Возрастная группа 1 2 в детском саду. Группа комбинированной направленности – в чем отличие от обычной группы в детском саду

Группы дошкольников в детском саду делятся, как правило, по возрасту. Но есть заведения, где малышей распределяют по разным отрядам, ссылаясь на несколько принципов разбивки. Данная статья подробно укажет, как разделяются малыши по коллективам и какие вообще существуют группы.

Деление по возрасту

Еще с советских времен воспитанников ДОУ разделяли по возрастным категориям. Подобный способ распределения сейчас считается не только актуальным, но и основным. Укажем, на какие отряды разбиваются ребята:

  • ясли - рассчитаны на малюток от 1 до 2 лет. При создании оптимальных условий у них формируются необходимые навыки самообслуживания, а заодно уделяется внимание развитию психомоторной функции, которая непосредственно влияет на развитие речи;


  • младшие группы в детском саду - это карапузы возрастом от 2 до 4 лет. Задача воспитателей - развивать у них память, мышление, устную речь. Осуществляется с помощью сюжетно-ролевых игр;


  • средний отряд ДОУ - дошкольники 4-5 лет. В этом возрасте у них формируются причинно-следственные связи, а также нравственные, мораль-эстетические представления;


  • старший коллектив - это дошкольники 5-6 лет. При посещении учреждения, каждое занятие должно приносить какие-то знания, умения. Дети такого возраста становятся самостоятельными, инициативными;


  • подготовительная отряд - воспитанники до 6 лет. Направленность коллектива - подготовка к школе. Ребята получают определенные знания, умения, которые помогут им при обучении в первом классе.


Коллективы детей по времени пребывания

Помимо стандартной разбивки воспитанников, есть и другие критерии формирования. Один из таких - это выделение дошкольников по времени пребывания. Согласно уставам ДОУ и Положениям, стандартное время нахождения в учреждении - с 7:00 до 18:00 (в некоторых случаях до 19:00). Но бывают и исключения. Такие группы детей в детском саду посещают следующие отряды:



В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.

Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.

Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.

Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.

Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.

Повышаем квалификацию с помощью специального обучения

Чтобы иметь право работать воспитателем комбинированной группы в ДОУ, нужно пройти курсы и получить соответствующие дополнительные знания, наличие которых должно быть подтверждено документально. Мой любимый «УчМаг» предлагает отличную возможность подучиться и получить сертификат об обучении таким темам:

  • «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО: дополнительное образование дошкольника с ОВЗ» ;
  • «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности» .

Стоит сказать, что доверять качеству информации, которую вы услышите в формате вебинаров, можно смело. Все материалы строго по ФГОС, сертификаты этого учебного портала тоже легальные, установленного образца.

Задачи комбинированных групп

Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.



О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.

Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.

Но вернусь к задачам комбинированных групп:

  • Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
  • Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
  • Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
  • Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
  • Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
  • Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
  • Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.



Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.

Показания для определения малыша в комбинированную группу

Если вы сами хотите, чтобы ваш малыш с особенностями по состоянию здоровья воспитывался и обучался в комбинированной группе, и таковая есть в садике, то вы подаете заявление на прием на имя заведующей. Кроме того, нужно принести разные документы:

  • Свидетельство о рождении или копия;
  • Заключения врачей: офтальмолога, логопеда, невропатолога, отоларинголога, ортопеда;
  • Выписка из истории развития ребеночка;
  • Рекомендация педагога-психолога, логопеда дошкольного учреждения, если ребенок уже посещает детсад.

Далее нужно будет взять направление и пройти специальную комиссию, которая дает заключение о возможности посещения ребенком такой группы. Обычно Положение о группе комбинированной направленности конкретного детского сада прописывает условия приема деток в эту группу.



Поскольку сейчас в ДОУ большинства областей нашей страны наполняемость высокая, то существует практика постановки ребенка в очередь на поступление в садик. Поэтому советую заранее позаботиться о собирании всяких справок и т.п. Знаю, что некоторые садики открыли электронную регистрацию в очередь. Так что не оставляйте этот вопрос на крайний срок.

Хотела поднять еще такой щекотливый вопрос, как негативное отношение некоторых родителей здоровых деток к воспитанию их совместно с детками с ОВЗ. Да, бывает такое, что прямо восстают мамаши против комбинированной группы, считая, что это может навредить их чаду.

Хочу сказать следующее: по опыту моих коллег, которые давно работают в комбинированных группах, пользу получают обе стороны. Здоровые малыши, воспитываясь в одном коллективе с особенными детками, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкли воспринимать товарищей с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья.

Количество детей с нарушениями развития и физическими особенностями растет с каждым годом. Поэтому задача цивилизованного общества обеспечить таким людям равноправное положение во всех сферах жизни.

Добавлю еще пару слов…

Вот сын моей знакомой попал по знакомству в садик для деток с нарушением зрения, поскольку так им было удобней. Вот мальчик привык видеть детей в очках, с косоглазием, плохо видящих. И когда он попал в класс, где был только один мальчишка в очках, он не мог понять, почему над ним смеются, ведь он просто плохо видит…

Помните, в нашем советском детстве в школе дразнили всех, кто хоть чем-то отличался от массы: очкариков, лопоухих, слишком светлокожих и наоборот – смуглых, пухленьких и худых. Быть как все – вот считалось похвальным. Сегодня гуманность общества все-таки выросла, мне кажется. Дразнят гораздо меньше в детских коллективах и меньше дают обидных прозвищ.

Как вы считаете, я права? Расскажите, как в классах ваших детей с этим обстоят дела?

Если тема статьи показалась вам небезынтересной, поделитесь ею с друзьями в соцсетях и прошу подписываться на новости.

С уважением, Татьяна Сухих!

5. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Весь этап созревания человека разделяют на несколько возрастных периодов.

Возрастной период охватывает отрезок времени, в течение которого процессы роста, развития и функциональные особенности организма одинаковы. Одновременно возрастной период - это отрезок времени, необходимый для завершения определенного этапа развития организма и достижения готовности его к соответствующей деятельности на этом этапе.

Такая закономерность легла в основу возрастной периодизации - объединения детей по возрасту при организации научно обоснованных процессов питания, воспитания и учебы, режима умственной и физической нагрузки.

Первая периодизация роста и развития человека была предложена российским педиатром Н.П. Гундобиным (1906).

В 1965 г. была принята биологическая схема возрастной периодизации, предложенная Институтом физиологии детей и подростков (г. Москва). Выделение 7 периодов созревания организма было основано на оценке особенностей индивидуального развития, включающих комплекс признаков, рассматриваемых как показатель биологического возраста - размеры тела и органов, масса тела, окостенение скелета, прорезывание зубов, степень полового созревания.

Современная физиология, рассматривая период созревания организма ребенка от момента оплодотворения яйцеклетки, подразделяет его на 2 этапа.

    Внутриутробный этап включает: 1) фазу эмбрионального развития (0-2 месяца); 2) фазу фетального развития (3-9 месяцев).

    Внеутробный этап включает:

1) период новорожденности, или неонатальный (0-1 месяц); 2) грудной (постнатальный) период (1 месяц - 1 год); 3) ранний детский период (1-3 года); 4) дошкольный период (3-6 лет); 5) школьный период, который, в свою очередь, делится на младший школьный (6-9 лет), средний школьный (10-14 лет) и старший школьный (15-17 лет) (Е.П.Сушко и др., 2000).

Возрастная периодизация - условное обозначение возраста, учитывающее меняющиеся в процессе развития свойства организма детей. Разработана для научного обоснования системы охраны здоровья и развития физических и психических возможностей детей, приемов воспитания и обучения. В этих процессах необходимо учитывать и особенности развития отдельно взятого индивидуума, обладающего определенными различиями генетического кода и сложной мозаикой условий человеческой жизни. Вот почему календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет (Г.Н.Сердюковская, 1989). Причинами отставания - ретардации (от лат. retardatio - замедление) индивидуального развития может быть недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.). Дети, опережающие биологический возраст, встречаются реже. Среди них больше девочек. Характерными для таких детей являются избыточная масса тела, хронические тонзиллиты, вегетососудистые дистонии.

В 1935 г. Е.Кох предложил термин акселерация (от лат. acseleratio - ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX в. по сравнению с темпами этих процессов в XIX в.

У современного поколения этап биологического созревания завершается действительно раньше. Ускорение развития идет с раннего возраста: масса тела новорожденных увеличилась на 100-300 г, длина тела - на 1,2-1,5 см (Ю.А.Ямпольская, 1980). Удвоение веса происходит уже на 4-5-м месяце, а не в полгода. На год раньше завершается смена молочных зубов (В.Н.Кордашенко, 1980). Наиболее ярко акселерационные сдвиги проявляются в подростковом возрасте.

Явление ускорения объясняется влиянием широкого комплекса факторов на биологию современного человека (ионизирующее и радиоактивное излучения; гетерозис, связанный с миграцией современного населения: урбанизация, химизация и т.д.) и не всегда положительно сказывается на организме детей. Современные специалисты считают, что темпы акселерации в последние годы заметно снизились.

Разделение детей на возрастные группы в ДДУ. Для более успешной работы с детьми считается целесообразным разделение на возрастные группы. При этом учитывается совокупность анатомо-физиологических особенностей детей, условий жизни, воспитания и обучения малышей. Каждой возрастной группе должны соответствовать оптимальные условия, обеспечивающие нормальное развитие организма ребенка и формирование его личности.

В дошкольных учреждениях группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1.1).

На современном этапе в связи с продолжительным декретным отпуском женщин (от 2 месяцев до 3 лет), количество ясельных групп в обычных ДДУ значительно уменьшилось, но они есть в домах ребенка.

* Состав и площади помещений ДДУ. Пособие к строительным нормам РБ; 3.02.01-96 к СНиП 2.08.02.89. 1996. С. 7.

В существующей возрастной периодизации недостаточно внимания уделено периоду внутриутробного развития - жизни эмбриона и плода в иной среде, гдо происходит часть онто- и филогенеза. Однако от этого периода во многом зависит дальнейший рост, развитие и состояние здоровья будущего ребенка.

Таблица 1.1

Группы в детских дошкольных учреждениях, соответствующие возрастным периодам

Количество детей (чел.)

1. Ясельная младшая

10 (максимальное)

2. Ясельная старшая

3. Дошкольная:

3-6 лет (по мед. справке более 7 лет)

4. Разновозрастная

5. Ослабленного здоровья

6. Кратковременного пребывания

не более чем по соответствующему возрасту

Период внутриутробного развития организма длится с момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения человека и составляет 9 календарных месяцев, или, в среднем, 280 дней. В первые три месяца происходит формирование плода. Этот период назвали фазой, или стадией, эмбрионального развития. В данной фазе внутренняя среда материнского организма является окружающей средой плода.

В стадии эмбрионального развития (с 8-го дня до 10-й недели) осуществляется органогенез - формирование всех внутренних органов и систем будущего ребенка. Разные хронические инфекции и интоксикации, вредные профессиональные факторы могут отражаться на развитии эмбриона, кроме того, эмбриональные клетки весьма чувствительны к различным раздражителям. Воздействие вредных факторов вызывает эмбриопатии - болезни внутриутробного периода, приводящие к порокам развития у детей. Этот период считают критическим периодом развития.

С начала 3-го месяца начинается фаза плацентарного развития (с 12-й недели до рождения), в которой происходит дальнейшее развитие внутренних органов. Ранний плацентарный период - важный этап в развитии плода, так как правильное формирование плаценты, а значит и плацентарного кровообращения, обеспечивает дальнейший нормальный рост и развитие плода. Различные заболевания матери, токсикозы (в результате курения, приема алкоголя, наркотиков) приводят к нарушению плацентарного кровообращения.

Характерными особенностями этого периода являются: бурный рост плода, дальнейшая дифференцировка органов, формирование основных структурных и функциональных особенностей будущего ребенка. Различные неблагоприятные факторы (эндо- и экзогенные) в этом периоде вызывают задержку роста, дифференцировки органов и тканей и приводят к рождению недоношенного ребенка. Отрицательно сказываются и многие заболевания плода, которые часто связаны с ранними инфекциями (инфицирование происходит трансплацентарным путем), такими, как СПИД, краснуха, грипп, листериоз, токсикоплазмоз, йерсиниоз, бруцеллез, сифилис, а также разные токсикозы, в том числе медикаментозные.

Более поздняя (фетальная) стадия отличается накоплением в организме плода микроэлементов, некоторых витаминов, созреванием ферментных систем. Повреждение плода в этом периоде может вызвать внутриутробную гипотрофию, функциональную недостаточность систем и органов, преждевременные роды, врожденные инфекции.

Период новорожденности и продолжается с момента родов и до 28 дней жизни. Этот период делится на ранний (0-6 суток) и поздний (7-28 дней). Период новорожденности - самый ответственный и самый критический, сопровождается большим напряжением для ребенка. Тяжелая стрессовая реакция организма подтверждается глубокими морфологическими и функциональными изменениями эндокринной, нервной и других систем внутренних органов. Изменение условий жизни - существование вне организма матери - заставляет новорожденного приспосабливаться к новым факторам окружающей среды.

Главные изменения, происходящие в организме ребенка, - это адаптация к новым условиям жизни, возникновение легочного дыхания, перестройка аппарата кровообращения, желудочно-кишечного тракта, изменения обмена веществ.

При внутриутробном развитии газообмен происходит через плаценту, после родов легкие расправляются, и наступает легочное дыхание. «3апускаются» постоянный большой и малый круги кровообращения. Полностью изменяется тип пищеварения в связи с изменением средства питания ребенка, в первые 24-48 ч кишечник заселяется разными бактериями.

В этом периоде может развиваться состояние, свидетельствующее о нарушении адаптационных возможностей организма ребенка в условиях окружающей среды. Такое состояние наблюдается при нарушении гигиенических норм питания, режима по уходу и называется транзиторным (переходным). Все это отражается на функциях органов и систем новорожденного, вызывает нередко их нарушение.

Наблюдается транзиторная утрата первоначального веса тела на 3-4-й день жизни (на 5-6 % от веса при рождении) в результате голодания и утраты воды при начавшихся автономных процессах дыхания, мочевыделения и др. Профилактика этого нарушения - раннее прикладывание ребенка к груди. При резком изменении температуры окружающей среды такие дети легко перегреваются или охлаждаются в результате несовершенства процессов терморегуляции организма. Поэтому необходимо поддерживать адекватный температурный режим (используя кувезы для недоношенных и т.д.), который определяется степенью зрелости ребенка и температурой окружающей среды.

В первые дни жизни у новорожденных развивается повышенная концентрация билирубина, что в 60-70 % случаев сопровождается желтушной окраской кожи и слизистых оболочек; связано это с ускоренным гемолизом эритроцитов, содержащих гемоглобин F, и низкой активностью ферментов печени, связывающих билирубин с глюкуроновой кислотой.

У новорожденных развивается гормональный дисбаланс, или криз, обусловленный повышением в крови материнских гормонов - эстрогенов, поступающих через молоко матери. Возможны нагрубания молочных желез, кровянистые выделения у девочек из влагалища, сыпь, пигментация кожи около сосков и половых органов, на лице и др.

Значительные транзиторные сдвиги отмечаются в функции почек, сердечно-сосудистой системы, в обменных процессах.

В более поздний, неонатальный, период (конец 1-й - начало 2-й недели) при нормальных условиях питания, выполнения режима и ухода за новорожденными большинство нарушений почти полностью проходит. Но существуют границы адаптации, за которыми под воздействием отрицательных факторов развивается болезнь. Заболевания детей этого периода различны. Одни связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, аномалии развития), другие - с родовой травмой (внутричерепное кровоизлияние, переломы костей, асфиксия), третьи - с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость). Вирусные и бактериальные инфекции часто приводят к рождению мертвых детей или детей, не способных к существованию вне организма матери.

Новорожденные весьма чувствительны к гноеродной инфекции, которая может вызвать сепсис, проникая чаще всего через пупочную ранку, поврежденную кожу и др.

Грудной возраст (постнатальный период) продолжается от 1-го месяца до 1-го года. Для этого периода характерны быстрые темпы увеличения роста, массы тела, интенсивный обмен веществ, развитие статики и моторики.

В целях обеспечения усиленного роста и развития детей 1-го года необходимо большее количество пищи на 1 кг массы тела, чем старшим детям. Но пищеварительный тракт в этом возрасте развит недостаточно и даже при незначительном нарушении питания, качества и количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические нарушения пищеварения и питания, авитаминозы.

Недостаточное развитие органов пищеварения и ограниченная их функция (грудное молоко является главной пищей до 5-6 месяцев жизни) могут быть причиной возникновения заболеваний жкт (желудочно-кишечного тракта).

Острые детские инфекции (корь, краснуха, скарлатина и др.) в грудном возрасте наблюдаются редко, а в случаях заражения заболевания протекают более тяжело; отличаются они превалированием общих признаков и малой выразительностью специфических местных симптомов. Кожа и ткани у грудных детей отличаются нежностью и легко повреждаются. Однако, благодаря наличию в тканях большого количества капилляров и молодых клеточных элементов, при повреждении заживление происходит быстрее, чем у взрослых.

Относительная редкость инфекционных заболеваний у детей этого возраста обусловлена иммунитетом, который они получили от матери через плаценту, а в продолжение года подкрепили антителами, содержащимися в материнском молоке.

Преддошкольный (ясельный) период продолжается от 1 до 3 лет. В этом периоде рост и развитие ребенка происходит уже в более замедленном темпе. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса - 4-6 кг в год. Значительно изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы от 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет (рис. 1.1). Усложнение функции желудочно-кишечного тракта, наличие зубов (до конца года их должно быть 8) являются основой для начала искусственного вскармливания ребенка.

На 2-м году жизни осуществляется интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Совершенствование центральной нервной системы и познание окружающей среды содействуют развитию двигательных навыков, активному участию в играх. Дети самостоятельно сидят, ходят, бегают. Значительно увеличивается запас слов (200-300 слов); они хорошо выговаривают как отдельные слова, так и целые фразы.

новорожденный 2 года 6 лет 20 лет

Рис. 1.1. Изменение пропорций тела с возрастом

Более широкие контакты с окружающей средой, с детьми, взрослыми создают угрозу заражения инфекционными заболеваниями. В это время пассивный иммунитет, полученный от матери, ослабляется, а возможность возникновения инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, дизентерия, расстройства пищеварения, заболевания органов дыхания) возрастает.

Кожа и ткани остаются нежными, легко травмируются, что требует внимательного ухода и соответствующих гигиенических приемов.

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется еще большей замедленностью темпов роста ребенка. Ежегодная прибавка роста составляет в среднем 5-8 см, массы тела - около 2 кг. Значительно изменяются и пропорции тела - длина головы к 6-7 годам составляет 1/6 длины тела, а рост конечностей ускоряется (см. рис. 1.1). Происходит дальнейшее совершенствование центральной и периферической нервной системы, развитие мышечной ткани, что дает возможность детям выполнять разные физические упражнения, требующие точной координации движений. Это способствует развитию движений и умений - дети много и быстро бегают, ходят на цыпочках, играют на музыкальных инструментах, рисуют, вырезают поделки из бумаги и др.

Благодаря дальнейшему нервно-психическому развитию, укреплению отрицательной индукции в коре головного мозга возрастает функциональная способность нервных клеток, поэтому дети могут более продолжительное время заниматься какой-либо сконцентрированной деятельностью. Значительно пополняется запас слов, сигналы речи играют все большую роль в поведении ребенка. Развитию речи содействуют различные игры, занятия, разучивание стихов, песен, взаимоотношения между детьми и взрослыми. Овладение речью, произношение отдельных слов и фраз ребенок усваивает через перенимание, поэтому формирование правильной речи зависит от окружающих его людей. Для профилактики задержки речи взрослым необходимо внимательно относиться к ребенку, следить за своей и его речью.

У детей 3-5 лет недостаточно развита моторика речи, в результате чего для них характерны физиологические недостатки выговаривания некоторых звуков: нарушение произношения шипящих и свистящих звуков, а также «р», «л», «к» и др. При правильном обучении звуковой культуре речи эти недостатки быстро проходят. В случаях задержки развития моторики речи у детей в дошкольных учреждениях и школах постановка ее проводится специалистами-логопедами.

В дошкольном возрасте увеличивается удельный вес острых вирусных инфекций - гриппа, ОРЗ. Заболевания органов дыхания занимают первое место. Воспаление легких более часто наблюдается в 2-4 года жизни, а к 7-му году возникает чаще всего как осложнение вирусных заболеваний.

До конца дошкольного возраста увеличивается количество случаев заболевания хроническим тонзиллитом, склонность к ревматизму, почти в 2 раза увеличивается число нарушений зрения, аллергических заболеваний, невротических нарушений.

В конце дошкольного периода структура хронических заболеваний у детей распределяется следующим образом: на первом месте стоят заболевания органов пищеварения; на втором - заболевания органов дыхания (прежде всего носоглотки); на третьем - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, сколиоз и др.); на четвертом - болезни нервной системы и органов чувств (неврозы, миопия, энурез, отит и др.); на пятом - болезни кожи (диатез и др.). Следовательно, основное внимание воспитателей, преподавателей, врачей должно быть направлено на своевременное предупреждение у детей нарушений здоровья, выявление имеющихся отклонений и принятие соответствующих мер их лечения.

Школьный возраст начинается с 6-7 лет и продолжается до 17 лет. Нормально развитый 6-7-летний ребенок морфологически и функционально готов к школьному обучению.

Достаточную функциональную зрелость приобрела нервная система ребенка, анализаторы, эндокринная и другие системы. Заканчивается смена молочных зубов постоянными. Целенаправленные занятия в школе не только посильны, но и полезны для детей, они совершенствуют центральную нервную систему, в частности кору головного мозга, врожденные реакции и способности, создают условия для развития новых связей и реакций, содействуют более быстрому развитию.