Презентация "предсказания в искусстве". Писатели-фантасты предсказавшие будущее

Творческие личности – художники, музыканты, поэты – через свои произведения доносят до людей мысли и чувства. Иногда события, описанные людьми искусства, сбывались через какое-то время. Предсказания в искусстве являются интересной темой, требующей отдельного рассмотрения.

Предсказание будущего

Литераторы, композиторы, художники способны предсказать будущее, т.к. они обладают творческим мышлением, остротой ума. Примеры, когда давалось предсказание будущего в искусстве, не являются редкостью.

Произведения искусства предвосхищают культурные, научные открытия и исторические события. Стоит привести цитату из повести Джона Пристли «31 июня»:

«Все созданное воображением должно существовать где-то во Вселенной».

Людям следует быть внимательными по отношению к художественным предсказаниям.

Жюль Верн

Знаменитый писатель Франции Жюль Верн – научный фантаст 19 века. Он предугадал научные открытия будущего во многих областях:

  1. Акваланг.
  2. Видеосвязь.
  3. Электрический стул.
  4. Летательные аппараты (самолет и вертолет).
  5. Ракеты.
  6. Луноходы.
  7. Подводные лодки.

В книге «20 тысяч лье под водой» автором описано создание «Наутилуса». Это прототип современных субмарин. В произведении «С Земли на Луну», человек использует модули и ракеты с солнечными парусами. В произведении «Робур-Завоеватель» описан аппарат, похожий на современный вертолет.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – гений. Он музыкант, изобретатель, архитектор, скульптор, поэт, инженер. В свои дневники он заносил знания из медицины, истории, биологии, записывал стихи и делал наброски. Предсказаний в искусстве у него было особенно много.

10 гениальных изобретений Лео да Винчи:

  1. Орнитоптер.
  2. Водолазный костюм.
  3. Воздушный винт.
  4. Парашют.
  5. Подшипник.
  6. Пулемет.
  7. Самоходная телега.
  8. Танк.
  9. Идеальный город.
  10. Робот.

Орнитоптер напоминал птицу. Он должен был поднимать человека в воздух. Изобретение было сконструировано в соответствии с законами аэродинамики. Водолазный костюм был изобретен для вскрытия днищ нападающих кораблей. Устройство позволяло долго находиться под водой и видеть через стеклянные отверстия все вокруг. Дышали через подводный колокол. Винт был задуман для полетов человека. Он был похож на огромную винтовую машину с лопастями. Это изобретение привело к созданию вертолета.

Парашют имел форму пирамиды, покрытой тканью. Ученые современности изучили устройство и сделали вывод, что задумку Леонардо удастся воплотить в жизнь. Подшипник – это основа всей современной техники. Ученый был первым, кто сделал еге наброски в своей тетради. Пулемет представлял собой мушкеты на доске, сложенные в треугольник. Вал находился в центре и вращал оружие, чтобы оно стреляло через короткие промежутки времени. Аппарат состоял из 11 орудий. Этот же человек изобрел первый автомобиль, который ехал с помощью пружинного механизма.

Во времена средневековья были особенно опасны эпидемии. Изобретатель разработал план города с гидравлической системой и каналами, что помогло бы избежать массового заражения. Ученый изучал строение тела человека. Он построил робота, который был способен ходить и сидеть.

Герберт Уэльс

Писатель в произведении «Освобожденный мир» 1914 года рассказал об атомной бомбе. Он предсказал появление огромных летательных аппаратов, вмещающих более тысячи человек, ракетного двигателя и лазерного устройства. Фантаст предположил, что полеты будут кругосветными.

А.Р. Беляев

Писатель-фантаст в романе «Звезда КЭЦ» описал современные орбитальные станции. В книге «Вечный хлеб» он рассказал о возможностях генетики и биохимии. Трансплантология – это наука 20 века, которая была предсказана еще в «Голове профессора Доуэля». В романах «Человек-амфибия» и «Ариэль» Беляев размышлял о пребывании человека в необычных для него условиях (воде и воздухе).

Вострецова Виктория

Данная исследовательская работа по литературе составлена на примерах предсказаний будущего страны и своей собственнолй судьбы в произведениях русских прозаиков и поэтов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция школьников

Предвидения и предсказания в литературе

Направление: гуманитарное

Секция: литературоведение

Школа: МОУ «Средняя школа с. Алымовка»

Руководитель: Горбунова Надежда Викторовна – учитель русского языка и литературы

Киренск, 2011

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Русские поэты ХХ века о собственной смерти

Николай Степанович Гумилев....................................................................................5

Осип Эмильевич Мандельштам.................................................................................7

Выводы по главе 1.......................................................................................................9

Глава 2.Предсказания судьбы страны в произведениях русских поэтов и прозаиков

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Предсказание»……..10

Михаил Афанасьевич Булгаков................................................................................11

Андрей Платонович Платонов.................................................................................12

Евгений Иванович Замятин ….................................................................................13

Выводы по главе 2.....................................................................................................14

Заключение.................................................................................................................16

Список литературы....................................................................................................17

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

Человека во все времена тревожил вопрос о его будущем, именно поэтому в разное время были популярны такие предсказатели, как Ванга, Нострадамус и другие. Но не только эти личности, а вообще одаренные люди способны предвидеть будущее, истории известны даже факты письменной фиксации этих предсказаний. Говорим мы сейчас о литературных деятелях и произведениях, тема предвидения в которых так или иначе затронута.

Литература - гуманитарная дисциплина, в ее рамки входит так же и философия, изучение общечеловеческого взаимодействия. На одной из консультаций по обществознанию мы повторяли тему «Истина как метод познания». Учитель читал: «Есть целый ряд провидческих высказываний, сделанных людьми, не считавшими это занятие основным и даже не догадывавшихся о своих способностях. Среди них немало литераторов...». Мне стало интересно найти некоторые подтверждения этому в русской литературе. За помощью я обратилась к своему учителю литературы, и мы вместе попытались разобраться в данном вопросе. Выбрав тему своей работы «Предвидения и предсказания русской литературы», мы поставили следующую цель - найти примеры предсказаний будущего страны и своей собственной судьбы в произведениях русских прозаиков и поэтов, проанализировать достоверность на конкретной исторической эпохе.

Поставленная цель определила и задачи:

1)Найти произведения писателей русской литературы, в которых могут встречаться предсказания как личного будущего, так и государственного.

2)Сопоставить найденный материал с историей.

3)Сделать вывод: насколько предсказание сбылось.

Из поставленных задач вытекает и план нашего исследования :

  1. Случайная выборка текстов.
  2. Создание картотеки.
  3. Анализ произведений Н.С. Гумилева («Рабочий», «Я и Вы», «Заблудившийся трамвай», «Сонет», «В пустыне».), О.Э. Мандельштама («Век», «Как кони медленно ступают», «Сохрани мою речь навсегда»), М.Ю. Лермонтова («Предсказание»), М.А. Булгакова («Собачье сердце»), А.П. Платонова («Котлован»),Е.И. Замятина («Мы»).
  4. Привлечение материала словарей
  5. Обобщение полученных данных.
  6. Выступление на районной научно-практической конференции

Глава 1

Русские поэты XX века о собственной смерти

Смертельные пророчества часто проявлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов. Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.

Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб в тот самый день, когда отмечается православное Крещение. Драматург Александр Вампилов мимоходом черкнул в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего тридцатипятилетия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка «как хочется прожить еще сто лет, - ну пусть не сто, хотя бы половину»! Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет. Владимир Высоцкий в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь-алфавит: я где-то уже «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало. Когда Валентин Пикуль ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Валентин Савич, русский родился 13 июля 1928г., умер 13 июля 19.. г.» Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях и других авторов. Например, Н. Гумилева, С. Есенина, О. Мандельштама.

Николай Степанович Гумилев

Употребляя выражение «поэтическое пророчество», авторы статей чаще всего приводят предсказания поэтами собственной смерти. Наиболее впечатляющим примером предвидения собственной судьбы является Николай Гумилев, неоднократно писавший о своей смерти в стихотворениях «Рабочий» (1916), «Я и Вы» (1918 г.), «Заблудившийся трамвая» (1919 г.), «Сонет», «В пустыне» (1908) (см. Приложение 1).

Анна Ахматова так отзывалась о стихотворении «Рабочий»: «Этот визионер и пророк предсказал свою смерть с подробностями вплоть до осенней травы».

Из книги «Африканская охота. Из путевого дневника»:

«А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».

Имеется ли здесь предсказание о своей ранней гибели или речь идет об определенном жизненном настроении и идеале сильного, мужественного человека? Д.П.Святополк - Мирский писал: «В стихах Гумилева господствует редкая в русской литературе нота - любовь к приключениям и мужественный романтизм». Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. Гумилев не боялся смерти - он с ней играл. Об этом свидетельствует рассказ полковника А.В. Посажного: «В 1916 году, когда Александрийский гусарский полк стоял в окопах на Двине, шт.-ротмистру Посажному пришлось в течение почти двух месяцев жить в одной с Гумилевым хате. Однажды, идя в расположение 4-го эскадрона по открытому месту, шт. - ротмистры Шахназаров и Посажной и прапорщик Гумилев были неожиданно обстреляны с другого берега Двины немецким пулеметом. Шахназаров и Посажной быстро спрыгнули в окоп. Гумилев же нарочно остался на открытом... затем тоже спрыгнул с опасного места в окоп, где командующий эскадроном Шахназаров сильно разнес его за ненужную в подобной обстановке храбрость-стоять без цели на открытом месте под неприятельскими пулями».Надо заметить, что сам Гумилев в реальной жизни не переживал за то, что писал о своей смерти. Как сказал А.Н. Толстой, «смерть всегда была вблизи него, думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужественен и упрям. В нем был постоянный налет печали и важности. Он был мечтателен и отважен - капитан призрачного корабля с облачными парусами».

Многие считают, что у необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии В.Н. Тагаццева. 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 лет, б. дворянин, филолог, член коллегии издательства «Всемирная литература», женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петр. боев контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров, которые активно примут участие в восстании, получил от организации деньги на технические надобности...Приговорить к высшей мере наказания - расстрелу»

В 1920 году, как будто заклиная свои предчувствия, поэт говорил: «Нет, я еще совсем не готов к смерти и не изжил всего, предназначенного мне. Мне еще много предстоит». Как-то, то ли в шутку, то ли всерьез, Гумилев сказал, что судьбою ему отпущено 53 года. Судьба сыграла с ним злую шутку, переменив цифры местами. Он погиб в 35. Но ведь 53 года Гумилеву исполнилось бы в 1939 году. Вряд ли пережил бы эти годы этот «рыцарь старого мира».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что прославленный поэт не только указал дату своей смерти, но и предвидел ее причины - участие в заговоре, и казнь, как следствие данной оппозиции.

Осип Эмильевич Мандельштам

Одним из поэтов, также предвидевших свою кончину, был Осип Мандельштам. Источником предчувствий смерти было необыкновенно чуткое восприятие проявления зла в этом мире и сознание своей трагической беспомощности перед лицом царящего в нем насилия.

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей. (см. Приложение 2)

Эти строки явно свидетельствуют о том, что поэт противопоставляет себя эпохе, которая не воспринимает его не тем, кем он являлся на самом деле «Но не волк я…».

Уже в раннем, 1911 года, стихотворении из сборника «Камень» поэт писал:

Как кони медленно ступают,

Как мало в фонарях огня!

Чужие люди, верно, знают,

Куда они везут меня.

И снова перед нами антитеза «Я- Люди», причем судьба лирического героя именно в их руках.

Это чувство не ослабело с годами, напротив, мы наблюдаем градацию противостояния, отчуждения между героем и эпохой, в которой пришлось прожить:

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки (Век. 1922)

А через девять лет поэт написал пронзительные строки, в которых звучит полная покорность перед лицом постепенно надвигающейся насильственной смерти:

Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи-

Как прицелясь на смерть городки зашибают в саду,-

Я за всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе

(«Сохрани мою речь навсегда...»1931 г.)

Предчувствия О. Мандельштама реальны. Его стихи стали поводом для ареста (он пишет и распространяет среди друзей и знакомых эпиграмму на Сталина: «Мы живем, под собою не чуя страны» (1933)). В мае 1934 года поэт был арестован и сослан в г. Чердынь - на -Каме, потом переведен в Воронеж. В 1937 году Мандельштам возвращается из ссылки, но не получает права жительства в Москве. 2 мая 1938 года Мандельштам вновь арестован и отправлен этапом в Сибирь. О.Э Мандельштам погиб 27 декабря 1938 года под Владивостоком, в пересыльном лагере на Второй речке в тайниках подчиненного государству пространства.

Выводы по главе 1

Как же объяснить этот необычный дар ясновидения у творческих людей? В научных пророчествах мы имеем дело с интуицией. Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах и космос, кишащий межпланетными путешественниками. Другое дело - предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде «Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды. Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть - сбывается!»

Глава 2

Предсказания судьбы страны в произведениях русских поэтов и прозаиков

Анализируя лирические произведения, я встретила строки, в которых говорится как о собственной судьбе, так и о доли государства не только Российского, но и других…

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Предсказание»

Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят в пример стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830 г.) (см. Приложение 3.)

Рассмотрим данное произведение более подробно.

«Настанет год, России черный год» - Можно предположить, что в этих строках говорится о 1918 годе - тяжелом, траурном для страны, об этом свидетельствует эпитет «черный».

«Когда царей корона упадет»- 1918 год - прекращение монаршеской власти и приход к власти большевиков, т.е не самовольное отречение от престола царя, а насильственное.

«Забудет чернь к ним прежнюю любовь» - под «чернью» понимается толпа (см. Приложение 3). Новая власть потеряла доверие в глазах толпы.

«И пища многих будет смерть и кровь» - в эти страшные годы Гражданская война(1914-1917 гг) захватила людей, которые ничего не могли сделать, кроме того, что постоянно сражаться

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон

Новая власть не только не может защитить невинных людей, но и диктует свои правила. Можно предположить, что имеются в виду массовые репрессии, которые оставили вдовами жен и сиротами детей.

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел

Смерть была массовой. Дух ее ходил между людьми, и они чувствовали ее

близкое присутствие. Тогда умереть своей смертью было редкостью .

И станет глад сей бедный край терзать

Годы массового голода.

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек

Цвет зарева - алый. Этот цвет издревле имеет значение трагического, страшного будущего, не предрекающего ничего хорошего. К власти приходит коммунизм (красные). «Мощный человек» - подразумевается В.И. Ленин - первый вождь после царской власти. Людей стали насильственно заставлять любить новую власть.

И ты его узнаешь и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож,

Ленин - человек, образ которого ассоциируется у людей с кровью и насилием. Не имея в руках оружия, он с помощью своей силы причинил им столько мук, сколько бы ни смог сделать никто другой.

И горе для тебя! - твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон,

На страдания людей никто не обращает внимания. Власть была настолько бездушна, что муки людей стали обычным состоянием

Как плащ его с возвышенным челом

Вспомните, как изображался вождь Ленин на фотографиях (в плаще с гордо поднятой головой). Мы можем сказать, что и тут Лермонтов не ошибся в описании человека, нагнетающего страх на народ.

Итак, можно сделать вывод о том, что в своем стихотворении «Предсказание» М.Ю. Лермонтов смоделировал развитие государства за два столетия до начала названных событий.

Михаил Афанасьевич Булгаков

М.А. Булгаков был своего рода пророком. Примером тому могут служить строки, написанные после окончания Первой мировой войны: «... западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!»

Творчество Булгакова многообразно. Но особое место в нем занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они запечатлены в повести «Собачье сердце».

В 1925 году Булгаков написал «Собачье сердце». Его сатирическая фантастика предупреждает Россию о грядущих изменениях. Притом люди сами создадут такое положение. К власти придут большевики, обезоружить которых будет невозможно. Об этом и пытался предупредить нас автор. Вспомните, как Шариков вел себя, почувствовав небольшую свободу - громил все на своем пути, будь то горшок с цветком или чужая вещь. Булгаков предвидел «чистки» 30-х годов, уже среди самих коммунистов, когда одни карали других.

Истина произведения актуальна и сейчас - ученые стремятся создать что-то сверх человеческого разума. Но думают ли они о том, что последствия окажутся плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов»? Вряд ли...

Могу предположить, что должно пройти еще много лет, прежде чем стереотипы и мировоззрение людей поменяются. И произведение Булгакова «Собачье сердце» - тому доказательство.

Андрей Платонович Платонов

Настоящий писатель - это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель - это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано в литературе жанра утопии (см. Приложение 4). В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивается и жанр антиутопии (см. Приложение 4). Повесть «Котлован» А.П. Платонова является антиутопичной, то есть, заглядывая в будущее, несет недоброе пророчество.

Платонов показывает, что разрушение народной культуры в результате революционного эксперимента катастрофично по своим последствиям. Люди нужны только в качестве работников государству. Строительство котлована в повести - это строительство коммунизма. Платонов дает понять людям, читающим данное произведение, что «Светлого будущего», которое так ждут люди при такой политике, не будет. Он предвидит, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса, страна возвратится к «военному коммунизму». Крестьянство же обречено на уничтожение. Человек будет работать до изнеможения, слабея как духовно, так и физически. А когда его силы будут уже на исходе, его выкинут как ненужную вещь. Через главного героя Вощева Платонов показывает, что станет с теми, кто не будет соответствовать сложившемуся режиму. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция - той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся - кто работать будет?».

«Платонов, в отличие от этих знаменитостей, практик, - подмечает писатель Андрей Битов. - Он не воображает будущее, он переживает его, он уже испытал его на опыте своей инженерной работы в строящемся социалистическом государстве... Платонов описывает то, как люди, работающие на этом котловане подавляли, убивали в себе мысли, тем самым превращаясь в безличную массу или колхоз (от названия ничего не меняется).

Евгений Иванович Замятин

Похожий сюжет развивается в романе Е.И. Замятина «Мы». Произведение проникнуто раздумьями о российской постреволюционной действительности. В нем угадываются мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. В романе в фантастическом и гротесковом облике предстает взгляд в будущее. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели», и здесь нетрудно провести параллель с современной писателю действительностью.

Перед нами разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государства. Воздушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняв у него свободу и воспитав в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишенному имени, было внушено, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что «это счастье» - в отказе от «я» и в растворении в безличном «мы». Тем не менее, есть в произведении и оптимистичные ноты, которые оставляют надежду на то, что людей не так уж просто сделать бездушными роботами.

В то время предсказания Замятина казались нелепыми. Но в настоящее время мы осознаем, что еще до изобретения простого телевизора, разнообразных технологий, космоса, Е. Замятин увидел все это в будущем. Если прочитать некоторые отрывки произведения «Мы» (см. Приложение 5), то можно увидеть в них космос, роботов. Невероятно, но факт! Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое «я», где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Но не все поддаются такой операции. И остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме.

Выводы по главе 2

Поскольку будущее есть продолжение настоящего, то у человека есть возможность с помощью естественных способностей строить определенный образ некоторых грядущих событий. Каким же образом происходит это таинственное предчувствие будущего? Увидеть ведь можно только то, что есть, а то, что есть - это уже не будущее, а настоящее. И когда о будущем говорят, что его «видят», то видят не его - а, вероятно, его причины или признаки, которые уже налицо. Не будущее, следовательно, а настоящее предстает видящим, и по нему предсказывается будущее, представляющееся душе... Не каждый человек обладает таким даром. Это и делает честь данным писателям

Заключение

Рассмотрев некоторые произведения русских поэтов и прозаиков, содержащие предсказание как собственной судьбы, так и участь государства, я пришла к следующим выводам:

  1. Тема пророчества затронута во многих произведениях, что говорит о повышенном интересе к данной теме.
  2. Не случайно тема эта развита среди мыслящих людей: писателей, философов, историков, поскольку именно эти люди обеспокоены судьбой человека вообще.
  3. Обилие предсказаний собственной кончины, скорее, выражает желание автора, и уже произнесенные слова позволяют человеку жить по некоему вектору и умереть в определенный момент.
  4. Тема судьбы страны также затронута во многих произведениях, что позволяет сделать вывод о неравнодушии писателей к участи родного государства.
  5. Предсказания будущего страны складывались, скорее, из прижизненных наблюдений, поэтому мы не можем говорить о моментах вымысла или присутствии потустороннего. Интеллигенция обладала способностью анализировать ситуацию, что и отразилось в произведениях некоторых писателей.

В заключение стоит отметить, что тема предвидения весьма актуальна и неоднозначна. Этим и объясняется интерес многих людей к ней. В своей работе мы затронули лишь часть произведений, посвященных данной теме, но в будущем мы планируем более подробно рассмотреть пророческие произведения зарубежных авторов.

Список литературы

1) Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию -М: Вако, 2010. - 350 с.

2)Литература (русская литература XX века). 11 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений /Агеносов В.В. И др.; под.ред. В.В.Агеносова.-13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 492 с.: ил.

3)Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Том 1-й. - М.: Правда, 1988. - 720 с.

4)Мандельштам О. Отклик неба: стихотворения, критическая проза. - Алма-Ата: Жазушы, 1989 - 288 с.

5)Предсказания в литературе. www/predskazaniya.ru.

6)Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов: Учпедгиз, 1955. - 179 с.

7)Торкунова Т.В. Как писать сочинение: Айрис, 1996. - 222 с.

8) Французская революция. Кн V: Террор в порядке дня. Гл.3.

9)Энциклопедия русской литературы: CD - диск,: М, 2008.

10)Юрьева О.Ю. Серебряный век русской поэзии (учебное пособие). - Иркутск:

Издательство Иркутского Государственного педагогического университета, 2001. - 311 с.

Приложение 1.

Николай Гумилев

Рабочий

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век...

Все товарищи его давно заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливаньем пули,

Что меня с землею разлучит.

Кончил, и глаза повеселели.

Возвращается. Блестит луна.

Дома ждет его в большой постели

Сонная и теплая жена.

Пуля, им отлитая, просвищет

Над седою, вспененной Двиной,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду, смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.

И Господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и горький век.

Это сделал в блузе светло-серой

Невысокий старый человек.

1916

Я и Вы

Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: Вставай!

1918

Заблудившийся трамвай

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, - конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет.
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла!

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода -
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И все ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить...
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
1921

Сонет

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам.

Порою в небе смутном и беззвездном

Растет туман...но я смеюсь и жду,

И верю, как всегда, в мою звезду,

Я, конквистадор в панцире железном.

И если в этом мире не дано

Нам расковать последнее звено,

Пусть смерть приходит, я зову любую!

Я с нею буду биться до конца,

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую.

В пустыне

Давно вода в мехах иссякла,

Но как собака не умру:

Я в память дивного Геракла

Сперва отдам себя костру.

И пусть, пылая, жалят сучья,

Грозит чернеющий Эреб,

Какое странное созвучье

У двух враждующих судеб!..

Пред смертью все, Терсит и Гектор,

Равно ничтожны и славны,

Я также выпью сладкий нектар

В полях лазоревой страны.

1908

Приложение 2.

Осип Мандельштам

Как кони медленно ступают...

Как кони медленно ступают,

Как мало в фонарях огня

Чужие люди, верно, знают,

Куда везут они меня.

А я вверяюсь их заботе.

Мне холодно, я спать хочу;

Подбросило на повороте,

Навстречу звездному лучу

Горячей головы качанье,

И нежный лед руки чужой,

И темных елей очертанья,

Еще невиданные мной.

1911

Век

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь - строительница хлещет

Горлом и земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней.

Тварь, покуда жизнь хватает,

Донести хребет должна,

И невидимым играет

Позвоночником волна.

Словно нежный хрящ ребенка

Век младенческой земли.

Снова в жертву, как ягненка,

Темя жизни принесли

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет

Человеческой тоской,

И в траве гадюка дышит

Мерой века золотой.

И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь, жесток и слаб,

Словно зверь, когда-то гибкий,

На следы своих же лап.

Кровь - строительница хлещет

Горлом из земных вещей

И горящей рыбой мещет

В берег теплый хрящ морей.

И с высокой сетки птичьей,

От лазурных влажных глыб

Льется, льется безразличье

На смертельный твой ушиб

1922

Сохрани мою речь навсегда...

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,

За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда...

Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,

Чтобы в ней к рождеству отразилась семью плавниками звезда.

И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,

Я- непризнанный брат, отщепенец в народной семье-

Обещаю построить такие дремучие срубы,

Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.

Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи,

Как, нацелясь на смерть, городки зашибают в саду-

Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе

И для казни петровской в лесах топорище найду.

1931

Приложение 3.

М.Ю. Лермонтов

Предсказание

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! - твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

1830

А.С. Пушкин

Поэт и толпа

Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел - а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
"Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?

Как ветер песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна:
Какая польза нам от ней?"

Поэт
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все - на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь Бог!., так что же?

Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.

Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры


Бичи, темницы, топоры; -
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, - полезный труд! –

Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
1828

Приложение 4.

Утопия - (от гр. utopos, u-нет, topos- место,-место,которого нет)- произведение, изображающее фантазию писателя, неосуществимую в жизни мечту, как существующее в действительности.

Так назвал английский мыслитель Томас Мор (XV в.) свою фантастическую повесть об острове Утопия, где люди живут в условиях осуществленного в жизни идеального, по представлениям писателя, общественного строя.

Антиутопия - фантастическое изображение будущего человечества в негативном аспекте. Например: Оруэлл «1984», Е. Замятин «Мы».

Приложение 5.

Цитаты из романа Е. Замятина «Мы»

1) «Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. 1000 лет назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах,-быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово».

2) «И я вижу: пульсирует и переливается что-то в стеклянных соках «ИНТЕГРАЛА»; я вижу: «ИНТЕГРАЛ» мыслит о великом и страшном своем будущем, о тяжком грузе неизбежного счастья, которое он понесет туда вверх, вам, неведомым, вам, вечно ищущим и никогда не находящем. Счастье вы найдете и будите счастливы,- вы обязаны быть счастливыми и уже недолго вам ждать».

3) «Я видел: по Тэйлору, размеренно и быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. По стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища- краны, и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла» свои грузы. И это было одно: очеловеченные, совершенные люди. Это была высочайшая, потрясающая красота, гармония, музыка. Скорее-вниз,к ним, с ними!»

4) «Знакомо ли вам это чувство: когда на аэро мчишься ввысь по синей спирали, окно открыто, в лицо свистит вихрь-земли нет, о земле забываешь, земля так же далеко от вас, как Сатурн, Юпитер, Венера? Так я живу теперь».

Предсказания в искусстве

Искусство. 9 класс

Тема: Искусство предвосхищает будущее.



Предсказание - это сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем.


Художественное мышление, лучше чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности. Именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через некоторое время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.



Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство –время («Машина времени»).



"Машина времени" - первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, описывающий путешествие в мир будущего, населенный двумя видами существ, в которые превратился человек: морлоков, обитающих в подземном мире и обслуживающих машины, и хрупких элоев совершенно не приспособленных для труда. За тысячелетия и те и другие практически лишились разума, превратившись в полуживотных.



В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера

«Война миров»

«Война в воздухе»

« Когда спящий проснется»


В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв «Царство муравьёв»


В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы. Там же есть «атомная бомба» сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома


В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры «Люди как боги»


«Первые люди на Луне»

Уэллс открыл также такие идеи, как антигравитация, ускоритель темпа жизни и многое другое .


Александр Романович Беляев

советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.




«Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) Иногда его называют российским «Жюль Верном»


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

русский советский писатель и общественный деятель, граф.


Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.



Изобразительное искусство


Леонардо да Винчи был поистине гением. Яркий представитель типа «универсального человека», вместивший в себе все ключевые моменты эпохи и выразивший их в своей деятельности, он сделал поистине громадный вклад в развитие науки.


Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.


Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей. После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.


Изобретения

  • Парашют
  • Колесцовый замок
  • Велосипед
  • Танк
  • Лёгкие переносные мосты для армии.
  • Прожектор
  • Катапульта
  • Робот
  • Двухлинзовый телескоп.
  • Изобретения

Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой?

Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.

Акваланг Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности.

Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.


Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены. Крылатый планер Покорение стихии воздушной интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

Трехствольная пушка Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.



"Апокалипсис"


Накануне 16 века художник вернулся в Нюрнберг после первого путешествия в Италию.

В это время Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод, жестокие поборы. По всей стране поднималась волна народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и инквизицией.

В эти дни Дюрер создает серию гравюр на дереве "Апокалипсис" . Серия включает в себя 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова. Персонажи гравюр одеты в костюмы его времени, канонические образы лишены святости..


Хотя популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году, «Апокалипсис» имеет мощный политический подтекст. Художник недвусмысленно намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии, виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет страшная кара. «Четыре всадника» Апокалипсиса символизируют войну, мор, суд и смерть.


Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель.




Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.





К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник.

Москва и московские посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной архитектурой и пестрыми толпами людей.



Революционные события художник перевел в космический, фантастический план.

В картине нет реальных примет жизни. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал художник события и потрясения революционного времени.


Примером такого явления, как предсказание в искусстве можно считать картину «Большевик» Б. М. Кустодиева.


Б.М. КУСТОДИЕВ

«БОЛЬШЕВИК»

Главный герой картины – большевик, изображен на фоне города. Большевик выше всех домов и даже церкви, а его красное знамя заслоняет голубое небо. На фоне большевика народ смотрится ничтожно. В своей картине Б. М. Кустодиев применил метафору, которую многие годы не могли разгадать.



В начальный период творчества К.С.Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.


«Купание красного коня»

Это полотно воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее " буревестником революции в живописи ".




В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Чарльза Айвза (1874-1954)


Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Домашнее задание

Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас? (письменно)


ТЕСТ

1.Жюль Верн его произведения

  • Человек-неведимка
  • Человек –амфибия
  • Машина времени
  • Аэлита
  • 20 000 льё под водой
  • тест

В картине «Купание красного коня» Петрова-Водкина конь является символом

  • отваги
  • молодости
  • судьбы России
  • солнца
  • революции

Юон «Новая планета» художник хотел изобразить

  • новые открытия в науке
  • события и потрясения революционного времени
  • фантастический пейзаж

А.Толстой его произведения

А -Война миров

Б - Гиперболоид инженера Гарина

В - Путешествие к центру Земли

Г- Голова профессора Доуэля


Какие изобретения сделал Леонардо Да Винчи

  • акваланг
  • телефон
  • лазер
  • робот

Судьба является довольно сложным понятием и пока еще никем полностью не изученным. Одни считают, что свою судьбу человек вершит сам, другие же придерживаются мнения о том, что существует некий Высший разум, Бог, который определяет продолжительность жизни человека, а также события, которые в ней происходят. Но к какой из этих категорий можно отнести предсказания, которые были сделаны писателями-фантастами на страницах своих произведений? Ведь очень часто бывает так, что события, описанные авторами в своих книгах, сбываются спустя годы, а то и столетия.

По сей день остается загадкой, как и почему писателям-фантастам удалось предсказать многие события будущего. В качестве наиболее яркого примера можно привести роман, написанный Морганом Робертсоном, «Тщетность». Действия романа разворачиваются на борту судна «Титан». Сюжет очень схож с реальными событиями, которые произошли с пароходом «Титаник» 14 лет спустя. Совпадения между пароходами поразительные – помимо одинаковых названий, у них приблизительно одинаковая длина. На обоих пароходах было почти одинаковое количество пассажиров, у обоих кораблей было по 3 винта и 4 трубы – характеристики судов практически идентичны. Ко всему прочему, они оба затонули в апреле. Автор романа после гибели «Титаника» был назван одним из величайших провидцев XX века. Это пророчество является одним из самых невероятных в истории человечества, настолько точно оно описывает произошедшие с «Титаником» события. Количество совпадений поражает.

Идея написания этой книги возникла у Робертсона во время болезни. Сам он утверждал, что гигантский корабль внезапно явился ему в мыслях. Он очень четко видел гибель корабля и слышал душераздирающие крики утопающих. Так что же это – предвидение событий или простое совпадение? По мнению одних, это лишь случайное совпадение, по мнению других – провидение. Так или иначе, но это совпадение поражает своей точностью.

У этой истории есть и продолжение. Моряк Уильям Ривз в апреле 1935 года стоял на вахте на носу судна под названием «Титаниан», который направлялся в Канаду. Ривз находился под впечатлением от недавно прочитанного романа Робертсона «Тщетность» и вдруг понял, что между вымышленным событием и катастрофой «Титаника» наблюдается шокирующее сходство. После этого у моряка мелькнула мысль, что в настоящий момент и его судно пересекает океан там, где и «Титаник», и «Титан» обрели свой вечный покой. Он вспомнил точную дату погружения «Титаника» под воду и его охватил неописуемый ужас. Ривз, находясь под сильным впечатлением, подал сигнал опасности. Матросы были шокированы, когда увидели, что их корабль остановился прямо перед айсбергом. Судно могло повторить судьбу «Титаника», если бы Ривз просто отмахнулся от своих мыслей.

И подобных примеров очень много. Когда-то поклонники творчества Герберта Уэллса и Жюля Верна считали невероятным применение лазерного луча или полет на Луну. Но прошло время, и изобретения, предсказанные фантастами, появились в действительности. Многое из того, что сейчас существует в реальности, в свое время предсказал Жюль Верн. Так, в 1865 году вышел его роман «С Земли на Луну», в которой описывается, как путешественники отправляются на ракете на Луну. Удивительным является то, что писатель смог правильно описать начальную скорость, которая необходима для того, чтобы преодолеть земное притяжение. Спустя век после выхода книги, американский космический корабль опустился на Луну.

Но писатель не ограничился только этим пророчеством. Ему также принадлежит роман «20000 лье под водой», в котором рассказывается про капитана Немо, который путешествовал на своем подводном электрическом корабле. Поразительно, что писатель, помимо такой подводной лодки, предугадал и высоковольтную защиту ее корпуса. Первую электрическую подводную лодку назвали именно в честь этого фантастического когда-то корабля – «Наутилус».

Существенный вклад в описание фантастического будущего, которое вдруг стало настоящим, внесли и другие писатели XIX века. Так, в 1898 году Герберт Уэллс выпустил роман «Война миров». Здесь присутствуют идеи введения в кровь питательных веществ, прообраз лазера, а также создана концепция ведения биологической войны. Задолго до мировых войн, Уэллс в книге «Война в воздухе» четко описал картину катастроф, ожидающих человечество. В то время они казались людям нереальными. Автор описал экономические катастрофы, безработное, голодающее население, правительственные кризисы, обесценение денег. Удивительно, но в реальности все произошло именно по этому сценарию. Уэллс предсказал также эскалаторы, аэропланы, электростанции и многое другое.

Одним из самых великих писателей, также подаривших миру множество фантастических романов с большим количеством предсказаний, является Роберт Хайнлайн. Описываемый в его книгах мир настолько близок нашему, что трудно представить, что эти книги были написаны десятилетия назад. Фантаст предугадал появление микроволновой печи, карманного мобильного телефона, водяного матраса, поисковых систем в Интернете.

Айзек Азимов поведал миру о проездном билете в виде кредитной пластиковой карты, саморазогревающихся консервах, атомных часах.

Еще в 1945 году Артуром Кларком было предсказано появление искусственного спутника. Кроме того, он предположил, период обращения спутника вокруг земли будет 24 часа, если он будет размещен на высоте почти 36 000 км над землей на круговой экваториальной орбите. На сегодняшний день во всем мире применяются подобные спутники для ретрансляции ТВ сигнала.

В СССР одним из самых известных зарубежных фантастов был Рей Бредбери. В его известном романе «451° по Фаренгейту» присутствует дверной замок, открываемый с помощью отпечатков пальцев хозяина, ушной приемник, компактный плеер.

Перед эпохой виртуальной реальности и появления компьютеров писатели также сделали множество пророческих предсказаний. В книге Джона Бранера «Оседлавший волну шока», которая вышла в 1975 году, впервые появилось такое понятие как «червь» — компьютерный вирус. Именно благодаря этой книге в нашу жизнь вошел термин «червь». Кроме всего этого, фантасты предвидели и другие вещи, например – появление хакеров, автоматическая рассылка компьютерными программами спама, электронные книги.

Одним из наиболее удивительных примеров того, как писатели могли предвидеть будущее, является и книга американского писателя Эдгара По под названием «Приключения Артура Гордона Пима». Книга была написана в 1838 году, в ней рассказывается о том, как четверо выживших после кораблекрушения матросов оказываются в открытом море. Трое из них, доведенные до отчаяния голодом, убивают четвертого и съедают его. Его имя в книге – Ричард Паркер. Спустя почти полвека корабль «Магнонетт» терпит кораблекрушение. Как и герои Эдгара По, спасшиеся матросы, оказались в одной шлюпке. Они много дней скитались в открытом море, и, обезумев от голода, трое из них съедают четвертого. Как это ни странно, но четвертого матроса звали Ричард Паркер.

После таких удивительных историй, возникает вопрос – кем же в действительности являются фантасты – предсказателями, обладающими хорошим литературным языком и способными писать книги, просто удачливыми писателями, которые смогли случайно попасть в точку или же пророками? Может писатели делали свои предсказания намеренно, подготавливая человечество к определенному развитию событий и наставляя его, либо все это получилось совершенно спонтанно, без заднего умысла писателей? Такие загадочные и даже мистические совпадения заставляют задуматься о том, что человечество живет в мире, где случайно ничего не происходит, и все события запланированы заранее Высшими Силами.

No related links found



Иногда мы даже не можем представить, насколько точно некоторые писатели предсказывают будущее мира в своих научно-фантастических книгах. По-видимому, авторы некоторых художественных романов и рассказов знают намного больше об окружающем мире, чем обычные люди. Мы выбрали самые впечатляющие предсказания писателей, которые стали реальностью в наше время.

1. Крионика

Первые намеки на теорию крионики можно найти в рассказе «Спутник Джеймсона», написанном Нейлом Р. Джонсом в 1931 году. Главный герой рассказа - профессор Джеймсон - просит перенести свое тело после смерти на орбиту Земли, надеясь, что оно сможет сохраниться при температуре абсолютного нуля.

Тем не менее концепция криоконсервации человека была популяризирована только в 1947 году американским ученым Робертом Эттингером, который позже стал известен как «отец крионики». Он написал утопический рассказ под названием «Предпоследний козырь», благодаря которому стал первым человеком, который предположил, что в будущем люди смогут выбирать, хотят ли они заморозить собственное тело, чтобы затем его воскресить.

2. Выращенное в лаборатории мясо

Искусственно культивируемое мясо впервые упоминается в научно-фантастическом романе под названием «На двух планетах», написанном Курдом Ласвицем в 1897 году. В этой книге «синтетическое мясо» является одной из разновидностей синтетической пищи, которую принесли на Землю марсиане.

3. Высадка на Луне

В 1865 году французский писатель Жюль Верн опубликовал свой роман «С Земли на Луну…», в котором описал огромный космический пистолет, способный запускать снаряды с Земли на ее спутник.

Спустя столетие космический аппарат «Аполлон-11» совершил посадку на Луне. Писатель смог предсказать не только название аппарата, но и точное количество людей на его борту. Верну даже удалось предсказать ощущение невесомости, с которым столкнулись космонавты.

4. Крушение «Титаника»

Повесть Моргана Робертсона «Тщетность, или Крушение "Титана"» была опубликована в 1898 году. В ней автор рассказал читателям о большом «непотопляемом» корабле, который потерпел крушение после столкновения с айсбергом. 14 лет спустя был построен самый большой на то время корабль, который назвали «Титаником», и обстоятельства его крушения были теми же, что и описывал Робертсон.

5. Атомная бомба

В своем романе «Освобожденный мир» Герберт Уэллс предсказал, что в будущем погибнет большое количество людей, и причиной этого станут ручные гранаты на основе урана, которые он назвал атомными бомбами. После публикации книги прошел 31 год, и в рамках Манхэттенского проекта на Хиросиму была сброшена настоящая атомная бомба.

6. Гонка ядерных вооружений

В рассказе Роберта Хайнлайна «Никудышнее решение», опубликованном в 1941 году, описываются Соединенные Штаты, которые смогли раньше остальных стран разработать ядерное оружие и превратиться в единственную сверхдержаву на нашей планете. Хейнлайн также описывает попытки других наций разработать подобные бомбы. Позже все эти события произошли в период холодной войны, когда состоялась гонка ядерных вооружений.

7. Водяная кровать

Роберт Хайнлайн предсказал не только холодную войну, но и водяные кровати. В своем романе «Чужак в чужой стране», написанном в 1961 году, он настолько подробно описал такого рода кровати, что у их фактического изобретателя были некоторые проблемы, связанные с патентом.

8. Кредитные карты

В утопическом романе «Взгляд назад», опубликованном в 1888 году, Эдвард Беллами точно предсказал появление кредитных карт, хотя их начали использовать только с 1950-х годов.

Главный герой романа Джулиан Уэст засыпает в 1887 году и просыпается в утопическом обществе 2000 года. В этом новом обществе все люди получают от правительства одинаковую сумму кредита, которую можно использовать для покупки различных товаров.

9. Спутники Марса

В своем популярном романе «Путешествия Гулливера», опубликованном в 1726 году, Джонатан Свифт утверждал, что у Марса есть два спутника. Однако прошел 151 год, прежде чем ученые смогли на самом деле их обнаружить. В романе Свифта главный герой посещает вымышленный остров Лапуту, на котором живет много ученых и астрономов. Именно они рассказывают главному герою, что у Марса есть два крошечных спутника.

10. Bluetooth-гарнитуры и наушники

Хотя персональная стереосистема появилась только в 1977 году, Рэй Брэдбери описывал наушники, направленные на отвлечение ума от внешнего мира, в своем романе «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году. Люди в описанном Бредбери обществе часто используют «ракушки» и «наперстки», которые поразительно похожи на современные наушники и Bluetooth-гарнитуры.

11. Изобретение Интернета

В 1898 году Марк Твен написал короткую историю «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», события в которой происходили в 1904 году. История была сосредоточена на тайне преступления: убили изобретателя нового перспективного устройства, называемого Телелескопом. Новый гаджет описывается автором как «бесконтактный» телефон, который создает всемирную сеть доступной всем информации. Очень похоже на современный Интернет, не так ли?

12. Антидепрессанты

В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли демонстрирует довольно мрачный взгляд на общество, которое контролируют с помощью психологических манипуляций. Зависимые от наркотиков граждане не могут жить без таблеток, которые улучшают настроение. Эти препараты, называемые «сомой», были созданы, чтобы уменьшить печальные и тревожные мысли. Роман был написан за два десятилетия до начала первых экспериментов с антидепрессантами, но Хаксли сумел предсказать их популярность.