Самый загадочный блогер россии. Архангельское (усадьба) Архангельское дворец

  • Музей-усадьба Архангельское, памятник русской культуры, принадлежала богатейшим аристократам России ‒ Шереметьевым, Голицыным и Юсуповым.
  • Здесь вы окунетесь в роскошь былых времен , увидите знаменитый французский парк, полюбуетесь живописным берегом бывшего русла Москвы-реки.
  • «Колоннада » храма-усыпальницы семьи Юсуповых, храм Архангела Михаила, Чайный домик поражают архитектурной выразительностью.
  • Театр Гонзаго , созданный известным театральным декоратором Пьетром Гонзаго, с несколькими его работами ‒ большими полотнами с иллюзорной живописью.
  • Посетителям предлагается несколько экскурсий по усадьбе, парку и выставочным залам музея, включая экскурсии на английском языке .

Музей-усадьба Архангельское ‒ чудесное место рядом с Москвой, расположенное неподалеку от Красногорска. Этот уникальный памятник русской культуры – бывшая усадьба богатейших аристократических фамилий России XVIII ‒ XIX столетий: Шереметьевых, Голицыных и Юсуповых. Парк Архангельского считается одним из лучших в России.

Главный усадебный дом Архангельского и вся усадьба – роскошь былых времен. Здесь вы увидите неповторимые интерьеры, коллекции произведений искусства и знаменитый французский парк с правильными аллеями, подстриженными боскетами и лучшими образцами садовой скульптуры. Дворцово-парковый комплекс располагается на живописном берегу бывшего русла Москвы-реки. Несколько шагов в сторону от главного дома — вы остаетесь наедине с природой.

История усадьбы

Фамилия одного из первых владельцев усадьбы, Федора Шереметьева (1570 — 1650), знаменита в российской истории. Он доблестно проявил себя в годы русско-польской войны начала XVII века и способствовал восшествию на царский престол . Среди последующих владельцев усадьбы, тогда называвшейся Уполозы, были князья Одоевские и Черкасские, а в течение всего XVIII века усадьба принадлежала роду Голицыных. Здесь долго жил князь Дмитрий Голицын, сподвижник царя Петра I, мечтавший о парламентской монархии в России и после смерти Петра обвиненный в попытке лишить императрицу Анну Иоанновну власти.

Именно трудами Дмитрия Голицына Архангельское стало превращаться в подмосковную усадьбу нового типа: был построен деревянный дворец и разбит парк на французский манер, сюда была перевезена знаменитейшая Голицынская библиотека. В середине XVIII века Николай Алексеевич, внук Дмитрия Голицына, начал возводить новый дворец, который французский архитектор Герн спроектировал по образцу знаменитого парижского Версаля. В 1790-х гг. были созданы две террасы, оформленные мраморными балюстрадами, украшенные популярными в то время вазонами и бюстами античных персонажей. Террасы также напоминали холмистый Версаль: неровный, уступами спускающийся к реке подмосковный пейзаж весьма походил на парижские предместья. При Николае Голицыне в Архангельском сформировался масштабный комплекс, состоящий из строгого, классицистического по стилю дворца, французского парка, малого дворца (его прозвали «Каприз»), двух оранжерей с жилыми флигелями, манежа, обелисков и парковых павильонов. В те же годы аристократическое название «Архангельское» вытеснило исконное «Уполозы» благодаря церкви, посвященной Архангелу Михаилу. В XVII веке этот храм был построен на месте деревянного и сейчас является самым древним сооружением на территории Архангельского.

Своего расцвета Архангельское достигло в самом начале XIX века, когда его приобрел князь Николай Юсупов, видный государственный деятель и покровитель искусств. Знаменательно уже то, что Архангельское он приобрел «не для выгоды, а для веселья». Здесь он планировал разместить свои богатейшие коллекции живописи и скульптуры, собранные по всему миру. Удачное расположение Архангельского ‒ по пути к Москве со стороны столичного Санкт-Петербурга ‒ способствовало тому, что при Юсупове усадьба превратилась в центр общественной жизни. Здесь бывали все императоры XIX века — от Александра I до Николая II. Сюда неоднократно приезжал поэт А. Пушкин, об Архангельском много писал виднейший общественный деятель XIX в. . Со временем многие гости усадьбы удостоилось персональных бюстов, пополнивших существующую коллекцию скульптуры, а в честь визитов императоров были установлены колонны с орлами.

Архангельское познало и тяжелые времена. Одним из печальных эпизодов в его истории был 1812 год и война с наполеоновской Францией: юсуповские коллекции были спешно вывезены в его отдаленные владения, а само имение оказалось разграблено мародерами. По окончании войны Юсупов взялся за восстановление усадьбы в современном ему стиле: благодаря этому, мы знаем Архангельское как образец классицизма с чертами послевоенного ампира. Над восстановлением усадьбы трудились Бове, Стрижаков (талантливый крепостной архитектор Юсуповых) и многие другие видные русские архитекторы. Юсупов довел архитектурный ансамбль Архангельского до логического завершения и превратил его в настоящий «подмосковный Версаль», как и задумывал его в XVIII столетии Николай Голицын.

Первое знакомство с Архангельским

С какой стороны вы бы ни приехали, по пути к центральной части ансамбля вы обязательно пройдете через густые лесные аллеи. Постепенно деревья будут расступаться, и взору откроется удивительно изящный усадебный дом, расположенный на склоне холма. Вся строго симметричная композиция предстанет перед зрителями по вертикальной оси. С подъездной стороны дом имеет характерный для того времени курдонер (парадный двор), скрытый воротами.

Посетитель попадает на территорию дома через массивную триумфальную арку, которая сразу же задает особый тон: даже аллея, которая к ней ведет, называется Императорской. С внутренней стороны она тоже оформлена необычно – это настоящая архитектурная декорация: ничего не несущие дополнительные стеночки скрывают углы массивных ворот, делая их более обтекаемыми и приятными на вид. Подобный прием был использован еще древними римлянами на форуме Траяна в Риме.

Вид двора изнутри напоминает о французском архитектурном стиле рококо. После эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, когда частная жизнь была выставлена на всеобщее обозрение, людям захотелось уединенности, и во Франции стали строить особняки с глухими воротами и садиками внутри. Однако усадьба Архангельское расположена в лесу — от кого же тут скрываться? Тем не менее, заимствуя детали стиля рококо, архитекторы усадьбы использовали их на свой лад. И курдонер, на первый взгляд закрытый со всех сторон, на деле оказывается огороженным иллюзорными, прозрачными колоннадами.

Усадебный дом и его сокровища

Это строение – превосходный образец архитектуры эпохи раннего классицизма. Причастность к этому стилю подчеркивает портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем — высотная доминанта. Со стороны, повернутой к французскому парку, центр здания выделен ротондой. Этот прием часто использовали, чтобы соединить архитектуру и природу. Стоит обратить внимание на то, что окна ротонды и окна боковых частей – французские, высокие и длинные, упирающиеся прямо в пол. Они могли открываться летом, тогда весь дом бывал открыт для солнца и зелени.

В Большом усадебном доме хранились обширные коллекции произведений искусства. Здесь была и библиотека, и живописные полотна старых и современных Юсупову мастеров, и скульптура, а позже князь заинтересовался предметами декоративно-прикладного искусства, особенно восточным фарфором. Юсупов одним из первых в России обратил внимание на современную ему французскую живопись направлений рококо и неоклассицизма, благодаря чему мы сейчас можем видеть в Архангельском картины Грёза, Фрагонара, Виже-Лебрен, Давида, Гро и других выдающихся художников того времени.

Собрание Юсупова до сих пор считается одним из крупнейших даже на уровне европейских коллекционеров. Он отдал дань и классической итальянской живописи и скульптуре, например, творениям Кановы, Корреджо, Гверчино. Согласно описям, в коллекции Юсупова были и работы Рембрандта и Веласкеса. Судьба некоторых из них неизвестна, а о других мы знаем, что они были вывезены потомками за границу во время социалистической революции 1917 года. Так, две картины Рембрандта из коллекции Юсупова сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Прогулка по Архангельскому

Если от центральной ротонды выйти к реке, то можно подойти сначала к одной террасе партера, а потом спуститься на вторую и выйти в сад. По сторонам центральной аллеи в лучших традициях регулярного парка помещены боскеты со стрижеными деревьями. Это настоящее садовое искусство! Если повернуть налево, то за боскетами, в лесу, стоит одна из колонн, посвященных императорскому визиту, а также находятся и Розовый фонтан. А чуть дальше ‒ Храм-усыпальница князей Юсуповых, Конторский флигель, Кладовая над оврагом. Также здесь почти у самой реки располагается древняя церковь Архангела Михаила.

Своими размерами и архитектурной выразительностью внимание привлекает, прежде всего, так называемая «Колоннада» ‒ храм-усыпальница семьи Юсуповых. Ее архитектурный стиль относится к периоду эклектики начала XX века, или, как его еще называют, историзма. Строительство храма-усыпальницы связано с печальным событием – смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители, Зинаида и Феликс Юсуповы, заказали возведение усыпальницы известному архитектору-эклектику Роману Клейну, автору проекта . В архитектуре «Колоннады» есть много элементов, напоминающих об известном храме Санкт-Петербурга. После войны 1812 года Казанский собор был превращен в храм-памятник, посвященный жертвам войны с Наполеоном. Копирование известных зданий или их отдельных элементов – это характерная для историзма черта.

Здание «Колоннады» стоит на высоком цоколе, по периметру которого расположена изящная балюстрада. Таким образом, памятник как будто открыт миру и всему окружающему пространству. Но доступ к нему не бросается в глаза, ведь усыпальница – место, связанное с другим миром. Казанский собор и его колоннады – это единый, слитный организм; в Архангельском же две изгибающиеся колоннады, наподобие колоннад Казанского собора, являются самостоятельными сооружениями, не связанными с основным храмом. Богатая орнаментальная пластика на барабане и круглые окна там же выдают в храме-усыпальнице постройку XX в.

Храм Архангела Михаила — самое старое здание на территории усадьбы, относящееся к 60-м гг. XVII в. Этот храм — прекрасный образец зодчества. Особого внимания заслуживает так называемая «пена кокошников». В древности русские зодчие так снаружи маскировали переход конструкции от вертикальных стен к своду и барабану купола. Такой элегантный прием очень полюбился в Москве и стал отличительной особенностью ранней московской архитектуры, а позже – нарышкинского барокко и неорусского стиля.

Если же от нижнего партера Большого дома свернуть направо, то поодаль, не доходя до Ильинского шоссе, располагаются вторая Императорская колонна, храм-памятник Екатерине II и комплекс Малого дворца «Каприз» и Чайного домика. Малый дворец сразу после постройки использовался в качестве гостевого. А Чайный домик похож на парковый павильон типа Эрмитаж (жилище отшельника).

По другую сторону Ильинского шоссе находится Каретный сарай и совершенно уникальная постройка ‒ Театр Гонзаго. Его создал известный театральный декоратор Пьетро Гонзаго, в котором Юсупов увидел талант архитектора. В Архангельском до сих пор хранится несколько чудом уцелевших декораций работы Гонзаго. Их осталось всего 4 (из 12) и занавес. Это большие полотна с иллюзорной живописью: занавес «Храм», декорации «Таверна», «Тюрьма», «Римская улица» и еще одна, изображающая колонный зал.

История Архангельского, одного из красивейших мест ближайшего Подмосковья, берет начало в шестнадцатом столетии. Именно в то время здесь появилось селение Упалозы с маленькой церквушкой. Позже, уже в семнадцатом веке, на месте прежнего культового сооружения возвели каменный храм во имя архангела Михаила. По аналогии с его названием село переименовали в Архангельское.

В XIX веке поселение отошло в собственность Николая Алексеевича Голицына. При новом хозяине и началось строительство новой усадьбы.

Строения и ландшафт в музее-усадьбе Архангельское

Главный усадебный дворец Архангельского возвели в бытность князя Голицына, в 1784 году. Сегодня на его первом уровне размещен макет усадьбы, воспроизведенный по описаниям юсуповской эпохи.

В Овальном зале дворца, относительно небольшом по размерам, в давние времена давали светские приемы и проводили бальные вечера. Сегодня здесь устраивают концерты классической музыки. Потолок украшает подлинная огромная люстра с имитацией под бронзу, т.к. из-за дороговизны натурального металла в ту пору, ее изготовление было бы очень дорогим удовольствием.

На втором этаже дворца Юсупова в музее-усадьбе ранее были устроены жилые комнаты, а также библиотека, включавшая в себя почти 20 тысяч экземпляров книг, что причисляло ее в первые десятилетия девятнадцатого столетия к числу лучших российских частных книжных собраний.

Сразу за дворцом размещается удивительный по красоте парк Архангельского, напоминающий собой из-за обоюдной принадлежности к французским регулярным паркам, но, вместе с тем, он больше и роскошней последнего.

Главная идея таких парков - восприятие людьми природы как архитектурной составляющей. Таким образом, при его разбивке, в первую очередь, создают чертеж, располагая на нем растения строго по математическим законам, с учетом симметричности их расположения относительно некоей оси и соразмерными по форме. Основными деревьями в этом парке музея-усадьбы Архангельское являются липы, посаженные 25 лет тому назад, во время реконструкции, на месте старых. Поверхность земли засажена подстриженным газоном, называемым здесь «Большим партером».

Фото 1. Панорама музея-заповедника Архангельское в Подмосковье

В музее-заповеднике разбито 3 парка, включая и вышеописанный. Следующий из них - итальянский террасный - расположен с южной стороны от дворца и представляет собой ландшафт, составленный из двух террас (маленьких балкончиков, обрамленных балюстрадами). Подобные сооружения были типичны для далекой Италии, но крайне редко встречались в России.

Местный террасный парк создали еще при Николае Голицыне и уже при князе Юсупове его облагородили: высадили лиственницы, разместили мраморные скульптуры в парке и мраморные же бюсты со статуями на имеющейся балюстраде. Эти произведения искусства относились к ценной княжеской коллекции и, по идее, требуют особого к себе отношения, в частности, к их сохранности от атмосферного влияния. Скульптуры, по большей части, являются произведениями русских и итальянских мастеровых XVII и XIX столетий.

Последний - третий парк в музее-усадьбе Архангельское - английский пейзажный, больше похож на лесную чащу. Здесь произрастают высоченные деревья и загущенные кустарники. Таким образом, его главное отличие от французского заключается в приближенности к дикой природе. Мода на такие парки сформировалась в Российской империи в XVIII столетии. Именно в то время прежний хозяин - князь Николай Голицын - и повелел разбить его с двух сторон от итальянских террас.

Разделяют территории французского и английского ландшафтных парков небольшая по размерам арочная конструкция - «Руинная арка», являющаяся одной из главных составляющих английских парков. Точно такая же размещена и в восточном пространстве парковой зоны.

За «Большим партером» просматриваются два санаторных корпуса, возведенных здесь после Октябрьской революции, когда территория усадьбы Архангельское была передана наркомату обороны. Ранее, при князе Юсупове, здесь размещались усадебные оранжереи с экзотическими растениями из южных регионов всего мира.

Кроме всего прочего, в усадьбе, в дореволюционное время, размещался и свой зверинец с редкими животными и птицами.

История музея-усадьбы Архангельское связана с гостившими здесь пятью российскими императорами: Николая I, Александра I, Александра II, Александра III и Николая II . В каждом случае приезд высочайшей особы отмечался установкой в парке колонны с завершением из двуглавого орла и надписями с посвящением на французском языке. К сожалению, колонны 2 последних императоров из вышеприведенного списка не сохранились.

Самым почитаемым местом Николая Юсупова в своей усадьбе был храм, возведенный в честь Екатерины II. Ее образ представлен по аналогии с образом Фемиды - мифологической богини правосудия. Важным в художественном образе самодержицы является отсутствие повязки на глазах, которую мастер просто-напросто не посмел изваять у царствующей особы.

Стоит отметить, что Екатерина II так ни разу и не посетила Архангельское, но Юсупов просто боготворил ее, с чем и связано строительство храма и монумента в ее честь.

Рядом с французским парком расположено небольшое по размером здание в два этажа, являющееся малым дворцом или по-иному - «капризом». Такое название оно получило от князя Голицына, так как действительно стало обычным капризом хозяина, пожелавшего, по моде того времени, наряду с большим дворцовым зданием построить и малое. Первоначально оно имело лишь один этаж и было надстроено дополнительным уровнем уже при князе Юсупове.

Помимо императоров, усадьбу Архангельское посещали многие известные личности той поры. Среди них был и великий Александр Сергеевич Пушкин, побывавший здесь, как минимум, дважды. Поэт увековечил память о хозяине и его поместье в своем произведении «Послание к вельможе». Потомки Юсупова знали об этом и со временем, при Зинаиде Юсуповой, установили на территории памятник русскому поэту на аллей, названной после этого в его честь.

Неподалеку от памятника Пушкину установлена скульптурная композиция «Скорбящий гений», посвященная сыну все той же Зинаиды Юсуповой, погибшего на дуэли. С этим же фактом связано и строительство усыпальницы Юсуповых, которую должны были сделать родовой после переноса сюда праха молодого человека. Строительство было начато в 1909 году и завершилось в 1916-м. В скором времени произошла Октябрьская революция, что помешало освящению усыпальницы, в которой так никто и не был захоронен.

Как добраться до усадьбы Архангельское

Добраться до музея-усадьбы Архангельское можно от станции метро Тушинская, воспользовавшись автобусами №№ 541 и 549, а также на маршрутном такси №151. От города Красногорска автобусом №№ 520 и 824.

Предлагаем ещё посмотреть:

Большой дворцово-парковый ансамбль усадьба Архангельское расположен недалеко от Красногорска.

На его территории находятся три прекрасных парка — итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский.

Большой дворец, малый дворец «Каприз», Колоннада-усыпальница, церковь Михаила-архангела, прекрасные виды — есть на что посмотреть и где погулять, это очень приятное и красивое место. В выходные тут полно молодоженов, приехавших сделать в музее усадьбе Архангельское фото на память о свадьбе.

В настоящее время (начало 2019 г.) в музее-усадьбе идут реставрационные работы.

Вид на Большой дворец и итальянский террасный парк.

Прекрасный фонтан, правда на тот момент он был без воды.

Одна из многочисленных скульптур.

Бюсты знаменитостей, выполненные в античном стиле.

Внутренний дворик Большого дворца.

Памятник Екатерине Второй. Императрица здесь представлена в виде Фемиды — богини правосудия, правда, почему-то без традиционной повязки на глазах и без весов. D.Ekaterina с латыни переводится как «божественная Екатерина» — владелец усадьбы князь Юсупов лично был знаком с императрицей и искренне восхищался ее талантами.

Пространства — прекрасный вид с высокого берега на поля, расположенные за старицей Москвы-реки.

Храм-усыпальница Юсуповых. Похоронить здесь никого не успели, так как здание было построено незадолго до революции.

Маленькая каменная церковь Михаила-Архангела, построенная в 17 веке.

Башня неподалеку от церкви. Можно было еще погулять по берегу реки, но тучи сгущались.

Владельцами Архангельского в разное время были Одоевские, Черкасские, Голицыны, но именно князь Юсупов превратил усадьбу в «подмосковный Версаль». В Москве таким же обширным регулярным парком со множеством скульптур может похвастаться только

Архитектурный ансамбль:

  • Малый дворец «Каприз»
  • Театр Гонзага
  • Памятник Екатерине II
  • Храм Михаила-архангела
  • Святые ворота
  • Чайный домик
  • Розовый фонтан
  • Глинобитная ограда
  • Конторский флигель
  • Кладовая над оврагом

В наше время в бывшем имении Юсупова устроен музей Архангельское с собраниями произведений живописи и скульптуры, хранится большая коллекция редких старинных книг. Регулярно проводятся лекции, экскурсии, концерты и фестивали классической и джазовой музыки. Подробности можно узнать на официальном сайте.

Этот уголок Подмосковья — прекрасное место для прогулок в хороший летний день, так что приезжать лучше с утра. Есть еще один момент — на выезде из Москвы, особенно в выходные, можно попасть в пробку, поэтому стоит подумать о времени поездки заранее.

Как доехать до усадьбы Архангельское

На общественном транспорте: из Москвы — метро «Тушинская», автобусы 549 и 541, маршрутка 151; из Красногорска — автобусы 520 и 824. От ж/д станции Павшино ходят маршрутки 31 и 49.

На автомобиле: Красногорский район, 5-й километр Ильинского шоссе.

Часы работы

  • территория парка: будни с 10-00 до 19-00, выходные и праздники — с 10-00 до 20-00
  • экспозиции в зданиях: со среды по пятницу с 10-00 до 16-00, в выходные и праздничные дни с 10-00 до 17-00.

Парк открыт ежедневно.

Выходные дни во Дворце — понедельник и вторник, последняя среда каждого месяца — санитарный день.

Стоимость билетов

  • Вход в парк — 150 рублей, льготный — 50 рублей
  • Дворец — 300 рублей, льготный — 200 рублей
  • Единый входной билет для осмотра парка и экспозиций — 400 рублей, льготный — 250 рублей

«Бывали ли вы в Архангельском? - Ежели нет, поезжайте...», - писал А.И.Герцен после посещения знаменитой подмосковной усадьбы в 1833 году. Расположенная на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километраж северо-западнее столицы, она еще в начале XIX века, заняла исключительное место среди имений российской знати и до наших дней сохранила свой неповторимый облик. Открытый в Архангельском в 1919 г. музей включил в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. Коллекции живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, собрание редких книг были представлены посетителю. В 2000 г. усадебный театр с подлинными декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага вошел в число важнейших исторических объектов, находящихся под охраной всемирного фонда памятников.

Имение Уполозы, как изначально называлось Архангельское, впервые упоминается в документах времен Ивана Грозного. Село было небольшим, имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный в 1-й пол. XVI века, В XVII в, при новых владельцах, боярах братьях Киреевских, его периодически обновляли. В начале 1640-х гг. село купил боярин Ф.И.Шереметев, известный своей ролью в установлении династии Романовых на российском престоле. В 1660-х гг. по распоряжению князей Одоевских, владевших в ту пору имением, на месте деревянной церкви возвели каменную. Тогда же, согласно названию храма, село стало именоваться Архангельским. К концу XVII в. оно превратилось в типичную подмосковную вотчину: вблизи храма стояли рубленые жилые хоромы: три светлицы, связан­ные сенями; рядом еще один сруб - баня, а чуть дальше поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары. Ко двору примыкали «огородец» и сад, в котором росли яблони, вишни, сливы, крыжовник, смородина, а также каштаны, грецкий орех, шелковица. В состав усадьбы входили и хозяйственные постройки - скотный двор, конюшня, ткацкие избы и пильная мельница. Здесь же располагались две оранжереи, которым суждено было стать первым шагом к популярным в XVIII в. садовым «затеям».

С 1681 г. Архангельское принадлежало князю М.Я.Черкасскому, а к 1703 г. перешло к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну (1665 - 1737). После смерти Петра II в 1730 г. князь Д.М.Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия, являясь одним из главных членов Верховного тайного совета, и потому при императрице Анне Иоанновне был обвинен «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском. Деятельный по натуре, князь обратил свою энергию на переустройство усадьбы. Старое жилье казалось ему слишком малым, и к западу от прежних построек он начал возводить новый двухэтажный дом, а перед ним разбил сад, напоминающий модные петербургские. Однако закончить переустройство князю не удалось. В 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре скончался. Усадьбу конфисковали в казну.

В 1742 г. императрица Елизавета Петровна возвратила имение сыну Д.М.Голицына, действительному тайному советнику и сенатору князю Алексею Дмитриевичу Голицыну (1697 - 1768), который не сумел поддержать начинания отца, и только его сын, князь Николай Алексеевич Голицын (1751 - 1809), решил превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу, отвечающую духовным устремлениям века Просвещения.

По традиции своего времени Н.А.Голицын получил европейское образование: попечением высокопоставленного родственника, вице-канцлера А.М.Голицына, он был направлен в частный пансион в Стокгольме, а затем в Страсбургский университет. Позднее князь совершил трехгодичное путешествие по Европе: побывал в Швейцарии и Италии, Франции и Англии, Голландии, германских княжествах, Австрии. В «Дневнике» молодого Голицына (документ находится в собрании музея-усадьбы «Архангельское») сохранились впечатления об увиденном.

При дворе императрицы Екатерины II Н.А.Голицын исполнял различные дипломатические поручения, состоял в свите великого князя Павла Петровича, являлся членом Комитета для управления зрелищами и музыкой, стал тайным советником, сенатором, кавалером орденов Св.Анны и Св.Александра Невского.

В 1780 г. в Париже князь приобрел для строительства своего загородного дома проект архитектора Шарля Герна, положив начало знаменитому архитектурно-парковому ансамблю в Архангельском. В ходе реставрации дворца в 2003 г. была обнаружена украшенная гербом рода Голицыных медная закладная доска, указывающая точную дату начала строительства здания - 1784 год. В последующие двадцать пять лет дворец (Большой дом) был выстроен и вокруг него разбили парк. Изменения коснулись и старинного села Архангельского. Для окончания работ предстояло завершить отделку Большого дома, его флигелей и колоннад, но в 1798 г. Н.А.Голицын вышел в отставку, дела его пришли в упадок, и денежные затруднения приостановили строительство в Архангельском. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, приняла решение о продаже усадьбы.

В 1810 г. Архангельское за 245 тыс. рублей ассигнациями покупает государственный деятель, богатейший вельможа, знаток и коллекционер произведений искусства князь Николай Борисович Юсупов (1751 - 1831). Высокое происхождение, незаурядные личные качества и европейское образование позволяли князю в течение всей жизни оставаться одним из самых видных деятелей эпохи. В разные годы он исполнял дипломатические поручения в Турине и Неаполе, Венеции и Риме. В России руководил деятельностью Императорских производств: шпалерной мастерской, «стеклянного» и фарфорового заводов; являлся директором Эрмитажа, а позже - Оружейной палаты; возглавлял Императорские театры; был президентом Мануфактур-коллегии, министром Департамента Уделов, членом Вольного Экономического Общества, почетным членом Российской Академии Художеств.

Одновременно Н.Б.Юсупов активно занимался ведением хозяйства: инспектировал свои многочисленные имения в разных губерниях России, увеличивал число мануфактур.

Человек блистательного века Екатерины II, князь остро ощущал наступление новой эпохи и, желая сохранить для себя частицу дорогого сердцу времени, задумал создать под Москвой свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, библиотекой, парком...

После приобретения Архангельского эта мечта осуществится: усадьба станет любимым детищем князя и достопримечательностью Москвы. В письме владельца управляющему имением появятся слова: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться... то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Люди искусства, знатные вельможи и даже члены императорской фамилии будут стремиться попасть сюда, чтобы насладиться совершенной красотой дворца, парка, великолепием художественных коллекций.

При Н.Б.Юсупове ансамбль усадьбы, в основном сложившийся еще при Н.А.Голицыне, не претерпел существенных изменений, все его основные черты не только сохранились, но и обрели окончательную форму.

В 1814 г. князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, много способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. По его приглашению в Архангельском работали О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.Дрегалов, М.М.Маслов. В самой усадьбе их незаменимыми помощниками были талантливый крепостной архитектор Василий Яковлевич Стрижаков и выходцы из юсуповских вотчин - «архитекторские ученики» И.Борунов, Ф.Бредихин, Л.Рабутовский, а также живописцы М.Полтев, Е.Шебанин, Ф.Сотников, И.Колесников.

Обозы с материалами потоком шли в Архангельское, по Москве-реке сплавляли к усадьбе строительный лес. Из Санкт-Петербурга, Москвы, родового имения Спасского-Котова и других владений князя доставляли мебель, картины, книги, декоративное убранство для Большого дома. Отечественная война 1812 г. на время отодвинула завершение строительных и отделочных работ, часть художественных коллекций спешно пришлось вывозить в астраханское имение князя. После войны и крестьянского бунта, учиненного архангельскими мужиками (осень 1812 г.), потребовались огромные затраты на восстановление усадьбы.

К середине 1810-х гг. было окончено строительство придворцовых колоннад. В 1817 г. по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Внутренние углы флигелей закрыли полукруглыми кулисными стенами с проходными арками в середине. Над дворцом возвели бельведер, украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых.

Стены и плафоны парадных залов Большого дома украсили декоративной росписью, а в центре купола Овального зала поместили живописное полотно Н.де Куртейля «Амур и Психея». Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова, великолепная мебель, часы и осветительные приборы из бронзы превратили Большой дом в подлинный дворец. Однако после пожара, случившегося здесь зимой 1820 г., интерьеры вновь пришлось отделывать.

Летом 1818 г. во время визита в Архангельское императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. В 1819 г. перестроили малый дворец «Каприз» и возвели храм-памятник императрице Екатерине II.

На протяжении трех десятилетий почетной обязанностью князя Н.Б.Юсупова являлась организация коронационных торжеств при вступлении на престол российских монархов. Посещение Архангельского императорами отмечалось особым образом: на проспекте у подпорной стены Нижней террасы парка появились увенчанные чугунными орлами колонны в честь императоров Александра I и Николая I.

В 1827 г. Н.Б.Юсупов купил и перевез в Архангельское из подмосковных Горенок знаменитые «ботанические оранжереи» графа П.А.Разумовского. В 1829 г. террасы близ дворца были реконструированы архитектором В.Г.Дрегаловым и обрели неповторимый скульптурный декор. Постоянно расширялись пейзажные рощи, реконструировались оранжереи на холме у Москвы-реки. Больших затрат требовали уход за растениями и дорожками парка, стрижка деревьев и кустарников, устройство газонов и цветочных клумб. Многочисленные теплицы поставляли диковинные плоды и цветы к столу хозяина. Гости, бывавшие в Архангельском, не переставали удивляться юсуповским затеям; вольеру с фазанами и павлинами, зверинцу с верблюдами и ламами, пеликанам на берегу пруда и редким растениям в оранжереях и в саду. В летнее время здесь можно было совершить прогулку, приобрести изящные изделия мастерской по росписи фарфора и с разрешения хозяина полюбоваться произведениями искусства во дворце.

Облик Архангельского окончательно сложился к середине 1820-х годов. Казалось, нельзя было отыскать под Москвой имения более совершенного: архитектурный ансамбль и парк в нем органично сочетались с великолепными коллекциями; громадной библиотеке Н.Б.Юсупова могли позавидовать в столицах; театр украшали декорации Пьетро Гонзага, а расписанный в имении фарфор носил марку с названием усадьбы.

В 1827 г. в Архангельское с московским другом библиофилом С.А.Соболевским впервые приехал А.С.Пушкин. Красота и богатство усадьбы покорили его. Н.Б.Юсупов показывал гостям свое художественное собрание и превосходную библиотеку. Вероятно, увидели они и дорожный «Альбом друзей», с которым князь путешествовал по Европе в конце XVIII века. В нем, наряду с другими, содержалось и стихотворное обращение к Н.Б.Юсупову П.О.Бомарше.

Спустя два года А.С.Пушкин в поэтическом Послании воздал дань удивительной жизни человека, соединившего в себе лучшие черты славной эпохи - от Екатерины Великой до Николая I.

...Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни, Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют, мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя, твой разговор свободной
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный...

В августе 1830 г. А.С.Пушкин еще раз побывал в Архангельском вместе с поэтом П.А.Вяземским. Их приезд запечатлел работавший в усадьбе французский художник Никола де Куртейль в рисунке «Осенний праздник в Архангельском». Год спустя, узнав о кончине старого князя, А.С.Пушкин в письме к П.А.Плетневу с грустью напишет: «Мой Юсупов умер».

Когда старого князя не стало, его сыну - князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 - 1849) досталось огромное наследство - 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян в разных губерниях России, а вместе с тем и колоссальный долг.

Постоянно живший в Петербурге, Б.Н.Юсупов не часто бывал в Архангельском, оно не стало для него тем, чем было для его отца. Но князю предстояло сохранить имение и знаменитые коллекции. Для раздачи долгов пришлось отдать на откуп пруды для ловли рыбы, продать Московскому университету ботанический сад, состоявший из 9 тысяч растений. В петербургский дворец на Мойке были перевезены лучшие произведения живописи и скульптуры. И хотя в Архангельском оставались книжное собрание и многие произведения искусства, Большой дом утратил былой облик. В «Капризе» и жилых павильонах при оранжереях устроили комнаты «для отдачи внаем»

Несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И. Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги... гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».

Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827 - 1891).

Самозабвенно любивший искусство и покровительствовавший художникам и музыкантам, он сам был скрипачом и автором музыкальных произведений. В собранной им коллекции скрипок находились инструменты, изготовленные Амати и Страдивари. Состояние здоровья требовало частого пребывания Н.Б.Юсупова-младшего на лечении за границей, на родине он бывал редко, но Архангельское любил и, приезжая в усадьбу, пользовался библиотекой деда.

Высоко ценя память об именитых предках, князь принял решение составить описание их жизни и деяний и в середине 1880-х гг. издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».

О том, как выглядело в те годы Архангельское, рассказывают строки письма, отправленного из усадьбы летом 1859 года: «Год тому назад мне даже не снилось, что я буду сидеть именно здесь. На той же реке, как и Москва, милях в трех выше по течению, стоит в большом парке дворец Итальянского стиля. От его фасада тянется к реке уступами широкий луг, окаймленный, как в Шенбруне, живою изгородью, а налево от него у самой реки стоит павильон, в шести комнатах которого я одиноко брожу...». Автор этих строк, будущий канцлер и объединитель Германии Отто фон Бисмарк, гостил в имении по приглашению хозяйки, княгини Татьяны Александровны Юсуповой.

В 1860 г. недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.

Н.Б.Юсупов-младший поддерживал реформаторскую деятельность императора Александра II. Сам князь являлся щедрым благотворителем: в течение всей жизни он жертвовал средства на строительство храмов, создание богаделен, приютов, домов призрения. После трагической гибели государя в 1881 г. князь пожертвовал большие средства на создание памятника Александру II, объявил конкурс на лучшее его жизнеописание. В 1888 г. в память о посещении императором Архангельского на Большом партере парка была установлена мраморная колонна (не сохранилась).

Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 - 1939) и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 - 1928). На рубеже XIX - XX вв. имение вновь обрело былую славу и превратилось в значительный художественный центр. А.Н.Бенуа. В.А.Серов, К.А.Коровин, К.Е.Маковский, К.Н.Игумнов, Р.И.Клейн и многие другие деятели русской культуры часто посещают усадьбу, нередко работают по заказу Юсуповых. В 1903 г. в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. Памятными колоннами были отмечены и визиты в усадьбу императоров Александра III и Николая II (не сохранилась).

К 1918 г., за год до революционных событий в России, на месте Житного двора в Архангельском завершилось строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн). Однако никто из представителей юсуповского рода не был похоронен здесь: в 1919 г. владельцы имения навсегда покинули родину. Княгиня З.Н.Юсупова скончалась в Париже в 1939 году, Там же, на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, покоится и ее сын князь Феликс Феликсович Юсупов (1887 - 1967), сохранивший в своих мемуарах образ дорогого его сердцу Архангельского.