Шаблон антропометрия в детском саду антропометрические данные детей. Антропометрические показатели и типы телосложения. Учёт особенностей физического развития инструктором в детском саду

Антропометрия и физическое развитие детей
Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. При этом значение отдельных антропометрических признаков может быть различным.
При анализе уровня физического развития за основу принято брать величину длины тела. Эта величина является доминирующим признаком. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.
Масса тела зависит, прежде всего, от питания ребенка. Это быстро меняющийся показатель, требующий постоянного контроля.
При оценке гармоничности физического развития важное значение имеют показатели окружности грудной клетки. В них проявляются общие закономерности, свойственные другим параметрам физического развития детей.
Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов.
Отставание процессов роста, если оно не связано с патологией костно-хрящевых структур, означает торможение развития и дифференцировки внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.
Движение какого-либо антропометрического показателя в сторону отставания или опережения уже на ранних стадиях позволяет врачу заподозрить развитие патологии: формирующуюся задержку роста (гипостатура, нанизм); опережение роста (синдромы Марфана, Клайнфельдера); развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития легкого, широкогрудости, как проявления увеличения объема легких, микро– и макроцефалии, обусловленных частично гидроцефалией.
Физическое развитие ребенка в детском коллективе зависит от конкретных факторов окружающей среды и, прежде всего, условий и образа жизни.

Организация и проведение наблюдения за состоянием здоровья детей в дошкольных учреждениях
Методика исследования физического развития детей

Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности врача учреждения. Исследование физического развития детей проводится по единой унифицированной методике, в первую половину дня и на обнаженных детях. Это неотъемлемая часть медицинского осмотра. Периодичность и рекомендуемые единые сроки проведения антропометрических исследований зависят от возраста обследуемых:
от 1 года до 3 лет – ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня, сентября и декабря;
от 3 до 7 лет – 2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября.
Как правило, оценка физического развития обследованных детей ограничивается сопоставлением их размеров тела со стандартами физического развития (соматометрия). В этом случае ведущими антропометрическими признаками являются рост, вес и окружность грудной клетки в паузе (т. е. при свободном дыхании). У детей до 3 лет в программу антропометрического обследования включается исследование окружности головы, но оно несет лишь терапевтическую информацию и к оценке физического развития отношения не имеет.
Одним из основных требований при проведении антропометрических исследований является их строгая унификация. Лишь единообразие приемов, использование точного, предварительно выверенного инструментария могут обеспечить достоверность полученных результатов. Все обследования производят на обнаженном ребенке, в светлом, теплом помещении, в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1–2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвонковых хрящей, снижения тонуса мускулатуры, а вес увеличивается в среднем на 1 кг. Температура воздуха в смотровых помещениях ДОУ должна быть не менее 20 °С, а число освидетельствованных должно составлять не более 60–80 человек в сутки.
Измерение длины тела производят с помощью вертикального деревянного ростомера. Ребенок устанавливается спиной к его вертикальной стойке, касаясь последней пятками, ягодицами и межлопаточной областью (но не затылком!); голова ребенка находится в положении, при котором нижний край глазницы и козелок уха расположены в одной горизонтальной плоскости, перпендикулярной стойке ростомера. Подвижная планка ростомера опускается до полного соприкосновения с верхушечной точкой головы (без надавливания) и затем снимаются показания с точность до 1 см.
Определение массы тела проводится натощак или не ранее 1,5 ч после приема пищи на рычажных медицинских или электронных бытовых весах с точностью до 100 г.

Окружность грудной клетки измеряется прорезиненной сантиметровой лентой, которая должна время от времени заменяться новой, так как быстро изнашивается и вытягивается (рекомендуется заменять ее через 450–500 исследований). Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток (они хорошо выявляются при поднятии рук вверх), спереди прикрывает нижние сегменты околососковых кружков. При измерении необходимо натянуть ленту, слегка прижав мягкие ткани. Конец ленты с началом отсчета должен находиться справа. При измерении грудного периметра паузы исследуемому предлагают громко считать или разговаривать. Точность измерения 0,5 см.
В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их сочетаний, определяют понятие «физическая красота».
Наиболее важным признаком физического развития является длина тела. Вес и окружность грудной клетки рассматриваются как производные длины тела. Другими словами, не важно, какой рост у ребенка (кроме пограничных значений – низкого и очень высокого), важно, чтобы с этим ростом гармонично сочетались показатели веса и окружности грудной клетки. Именно этим будет достигнута та физическая красота, которая генетически заложена и присутствует у здорового человека.

Воспитатель Березина Наталья Валериевна

Методы антропометрии - это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии - это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы - социальные условия существования, неправильное отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек,
  2. Внутренние факторы - наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.

Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии - это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

  • длины тела;
  • массы тела;
  • обхвата грудной клетки.

Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии - это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам - важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Рост

Осень

Весна

Осень

Весна

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста - гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.


По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).

В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.

Таблица антропометрических данных детей в группе. Раздел: Бланки для детского сада, таблицы для ДОУ. В таблице заполняются некоторые данные... Раздел: Бланки для детского сада, таблицы для ДОУ. Адаптация... воспитанию в старшей группе · Таблица антропометрических данных детей в группе... О школьной зрелости делают вывод на основе антропометрических... Физическое развитие оценивают по следующим факторами: рост, масса тела..... например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, ... В детском саду осуществляются действенные меры по обеспечению воспитанников качественным питанием. ... питания в детском саду организовано 5-ти разовое питание детей: ... группу физического развития на основе антропометрических данных и группу.... Скачать шаблоны природа для Юкоз. Журнал образовательно-воспитательной работы с детьми. 20,00 грн. ... Важное место в работе детского сада занимает деловая документация ДОУ. Ранний детский аутизм обнаруживается в 4-5 случаях на 10 000 детей (или в 0 ... образовательного учреждения начальной школы-детского сада № 687 .... Эти данные, однако, не подтвердились в течение последующих 40 лет. ..... и специализацией, организация и контроль антропометрии, уточнение... 29 мар 2015 ... ... из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём... САД - систолическое артериальное давление. ... частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни. ... утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, ... А) Рост и развитие организма в норме, возрастные и физиологические особенности состояния здоровья. 1. Ребенку 7 мес. Подолгу сидит в кровати, ... Собственное производство, спец.материалы, индивидуальные заказы, по России. Детские часы Mini Slap – отличный подарок ребенку. Детским садам скидка 20% Развлечение в детском саду «Минута... Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и... ... на которых основывается антропометрия. Шаблон... в детском саду: ... данные детей... Антропометрические данные в детском саду у... детей, в частности... Антропометрия в детском... В этой статье приведены... Основные антропометрические данные детей грудного... Антропометрические данные группы... Кружковая работа в детском саду; ... в развитии детей... Предлагаем вашему вниманию антропометрические таблицы детей, ... В данном разделе... Антропометрия в детском саду » Оформление... шаблон антропометрия группы для... Антропометрические данные детей... шаблон антропометрия... ДАННЫЕ в детском саду... Антропометрические данные группы детского сада. Антропометрия в детском саду заключается... Шаблоны антропометрии в детском саду. 25.12.2015 by SimpotyagaChata ... Благодарности (шаблоны). ... Адаптационный лист ребенка (бланк) для детского сада. Таблица антропометрических данных детей в группе. ... Создано: 04.12.2011 13:53 Автор: Super User. Таблица антропометрических данных детей группы. ... Сценарий праздника к Международному Женскому Дню 8 Марта «Концерт для любимых мам». 1 сентября в детском саду. ... Создано: 04.12.2011 14:23 Автор: Super User. Антропометрические данные группы детского сада. ... Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи «Край, в котором мы живём». ... Стенагазета-плакат для детского сада. Антропометрия для измерения изменений у детей роста и веса. Отличный способ для родителей и воспитателя следить за ростом и другими антропометрическими данными у детей в саду и в группе. ...

Зинаида Добрикова
Антропометрические показатели и типы телосложения. Учёт особенностей физического развития инструктором в детском саду

Программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников предполагает :

Анализ показателей , позволяющих определить состояние здоровья;

телосложение ;

Основные функциональные параметры;

развитие двигательной сферы .

Существует взаимосвязь между показателями физического развития , типом телосложения , развитием двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.

Уделим внимание телосложению .

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта , питание, окружающая среда (климатические условия) и другие факторы. Kонституция - это особенности телосложения человека . М. В. Черноруцкий выделяет три типа конституции : астенический, нормостенический и гиперстенический.

У астеников (легкокостный тип) продольные размеры преобладают над поперечными : конечности длинные и тонкие, кости легкие, шея длинная и тонкая, плечи узкие, грудная клетка длинная, плоская, узкая. Мышцы у таких людей развиты сравнительно слабо . Представители этого типа телосложения обычно имеют небольшой вес.

Телосложение нормостеников (среднекостный тип) отличается пропорциональностью основных размеров тела. У представителей с этим типом телосложения часто бывают длинные ноги, тонкая талия.

У представителей гиперстенического (ширококостного) телосложения поперечные размеры тела значительно больше, чем у нормостеников и астеников. Их кости толстые и тяжелые, плечи широкие, грудная клетка широкая и короткая. Люди с данным типом телосложения склонны к полноте .

Встречаются люди, имеющие смешанный тип телосложения .

Классификация по В. Г. Штефко включает :

Астеноидный тип, который характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, узкой грудной клеткой, слабым развитием мускулатуры , острым эпигастральным углом;

Торакальный (грудной) тип, который отличается длинной грудной клеткой, небольшим животом, достаточно развитой мускулатурой , эпигастральный угол ближе к прямому;

Мышечный тип, который имеет развитое туловище , широкие плечи, хорошо развитую мускулатуру , эпигастральный угол, близкий к прямому, лицо квадратной или округлой формы;

Дигестивный (пищеварительный) тип, который отличается крупной головой, развитой нижней челюстью , короткой шеей, широкой и короткой грудной клеткой; у лиц дигестивного типа хорошо развит живот , выражены жироотложения, эпигастральный угол тупой.

Публикации по теме:

Физическое развитие очень важно для здоровья детей,так как позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Поэтому мы в группе.

Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Художественно-эстетическая зона развития. Требования к изобразительной, творческой зонам группы в детском саду Требования к зоне изобразительного творчества: - Соответствие уголков изодеятельности возрасту и требованиям ФГОС и СанПин. - Расположение.

Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет Практическая работа по изучению особенностей развития общения детей 1,5-3 лет на базе в Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Консультация для педагогов «Актуальность математического развития детей в детском саду» Консультация для педагогов. Тема: Актуальность математического развития детей в детском саду. Дата проведения: 01.12.2016 Цель: повышение.

Известно, что творческие возможности человека могут раскрыться в различных видах деятельности. Психологи и педагоги отмечают в своих научных.