны результатом сразу по нескольким причинам: хорошее качество выполненной работы и знакомство с предыдущим поколением, его историей.

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».