Абсолютный музыкальный слух. Абсолютный слух

К музыкальному искусству стремится приобщиться много людей, если не на профессиональном уровне, то хотя бы на любительском. Однако это невозможно сделать без и наличия слуха. Абсолютный относится к одному из нескольких видов музыкальных способностей и вызывает массу споров о природе своего формирования. Возможно ли его развить? Давайте попробуем разобраться.

Общие и специальные способности

Общие способности, без которых невозможно даже начать занятия музыкой - это музыкальная память и здоровая психомоторика. Под музыкальной памятью подразумевается несколько типов памяти, позволяющих в той или иной форме запоминать и воспроизводить музыкальные произведения - на слух или же визуально запоминая расположение нот на клавиатуре, зрительно «фотографируя» нотную партитуру и т. д.

Ядро музыкальности также составляет:

  • ладовое чувство, позволяющее человеку различать эмоциональную окраску музыки и ее гармонию;
  • музыкально-слуховые представления о высоте звуков, о характере их воспроизведения, порядке движения (сюда же относится умение воспроизводить услышанное на слух);
  • восприятие ритма и умение работать в заданном ритмическом рисунке.

Специальные способности включают в себя те, которые необходимы для конкретной исполнительской деятельности (например, к скрипачу предъявляется ряд требований, отличных от требований к вокалисту или пианисту), а также способности, необходимые для осуществления композиторской деятельности.

Общие и специальные способности не исчерпываются только вышеперечисленными компонентами, к тому же границы между этими двумя группами не вполне четкие.

Виды музыкального слуха

Музыкально-слуховые представления по-другому еще именуются музыкальным слухом. Существует несколько его разновидностей:

  1. Внешний (восприятие музыки в реальном времени) и внутренний (умение воспроизводить музыку в воображении).
  2. Абсолютный (умение абсолютно точно распознавать и воспроизводить отдельные звуки и мелодии) и относительный (умение выстраивать мелодию или звукоряд, исходя из ладовых связей и гармонии).
  3. Гармонический (восприятие многоголосных аккордов и партий) и мелодический (восприятие одноголосных мелодий).

Что такое абсолютный музыкальный слух

В свою очередь абсолютный музыкальный слух делится на 2 категории: пассивный и активный. Пассивный - это когда человек в точности может назвать высоту воспроизведенного звука, распознать взятый аккорд или даже назвать ноты, из которых состоит мелодия. Хорошо развитый активный абсолютный слух позволяет человеку в точности воспроизводить заданную мелодию, звукоряд или аккорд.

Абсолютный музыкальный слух относится, по идее, к общим музыкальным способностям, ведь музыкально-слуховые представления находятся именно в этой категории. Однако исследователи ведут жаркие дискуссии по поводу данной классификации.

Во-первых, относить абсолютный слух к общим способностям было бы неправильно, потому что для любого вида музыкальной деятельности более важен относительный слух - умение выстраивать относительные ладовые связи (именно под этим понимают музыкальность). Абсолютный же слух - это уникальное явление. Вместе с тем его наличие не говорит о способности человека понимать музыку, а скорее свидетельствует о хорошей слуховой памяти, которая с точностью фиксирует музыкальную информацию. Поэтому некоторые исследователи утверждают, что абсолютный музыкальный слух относится к специальным способностям. Опять же, до сих пор не установлено - врожденная ли это способность или приобретенная.

Как осуществить тест на музыкальный слух

Тест на наличие музыкального слуха проходят ученики перед зачислением в музыкальную школу, студенты перед поступлением в музыкальное училище и т. д. Для людей, планирующих заниматься музыкой профессионально, такие проверки - обычное дело. Однако для того, чтобы превратить музыку в своё хобби, также необходимо удостовериться в наличии способностей. Как проверить слух музыкальный в домашних условиях?

Для этого не потребуются изощренные методы - достаточно выполнить несколько простых заданий с помощью напарника.

Задание №1

Желательно, чтобы человек, который проходит тест, стоял спиной к инструменту. Напарник должен взять на клавиатуре произвольную ноту. Испытуемому дается пара секунд, чтобы запомнить её звучание. Затем помощник одна за другой должен играть ноты вразнобой, а испытуемый должен узнать среди них ту ноту, которую держит в памяти. Повторить тест следует несколько раз.

Задание №2

Если человек, который проходит тест, знает название нот, то можно попробовать ту же самую методику: напарник берет произвольную ноту - испытуемый озвучивает её название.

Задание №3

Музыкальный слух подразумевает и хорошее восприятие ритма. Помощник должен карандашом настучать о твердую поверхность определенный ритмический рисунок, который будет длиться 5-7 секунд. Испытуемый должен в точности повторить его.

Выполнить досконально тест на музыкальный слух может не получиться с первого раза - это нормально даже для людей, у которых есть слух. Но если при многократных повторах количество правильных ответов меньше 20-30%, то, скорее всего, музыкальный слух отсутствует или очень слабо развит.

Как развить абсолютный музыкальный слух

Поскольку абсолютный музыкальный слух относится к еще плохо изученной сфере человеческих способностей, при большом желании можно все-таки попробовать его развить: даже если тест был пройден неудовлетворительно, это не гарантия, что у человека вовсе отсутствуют задатки. Выполнение систематических упражнений на развитие слуха окончательно может прояснить ситуацию: подтвердить или опровергнуть результат первого прослушивания.

Упражнения для развития абсолютного музыкального слуха

Когда осуществляется развитие музыкального слуха, упражнения стоит выбирать для начала самые простые. Когда они будут освоены - можно усложнять задания. Для тренинга понадобится помощник.

Упражнение №1

Упражнение в целом повторяет упражнение №1 из теста на музыкальный слух. С той лишь разницей, что на этот раз, когда ученик ошибается, ему необходимо сообщить правильный ответ и дать еще раз запомнить звучание ноты, а также ее название (если он владеет Педагогические исследования показали, что сообщение правильного ответа улучшает результаты дальнейших упражнений на 25-30%.

Упражнение №2

Когда предыдущее упражнение будет освоено, стоит перейти к более сложному варианту - музыкальному диктанту. Для него необходимо взять самую простую мелодию - из учебника за 1-й класс музыкальной школы.

Для первого диктанта напарник должен медленно, соблюдая размер и все паузы, сыграть всего несколько тактов, а испытуемый - на слух записать мелодию нотами. Со мелодии можно увеличивать, пробовать писать более сложные диктанты. Проверка и работа над ошибками - обязательная составляющая этого упражнения.

Заключение

Тест на музыкальный слух может сказать многое о но далеко не всё. Некоторые испытуемые слишком волнуются, и это мешает им показать весь свой потенциал.

Однако если вы приняли решение развивать музыкальный слух, нужно понимать, что выполнение упражнений должно стать если не ежедневным занятием, то осуществляться не менее 3-4 раз в неделю. При несистематических упражнениях результата достичь будет сложно, а в некоторых случаях его придется ждать годы. Развитие абсолютного музыкального слуха - дело непростое, необходимо вооружиться терпением.

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.

Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.

Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии. Хотя с последним иногда бывают проблемы: если произведение транспортировано в иную тональность, то «абсолютники» могут перестать его узнавать. Им кажется, что речь идёт о другой композиции или же о грубейших ошибках. Кроме того, подобный музыкальный слух иногда провоцирует на леность. Им пытаются замещать труд по освоению сольфеджио, в результате чего страдают навыки.

К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.

Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет. А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей. В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.

Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из 10 000. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.

Означает ли это, что абсолютный музыкальный слух можно развить? И да, и нет. Вернее, это вполне реально, если начать заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги. Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.

Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.

У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?

Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.

Мифы и реальность

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых - умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки. Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем. А кое-кто даже подразумевает редкую аномалию: способность человека воспринимать ультразвук. Но, как можно догадаться, к абсолютному музыкальному слуху это всё не имеет никакого отношения.

22.01.2015 20:56

– это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное... Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как "истинный", "превосходный". Термин "абсолютный слух " был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе "Зонная природа звуковысотного слуха" (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке .

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм "синим цветом", люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы , а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха . Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим . Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха . Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух . Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не "сползать" при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями . Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Абсолютный слух – это особый способ восприятия звуков. Человек, обладающий абсолютным слухом, определяет частоту звука, не сравнивая его с другими, не пропевая их про себя. Это качество отличает абсолютный слух от относительного слуха, при котором человек определяет звук, сравнивая его с другими.

Абсолютный в переводе с латинского absolutes означает «неограниченный». Различают пассивный и активный абсолютный слух.

При пассивном абсолютном слухе человек легко определяет высоту музыкального звука, но не способен его воспроизвести голосом. Активный абсолютный слух не имеет такого ограничения, обладатель этого качества может определить звук и напеть голосом.

Люди с активным абсолютным слухом – абсолютники, отличаются друг от друга быстротой определения, частотным диапазоном восприятия звуков, умением определять звуки разных тембров звучания.

Особенности звукового диапазона

Человек различает звуковые колебания в частотном диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Звуки высокой частоты в полном объеме воспринимаются в детстве, с возрастом верхняя граница понижается.

Человек с абсолютным слухом воспринимает звуки в обычном диапазоне, но обладает способностью точно различать звуки разной частоты, причем не на всем диапазоне слышимых звуковых колебаний, а на определенном участке.

Самая высокая точность распознавания звуков соответствует среднему регистру, уменьшается к краям частотного диапазона.

К среднему регистру относятся малая, первая, вторая октавы. В среднем регистре лежит и речевой диапазон, средняя часть диапазона – первая октава.

Эталон звучания

В 1939 году на Международной конференции в Лондоне был принят стандарт для настройки музыкальных инструментов по всему миру. Эталоном звука, по которому и сегодня сверяют свои действия все музыканты мира, служит звучание ноты «ля», соответствующее частоте 440 Гц.

Псевдоабсолютный, гармонический, внутренний слух

Кроме абсолютного, различают псевдоабсолютный слух. При этом способе распознавания звуков человек сравнивает внешний звук со звуком своего голоса. Отсчетом для определения звука может служить самый высокий или самый низкий звук собственного голоса.

Еще одной особенностью людей с абсолютным слухом является умение распознавать звуки при их одновременном звучании. Такой слух называют гармоническим. Абсолютники точно называют количество звуков в гармоническом аккорде, распознают каждый из них.

Для музыканта важно обладать не только хорошим абсолютным и относительным восприятием звуков, но и развитым внутренним слухом.

Это качество основывается на музыкальном опыте, способности мыслить музыкальными образами, представлять гармонию музыкального произведения в целом.

Внутренний слух основывается на музыкальном таланте, совершенствуется всю жизнь. Такие известные композиторы, как Бетховен, Сметана, страдающие в конце жизни глухотой, писали музыку, пользуясь исключительно внутренним слухом.

Абсолютный слух и музыкальные способности

Абсолютная способность распознавать звуковые частоты всегда врожденная, но для того, чтобы она проявилась, человек должен сначала услышать звуки. Частота услышанного звука сохраняется в памяти без изменений всю жизнь. Первым известным абсолютником считается В. А. Моцарт.

С возрастом абсолютный слух не утрачивается, а по некоторым данным, улучшается. Встречается врожденная способность абсолютного распознавания звуков в среднем с частотой 1: 10 000. Среди профессиональных музыкантов эта способность отмечается чаще, примерно у одного на несколько десятков человек.

Количество абсолютников выше у народностей с тональными языками. К таким языкам относятся японский, вьетнамский.

Жители этих стран музыкальны, любят и понимают музыку. Тем не менее, количество композиторов в этих странах в среднем не выше, чем в европейских государствах.

Дело в том, что абсолютный слух — не гарантия музыкальной одаренности. По аналогии с литературой, не достаточно распознавать цвета, чтобы рисовать, знать буквы, чтобы стать писателем.

Можно ли достичь абсолютного слуха тренировкой

Абсолютник отличается от человека с относительным музыкальным слухом способностью сохранять в памяти частоту звука. Поступающий в слуховой анализатор внешний звук сравнивается с имеющимися у абсолютника в памяти частотами и выбирается наиболее близкое значение.

Совершенно идеального звучания внешнего звука добиться сложно. В действительности даже эталон — нота «ля», воспроизводится не на частоте 440 Гц, а с небольшой погрешностью. Диапазон погрешности или звуковысотная зона составляет 435-445 Гц.

Специальной тренировкой обычный человек при желании способен максимально приблизиться к умению различать звуки с абсолютной точностью.

Возможно, не каждому удастся достичь скорости распознавания и точности определения звука, характерных для абсолютного слуха, но приблизить свой музыкальный слух к желаемому идеалу, по силам каждому.

Обязательным условием для начала занятий должно быть наличие относительного музыкального слуха. Этот способ распознавания звуков может быть развит в совершенстве и соответствовать уровню абсолютного распознавания звуков.

Существуют специальные программы – Ear Power, Earope, позволяющие совершенствовать слух самостоятельно. Желающим улучшить свой абсолютный слух предлагаются курсы, где под руководством тренера шаг за шагом постигается мастерство распознавания музыкальных звуков.

Известно большое число успешных, выдающихся композиторов, не обладавших абсолютным слухом с рождения и отточивших мастерство в профессиональной деятельности.

Недостатки абсолютного слуха

Не всегда выдающиеся качества приносят обладателю одну лишь только пользу. Абсолютный слух в обычной жизни создает даже некоторые неудобства.

Так, абсолютники слышат любую фальшивую ноту. Диссонанс режет слух, отвлекает, вносит оттенок неудовольствия в занятия. Абсолютный слух улавливает фальшивые ноты в звучании оркестра на концерте, церковного пения в храме, звуки обычного пения в караоке вызывают шок.

Кроме того, чистый абсолютный слух без развитого относительного слуха позволит человеку играть с листа сложные музыкальные произведения, идеально настраивать инструменты, но не позволит писать музыку. Обладатель абсолютного слуха с неразвитым относительным слухом воспринимает музыкальные звуки в отдельности, не чувствует их взаимного тяготения и гармонии.

Абсолютный слух обнаруживается при занятии музыкой, тренируется и развивается в течение всей жизни, не ослабевает с возрастом. Музыкальные способности человека складываются из умения точно различать высоту звука, способностью определять тембр, длительность, относительную высоту и интенсивность звуков.


Феномен абсолютного слуха


Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту . Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.

Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный .

Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще . Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.

На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением . Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух . Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить .

Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.

Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.

В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой .


Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. — Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет ».

Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников» . Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки , при котором ученики определяют ноты и играют только на слух . Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте . В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.

Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти . Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.

Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано . Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.

Е. Рудерман