Отцы и дети художественное своеобразие романа. Идейно-художественное своеобразие романа отцы и дети ивана тургенева

(1862)
Тургенев был чрезвычайно чуток к жизни общества, движениям общественной мысли, нравственным и социальным поискам людей своего времени. Он ранее других улавливал и делал предметом художественного изображения идеи времени, то, что носилось в воздухе, хотя и не приобрело еще отчетливых форм в виде философских концепций, политических движений, социальных институтов. Как писателя его более всего интересовали проявления всего, о чем сказано выше, в человеческих характерах, поведении, психологии. Острую конфликтность и социальную актуальность он умел в своих романах соединить с глубоким проникновением в души персонажей, ненавязчивым, мягким, но определенным воплощением авторской нравственной позиции и оценки.
В основание замысла романа «Отцы и дети» Тургенев положил свои впечатления от полемических статей Добролюбова, направленных против людей старого, «идеалистического» времени, сочинений модных философов-материалистов К.Фохта, Мелешотта, ставших идейными авторитетами для значительной части молодежи. В списке прототипов образа Базарова писатель называет, кроме Добролюбова, его нигилистически настроенного приятеля Н.С. Преображенского. Отразились здесь и тяжелые личные впечатления 1861 г. от посещения имения в Спасском-Лутовинове. Взаимопонимания с крестьянами, которым помещик Тургенев искренне хотел добра, найти не удалось. А именно к единению сословий, партий, людей, всех здоровых и жизнеспособных сил нации стремился Тургенев. Драматизм складывающейся пореформенной общественной ситуации состоял в том, что социальные, духовные, нравственные противоречия русского общества не стали слабее, а усиливались.
И в романе мы видим, как много граней разделяет людей. Ситуация, описываемая в романе, драматична, она вполне может быть уподоблена гамлетовской — «распалась связь времен». Аркадий и Николай Петрович Кирсанов ощущают отчуждение, несмотря на кровную близость, Павел Петрович ненавидит разночинца Базарова по политическим и идеологическим основаниям, нет единства и между теми, кто для стороннего взгляда может показаться представителями одной партии: Аркадий, Базаров, Ситников с Кукшиной очень по-разному проявляют себя, хотя для стороннего взгляда все они — нигилисты. Ощущение тотального одиночества — итог развития главного героя романа. И все это происходит на фоне народного обнищания, разрушения традиционных устоев сельского общинного и семейного быта, распадения устоев патриархальной морали, ослабления связей людей с землей, о чем на всем протяжении романа напоминает автор, рисуя картины сельского быта, хозяйства, создавая образы мужиков.
Впрочем, конфликтность, противоречивость по-разному разрешается в отношении различных групп героев. Роман начинается с изображения противоречий отца и сына Кирсановых. В их основании вполне естественный вечный конфликт поколений. Молодость еще не в силах понять умудренной зрелости, нередко обижает старшее поколение своей бестактностью; зрелость не хочет и не может повторять путь поисков, обольщений, ошибок, заблуждений молодости и достаточно часто старается силой родительского авторитета оградить молодое поколение от прохождения этого естественного и необходимого для становления личности этапа.
Аркадий, подражающий Базарову, старается излечить отца от излишней чувствительности, сентиментальности, хотя сам в этом отношении его достойный наследник. Уже в первой сцене он так же, как и Николай Петрович, но в других формах, определяемых его юностью и незрелостью, восхищается красотой весеннего пейзажа, в чем никогда не признался бы своему приятелю. В дальнейшем это глубинное родство душ отца и сына проявляется в том, что оба они стремятся смягчить остроту противостояния Павла Петровича и Базарова. В финале романа и отец, и сын Кирсановы находят такое похожее, простое, понятное и необходимое всем людям спокойное счастье. Тем самым доказывается возможность преодоления естественного конфликта отцов и детей, основанием которого являются психологические особенности людей разного возраста.
Сложность описываемой в романе ситуации состоит в том, что на первый план в жизни общества выходят конфликты и противоречия иного плана. И здесь уже у писателя появляются основания говорить о возможности подлинно трагического столкновения различных общественных сил. Работая над романом, Тургенев писал: «Настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». В спорах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова выясняются особенности двух важных общественных сил, групп, двух социально-философских позиций, определяющих оценки общественной жизни, особенности поведения, отношения к различным явлениям жизни. Парадокс состоит в том, что и аристократы-либералы, и разночинцы-демократы в основание своих позиций кладут мысли или хотя бы декларации об общественном благе, прогрессе, улучшении жизни народа. Но каждый из спорящих отстаивает свою точку зрения как единственно правильную, впадает в крайность, а крайности никогда не совпадают с истиной и подлинными потребностями общества.
Тургенев заметил как-то, что его роман направлен «против аристократии как передового класса общества». Лучшие ее представители выведены в романе. Программа либералов, которую отстаивает Павел Петрович, предполагает уважение человеческого достоинства, прав личности. Идея прогресса соединяется в их суждениях с мыслями о большом значении для России как самобытной страны крестьянской общины, патриархальной семьи. Павел Петрович гордится, что иные окрестные помещики считают его «красным». Однако вполне благородные помыслы и безусловная личная порядочность Павла Петровича соседствуют с его полной неспособностью хоть в какой-то степени ответить на вопросы, выдвигаемые реальной, а не умозрительной жизнью.
Инициатором споров с Базаровым всегда является Павел Петрович. Он как бы ощущает собственную ущербность и неполноценность, стремится прежде всего себя убедить в правоте собственных взглядов и верности позиции. Начинаются споры с вопросов достаточно абстрактных — нужно ли основываться в своем поведении на незыблемых принципах или подчиниться веяниям обновляющейся жизни. Затем приходит черед обсуждению вопросов о роли эстетических и естественнонаучных начал в жизни, о соотношении поэзии и науки. Наконец, заходит речь об отношении к народу, социальным вопросам.
Павел Петрович упрекает Базарова в нигилизме, который, по его словам, состоит только в том, чтобы «ничего не делать» и «ругаться». И особенно злит его, что Базаров соглашается, что, время для созидательных дел еще не пришло, их задача всего-навсего «место расчистить», хотя, по сравнению с провинциальным аристократом, он гораздо более деятелен, тех же лягушек без конца изучает. А сам Павел Петрович провел всю жизнь в безделье, либеральном пустословии и погоне за миражами, но не решается даже себе признаться, прямо сказать об этом. И его вызов Базарова на дуэль — это, в сущности, попытка избавиться от неприятной, раздражающей уже своим существованием правды. Тонкий психологический нюанс преддуэльного конфликта героев связан с их отношением к Фенечке. Павел Петрович выступает в роли как бы защитника чести брата. Но в сущности соперники стоят друг друга: Базаров проявляет явное неуважение к гостеприимному хозяину, пытаясь обольстить его жену, но ведь и чувства к ней Павла Петровича были далеки от братских. В любовном конфликте писатель обнажает неправоту крайностей, распространяя в дальнейшем эту оценку и на иные конфликтные области.
Базаров, выигрывающий споры с оппонентом при оценки их со стороны (это заметила даже Фенечка, не понимающая сути обсуждаемых вопросов, но чуткая душой, верно оценивающая нравственное наполнение слов и поведения), совсем не так уверен внутренне. Его идеи свежее, оригинальнее: разрушить до основания мир, который бесполезно перестраивать, отказаться не только от устаревших социальных форм, но и всего, что их питало и поддерживало: от романтических представлений о любви, от искусства, бессмысленного преклонения перед природой, от семейных ценностей. Всему этому противопоставляется естествознание, способное объяснить все — от «устройства» лягушки и человеческого глаза, где негде скрыться «загадочному взгляду», до принципов социальной организации жизни. Главный всеобщий закон жизни — борьба. И в отличие от Павла Петровича, для Базарова это не только слова. Его идеи стали образом жизни. Во всяком случае, таким он предстает в начале романа, но позже в душе главного героя нарастают непримиримые противоречия. Да и все нигилистическое движение оказывается не таким уж единым и массовым, как хотелось бы, очевидно, Базарову. Герой одинок. Во всяком случае, людей, равных по масштабу личности, рядом с ним не оказывается. Пародией на нигилизм, жалким подражанием выглядят Кукшина и Ситников, постепенно отходит от Базарова верный и искренний Аркадий. Он поддался обаянию куда более сильной личности, потянулся к Базарову, но нигилистические воззрения и цели в сущности для него чужды.
Больше и сильнее всего поражали окружающих, лаже покоренного Базаровым Аркадия, его суждения о любви. Здесь для него тоже тайны нет — физиология. Именно в любви должны были, по замыслу автора, проявиться скрытые задатки и противоречия созданного характера. Возникающее чувство к Одинцовой Базарова испугало: «Воттебе раз! Бабы испугался!» Он вдруг почувствовал, что душа, а не физиология заговорила в нем, заставила волноваться, страдать. Жизнь неожиданно оказалась сложнее, и законами естествознания ее объяснить, ввести в берега не удается. Базаров боится своей любви, борется с ней, как с болезнью, досадует, что не может победить, в этом главная причина того, что Анна Сергеевна Одинцова не отвечает на его чувство. И достаточно пошло выглядит попытка «вылечиться» от любовной блажи при помощи Фенечки. Та дала понять Базарову, что она тоже человек, достойный, как и любой другой, каким бы «простым» он ни казался, человеческого отношения. И еще раз убедился герой, как много в мире загадок, ответов на которые он не знает.
Постепенно развенчивается и показной демократизм Базарова. Он оказывается ничуть не ближе для мужиков, народа, с которым «умел разговаривать», чем аристократы. Мужики ведь для него, как выясняется, были всего лишь средством для осуществления социальных проектов. С горечью признается честный Базаров, что в сущности безразличен к судьбам крестьян перед лицом открывшихся для него через метания и страдания вопросов вечных и грозных, о жизни и смерти. Борьба Базарова все больше становится борьбой с собственной растущей и развивающейся душой, существование которой он так решительно отвергал.
В финале романа герой остается абсолютно одиноким. Для него очевидно, что все его прежние воззрения оказались перед лицом жизни несостоятельными, проекты и надежды потерпели крах. Для писателя важно было найти штрих, финал судьбы, который продемонстрировал бы значительный человеческий потенциал героя, закрепив его право называться трагическим. Базаров потерпел немало поражений в жизни, но он выиграл схватку со смертью, не сломался и не отчаялся, видя ее неизбежность. Более того, лучшие, до поры по разным соображениям гордого ума скрытые и подавляемые свойства души раскрылись в последние дни и часы жизни героя. Он стал проще, человечнее, естественнее. Вспомнил о страдающих родителях, прощаясь с Одинцовой говорит, почти как романтический поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Пожалуй, лучшую характеристику герою романа дал сам автор. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

... со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев

По жанру «Отцы и дети» (1861) - роман, но если раскрывать жанровое своеобразие этого произведения, то это социальный (идеологический) и психологический роман.

Тема романа «Отцы и дети» — изображение общественно-политической ситуации накануне отмены крепостного права. В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная ситуация, которая завершилась отменой крепостного права «сверху». Революционная ситуация характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы. Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в своём романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.

В «Отцах и детях» представлена борьба главных общественных сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман социальным. Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о либеральных реформах, на деле отстаивает интересы самого консервативного поместного дворянства, которое боится реальных социальных преобразований. Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России. Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского общества — демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования во всех областях русской жизни с помощью революции. Базаров — дворянин во втором поколении — в силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и предрассудки. Правильнее было бы назвать его интеллигентом, причём не дворянским, а разночинским. Базарова можно отнести к типу героев, получивших в отечественном литературоведении название «новые люди», именно благодаря этому герою роман «Отцы и дети» представляет серьёзный историко-литературный интерес.

Условно роман можно разделить на две части. В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении с идеологическими противниками. Тургенев подробно описывает споры Павла Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический. Сходным образом построена комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: идеологические противники — Чацкий и представители фамусовского общества — спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т.д.). В «Отцах и детях» идейные противники обсуждают самые актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т.д. Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу. Павел Петрович заявляет, что любит народ, но Тургенев сообщает что аристократ беседует с мужиками, уткнув нос в надушенный платок (VII). В эпилоге автор ядовито замечает, что любовь Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Базаров, со своей стороны, гордо произносит, что сам вышел из народа: «Мой дед землю пахал» (X). При этом молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе преплохого мнения. Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.

Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю критику русских порядков, данную нигилистом. В этих столкновениях Тургенев обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова, но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль «гроша медного не стоит» (X); что природа — пустяки, что родительская любовь — надоедливое чувство.

Вторая часть романа, по мысли писателя, должна доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался в своём нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям. На балу в губернском городе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову и несколько позже по-настоящему влюбляется в неё. Так Базаров наличном опыте узнаёт, что идеальная любовь всё-таки существует, — он сам страдает от неразделённой любви. Если в первой части романа молодой нигилист заявляет Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа-храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы. Влюблённый Базаров гуляет в дальних уголках парка, в лесу, в поле. Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная). Иными словами, Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды главного героя, ещё очень молодого человека, разбиваются при столкновении с реальной жизнью.

Писатель относится к своему герою одновременно и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признаёт силу личности Базарова. Это проявляется, во-первых, в том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами-дворянами. Во-вторых, смерть Базарова, изображённая в финале, подтверждает силу его характера, на что справедливо указывал Д.И.Писарев в своём разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец. В-третьих, рядом с главным героем изображены ещё два «нигилиста-прогрессиста» — Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру на передовых людей своего времени.

Но Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: «Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие» (X). Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно, то есть автор намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.

Прежде всего тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета, странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто-балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя «настоящая свинья в кусте» (X). Кроме того, портрет показывает, что, во-первых, Базаров — человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придаёт одежде. Предубеждение Тургенева проявилось и в том, что его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли, которая изображена как пародия на настоящий поединок. Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой, заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: «Не богам же (...) горшки обжигать» (XIX). Наконец, Базаров по воле автора умирает из-за глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.

«Отцы и дети» — психологический роман, потому что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний своих героев. При этом особенность психологизма («принцип айсберга») писателя заключается в том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намёкам догадаться о чувствах героев. Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными раздумьями, как в романах Ф.М.Достоевского; герои у Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л.Н.Толстого. По мнению Тургенева, писатель не должен проводить психологический анализ перед читателем: всё это он проделывает с героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.

Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления-наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестёр Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова). Аркадий с грустью и ревностью следит за романом Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую, застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой. И в жизни, и в любви он способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную Одинцовой, тем более любить безнадёжно, Аркадию не под силу.

Итак, в центре социально-психологического романа «Отцы и дети» стоит новый герой эпохи — «новый человек» — Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50—60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.

Н.Г.Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри, потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе «Что делать?» «новые люди» описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую «золотую середину», трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают своё человеческое достоинство, не унижая чужого. Н.С.Лесков оценивал «новых людей» со стороны и весьма критически, поэтому в романе «Некуда» изобразил их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над «муравейником» (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесёт им и материальное благополучие.

Тургенев, определяя своё место в политической борьбе 60-х годов, предпочёл остаться с «отцами». Иными словами, Тургенев смотрел на «новых людей» со стороны, но как мудрый «предок», который отмечает и сильные, и слабые стороны молодого поколения. Такой взвешенный и доброжелательный подход к «новым людям» делает роман «Отцы и дети» особенно интересным, а образ Базарова — ярким и убедительным.

Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочем. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем понятые на свой манер. Все они сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»).

Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей. Он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны.

Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и прочее) и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров - порождение пороков старшего поколения, философия Базарова - это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров - это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии - сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре - логика, софистика, схоластика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, - для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет.

Это в состоянии понять сын Николая Петровича Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная схоластика Базарова. Весь дальнейший путь Базарова, описанный в романе, - опровержение его нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от них он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова - это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой.

Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, - и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа - храм, а не мастерская и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова.

Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции - крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.). Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма - к развенчанию.

Не случайно после смерти Базарова не остается его последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, даст «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы - человек, - остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его. Ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей, живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.

Художественные особенности романа «Отцы и дети».

Романы И. С. Тургенева - своеобразная худо­жественная летопись 60-70-х годов XIX века. Их идеи, темы и образы неразрывно связаны с тем временем, в котором жил и творил писатель.

Можно выделить ряд художественных особенностей романа «Отцы и дети». Этот роман невелик по объему. Его действие развертывается без побоч­ных сюжетов. Стремясь запечатлеть в художест­венной форме быстро сменявшие друг друга этапы развития русской общественной жизни, Тургенев относит действие романа к точно обозначенному времени. Так, сюжетные события в нем начинают­ся определенной датой: 20 мая 1859 г.

Биография героев «Отцов и детей» описывает­ся то подробно и развернуто (Павел Петрович, Ни­колай Петрович), то кратко, бегло (читатель мало знает о прошлом Базарова, Фенички, Одинцовой). Герой романа - типичный и лучший представи­тель своей социальной группы. У Тургенева Евге­нию Базарову отведено особое место. В романе 28 глав. Только в двух из них не появляется Базаров. Он стремится понять, в чем смысл жизни, ради чего стоит жить, работать, наконец, любить. Но его поиски терпят крах. Условия русской жизни обрекают его на неудачу. Умирает Базаров - кон­чается роман. И Тургенев последние, глубоко про­чувствованные строки посвящает Базарову: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными гла­зами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодуш­ной» природы; они говорят также о вечном при­мирении и о жизни бесконечной...»

Идейная позиция тургеневского героя особенно наглядно проявляется в спорах. В них. речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночин­цами.

Очень символичен, значим в романе «Отцы и дети» пейзаж. Так, в начале романа пейзаж отра­жает бедность, нищету, запустение: «Речки с об­рытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избами...» Он как бы подводит к мысли о необходимости унич­тожения тех порядков, которыми порождены эти бедность и запустение.

Лиризмом, печалью проникнут пейзаж в пос­ледних строках романа. В описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, писа­тель вложил неподдельное чувство утраты, ис­кренней боли. И в то же время он утверждает, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных целей.

Композиционная роль пейзажа очень разнооб­разна. Иногда он как бы обрамляет действие, давая читателю представление лишь о том, где и когда это действие происходит.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Пет­ровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного, свежего» утра, росы, которая «блиста­ла серебром на паутинках», неба, с которого «сы­пались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». Вот как на­чинает Тургенев описание этого события: «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мел­кая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...»

Иногда пейзаж рисуется Тургеневым в кон­трасте с настроением и переживаниями героя. Так, картина вечереющего дня настраивает Ни­колая Петровича на мечтательный лад, будит в нем грустные воспоминания, заставляет сопе­реживать, сочувствовать природе. Сочувствуя, Николай Петрович покоряется ее очарованию, лю­бимые стихи приходят ему на память, уми­ротворенный, успокоенный, он думает: «Как хоро­шо, боже мой!»

Язык персонажей романа «Отцы и дети» резко индивидуален, отражает их духовный мир. В речи Кирсанова-старшего мы видим строгую логич­ность, отвлеченность в суждениях, обилие ино­странных слов, произносимых по-русски и по-французски, острую полемичность. В речи Аркадия чувствуется, с одной стороны, юношес­кий задор, подражание «нигилисту», стремление несколько приподнять себя; с другой - болтли­вость, неуравновешенность, страсть к красивой фразе. «Для ради важности держат», - говорил он о тетушке Одинцовой.

В языке Базарова проявляется остроумие, сме­лость, резкость суждений, некоторая грубоватость, «почти дерзость». В жестком споре, когда Павел Петрович, ссылаясь на прошлое, пытался убедить Базарова в ошибочности его взглядов, последний спокойно, но смело сказал, обобщая:

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принци­пы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

Итак, в языке персонажей Тургенева отража­ется их яркая индивидуальность, широта или, на­оборот, немощность духовного развития, их инте­ресы, наклонности.

Проза Тургенева музыкальна, ритмична. «От­цы и дети» - высокохудожественное произведе­ние XIX века.

Художественная отделка романа

безукоризненно хороша.

Д. И. Писарев

Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду-ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен-ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят-ся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неиз-менно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», — писал Тургенев.

Тургенев — великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобра-зие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логич-ностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его фран-цузским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.

В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, неко-торая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бес-полезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Поря-дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо — туда и дорога», «Рафаэль гроша медного не стоит».

Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписыва-ет облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, ду-шистые усы, «прекрасные белые зубы».

В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые воло-сы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизне-женность, постоянную и напряженную работу мысли.

Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Об-становка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный арис-тократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лаборато-рию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. «Бивуак» отца Базарова, так он называл свой дом, — это дом бедного провинциального лекаря.

Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах-ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со-вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку-се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки. Материал с сайта

Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у ли-рически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивает-ся бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужичков на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описа-нием «славного, свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков».

Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • художественные особенностиромана отцы и дети