Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития. Нормальное развитие речи у детей. Этапы развития речевых навыков.

В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

С увеличением числа электронных устройств в наших домах и легким доступом детей к этим устройствам они часто начинают использовать их еще до того, как они начнут говорить. Согласно исследованиям, которые были представлены в этом году, у этих детей может быть повышенный риск развития задержки речи.

В настоящее время новые исследования, представленные на ежегодном собрании Общества педиатрии в США в этом году, показывают, что у детей младше 2 лет существует отрицательная связь между временем, проведенным на смартфонах и планшетах и ​​языковым развитием. То есть чем дольше время, затрачиваемое на эти устройства, тем больше задержка при сборе речи.

По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.

Из общего числа детей 20% ежедневно использовали электронные устройства, в среднем 28 минут в день. Исходя из отчета родителей и инструмента оценки языка, исследователи обнаружили, что чем дольше время, затрачиваемое на электронные устройства, тем больше вероятность того, что у ребенка будут задержки речи.

Исследователи не наблюдали связи между временем использования этих устройств и задержками в других навыках общения. Дети учатся говорить и общаться через взаимодействие с другими людьми. Первые годы жизни имеют решающее значение для развития детского языка. Именно тогда их мозги более восприимчивы к новому обучению и строят пути коммуникации, которые будут частью их на всю оставшуюся жизнь.

Этапы развития речевых навыков

На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

Несмотря на частые рекомендации педиатров и других экспертов в области здравоохранения, чтобы ограничить их использование для детей в возрасте до двух или четырех лет, родители все еще довольно часто используют электронику в качестве «пустышки», чтобы успокоить и занять своих детей.

Дальнейшие исследования все еще необходимы для понимания механизмов, лежащих в основе кажущейся взаимосвязи между временем, проведенным с использованием электроники и задержкой речи. Необходимо оценить тип отношений между детьми и родителями, время, проведенное в других видах деятельности, а также понять влияние этого события на протяжении всего детства.

Возраст ребенка Речевые навыки
2 месяца Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют - например, улыбаться или радоваться, видя родителей.
3-6 месяцев Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать.
6-9 месяцев К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии.
9-10 месяцев Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания.
12-14 месяцев Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов.
1,5-2 года Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы.
3 года Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи.


В норме трехлетний ребенок отлично умеет выражать свои мысли родителям, для окружающих же его речь может быть немного невнятной

Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

Международный журнал по поведенческому питанию и физической активности. Есть несколько факторов, которые могут мешать развитию речи ребенка. Сложность слуха: слух очень важен для развития речи. Тесты также указываются для проверки слуха ребенка. Мы можем не заметить умеренную потерю слуха. Отсутствие адекватных стимулов: ребенку нужны адекватные стимулы. Зная, как разговаривать с ребенком, знакомить с ней мир, называть предметы, игрушки, петь, читать истории, играть в парке, играть в притворство, это способы стимуляции.

Говорить слишком много не помогает! Есть родители, которые не знают или не понимают, они слишком много говорят, а потом у ребенка недостаточно места для общения. Языкознание Патологи могут помочь родителям. Мы должны создавать и всегда ценить моменты общения. Сегодня расовая жизнь очень нарушает моменты в семье. Ребенок нуждается в терпении, моделях, расположении. Оставайтесь с нами под рутиной ребенка!

Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать - вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.

Причины и разновидности задержки речевого развития

Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

Маленькая игра может также повредить! Играйте в макияж, дайте еду ребенку, животным, карандашам, бумаге, транспорту, куклам, кликам, клокам. Познавательные трудности: у детей с когнитивным дефицитом также будет трудность в развитии речи. Ваш ребенок учит тому, чему вы учите? Можете ли вы обратить внимание? Можете ли вы дать функцию объектам и игрушкам? Как его общее развитие?

Генетические синдромы: дети могут родиться с генетическими изменениями, а различные синдромы вызывают задержку в речи и языке. Поговорите с врачом, и он узнает, нужно ли вам какое-либо конкретное обследование. Эпилепсия: у детей с эпилепсией может быть задержка речи. Дети с церебральным параличом могут также иметь задержку речи.

Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

Трудности в подвижности полости рта: дети, которые плохо дышат, у которых увеличенные аденоиды, например, могут дышать много времени через рот, и это наносит вред всей мускулатуре органов языка речи, и это влияет на развитие речи. Еда: ребенок, который плохо питается, все раздавленное, пастообразное, много печенья, которое тает во рту, не пережевывая, или использует бутылку с увеличенным или длинным клювом, который не знает, как жевать, может также испытывать трудности с изучением звуков речи.

Аутизм: детям с аутизмом будет сложно говорить на языке. Аутизм - это неврологическое расстройство, которое влияет на вербальное и невербальное общение; влияют на взаимодействие и социализацию, имеют повторяющиеся формы поведения, затрудняют создание и поддержание зрительного контакта; могут быть взволнованы и т.д.

Темповая ЗРР

В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

Селективный мутизм: это психологическое расстройство, характеризующееся отказом говорить в определенных ситуациях, но что ребенок может говорить в других. Они застенчивые, интровертные и тревожные дети. Обычно это дети, у которых было много тестов, и никаких изменений не обнаружено. Они «кажутся нормальными», но речь и язык плохи.

Уход профессионалов с руководством: «Все нормально, он все понимает, поэтому со временем речь придет!». Апраксия речи: моторное расстройство, которое влияет на планирование, программирование и выполнение движений рта, языка, губ, челюсти и т.д. Чтобы говорить. Ребенок хочет поговорить, но не знает, как это сделать. Они обычно двигаются неуклюжими. Они не могут говорить или говорить несколько звуков.

  • болезнь;
  • ослабленный организм;
  • неправильное воспитание;
  • ограниченность в общении.

Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально. Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время - именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

Дорогие родители, как вы могли бы прочитать, когда ребенок не говорит или речь плохо развита, важно исследовать и анализировать многие аспекты. Важно проанализировать общее развитие, способность учиться, подражать, играть, взаимодействовать, общаться и т.д. каждый ребенок уникален, и оценка должна поднять трудности и возможности, чтобы терапия была должным образом спланирована. Часто необходимо некоторое время заботиться о ребенке, чтобы иметь возможность анализировать тщательно и точно. Говоря, нам нужно надлежащее функционирование различных областей, и поэтому иногда родителям говорят, чтобы они проходили через различных специалистов.

Очень часто для преодоления детьми задержки речевого развития требуется определенный стимул, чтобы заговорить. Таким толчком могут стать занятия в кругу сверстников или с логопедом.



Обилие эмоций в летний период может стать толчком для так называемого «языкового взрыва» - резкого скачка в развитии речи ребенка

Алалия

Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

Кроме того, невозможно назвать все как «задержку речи». Изучение и вмешательство особенно важно для ребенка. Ищите говорящих-языковых патологов, которые имеют опыт работы с маленькими детьми и понимают раннее вмешательство. Это обычное явление в речевой и языковой терапии, случаи детей, которые медленно учатся говорить или, которые мало говорят за свой возраст, так называемую языческую задержку. Как мы видели, приобретение языка происходит постепенно, и в большинстве случаев после нескольких оценок, таких как аудиологический и неврологический, делается вывод, что отсутствует стимуляция этого ребенка.

В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

Для правильной стимуляции языка необходимо взаимодействовать и играть с ребенком. Лучшая игра, самая красивая кукла, не принесет никакой пользы, если мы просто отдадим ее ребенку и разрешим им играть в одиночку или, если мы поддерживаем только игру, передавая мелочи или спрашивая их о своих цветах.

Поэтому, если ребенок предлагает вам тарелку, вы говорите «спасибо» и в подобном действии, предложите ей еще одну тарелку и дождитесь, когда она попытается выпустить что-то подобное. Если вы произнесете, положите положительно и ответьте на ее речь. Если вы дали модель, и она не соответствовала, отлично! Это говорит нам о том, что в следующем действии мы можем повторить одно и то же выражение, но с разными стратегиями. Не нужно и не здорово просить ее повторить то, что мы только что сказали! Это приведет лишь к стрессовой ситуации как для взрослого, так и для ребенка.

  • ограниченность набора слов;
  • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
  • некорректное произношение звуков;
  • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.

Другим богатым временем для стимуляции является повседневная жизнь ребенка. Во время купания мы можем быть моделью и обучать части тела, называя, где мы плывут. Во время еды мы учим названиям продуктов, «горячим», «холодным», «горячим» и так много других слов.

Говоря с ребенком, всегда держите зрительный контакт, если необходимо, ниже на высоте, чтобы в дополнение к тому, чтобы слышать сказанное, также видно движение губ и языка каждой фонемы и имеет трек его выражение лица. Всегда говори с ребенком правильно, ведь мы модель! Итак, ничего не надеть «папато» или расчесить «бебело».

ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

Уважайте уровень ребенка, пытаясь поговорить с ней о ваших знаниях или о том, что у нее уже есть какой-то опыт. Уважайте время ребенка, чтобы поговорить. Поскольку она все еще не знает много слов, иногда может потребоваться немного больше времени, чтобы сформировать ответ на стимуляцию.

Более конкретные шутки более богаты. Ниже приведены некоторые из тысяч возможностей игры, в зависимости от возраста ребенка.


Во время купания ребенка назовите части тела, которое вы моете; воспроизводить шум, который вода делает при падении в ванну и т.д.

К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

  • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
  • избирательное и кратковременное внимание;
  • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
  • моторная неловкость;
  • однообразные игры в одиночестве.

Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.

Когда он плачет, поговорите с ним о том, что он чувствует, например, «о, как голоден, мама», «ты сон, мама знает». С ребенком перед зеркалом, играйте, чтобы появляться и исчезать. Игрушки для этого возраста звучат или светятся, как погремушки и мобильные телефоны, которые стимулируют слуховые и визуальные навыки.

Стимулирующие игрушки для младенцев от 7 до 12 месяцев

На этом этапе ребенку нравится повторять одно и то же действие, например, несколько раз бросать игрушку на землю. Благодаря этому повторению он изучает и усиливает двигательные действия и слова, которые мы связываем в этих действиях. Когда ребенок играет, попросите ее в порядке, чтобы дать игрушку вам или кому-то еще.


Развитие речи у слабослышащих детей проходит сложнее, чем у их сверстников без нарушений работы органов восприятия

Задержка психоречевого развития

В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Воспроизведение имитирует смешанные звуки. Научите ребенка попрощаться и поцеловать. При обмене, дайте простые приказы и научите его движениям, которые он должен сделать. Показать простые книги, пластик или ткань, называя животных и части тела. Красочные кубики, резиновые куклы - вот некоторые примеры игрушек для этого возраста.

Когда ребенок делает первые шаги, каждый из них проходит через дом - это открытие и отличная возможность увеличить словарный запас от назначения предметов, которые вызывают интерес. Красочные штабелирующие игрушки, стыковка, спиннинг, тележки и мячи указаны для этого возраста и могут использовать их цвета, формы и действия, чтобы научить детей новым словам.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками.

Основные подходы в работе над коррекцией ЗРР

Существует три главных направления в лечении задержки речевого развития:

  1. Микротоковая рефлексотерапия. Суть метода заключается в том, что сверхмалые электрические импульсы воздействуют на биологически активные и нейрорефлекторные зоны мозга. После такого воздействия восстанавливается работа ЦНС в тех районах, где наблюдались нарушения. С помощью специального аппарата импульсы оказывают свое действие на отделы мозга, ответственные за речь, ее понимание, воспроизведение и словарный запас. Есть данные, доказывающие эффективность рефлексотерапии микротоками при гидроцефалии. Ее применение разрешается уже с полугодовалого возраста.
  2. Занятия с дефектологом и логопедом. Основная цель, которую преследует дефектолог - развитие памяти, мелкой моторики и мышления у малыша. В отличие от логопедов, начинающих работу с малышами, достигшими 4-5 лет, дефектологи начинают работать уже и с 2-летками. В задачах у логопеда стоит обучение ребенка корректно артикулировать, составлять предложения и тексты. Кроме этого, эффективным средством является специальный массаж и гимнастика - они стимулируют функционирование лицевых и шейных мышц, отвечающих за мимику и способность жевать. За счет этого произношение звуков и звукосочетаний становится для ребенка менее затруднительным.
  3. Терапия с использованием лекарств. Медикаментозные препараты для лечения задержки речевого развития назначаются неврологом или невропатологом. Сначала необходимо определить, с какой именно патологией ЦНС имеет дело ребенок - для этого существуют компьютерная томография и ЭЭГ, после чего составляется схема лечения выявленных отклонений и их последствий. Ноотропные препараты, к которым чаще всего прибегают неврологи - Актовегин, Кортексин, Пирацетам, Энцефабол, Нейромультивит и другие. Стоит понимать, что иногда можно справиться с проблемой задержки речи и без психотропных препаратов.

Вспомогательные методы лечения

Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается комплексному лечению, которое включает такие дополнительные методы, как:

  1. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми.
  2. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями - например, сбор пазлов или подвижные игры.
  3. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

Домашняя терапия при задержке речевого развития

Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках - для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.

Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье). индивидуальны у каждого малыша. При задержке речевого развития (ЗРР) отмечается значительное отставание от возрастной нормы. Если у ребенка в 3-4 года существуют проблемы с развитием речи, то помощь специалиста необходима, так как ребенок вряд ли справится самостоятельно. Заключение невролога, логопеда следует воспринимать без паники, но относится к этому серьезно.

Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

Причины задержки развития речи

  • Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания);
  • Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические состояния во время родов и беременности и др.);
  • Нарушения слуха;
  • Тяжелые соматические заболевания, вследствие которых развитие речи малыша значительно отстает от сверстников.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

  • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
  • Если ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
  • Если ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
  • Если ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?»), в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т.п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
  • Если ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т.п.; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку), путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
  • Если ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т.п.).

Как справится с задержкой речи

Справиться с задержкой речи у ребенка легче на ранних этапах , до 3 лет наиболее благоприятный период для усиленного развития речи. Если родители обратили внимание, что их чадо не говорит в 4 года, то чудес скорее всего не произойдет, и у малыша будут проблемы с произношением слов, что может отразиться и на общем развитии. Однако не стоит расстраиваться, если в 2 года кроха еще не слишком разговорчив. Темпы формирования речи у каждого ребенка индивидуальны, следует помнить, что мальчики обычно отстают от девочек в речевом развитии на 4-5 месяцев.

Если вы (или специалист) обратили внимание на задержку развития речи, то начинайте проводить коррекционные занятия . Их можно получить как в специальных учреждениях – детских садах компенсирующего вида, так и организовать самостоятельные занятия дома. Детские сады компенсирующего вида принимают малышей с задержкой развития речи с 2 лет, однако попасть туда не так просто. Необходимо пройти психолого-педагогическую комиссию, которая направляет детей в диагностические группы (до 3-4 лет) детского сада компенсирующего вида.

В таких диагностических группах дети занимаются в течение года, там с малышами занимаются логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные педагоги. После повторного обследования к конце года ребенка или переводят в обычные дошкольные учреждения, или определяют в логопедические группы компенсирующего детского сада.

Самостоятельные занятия с ребенком

Коррекционные занятия с малышами можно проводить и дома . Хорошо, если вы будете периодически консультироваться с логопедами и дефектологами по программе. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата, «вызывание» речи и накопление пассивного и активного словарного запаса.

Как стимулировать речевую активность малыша? В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Длительность занятий сначала не должна превышать 5-10 минут. Хорошо артикуляционная гимнастика показана в книге , там приведены не только упражнения, но и интересные рассказы о веселом язычке со звукоподражаниями, которые очень нравятся малышам. Начинайте с простых упражнений – «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цокание языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения : дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

Также следует в занятия включить упражнения на . Занятия физкультурой, плаванием принесут несомненную пользу для крохи. позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

«Вызываем» речь у ребенка

«Вызывание» речи является одной из основных проблем у детей с ЗРР . Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).

Если малыш уже немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).

Устройте ребенку домашний кукольный театр , вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться.

Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапия, . Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед.

Лекарственная терапия

Сразу отметим, что одной лишь лекарственной терапии ребенку с задержкой речевого развития недостаточно . Медикаментозные препараты назначаются в индивидуальном порядке неврологом или психиатром. Существуют как препараты, которые являются «активным питанием» для нейронов головного мозга (Нейромультивит, Актовегин, Кортексин, Лецитин и др.), так и лекарства, стимулирующие речевые зоны (Когитум, Пантогам, Энцефабол). Недопустимо заниматься самолечением, так препарат, который хорошо ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему малышу. В некоторых случаях дает эффект магнитотерапия или электрорефлексотерапия, однако, данные методики физиотерапии назначаются специалистами избирательно.

Альтернативные способы лечения (дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей)) должны подбираться для ребенка индивидуально, с учетом его особенностей.

Приглашаем Вас на бесплатный вебинар Лены Даниловой « «!!!

Смотрите видео: артикуляционная гимнастика для детей: