Тема поэта и поэзии.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье “О назначении поэта” он пишет: “Поэт – сын гармонии, и ему дана какая – то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих – внести эту гармонию во внешний мир”.

Это понимание высокой миссии поэта воплощено уже в ранних его стихах. Поэт здесь не просто “сын гармонии”. Он в мире гармонии живет, совершенно отвлекаясь от хаоса жизненной реальности. В раннем стихотворении “Сама судьба мне завещала…” задача поэта формулируется следующим образом: “светить в преддверьи идеала туманным факелом своим”.

Следовательно, поэзия является путем к Идеалу и освещает его. Именно потому творческий процесс осуществляется лишь тогда в полной мере, когда одухотворен стремлением к высшему благу:

… до Благого

Стремлюсь своим земным умом

И, полный страха неземного,

Горю Поэзии огнем,

На протяжении всего творческого пути А. Блок воспринимает поэтический дар прежде всего как долг перед другими людьми. Поэтому невозможным оказывается для него замкнуться в идеальном мире:

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта – нет. Покоя – нет.

А. Блок считал, что художнику, волею судьбы обреченному быть пленником “страшного мира”, нельзя быть спокойным и благополучным. Он оказывается распятым между миром идеальным и миром повседневности и не может не ощущать боли от их глубокой контрастности. Яркий пример – стихотворение “Поэт”:

…вон идет глупый поэт,

Он вечно о чем-то плачет,

– О розовом капоре,

– Так у него нет мамы?

– Есть. Только ему все нипочем.

Ему хочется за море,

Где живет Прекрасная Дама.

Понятно, что для человека, живущего в реальном мире, недостижимость Прекрасной Дамы, то, что “она не ездит на пароходе”, – утрата иллюзорная и, в сущности, смешная, особенно по сравнению с тем, что “у него нет мамы”. Но точно так же понятно, что для человека, живущего в мире идеальном, все “человеческие, слишком человеческие” (Ф. Ницше) потери просто нечувствительны, ему действительно “все нипочем”. Поэт же (не “глупый поэт”, герой стихотворения, а тот, кто говорит о нем) пытается удержать единство этих миров и в то же время чувствует нестойкость этого единства.

В Прологе к поэме “Возмездие” происходит своеобразный возврат к тому осмыслению миссии поэта, которое было свойственно раннему творчеству. С самого начала констатируется: “Жизнь – без начала и конца, нас всех подстерегает случай” – речь идет о хаосе жизненной реальности. Миссия поэта определяется так:

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты…

Поэт, следовательно, расчленяет жизненный хаос, находит возможность для объединения реального и идеального миров без утраты их различий, создает соразмерность (“меру”) частей целого. И в результате может осуществиться самое главное:

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

Сила стихов А. Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

(No Ratings Yet)

  1. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон,...
  3. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  4. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  5. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений...
  6. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень...
  7. Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” I. От стихов о Прекрасной Даме к теме судьбы Родины. II. “Слушайте музыку Революции…” 1. Противостояние света и тьмы в поэме. 2. Историческая...
  8. Образ Руси в поэзии А. А. Блока Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную...
  9. ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. А....
  10. ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ПОЭТА ОБЩЕСТВУ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании...
  11. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
  12. Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с...
  13. Поэт рассказывает о духовном кризисе, охватившем его: “А у меня – ни дней, ни строчек”. Финал этого небольшого стихотворения неожиданно иронически оптимистичен: Но верю я, моя родня – Две тысячи...
  14. СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. БЛОКА Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и...
  15. Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле “На поле Куликовом”, написанном в 1908...
  16. План I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия...
  17. ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Произведения А. Т. Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта...
  18. Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно...
  19. Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что...
  20. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и...
  21. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  22. Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка...
  23. В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал...
  24. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
  25. От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью. В. М. Жирмунский План...
  26. Каждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому...
  27. Являясь убежденным символистом, Александр Блок, тем не менее, в своем раннем творчестве нередко обращался к философским темам. В частности, поэта очень волновала судьба человечества и ход времени. Размышляя о том,...
  28. Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и...
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

В статье представлена небольшая подборка стихотворений, посвященных теме поэзии и судьбы поэта, и их краткий анализ. Данная подборка поможет выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, при написании развернутого ответа в задании 16, где необходимо сопоставить приведенный отрывок из лирического текста с другими стихотворениями со схожей тематикой и процитировать их.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…

Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.

Маяковский «Необычайное приключение…»

Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.

Автор изображает диалог между поэтом и солнцем, тем самым как бы уподобляя человека, создающего стихотворения, светилу, проливающему свет на землю. Стихотворец так же, как и звезда, рассеивает тьму, но только делает это в душе каждого отдельного читателя. Важным является посыл Маяковского: необходимо много и упорно трудиться, и тогда приозведения могут стать для людей тем самым солнечным светом, согревающим и освещающим жизненный путь:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой. Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки. Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.

Пушкин «Поэт»

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.

Бальмонт «Выше, выше»

Выше, выше, все за мной,
Насладитесь вышиной,
Попадитесь в сеть мою,
Я пою, пою, пою.

В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема поэта и поэзии в творчестве поэтов 20 века

Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном.

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в незнаемое», труд поэта «любому труду родствен».

Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену».

Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг.

Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом)

Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь») и презренья.

В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши».

После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

В ранних стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво».

Цели поэзии, её роль в жизни общества.

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию.

Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце.

«Светить всегда,

светить везде …»

Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу.

«Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь.

Стихотворения

«Поэт»

-… вон идет глупый поэт:

Он вечно о чем-то плачет.

О чем?

О розовом капоре.

Так у него нет мамы?

Есть. Только ему нипочем:

Ему хочется за" море,

Где живет Прекрасная Дама…

«Муза»

Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты - и Муза, и чудо.

Для меня ты - мученье и ад…

«О, я хочу безумно жить …»

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить! (цель творчества)

Говоря по-нашему,

рифма -

бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка -

фитиль.

Строка додымит,

взрывается строчка,-

и город

на воздух

строфой летит.

«Необычное приключение…»

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца! (цель творчества)

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Поэзия –

та же добыча радия,

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

«Весна»

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

«Определение поэзии»

Это – круто налившийся свет,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

Быть знаменитым некрасиво .

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Вывод

В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики.

Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы.

В создании образа поэта ощущается тенденция: от поэта - избранника, противопоставленного миру, обществу, к осознанию необходимости сближения с ним. При этом своё место в литературе, цели творчества определялись поэтами по-разному (глубокое философское постижение действительности и служение конкретным идеям). Во многом это обусловлено временем, на которое приходилось их творчество. Система отторгала то, что ей противоречило, ей были чужды, а порой враждебны яркие индивидуальности. Отсюда следовало явное или скрытое осознание поэтами своего одиночества.

Ссылка в Михайловском (1824- 1826) В Михайловское Пушкин прибыл 9 августа 1824 года, но приезд домой был печальным, так как отец поэта взял на себя обязанности надзора за сыном; всё это вызвало ссору и отъезд из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в одиночестве. После жизни на юге Михайловское стало прямо противоположным миром: вместо толпы знакомцев -- одиночество, вместо «кочевого» образа жизни -- устоявшийся быт:

… я от милых южных дам,

От жирных устриц черноморских

От оперы, от тёмных лож,

И, слава богу, от вельмож

Уехал в тень лесов Тригорских

В далёкий северный уезд,

И был печален мой приезд.

Основная сфера деятельности поэта в этот период -- литературное творчество. Деятельность переносится внутрь души. В этой концентрации поэта на себе самом сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и органическими потребностями творчества, и всё это окрасилось новым настроением благодаря смене впечатлений от окружающей природы (уехал из жаркого одесского лета в осенние северорусские леса). Атмосфера тихих провинциальных «дворянских гнёзд» создала особый тон его жизни в Михайловском и, конечно, перемены совершились в творчестве поэта.

За время южной ссылки Пушкин прочно овладел романтическим стилем, который предполагает самонаблюдение; создавая вымышленные ситуации и героев, поэт какие-то моменты живёт их жизнью и постепенно срастается с литературной маской («пленник», «беглец», «разочарованный», «мечтатель»). Однако романтическое поведение Пушкина отличалось своеобразием -- он менял такие «маски» (то «беглец», то «изгнанник», то «узник»). Эта его особенность привела к двум важным результатам. Во-первых, он получил возможность взглянуть на романтическую психологию извне, как на снятую маску и понять романтический характер. Во-вторых, оформился отказ от романтического эгоцентризма и появилась возможность учитывать чужую точку зрения. «Выработка игры стилями в жизни и игры стилистическими контрастами в поэзии имела общий психологический корень и общую цель -- путь к простоте»

Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на окружающих и меняться самому. Такой взгляд на жизнь позволял находить красоту, истину, радость там, где романтик видит заурядность, рутину, пошлость. Пушкин заново увидел мир -- трезво, правдиво, безбоязненно.

Такое мироощущение вывело на первое место в творчестве Пушкина не столько лирику с её вынужденно индивидуалистичным лирическим «я», а эпические и драматические формы, где сталкиваются исторические силы. Литературные формы соответствуют пушкинскому ощущению себя не на границе мировых непостижимых стихий (как у романтиков), а в движении более реальных, но столь же мощных и неуклонных исторических сил.

Пушкин занимается изданием своих «Стихотворений Александра Пушкина», которые вышли в свет в январе 1826 г. (с эпиграфом из Проперция: «Юность поёт о любви -- муж воспевает тревоги», цензура разрешила книгу 8 октября 1825 г., но после 14 декабря эпиграф приобрёл опасное звучание). Через месяц книгу раскупили. Пушкин-лицеист превратился в большого русского поэта, автора поэм, трагедии, сборника лирических стихотворений. Сами поясняющие эпитета Пушкин-лицеист, Пушкин-младший, Пушкин-племянник теперь исчезли, остался просто Пушкин (а В.Л.Пушкин теперь стал называться дядя Пушкина). Он стал признанным первым русским поэтом. А.Дельвиг в письме от 28 сентября 1824 года пишет Пушкину, называя его великим: «Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты». В.А.Жуковский в ноябре 1824 г.: «Ты рожден быть великим поэтом <…> По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

Пушкин понимал, что его новое положение в литературе накладывает на него новые обязанности, прежде всего организатора литературного процесса. Он задумывает издавать толстый журнал. Но возможности такой, находясь в Михайловском, не имеет. Много читает, пишет, формулирует, подводит итоги.

Одной из главных тем лирики этого периода становится тема поэта и поэзии: «К Языкову», 1824, «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824, «Подражание Корану», 1824, «Клеопатра», 1825, «Храни меня, мой талисман…», 1825, «Люблю ваш сумрак неизвестный», 1826, «Пророк», 1826. Поэзия понимается как особый дар человеку, явный как талисман и столь же загадочный. Смыл поэзии Пушкин понимает как пророчество.

Тема дружбы: «19 октября», 1825, «Анре Шенье», 1825. Дружба понимается в романтическом стиле как таинственный союз («он как душа неразделим и вечен»).

Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» 1825, «Анне Н. Вульф» 1825, «Ненастный день потух» 1824, «Сожженное письмо» 1825, «Желание славы»1825,«Признание»1826. Тема еще не утратила романтической тональности («гений чистой красоты»).Наиболее ярко выделяется послание «К К***» 1825. Это стихотворение -- гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

Пушкин ещё продолжает использовать прежние романтические формулы, но уже рождается и новая поэзия -- философская лирика с внежанровыми лирическими стихотворениями: «Зимний вечер», 1825, «Зимняя дорога», 1826, «Няне».

Период романтизма завершился у Пушкина в Михайловском. Герои уже не являются рупором авторского голоса, если в «Кавказском пленнике» «уши» автора были видны в Пленнике, в «Цыганах» -- в Алеко, в «Борисе Годунове» почти не видны, так как герои отделились от автора. Далее наше внимание к биографии поэта станет значительно слабее, но сильнее внимание к героям, к поэтическим формам. В Михайловском к Пушкину приходит зрелость и ощущение своей высшей свободы и высшего могущества -- свободы и могущества творчества. «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить»,-- писал он к Н. Н. Раевскому в июле 1825 года.