Фантастическое. Фантастическое и реальное в повести «Собачье сердце

Повесть “Собачье сердце”, написанная М. А. Булгаковым в 1925 году, является откликом писателя на окружающую его действительность, на результат тех коренных преобразований, что произошли в России в 1917 году.
В произведении воссоздается современная автору жизнь – советская реальность начала 1920-х гг. Однако она передается Булгаковым в “причудливой” форме – в смешении реального и фантастического. Так, с одной стороны, в “Собачьем сердце” до мельчайших подробностей воспроизведены советские реалии20-ых годов 20 века, вплоть до точного указания зарплаты “машинисточки IX разряда” (четыре с половиной червонца) и упоминания о том, что пожарные, “как вам известно, ужинают кашей”. С другой же стороны, сюжетная коллизия повести сугубо фантастическая – профессор Преображенский, мировой светила науки, осуществляет небывалую операцию – превращение собаки в человека путем пересадки ей человеческих желез. Но и это еще не все – гений Преображенского позволяет ему совершить и обратную операцию: из человека в конце произведения он вновь “творит” собаку, поняв и испытав на себе угрозу существования Шарикова.
Реальность и фантастика переплетаются в “Собачьем сердце” самым тесным образом, создавая новый вид реальности – гротескный. Казалось бы, сюжет с превращениями пса Шарика невероятен и неправдоподобен. Однако Булгаков настолько мастерски “оплетает” его деталями реальности, обыденной жизни, что мы читаем произведение как повесть о том, что было на самом деле.
Филипп Филиппович Преображенский, интеллигент во многих поколениях, гениальный ученый и врач, задумывает небывалое – он хочет подарить человечеству вечную молодость и прославиться в веках. Для этого герой проводит эксперимент на бездомной собаке, которую подбирает на улице.
Преображенский приводит Шарика к себе в дом, заботится о нем. И вот наступает долгожданный момент: появляется необходимый “человеческий материал” – труп алкоголика Клима Чугункина, зарезанного в пьяной драке. Именно его гипофиз и семенные железы и “получает” Шарик.
Вскоре выясняется, что результатов данного эксперимента не мог предвидеть никто, даже гениальный Филипп Филиппович. Шарик не только выжил и начал быстро выздоравливать. Постепенно с ним начали происходить странные трансформации – пес стал превращаться в человека. Дневник помощника Преображенского, доктора Борменталя, фиксирует основные моменты “эволюции Шарика”, в результате которой он превратился в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, представителя пролетариата.
Образ Шарикова, как и образы других представителей “господствующего класса” во главе с председателем домкома Швондером, – сугубо сатирические. Безусловно, основа в них реальная – Булгаков описывал реальные черты людей, пришедших к власти после 1917 года. Однако часто эти черты усилены или утрированы – именно так автор выразил свое отношение к этим людям и их поведению, их “политике”. Так, например, один из членов домкома – “персиковый юноша в кожаной куртке” – носит фамилию Вяземская и оказывается женщиной (намек писателя на асексуальность советского общества). А сам Шариков периодически забывает, что он уже не собака, и ловит блох у себя под пиджаком или гоняется за кошками.
Но члены домкома не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд, и с ними не так легко справиться, как это удалось Преображенскому в вопросе об “уплотнении”. Этот факт доказывают метаморфозы, под влиянием Швондера произошедшие с Шариковым. Стоило милейшему псу превратиться в Полиграфа Полиграфовича и стать причастным к власть предержащим – “поступить на должность” заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как он трансформировался в настоящего монстра. Гены Клима Чугункина, человека “из народа”, необразованного, невежественного, бескультурного, под влиянием благоприятных факторов, тут же дали о себе знать. Шариков превратился в беспринципного хама и подлеца, “дорвавшегося до власти”. Кажется, будто на своем благодетеле Преображенском, да и на все окружающих людях, этот герой вымещает свою злобу, ущемленное самолюбие, чувство неполноценности.
И тут сатирический и вполне добродушный тон повести начинает приобретать зловещие тона – мы понимаем, что профессору Преображенскому и всей его “семье” грозит реальная опасность. Как тут не вспомнить фантастический сюжет из классического романа Стивенсона “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда” или сюжет романа М. Шелли “Франкенштейн”.
Однако в повести Булгакова все заканчивается благополучно. Когда Преображенский понял, что его “детище” несет в себе опасность для всего окружающего, он вновь превращает Шарикова в собаку. Все стало “на круги своя” – Преображенский, доказав свое невиновность в убийстве Шарикова, на какое-то время освободился от претензий Швондера. Шарик, вновь приобретя свой первозданный вид, боготворит своего благодетеля.
Но финал “Собачьего сердца” не несет успокоения или умиротворения. Остается смутное ощущение тревоги, опасности. В любой момент жизнь Филиппа Филипповича может измениться, в любой момент калабуховский дом с его традициями и устоями может окончательно “кануть в вечность”, как и та культура, которую он олицетворяет. Думаю, такое же ощущение нестабильности было и у самого Булгакова в период создания повести.
Писатель считал, что всякая форма насилия над личностью – физическая (Преображенский) или идеологическая (Швондер) – не может привести к успеху. Человек – неповторимая индивидуальность, и из Клима Чугункина, послужившего “материалом” для Шарикова, может получиться только подобие Клима Чугункина.
Но в контексте произведения была скрыта еще одна немаловажная мысль: революция тоже своего рода насильственная операция, проведенная над обществом. Именно она объявила “труженика”-пролетария хозяином жизни, вырвав его в одночасье из полуфеодального быта, из рабства духовного и политического. Этот эксперимент над целой страной должен был напомнить читателю неудачный эксперимент профессора Преображенского, едва не обернувшийся трагедией для многих людей.
Чтобы более точно и ясно донести свою мысль до людей, Булгаков использует в своей повести такой художественный прием, как смешение реального и фантастического. Часто это осуществляется так мастерски, что очень трудно понять, где заканчивается одно и начинается другое. В результате соединения этих двух реальностей создается третья – гротесковая, которая позволяет писателю не только передать обстановку 20-ых годов 20 века в Советской России, но и выразить свое отношение ко всему происходящему.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень опасный социальный эксперимент. Моделью общественных преобразований и трагических экспериментов новой Read More ......
  2. Повесть Булгакова “Собачье сердце” вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно Read More ......
  3. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных Read More ......
  4. Человек сочинял легенды, не зная, как объяснить дождь, ветер, солнце, хорошую погоду. Шли годы, эволюционировала Земля. Не понимая, как зарождается любовь, как возникает дружба, как вспыхивает война, человек выдумывал богов, верил в них, приносил себя им в жертву. Поклоняясь Афродите, Read More ......
  5. Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране в 1987 году. Напечатать произведение было невозможно, поскольку открытым текстом автор раскрывает здесь волнующие его вопросы. В России идеологический отбор литературных произведений велся тогда на Read More ......
  6. Творчество М. А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором Read More ......
  7. Повесть Булгакова “Собачье сердце” – горькая сатира писателя на окружающую действительность 1920-ых гг. Послереволюционная Москва с ее порядками и обитателями не “вдохновляет” Булгакова, он вовсе не разделяет восторженных надежд на светлое будущее, к которому теперь стремится вся страна. Не разделяет Read More ......
Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”

Повесть, в которой реальность и «выдумка» граничат друг с другом. Произведение, в котором смешное – кажется грустным, а факты из истории просто не укладываются в голове…

Жил ли на самом деле Булгаковский Филипп Филиппович? был «срисован» с близкого родственника автора. Он действительно был гениальным врачом, хотя и не профессором.

Большим вымыслом, конечно же, становится Шариков, точнее даже его появление в результате эксперимента. К сожалению, в обществе много Полиграфов Полиграфовичей, хамов и жуликов пытающихся завладеть чужим имуществом, жить на всем готовом. Однако «перерождение» из пса в человека до сих пор возможно только на страницах повести Булгакова.

Борменталь ведет дневник и записывает, как удивительным образом происходят изменения: замена лая на звуки, вытягивания конечностей, момент, когда отпадает хвост. Эта «этапность» заставляет читателя верить в происходящее.

Послереволюционная Россия, была так же упомянута в произведении. Страницы полностью «пропитаны» суровой реальностью того времени, голодом, митингами и разрухой. Автор выдает читателю достоверные сведения, чем питался рабочий класс, сколько зарабатывал, как проводил свободное время. Именно эти моменты, кажутся неправдоподобными, а если задуматься и вспомнить историю, то ужасающими. Действительно, реальность оказывается страшнее всякого вымысла.

На фоне таких условий жизни вся повесть, несмотря на то, что содержит сатирический подтекст, кажется трагедией. Вымышленный образ становится просто собирательным. Фанатики пролетариата действительно занимались открытой пропагандой, пели на собраниях, давали новорожденным младенцам довольно «странные» имена. Исходя из этого, глупость и явный абсурд некоторых ситуаций в то время, вполне могли возникать.

Уплотнение квартир – так же является частичкой истории России. «Лишняя» жилплощадь просто отнималась, и в комнаты вселяли пролетариат. Обычно в таких домах до сих пор расположены коммунальные квартиры.

Бездомные животные, как в то время, так и сейчас актуальная проблема. Миллионы животных оказываются на улице по вине людей. Фантастичность в произведении для самого Шарика становится то, что его покормили, забрали домой и купили ошейник. Конечно, он не догадывался, что за это дорого придется заплатить, и в первую очередь самому Преображенскому.

Фантастическим становится и то, что профессору удается исправить свою ошибку и «вернуть» , избавившись от Полиграфа, без ведущих последствий для себя и Борменталя. Они остаются чисты перед законом. Скорее всего, произойди эта ситуация на самом деле, исход стал бы печальным и для Преображенского, и для Борментала. С подачи какого-нибудь Швондера, оба бы оказались арестованными. В то время не сильно разбирались, и прошлые заслуги не стали бы учитываться.

Таким образом, простые в повести вещи могут казаться – фантастическими.

1. Творчество М. А. Булгакова.
2. Основные мотивы и смысл повести «Собачье сердце».
3. «Противостояние» творца и творения: Шариков и Преображенский.
4. Значение фантастики и реальности в произведении.

М. А. Булгаков... Долгое время он был неизвестен подавляющему большинству читателей, так как произведения его не издавались, а сам художник был в глубокой опале. Ведь его творчество «лило крамолу на советскую власть, советский строй». Сегодня все больше критиков и исследователей литературы обращаются к творчеству этого поистине незаурядного мастера.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году и посвящена неудавшемуся эксперименту - как чисто медицинскому, так и социальному. Основа сюжета не нова - это превращение, слияние хорошего, незлого дворового пса Шарика и настоящего животного, алкоголика и недалекого человека Клима Чугункина.

Начало повести ознаменовано тем, что профессор медицины Преображенский, омолаживающий небедных чиновников, приманивает бездомную собаку Шарика и в целях эксперимента заменяет ее гипофиз на человеческий. Обыденная сцена приманивания дворовой собаки куском колбасы приобретает вселенский, фантастический масштаб за счет реминисценций из поэмы А. Блока: «ветер, ветер на всем божьем свете».

Основная суть произведения - превращение Шарика в Шарикова - есть полемика Булгакова в большинством, утверждавшим: «Кто был ничем, тот станет всем». Подобная идея, бытовавшая в постреволюционные годы, находит своего исполнителя, пусть и выдуманного, и становится весьма отталкивающей. Сочетание фантастики и жесткой сатиры в произведении усиливает этот эффект, заодно отвечая на еще один бытовавший в то время вопрос - о возможности создания искусственного человека.

В повести поступок профессора является грубым вторжением в святая святых мироздания. Пребраженский возомнил себя творцом и решил, что сумеет сделать из собаки человека. Мелкие детали, сопровождающие процесс создания нового типа, «породы» людей, лишь подчеркивают античеловеческий и абсурдный замысел. Во время операции у Преображенского «зубы... сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск...»; Преображенский и Борменталь «заволновались как убийцы, которые спешат... лицо Филиппа Филипповича стало страшным... сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен... зверски оглянулся, зарычал... злобно заревел... лицо у него... стало как у вдохновенного разбойника...».

В результате этой операции, фантастической, но наделенной очень реалистичными деталями, сообразительный и верный пес Шарик, каким его видит читатель на протяжении первых трех глав, превращается в отвратительнейшее животное в человечьей облике. Новый человек становится абсолютно неуправляемым, способным на грубость, предательство и даже убийство. И в то же время Шариков весьма реалистичен, такие, как он, сотнями ходили по улицам советских городов и ходят сейчас.

После обретения «бумаг», доказывающих принадлежность существа к человеческому роду, начинается самое худшее: ставший теперь полноправным членом общества, Шариков, под влиянием Швондера, теряет остатки культурности. Преображенский оказывается в трагикомическом положении - созданное им существо в корне разрушает мировоззрение своего создателя и грозит стать причиной окончательной его гибели.

Образ Шарикова, гротескный, но странным образом реалистичный, заставил многих исследователей творчества Булгакова внимательно изучить вопрос об отношении автора к некоторым духовным традициям, характерным для русской литературы.

Так, Булгакова волновал вопрос о постоянном комплексе вины русского интеллигента. Писатель не снимает вины ни с Преображенского, ни со Швондера. Автор смело показывает всю нелепость и глупость тогдашней жизни, не смягчая вины профессора и Борменталя, виновных в трагедии Шарикова.

Также Булгаковым поднят еще один важный вопрос: роль Швондеров во всеобщей люмпенизации. В своей идеологической борьбе Швондер использует «врожденное» недоверие простого народа к интеллигенции и, как результат этого недоверия, откровенное неприятие. Именно Швондер приложил руку к окончательному превращению Шарикова в животное.

«Собачье сердце» - смелый ответ Булгакова на вопрос о Великой Эволюции, являющейся фундаментальной основой нормальной жизни. Писатель вынужден прибегать к иносказаниям, введению фантастических элементов из-за невозможности напрямую сказать об ужасных, дьявольских делах, творимых самими людьми.

Реальность повседневной жизни России 20-х годов XX века, изображенная через призму острой сатиры и фантастики, использованных действительно виртуозно, сделали повесть «Собачье сердце» «непревзойденной в своей неповторимости, апостолом русской сатиры XX века».

Повесть «Нос» входит в третий цикл произведений Н.В.Гоголя под названием «Петербургские повести». Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска. Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.

Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий в столице тепленькое местечко. Ничего фантастического! Сплошная проза жизни!

Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит…свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос «был в мундире», разъезжал на извозчике, молился в церкви…Ковалев «чуть не сошел с ума». Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место…Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.Фантастика! Чистой воды фантастика! Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева в повести не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история? Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: "Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно".

Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.

Но вот под рождество Преображенский решает осуществить свой фантастический эксперимент. Он пытается создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Преображенский решает посоревноваться с самой природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. Как неплохой медик Булгаков понимает, что это не возможно, но он решается на внедрение такого приёма для более красочного сравнения перемен, которые потрясают Россию в те времена. И начинается фантастика, которая у Булгакова не лишена и сатиры. Используя принципы «фантастического реализма» и гротеск, мешая реальную действительность нэповской России с оригинальной выдумкой, писатель создаёт увлекательную и зловещую историю. Сюжет её необычен: профессор Преображенский, живущий в старинном Калабуховском доме на Пречистенке, подбирает на улице дворнягу и производит медицинский эксперимент по вживлению в мозг собаки гипофиза человека. Профессор, который занимается омоложением, и его ассистент доктор Борменталь получают неожиданный результат: пёс превращается в человека. Это даёт повод молодому доктору мечтать о создании нового человека, «высокой психической личности». Однако эксперимент принимает совсем другой оборот.

Донором для бедного Шарика послужил Клим Петрович Чугункин двадцати восьми лет, судился три раза. «Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной « После операции у собаки наблюдается полное очеловечивание. В результате чего появляется своеобразное существо. «Рост маленький, голова маленькая, начал курить», «человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жёсткие... Лоб поражал своею маленькой вышиной. Почти и непосредственно над чёрными ниточками бровей начиналась густая-густая головная щётка». По этим признакам мы видим, что существо полностью унаследовало физический облик своего прародителя.

А только ли физический?

К сожалению, нет. Первые произнесенные им слова - ругань, первое отчётливое слово - буржуи. А потом и уличные выражения «не толкайся», «слезай с подножки» он гоняется за кошкой Микрушей всё на своём пути, играет уличные песни на балалайке, пристаёт к служанкам.

Жизнь обывателей квартиры, такая тихая и спокойная раньше, превращается в сущий ад. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» «Окурки на пол не бросать - в самый последний раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте её подкарауливаете. Смотрите!». Вот в таких условиях теперь приходится жить жителям квартиры №5 на обуховском переулке. Но хуже всего то, что Шариков и не понимает, что он делает что-то неправильно. «Что-то вы меня, папаша, больно притесняете, - вдруг плаксиво выговорил он... - Что вы мне жить не даёте?». С его точки зрения, он просто живёт, а ругань, хамство и наглость-это просто нормальная составляющая жизни. У Шарикова появляется даже свой ангел-хранитель. Это так ненавидимый Преображенским Швондер. Он даёт ему читать книжки (вроде переписки Энгельса с Каутским). Но ангел хранитель ли?

Вот, что говорит об этом Преображенский. «Ну сейчас он (Швондер) всячески старается натравить его (Шарикова) на меня, не понимая, что если кто-нибудь, в свою очередь натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.» А между тем Шариков устраивается на работу и его (не без помощи Швондера) сразу возводят в должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных. Автор, конечно же, преувеличивает возможности Шарикова, вводя гиперболу, но именно в этой гиперболе он как нельзя чётче показывает нам всё несовершенство того общества. Можно было бы подумать, что теперь Шариков образумится, но это не так. Получив власть, он пользуется ею, как хочет. Он приводит в дом машинисточку и говорит: «Я с ней расписываюсь, это наша машинисточка. Борменталя надо будет выселить...» Как потом выяснилось, он её обманул, сочинив про себя множество историй. И даже когда Шарикова разоблачили, он угрожает ей «... попомнишь ты мне ещё... Я тебе устрою сокращение штатов». Получив власть, наш Шарик и так не обременённый гуманностью превращается просто в деспота. А если вспомнить самое начало повести, то можно сравнить его с любовником. Ведь если вспомнить обыкновенного пса с обваренным боком и вспомнить то, как он сочувствовал этой же машинисточке, в нём не было ни капли жестокости, чего не скажешь о человеческом Шарике.

Апогея своей наглости и хамства Шариков достигает, когда пишет донос на своего создателя. Для того времени это был распространённый приём для свержения конкурентов или врагов. Писался просто донос и через два три дня к подъезду подъезжала машина и человека увозили неизвестно куда и никто его больше не видел. Следующим доносом должен был бы быть донос на Швондера, и Шариков был бы уже председателем домкома. Который бы жил в семи комнатах. Но к великому огорчению Шарика, донос не получил хода. И тогда он решается взять дело в свои руки раздобыв пистолет. Я думаю, что его мог дать только Швондер. И зайдя в смотровую, где его «попросили» уйти из квартиры. Но Шариков не был так глуп, чтобы уйти. И, с криком «...что я на вас управы не найду, что ли» пытается убить Борменталя. Но через несколько секунд оказался на операционном столе под общим наркозом. А ещё через несколько дней, он был той - же собакой, которую подобрали на улице. Вот теперь фантастика уступает место реальности.