Сочинение на тему «Система образов повести «Собачье сердце. М

Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» — вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков.

Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например — покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он — умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой».

И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам.

В результате сложнейшей операции на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй».

С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ — самая важная вещь в государстве.

Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.

Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Благие намерения Преображенского создать «новую единицу общества» оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу как человека, так и общества приводит к одинаково катастрофическим результатам. О своем творении он говорит с гневом: «Вы стоите на низшей ступени развития, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе… подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости».

Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправляет свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
    • Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы - полный бред... Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека – […]
    • Николай Степанович Гумилев был известен как поэт, драматург и литературный критик, основатель и теоретик акмеизма. Все критики отмечали в его лирике романтические настроения. Один из ранних сборников поэта так и называется – «Романтические цветы». Первый его сборник стихов «Путь конквистадоров» вышел, когда будущий писатель был еще гимназистом. В нем воспевалась сильная личность, каковой был сам поэт. После женитьбы на Анне Ахматовой в 1910 году Гумилев впервые отправляется путешествовать по Абиссинии. В […]
    • «Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?» - на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного […]
    • Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
  • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» — вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.

    Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например — покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас».

    Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он — умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам. В результате сложнейшей операции на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной.

    Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ — самая важная вещь в государстве.

    Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба. Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Благие намерения Преображенского создать «новую единицу общества» оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу как человека, так и общества приводит к одинаково катастрофическим результатам. О своем творении он говорит с гневом: «Вы стоите на низшей ступени развития, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе… подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости».

    Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправляет свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

    Главная > Документ

    Тема: Михаил Афанасьевич Булгаков. «Собачье сердце». Система

    образов повести .

    Цели: выяснить, какие качества личности писателя вызывали уважение его единомышленников и острое неприятие представителей власти, за что любили М.Булгакова и за что преследовали, какое место в его творчестве занимает повесть «Собачье сердце», какова система персонажей произведения и в чём особенность авторского замысла.

    Оборудование: компьютер

    мультимедийный проектор

    CD-RW с презентацией: «М.А.Булгаков. «Собачье сердце»

    DVD с записью фрагмента художественного фильма В.Бортко «Собачье

    портрет писателя

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Слово учителя.

    На уроке вы объединены в группы. 3 из них – исследовательские, 1- творческая.

    1 группа занималась изучением документов, касающихся общественно-политической жизни страны начала XX века. Назовём её представителей – «историками».

    2 группа исследовала научные материалы по медицине и биологии. Это «биологи»

    3 группа занималась литературоведческими раскопками, следовательно, они «литературоведы».

    4 группа творческая, назовём ребят «актёрами».

    2.Вступительное слово учителя.

    Его называли по-разному: талантливым писателем, ярким драматургом, антисоветчиком, человеком твёрдых убеждений и неколебимой порядочности…

    Михаила Афанасьевича Булгакова стали вспоминать, печатать его произведения с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. Долгое время у него была стойкая репутация «забытого писателя».

    Сейчас Михаил Булгаков – один из самых популярных писателей. Слава к нему пришла словно в награду за те муки, которые пришлось вынести при жизни.

    3. Презентация «М.А.Булгаков» с комментариями учителя.

    Сын профессора, врач по образованию, писатель по призванию.

    2) «Он гений!» А.Ахматова.

    «За что меня жали? Я хотел служить народу. Я никому не делал зла». М.Булгаков.

    3) Киев, ул. Воздвиженская.

    В этом доме в семье Булгаковых родился первенец – Михаил, будущий писатель, которому пришлось пройти через тяжкие испытания эпохи войн и революций.

    4) Афанасий Иванович Булгаков, отец писателя, - профессор, доктор богословия, преподаватель Киевской Духовной Академии.

    В семье он поддерживал атмосферу нравственных устоев, трудолюбия и религиозности. От отца у Михаила Афанасьевича неумение кривить душой.

    5) Варвара Михайловна Булгакова, мать писателя. До замужества работала учителем женской гимназии г.Карачева Орловской губернии.

    После смерти мужа осталась одна с семью детьми (старшему - Михаилу – не было 16). Несмотря на трудности жизни, она хранила покой семьи, всегда была чуткой и энергичной.

    6)Дети семьи Булгаковых. 1903 год. На даче в Буче.

    Семья Булгаковых была большой, дружной, культурной, музыкальной, театральной. Тон задавал старший брат.

    7) Учёба в Киевской первой гимназии. Любовь к литературе, музыке, футболу, театру. Увлечение философией, энтомологией.

    8) Михаил – студент медицинского факультета Киевского университета.

    По окончании гимназии поступает на медицинский факультет Киевского университета. На 3-м курсе женится по огромной любви на Татьяне Лаппа. А через год начинается первая мировая война.

    9) Работа врачом.

    В 1916 году, окончив университет, получает «звание лекаря с отличием».

    Работает добровольцем от Красного креста во фронтовых госпиталях.

    В 1916-1917 годах служит в качестве врача в больницах Смоленской и Вяземской губерний.

    За день принимал до 100 больных. Здесь получил не только медицинский, но и жизненный опыт.

    10) Революций не принял. Дважды хотел уехать из России (в 1920 и в 1921 годах)

    В Киеве власть менялась вплоть до 1920 года: петлюровцы, большевики, деникинцы… Булгаков был мобилизован всеми властями, которые по очереди занимали город.

    11) Начало литературной деятельности.

    Из автобиографии: « Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ.

    В городе, в который затащил меня поезд, отнёс рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали»

    «В начале 1920 года бросил звание с отличием и писал».

    12) В Москву на постоянное жительство.

    1921 год. Служит репортёром и фельетонистом в газете «Гудок». Начинает печатать первые маленькие рассказы.

    13) Москва, Большая Садовая, дом 10, квартира 50.

    «Хуже было в первые годы в Москве. Бывало, что по три дня ничего не ели. Не было ни хлеба, ни картошки, а продавать мне уже было нечего». Т.Н.Лаппа.

    14) Произведения 1922-1925 годов.

    Очерки и фельетоны: «Москва Краснокаменная», «Сорок сороков», «Говорящая собака» и др.

    Повести: «Записки на манжетах», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» (рукопись).

    Роман: «Белая гвардия».

    15) Произведения 1925-1939 годов.

    «Записки юного врача» (1925-27, последняя прижизненная публикация)

    «Зойкина квартира» (1926)

    «Багровый остров (1928)

    «Дни Турбиных», «Бег» (1928)

    «Кабала святош (Мольер)» (1929)

    «Мёртвые души» (1930)

    «Последние дни (Пушкин) (1938)

    «Батум» (1939)

    16) 1925 год. Регистрация брака с Любовью Евгеньевной Белозерской.

    17) Тяжёлые 30-е.

    В 1929 году все пьесы Булгакова были сняты со сцены. Никуда не принимали работать. Нищета.

    В 1930 году одно из 7 писем Булгакова прочитано Сталиным.

    - Что, может быть, вас, правда, отпустить за границу, мы вам очень надоели?

    - Русский писатель вне родины существовать не может.

    После телефонного разговора писателя со Сталиным Булгакову предложили работу в МХАТе.

    18) Главная книга Булгакова.

    1928-1940 годы – время работы над романом «Мастер и Маргарита». В полном варианте роман опубликован в 1973 году.

    19) Елена Сергеевна Шиловская – жена и муза Булгакова.

    Михаил Афанасьевич тяжело заболел. Он потерял зрение, не мог ни читать, ни писать. Однако до последних дней жизни не прекращал работы над романом «Мастер и Маргарита». В этом ему помогала Елена Сергеевна, которая записывала то, что диктовал писатель, вносила изменения в текст. Именно благодаря ей роман всё же был опубликован. Через 33 года после смерти Булгакова!

    21) Музей Булгакова В Киеве, на Андреевском спуске, в доме №13, где прошли счастливые годы жизни писателя.

    22) В Киеве установлен первый памятник М.А.Булгакову.

    23) Есть музей Булгакова и в Москве. Он находится в квартире 50 дома №10 на Большой Садовой.

    24) «Рукописи не горят». Писатель большой судьбы явился к нам в посмертном величии.

    4. Беседа с классом.

    1) В какой семье формировался характер Михаила Булгакова?

    2) Каково отношение писателя к Февральской и Октябрьской революциям? Как он это объяснял?

    3) Можно ли утверждать, что работа врачом способствовала постижению сущности человека? Обоснуйте свою точку зрения.

    4) Какие качества характера Булгакова вам кажутся достойными уважения?

    5) Считаете ли вы жизнь писателя трагичной? Почему?

    II . История написания повести «Собачье сердце». Судьба повести.

      Презентация «Повесть «Собачье сердце» с комментариями учителя.

      Собачье сердце. (Чудовищная история)». Повесть М.А.Булгакова.

      «Повесть будет иметь не меньший успех, чем «Роковые яйца». Н.С.Ангарский, редактор литературно-художественного альманаха «Недра».

      Время написания повести – январь – март 1925 года.

    7 марта Булгаков читал 1 часть на литературном собрании «Никитинских субботников». 21 марта там же – 2-ю часть Агент ОГПУ в донесении: «Вещь написана во враждебных к совстрою тонах». Этот комментарий и предрешил судьбу повести.

      Сложности с публикацией. «Сатирические произведения Булгакова проводить сквозь цензуру очень трудно. Я не уверен, что его «Собачье сердце» пройдёт.» Н.С.Ангарский. 20 апреля 1925 года.

      «Собачье сердце» - опасная литература. «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Лев Каменев, член Политбюро.

      «Ваш Булгаков – антисоветчик!» 7 мая 1926 года обыск на квартире писателя. Изъяли дневники и машинописную копию повести «Собачье сердце». (Возвращены через 3 года при содействии М.Горького). МХАТ расторг договор на постановку повести.

    в России – в 1987 году. Журнал «Знамя», № 6.

      Изменение названия произведения. «Собачье счастье. (Чудовищная история)». «Собачье сердце. (Чудовищная история)».

      Время великих экспериментов.

    В государственном устройстве и общественно-политической жизни. В биологии и медицине. В литературе. Первая треть XX века вошла в историю нашей страны как время революций и гражданской войны. Группа историков, готовясь к сегодняшнему уроку, отыскивала факты, свидетельствующие о том, какой была общественно-политическая ситуация в стране в 20-е годы. Приостановка демонстрации слайдов. Выступления учащихся группы №1 («историков»): 1) С приходом к власти большевиков в России началась гражданская война.Гражданская война – это трагедия для всего народа, всей страны. Здесь все виновны в насилиях, разрушениях. Это самая страшная война. В войне между странами виден враг. Он пришел незвано на твою землю, его надо уничтожать. В гражданской войне всё по-иному. Бывшие друзья становятся врагами, брат идет против брата, отец против сына, сын против отца. Поэтому любая гражданская война - кровавое пятно в истории пережившей её страны. Увы, не была исключением и Россия. Гражданская война охватила всю страну. Народ ранее неделимой и единой России был расколот на два враждебных лагеря ""красных"" и ""белых"".К сожалению оба лагеря в своей борьбе за идеи проявили лютую ненависть, жестокость, дошли до террора. Существуют различные мнения о числе погибших в годы гражданской войны в Советской России: по одним данным до 12 млн., по другим около 10 млн. человек –это больше в 5 раз, чем в годы первой мировой войны. Ненависть между ""красными"" и ""белыми"" переросла в ""красный"" и ""белый"" террор. Массовый террор в гражданскую войну начали первыми ""белые"". Не менее жестоким был террор и ""красный""

    2) В Москву и Петроград еще в декабре 1920 г.просочились сведения о голоде в ряде областей страны. Известный социолог П.А. Сорокин, побывавший в деревнях Самарской и Саратовской губерний зимой 1921 г., вспоминал впоследствии: «Избы стояли покинутые, без крыш, с пустыми глазницами окон и дверных проемов. Соломенные крыши изб давным-давно были сняты и съедены. В деревне, конечно, не было животных - ни коров, ни лошадей, ни овец, коз, собак, кошек, ни даже ворон. Всех уже съели. Мертвая тишина стояла над занесенными снегом улицами» . Погибших от голода обессилевшие односельчане складывали в пустых амбарах.

    3) А вот цитата из письма М. Шолохова, писателя, чьи произведения находили одобрение представителей Политбюро партии:

    "Сейчас умирают от голода колхозники и единоличники; взрослые и дети пухнут и питаются всем, чем не положено человеку питаться, начиная с падали и кончая дубовой корой и всяческими болотными кореньями".

    Даже весьма сдержанные сведения о катастрофе в Поволжье вызывало у москвичей, закаленных красным террором и всяческими лишениями, чувство содрогания. Неизгладимое впечатление производили сведения о рационе голодавших: «Лучшим хлебом считался зеленый, целиком из лебеды; хуже - с примесью навоза, еще хуже - навозный целиком. Еще ели глину Обычная глина, даже если выбрать из нее камешки и песок, насыщала навсегда, от нее человек уже не освобождался и уносил ее на тот свет . Эта глина (речь идёт об особом сорте, редко встречающемся в природе) насыщала ненадолго, но зато могла проходить через кишки, и так человек мог прожить целую неделю, лишь постепенно слабея.»

    Продолжение демонстрации слайдов презентации.

      Эксперимент в государственном устройстве. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война 1917 -1923 годов.

    «Расстреляно, замучено, уморено голодом, погибло от эпидемий с 1917 по 1921 год без малого 12 миллионов человек.

      Голод в Поволжье и других регионах (1922-1923 годы). Умерло 13 миллионов человек.

      Эксперимент в науке. В 20-е годы произошёл научный прорыв в исследовании функций гипофиза. Расцвет евгеники – науки, занимавшейся «выведением» особой породы людей.

    Приостановка демонстрации слайдов. Выступление учащихся группы №2 («биологов»):

    1) На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

    В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники , занимавшейся «выведением» особой породы людей.

    Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз .

    2) Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма . Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

    Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло".

    3) Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

    В 1925 году медик Михаил Булгаков в "Собачьем сердце" подробно описал, что произойдет, если собаке пересадить гипофиз (и семенные железы) человека. Булгаков представил, как бы выглядели газетные статьи: "Изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза - мозгового придатка - разъяснена! Он определяет человеческий облик! Его гормоны можно назвать важнейшими в организме - гормонами облика! Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фауста создан гомункул! Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу!"

    Ещё алхимики мечтали создать человека лабораторным способом. Искусственного человека они называли гомункулом.

    В настоящее время (в XXI веке) ученые занимаются такой наукой, как

    генная инженерия. Уже созданы лекарственные препараты ГОРМОНА РОСТА, являющиеся точной копией гормона, синтезируемого в организме человека. Такие препараты с успехом используются для лечения недостаточности гормона роста у детей и взрослых. Но, как мы знаем, «вывести» человека искусственным путём пока не удалось.

    Продолжение презентации.

    13) Эксперимент в литературе. И.В.Гёте. «Фауст» (1773). Г.Д.Уэллс. «Остров доктора Моро».

    Ещё в 1773 году немецкий писатель Гёте и в 1896 году английский писатель Г.Уэллс обращались в художественных произведениях к вопросу создания человека искусственным путём. Булгакова и некоторых его современников также заинтересовала эта тема. Об особенностях литературного эксперимента поделятся с нами своими знаниям ребята 3-й группы, которые самостоятельно изучили статьи литературных критиков.

    Приостановка презентации. Выступление учащихся группы №3 («литературоведов»).

    1). Тема вмешательства учёных в естественный ход жизни, создание человека нового типа, соревнование с Природой была в поле зрения писателей 20-х годов прошлого века.

    К этой теме обращались современники Булгакова Леонид Леонов, Евгений Замятин, Владимир Маяковский, Демьян Бедный.

    Но ещё в 18 и 19 веках данная тема волновала ум и воображение мастеров литературы.

    Наиболее известными произведениями являются трагедия Гёте «Фауст» и фантастическая повесть Уэллса «Остров доктора Моро».

    2). Главный герой трагедии «Фауст» Гёте – учёный. Бог посылает к нему Мефистофеля, пытаясь проверить доктора, устойчив ли он к искушениям.

    Фауст – учёный, он многие годы отдал науке, но его знания ничтожны по сравнению с огромным морем неразгаданных тайн природы.

    Учёный собрат Фауста Вагнер, закрывшись в тени кабинета, отгородившись от всего мира, создавал искусственного человека. И ему удалось это сделать. Плодом его фантазии явился Гомункул – маленькое существо, способное жить лишь в колбе.

    Философ Фалес бросил Гомункула на дно океана, чтобы вернуть его к первооснове жизни, дать полную жизнь.

    Бог Протей принял Гомункула под своё покровительство.

    Задачей Гёте, как считают литературоведы, было показать читателям заблуждения философов-идеалистов и продемонстрировать им реальную действительность, которая и есть основа жизни.

    3). В 1896 году Герберт Уэллс пишет повесть «Остров доктора Моро». На мысль о создании этого произведения писателя навели открытия в области хирургии.

    Уэллс отвергает модный в то время образ «сверхчеловека», равнодушного к добру и злу.

    В повести таким «сверхчеловеком» считает себя доктор Моро, гениальный хирург, бежавший от преследований на пустынный остров. Там он продолжает опыты над животными, превращает их в странные подобия людей.

    С одной стороны, он хочет окружить себя покорными существами, почитающими его, как бога.

    С другой стороны, хочет отмстить ненавистному миру людей, создав грубую пародию на человека.

    Постепенно научный смысл эксперимента ускользает от него, а сам доктор становится маньяком. Мир на острове страшен и безнадёжен, а сам творец одинок и несчастлив.

    Уэллс преклоняется перед наукой, но прекрасно понимает, какой разрушительной силой она может стать.

    4). Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. В основе её тоже научный эксперимент. Профессор Преображенский создаёт человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема «нового Фауста», но она носит трагикомический характер. В результате эксперимента профессор создаёт Шарикова – гомункула с гипофизом пролетария.

    Это произведение и фантастическое, и сатирическое. В этом новаторство Булгакова. Фантастика играет не основную роль, а вспомогательную. Абсурдный с точки зрения природы эксперимент помогает обнажить абсурд в обществе. После революции в нашей стране наступило время доносов и уничтожения тех, кто казался пришедшим к власти опасным. Такие, как Шариков, то есть внешне не отличавшиеся от людей, но имевшие нечеловеческую сущность, ждали момента, чтобы расправиться с неугодными, ухватить лакомый кусок, предать своих же. И это случалось, как только они получали власть.

    Своим произведением Булгаков предупреждал, что агрессивные шариковы живучи, что они опасны для людей совестливых, порядочных, с высокими моральными принципами.

    Продолжение демонстрации слайдов.

    14) Михаил Булгаков – новатор. «Собачье сердце» - фантастическая сатира.

    С одной стороны, Булгаков продолжатель традиций Гёте и Уэллса, а с другой стороны, он экспериментатор и новатор, потому что «Собачье сердце», как и опубликованная ранее повесть «Роковые яйца», - фантастическое произведение, являющееся в то же время острой сатирой на современность.

    15) Москва, Пречистенка, 24.

    Это фотография одного из домов Москвы.

    Какое отношение он имеет к событиям художественного произведения Булгакова?

    (Именно в доме на Пречистенке находится квартира доктора Преображенского)

    (часть 1, встреча Шарика с профессором)

    Указывает ли Булгаков номер дома на Пречистенке?

    А почему же я решила показать вам фотографию конкретного дома?

    16) Николай Михайлович Покровский (1868-1941) – прототип Преображенского.

    Врач-гинеколог. Дядя М. Булгакова. Жил в квартире по адресу: Москва, Пречистенка,

    По мнению исследователя биографии и творчества Булгакова Бориса Соколова, писатель имел в виду дом своего дяди, который, в свою очередь, стал прототипом профессора в повести. Описание квартиры профессора Преображенского в деталях совпадает с описанием квартиры Н.М.Покровского.

    Приостановка демонстрации слайдов.

    2. Анализ произведения. Характеристика образов повести.

    1)Профессор Преображенский. Слайд №17.

    17) Профессор Преображенский. «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…»

    Главным действующим лицом в повести является профессор Преображенский.

    Дайте краткую характеристику этого героя.

    В чём заключаются его научные изыскания?

    Добился ли он положительных результатов? Докажите.

    Каково социальное положение Преображенского?

    Как оценивает этого героя Шарик в момент их первой встречи? Подтвердите словами текста.

    Назовите определения, которыми Шарик называет Преображенского.

    Характеристика, которую даёт Шариков, показывает, каково отношение собаки к профессору. Какие чувства испытывает Шарик по отношению к Преображенскому, когда рассматривает того издалека?

    Какое последнее определение даёт Шарик перед тем, как войти в дом? Какие чувства испытывает к Преображенскому?

    Почему же в голодные 20-е Преображенский сыт, богат, имеет возможность жить так, как хочет?

    Но в размеренную жизнь профессора вторгаются представители новой власти.

    Ребята 4-й группы подошли к осмыслению сцены беседы Преображенского с домкомовцами творчески. Давайте посмотрим инсценирование эпизода повести (часть 2) в их исполнении.

    Как отзывается профессор о пролетариате?

    (Конец части 2. «Да, я не люблю пролетариата».)

    Почему он не любит пролетариат? Как объясняет своё отношение к представителям новой власти?

    (Часть 3. Сцена обеда . «Недорезанные большевиками помещики», «не читайте до обеда советских газет», «пропал калабуховский дом», с 1903 до 1917 не было случаев воровства, а в марте 17 в 1 день украли все калоши, 3 трости, пальто, самовар швейцара; электричество гаснет раз в месяц)

    Как относится к профессору доктор Борменталь?

    Какие качества профессора Преображенского, на ваш взгляд, достойны уважения людей?

    А есть ли что-то в его характере или поступках, что вызывает осуждение?

    Слово учителя. М.Булгаков в отличие от режиссёра фильма «Собачье сердце» Владимира Бортко, не идеализирует своего героя.

    Обратимся к эпизоду «Операция по пересадке гипофиза». Часть 4.

    А в конце 3 части «божеством», причём описывает внешний вид профессора, используя церковную терминологию: колпак – патриарший куколь, фартук – епитрахиль.

    Здесь слышится уже не ирония, а сарказм. Человек видит себя в роли бога.

    Зачитайте.

    Какие сравнения использует?

    - На чьей стороне симпатии Булгакова?

    Ради чего затевался эксперимент профессора?

    Слово учителя: Операция не во имя спасения человека или животного, а ради эксперимента. И эксперимент этот сопряжён с вмешательством человека в сферу природного, а для верующих - божественного.

    Хирург Преображенский взял на себя миссию вершителя судеб. Так чем же он отличается от тех, кто взял на себя миссию строителей нового общества? Ведь революционеры тоже начали с уничтожения прежних устоев жизни, избавились от дворян и помещиков, которых без разбору назвали буржуями. Потом начали осуществлять «чистку своих рядов».

    Преображенский, подобно Всевышнему, создаёт «своего» человека.

    Как встречает это открытие научное общество? Обычные люди?

    Что думает сам профессор о своём «детище»?

    Каков вывод профессора относительно результатов его эксперимента? Зачитайте.

    (гл.8 «Моё открытие, черти б его съели…стоит ровно один ломаный грош…»)

    2) Образ Шарика. Слайд № 18.

    18) Шарик. «Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито…»

    Каким образом писатель вводит в повесть образ Шарика? Когда это происходит?

    Что мы узнаём из «потока сознания»?

    Что умеет делать этот пёс?

    Докажите, что сознание пса политизировано.

    Какие чувства у вас вызывает Шарик? Почему?

    Какими качествами наделил Булгаков этого персонажа?

    Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает автор по отношению к этому персонажу?

    А какие мысли, поступки Шарика выглядят недостойными с точки зрения нравственности?

    Каким было «социальное положение» Шарика до встречи с профессором?

    (бездомный, безродный)

    Каким оно стало после встречи с Преображенским?

    (превращается в господина)

    Слово учителя: Из мира тьмы, вражды, голода и стужи пёс попадает в мир, совершенно не похожий на тот, в котором он жил. В квартире профессора живут по другим законам: здесь работают, вежливо разговаривают, относятся друг к другу с уважением.

    Шарик, как ребёнок, осматривает обстановку, удивляется, замечает то, к чему привыкли обитатели квартиры. И делает выводы о том, как с кем общаться.

    К кому он относится с симпатией? Почему?

    Можно сказать, что пёс уважает Преображенского?

    Какое место в доме стало его любимым настолько, что он назвал его раем?

    Как он называет Зину? Почему?

    Как называет Борменталя? Почему?

    Получается, Зине и Борменталю он обиды не прощает, а профессора и Дарью Петровну прощает. Почему?

    Что он думает о себе? Зачитайте (часть 3).

    («Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито…»)

    А как его описывает доктор Борменталь в дневнике? Зачитайте. (Часть 5 )

    Почему Шарик стал о себе высокого мнения в доме профессора?

    (Если им дорожат, значит, неспроста)

    О каком отношении Шарика к хозяину свидетельствуют замечания автора о собаке:

    «Глаза его теперь не менее двух раз в день наливались благодарным слезами по адресу пречистенского мудреца»?

    Какие эмоции и мысли вызвал ошейник? Зачитайте.

    (Сначала расстроился, сгорал от стыда, а потом увидел зависть в глазах встречных псов и изменил своё мнение. «Ошейник – всё равно что портфель».

    Тобыл как арестант, а потом «последовал …как барин»)

    Вывод: В натуре Шарика сочетаются жалость и сострадание к машинисточке, рассудительность, чувство собственного достоинства и в то же время наглость, угодливость, хитрость, эгоистичность. Таким образом, и этот персонаж выписан Булгаковым многопланово.

    3) Образ Шарикова. Слайд №19.

    19) Полиграф Полиграфович Шариков. «Я не господин, господа все в Париже!»

    Шариков – это человек, полученный искусственным путём. Время его «сотворения» - с 24 декабря по 6 января, то есть от Сочельника до Рождества.

    Органы какого человека пересадил профессор в тело собаки?

    (Клима Чугункина)

    Какого он происхождения, какой образ жизни вёл? Зачитайте. (Часть 5)

    (Алкоголик, играет на балалайке по трактирам, судили 3 раза, но оправдали)

    - Что унаследовал «новый человек» от Клима Чугункина?

    Что в нём от Шарика?

    Зачитайте описание внешнего облика человека-собаки. Часть 6.

    Какие положительные качества присущи «гомункулу»?

    Какие поступки Шарикова вызывают недовольство профессора, Борменталя и других обитателей квартиры?

    В какое состояние он приводит своего «создателя» и Борменталя?

    Демонстрация Слайда №20.

    20) Теория и жизнь. «Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… И вот теперь спрашивается – зачем?»

    Какие чувства по отношению к профессору испытывает Шариков? Испытывает ли он благодарность за то, что профессор дал ему жизнь?

    Какие меры предлагал Борменталь, чтобы дать покой профессору?

    Почему предложение Борменталя было отвергнуто профессором Преображенским? Зачитайте. Часть 8.

    Врачи, учёные, превращаются в преступников. Причём они обдумывают преступление хладнокровно. Какое событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения учёных?

    Булгаков пишет: «Преступление созрело и упало, как камень, как это обычно бывает… Шариков сам пригласил свою смерть…» Почему?

    4) Письменная работа по группам.

    1 гр. записывает качества характера Шарикова;

    2 гр. – Шарика;

    Урок

    Усвоение идейного содержания стихотворений. Показать вольнолюбивые мотивы, образ автора. его гуманность,чувство собственного достоинства, независимость, оптимизм.

  • М. Булгаков. "Собачье сердце". Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления

    Документ

    "Я об одном сожалею, что при этой сцене не присутствовало советское правительство чтобы я показал ему, с каким материалом оно собирается построить бесклассовое социалистическое общество.

  • Учебно-методический комплекс «Литература» (для студентов средне-профессионального отделения, специальности «Правоведение») Рубцовск 2008

    Учебно-методический комплекс

    Программа дисциплины «Литература» составлена для студентов СПО специальности «Правоведение». Изучение литературы призвано обеспечить приобщение студентов к богатствам отечественной художественной литературы; развитие у студентов способности

  • Русский язык 5 класс Раздел I. Пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию

  • Дата: 31.03

    Класс:-9-в

    Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства».

    Цели: рассмотреть систему образов в произведении, учить составлять характеристику героев, анализировать текст, понимать позицию автора, тему, идею произведения, прививать интерес к изучению творчества М.Булгакова, а также к изучению русской литературы 20 века.

    Формы контроля: устный опрос.

    Оборудование: портрет писателя.

    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока.

      Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

      Актуализация опорных знаний учащихся.

    Беседа по жизни и творчеству Булгакова:

    Где и когда родился писатель?

    Где прошло его детство? Какое он получил образование?

    Как он воспринял революцию 1917 года? Как это отразилось на его творчестве?

    Когда была написана повесть «Собачье сердце?» Когда она впервые была напечатана? Почему так получилось?

    3. Работа над темой урока.

    1) Вопросы к учащимся:

    - «Какие герои в повести являются главными?»

    (профессор Преображенский, доктор Борменталь, пес Шарик- Шариков, Швондер)

    Охарактеризуйте каждого из героев.

    Примерная характеристика (записана на доске)

    - Возраст героя

    - Черты характера

    - Уровень образованности

    -Отношение к окружающим

    - Отношение героя к окружающим

    Учащиеся делятся на группы и составляют характеристику на одного их героев. Потом выбирают представителя группы, который зачитывает полную характеристику героя, подтверждая суждения цитатами из тексиа.

    ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

    Филипп Филиппович Преображенский – автор чудовищного эксперимента по пересадке человеческого гипофиза собаке.

    2)Здесь уместно дополнение учителя.

    Дополнение учителя: На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

    В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники , занимавшейся «выведением» особой породы людей.

    Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз .

    Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза . Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма . Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

    Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло".

    Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

    профессор Преображенский представитель московской русской интеллигенции: проживает в прекрасной семикомнатной квартире, имеет прислугу, интеллигентно говорит и одевается. Он воплощает уходящую из жизни русскую аристократическую культуру: об этом говорят интерьер квартиры, обеды, представляющие настоящий ритуал. Профессор Преображенский талантлив, остроумен, уверенно чувствует себя в компании представителей нового класса общества, не скрывает своего негативного отношения к пролетарским порядкам. Преображенский пользуется огромным авторитетом у новой власти, как редкое светило медицины, умеющий проводить сложные операции по омоложению. Профессор Преображенский считает недопустимым насилие над живыми существами. Но сам решается на страшный эксперимент улучшения несовершенной природы человека: проводит операцию по пересадке собаке части человеческих органов. Неудача проведенного эксперимента возвращает профессора к пониманию безнравственности подобного экспериментального насилия над природой человеческой жизни. В итоге профессор Преображенский приходит к выводу, что «украшающие земной шар» выдающиеся гении выделяются согласно законам эволюции, а не экспериментов. Автор неоднозначно относится к своему герою: уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные насильственные методы проводимых опытов.

    ДОКТОР ИВАН АРНОЛЬДОВИЧ БОРМЕНТАЛЬ

    Он также занимает важное место в системе образов повести «Собачье сердце». Иван Арнольдович молод, благодаря Преображенскому превратился из бедного студента в ассистента профессора, обучался мастерству у светила медицины и неплохо зарабатывал. Эксперимент с собакой Шариком, превратившимся в гражданина Шарикова, тесно сблизил Борменталя с учителем. Он был помощником в проводимой операции, затем проживал в квартире профессора Преображенского, записывая результаты опыта в дневник и воспитывая Шарикова. Доктор Борменталь интеллигентен, но, осознав невозможность перевоспитания такого «человека», готов задушить Шарикова, чтобы облегчить жизнь своему учителю и благодетелю.

    ПОЛИГРАФ ПОЛИГРАФОВИЧ ШАРИКОВ

    Пес Шарик – доверчивый пес с добрым сердцем, способный на сострадание к окружающим, умеющий платить добром за добро. Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он - умственного труда человек..., этот не станет пинать ногой». И вот профессор совершает главное дело своей жизни - уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Чугункин , двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на балалайке по трактирам.

    Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань и «буржуй». С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе выбирает Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании, утверждая, что документ - самая важная вещь в государстве. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.

    Шариков - в безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность. Шариков является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки: «незаконнорожденный сын» профессора ложится спать в кухне на полатях, ворует, играет на балалайке, ругается, бросает на пол окурки и т.д. Гражданин Шариков строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить. За два месяца существования Полиграф Полиграфович получил паспорт, устроился на должность заведующего подотделом. Новая власть поддерживает его, считает полезным членом существующего общества. Антигерой Шариков в конце произведения снова становится ласковым псом Шариком, потому что аморальные, противоречащие законам человеческой жизни поступки нового «гражданина» заставили интеллигента Преображенского признать чудовищность своего эксперимента и уничтожить результаты.

    Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

    ШВОНДЕР

    Активным участником в сюжете повести «Собачье сердце» является недавно избранный председатель домкома Швондер. Автор сознательно изобразил этого героя схематически: Швондер представляет одного из «товарищей», «общественное лицо» нового устройства жизни. Швондер с ненавистью относится к классовым врагам, его мораль заключается в нерассуждающем преклонении перед властью новых законов и нормативов. Швондер безразлично смотрит на чудо создания человека, перед ним – единица общества Шариков, которому обязательно нужно иметь документ и устроиться на работу. Главный конфликт повести «Собачье сердце», в первую очередь, отражается в противостоянии Швондера и Преображенского, представляющих два противоположных социально-этических класса.

    Швондер - пролетарий, "выбранный на заседании жилтоварищества новый глава домкома". Автор представляет его как человека, "у которого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос". Несмотря на активное участие в сюжете, этот персонаж не получает развернутой характеристики. Он представлен в повести схематически. Ш. не человек, он - "общественное лицо", один из "товарищей". Автор делает акценты на его ненависти к классовым врагам, то есть к профессору Преображенскому и доктору Борменталю. Во время своего визита в шестой главе он разговаривает с профессором со "спокойным злорадством". И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, "голубая радость разлилась по лицу Швондера".
    В философии Ш. краеугольным камнем является документ, бумажка. "Документ - самая важная вещь на свете." - говорит он профессору Преображенскому и сильно возмущается, когда Преображенский сгоряча называет их идиотскими. "Довольно странно, профессор, - обиделся Швондер, - как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?". В этом и есть весь Ш., в этом мораль пролетариата, преклоняющегося перед властью, верящего только в силу законов, нормативов, документов, агрессивного и нерассуждающего. Ему не режет слух откровенная глупость и нелепость составленного удостоверения личности Шарикова, которое профессор, светила мировой науки, образованный, тонкий человек не может не признать бредом. Ему не важны масштабы открытия, сделанного профессором Преображенским, он не понимает, что Филипп Филиппович совершил чудо, подобно творцу создав человека. Шариков для него лишь очередной жилец, единица общества, интересующий его только с практической точки зрения. "Что же, дело не сложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиграфович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире." В противостоянии профессора Преображенского и домкома - Швондера отражение основного конфликта повести, конфликта между двумя противостоящими социально-этическими классами.

    4) Вопрос к учащимся на размышление:

    В чем же заключается живучесть «шариковщины», «швондерства»?

    (подведение итога всего вышесказанного)

    Подсказка для учителя:

    В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был приспособить всю страну, весь мир, всю вселенную, чтобы их, эти звериные инстинкты удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко - над теми, кто духом высок, кто разумом высок, и потому должны быть втоптаны в грязь, чтоб над ними мог возвыситься Шариков. Невольно задаешь себе вопрос: сколько их было и есть среди нас? Тысячи? Десятки, сотни тысяч?

    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться в бюрократической системе. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь. Приходя к власти нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения. В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему... На первый взгляд кажется, что внешне все изменилось, что страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

    Таковы невеселые раздумья о последствиях (с одной стороны возможных, с другой - совершившихся) взаимодействия трех сил: аполитичной науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

      Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Рефлексия: - Сегодня я могу похвалить себя за….

    Сегодня мне не удалось…, потому что….

      Домашнее задание: сатира в повести Булгакова.

      Сообщение о Шолохове, о создании рассказа «Судьба человека».

    О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

    Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

    Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

    Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

    Основные проблемы

    Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

    Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

    Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

    Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

    На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

    В чём смысл книги?

    Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

    Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

    Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

    Главные темы

    Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

    Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

    Сатира и юмор

    Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

    «Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

    А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

    Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

    Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

    Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

    Основная идея

    В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

    Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

    Главные герои и их характеристика

    1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
    2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
    3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
    4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

    Основные мотивы творчества Булгакова

    Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

    • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
    • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
    • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
    • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!