Низкочастотная вибрация.
Надежность работы турбины и генератора в значительной мере определяется их вибрационным состоянием.
Повышенная вибрация, возникающая вследствие некачественного изготовления, монтажа, ремонта или некачественной эксплуатации агрегата, является источником всевоз
можных аварийных ситуаций и даже крупных аварий. Необходимо отметить, «что вредные последствия даже умеренных вибраций имеют свойство накапливаться и проявляться в самой различной форме. Это может найти выражение в появлении усталостных трещин в роторе турбины, штоках регулирующих клапанов, чугунных опорах, зубчатых передачах и т. д. Под действием вибрации расстраивается взаимное крепление частей, нарушается жесткая связь статоров и подшипников с фундаментными плитами, увеличивается расцентровка валов.
При повышенной вибрации возникает опасность повреждения лабиринтных уплотнений турбины, водородных уплотнений и системы водяного охлаждения генератора. Значительные колебания вала на масляной пленке могут вызвать возникновение очагов полусухого трения, что увеличивает опасность выплавления подшипников.
Неблагоприятное действие вибрации оказывается также на работе системы регулирования турбины и приборов контроля. Необходимо отметить также отрицательное воздействие вибрации на обслуживающий персонал. Это воздействие определяется как повышенным уровнем шума, так и непосредственным, физиологическим действием вибрации на организм человека.
Все эти обстоятельства предъявляют весьма жесткие требования к нормированию вибраций. Согласно ПТЭ вибрационное состояние турбоагрегата оценивается по следующей шкале:
На турбогенераторах блочных установок мощностью 150 МВт и более вибрация не должна превышать 30 мкм.
Вибрация должна замеряться в трех направлениях: вертикальном, горизонтально-продольном и горизонтально-поперечном. Если вибрация хотя бы одного из подшипников в одном из трех направлений превышает значение «удовлетворительно» для данного типа машин, то вибрационное состояние всего агрегата признается неудовлетворительным, и турбина должна быть выведена в ремонт для устранения вибрации.
Вибрационное состояние агрегата должно определяться при вводе его в эксплуатацию после монтажа, перед выводом агрегата в капитальный ремонт и после капитального ремонта. При отличном и хорошем вибрационном состоянии агрегата периодичность замеров вибрации должна составлять 1 раз в 3 мес. При заметном повышении вибрации подшипников замеры должны производиться по особому графику. Турбоагрегаты с удовлетворительной оценкой вибрации могут быть введены в эксплуатацию только с разрешения главного инженера районного управления (энергокомбината), причем в самое ближайшее время должны быть приняты меры по улучшению вибрационного состояния агрегата.
Для оценки вибрационного состояния турбоагрегата уровень вибрации должен определяться не только на рабочих числах оборотов, но и при прохождении турбиной критического числа оборотов. Исследования показали , что переход системы «ротор - опоры» через критические скорости в процессе пуска и останова агрегата может сопровождаться весьма значительным увеличением амплитуды колебаний. Хотя в данном случае повышенная вибрация действует относительно кратковременно, однако нескольких пусков и остановов машины с недопустимо большими амплитудами колебаний ротора на критических скоростях может оказаться достаточным для приведения в негодность паровых и масляных уплотнений. В худших случаях возникают задевания в проточной части турбины, появляется остаточный прогиб ротора, разрушается баббит вкладышей подшипников, появляются трещины в фундаменте и т. п.
Значительный рост вибрации на критических скоростях вызывается существенной неуравновешенностью ротора по собственным формам динамического прогиба валов. Как показывает практика, и этот небаланс может быть устранен специальными методами балансировки с доведением уровня вибрации подшипников на критических оборотах до величины порядка 30- 50 мкм. Поэтому вибрационное состояние турбоагрегата, проходящего критические скорости с повышенной вибрацией, не может считаться удовлетворительным, если даже на рабочей скорости вращения вибрация подшипников «е превышает нормы.
Существующие допуски нормируют амплитуду колебаний подшипников только в зависимости от скорости вращения роторов, не учитывая частотного состава этих колебаний. Однако многочисленные измерения показывают, что вибрация подшипников, валов и других элементов машины часто косит. несвнусоидальный характер. На колебания основной частоты, равной частоте вращения роторов, накладываются составляющие высших, а иногда и низших частот. В отдельных случаях наблюдаются колебания, близкие к синусоидальным, ио с частотами, отличными от основной .
У агрегатов с частотой вращения 3000 об/мин с основной частотой колебаний 50 Гц чаще всего обнаруживается высокочастотная составляющая 100 Гц, а также имеют место низкочастотные составляющие с частотами, близкими, к низшей критической скорости системы «ротор - опоры» (обычно 17-21 Гц) или к половине рабочей частоты (~25 Гц).
Присутствие существенных по амплитуде высших гармоник свидетельствует о действии на колеблющуюся систему значительных нагрузок, которые могут в несколько раз превышать нагрузки, вызывающие колебания основной частоты. Однако, поскольку вопрос о связи между спектральным составом вибрации и опасностью ее для турбины недостаточно изучен, можно ограничиться лишь указанием на необходимость принятия более жестких допусков на вибрацию в случае значительных высокочастотных составляющих. Что касается низкочастотных колебаний, то вследствие их неустойчивости, способности к внезапному и резкому возрастанию они представляют несомненную опасность для машины. Поэтому, если в колебаниях подшипников и роторов обнаруживаются заметные низкочастотные составляющие, вибрационное состояние турбоагрегата не может быть признано удовлетворительным.
Некоторый учет частотного состава вибрации предусматривают нормы VDI, получившие распространение в европейской практике. Согласно этим нормам в качестве основной характеристики вибрации принимается эквивалентная амплитуда виброскорости, измеренная при рабочей скорости вращения роторов
Если измеряемые колебания разлагаются на гармонические составляющие с угловыми частотами сої, (02, ..., (о„ и соответствующими им амплитудами At, Аг,., .,Ап, то эквивалентная амплитуда внброскоро - сти может быть подсчитана по формуле
Vskb = К"Л^шг, + ЛЧсоЧ + . . . + AinP*„ = = VVh + V», + . . . + Wn, (3-14)
Где Vi, . . ., Vn - амплитудные значения виброскорости каждой из гармонических составляющих.
Для случая измерения биений с максимальными l/макс и минимальными Vrnui значениями виброскоростей
VSKB = К^макс + VW (3-15)"
В табл. 3-7 приводятся нормы допустимой вибрации подшипников турбоагре-
Гатов по данным VDI на основной частоте 50 Гц
В проекте международного стандарта на вибрацию машин предлагается использование в качестве критерия эффективной амплитуды виброскорости
Уэфф = l-"экв (3-16>
Как величины, непосредственно измеряемой электроизмерительными приборами. Уровни
■оценки вибросостояния машин ПО Уэфф соответствуют подобным же уровням, приведенным по Уэкв в нормах VDI. Эти нормы учитывают гармонический состав измеряемой вибрации за счет составляющих, имеющих частоту выше оборотной.
Оценка вибрационного состояния турбоагрегата будет не полной, если не учитывать уровень вибрации его фундамента. Обычно у правильно спроектированного и хорошо выполненного фундамента двойная амплитуда колебаний при хорошо отбалансированном роторе не превышает 10-20 мкм. Заметное отклонение от приведенных значений в сторону увеличения свидетельствует о дефектах фундамента.
При рассмотрении вопросов вибрации современных крупных турбоагрегатов необходимо учитывать то обстоятельство, что колебания подшипников в современных агрегатах все в меньшей степени отражают истинные колебания вала турбины. Это объясняется в первую очередь повышенной массой и жесткостью опор крупных турбоагрегатов. Не последнюю роль в этом явлении играют также демпфирующие свойства масляного клина, существующего между шейкой вала и подшипником.
Согласно экспериментальным данным на крупных агрегатах амплитуда вибрации концов валов может превосходить в 10-15 раз амплитуду колебаний подшипника, причем эти колебания могут быть смещены между собой по фазе. Наблюдались также случаи, когда вылет одной или нескольких рабочих лопаток не приводил к заметному увеличению вибрации подшипников, тогда как колебания вала существенно возрастали. Это показывает, что для ряда турбоагрегатов вибрация подшипников не являтся надежным критерием безопасности, и необходимо для этих агрегатов в каждом отдельном случае экспериментально устанавливать связь между колебаниями валов и подшипников турбины. Переход к большим единичным мощностям турбоагрегатов повышает требования к их вибрационной надежности, вследствие чего устранение значительных вибраций и определение причины их появления являются задачами первостепенной важности.
К основным причинам, вызывающим возникновение вибраций агрегата, можно отнести следующие:
А) динамическая неуравновешенность роторов;
Б) нарушение центровки роторов;
В) ослабление жесткости системы;
Г) работа в области резонансных чисел оборотов;
Д) потеря устойчивости вала на масляной пленке;
Е) появление возмущающих сил электромагнитного происхождения.
Возникновение динамической неуравновешенности роторов может быть вызвано двумя причинами:
1) перераспределением масс по окружности ротора или приложением к ротору новых неуравновешенных масс;
2) смещением главной центральной оси инерции ротора относительно оси его вращения.
В обоих случаях возникает неуравновешенная центробежная сила, пропорциональная квадрату числа оборотов, вызывающая вибрацию агрегата оборотной частоты.
Причинами возникновения неуравновешенности роторов турбин и генераторов могут быть обрыв лопаток и бандажей, разрушение дисков, некачественная балансировка при перелопачивании роторов, перемот - іка роторов генераторов, неравномерный износ лопаток, .неравномерный занос солями лопаточного аппарата и т. д.
Смещение оси инерции ротора относительно оси вращения может возникнуть из-за ослабления "посадки деталей на валу или прогиба вала. Прогиб ротора при сборке может возникнуть в результате перекоса шпонок относительно ШПОНОЧНЫХ пазов, некачественно выполненной насадки дисков и т. д. В процессе эксплуатации прогиб ротора - может "вызываться тепловой разбалан - сировкой, термической нестабильностью металла, ротора, задеваниями в проточной части, а также неправильными режимами пуска - и останова турбин, вызывающими прогиб ротора.
Рассмотренные выше явления приводят к появлению первичного прогиба, являющегося следствием первичной неуравновешенности ротора. Появление первичного прогиба вызывает вторичную неуравновешенность, возникающую вследствие отклонения оси инерции от оси вращения при динамическом прогибе ротора. Эта вторичная неуравновешенность трудно поддается определению из-за сложности измерения динамического прогиба по длине роторов в эксплуатационных условиях, однако приближенные расчеты показывают, что она может в несколько раз превышать первичную неуравновешенность ротора.
Динамический прогиб на критических скоростях достигает, как правило; максимальных значений, что приводит к значительному росту суммарной неуравновешенности и как следствие к усилению вибрации подшипников. Преобладающее влияние динамического прогиба на вибрацию наблнрдается главным образом у роторов современных генераторов средней и большой мощности, работающих вблизи второй критической скорости. Вследствие этого критерием оценки уравновешенности роторов генераторов является амплитуда вибрации подшипников и вала на рабочей и критической скоростях вращения.
Одной из причин повышения вибрации агрегата может явиться рас - центровка "роторов. Влияние расцен - тровки на вибрацию турбин существенно зависит от степени уравновешенности роторов и носит различный характер в зависимости от типа соединительных муфт. При жестких или полужестких муфтах сболчива - ние муфты восстанавливает нормальную центровку роторов. При этом возникает перераспределение нагрузки на подшипники от веса соединенных роторов. Не являясь непосредственным источником динамических сил, возбуждающих колебания, такое перераспределение статической нагрузки изменяет параметры системы «ротор - опоры». Так, например, полная разгрузка одной промежуточной опоры увеличивает пролет вала между опорами и изменяет его критическое число оборотов, что в свою очередь может привести к приближению одной из критических скоростей к рабочей скорости вращения агрегата. Если в результате перераспределения статической нагрузки одна из опор окажется частично разгруженной, то это может способствовать возбуждению низкочастотных колебаний, вызванных неустойчивостью вала на масляной лленке при малых радиальных нагрузках на подшипник. Гибкие соединительные муфты могут компенсировать значительную расцентровку валов (до 0,3 мм) без возникновения заметной вибрации. Однако в случае загрязнения масла, отложений шлама и наличия наклепа на рабочих поверхностях подвижных элементов муфты происходит резкое увеличение коэффициента трения между этими элементами, что может привести к частичному или полному заклиниванию муфты. В этом случае соединенные роторы начинают работать со смещением центра тяжести относительно оси вращения, что является причиной возникновения вибрации.
В процессе эксплуатации расцен - тровки роторов или перераспределение нагрузки на подшипники возможны вследствие нарушения правильного теплового расширения цилиндров турбины. Это явление связано с заклиниванием корпусов подшипников или цилиндров на шпонках, упором в дистанционные болты, односторонним нагревом или охлаждением цилиндра и т. д.
Наряду с неравномерным обогревом цилиндров вибрация может возникнуть также вследствие неравномерного прогрева фундамента машины. Такие явления наблюдались при эксплуатации турбин 300 МВт, у которых разность вертикальных тепловых расширений колонн фундамента достигала 2 мм.
Причиной, вызывающей неравномерный прогрев фундамента, может быть близкое расположение паропроводов, клапанов, и подогревателей, имеющих недостаточную или поврежденную изоляцию. Характерным признаком возникновения рас - центровки агрегата по этой причине является постепенное нарастание вибраций в течение нескольких дней с момента пуска, поскольку, как показали наблюдения, нагрев фундамента длится несколько суток (у турбин К-300-240 до 7 суток). Для устранения вибраций, вызываемых этим явлением, необходимо тщательно изолировать находящиеся в непосредственной близости от фундамента высокотемпературные узлы и детали с установкой в наиболее обогреваемых местах водяных экранов, а также проверить и, если потребуется, провести дополнительную балансировку роторов.
Еще одной причиной возникновения вибрации при эксплуатации крупных агрегатов является просадка выхлопных патрубков турбины со "встроенными в них подшипниками при наборе вакуума и от веса находящейся в водяных камерах конденсатора циркуляционной воды. Для турбин мощностью 100- 300 МВт просадка опор под действием вакуума оценивается величиной порядка 0,1-0,15 мм. Эту причину можно обнаружить, замеряя уровень вибрации при изменении вакуума на турбине. При этом наибольшее изменение вибраций наблюдается на подшипниках ЧНД.
На рис. 3-17 приводится зависимость поперечных колебаний заднего подшипника ЦНД от вакуума для турбины ВК-100-2. Хотя виброграмма, представленная на графике, отражает целый ряд причин, вызывающих вибрацию, в том числе и тепловую расцентровку за счет ухудшения вакуума, однако влияние
Изменения вакуума прослеживается довольно четко. Подобное влияние вакуума можно в значительной мере устранить путем установки ротора низкого давления с некоторым завышением относительно остальных валов при центровке агрегата.
При постоянной величине небаланса или расцентровки ротора увеличение амплитуды колебаний может явиться следствием уменьшения статической жесткости системы.
При эксплуатации турбоагрегата ослабление жесткости может "быть вызвано следующими причинами:
А) ослаблением взаимного крепления составных частей опоры ротора: вкладышей, корпусов подшипников, фундаментных рам, ригелей фундамента;
Б) отрывом стула подшипника от фундаментной плиты («опрокидывание» стула подшипника);
В) нарушением связи между стулом подшипника и опирающимся на него цилиндром турбины;
Г) нарушением связи между цилиндром турбины и его опорами на фундаменте;
Д) появлением трещин у несущих элементов фундамента.
Указанные явления могут возникнуть в (результате недоброкачественного монтажа или сборки после ремонта, а также в процессе эксплуатации из-за нарушения нормальных тепловых расширений турбины. Отрыв стула подшипника от фундаментной плиты также вызывается конструктивными дефектами соединения его с цилиндром турбины. Уменьшение жесткости опор может вызвать, кроме того, изменение собственной частоты колебаний системы «ротор-опоры» с приближением ее к резонансу. Вибрация, возникающая в результате ослабления жесткости опор, имеет, как правило, синусоидальную форму и оборотную частоту. Иногда наблюдаются высокочастотные наложения, искажающие синусоидальность колебаний, что связано с появлением микроударов в трещинах или местах соединений конструктивных элементов. Отличительной особенностью этой вибрации является ее зависимость от теплового состояния турбины.
Надежность работы турбоагрегата во многом зависит от близости критических частот вращения системы «ротор-опоры» к номинальной частоте вращения. В случае работы ротора в области критических частот даже незначительная неуравновешенность может привести к существенному повышению уровня вибрации. Для предотвращения подобных явлений всеми заводами-изготовителями производится тщательный расчет роторов турбин и генераторов по всем собственным формам колебаний вала.
Однако выполнение расчетов весьма затрудняется из-за недостатка исходных данных о влиянии упругости масляной пленки, податливости опор и т. л. Вследствие этого действительная критическая частота вращения турбоагрегата, определяемая экспериментальным путем, иногда оказывается в значительном несоответствии с расчетной. Это приводит к тому, что на ряде турбоагрегатов рабочая частота вращения находится в области второй критической частоты, что существенно увеличивает уровень вибрации на рабочих частотах. В первую очередь это относится к генераторам, имеющим весьма большой вес ротора, приходящийся на единицу длины вала. У этих агрегатов уже расчетная вторая критическая частота находится вблизи рабочей частоты, и, если учесть, что неточность исходных данных влияет в первую очередь на высшие критические частоты вала, можно прийти к выводу, что попадание в резонанс на рабочих частотах у этих машин весьма вероятно.
Как показывает эксперимент, для ряда генераторов отстройка действительной второй критической частоты от рабочей не превышает 4-8% (ТВ2-150-2, ТВФ-200-2, ТГВ-200), что нельзя считать удовлетворительным.
У некоторых генераторов, а также у большинства турбии вторая критическая частота лежит выше рабочих частот вращения. В этом случае существует опасность постепенного снижения резонаисиой частоты системы за счет уменьшения жесткости опор в процессе длительной эксплуатации турбоагрегата. Этому процессу в значительной мере способствует повышенный уровень вибрации турбоагрегата.
Рассматривая вопрос о влиянии критических частот на работу агрегата, необходимо отметить, что с переходом в крупных агрегатах на применение жестких муфт и ограниченного числа опор возрастает влияние жесткой связи между валами на критическую частоту вращения всего валопровода. Хотя критические частоты валопровода и в этом случае определяются в основном резонансными колебаниями отдельных валов, жесткая связь между роторами и отсутствие промежуточных опор вызывают дополнительные резоиаисы. При этом наблюдается заметное повышение критических частот валопровода относительно резонансов несвязанных роторов. Все эти обстоятельства должны быть учтены при отстройке вала от резонансной частоты вращения. По данным ряда наладочных организаций, минимально допустимая отстройка вала от резонансной частоты вращения при второй резонансной частоте должна быть не менее 10%.
Из всех причин, возбуждающих колебания турбоагрегата, наименее изученной и наиболее опасной считается низкочастотная вибрация, обусловленная потерей устойчивости вала на масляной пленке. Эти колебания относятся к разряду автоколебаний и вызываются гидродинамическими силами, возникающими
В масляном клине. подшипников, вследствие чего этот тип вибрации получил название «масляной» вибрации.
Этот вид вибрации еще недостаточно изучен, и четких представлений о причине ее возникновения нет. Эксперименты показывают, что она ие связана с механической неуравновешенностью ротора, а зависит в основном от динамических характеристик масляного слоя, описывающих его упругие и демпфирующие свойства, а также от расположения оси вала относительно расточки вкладыша. Как известно, у неподвижного ротора центр цапфы располагается под центром расточки вкладыша О і со статическим эксцентриситетом бо (рис. 3-18,а). При вращении вала между цапфой и вкладышем образуется масляный слой, на котором вал всплывает в направлении вращения. С увеличением скорости вращения центр цапфы перемещается по дуге О-Оь являющейся линией подвижного равновесия цапфы, и эксцентриситет б уменьшается. Теория и эксперименты показывают, что в случае значительного всплываиия вала, когда 6^0,7бо, вал теряет устойчивость и начинает перемещаться относительно своего равновесного положения на линии подвижного равновесия О0-0\. Эта перемещения происходят по замкнутой траектории и носят название прецессии вала.
Угловая скорость этой прецессии, т. е. частота колебаний цапфы, близка к половинной частоте вращения или к первой критической скорости вала. Обычно эта частота лежит между критическими скоростями системы «ротор - опоры» в направлении ее осей максимальной и минимальной жесткости.
Прецессия может быть трех видов: затухающая, установившаяся и нарастающая (рис. 3-18,6). Первый вид прецессии (колебания в точке О") ие может считаться опасным, поскольку затухающий процесс колебаний приводит центр цапфы при любом начальном отклонении снова на кривую устойчивого равновесия О-Оі. Второй вид пре - цесии (колебания в точке О") соответствует установившимся малым колебаниям цапфы вокруг положения устойчивого равновесия. Возникновение таких колебаний свидетельствует о достижении границы устойчивости, переход через которук» приводит к возбуждению нарастающей прецессии (колебания в точке О""). Нарастающая прецессия вызывает интенсивные колебания цапфы, амплитуда которых может достигнуть разрушительной величины. Колебания вала, передаваясь через масляный слой, в свою очередь возбуждают значительную низкочастотную вибрацию подшипника.
Длительный опыт эксплуатации, а также результаты эксперимента показывают, что возбуждение низкочастотных колебаний зависит в основном от температуры масла, окружной скорости шейки вала и удельного давления на подшипник. Уменьшение удельного давления на подшипник, а также увеличение вязкости масла и окружной скорости действуют благоприятно на возникновение и развитие низкочастотной вибрации.
Уменьшение удельного давления на подшипник в процессе эксплуатации может "быть вызвано:
А) износом баббита нижней половины вкладыша и увеличением вследствие этого площади опоры вала;
Б) уменьшением нагрузки от ротора на подшипник из-за неправильной центровки роторов, дефектов соединительных муфт или неправильного теплового расширения цилиндров;
В) неправильной очередностью1 открытия регулирующих клапанов* вследствие чего возникает паровое усилие, отжимающее ротор вверх и разгружающее тем самым подшипник от веса ротора.
Одной из распространенных причин, вызывающих «масляную» вибрацию в крупных агрегатах, является заниженная температура масла на входе в подшипник. Испытания, проведенные на ряде машин, выявили вполне определенную зависимость амплитуды низкочастотной
составляющей колебаний подшипников от температуры масла.
На рис. 3-19 представлен график зависимости амплитуды колебаний подшипников генератора ТГВ-200 от температуры масла. Как видно из графика, увеличение температуры масла с 43 д<э 53°С, что соответствует изменению его вязкости примерно в 1,5 раза, снижает уровень низкочастотной вибрации в 5-6 раз. Проблема борьбы с низкочастотной вибрацией особенно остро возникла в связи с освоением турбоагрегатов большой мощности, где высокая окружная скорость цапфы создает благоприятные условия для возникновения этого типа автоколебаний. Для решения этой проблемы в последнее время в конструкцию опорных подшипников крупных машин вносится ряд конструктивных изменений. Одним из мероприятий является уменьшение относительной длины подшипника для увеличения удельного давления на масляный клин. Вторым, весьма эффективным, мероприятием является замена цилиндрической расточки вкладышей подшипника овальной («лимонной») расточкой (рис. 3-20). При такой расточке верхний зазор в подшипнике делается примерно в 2 раза меньше бокового.
Это приводит к возникновению еще одного масляного клина, образующегося на верхней половине вкладыша. Верхний масляный клин хорошо демпфирует возникшие колебания и, кроме того, увеличивает давление на цапфу, устраняя первопричину возникновения «масляной» вибрации. Дальнейшим развитием этой следует считать создание подшипников с разрезным верхним вкладышем, где удается создать не один, а несколько масляных клиньев.
Особую группу причин, вызывающих вибрацию турбоагрегата, составляют возмущающие электромагнитные силы. Эти силы являются следствием нарушения электромагнитной симметрии генератора и существенно зависят от электрической нагрузки. На холостом ходу турбогенератора при снятом возбуждении эти силы отсутствуют, что позволяет легко отличить их от возбуждающих сил, вызванных механическими причинами.
Нарушение электромагнитной симметрии генератора может быть выз"вано:
А) витковыми замыканиями в роторе;
Б) неравномерностью воздушного зазора между статором и бочкой ротора;
В) периодическим изменением силы магнитного притяжения между вращающимся ротором и статором, обусловленным конечным числом ПОЛЮСОВ."
Витковые замыкания в роторе генератора являются наиболее распространенным источником колеба-
Ний, идущих от генератора. Практика показывает, что многие генераторы работают с витковыми замыканиями в обмотке ротора. Наличие короткозамкнутых витков искажает распределение общего магнитного потока ротора, что приводит к появлению несимметричных сил притяжения ротора к статору. Эти силы всегда направлены вдоль оси полюсов и по своему характеру идентичны силам от механической "неуравновешенности ротора. Односторонняя электромагнитная сила притяжения вызывает синусоидальные колебания ротора и подшипников с оборотной частотой. Вторым следствием витковых замыканий в обмотке ротора является несимметричный нагрев ротора по сечению, что Может вызвать его тепловой прогиб и возбудить вибрацию чисто механического характера.
Неконцентричное расположение бочки ротора в расточке статора также приводит к появлению периодической силы, вызывающей колебания ротора и статора. Эта сила в отличие от предыдущей имеет двойную оборотную частоту. Основными причинами появления неравномерного воздушного зазора являются естественный прогиб ротора под действием собственного веса и смещение его в процессе центровки с ротором турбины. При работе генератора ротор всплывает на масляной пленке, и, кроме того, зазор может меняться вследствие вибрации ротора из-за механической неуравновешенности.
Все эти причины устранить нельзя, однако практика показывает, что в нормальных условиях эти вибрации имеют малую амплитуду и опасности не представляют. Если же активная сталь сердечника запрессована неудовлетворительно или конструкция корпуса статора не обладает достаточной жесткостью, может возникнуть значительная вибрация статора. По данным испытаний турбогенератора ТВ2-100-2 в отдельных случаях на корпусе статора и торцевых щитах наблюдались синусоидальные колебания с частотой 100 Гц и двойной амплитудой 100- 150 мкм.
Ускорения, а следовательно, инерционные силы, действующие на элементы статора при наличии подобных высокочастотных колебаний, весьма велики, и это может привести к усталостному разрушению крепящих деталей, сварных швов, трубок газоохладителей и т. п. Вибрация статора еще более усиливается, если в обмотке ротора имеются ко- роткозамкнутые витки.
Рассматривая вопросы, связанные с колебаниями статоров генераторов, нельзя не отметить еще один источник возбуждения колебаний - неравномерность сил взаимного притяжения ротора и статора по окруж - . ности.
Для двухполюсных генераторов сила взаимодействия между ротором и статором изменяется по окружности на ±33%. ореднего значения, причем максимальная сила взаимодействия превышает минимальную в 2 раза. С увеличением числа полюсов неравномерность силы притяжения ротора и статора уменьшается. Так, для четырехполюсной машины эта неравномерность по отношению к средней величине составляет ±6,7%, а для восьмиполюсной - менее ±2%.
Для большинства современных турбогенераторов с рабочей частотой вращения 3000 об/мин рассматриваемая возбуждающая сила имеет двойную оборотную частоту. Повышенная вибрация статора (с частотой 100 Гц) передается через фундамент подшипникам генератора, накладываясь на колебания основной оборотной частоты.
Определение причин, вызывающих вибрацию современного турбоагрегата, - задача весьма сложная. Эта работа обычно выполняется научно-исследовательскими, наладочными и ремонтными организациями, имеющими квалифицированный персонал и всю необходимую аппаратуру.
Для анализа источников повышенной вибрации снимаются характеристики: скоростные, режимные, контурные.
Скоростная характеристика (рис. 3-21) представляет собой зависимость амплитуды и фазы вибрации или отдельных ее составляющих от частоты вращения ротора. Из полигармонических колебаний обязательно выделяются основная гармоника оборотной частоты и низкочастотные составляющие. По скоростной характеристике определяют вид неуравновешенности ротора и формы вынужденных колебаний при различных частотах вращения. При помощи скоростных характеристик выявляются также нелинейные источники возбуждения повышенной вибрации.
Режимные характеристики представляют собой зависимость вибрации от режима работы машины: тепловой и электрической нагрузки, теплового состояния турбины, вакуума, температуры масла и т д. Некоторые из этих характеристик приведены на рис. 3-ІІ7 и 3-19. Подобные характеристики позволяют определить раздельное влияние каждого из режимных факторов иа вибрацию машины.
Контурные характеристики (рис. 3-22) показывают изменение вибрации по контуру исследуемого элемента, что позволяет оценить ослабление жесткости вибрирующей системы. При помощи контурных характеристик обнаруживается ослабление крепления подшипников к фундаментной плите или плиты к фундаменту. По виду характеристики могут быть выявлены такие дефекты, как глубокие трещины в элементах опоры и фундамента. В программу исследований входит также контроль ряда узлов и элементов машины, являющихся обычным источником возбуждения колебаний. Проверке подвергаются центровка роторов, состояние соединительных муфт, шеек роторов и подшипников. Если вибрационные характеристики указывают на значительную неуравновешенность ротора, вал проверяется индикатором иа прогиб, после чего производится балансировка роторов. В тех случаях, когда исследованиями выявлена заметная зависимость вибрации от тока возбуждения или температуры ротора генератора, производится контроль обмотки ротора на отсутствие витковых замыканий.
120 80 40 О 40 ВО 120 2Д, мкм 2А, мкм
I I.1___ 1-1_______ 1111 I L-l I "
240 W0 80 О 80 /80 240 f, грав <р, град
Рнс. 3-22. Контурная вибрационная характеристика (стрелками указаны места замеров).
2А - двойная амплитуда колебаний; ф - угол сдвига фаз.
Отметим, что для определения причин вибрации первостепенную роль играет постоянный эксплуатационный контроль за вибрацией подшипников и других узлов агрегата. Постоянный контроль позволяет учесть целый ряд режимных факторов, непосредственно влияющих на величину вибрации, а также проследить динамику нарастания вибраций в процессе эксплуатации в течение межремонтного периода.
В заключение следует сказать, что поскольку уровень вибрации является важнейшим объективным показателем эксплуатационной надежности , нормы допустимой вибрации постоянно пересматриваются в сторону уменьшения амплитуды колебаний.
Действие низкочастотной вибрации на клетки и ткани организма
Физическая природа звука и вибрации одна и та же. В обоих случаях речь идет об упругих колебаниях, волнообразно распространяющихся в среде газообразной, жидкой и твердой. Вместе с тем, как мы уже отмечали, биологический эффект действия звука и вибрации на клетки и ткани организма далеко не одинаков. К сожалению, природа различий в действии этих двух физически родственных факторов во многом еще не изучена. Для эффективного действия вибрации существенным ее параметром являются ускорение, частота колебаний гравитационных сил, векторы этих колебаний. Для звука, однако, ведущими параметрами являются интенсивность, выраженная через давление, и так же, как для вибрации - частота: в первом случае вибрационная, во втором - звуковая. Но ближе эти различия до сих пор не установлены.
Для сравнения эффективности действия на один и тот же объект звука и вибрации проведены следующие опыты. Эстрагированный из мышц белок миозин подвергался действию звука. Эффективность действия звука оценивалась по степени денатурации белка. Оказалось, что при действии звука максимальный эффект наблюдается при частоте 3000 Гц. Далее, из раствора белка получали миозиновые нити и также действовали на них звуком различной частоты. Мерой оценки эффективности действия звука служила величина связываемого красителя нитями. Оказалось, что и в этом случае максимальный эффект действия звука наблюдается в области 3000 Гц. Именно эти объекты и гомогенат тех же мышц мы подвергали вибрации с различными частотами. Эффект действия вибрации оценивали по изменению ферментативной активности. Во всех случаях максимальный эффект наблюдался при вибрации частотой 200 Гц. Далее мы попытались найти наиболее эффективные частоты вибрации для мышцы, оценивая эффект вибрации также по изменениям АТФазной активности белка, экстрагированного из этой мышцы. Оказалось, что частотой, при которой все более нарушается ферментативная активность, также является частота 200 Гц.
Мы уже видели, что при действии звука с частотой на те же объекты никакого заметного эффекта не обнаруживается. Тогда как при вибрации с частотой 200 Гц в какой бы упаковке белок ни находился, вибрация будет оказывать на него максимальное действие. 200 Гц - это резонансная частота данного белка.
При сравнении эффективных частот звука и вибрации при их действии на самые различные по своим характеристикам клетки и ткани частота вибрации примерно на порядок ниже частоты звука. Природа этого различия пока не ясна.
Результаты многочисленных опытов показали, что низкочастотные вибрации в большинстве исследованных тканей, за исключением селезенки и печени, вызвали заметные, статистически достоверные структурные изменения в клетках. Установлено также, что степень их изменения для каждой ткани и органа различна, что свидетельствует о их различии чувствительности к данным частотам вибрации. Более чувствительными оказались ткани нейрогенного происхождения, особенно при вибрации с частотой 25 Гц.
Оценивая роль частотных характеристик вибрации в ее биологическом действии на ткани организма, бросается в глаза одно удивительное и пока еще трудно объяснимое явление - отсутствие каких бы то ни было заметных изменений в тканях от вибрации с частотой 50 Гц. Почему вибрация с частотой 25 Гц вызывает довольно значительные субстанционные изменения тканей, но еще более значительными являются изменения, наблюдаемые при вибрации с частотой 75 Гц, а при 50. Гц - отсутствуют? К сожалению, для объяснения этого явления мы не имеем сколько-нибудь убедительных экспериментальных данных и вынуждены ограничиться некоторой аналогией, например с сердечной деятельностью. Как известно, сердце работает в строго постоянном ритме. Если мы будем подавать сигналы раздражения сердца в том же ритме, это будет способствовать улучшению его деятельности в привычном для него ритме. Представим себе, однако, подачу сердцу стимулов, попадающих в противофазу его ритма. Тогда неизбежны сердечные перебои с катастрофическим последствием для его дальнейшей судьбы. Нечто подобное можно представить и для других тканей, предполагая, что не только сердце, но и все живые ткани "работают" в определенном ритме, и ритм с такой частотой, подаваемый извне, будет вызывать лишь улучшение их деятельности. Напротив, другие ритмы, например 25 и 75 Гц, приведут к серьезным нарушениям и структуры, и функции этих тканей, что нами и наблюдалось.
Основной вывод из этой серии опытов заключается в том, что вибрация организма ин тото не отражается от поверхности тела животного, как это характерно для звука, а проникает во все органы и ткани, вызывая соответствующие нарушения их деятельности. Конечно, звуковые волны частично проникают через толщу тканей, но давление звуковой волны при этом значительно снижается, и поэтому наиболее эффективным местом действия звука являются рецепторы поверхности тела "экстероцепторы" - представители нервных центров. Поэтому становится понятным тот факт, что звук, в особенности смешанный шум, является источником головных болей, неврозов, психических расстройств. Вибрация же имеет своим адресатом действия структуры всех тканей организма, и, следовательно, патологические явления при ее действии на целый организм могут быть самые различные и в самых различных участках организма. Это определяется в значительной степени физическими характеристиками вибрации.
Влияние вибрации на зрение
Для проверки гипотезы о понижении работоспособности человека при частоте 5 гц (резонансная частота тела) проведено две серии опытов. В обеих из них стенд был неподвижным, а испытуемый подвергался воздействию вибрации в вертикальном направлении. Единицей деятельности считалось среднее время, требуемое для выполнения целого рада действий по каждому заданию. Первое из них заключалось в разборе машинописного текста, второе – в правильном размещении маркеров.
В предварительной пробе по первому заданию работоспособность при действии вибрации 4 гц снижалась сильнее, чем при 8 гц. Сравнивались работоспособность четырех испытуемых во время действия синусоидальной вибрации 2–10 гц и в статическом положении. Амплитуда ускорения сиденья составляла 0,25 g при всех частотах. Наибольшее воздействие вибрации отмечено при 3–4 гц, что приходится на более низкую частоту, чем резонансная человеческого тела. Это явление можно объяснить ограниченной скоростью движений глаз при прослеживании сравнительно большого движения объекта во время действия низкочастотной вибрации при постоянном ускорении.
В последующих экспериментах измеряли частотную реакцию прослеживающих движений глаз при фиксации неподвижной цели и действие на все тело вибрации в вертикальном направлении. Испытуемые фиксировались в жестком каркасе для сведения к нулю резонанса тела и движений головы. Фазовый угол и угловая амплитуда движения глаз в вертикальном направлении определялась с помощью скоростной киносъемки.
При вибрации частотой 3–4 гц и последующем снижении её до 2 гц динамика компенсаторных движений глаз резко снижалась. Так, при частоте 3–4 гц она составляла менее 1/3 от исходной величины. Отмечалась ограниченность скорости прослеживающих движений глаз при выявлении четкой видимости приборной доски в период воздействия вибрации. Определялось, в какой степени четкость изображения приборной доски оказывается под влиянием относительного движения, какие частоты и амплитуды смещения наиболее переносимы и возможность увеличения четкости, путем усовершенствования конструкции. Отражение циферблата на качающемся зеркале подвергалось вибрации в направлении вверх-вниз при частотах до 16 гц с различными амплитудами смещения. Точность чтения в большей степени зависела от частоты. До 2 гц можно довольно легко определять показания циферблата, но при более высокой частоте это оказывалось невозможным. В диапазоне от 2 до 4 гц в зависимости от амплитуды углового смещения четкость изображения оказывалась наиболее искаженной. Однако выше 4 гц она вновь улучшалась. Установлено, что циферблат читается легко, когда стрелка расположена по направлению движения.
Одной из главных причин понижения остроты зрения является нечеткость изображения на сетчатке в результате неспособности глаза прослеживать перемещающийся предмет. Увеличение амплитуды ускорения также понижает остроту зрения, что, вероятно, объясняется физическим дискомфортом и последующим снижением мотивации.
Итак, острота зрения особенно резко снижается при действии вибрации в полосе частот 2–5 гц. В пределах нижней границы этой полосы происходит нарушение прослеживающих движений глаз, тогда как при более высоких частотах в той же полосе относительное движение видимого объёма может быть усилено резонансом тела. При конструировании самолета необходимо свести до минимума (2–5 гц) вибрацию каркаса. Кресло должно «гасить» как можно больше остаточной вибрации, чтобы показания приборов могли читаться в динамических и статических условиях.
Приведем еще один поучительный пример, который подтверждает мысль о множественном характере явлений, вызываемых вибрацией, о многообразии патологических процессов, возникающих в результате ее действия.
Для белка - актомиозина резонансной частотой вибрации является 200 Гц. Кроме этой частоты значительный эффект вызывается и вибрацией с частотой 25 Гц; в какой бы упаковке белок ни находился - эти частоты его найдут. При действии вибрации с этой частотой белок теряет способность расщеплять АТФ, добывать энергию для работы мышц. Будем теперь, исходя из идеи, что характер патологии определяется физической характеристикой вибрации, подвергать животное вибрации с частотой именно в 25 Гц, заведомо зная, что кроме прочего белок при этом будет утрачивать АТФазную активность. Как это скажется на состоянии организма? Опыты подтвердили ожидаемые результаты. Животные, подвергавшиеся вибрации, утратили физическую силу держаться на воде, плавать. Эти данные в высшей степени поучительны. Становится понятным, почему экипажи вертолетов, трактористы, танкисты и вообще лица других профессий, казалось бы, не выполняя в процессе своей трудовой деятельности непосредственно физической работы, но подвергающиеся вибрации, ощущают невероятную физическую усталость. Теперь это явление уже экспериментально доказано.
В проведенных опытах обнаруживаются два очень важных факта. Во-первых, вибрация подавляет физическую выносливость в первые же часы своего действия, и этот эффект, по нашим данным, сохраняется в течение нескольких суток. Из этого следует очень важный практический вывод - необходимо исключать всякие физические нагрузки лицам, подвергавшимся в процессе трудовой деятельности вибрации. Во-вторых, вибрация нарушает одно из фундаментальных биологических свойств мышц - способность повышать функциональную активность посредством тренировки. После вибрации эту способность мышцы на какое-то время утрачивают. Приведенные опыты показывают также исключительное значение избирательного действия вибрации в возникновении патологических процессов. При подготовке статьи использовались материалы Ю. Каменщикова, Н. Хваткова а так же издания Human Problems of Supersonis and Hypersonic flight, 1962.
Вибрация.
Неблагоприятные воздействия вибрации на организм человека
Определение вибрации:
Вибрация - это физический фактор, действие которого определяется передачей человеку механической энергии от источника колебаний; основными характеристиками вибрации являются амплитуда смещения, скорость и ускорение.
Основные виды вибрации:
Общепринятым является деление вибраций на общие и местные.
Общая вибрация - это колебание всего тела, передающееся с рабочего места.
Локальная вибрация (местная вибрация) - это приложение колебаний только к ограниченному участку поверхности организма.
На производстве распространены оба вида вибрации: локальная - через руки (чаще всего при работе с ручными машинами), общая (по всему телу) - при положении сидя или стоя на рабочем месте (у машины и технологического оборудования). Все виды вибрации, действующие на производстве, объединяются термином «производственная вибрация».
Вибрация автомобилей, средств транспорта и самоходной техники, рабочих мест водителей имеет преимущественно низкочастотный характер, отличается высокими уровнями интенсивности в октавах 1-8 Гц. Вибрация автомобиля и автомобильной техники зависит от скорости передвижения, типа сиденья, амортизирующих систем, степени изношенности машины и покрытия дорог.
Вибрация рабочих мест технологического оборудования имеет средне- и высокочастотный характер спектров с максимумом интенсивности в октавах 20-63 Гц.
Ручные машины, особенно ударного, ударно-поворотного и ударно-вращательного действия, получили широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства (строительстве, машиностроении, авиации, лесной и горнорудной промышленности). Изучение условий труда работающих на этих машинах показало, что выполнение многообразных трудовых операций сопровождается наряду с воздействием вибрации значительным физическим напряжением. Рабочие удерживают в руках машины весом до 15 кг, прикладывая при этом дополнительные усилия нажима на рукоятку инструмента в 10-40 кг. Неудобные рабочие позы, различные усилия нажима на инструмент создают значительное статическое напряжение мышц плеча и плечевого пояса, что усугубляет неблагоприятное воздействие вибрации.
Влияние общей вибрации на организм человека:
Исследования особенностей механического эффекта общей вибрации показали следующее. Тело человека благодаря наличию мягких тканей, костей, суставов, внутренних органов представляет собой сложную колебательную систему, механическая реакция которой зависит от параметров вибрационного воздействия. При частоте менее 2 Гц тело отвечает на общую вибрацию как жесткая масса. На более высоких частотах тело реагирует как колебательная система с одной или несколькими степенями свободы, что проявляется в резонансном усилении колебаний на отдельных частотах. Для сидящего человека резонанс находится на частотах 4-6 Гц, в положении стоя обнаружены 2 резонансных пика: в 5 и 12 Гц. Собственная частота колебаний таза и спины - 5 Гц, а системы грудь-живот - 3 Гц.
При длительном воздействии общей вибрации возможны механические повреждения тканей, органов и различных систем организма (особенно при возникновении резонанса собственных колебаний тела и внешних воздействий). Вот почему механическое воздействие вибрацией часто ведет к возникновению многообразных патологических реакций у водителей грузовых машин, трактористов, летчиков и т. д.
Влияние локальной вибрации на организм человека:
При исследовании особенностей механического эффекта воздействия локальной вибрации на организм человека было установлено, что вибрация, приложенная к любому участку, генерируется по всему телу. Зона распространения при воздействии низкой частоты вибрации больше, так как поглощение колебательной энергии при ней в структурах тела меньше. При систематическом вибрационном воздействии низкочастотных колебаний в первую очередь поражаются мышцы, и тем сильнее, чем большего мышечного напряжения требует работа с инструментом.
У рабочих, длительное время использующих ручные машины, возникают, разнообразные изменения в мышцах плечевого пояса, рук и кистей. Связано это как с непосредственной травматизацией мышц, так и с нарушениями регуляции вследствие поражений ЦНС. Под влиянием локальной вибрации возникают также костно-суставные изменения, особенно в локтевых и лучезапястных суставах, в мелких суставах кистей. Костно-суставные деформации происходят из-за нарушения дисперсности тканевых коллоидов, в результате чего кость теряет способность связывать соли кальция.
Действие вибрации на нервную систему вызывает нарушение равновесия нервных процессов в сторону преобладания возбуждения, а затем - торможения. Корковые отделы головного мозга чутко реагируют на вибрацию. Особенно чувствительными к действию локальной вибрации являются отделы симпатической нервной системы, регулирующие тонус периферических сосудов.
Обследования рабочих различных профессиональных групп: обрубщиков, клепальщиков, шлифовщиков, бурильщиков - позволили установить, что спазм капилляров чаще бывает при вибрациях с частотой свыше 35 Гц, а при меньших частотах у капилляров обычно наступает атоническое состояние. У больных, подвергавшихся воздействию локальной вибрации, в первую очередь наблюдаются изменения на реограммах пальцев и кисти, а вследствие общего воздействия вибрации - на реограммах стоп и на реоэнцефалограммах. У многих больных наблюдали изменения ЭКГ, частоты пульса, артериального давления, показателей мозгового кровообращения.
Действие вибрации на вестибулярный аппарат приводит к возникновению разнообразных вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций. Воздействие на зрение, особенно на резонансных частотах 20-40 и 60-90 Гц, увеличивает амплитуду колебаний глазного яблока и ухудшает остроту зрения, снижает цветовую чувствительность, суживает границы поля зрения.
Вибрационная болезнь:
Некоторые клиницисты выделяют самостоятельную нозологическую форму - вибрационную болезнь - и находят у нее 4 стадии:
1) начальная стадия вибрационной болезни, она протекает без выраженных симптомов. Нерезко выраженные боли и парастезии в руках возникают периодически. При объективном осмотре обнаруживается сниженная чувствительность кончиков пальцев;
2) умеренно выраженная стадия вибрационной болезни, при ней чувство онемения приобретает большую стойкость, снижение чувствительности распространяется на все пальцы и даже на предплечья, выражен гипергидроз и цианоз кистей рук;
3) выраженная стадия вибрационной болезни, когда значительно белеют пальцы рук, кисти обычно холодные и влажные, пальцы отечные, снижается чувствительность кистей, сильнее выражены изменения в мышцах;
4) стадия генерализованных расстройств; она встречается редко и лишь у рабочих с большим стажем. Сосудистые расстройства распространяются не только на руки, но и ноги, спазмы могут захватывать сердечные и мозговые сосуды. Эта стадия вибрационной болезни относится к малообратимым состояниям с заметным снижением работоспособности.
7 основных синдромов вибрационной болезни:
1) ангиодистонический синдром: отражает начальную фазу вибрационной болезни;
2) ангиоспастический синдром: наблюдается преимущественно при воздействиях вибраций высокой частоты и имеющий тенденцию к генерализации при выраженном заболевании;
3) синдром вегетативного полиневрита с преимущественной локализацией на руках: обычно возникает вследствие низкочастотной вибрации, может сопровождаться болевыми симптомами;
4) синдром вегетомиофасцита: выявляется при воздействии низкочастотной вибрации, характеризуется наличием дистрофических изменений в мышцах;
5) синдром поражения периферических нервов и мышц (невриты, плекситы, шейный радикулит): широко распространен, особенно при низкочастотной вибрации;
6) синдром вестибулопатии;
7) диэнцефальный синдром.
Влияние вибрации на женский организм:
Длительное воздействие вибрации на организм женщин способствует возникновению существенных сдвигов со стороны женской половой сферы. Нарушение менструальной функции было отмечено у трактористок, водителей автобусов и трамваев, проводниц железнодорожного транспорта. Вибрационное воздействие создает опасность недонашивания беременности, увеличения числа самопроизвольных выкидышей. Под влиянием низкочастотной вибрации у женщин развиваются выраженные изменения кровообращения органов малого таза с развитием застойных явлений.
Защита от производственной вибрации:
Основным путем борьбы с вредным влиянием производственной вибрации следует считать конструирование более совершенного оборудования с дистанционным управлением, замену ударных и вращательных процессов другими технологическими операциями (например, клепка может заменяться сваркой). В горнорудной промышленности на смену ручным отбойным молоткам и перфораторам должны прийти машины с дистанционным управлением (угольные комбайны, перфораторы на колонках и т. д.). У бетонщиков также возможно формование бетонной смеси без ручного труда. Защита водителя от вредного воздействия вибрации может быть достигнута путем совершенствования амортизации рабочего места (сиденья).
Обеспечение защиты от вибрации оператора ручных машин является сложной комплексной проблемой. Прежде всего необходимо добиваться снижения виброактивности в источнике за счет тщательной балансировки движущихся частей, совершенствования формы силовой диаграммы у машин ударного действия, оптимизации структуры ударной мощности и т. д. Важно произвести виброизоляцию рукояток и других мест контакта машины с руками оператора, оптимизацию рабочих параметров машин с целью уменьшения резонансных состояний, уменьшение теплопроводности места контакта с виброисточником. Среди средств индивидуальной защиты наибольшее распространение получили виброгасящие рукавицы с ладонной накладкой из эластичного материала, виброгасящая обувь с упругой подошвой или стелькой.
Медицинская профилактика неблагоприятного воздействия вибрации на организм человека:
Медицинская профилактика вибрационной болезни, а также общего неблагоприятного воздействия вибрации на здоровье человека заключается в недопущении к работам людей с синдромом Рейно, заболеваниями центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, половой сферы.
С целью профилактики вибрационной болезни, а также сохранения высокой работоспособности человека рекомендуются водные процедуры, массаж, производственная гимнастика, ультрафиолетовое облучение, витаминизация. При выявлении начальных признаков заболевания рекомендуется амбулаторное и санаторно-курортное лечение. При своевременном лечении и рациональном трудоустройстве прогноз вибрационной болезни благоприятен.
Низкочастотная вибрация (НЧВ)
Низкочастотной называют вибрацию турбоагрегата с частотой, близкой к половине рабочей частоты. Она возникает при потере устойчивости вращения вала. Случайно появившееся отклонение вала от состояния устойчивого вращения вызывает появление сил, которые поддерживают эти отклонения и даже усиливают их. Такой вид колебаний называют автоколебаниями . Жесткие роторы практически не подвержены НЧВ. Практически все гибкие роторы имеют первую критическую частоту, примерно равную половине рабочей частоты вращения ротора. Одной из особенностей автоколебаний является их гистерезисный характер, когда формируется пороговое значение мощности турбоагрегата, выше которого из-за повышенной вибрации не удается поднять его нагрузку. По источникам низкочастотную вибрацию делят на масляную и паровую.
Масляная вибрация . Она возникает при потере устойчивости вращения вала на масляной пленке подшипников. Процесс возникновения автоколебаний в масляном слое подшипника комментируется схемой, показанной на рис. 22.11.
Рис. 22.11. Схема возникновения масляной вибрации
Пусть невесомая шейка вала, на которую не действуют никакие силы, вращается в расточке подшипника. В этом случае центр шейки О 1 будет совпадать с центром расточки О и вибрации не будет. Пусть в какой-то момент времени шейка сместится вертикально вниз на расстояние е под действием случайной силы, после чего последняя исчезает. Рассмотрим расходы масла через сечения А-В и С-D в момент смещения шейки вала вниз. Масло, увлекаемое шейкой, в точках В и С имеет скорость wr ш , где r ш – радиус шейки вала. Треугольные эпюры изображают объемные расходы масла через зазор. Количество масла на единицу ширины зазора при входе через сечение А-В равно 0,5(D+е)wr ш , а через сечение C-D выходит количество масла 0,5(D-е)wr ш . Тогда разность объемных сходов еwr ш должна остаться в зазоре слева от линий АВ и CD . Но, так как масло несжимаемая жидкость, то в этой области формируется повышенное давление, которое стремится сдвинуть шейку вала вправо.
Таким образом, из-за появления случайной силы шейка вала не только смещается вниз, но и формируется другая сила С , действующая перпендикулярно смещению. Под действием этой силы шейка вала сдвинется вправо, а точнее, повернется вокруг точки О с некоторой угловой скоростью W, отличной от частоты вращения w . Но при сдвиге шейки вправо уменьшится правый боковой зазор и появится сила, действующая вертикально вверх, которая будет уменьшать верхний зазор и т.д. В итоге процесс формирования силы С создает ее прецессию вокруг центра расточки. Эту силу называют циркуляционной . Очевидно, что перемещение данной силы совпадает с направлением скорости ее прецессионного движения. Поэтому, как и в случае резонанса, создаются условия для роста самоподдерживающейся прецессии, т.е. вибрации. Скорость прецессии W=0,5w , т.е. масляные циркуляционные силы вызывают прецессию с частотой, равной половине рабочей частоты вращения. Данную вибрацию невозможно ликвидировать более тщательной балансировкой. Возникновение интенсивной НЧВ зависит от сочетания упругих и демпфирующих свойств в конкретном подшипнике и при конкретных условиях работы. Чем ниже температура масла, тем больше его вязкость, больше всплытие шейки и тем вероятнее НЧВ. Неравномерный характер распределения радиальной нагрузки по подшипникам также является источником НЧВ для наиболее разгруженного подшипника. При парциальном подводе водяного пара (рис. 22.12) проекции окружной силы R u , формирующейся в регулирующей ступени ЦВД турбины, изменяются по мере открытия клапанов (РК №№1, 2, 3 и 4).
Рис. 22.12. Появление разгружающей силы на шейке вала при парциальном подводе пара:
а - при неправильном порядке открытия РК; б - при правильном открытии РК
При определенном порядке открытия клапанов могут возникать составляющие R 1 и R 2 силы R u , разгружающие передний подшипник турбины (рис. 22.12,а). Это свойство проверяется при развороте турбины с полностью открытыми регулирующими клапанами посредством главной паровой задвижки (ГПЗ) и ее байпаса. При выборе порядка открытия клапанов следует обеспечивать первоначальное открытие тех, которые способствуют дополнительному вертикальному нагружению подшипника (рис. 22.12,б), а также появлению поперечной силы, направленной в сторону вращения ротора (положительного угла нагрузки).
Радикальным способом борьбы с НЧВ является применение подшипников с овальной расточкой вкладышей (см. рис.21.10,г) и самоустанавливающихся сегментных подшипников (см. рис.21.12), в которых циркуляционных сил, вызывающих прецессию вала, не возникает. Они снимают проблему масляной вибрации, но не вибрации вообще.
Паровая НЧВ . Этот вид низкочастотной вибрации роторавозникает из-за появления в проточной части турбины и в ее уплотнениях циркуляционных сил газодинамической природы. Из них венцовые циркуляционные силы формируются на венце рабочих лопаток из-за неравномерной по окружности надбандажной утечки водяного пара из-за разного радиального зазора (рис.22.13).
Рис. 22.13. Схема формирования венцовой циркуляционной силы в турбинной ступени
Природа формирования паровой НЧВ следующая.Допустим, что при случайном отклонении оси ротора, например, вниз, радиальный зазор в надбандажном уплотнении в его нижней части уменьшится, а в верхней - увеличится (d rв >d rн). В результате такого смещения ротора утечка над верхней частью рабочего колеса станет больше на DG у. Поэтому в верхней части турбинной ступени (в ее рабочей решетке – венце) будет формироваться окружное усилие R u меньше по значению, чем в нижней половине венца. Действие этих двух противоположно направленных сил вызывает появление неуравновешенной силы С в , приложенной к центру вала и действующей перпендикулярно вектору смещения r . Эту силу называют венцовой и она создает условия для возбуждения интенсивных колебаний. Такая же сила возникает при появлении в диафрагменном уплотнении неравномерной по окружности утечки. Частота циркуляционной силы равна примерно половине рабочей частоте вращения ротора.
Венцовые силы возбуждают колебания роторов ЦВД преимущественно турбин со сверхкритическим давлением водяного пара на входе (турбин СКД). Эффективным способом борьбы с такими силами является использование виброустойчивых уплотнений в турбинной ступени (с увеличенными радиальными и уменьшенными осевыми зазорами в них). Часто в процессе наладки или эксплуатации турбины происходит постепенное самопроизвольное уменьшение уровня НЧВ вследствие износа радиальных уплотнений из-за задеваний при повышенной вибрации. Для турбин СКД в формировании НЧВ существенную роль играют «бандажные» силы, формирующиеся при нарушении симметрии эпюры скоростей в зазорах. Такая же природа возникновения сил третьей группы – «лабиринтовых » сил, возникающих в каналах промежуточных и концевых уплотнений.