На дне как социально философская драма кратко. На дне - философская драма

Все — в человеке, все для человека!

Суще-ствует только человек,

все же остальное — дело его рук

и его мозга!

М. Горький. На дне

Пьеса Горького «На дне» не только около ста лет не сходит со сцен отечественных театров, но и обошла круп-нейшие театры мира. До сегодняшнего дня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, возникают все новые и новые трактовки образов (особенно Луки). Все это говорит о том, что М. Горькому удалось не только свежим правди-вым взглядом посмотреть на босяков — людей, опустив-шихся в самую грязь, «на дно» жизни, вычеркнутых из активной жизни общества «бывших людей», изгоев. Но одновременно с этим драматург остро ставит и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будут вол-новать каждое новое поколение, все мыслящее человече-ство: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или «во что веришь, то и есть»? и, самое главное, каков этот мир и можно ли его изменить?

В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являются в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они — лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки явля-ется носителем определенной философской концепции, на которой они и стараются построить свою жизнь.

Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется».

Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но верит в то, что тяжелый, изнурительный, но честный труд может вернуть его в «настоящую» жизнь: «Я — ра-бочий человек... мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Выле-зу... кожу сдеру, а вылезу».

Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, что к нему вернется его дар: «...главное талант... А талант — это вера в себя, в свою силу».

Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о под-линной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима.

Сатин — шулер-философ — имеет мнение, противопо-ложное принципам Клеща: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?» Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда — работа. Сатину принадлежит заключительный монолог в пьесе, возвышающий челове-ка: «Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек — вот правда!» Материал с сайта

Обитатели ночлежки, сведенные в тесном помещении, в начале пьесы равнодушны друг к другу, они слышат лишь себя, даже если разговаривают все вместе. Но серьезные изменения во внутреннем состоянии героев начинаются с появлением Луки — старца-странника, сумевшего разбу-дить это сонное царство, утешить и ободрить многих, все-лить или поддержать надежду, но, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Главное желание Луки: «По-нять хочется дела человеческие». И он, действительно, очень скоро понимает всех обитателей ночлежки. С одной сторо-ны, бесконечно веря в человека, Лука считает, что жизнь изменить очень сложно, поэтому проще измениться само-му, приспособиться. Но принцип «во что веришь, то и есть» заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь.

Вопросы, затронутые М. Горьким в пьесе «На дне», вне-временные, они возникают у людей различных эпох, возра-стов, вероисповеданий. Именно поэтому пьеса вызывает живой интерес и у наших современников, помогая им ра-зобраться в себе и в проблемах своего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • на дне - социальная драма
  • крылатые выражения из пьесы горького "на дне"
  • горький на дне анализ
  • сочинение м горького на дне кратко

/ / / Пьеса «На дне» как социально-философская драма

В творческой работе М. Горького « » поднят достаточно актуальный вопрос, который часто задают и в наши дни. Автор размышляет над тем, в чем же призвание человека, в чем проявляется свобода личности? И в своей пьесе М. Горький пытается найти на нее ответ.

Он был достаточно хорошо знаком с низшей прослойкой общества, он видел, как живет беднота, как существуют те люди, про которых уже давно забыли. Поэтому, именно такие герои с потерянными судьбами и представлены перед читателем в пьесе «На дне». Ее можно определить только к одному литературному жанру – к драме. В тексте пьесы мы знакомимся с трагическими судьбами людей, которые жилы безрадостной и мрачной жизнью.

Социальной проблемой, которая торжествовала в обществе в то время, пропитана вся работа, от начала и до конца. Только название «На дне» говорит о том, что речь пойдет про тех людей, которые скатились глубоко в яму, из которой достаточно сложно выбраться.

Описание строений, домов, ночлежки, в которой обитают герои, наводит ужас, и мурашки бегут по телу. Все рушится, грязь и паутина заполонили комнаты. Жители ночлежки плохо одеты, в большинстве случаев голодны и больны. Конечно, у каждого из них есть своя светлая мечта, но, до нее очень далеко, она практически не реальна. Социальное положение, бедность и нищета дают понять, что герои находятся в ужасных условиях, они практически смирились со своей судьбой и могут только размышлять о хорошем.

В тексте пьесы мы знакомимся с двумя философскими мыслями. Странник Лука проповедует радостные идеи, которые должны вернуть человека к жизни, а Сатин говорит о том, что нельзя жалеть человека, ведь это будет унижать его достоинство.

Конечно, практически все жители ночлежки тянуться к сладким словам Луки. Ведь их жизнь состоит из сплошного ужаса. Но, реальность и выдуманные иллюзии не сопоставимы. Ведь после веры в ложь, жизни многих персонажей ломаются. М. Горький раскрывает перед нами картину страшных будней низшего слоя населения. Философские наставления Луки не спасают их социальное положение. Из-за своей слабохарактерности, герои пьесы заканчивают жизнь самоубийством, отправляются на каторгу в Сибирь. Ведь сил на возрождение у них нет.

Автор в своей творческой работе пытается сопоставить различные мнения, различные мировоззрения героев и осознать действительность, которая их окружает. Поэтому, пьесу «На дне» можно смело отнести в разряд социально – философской драмы, которая поднимает накипевшие проблемы наверх, на всеобщее обозрение.

На вопрос Почему пьеса "На дне" социально-философская драма? заданный автором Ўлия лучший ответ это Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство. Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков. Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы “На дне” как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”. Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное - морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств - и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога - на “дно”.
Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат! ” Эти “живые мертвецы” - не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь - религия рабов и хозяев.. . Правда - бог свободного человека! ” - так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек - вот правда! Человек! Это -великолепно! Это - звучит.. . гордо! ”. Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на “дно”? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания - Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. “Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц - все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.
Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на “дно”, уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей “дна”, растет их стремление к лучшему.

Все - в человеке, все для человека! Суще­ствует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! М. Горький. На дне Пьеса Горького «На дне» не только около ста лет не сходит со сцен отечественных театров, но и обошла круп­нейшие театры мира. До сегодняшнего дня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, возникают все новые и новые трактовки образов (особенно Луки). Все это говорит о том, что М. Горькому удалось не только свежим правди­вым взглядом посмотреть на босяков - людей, опустив­шихся в самую грязь, «на дно» жизни, вычеркнутых из активной жизни общества «бывших людей», изгоев. Но одновременно с этим драматург остро ставит и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будут вол­новать каждое новое поколение, все мыслящее человече­ство: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или «во что веришь, то и есть»? и, самое главное, каков этот мир и можно ли его изменить? В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являются в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они - лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки явля­ется носителем определенной философской концепции, на которой они и стараются построить свою жизнь. Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется». Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но верит в то, что тяжелый, изнурительный, но честный труд может вернуть его в «настоящую» жизнь: «Я - ра­бочий человек... мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Выле­зу... кожу сдеру, а вылезу». Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, что к нему вернется его дар: «...главное талант... А талант - это вера в себя, в свою силу». Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о под­линной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима. Сатин - шулер-философ - имеет мнение, противопо­ложное принципам Клеща: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?» Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда - работа. Сатину принадлежит заключительный монолог в пьесе, возвышающий челове­ка: «Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек - вот правда!» Обитатели ночлежки, сведенные в тесном помещении, в начале пьесы равнодушны друг к другу, они слышат лишь себя, даже если разговаривают все вместе. Но серьезные изменения во внутреннем состоянии героев начинаются с появлением Луки - старца-странника, сумевшего разбу­дить это сонное царство, утешить и ободрить многих, все­лить или поддержать надежду, но, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Главное желание Луки: «По­нять хочется дела человеческие». И он, действительно, очень скоро понимает всех обитателей ночлежки. С одной сторо­ны, бесконечно веря в человека, Лука считает, что жизнь изменить очень сложно, поэтому проще измениться само­му, приспособиться. Но принцип «во что веришь, то и есть» заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь. Вопросы, затронутые М. Горьким в пьесе «На дне», вне­временные, они возникают у людей различных эпох, возра­стов, вероисповеданий. Именно поэтому пьеса вызывает живой интерес и у наших современников, помогая им ра­зобраться в себе и в проблемах своего времени.