Французская музыка. Характеристика народной французской музыки

О существовании музыкальных инструментов в древние времена первыми рассказали археологи, которые находят почти во всех раскопках дудки, пищалки и другие предметы для музицирования. При этом подобные находки были обнаружены на тех территориях, где археологам удалось раскопать стоянки первобытных людей.

Некоторые найденные музыкальные инструменты археологи относят к эпохе верхнего палеолита – иными словами, эти инструменты появились за 22-25 тысяч лет до нашей эры.

Помимо этого, древние люди умели не только делать музыкальные инструменты, но и музыку к ним, записывая нотные знаки на глиняных табличках. Самая старая нотная запись на сегодняшний день была написана в 18 веке до нашей эры. Археологи нашли ее в раскопанном ими шумерском городе Ниппура, который когда-то находился на территории современного Ирака. Ученые Калифорнийского университета, расшифровавшие табличку с нотами в 1974 году, заявили, что на ней были записаны слова и музыка любовной ассирийской баллады для струнной лиры.

Самый древний музыкальный инструмент

В 2009 году археологи обнаружили в одной из пещер, расположенных на юго-западе Германии остатки инструмента, сильно напоминающего современную . Проведенные анализы и исследования показали, что возраст древней флейты составляет более 35 тысяч лет. В корпусе флейты было проделано пять идеально круглых отверстий, которые должны закрываться пальцами при игре, а на ее концах находились два глубоких пропила V-образной формы.

Длина музыкального инструмента составила 21,8 сантиметра, а толщина – всего 8 миллиметров.

Материал, из которого была сделана флейта, оказался не деревом, а из птичьего крыла. Этот инструмент на сегодняшний день является самым древним, однако не первым в истории археологических находок – также на раскопках неоднократно находили костяные дудки, полые звериные рога, трубы из ракушек, каменные и деревянные трещотки, а также барабаны, сделанные из шкур животных.

О происхождении музыки существует много легенд. Древние греки считали, что ее им даровали великие боги Олимпа, однако современные ученые провели ряд этнографических и археологических исследований. В результате этих исследований было установлено, что первая музыка появилась еще в первобытном обществе и использовалась в качестве колыбельной для убаюкивания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Французская музыка -- одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из фольклора кельтских и германских племен, живших в давние времена на территории нынешней Франции. Со становлением Франции в период Средневековья во французской музыке слились народные музыкальные традиции многочисленных регионов страны. Французская музыкальная культура развивалась, взаимодействуя также с музыкальными культурами других европейских народов, в частности итальянского и немецкого. Начиная со второй половины 20 века музыкальная сцена Франции обогатилась музыкальными традициями выходцев из Африки. Она не остаётся в стороне от мировой музыкальной культуры, вобрав в себя новые музыкальные тенденции и придав особый французский колорит джазу, року, хип-хопу и электронной музыке.

Французская музыкальная культура начала формироваться на богатом слое народной песни. Хотя древнейшие достоверные записи песен, сохранившиеся до наших дней, датируются 15 веком, литературные и художественные материалы свидетельствуют о том, что ещё со времен Римской империи музыка и пение занимали видное место в повседневной жизни людей. С христианством на французские земли пришла церковная музыка. Первоначально латинская, она постепенно изменялась под влиянием народной музыки. Церковь использовала в богослужениях материал, понятный местным жителям. Одним из существенных пластов французской музыкальной культуры была церковная музыка, получившая распространение вместе с христианством. В церковную музыку проникли гимны, складывались свои певческие обычаи, появились местные формы литургии. французский музыкальный традиция композитор

Народная музыка

В работах французских фольклористов рассматриваются многочисленные жанры народной песни: лирические, любовные, песни-жалобы (complaintes), танцевальные (rondes), сатирические, песни ремесленников (chansons de metiers), календарные, например рождественские (Ноэль); трудовые, исторические, военные и др.. К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями. Среди лирических жанров особое место занимают пасторали(идеализация сельской жизни). В произведениях любовного содержания преобладают темы неразделённой любви, расставания. Немало песен посвящено детям --колыбельные, игровые, считалки (фр. comptines ). Разнообразны трудовые (песни жнецов, пахарей, виноградарей и др.), солдатские и рекрутские песни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях (эту группу песен исследователи называют «поэтическим эпосом истории Франции»).

И хотя французская музыка широко известна со еще времен Карла Великого, лишь в эпоху барокко появились композиторы мирового значения: Жан-Филипп Рамо, Луи Куперен, Жан-Батист Люлли.

Жан-Филипп Рамо. Ставший знаменитым лишь в зрелые годы, Ж. Ф. Рамо так редко и скупо вспоминал о своем детстве и юности, что даже его жена почти ничего об этом не знала. Лишь по документам и отрывочным воспоминаниям современников мы можем восстановить путь, приведший его на парижский Олимп. День его рождения неизвестен, а крещен он был 25 сентября 1683 г. в Дижоне. Отец Рамо работал церковным органистом, и первые уроки мальчик получил от него. Музыка сразу стала его единственной страстью.

Жан-Батиса Люлли. Этот выдающийся музыкант-композитор, дирижер, скрипач, клавесинист прошел жизненный и творческий путь, чрезвычайно своеобразный и во многом характерный для его времени. Тогда еще сильна была неограниченная королевская власть, но уже начавшееся экономическое и культурное восхождение буржуазии привело к появлению людей из третьего сословия в качестве не только "властителей дум" литературы и искусства, но и влиятельных фигур в чиновно-бюрократических и даже придворных кругах.

Купрен. Франсуа Куперен - французский композитор и клавесинист, как непревзойденный мастер игры на клавесине он удостоился от своих современников титула "Le Grand" - "Великий". Родился 10 ноября 1668 г. в Париже, в потомственной музыкальной семье. Его отцом был Шарль Куперен, церковный органист.

Французская музыка классического направления достигла своего расцвета в 19 веке. Эпоха романтизма во Франции представлена произведениями Гектора Берлиоза, прежде всего, его симфонической музыкой. В середине 19 века становятся известными произведения таких композиторов, как Габриэля Форе, Камиля Сен-Санс, и Сезара Франка. А в конце этого столетия во Франции появляется новое направление в классической музыке - импрессионизм, который связывают с именами Клода Дебюсси, Эрика Сатии Мориса, Равеля

В 20-х годах 20 века во Франции распространяется джаз , выдающимся представителем которого был Стефан Граппелли.

Во французской поп-музыке сложился жанр шансона, где ритм песни повторяет ритм французского языка, акцент делается как на словах, так и на мелодии. Благодаря Мирей Матье, Эдит Пиаф и Шарлю Азнавуру французская музыка в жанре шансон стала необычайно популярна и любима во всем мире. Хочу рассказать про Эдит пиаф 19 декабря 2014 года исполняется ровно 99 лет, как в Париже появилась на свет певица Эдит Пиаф. Она родилась в тяжелейшее время, несколько лет жила слепой и начинала петь в самых злачных кабаках. Постепенно, благодаря своему таланту, Пиаф покорила Францию, Америку, а затем и весь мир…

Начало 30-х годов. Париж. Из маленького кинотеатра на окраине города после вечернего сеанса выходит странное создание в грязном свитере и потрепанной юбчонке. Губы неровно намазаны ярко-красной помадой, круглые глаза вызывающе глядят на мужчин. Она посмотрела фильм с Марлен Дитрих. И у нее прическа точь-в-точь как у кинозвезды! Вихляя тощими бедрами, самоуверенная пигалица заходит в прокуренный бар и заказывает два стакана дешевого вина -- себе и молодому моряку, к которому подсела за столик... Эта вульгарная уличная девчонка скоро станет Эдит Пиаф.

Во второй половине 20 века во Франции становится популярной эстрадная музыка, известными исполнителями которой явяются Патрисия Каас, Джо Дассен, Далида, Милен Фармер. Патримсия Каамс (фр. Patricia Kaas; род. 5 декабря 1966, Форбак, департамент Мозель, Франция) -- французская эстрадная певица и актриса. Стилистически музыка певицы -- это смесь поп-музыки и джаза. С момента выхода дебютного альбома Каас «Мадмуазель поёт блюз» (фр. Mademoiselle chante le blues) в 1988 году во всём мире было продано более 17 миллионов записей её выступлений. Особо популярна во франкофонных и немецкоговорящих странах, а также в России. Существенная часть её формулы успеха -- это постоянные гастроли: Каас практически всё время находится в заграничных турне. Представляла Францию на конкурсе песни «Евровидение» 2009 года и заняла 8 место.

Одним из пионеров электронной музыки был французский композитор Жан-Мишель Жарр, его альбом Oxygene стал классикой электронной музыки. В 90-х годах 20 века во Франции развиваются и другие жанры электронноймузыки, такие как хаус, трип-хоп, нью-эйдж, и другие.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эпоха Жана Филиппа Рамо - одного из самых выдающихся композиторов своей родины. Рамо и "большая" французская опера. "Война буффонов". Французская лирическая трагедия как жанр. Лирические трагедии Рамо. Рамо и Де Ла Брюер. Рамо - звучащий Версаль.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2008

    Предпосылки расцвета музыки французских клавесинистов. Клавишные музыкальные инструменты XVIII века. Черты стиля Рококо в музыке и других видах творчества. Музыкальные образы французских клавесинистов, клавесинная музыка Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Общие характерные особенности исполнения, определение французской клавирной музыки. Метроритм, мелизматика, динамика. Специфика исполнения французской клавирной музыки на аккордеоне. Артикуляция, меховедение и интонирование, техника исполнения мелизма.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Понятие "музыкальный термин" и его особенности. Логико-понятийная схема французской музыкальной терминологии: истоки и принципы формирования. Эволюция французской музыкальной терминологии исполнительского искусства, иноязычное влияние на данную сферу.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2017

    Классификации музыкальных форм по исполнительским составам, назначению музыки и другим принципам. Специфика стиля разных эпох. Додекафонная техника музыкальной композиции. Натуральный мажор и минор, особенности пентатоники, использование народных ладов.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Формирование музыкальных традиций в рамках христианской церкви, единая система церковных ладов и ритмики в средневековой западноевропейской культуре. Художественно-стилевые особенности духовной музыки в творчестве известных композиторов XVIII-XX веков.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского. Роль В.Ф. Одоевского в российской музыкальной культуре. Анализ церковной музыки. Профессиональный разбор специфики выразительных средств музыки, особенностей баховской полифонии. Признаки психологизма в музыке.

    реферат , добавлен 02.12.2013

    Особенности современной социокультурной ситуации, влияющей на процесс формирования музыкально-эстетической культуры школьника, технология ее развития на уроках музыки. Эффективные методы, способствующие воспитанию у подростков музыкальной культуры.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2009

    Особенности воспитания музыкальной культуры учащихся. Вокально-хоровая работа. Исполнительный репертуар учащихся. Слушание музыки. Метроритмика и игровые моменты. Межпредметные связи. Формы контроля. "Трудовые песни". Фрагмент урока музыки для 3 класса.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2015

    Разновидности североамериканской народной музыки. Истории направлений американской музыки. История джаза в США в первой четверти XX века. Основные течения джаза и кантри. Характерные черты музыкального языка джаза. Ковбойские баллады Дикого Запада.

Научиться играть на музыкальном инструменте является одной из самых крутых вещей, которые вы будете когда-либо делать. Если вы только заканчиваете школу и решили, что вы хотели бы играть в группе, или решили научиться играть музыку теперь, когда дети выросли - это весело и полезно, и это нужно сделать. Если вы еще не знаете, что вы хотите играть, вы находитесь в отличной форме, - это означает, что все для вас возможно! Смотрите Шаг 1, чтобы получить полезные советы о выборе правильного инструмента.

Шаги

Выбирая из разнообразия

    Начните с фортепиано. Фортепиано это - общий инструмент для старта, потому что это легко, чтобы действительно увидеть музыку. Общие для многих культур и стилей музыки, фортепиано и клавишные инструменты являются отличным выбором, если вы хотите узнать инструмент независимо от вашего возраста. Варианты фортепиано, которые вы сможете добавить в ваш репертуар позже, могут включать:

    • Орган
    • Аккордеон
    • Синтезатор
    • Клавесин
    • Фисгармония
  1. Оторвись на гитаре. От классики до металла, обучение игре на гитаре открывает все двери в новые стили музыки. Гитара оказала влияние на поп-культуру возможно, более сильное, чем любой другой инструмент, и стала самым популярным выбором для новичков во всем мире. Возьмите в руки акустическую гитару, чтобы быть мобильным, или проверьте ее электрический вариант, чтобы начать валять дурака со своими соседями и играть пьянящие фразы. Как только вы освоили основы игры на гитаре, вы можете также добавить другие инструменты из шестиструнной компании:

    • Бас-гитара
    • Мандолина
    • Банджо
    • Дульцимер
  2. Рассмотрим применение классических инструментов. Одной из наиболее жизнеспособных карьер в музыке является игра на классических струнных инструментах в оркестрах, в струнном квартете или других составах. Инструменты камерных оркестров могут быть привлекательны для вас, если у вас есть интерес к классической музыке. В то время как они могут иметь консервативную репутацию, они до сих пор широко используются в народной музыке и других жанрах во всем мире. Классические струнные включают:

    • Скрипка. Она, как правило, рассматривается в качестве "ведущего" инструмента в мире струнных инструментов. У нее широкий диапазон, ее удобно держать, и она может быть настолько возвышенно выразительна, что никакие другие инструменты не могут даже пытаться с ней сравниться.
    • Альт. Несколько больше, чем скрипка, глубже и мягче по тону, чем скрипка. Если у вас более длинные руки и большие кисти рук, вы могли бы играть на альте, а не скрипке.
    • Виолончель. Виолончель гораздо больше, чем скрипки и альты, и вы должны играть, сидя с инструментом между коленями. Она имеет богатый, глубокий тон сродни мужскому голосу. Хотя она не может достичь высот скрипки, это очень лирический инструмент.
    • Контрабас. Это самый низкий по звучанию член скрипичной семьи. В классических или камерных оркестрах на нем чаще всего играют смычком, а иногда пальцами для эффекта. В джазе или в народной музыке (где вы будете часто находить контрабас) в основном играют пальцами и иногда смычком для эффекта.
  3. Познакомьтесь с медными инструментами. Как простые, так и сложные, инструменты из семейства медных - в основном длинные металлические трубки с клапанами и клавишами, которые изменяют высоту тона. Чтобы играть на них, вы жужжите вашими губами внутри металлического мундштука для создания звука. Они используются во всех типах концертных групп и оркестров, джазовых комбо, оркестров и как сопровождение в старой школе ритм-энд-блюз и музыки соул. Медные инструменты включают в себя:

    • Труба
    • Тромбон
    • Валторна
    • Баритон
    • Сузафон
  4. Не забывайте о деревянных духовых инструментах. Как и на медных духовых инструментах, на деревянных духовых инструментах играют, дуя в них. В отличие от медных духовых инструментов, деревянные духовые инструменты имеют трости, которые вибрируют, как вы на них дуете. Они создают множество красивых тонов. Это чрезвычайно универсальные инструменты для джаза или классической музыки. Деревянные духовые инструменты включают в себя:

    • Флейта, пикколо или дудка
    • Саксофон
    • Кларнет
    • Гобой
    • Фагот
    • Гармоника
  5. Создайте ритм, играя на ударных инструментах. Сохранять темп в большинстве музыкальных групп - это работа для барабанщиков. В некоторых группах это ударные установки, в других оркестрах они представлены более широким спектром инструментов, на которых играют молотками, руками или палочками. Ударные инструменты включают в себя:

    • Ударная установка
    • Вибрафон, маримба и ксилофон
    • Колокольчики
    • Колокола и тарелки
    • Конго и бонго
    • Литавры
  6. Рассмотрим новые музыкальные инструменты. Люди делают музыку на большем количестве инструментов, чем когда-либо прежде. Возможно, вы видели, что парень на углу улицы играет ритм на двадцатилитровых ведрах из-под краски и крышках от кастрюль. Барабаны? Может быть. Ударные, конечно. Рассмотрим игру:

    • IPad. Если у вас он есть, вы уже знаете, что есть некоторые действительно удивительные музыкальные инструменты, которые не поддаются классификации. Нажмите на экран, и голос выходит из синей лужи на зеленом фоне. Смените приложение, и теперь вы играете на старинном синтезаторе 80 годов, который стоил 50000 долларов, а теперь 99 центов, и звучит лучше.
    • Есть ли у вас пара проигрывателей для пластинок? Чтобы стать великим диджеем, нужно много мастерства и много практики, и любой, кто говорит вам, что это не музыка – не прав.
  7. Проверьте этот список. Как вы можете видеть, существует больше инструментов, чем вы можете использовать для ритма. Некоторые из трудных для категоризации перечислены ниже:

    • Эрху (китайская двух струнная скрипка)
    • Гуцинь (китайский струнный инструмент)
    • Ситар
    • Дульцимер
    • Кото (японская арфа)
    • Волынка
    • Гавайская гитара
    • Английский рожок
    • Пан флейта / свирель
    • Окарина
    • Блок-флейта
    • Свистулька
    • Дудка
    • Меллофон (походный вариант рога)
    • Альтгорн
    • Труба пикколо
    • Флюгельгорн

    Выбор подходящего инструмента

    1. Экспериментируйте с большим количеством различных инструментов, прежде чем выбрать. Возьмите в руки трубу, гитару или тромбон и извлеките несколько нот. Это пока не музыка, но это даст вам некоторое представление о том, интересно ли на нем играть и стоит ли потратить на это некоторое время.

      Посмотрите на ваши возможности. Если вы начинаете в школьном ансамбле, проверьте и посмотрите, какие инструменты включает группа. В большинстве концертных групп в школах есть кларнеты, флейты, саксофоны, тубы, баритоны, тромбоны, трубы и ударные инструменты для начала, и можно подготовиться к другим инструментам, как гобой, фагот и флюгельгорн.

      • Вы можете начать принимать решение о выборе инструмента из тех, которые доступны. Вы также можете спросить руководителя, каких инструментов у них не хватает - он будет очень признателен, если вы можете заполнить пустое место.
    2. Держите свои варианты открытыми. Вы можете играть на баритон - саксофоне, но группа уже имеет трех баритонистов. Возможно, вам придется сначала играть на кларнете, а затем перейти к альт-саксофону, а потом перейти к баритону, когда появится возможность.

      Учтите ваши размеры. Если вы начинаете в средней школе, и ваш рост меньше, чем у среднего ученика, туба или тромбон не может быть правильным для вас инструментом. Вы можете вместо этого попробовать трубу или корнет.

      • Если вы моложе или по-прежнему теряете зубы, вы можете найти трудным воспроизвести звук на некоторых медных инструментах, потому что ваши зубы не очень крепкие.
      • Если у вас маленькие руки или пальцы, фагот не может быть для вас удобным, хотя есть фаготы, сделанные для начинающих с клавишами для маленьких рук.

      Поиск подходящего инструмента

      1. Играйте, что вам нравится. Когда вы слушаете радио, Спотифай или любимую музыку вашего друга, что вас инстинктивно оживляет?

        • Барабаните ли вы пальцами вместе с басовой линией или же вы заводитесь от бешеных гитарных соло? Может быть, вам стоит подумать о струнных инструментах.
        • Вы постоянно сотрясаете воздух, колотя пальцами по столу? Все это великие подсказки о том, что может быть вашим "естественным инструментом", и это включает в себя удары палками, руками или тем и другим!
      2. Думайте, что будет иметь практическое значение для вашей ситуации. Вы можете иметь естественное влечение к барабанам, но ваши родители сказали: "Ни в коем случае - это слишком громко!". Будьте изобретательны - либо предложите цифровые барабаны, которые вы можете слышать только через наушники, или переосмыслите ваши потребности и начните с чем-то мягким, как набор барабанов Конга. Играйте на барабанах в школьном ансамбле, но практикуйтесь дома на резиновых ковриках.

      3. Просто выберите один. В то время как вы можете быть очень аналитичным о том, что играть, есть еще одна вещь, чтобы попробовать, что имеет много преимуществ. Закройте глаза (после прочтения этого) и запишите первые 5 инструментов, которые приходят на ум. Теперь посмотрите на то, что вы написали.

        • Одним из этих выборов является ваш инструмент. Первый находится на первой строчке: это может быть инструмент, на котором вы действительно хотите играть, или это может быть только инструмент, с которым вы связываете изучение музыки.
        • С каждым удачным выбором вы обращаете больше внимания на то, что вы хотели. К пятому выбору вы можете найти ответ. Это ясно, что все инструменты вам нравятся, но что является лучшим выбором? Все зависит от того, кто вы, и как вы собираетесь учиться.
      • Если инструмент, на котором вы хотите играть, стоит дорого, попробуйте арендовать или заимствовать его на некоторое время.
      • Это хорошая идея, чтобы выбрать инструменты, которые позволят вам изучать все виды музыки. У таких инструментов как флейта или гитара есть много возможностей. Кроме того, выбор саксофона или трубы позволит вам легко заниматься изучением других инструментов. Например, для саксофониста проще выбрать другие тростниковые инструменты, такие как кларнет, а для трубача намного проще изучить французский рожок или другой медный инструмент.
      • Рассмотрим вашу индивидуальность. Сравните себя с актером. Вы должны быть исполнителем главной роли? Выберите инструмент, который играет мелодии и часто играет соло, как флейта, труба, кларнет, скрипка. Исполнитель поддержки? Если вы в своей стихии, работая вместе как группа, чтобы создать красивые гармоничные оттенки, то басовый инструмент, как туба, баритон, баритон -саксофон или струнный бас может быть идеальным.
      • Перед началом узнайте о вашем выбранном инструменте как можно больше, чтобы убедиться, что вы хотите его изучать.
      • Рассмотрите ваши местные ресурсы. Войдите в контакт с местными учителями и попытайтесь найти способ купить инструмент.
      • Если вы не уверены, что вы действительно хотите играть на инструменте, который вы выбрали, арендуйте его, и если он вам нравится, вы можете купить его. Если вы этого не сделаете, вы можете выбрать другой инструмент.
      • Выберите редкий инструмент. Многие знают, как играть на фортепиано, гитаре и ударных, поэтому чтобы сиять, играя на них, вы должны играть очень хорошо, но если вы выбираете странный, необычный инструмент, даже если вы играете плохо, вы можете найти преподавательскую работу или концерты.
      • Обратите внимание, что многие школы считают "ударные" одним инструментом, то есть, не настраиваются только на малый барабан или ударную установку. Поэтому вам придется учиться и играть на всех ударных инструментах. Это хорошая вещь. Чем больше вы знаете, тем лучше вы будете себя чувствовать.

      Предупреждения

      • Не думайте о половых стереотипах. Некоторые удивительные игроки на тубе и барабанщики - девушки, а самые блестящие флейтисты и кларнетисты могут быть парнями.
      • Не выбирайте инструмент просто потому, что он громкий. Тубист в оркестре или бас-гитарист в рок-группе может быть столь же полезным, как солист. В любом случае, материалы для соло существуют почти для всех инструментов, так что шансы застрять на скучной басовой линии навечно на вашем инструменте малы.
      • Не думайте об определенных инструментах, как «ограниченных» в плане того, что вы можете играть на нем. Любой инструмент имеет в буквальном смысле безграничные возможности. Вы никогда не сможете прекратить совершенствоваться и играть на нем прекрасную музыку.
      • Не позволяйте людям говорить вам, какие инструменты являются "крутыми" или "модными". Играть на инструменте не значит, что вы только в состоянии сказать, что вы можете это делать.

Истоки Французской музыки.

Народные истоки французской музыки восходят к раннему средневековью: в 8-9 веках существовали танцевальные напевы и песни разных жанров - трудовые, календарные, эпические и другие.
К концу 8 века утвердился григорианский хорал.
В 11-12 веке на юге Франции расцвело рыцарское музыкально-поэтическое искусство трубадуров.
В 12-13 веке продолжателями традиции трубадуров были рыцари и горожане Северной Франции - труверы. Среди них наиболее известен Адам де ла Аль (умер 1286).

Адам де ла Аль "Игра о Робине и Марион".

В 14 веке проявилось во французской музыке движение "Новое искусство". Главой этого движения был Филипп де Витри (1291-1361) - музыкальный теоретик и композитор, автор множества светских мотетов. Однако к концу 16 века, во времена Шарля 9, характер музыки Франции изменился. Началась эпоха балета, когда музыка сопровождала танец. В эту эпоху широкое распространение получили следующие инструменты: флейта, клавесин, виолончель, скрипка. И это время можно назвать временем рождения настоящей инструментальной музыки .

Филипп де Витри "Владыка владык" (мотет).

17 век это - новый этап развития музыки Франции. Великий французский композитор Жан Батист Люлли (Jean-Baptiste de Lully 28.11.1632, Флоренция, — 22.3.1687, Париж) создает свои оперы. Жан Батист - прекрасный танцор, скрипач, дирижёр и хореограф итальянского происхождения, считается признанным создателем французской национальной оперы. Среди них такие оперы как: «Тезей» (1675), «Изида» (1677), «Психея» (1678, «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Роланд» (1685) и «Армида» (1686) и другие. В своих операх, носивших название «tragédie mise en musique» («трагедия на музыке»), Жан Батист Люлли стремился усилить музыкой драматические эффекты. Благодаря мастерству постановки, эффектности балета, его оперы продержались на сцене около 100 лет. При этом певцы в операх впервые стали выступать без масок, а женщины — танцевать в балете на публичной сцене.
Рамо Жан Филипп (1683-1764) - французский композитор и музыкальный теоретик. Используя достижения французской и итальянской музыкальных культур, значительно видоизменил стиль классицистской оперы, подготовил оперную реформу Кристофа Виллибальди Глюка. Написал лирические трагедии «Ипполит и Арисия» (1733), «Кастор и Поллукс» (1737), опера-балет «Галантная Индия» (1735), клавесинные пьесы и другое. Его теоретические труды — значительный этап в развитии учения о гармонии .
Куперен Франсуа (1668-1733) - французский композитор, клавесинист, органист. Из династии, сравнимой с немецкой династией Бахов, так как в его роду было несколько поколений музыкантов. Куперен был прозван «великим Купереном» частично за счет его чувства юмора, частично за счет характера. Его творчество — вершина французского клавесинного искусства. Музыку Куперена отличают мелодическая изобретательность, грациозность, отточенность деталей.

1. Жан Батист Люлли соната ля-минор, 4 часть "Жига".

2. Жан Филипп Рамо "Курица" - играет Аркадий Казарян.

3. Франсуа Куперен "Будильник" - играет Аяна Самбуева.

В 18 веке - конце 19 века музыка становится уже настоящим оружием в борьбе за свои убеждения и желания. Появляется целая плеяда известных композиторов: Морис Равель (Maurice Ravel), Жан-Филипп Рамо (Jean-Philippe Rameau), Клод Жозеф Руже де Лиль (Claude Joseph Rouget de Lisle), (1760-1836) французский военный инженер, поэт и композитор. Писал гимны, песни, романсы. В 1792 году написал композицию «Марсельеза», в будущем ставшую гимном Франции.

Гимн Франции.

Глюк Кристоф Виллибальд (1714-1787) - знаменитый франко-немецкий композитор. Наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Поэтому французы считают его Французским композитором. Многочисленные оперы его: "Artaserse", "Demofonte", "Fedra" и другие были даны в Милане, Турине, Венеции, Кремоне. Получив приглашение в Лондон, Глюк для театра Hay-Market написал две оперы: "La Caduta de Giganti" (1746) и "Artamene" и оперу попурри (pasticcio) "Pyram"

Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

В 19 веке - композиторы Жорж Бизе, Гектор Берлиоз, Клод Дебюсси, Морис Равель и другие.

В 20 веке появляются настоящие исполнители-профессионалы. Именно они сделали французские песни такими известными, создав целое направление французского шансонье. На сегодняшний день их имена стоят вне времени и моды. Это Шарль Азнавур (Charles Aznavour), Мирей Матье (Mireille Mathieu), Патрисия Касс (Patricia Kass), Джо Дассен (Joe Dassin), Далида (Dalida), Ванесса Паради (Vanessa Paradis). Все они известны своими прекрасными лирическими песнями, которые завоевали не только слушателей Франции, но и других стран. Многие из них были перепеты другими исполнителями.

Для подготовки данной страницы были использованы материалы с сайта:
http://ru.wikipedia.org/wiki, http://www.tlemb.ru/articles/french_music;
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/14802
http://www.fonstola.ru/download/84060/1600x900/

Материал из книги "Спутник музыканта" Редактор - составитель А. Л. Островский; изд-во "МУЗЫКА" Ленинград 1969, с.340

Французская музыкальная культура начала формироваться на богатом слое народной песни. Хотя древнейшие достоверные записи песен, сохранившиеся до наших дней, датируются 15 веком, литературные и художественные материалы говорят о том, что ещё со времен Римской империи музыка и пение занимали видное место в повседневной жизни людей.

С христианством на французские земли пришла церковная музыка. Первоначально латинская, она постепенно изменялась под влиянием народной музыки. Церковь использовала в богослужениях материал, понятный местным жителям. Между 5 и 9 веками в Галлии сложился своеобразный тип литургии - галликанский обряд с галликанским пением. Среди авторов церковных гимнов славился Иларий из Пуатье. О галликанском обряде известно из исторических источников, свидетельствующих, что он значительно отличался от римского. Он не сохранился, поскольку французские короли отменили его, стремясь получить от Рима титул императоров, а римская церковь пыталась добиться унификации церковной службы.

С 9-12 вв. сохранились «песни о деяниях» (chansons de geste).

Народная музыка

В работах французских фольклористов рассматриваются многочисленные жанры народной песни: лирические, любовные, песни-жалобы (complaintes), танцевальные (rondes), сатирические, песни ремесленников (chansons de metiers), календарные, к примеру рождественские (Ноэль); трудовые, исторические, военные и др.. К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями. Среди лирических жанров особое место занимают пасторали (идеализация сельской жизни). В произведениях любовного содержания преобладают темы неразделённой любви, расставания. Немало песен посвящено детям - колыбельные, игровые, считалки (фр. comptines ). Разнообразны трудовые (песни жнецов, пахарей, виноградарей и др.), солдатские и рекрутские песни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях (эту группу песен исследователи называют «поэтическим эпосом истории Франции»).

Средневековье

Церковная музыка

В период Средневековья лучше всего было документировано развитие церковной музыки. На замену ранним галликанским формам христианской литургии пришла григорианская литургия. Распространение григорианского пения в период царствования династии Каролингов (751-987) связано прежде всего с деятельностью бенедиктинских монастырей. Католические аббатства Жюмьеж (на Сене, также в Пуатье, Арле, Туре, Шартре и других городах), стали центрами церковной музыки, ячейками профессиональной духовной и светской музыкальной культуры. Для обучения учащихся пению при многих аббатствах были созданы специальные певческие школы (метризы). Там преподавали не только григорианское пение, но и игру на музыкальных инструментах, умение читать музыку. В середине 9 в. появилась невменная нотация, постепенное развитие которой привело через много столетий к формированию современной нотной грамоты.

В 9 в. григорианский хорал обогатился секвенциями, которые во Франции называют также прозами . Создание этой формы приписывалось монаху Ноткеру из Санкт-Галленского монастыря (современная Швейцария). Впрочем, Ноткер указывал в предисловии к своей «Книге гимнов», что сведения о секвенции он получил от монаха с Жюмьежзского аббатства. Впоследствии во Франции особенно прославились авторы проз Адам из аббатства Сен-Виктор (12 в.) и создатель знаменитой «Ослиный прозы» Пьер Корбейл (начало 13 века). Другим нововведением были тропы - вставки в середину григорианского хорала. Через них в церковную музыку начали проникать светские напевы.

С 10 в. в Лиможе, Туре и других городах в недрах самого богослужения появилась литургическая драма, родившаяся из диалогированных тропов с поочередными «вопросами» и «ответами» двух антифонных групп хора. Постепенно литургическая драма все больше отходила от культа (наряду с образами из Евангелия включались реалистичные персонажи).

Для народной песни с древнейших времен было характерно многоголосие, тогда как григорианский хорал сформировался как одноголосный. В 9 веке элементы многоголосия начали проникать также в церковную музыку. В 9 веке были написаны пособия по многоголосию органум. Автором старейшего из них считается монах Гукбальд из Сен-Амана близ Турне в Фландрии. Многоголосный стиль, сложившийся в церковной музыке, однако, отличается от народной музыкальной практики.

Светская музыка

Наряду с культовой развивалась светская музыка, звучавшая в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов. Носителями народных музыкальных традиций средневековья были главным образом бродячие музыканты - жонглёры, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, шуточные, сатирические песни, танцевали под аккомпанемент различных инструментов, в том числе тамбурина, барабана, флейты, щипкового инструмента типа лютни (это способствовало развитию инструментальной музыки). Жонглеры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях (участвовали в некоторых обрядах, театрализованных шествиях, приуроченных к церковным праздникам, получивших название Carole ). Их преследовала церковь как представителей враждебной ей светской культуры. В 12-13 вв. в среде жонглеров происходило социальное расслоение. Часть их оседала в рыцарских замках, попадая в полную зависимость от рыцаря-феодала, другие останавливались в городах. Таким образом, жонглеры, утратив свободу творчества, стали оседлыми менестрелями в рыцарских замках и городскими музыкантами. Однако этот процесс в то же время способствовал проникновению в замки и города народного творчества, который становится основой рыцарского и бюргерского музыкально-поэтического искусства.

В эпоху позднего средневековья в связи с общим подъемом французской культуры начинает интенсивно развиваться и музыкальное искусство. В феодальных замках на основе народной музыки расцветает светское музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов (11-14 вв.). Среди трубадуров славились Маркабрюн, Гильом IX - герцог Аквитанский, Бернард де Вентадорн, Жофре Рюдель (кон. 11-12 вв.), Бертран де Борн, Гираут де Борнейль, Гираут Рикье (кон. 12-13 вв.). Во 2-й пол. 12 в. в северных областях страны возникло подобное направление - искусство труверов, которое сначала было рыцарским, а далее все больше сближалось с народным творчеством. Среди труверов наряду с королями, аристократией - Ричардом Львиное Сердце, Тибо Шампанским (королем Наварры), впоследствии получили известность представители демократических слоев общества - Жан Бодель, Жак Бретель, Пьер Мони и прочие.

В связи с ростом таких городов, как Аррас, Лимож, Монпелье, Тулуза и др. в 12-13 веках развилось городское музыкальное искусство, создателями которого стали поэты-певцы из городских сословий (ремесленники, простые горожане, и, кроме этого, буржуа). Они внесли свои особенности в искусство трубадуров и труверов, отойдя от его возвышенно-рыцарских музыкально-поэтических образов, освоив народно-бытовую тематику, создав характерный стиль, свои жанры. Виднейшим мастером городской музыкальной культуры 13 века был поэт и композитор Адам де ла Аль, автор песен, мотетов, и, кроме этого, популярной в свое время пьесы «Игра о Робене и Марион» (ок. 1283), насыщенной городскими песнями, танцами (необычной была уже сама идея создания светского театрализованного представления, пронизанного музыкой). Он по-новому трактовал традиционные единогласные музыкально-поэтические жанры трубадуров, использовав многоголосие.

Нотр-дамская школа

Подробнее: Нотр-Дам школа

Укрепление экономического и культурного значения городов, создание университетов (в том числе в начале 13 века Парижского университета), где музыка была одним из обязательных предметов (входила в квадривиум), способствовали повышению роли музыки как искусства. В 12 веке одним из центров музыкальной культуры стал Париж, и прежде всего его Поющая школа собора Нотр-Дам, объединившая крупнейших мастеров - певцов-композиторов, ученых. С этой школой связан расцвет в 12-13 вв. культового многоголосия, появление новых музыкальных жанров, открытия в области музыкальной теории.

В произведениях композиторов Нотр-дамской школы григорианский хорал претерпел изменения: ранее ритмически свободный, гибкий хорал приобрел большую размеренность и плавность (отсюда название такого хорала cantus planus ). Осложнения многоголосной ткани и ее ритмической структуры потребовало точного обозначения длительностей и совершенствование нотации - в результате представители парижской школы на смену учению о модусах постепенно пришли к мензуральной нотации. Значительный вклад в этом направлении сделал музыковед Иоанн де Гарландия.

Многоголосие вызвало к жизни новые жанры церковной и светской музыки, в том числе кондукт и мотет. Кондукт изначально выполнялся преимущественно во время праздничной церковной службы, но в тоже время позже стал чисто светским жанром. В числе авторов кондукта - Перотин.

На основе кондукта в конце 12 в. во Франции сформировался важнейший жанр многоголосной музыки - мотет. Ранние его образцы относятся также мастерам Парижской школы (Перотин, Франко Кёльнский, Пьер де ла Круа). Мотет допускал свободу объединения литургических и светских напевов и текстов, - такое сочетание привело к рождению в 13 в. шутливого мотета. Значительное обновление получил жанр мотета в 14 веке в условиях направления ars nova , идеологом которого выступил Филипп де Витри.

В искусстве ars nova большое значение придавалось взаимодействию «бытовой» и «научной» музыки (то есть песни и мотета). Филипп де Витри создал новый тип мотета - изоритмичный мотет. Нововведения Филиппа де Витри затронули также учение о консонансе и диссонансе (объявил консонансы терции и сексты).

Идеи ars nova и, в частности, изоритмичний мотет продолжили свое развитие в творчестве Гийома де Машо, который объединил художественные достижения рыцарского музыкально-поэтического искусства с его единогласными песнями и многоголосной городской музыкальной культуры. Ему принадлежат песни с народным складом (lays), вирелэ, рондо, он же впервые разработал жанр многоголосной баллады. В мотете Машо более последовательно, чем предшественники, применял музыкальные инструменты (вероятно, инструментальными были прежде нижние голоса). Машо также считается автором первой французской мессы полифонического склада (1364).

Эпоха Возрождения

Подробнее: Французский Ренессанс

В 15 в. во времена Столетней войны ведущее положение в музыкальной культуре Франции 15 в. заняли представители франко-фламандской (нидерландской) школы . В течение двух веков во Франции работали самые выдающиеся композиторы нидерландской полифонической школы: в сер. 15 в. - Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, в 2-й пол. 15 в. - Й. Окегем, Я. Обрехт, в кон. 15 - нач. 16 вв. - Жоскен Депре, во 2-й пол. 16 в. - Орландо ди Лассо.

В конце 15 в. во Франции утверждается культура Возрождения. На развитии французской культуры сказались такие факторы, как возникновение буржуазии (15 в.), борьба за объединение Франции (завершилась к концу 15 в.) и создание централизованного государства. Существенное значение имели также непрерывное развитие народного творчества и деятельность композиторов франко-фламандской школы.

Возрастает роль музыки в светской жизни. Французские короли создавали при своих дворах большие капеллы, устраивали музыкальные празднества, королевский двор становится центром профессионального искусства. Укрепилась роль придворной капеллы. В 1581 Генрих III утвердил должность «главного интенданта музыки» при дворе, первым этот пост занимал итальянский скрипач Бальтазарини де Бельджозо. Важными центрами музыкального искусства вместе с королевским двором и церковью были также аристократические салоны.

Расцвет Возрождения, связанный с формированием французской национальной культуры , приходится на середину 16 века. В это время вдающимся жанром профессионального искусства становится светская многоголосная песня - шансон. Ее полифонический стиль получает новую трактовку, созвучную идеям Французских гуманистов - Рабле, Клеман Маро, Пьер де Ронсар. Ведущим автором шансонов этой эпохи считается Клеман Жанекен, который написал более 200 многоголосных песен. Шансоны получили известность не только во Франции, но и за ее пределами, в большей части благодаря нотопечатанию и укреплению связей между европейскими странами.

В эпоху Возрождения возросла роль инструментальной музыки. В музыкальном быту были широко распространены виола, лютня, гитара, скрипка (как народный инструмент). Инструментальные жанры проникали как в бытовую музыку, так и в профессиональную, отчасти церковную. Лютневые танцевальные пьесы выделялись среди господствующих в 16 в. полифонических произведений ритмической пластичностью, гомофонным составом, прозрачностью фактуры. Характерным было объединение двух или нескольких танцев по принципу ритмического контраста в своеобразные циклы, которые стали основой будущей танцевальной сюиты. Более самостоятельное значение приобрела и органная музыка. Возникновение органной школы во Франции (кон. 16 в.) связано с творчеством органиста Ж. Титлуза.

В 1570 году Жан-Антуаном де Баифом была основана Академия поэзии и музыки. Участники этой академии стремились возродить античную поэтико-музыкальное метрику, защищали принцип неразрывной связи музыки и поэзии.

Значительный пласт в музыкальной культуре Франции 16 в. составляла музыка гугенотов. Гугенотские песни использовали мелодии популярных бытовых и народных песен, приспосабливая их к переведенным французским богослужебным текстам. Чуть позже религиозная борьба во Франции породила гугенотские псалмы с характерным для них переносом мелодии в верхний голос и отказом от полифонических сложностей. Крупнейшими композиторами-гугенотами, составлявшими псалмы, были Клод Гудимель, Клод Лежён.

Просвещение

Подробнее: Эпоха Просвещения

XVII век

Сильное влияние на французскую музыку 17 века оказала рационалистическая эстетика классицизма, которая выдвигала требования вкуса, равновесия красоты и истины, ясности замысла, стройности композиции. Классицизм, развивавшийся одновременно со стилем барокко, получил во Франции 17 в. законченное выражение.

В это время светская музыка во Франции преобладает над духовной. С утверждением абсолютной монархии большое значение приобретает придворное искусство, определившее направление развития важнейших жанров французской музыки того времени - оперы и балета. Годы правления Людовика XIV отмечены необыкновенной пышностью придворной жизни, стремлением знати к роскоши и утонченным увеселениям. В этой связи большая роль отводилась придворному балету. В 17 в. при дворе усилились итальянские веяния, чему особенно способствовал кардинал Мазарини. Знакомство с итальянской оперой послужило стимулом к созданию своей национальной оперы, первый опыт в этой области принадлежит Элизабет Жаке де ла Герр («Триумф любви», 1654).

В 1671 году в Париже открылся оперный театр под названием «Королевская академия музыки». Руководителем этого театра стал Ж. Б. Люлли, который теперь считается основоположником национальной оперной школы. Люлли создал ряд комедий-балетов, ставших предтечей жанра лирической трагедии, а позже - оперы-балета. Существенным является вклад Люлли в инструментальную музыку. Им был создан тип французской оперной увертюры (термин утвердился во 2-й половине 17 в. во Франции). Многочисленные танцы из его произведений крупной формы (менуэт, гавот, сарабанда и др.) повлияли на дальнейшее формирование оркестровой сюиты.

В конце 17 - 1-й половине 18 века для театра писали такие композиторы как Н. А. Шарпантье, А. Кампра, М. Р. Делаланд, А. К. Детуш. У преемников Люлли условность придворного театрального стиля усиливается. В их лирических трагедиях на первый план выступают декоративно-балетные, пасторально-идиллические стороны, а драматическое начало все более ослабляется. Лирическая трагедия уступает место опере-балету.

В 17 в. во Франции получили развитие различные инструментальные школы - лютневая (Д. Готье, который повлиял на клавесинный стиль Ж. А. Англебера, Ж. Ш. де Шамбоньера), клавесинная (Шамбоньер, Л. Куперен), виольная (М. Марен, который впервые во Франции ввел в оперный оркестр контрабас вместо контрабасовой виолы). Наибольшее значение приобрела французская школа клавесинистов. Ранний клавесинный стиль сложился под непосредственным влиянием лютневого искусства. В произведениях Шамбоньера сказалась характерная для французских клавесинистов манера орнаментации мелодии. Обилие украшений придавало произведениям для клавесина определенную изысканность, а также большую связность, «певучесть», «протяженность» отрывистое звучание этого инструмента. В инструментальной музыке широко использовалось применяемое ещё с 16 в. объединение парных танцев (павана, гальярда т.д.), что привело в 17 веке к созданию инструментальной сюиты.

XVIII век

В 18 веке с ростом влияния буржуазии складываются новые формы музыкально-общественной жизни. Постепенно концерты выходят за рамки дворцовых залов и аристократических салонов. В 1725 А. Филидор (Даникан) организовал в Париже регулярные публичные «Духовные концерты», в 1770 Франсуа Госсек основал общество «Любительские концерты». Более замкнутый характер носили вечера академического общества «Друзья Аполлона» (основано в 1741), ежегодные циклы концертов устраивала «Королевская Академия музыки».

В 20-30-е годы 18 в. наивысшего расцвета достигает клавесинная сюита. Среди французских клавесинистов ведущая роль принадлежит Ф. Куперену, автору свободных циклов, основанных на принципах сходства и контраста пьес. Наряду с Купереном большой вклад в развитие программно-характеристической клавесиновой сюиты внесли также Ж. Ф. Дандре и особенно Ж. Ф. Рамо.

В 1733 году успешная премьера оперы Рамо «Ипполит и Арисия» обеспечила этому композитору ведущее положение в придворной опере - «Королевской академии музыки». В творчестве Рамо жанр лирической трагедии достиг кульминации. Его вокально-декламационный стиль обогатился мелодико-гармонической экспрессией. Большим разнообразием отличаются его двухчастные увертюры, но в тоже время представлены в его творчестве и трехчастные увертюры, близкие итальянской оперной «синфонии». В ряде опер Рамо предвосхитил многие поздние завоевания в области музыкальной драмы, подготовив почву для оперной реформы К. В. Глюка. Рамо принадлежит научная система, ряд положений которой послужили основой современного учения о гармонии («Трактат о гармонии», 1722; «Происхождение гармонии», 1750, и др.).

К середине 18 века героико-мифологические оперы Люлли, Рамо и других авторов перестали соответствовать эстетическим запросам буржуазной аудитории. Своей популярностью они уступают остросатирическим ярмарочным спектаклям, известным ещё с конца 17 века. Эти представления направлены на высмеивание нравов «высших» слоев общества, а также пародируют придворную оперу. Первыми авторами подобных комических опер были драматурги А. Р. Лесаж и Ш. С. Фавара. В недрах ярмарочного театра созрел новый французский оперный жанр - опера комик. Укреплению ее позиций способствовали приезд в Париж в 1752 году итальянской оперной труппы, поставившей ряд оперу-буфф, в том числе «Служанка-госпожа» Перголези, и полемика по вопросам оперного искусства, разгоревшаяся между сторонниками (буржуазно-демократические круги) и противниками (представители аристократии) итальянской оперы-буфф, - т. н. «Война буффонов».

В напряженной атмосфере Парижа эта полемика приобрела особую остроту, получила огромный общественный резонанс. Активное участие приняли в ней деятели французского Просвещения, поддержавшие демократическое искусство «буффонистов», а пастораль Руссо «Деревенский колдун» (1752) легла в основу первой французской комической оперы. Провозглашенный ими лозунг «подражания природе» оказал большое влияние на формирование французского оперного стиля 18 века. Труды энциклопедистов содержат также ценные эстетические и музыкально-теоретические обобщения.

Послереволюционное время

Одна из первых публикаций «Марсельезы», национального гимна Франции, 1792

Великая французская революция внесла огромные изменения во все области музыкального искусства. Музыка становится неотъемлемой частью всех событий революционного времени, приобретая социальные функции, что способствовало утверждению массовых жанров - песни, гимна, марша и других. Влияние французской революции претерпел и театр - возникли такие жанры как апофеоз, агитационный спектакль с использованием больших хоровых масс. В годы революции особое развитие получила «опера спасения», поднимающая темы борьбы с тиранией, разоблачения духовенства, прославляющая верность, преданность. Большое значение приобрела военно-духовая музыка, был основан оркестр Национальной гвардии.

Радикальные преобразования претерпела и система музыкального образования. Были отменены метризы; зато в 1792 открылась музыкальная школа Национальной гвардии для обучения военных музыкантов, а в 1793 - Национальный музыкальный институт (с 1795 - Парижская консерватория).

Период наполеоновской диктатуры (1799-1814) и Реставрации (1814-15, 1815-30) не принесли французской музыке ярких достижений. К концу периода Реставрации наблюдается оживление и в области культуры. В борьбе с академическим искусством наполеоновской империи складывалась французская романтическая опера, что в 20-30-х годах заняла господствующее положение (Ф. Обер). В эти же годы складывается жанр большой оперы на историко-патриотические и героические сюжеты. Французский музыкальный романтизм нашел наиболее яркое выражение в творчестве Г. Берлиоза, создателя программного романтического симфонизма. Берлиоз, наряду с Вагнером считается также основоположником новой школы дирижирования.

В годы Второй империи (1852-70) для музыкальной культуры Франции характерно увлечение кафе-концертами, театральными ревю, искусством шансонье. В эти годы возникли многочисленные театры легких жанров, где ставились водевили, фарсы. Развивается французская оперетта, среди ее создателей - Ж. Оффенбах, Ф. Эрве. С 1870-х годов, в условиях Третьей республики оперетта потеряла сатиричность, пародийность, злободневность, преобладающими стали историко-бытовые и лирико-романтические сюжеты, в музыке на первый план выдвинулся лирический.

В опере и балете второй половины XIX в. наблюдается усиление реалистических тенденций. В опере эта тенденция проявилась в стремлении к повседневным сюжетам, к изображению простых людей с их интимными переживаниями. Самым известным создателем лирической оперы считается Ш. Гуно, автор таких опер как «Фауст» (1859, 2-я ред. 1869), «Мирейль» и «Ромео и Джульетта». К жанру лирической оперы обращались также Ж. Массне, Ж. Бизе, в его опере «Кармен» ярче проявляется реалистическое начало.

Морис Равель, 1912

В конце 80-х - 90-х годов 19 века во Франции возникло новое течение, получившее распространение в начале 20 в., - импрессионизм. Музыкальный импрессионизм возродил определенные национальные традиции - стремление к конкретности, программности, изысканности стиля, прозрачности фактуры. Импрессионизм нашел наиболее полное выражение в музыке К. Дебюсси, сказался на творчестве М. Равеля, П. Дюка и других. Импрессионизм внес новшества и в область музыкальных жанров. В творчестве Дебюсси симфонические циклы уступают место симфоническим зарисовкам; в фортепианной музыке преобладают программные миниатюры. Морис Равель также испытал влияние эстетики импрессионизма. В его творчестве переплелись различные эстетико-стилистические тенденции - романтические, импрессионистические, а в поздних произведениях - тенденции неоклассцизма.

Наряду с импрессионистическими тенденциями во французской музыке на рубеже 19-20 вв. продолжали развиваться традиции Сен-Санса, а также Франка, творчество которого характеризуется сочетанием классической ясности стиля с яркой романтической образностью.

Композиторы «французской шестерки».

После Первой мировой войны во французском искусстве проявляются тенденции к отрицанию немецкого влияния, стремлению к новизне и, в то же время - к простоте. В это время под влиянием композитора Эрика Сати и критика Жана Кокто сложилось творческое объединение, получившее название «Французская шестерка», участники которой противопоставляли себя не только вагнерианству, но и импрессионистской «расплывчатости». Впрочем, по словам ее автора - Франсиса Пуленка группа «не имела никаких других целей, кроме чисто дружеского, а вовсе не идейного объединения», и уже с 1920-х годов ее участники (среди наиболее известных также Артур Онеггер и Дариус Мийо) развивались каждый индивидуальным путем.

В 1935 году во Франции возникло новое творческое объединение композиторов - «Молодая Франция», в которое входили в том числе такие композиторы как О. Мессиан, А. Жоливе, которые подобно «Шестерке» ставили во главу угла возрождение национальных традиций и гуманистические идеи. Отрицая академизм и неоклассицизм, они направили свои усилия на обновление средств музыкальной выразительности. Наиболее влиятельными стали поиски Мессиана в области ладовых и ритмических структур, которые нашли свое воплощение как в его музыкальных произведениях, так и в музыковедческих трактатах.

После Второй мировой войны во французской музыке получили распространение авангардные музыкальные течения. Выдающимся представителем французского музыкального авангарда стал композитор и дирижер Пьер Булез, который, развивая принципы А. Веберна, широко применяет такие методы композиции, как пуантилизм и сериальность. Особую «стохастическую» систему композиции применяет композитор греческого происхождения Я. Ксенакис.

Значительную роль Франция сыграла в становлении электронной музыки - именно здесь в конце 1940-х годов появилась конкретная музыка, под руководством Ксенакиса был разработан компьютер с графическим вводом информации - UPI, а в 1970-х во Франции зародилось направление спектральной музыки. С 1977 года центром экспериментальной музыки стал IRCAM - исследовательский институт, открытый Пьером Булезом.