Что делать, когда ребенка-инвалида не принимают в обычный детский сад? Дети с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Здравствуйте!

В соответствии с п.7, п. 27 - п.28 и п.45 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми - условия, учитывающие особенности их психофизического развития.

П ри включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

То есть, дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить условия для организации коррекционной работы с Вашим ребенком. При этом Ваш ребенок имеет право пользоваться услугами ассистента (помощника).

ПИСЬМОм МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ИЮНЯ 94 Г. N 58-М (*1) О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В ДОШКОЛЬНЫЕ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ разъяснены

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32 п. 2 "о") *3 дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного учреждения и Законом. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) . Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия родителей и по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения, имеющие условия для коррекционной работы с детьми. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий.

То есть, Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. Поэтому, ДОУ имеет право рекоммендовать Вам нанять няню, однако не имеет право требовать от Вас заключения указанного Договора.

Порядок оплаты за нахождение ребенка в ДОУ установлен ПОСТАНОВЛЕНИЕм ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 31 ЯНВАРЯ 2006 Г. N 62-ПП "О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ С РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ), ЗА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ И ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ".

Ежемесячная плата устанавливается в размере от 50 до 110 процентов от минимального размера оплаты труда, утвержденного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ.

Определяются категорий семей и родителей (законных представителей), которым предоставляются льготы по оплате за содержание детей и освобождение от оплаты. Оплата содержания ребенка производится по фактическому количеству дней его пребывания в государственном образовательном учреждении.

СОгласно п. 4- Постановления от платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы в размере 100% освобождаются:

Семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида до 18 лет.

То есть, Вы имеете право на освобождение от оплаты за содержание ребенка в ДОУ.

При этом специальных требований к поступлению детей в ДОУ МО РФ не предусмотрено.

С уважением Ф. Тамара

Сады для инвалидов - это такое дошкольные заведения, где оказывают специальную помощь. Случается такое, что некоторые детки требуют особого внимания. Это может быть связано с серьёзными проблемами со здоровьем. Каждый ребенок должен полноценно развиваться. Поэтому посещение дошкольного учреждения – это необходимость.

Каким детям необходимо посещать сады для инвалидов?

Существуют отдельные виды заведений. Их еще называют детскими садами компенсирующего вида. Другими словами – это то место, где могут помочь развиваться детям–инвалидам. Посещая такой детсад, они будут приспосабливаться к жизни, получать необходимые умения, знания и навыки.

Но прежде, нужно разобраться с тем, кто может посещать детский сад для детей инвалидов:

  • малыши, которые часто болеют;
  • ортопедические сады предназначены для деток, имеющие деформация грудной клетки;
  • дети с нарушением зрения и слуха;
  • малыши с задержкой развития речи или другие серьезные речевые нарушения;
  • ребята с задержкой психического развития. К этой категории можно отнести малышей с разными степенями олигофрении, с синдромом Дауна, аутизма;
  • дети с ДЦП. Если остальных малышей еще могут принять в обычный сад, то эту категорию инвалидов – не примут.



Особенности детских садиков для инвалидов

В стране действует много специализированных дошкольных заведений. Общее количество их в России составляет более 3969 детсадов. В самой только Москве действует 177 таких учреждений. Работают они по специальным государственным или авторским программам, имеющие лицензию.

Решив отправить свое чадо туда, нужно узнать о нем все. Каждый сад для инвалидов имеет свои особенности. Мы назовем ключевые:



По закону родители вправе привести любого ребенка в детский сад по месту жительства, и его обязаны туда принять.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Право на образование «особого» ребенка закреплено в весьма значимых международных и российских нормативных актах. В частности, в Конституции РФ (ст. 43), Законе РФ «Об образовании» (ст. 5, 18, 50, 52), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 18, 19).

Но всё это очень красиво выглядит на бумаге, а в реальности детсады изобретают 100 причин не взять ребёнка, так как лишние проблемы им не нужны.

Отговорки, как правило, такие: нет мест, нет спец.условий, нет постоянно присутсвующего врача, нет специально обученных педагогов, у вашего ребёнка нет прививок и т.п. Итак, если вам всё-таки хочется определить ребёнка с нарушениями в развитии в обычный детсад, вы можете опереться на следующую подсказку. Вы должны быть юридически подкованы, так как ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО С ЛЮДЬМИ, ЗНАЮЩИМИ СВОИ ПРАВА И УМЕЮЩИМИ ИХ ОТСТАИВАТЬ, ПРЕДПОЧИТАЮТ ЛИШНИЙ РАЗ В КОНФЛИКТЫ НЕ ВСТУПАТЬ.

Итак, начинаем разбираться:

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. N 3266-1 посвящена дошкольному воспитанию:

«3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому». Если ребенку была оформлена инвалидность, то родителю при реализации его права на дошкольное воспитание следует опираться также на следующие правовые акты: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (статья 18). Государство гарантирует «образование детей-инвалидов» в «соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида», представляет им «необходимые реабилитационные меры» и создает «необходимые условия» для «пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа» и для обучения в «как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях».

Мама ребенка при желании и возможности может сопровождать его на различные занятия. В индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида может быть вписан помощник, который будет его сопровождать его на различных занятиях. Поэтому, например, отказ заведующего детского сада принять ребенка под предлогом, что его будут обижать другие дети (1), что родители других детей будут против (2), что педагоги не смогут заниматься с таким ребенком (3), является незаконным. Рассмотрим поподробнее такого рода отказы:
(1) Предотвращение агрессии к такому ребенку со стороны других детей входит в число стандартных педагогических задач воспитателей детского образовательного учреждения (ДОУ);
(2) В случае протеста со стороны других родителей (что весьма сомнительно!) воспитатели и руководители учреждения должны разъяснять родителям позицию равенства и толерантности, подкрепив ее собственным примером отношения к такому ребенку;
(3) Поскольку в дошкольном учреждении общего типа в соответствии с законом ребенку-инвалиду должны создаваться специальные условия, руководитель должен озаботиться ставкой помощника воспитателя либо поддержкой медицинского работника (например, в случае эпилептических приступов – обучить персонал первой помощи) либо согласиться на присутствие мамы ребенка на занятиях или в помещении, если это необходимо).

Правила зачисления ребенка в ДОУ и его пребывания там в Российской Федерации регулируются Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г № 3266-1, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» утв. Постановление Правительства от 01.07.1995 N 677 и др. документами.

Организация функционирования дошкольных учреждений является обязанностью органов образования местной администрации. Если мест в этих учреждениях не хватает, то создаются списки очередности предоставления детям мест в данных учреждениях, а дети-инвалиды имеют преимущества при распределении свободных мест. В частности, это позволяет преодолеть попытку чиновников не допустить «особого» ребенка в ближайший детский сад на основании «наличия очереди».

Основные проблемы у родителей возникают при поступлении в ДОУ, поскольку порядок комплектации детских садов по закону (п. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании») устанавливает учредитель ДОУ. В п. 25 Типового положения о ДОУ говорится, что «порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем». Однако там же делается оговорка, что в ДОУ в первую очередь должны приниматься дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов 1 и 2 групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов.

Факты нарушения обязательств, прописанных в уставе ДОУ, например, бесконечные списки, в которые необходимо записываться буквально с рождения ребенка. При выявлении подобных фактов родителям, имеющим право на льготные условия поступления в ДОУ, следует обращаться в территориальные органы управления образованием, а при необходимости – в органы прокуратуры.

Очень часто отказ в приеме в детский сад мотивируется неподчиненной территорией проживания. Как регулируется этот вопрос? Прежде всего, уставом ДОУ. Чаще всего преимущественное право отдается детям, постоянно проживающим на территории, где располагается ДОУ, что не противоречит Закону «Об образовании». Под «территорией» следует понимать муниципальное образование – город, район, поселок, управа.

Однако при наличии свободных мест в саду место проживания ребенка не ставится во главу угла. Чаще всего в уставе так и прописано: при наличии свободных мест принимаются дети независимо от места проживания. Поэтому в случае отказа заведующего принять ребенка родителю обязательно следует ознакомиться с уставом ДОУ. Прием детей проводится на основании документов, которые указаны в уставе ДОУ.

С родителей могут потребовать:

1) свидетельство о рождении;
2) выписку из домовой книги о месте жительства ребенка;
3) медицинскую карту, оформленную в районной поликлинике, и др. Если все же Вам отказывают в приеме ребенка в детский сад, Ваш первый шаг – мягко, но настойчиво потребуйте оформить отказ в приеме вашего ребенка в детский сад в письменной форме.

Ни у одного руководителя образовательного учреждения никогда не хватит смелости написать такого рода отказ, потому что факт его документирования означал бы безусловное нарушение конституционного права на общедоступность образования. Заведующий (директор) это прекрасно понимает и может ограничиться лишь устными уговорами отдать ребенка в соседнее образовательное учреждение. Если вы не получили письменный отказ:

попросите ознакомить Вас с уставом данного образовательного учреждения;

разъясните руководству учреждения содержание вышеприведенных обязательных для исполнения правовых норм;

в случае сетований администрации ДОУ на свою неправомочность и ссылки на указания вышестоящих органов управления образования попросите реквизиты этих документов (дату и номер) и поинтересуйтесь, в каком средстве массовой информации данное указание было официально опубликовано в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, а также когда оно было зарегистрировано в органах юстиции. Поинтересуйтесь также, спросив от кого необходимо получить разрешение, чтобы ребенка все-таки приняли.

Если же и это не поможет и заведующий не согласится принять ребенка в данное учреждение, Вы можете обратиться в вышестоящие органы, курирующие данные вопросы (например, Департамент или Управление образования) или органы прокуратуры с жалобой на неправомерные действия должностных лиц, используя приведенное выше обоснование.

При приеме ребенка в ДОУ между родителями и администрацией заключается договор на воспитание в учреждении. Немаловажный момент, оговаривающийся в договоре, порядок посещения садика. В этом пункте должны быть обозначены дни недели и время пребывания.

Некоторые сады гарантируют возможность свободного посещения. Родители вправе потребовать сохранения места за ребенком в случае его болезни или отсутствия по разным обстоятельствам. Рекомендуется оговаривать эти и подобные вопросы при заключении договора. Таким образом, на основании ст. 18, п.п. 2, 3 «Закона об образовании» «особому» ребенку, находящемуся в любом уголке России, государство в лице местных органов образования обязано обеспечить «доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения». Поэтому при отсутствии поблизости адекватной коррекционно-воспитательной помощи для такого ребенка необходимо добиваться от местных властей выполнения их обязанности - создания такого учреждения, либо такой группы в составе обычного сада. До тех пор, пока такая группа не создана, ребенок, в соответствии с законом, имеет право посещать обычную группу детского сада.

Мы рекомендуем добиться посещения обычной группы хотя бы на часть времени: прогулка, трапеза, свободная игра, по возможности - музыкальные и физкультурные занятия, при необходимости - в сопровождении мамы. Если, заведующая детским садом отказывает в приеме ребенка у родителя есть несколько вариантов поведения:

    Подать письменное заявление о приеме в детский сад лично заведующей и попросить оформить отказ также в письменном виде;

    Обратиться в органы образования с письмом на имя начальника департамента (управления);

    обратиться в органы прокуратуры с жалобой на неправомерные действия должностных лиц.

При необходимости можно одновременно воспользоваться всеми тремя вариантами. Учтите, что родителям может быть рекомендовано отдать ребенка-инвалида в детский сад компенсирующего вида для детей с отклонениями в развитие. Такую рекомендацию выдает только ПМПК (то есть, знакомая всем нам псих-мед-пед комиссия). При этом подобная рекомендация не является для родителей обязательной. Родители вправе решать – воспользоваться ей или нет.

Но если поблизости от места жительства ребенка-инвалида нет специального дошкольного учреждения, в которое может быть принят ребенок, либо специальной группы для детей-инвалидов в обычном дошкольном учреждении, то ребенок-инвалид имеет право посещать обычную группу детского сада.

1. Льготой в размере 100% оплаты за детский сад пользуются: многодетные семьи; родители-инвалиды; дети-инвалиды.

2. Льготой в размере 50% оплаты за детского сада пользуются: работники ГОУ; разведенные мамы; одинокие родители; по утере кормильца; установлении отцовства;

3. Льготой в размере 25% оплаты за детский сад пользуются: дети, родные братья или сестры, которых посещают данное дошкольное образовательное учреждение.

Какие льготы на поступление и оплату детского сада предусмотрены в России?

Детский сад – актуальная тема для большинства молодых родителей. Помимо длинных очередей, которые надо занимать чуть ли не с момента рождения малыша, размер оплаты в некоторых детских садах также оставляет желать лучшего (точнее, меньшего).

Но, к счастью молодых родителей, в нашей стране существуют определенные льготы на поступление и оплату детского сада, которые необходимо знать и уметь применять. Какие же льготы на поступление и оплату детского сада предусмотрены в России?

Льготы на поступление в детский сад

Существует три категории льгот на поступление в детский сад. Первая категория – дети, которые имеют внеочередное право поступления в детский сад (то есть, таких детей обязаны принять вне очереди). Вторая категория – это дети, имеющие первоочередное право поступления в детский сад (то есть, те дети, которых обязаны принять в порядке первой очереди). Третья категория – дети, имеющие преимущественное право поступления в детский сад (такие дети имеют преимущество, например, в том случае, если решается вопрос о приеме между двумя детьми, второй из которых не имеет льгот).

Поступать в детский сад вне очереди имеют право:

Дети-сироты; дети, оставшиеся без родителей; дети, взятые под опеку или в приемную семью, а также, усыновленные дети. Для того, чтобы получить право на льготу, ребенку необходимо иметь выписку из решения органа попечительства и опеки.

Дети, чьи родители - сироты или остались без попечения родителей (или одного родителя) в возрасте до 18 лет, а на данный момент их возраст находится в промежутке 18-23 лет. Для того, чтобы получить право на льготу, ребенок должен иметь выписку из решении органов опеки и попечительства.

Дети, чьи родители подверглись воздействию радиации после аварии на Чернобыльской АЭС. Для получения льготы родителям ребенка необходимо иметь справку, подтверждающую переселение из места отселения или справку об эвакуации из мест отчуждения; удостоверение участника или инвалида ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; свидетельство о смерти родителя-кормильца при ликвидации последствий аварии, от лучевой болезни или других болезней, причиной которых стала авария на АЭС, или свидетельство, подтверждающее его инвалидность по причине воздействия радиации из-за чернобыльской катастрофы.

Дети из неблагополучных семей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Для получения льготы родители должны иметь направление из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дети судей, а также, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Для получения такой льготы Вам необходимо предоставить справку с места работы.

Поступать в детский сад в порядке первой очереди имеют право:

Дети из многодетных семей. Для получения права на льготу необходимо предоставить свидетельства о рождении детей (не менее трех) или удостоверение, доказывающее, что вы – многодетная семья.

Дети сотрудников полиции. Для того, чтобы Ваш ребенок получил право поступать в детский сад в порядке первой очереди, Вы должны предоставить справку с места работы.

Дети инвалидов (или инвалида) или сами являющиеся инвалидами. Для получения льготы необходимо предоставить справку из бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка или родителей (родителя).

Дети военнослужащих или родителей, проходящих военную службу по контракту/призыву. Для получения права на льготы Вы должны предоставить справку из военного комиссариата или справку из воинской части по месту жительства.

Дети родителей-бывших полицейский, которые погибли в ходе служебной деятельности или в течение года после увольнения со службы умерли из-за травм, полученных в период прохождения службы. Также дети, чьи родители получили на службе травмы или телесные повреждения, несовместимые с дальнейшей службой. Необходимые документы: справка из органов социальной защиты.

Преимущественное право поступать в детский сад имеют:

Дети одиноких матерей. Для получения этой льготы необходимо предоставить свидетельство о рождении.

Дети работников дошкольных образовательных учреждений (педагогических и иных работников) системы Департамента образования г.Москвы. Для получения льготного права на поступление в детский сад необходимо предоставить справку с места работы.

Дети, чьи родные братья или сестры уже посещают данное дошкольное учреждение – за исключением несоответствия профиля дошкольного образовательного учреждения состоянию здоровья ребенка. Для получения этой льготы необходимо предоставить свидетельства о рождении детей и справку о том, что старший (или старшие) уже посещают это дошкольное образовательное учреждение.

Мы рассмотрели федеральные и московские льготы на поступление в детский сад – но некоторые регионы иногда самостоятельно устанавливают дополнительный перечень льгот на поступление в детский сад для детей тех или иных категорий граждан. Это могут быть:

Дети одиноких работающих родителей или законных представителей;

Дети безработных родителей;

Дети вынужденных переселенцев;

Дети учащихся матерей или студентов;

Дети ветеранов боевых действий и погибших ветеранов боевых действий.

Более подробно о списках льготников узнавайте в органах социальной защиты своего региона.

Льготы на оплату детского сада

Льготы на оплату детского сада могут быть разного размера – от 25 до 100% (то есть, «скидка» на оплату детского сада от 25 до 100%). Дети каких категорий граждан имеют право на такие льготы?

Льготы на оплату детского сада в размере 100% имеют:

Дети из многодетных семей, в которых трое и более детей являются несовершеннолетними. Для получения льготы необходимо предоставить копию свидетельства многодетной семьи с указанием даты продления.

Дети родителей (или родителя), являющихся инвалидами 1 или 2 групп. Для получения права на льготу необходимо предоставить копию справки из ВТЭК.

Дети военнослужащих или полицейских, погибших при исполнении служебных обязанностей. Для получения льготы необходимо предоставить копию свидетельства о смерти.

Дети, воспитываемые опекунами. Для получения права на льготу нужно предоставить копию решения об установлении опекунства.

Дети-инвалиды или дети родителей, имеющих также ребенка инвалида до 18 лет. Чтобы получить льготу на оплату детского сада, необходимо предоставить справку из РУСЗН с указанием фамилии и имени.

Дети учащихся, студентов ВУЗов и учреждений начального и среднего профессионального образования дневной формы обучения. Такая льгота касается только тех детей, оба родителя которых обучаются в учебных заведениях на дневной форме обучения или имеющих обучающегося на дневной форме одинокого родителя. Необходимо предоставить справку из учебного заведения.

Льготы на оплату детского сада в размере 75% имеют:

Дети военнослужащих срочной службы (не офицерского состава). Для получения льготы необходима справка из военкомата.

Льготы на оплату детского сада в размере 50% имеют:

Дети одиноких родителей. Для получения права на льготу необходимо предоставить справку из РУСЗН с указанием фамилии и имени.

Дети вдов. Для получения льготы на оплату детского сада необходимо предоставить копию свидетельства о смерти.

Дети разведенных родителей. Предоставить нужно копию свидетельства о расторжении брака и копию паспорта.

Дети родителей (или родителя), подвергшихся воздействию радиации по причине аварии на Чернобыльской АЭС. Для получения права на льготу предоставьте копию удостоверения участника ликвидации.

Дети педагогических работников государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Для получения права на льготу Вы должны предоставить справку с места работы.

Дети родителей (или родителя) – работников государственных дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования г.Москвы и занимающих педагогическую или иную должность.

Дети родителей, проживающих с матерью, состоящей в разводе с отцом, который по согласию родителей или решению суда вписан в свидетельство о рождении, но не проживает с ребенком. Для получения льготы на оплату детского сада необходимо предоставить копию свидетельства об установлении отцовства и справку из ДЭЗа о составе семьи.

Льготы на оплату детского сада в размере 25% имеют:

Дети из семей, имеющих двоих детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Для получения льготы необходимо предоставить копии свидетельств о рождении детей.

Если Вы нашли себя в списке льготников – не затягивайте с написанием заявления на имя заведующей детского сада с приложением всех необходимых документов. Льготы на поступление и оплату детского сада предоставляются, начиная с 1 числа месяца, следующего за указанным в заявлении. А обо всех изменениях в списке льгот на поступление и оплату детского сада, предусмотренных в России, Вы сможете узнавать перед 1 сентября каждого года.