Загадка сфинкса. Загадка сфинкса никогда не будет разгадана

Тайны Сфинкса (видео)

Самая грандиозная скульптура из всех что когда-либо создавал человек находится в Египте. Это Сфинкс – лев с человеческой головой. Размеры Сфинкса: 72 м в длину, 11,5 м в плечах и достигает 20 м в высоту. На протяжении многих веков он возлежит на высоком пьедестале перед пирамидой Хефрена, обращая свой задумчивый взор на восток вдоль 30-й параллели.

В XIII столетии Абдул Латиф, врач, философ, путешественник, писал: «Его лицо (Сфинкса) прекрасно, а рот несет печать изящества». Огромная статуя вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато в Гизе. На его лице застыла загадочная полуулыбка. По какой причине древние скульпторы выбрали именно это место? Откуда взялся образ, высеченный из скалы, и самая главная загадка – какую тайну хранит Сфинкс?

Одна из главных тайн – таинственное молчание, окружающее Сфинкса. В древних папирусах упоминаются строители пирамид, и даже приведены сведения о количестве лука и чеснока, съеденного рабами при их постройке, но не найдено ни одного упоминания о Сфинксе. Лишь через 400 лет после Хефрена вдруг становятся известными иерографические тексты, в которых великого Сфинкса называют «шепес анх», что в переводе означает живой образ. К сожалению, логического объяснения этому феномену наука так и не нашла.

Немного позднее жители Египта начали отождествлять Сфинкса с богом Хармахисом. Тогда же появилась легенда, в которой рассказывается, что огромный хищник никогда не спит, охраняя покой пирамид. Ночью он может видеть лучше, чем днем, потому как в этом ему помогает сам Космос.

В другом древнем мифе говорится о том, что Сфинкс должен следить за восходом солнца, вращением планет и Сириусом. В обмен на это ему надо приносить жертву. В эпоху Нового царства, приблизительно в 1500 году до н. э., постепенно начинает зарождаться абсолютно новый культ Сфинкса. Фигуры льва с головой человека стали производить массово, но гораздо меньших размеров. Появляется целая аллея сфинксов.

К этим временам относится и появление в греческих сказаниях, сказках и легендах упоминаний о льве с головой мужчины, который бродил по дорогам недалеко от Парнаса и съедал всех, кого встречал на своем пути. Если жертв было мало, он подходил к городским воротам и громогласным рыком требовал новой дани. Со временем он начал ассоциироваться и с другими легендарными чудовищами: лернейской гидрой, цербером. Хотя позже Сфинкс превратился в крылатое чудовище с головой женщины и назывался Сфинга.

Она жила неподалеку от Фив и убивала всякого, кто не смог отгадать ее загадку: кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? (Человек в младенчестве, зрелом возрасте и старости). Победить ее смог только Эдип. Он отгадал загадку и стал царем Фив, как предсказывали олимпийские боги. С досады Сфинга бросилась со скалы и разбилась. Таким предстается Сфинкс в легендах и мифах.

Если обратиться к запискам Геродота о Египте 445 года до н. э., то мы не найдем в них ни одного слова о Сфинксе. До Геродота в Египте побывал Гекатей Мелецкий, а после него Гекатей Абдерский, а также знаменитый географ, историк и путешественник Страбон. Но и они не заметили статую Сфинкса. Хотя в древнегреческих мифах тез времен этот образ уже существовал. По какой причине о такой огромной статуе не упоминает ни один из путешественников? Ответ на этот вопрос можно найти в труде римского натуралиста Плиния-старшего «Естественная история».


В одной из глав он рассказывает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. Можно сделать вывод: ни Геродот, ни Страбон, ни другие путешественники не видели Сфинкса из-за толстого слоя песка. Эту же версию подтверждают и старые мифы, распространенные вначале среди египтян, а позднее – среди арабов. В них говорится о том, что Сфинкс – это живое существо, полубог, следящий за порядком.

Когда ему что-либо не нравится в поведении людей (раздоры, войны), он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок. Вышесказанное подтверждают современные исследования ученых. Огромная статуя временами в действительности покрывается песком выше головы и в наше время.

В конце XX столетия была обнаружена стела, текст которой составлялся в XV столетии до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. Для того чтобы пророчество сбылось, скульптуру откапывали почти целый год.

На основании этих фактов и явлений ученые сделали вывод, что Сфинкс был возведен намного ранее, чем это предполагалось раньше. О времени создания статуи существуют разные точки зрения. Египтологи по сей день так и не пришли к единому мнению. Елена Блаватская и Рерихи считают, что Сфинкс был создан атлантами 200 000 лет тому назад. Хорхе А. Ливрага, один из известных философов, считает, что потомки атлантов воздвигли Великую пирамиду, а через тысячелетие – Большого Сфинкса. Поданным Н. Н. Сыченова «Сфинкса начали строить 42,2 тысячи лет до н. э. и закончили через 1200 лет».

Американский утверждал, что «пирамиды Хеопса и Сфинкс были построены между 10 490 и 10 390 годами до н. э». Многие ученые полагают, что водная эрозия, разрушившая известняковое основание Сфинкса, может быть точным указанием на дату создания этой гигантской скульптуры. Роберт Шох – профессор геологии Бостонского университета считает, что время создания Сфинкса лежит между 7 000 и 5 000 лет до н. э., потому что как раз в этот период над Египтом шли проливные дожди, которые могли вызвать эрозию. Джон Уэст выдвигает версию, что основная эрозия произошла в более ранний, дождливый период до 10 тысячелетия до н. э.

Некоторые ученые пытаются рассчитать время строительства Сфинкса по Библии, полагая, что эрозия могла быть вызвана потопом. Основываясь на описании погоды, которая стояла в Египте (сон фараона, разгаданный Иосифом), можно сделать предположение, что Сфинкс был построен около 2 820–2 620 лет до н. э. Эта версия подтверждается в арабской легенде, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян от . А Сфинкс был сооружен для того, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Именно потому взгляд Сфинкса всегда насторожен, а его третий глаз направлен в Космос.

Другие ученые отделяют время создания Сфинкса от времени строительства комплекса пирамид. Но против этого свидетельствуют древние и весьма устойчивые предания у разных народов: халдеев, греков, римлян, арабов. В этих легендах говорится, что под землей был устроен тайник и прорыт туннель, по которому жрецы проходили от Великой пирамиды к Сфинксу.

Остается загадкой, чье же лицо послужило моделью для создания Сфинкса. В научных кругах распространена версия о том, что Сфинкс – это изображение фараона Хефрена (Хафры), но в наши дни выдвигается ряд гипотез, подчас противоречащих друг другу. Профессор М. Ленер полагает, что «в компьютерной модели лицо Хефрена идеально „садится“ на голову Сфинкса». Но тогда непонятным остается факт: по какой причине новая голова также имеет следы водной эрозии? М. Ленер сделал еще одно наблюдение: существует небольшое несоответствие между осью головы Сфинкса и чертами его лица. Голова направлена строго на восток, а черты лица несколько смещены к северу. К тому же голова статуи непропорционально мала по отношению к его телу.

М. Хоуп выдвинул версию, что Хефрен заменил оригинальную голову льва изображением собственного облика, и тогда время создания Сфинкса может быть отнесено к периоду между 7–5 тысячелетиями до н. э.

Гипотеза М. Ленера постоянно поддавалась критике. Поэтому в 1993 году в Египет был вызван лейтенант Френк Доминго, ведущий специалист из департамента Нью-Йорка, больше 20 лет занимавшийся составлением фотороботов подозреваемых лиц. Проведя тщательные исследования, Доминго высказал мнение о том, что Сфинкс – не Хафра. Возникает вопрос: почему М. Ленер и другие современные ученые связывают Сфинкса с Хафрой, настаивая на том, что их датировка временем IV династии Древнего Царства единственно правильная?

Одна из причин этого – слог, высеченный на гранитной стеле, располагающейся между передними лапами скульптуры. В 13-й строке этой надписи имеется слог Хаф. Один из ведущих английских филологов Томас Янг, специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, предпринял попытку самостоятельно восстановить утраченную часть слова, предположив, что Хаф – это имя Хафра, и выдвинул версию о том, что Хафра и был создателем Сфинкса. Другой американский египтолог Джеймс Генри Брэстед в 1905 году сказал, что гипотеза Янга неправильная. Он по-другому истолковал эту надпись, объясняя, что Хафра не был создателем Сфинкса. Он только обновлял и расчищал его от песков. Эту же гипотезу поддерживает Гастон Масперо, директор отдела древностей Корейского музея.

Некоторые исследователи полагают, что Сфинкс – это изображение Имхотепа, который являлся основателем египетских династий и был великим зодчим, ученым, архитектором. Имхотеп родился в 2902 году до н. э. в эпоху Тельца. Знания этого человека были безграничными. Благодаря мудрости, глубоким познаниям в астрономии, философии, врачевании он стал главным жрецом Гелиополя и всего Египта, религиозным учителем.

Авторитет его был настолько велик, что его обожествляли, считая сыном бога Птаха, и поклонялись ему вплоть до эпохи Птолемея (II век н. э.). В имени Имхотеп имеется частица «хотеп», что в переводе с древнегреческого обозначает «жертвенный алтарь» и напрямую связано с сущностью функции мессии. Суть жертвы Имхотепа заключалась в том, что в комплекс пирамид в Гизе и в Сфинкса он вложил высшие знания, которые на протяжении многих столетий остаются непонятными и недоступными людям.

Долгое время Сфинкс был полностью занесен песком так, что на поверхности оставалась только его голова. Статуя столетиями претерпевала «увечья» от невежественных потомков. В XIV столетии его лицо изуродовал набожный шейх, таким образом он пытался исполнить завет Мухаммеда, который запрещал изображать лицо обожествляемого человека. Один из правителей Египта приказал отбить ему нос. Мамелюки стреляли по лицу Сфинкса из пушек, а наполеоновские солдаты упражнялись в стрельбе, выбрав мишенью глаза Сфинкса. Первоначально на голове статуи размещался царский урий, который имел вид приподнявшейся на лбу кобры. Праздничный плат, спускавшийся на плечи, отбит. От бороды Сфинкса остался жалкий обломок.

Среди загадок Сфинкса есть еще одна – это его удивительное расположение по отношению к линии горизонта. Анатолий Черняев в своей книге «Большой Сфинкс: знак беды» говорит о том, что гигантская статуя была высечена из скалы 12 500 лет тому назад во времена, когда еще существовала Атлантида. Тогда осуществлялся переход точки весеннего равноденствия из созвездия Девы в созвездие Льва. Эту гипотезу в своей книге «Тайна Сфинкса» подтвердили Р. Бьювэл и Г. Хэнкок. Их предположение ошибочно в силу того, что согласно этой теории у Сфинкса должно быть женское лицо.

Есть и другая версия, которая подтверждается рядом исследований. У Сфинкса тело Тельца, лапы Льва, потому ученые соотносят время его строительства с эпохой Тельца. Она взаимосвязана с созвездием Льва (летнее солнцестояние). Лицо Сфинкса связано с созвездием Водолея — символ человека, и обозначает зимнее солнцестояние, созвездие Тельца (весеннее равноденствие), созвездие Скорпиона-Орла (осеннее равноденствие).

Нужно отметить тот факт, что расположение великого Сфинкса выбрано не случайно. Он установлен в точности по оси восток-запад некрополя Гизы, и взгляд его направлен на восток. Сама гигантская статуя – это идеальный указатель равноденствия. Глаза ее направлены точно в то место, откуда восходит солнце в день весеннего равноденствия. Сам Сфинкс является частью древнего астрономического плана звездного неба, в который входили и пирамиды. Неоспорим тот факт, что Великую пирамиду проектировали и строили великие астрономы: она располагается точно на 1/3 от экватора до полюса.

С помощью компьютера была создана имитация неба над Гизой, которое соответствует 10 500 году до н. э. На горизонте, на высоте 9° 20, можно увидеть три звезды пояса Ориона, расположенные точь-в-точь как пирамиды Гизы на земле. А на восточной стороне неба появляется огромная статуя льва, копия которой находится на земле. Земным двойником горизонта неба служит горизонт Гизы, а великий Сфинкс находится буквально в пределах этого горизонта. Согласно древней легенде, описанной в «Книге мертвых», на плато спрятан великий секрет Осириса, который старался разгадать его сын, царь Гор: «вот нечто запечатанное, которое находится во мраке, помещенное в Ростау (пояс Ориона в небе). Рядом – огонь, внутри – эманация Осириса. Оно скрыто здесь с тех пор, как было им выделено и пало на песок пустыни…».

Если внимательно рассмотреть смоделированную карту неба на 10 500 год до н. э. в момент весеннего равноденствия, то сама его точка находилась примерно на 12° ниже лап созвездия Льва. Спроектировав это место на землю, его можно обнаружить как раз под лапами Сфинкса. Если правильно судить об этой информации, то именно там находится нечто важное, что пока еще скрытое от человека.

В начале 90-х годов XX столетия геологи, которые работали вокруг великого Сфинкса, обнаружили прямо под его лапами большую прямоугольную полость – туннель, существование которого предсказал американский ясновидящий Эдгар Кейси. Он говорил о том, что около 10 500 года до н. э. было создано огромное подземное хранилище, в котором собрана библиотека, вместившая мудрость атлантов, и имеется камера или проход от правой лапы Сфинкса ко входу в зал записей. Доктор Джон Керизель полагает, что Великую пирамиду и Сфинкса связывает туннель, который является дорогой к счастью. Это путь, идя по которому царь Гор мог увидеть астральную форму своего отца, т. е. Орион.

В «Текстах Пирамид» описан ритуал совокупления Осириса-Ориона и Исиды (Сириуса). Этот текст подкрепляет гипотезу о том, что камера Царицы в Великой пирамиде могла использоваться для ритуала символического совокупления с участием царя Гора (жреца), с одной стороны, и астральной формы богини Исиды, с другой. А в небе этот ритуал выражался в их соединении через южную шахту камеры, которая была нацелена на место прохождения Сириуса через меридиан. Не случайно в этот момент, по преданию, открывалась Великая дверь неба. В этот период на земле наставало время разлива Нила, которое несло жизнь жителям Древнего Египта.

Каждое утро солнце встает над Гизой, и уже многие столетия первым его встречает Сфинкс, пристально всматриваясь в линию горизонта. Дни превращаются в года и века, но одно неизменно – пирамиды и Сфинкс хранят код знаний о происхождении земной цивилизации. То, что было написано в глубокой древности, бережно сохранено предыдущими поколениями. Земля Египта проникнута тайной, которую преданно хранит Сфинкс.

Загадочное существо с львиным телом не имеет приписки к конкретной культуре и определенного пола. Самый знаменитый египетский сфинкс, стерегущий Гизы, – мужского пола.

В египетской мифологии головы сфинксов были не только человеческими. Сфинксы с головой сокола были посвящены богу Гору, а сфинксы с головой барана – солнечному божеству Амону. Встречаются даже сфинксы с головой крокодила, очевидно прославлявшие Себека, бога Нила. Все египетские сфинксы изображены на стенах храмов либо охраняют гробницы, места для людей священные. Можно сделать вывод, что египетский сфинкс мужского пола был положительной фигурой, защитником и стражем таинственного мира богов. Иероглиф, которым обозначали сфинкса, означал также «хозяин», «правитель».

Современник египетского сфинкса – чудовище из шумерской легенды, которого верховная богиня Тиамат рождает для отмщения своего супруга. Здесь сфинкс – воплощение злобы, гнева и ужаса.

Образ сфинкса, перекочевавший из Египта в Грецию, претерпел существенные изменения. Во-первых, он сменил пол и вместо венца фараона приобрел обнаженную женскую . Во-вторых, у него выросли крылья. Именно такой сфинкс получил широкое распространение в мировой культуре наряду с хозяином из Египта. Даже само слово «сфинкс» происходит от греческих «сфинктер» - сжимать, «сфинга» - душительница. По легенде, греческий сфинкс был дочерью древних чудовищ Тифона и Ехидны, порождением бездны и хаоса.

Загадка для будущего царя Эдипа

Широко образ сфинкса как существа, говорящего загадками, тоже пришел из Греции. Гера, верховная богиня Олимпа, решила наказать фиванского царя Лая за совершенные им преступления и отправила к воротам Фив сфинкса. Тот, устроившись на придорожном камне, стал задавать путникам загадку, которую ему подсказали музы. За неверный следовало наказание – смерть.

Постепенно дорога к городу обезлюдела, никто не хотел рисковать своей жизнью, отгадывая хитроумную загадку сфинкса. Только Эдип во время своего рокового в Фивы смог разгадать загадку, которая звучала так: «Какое существо утром ходит на четырех лапах, днем – на двух, а – на трех?». Эдип ответил, что это – ребенком он ползает на четвереньках, вырастая, ходит на ногах, а к старости опирается на трость. Побежденный сфинкс бросился в пропасть с Фикейской горы.

Других загадок сфинкса легенды не сохранили. Некоторые философы, изучая древние мифы, высказывали предположение, что сфинкс загадывал каждому человеку предназначенную только ему загадку. Загадка про человека намекала на печальную судьбу Эдипа, который в неведении убил своего отца и женился на собственной .

Источники:

  • Почему Сфинкс загадывает Гарри загадку?

С древних времен из поколения в поколение передавался греческий миф о чудовищном Сфинксе, который забавлялся тем, что задавал путникам загадки. Тех, кто не мог ответить правильно, Сфинкс убивал. И лишь один человек сумел разгадать сложную загадку Сфинкса. Судьба этого человека, царя Эдипа, была поистине трагической.

Предсказание оракула

Легенда гласит, что оракул предсказал царю Лаю, правившему в Фивах, что он будет убит своим собственным сыном. Когда у царя родился сын, Лай решил убить его, чтобы таким образом избежать страшной участи. Но ребенка, которому было уготовано стать растерзанным дикими зверями, усыновили коринфский царь Полиб и его жена. Мальчика они Эдипом и воспитали как собственного сына.

Будучи юношей, Эдип отправился в Дельфы, чтобы узнать у свою судьбу. И ему было предсказано, что он лишит жизни своего отца и женится на собственной матери. Детей, которые от этого брака, проклянут боги.

Эдип с ужасом выслушал оракула и принял решение не возвращаться в Коринф, чтобы не встречаться с родителями.

Эдип отправился искать счастья в других странах. По дороге в Фивы юноше повстречалась колесница, в которой находился какой-то знатный старец, сопровождаемый слугами. Разгневанный старик, которому Эдип не пожелал уступать дорогу, ударил юношу скипетром. Разъярившись, Эдип убил старца ударом дорожного посоха, после чего, движимый гневом, перебил сопровождавших старика слуг. Впоследствии выяснилось, что в той дорожной ссоре Эдип лишил жизни своего настоящего отца – царя Лая.

Эдип и Сфинкс

Подойдя к Фивам, Эдип застал его жителей унылыми и подавленными. Выяснилось, что возле городских ворот поселилось чудовище – Сфинкс, постоянно требовавший жертв. Сфинкс имел туловище льва, голову и крылья орла. Путников, проходивших мимо, чудовище заставляло разгадывать одну и ту же загадку. Но отгадать ее не мог никто. И тогда Сфинкс разрывал несчастных неудачников железными когтями.

Загадка Сфинкса звучала так: «Какое живое существо ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех?». Эдип, которому Сфинкс задал этот вопрос, ответил, что речь идет о человеке. На заре жизни человек ползает на четвереньках, в зрелом возрасте он ходит на ногах, а с наступлением старости опирается на посох.

Услышав этот правильный ответ, Сфинкс в отчаянии бросился в пропасть, где и погиб, разбившись насмерть.

Трагедия Эдипа

Эдипа, победившего Сфинкса, встретили в Фивах с почестями и даже отдали ему в жены ставшую вдовой царицу, супругу погибшего Лая. Два десятилетия Эдип счастливо царствовал в Фивах. Но затем в городе вспыхнула эпидемия, унесшая множество жизней. Оракул в Дельфах, к которому обратились горожане, ответил, что город их проклят. Чтобы снять проклятие, нужно прогнать того, кто убил царя Лая.

Эдип внял совету оракула и проклял неизвестного прежнего царя, приговорив его заочно к изгнанию и поклявшись отыскать во что бы то ни стало. Велико было изумление Эдипа, когда вскоре мудрый слепой старец назвал его тем самым убийцей, которого искал Эдип.

Царя охватил ужас. Все, что ранее было ему предсказано, сбылось. Он действительно убил собственного отца и на матери. Узнав правду, фиванская в отчаянии покончила с собой. Эдип же, совсем обезумев от горя, собственноручно выколол себе глаза, чтобы не видеть ни родной город, ни своих детей. Став слепым и дряхлым, Эдип ушел в изгнание.

Видео по теме

Мифическое существо с головой человека и телом льва было популярной фигурой египетских и греческих мифов. И в той, и в другой культуре это существо, в той или иной мере, служило «охранником», преграждающим человеку путь к неким тайнам и сокровищам, допускающим к ним лишь избранных.

Греческий сфинкс

В Греции сфинкс был не только существом женского рода, но и именем собственным. Сфинкс в – дочь Тифона и Ехидны или же пса Орфа, брата многоглавого Цербера, и Химеры. У этого были не только голова женщины и тело львицы, но и крылья орла и змея вместо хвоста. Греческий Сфинкс – изначально божество разрушения и невезения, позже – хранительница входа в стоглавые Фивы. Каждому путнику задавала она загадку и никто не мог ответить на нее. Каждого, кто давал неправильный , Сфинкс душила, а затем пожирала.

Долгое время знаменитую «загадку Сфинкса» выдумывал каждый на свой вкус, но потом появились две канонические версии. Первая , что Сфинкс спрашивала о том, кто ходит с утра на четырех, днем на двух, а вечером на трех и ответ на эту загадку человек, ползающий в младенчестве, самостоятельно передвигающийся на двух ногах в зрелом возрасте и опирающийся на палку к старости. Вторая, менее распространенная, версия состоит в том, что Сфинкс задавала загадку о двух сестрах, каждая из которых порождает другую, имея в виду ночь и день. Загадку Сфинкса будущий царь города - Эдип, но путь, который открыло ему чудовище, не привел его к счастью – именно по дороге в Фивы Эдип убил, сам того не зная, отца, а затем, придя в , также непредумышленно, женился на , чем навлек на Фивы страшное проклятье. Когда причина гнева богов раскрылась и Эдип узнал, что он натворил, несчастный ослепил себя и отправился в изгнание.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, она бросилась с высокой скалы и разбилась насмерть.

Египетский сфинкс

В отличие от греческого, египетский сфинкс не имеет собственной истории и пола. Более того, по сравнению с греческой версией его можно даже назвать доброжелательным, но никак не добродушным. Изображения человека с телом льва египтяне ставили у «служебных» входов в храмы и около гробницы, сфинкс должен был пропускать служителей культа и сурово карать любого, кто покусится на сокровища или тайные знания. Позже фигурами сфинксов стали украшать лестницы и входы в дворцовые покои, в этом случае на чудовище возлагали функции «охранника» при царственной особе.
Самый знаменитый египетский сфинкс – Великий Сфинкс – гигантская скульптура из мягкого известняка в Гизе. Под защитой этого сфинкса целых три пирамиды – Хеопса, Херфена и Микерина.

Сфинкс в европейской культуре

Египетский сфинкс, как хранитель тайных знаний, стал одним из символов масонов. Загадка же греческого Сфинкса послужила сюжетом множества литературных произведений. Интерес к сфинксам в 16 веке привел к возникновению «французского сфинкса» - натуралистически выполненных скульптур с телом львицы и головой прекрасной женщины. В таком виде сфинксы просуществовали вплоть до 19 века, когда на волне неоклассических веяний, в «вернулись» греческие и египетские сфинксы.

«Цель создания сфинкса становится сегодня немного яснее. Атланты Египта построили его как грандиозное изваяние, величайшую памятную статую и посвятили ее своему светлому богу - Солнцу.» - Поль Брайтон.

«Груда булыжников, оставленная строителями Великих пирамид во время добычи камней, превратилась во времена Хефрена (Хеопса) в огромного лежащего льва с головой человека.» - И. Э. С. Эдвардс.

Эти отрывки иллюстрируют полярные мнения о Великом сфинксе: от мистического восприятия до холодного прагматизма. Статую, веками находившуюся в песке, всегда окутывал ореол таинственности, порождая спекуляции относительно возраста сфинкса, цели и способа его создания, существования внутри скрытых камер, а также о пророческом даре статуи и ее связи с не менее таинственными пирамидами.

Преимущественно подобные теории выдвигали отчаявшиеся египтологи и археологи, тщетно пытавшиеся в одиночку раскрыть секреты сфинкса. Вероятно, национальный символ древнего и современного Египта, стоящий, как часовой, на плато в Гизе, во все времена играл одну и ту же роль: век от века будоражил воображение поэтов, ученых, мистиков, путешественников и туристов. В сфинксе Гизы заключена вся сущность Египта.

Обращенная лицом к восходящему солнцу скульптура Великого сфинкса расположена на плато Гизы в 6 милях на запад от Каира на западном берегу Нила. Правительство Египта считает его воплощением бога Солнца, которого египтяне называют Хор-Эм-Ахет (Гор на небосклоне). Сфинкс занимает часть территории некрополя в древнем Мемфисе - резиденции фараонов, где расположены три крупнейшие египетские пирамиды - Великая пирамида Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Памятник является самой большой из сохранившихся скульптур древнего мира - 241 фут в длину и 65 футов в высоту в наивысшей точке.

Часть урейа (священной змеи, защищающей от злых сил), его нос и ритуальная борода со временем разрушились. Борода сейчас хранится в Британском музее. Удлиненный элемент на лбу сфинкса является фрагментом царского головного убора. Хотя голова сфинкса тысячелетиями подвергалась губительному влиянию эрозии, следы краски, которой она была изначально покрыта, еще можно рассмотреть возле уха статуи. Считается, что когда-то лицо сфинкса было выкрашено в бордовый цвет. В небольшом храме, расположенном между его лапами, хранится дюжина расписанных стел, установленных в честь бога Солнца.

Сфинкс сильно пострадал от разрушительного воздействия времени, деятельности людей и загрязнения окружающей среды в наше время. По сути, от полного разрушения его спасло долгое пребывание в песках. За многовековую историю памятника было предпринято немало попыток реконструировать статую. Начались они еще в 1400 г. до н. э., во времена правления фараона Тутмоса IV.

Как-то после охоты фараон задремал в тени сфинкса, и ему приснилось, что огромный зверь задыхается от поглощающего статую песка. Во сне сфинкс поведал фараону, что если тот вытащит зверя и очистит его от песка, то получит корону Верхнего и Нижнего Египта. Сегодня между передними лапами сфинкса можно увидеть гранитную стелу, называемую Стелой снов, на которой записано предание о сне фараона.

Хотя скульптура была расчищена, вскоре она снова оказалась в песке. Когда в 1798 г. в Египте оказался Наполеон, сфинкс был уже без носа. Впрочем, нос исчез задолго до приезда Наполеона, что запечатлено на картинах XVIII в. Одна легенда гласит, что нос надломился во время бомбардировки з период турецкого владычества. Согласно другой версии вероятно, более правдоподобной), в VIII в. его сбил долотом суфий, который считал сфинкса языческим идолом.

В 1858 г. основатель египетской Службы древностей Огюст Мариэтт начал раскопки скульптуры, но расчистить удалось лишь часть. В 1925-1936 гг. французский инженер Эмиль Барез, действуя от лица Службы древностей, завершил раскопки сфинкса. И, вероятно, впервые со времен легендарного Древнего Египта скульптура стала доступна для всеобщего обозрения.

Загадку Великого сфинкса большинство египтологов предпочитают объяснять следующим образом: скульптура принадлежит Хефрену - фараону IV династии. Высеченное в камне изображение льва с лицом самого Хефрена создано в 2540 г., примерно в то же время, когда была возведена и расположенная неподалеку пирамида Хефрена. Однако до сих пор не найдено ни единой надписи, подтверждающей связь Хефрена со сфинксом, да и записей о времени и цели создания скульптуры тоже.

Учитывая грандиозность памятника, подобный факт кажется довольно странным и загадочным. Хотя не все египтологи согласны с традиционной версией, точно сказать, когда и кем сфинкс был возведен, пока не может никто. В 1996 г. детектив из Нью-Йорка, эксперт в области опознаний, пришел к заключению, что Великий сфинкс не похож на Хефрена, а больше напоминает его старшего фата Джедефра. Дискуссии по этому поводу продолжаются.

Нерешенность вопроса о происхождении и цели создания сфинкса дала почву для появления все новых и новых версий мистического характера, таких как теория британского оккультиста Поля Брайтона или версия американского медиума и провидца Эдгара Кейса, выдвинутая в 40-е годы XX в. Находясь в трансе, Кейс предрек, что под передними лапами сфинкса будет обнаружена камера, в которой хранится собрание рукописей о жизни тех, кто выжил после разрушения Атлантиды.

Великий сфинкс был высечен из мягкого известняка, оставшегося в карьере, из которого брали материалы для строительства пирамид. Лапы создавались отдельно из известняковых блоков. Одной из главных особенностей скульптуры является то, что ее голова не пропорциональна телу. Возможно, ее неоднократно переделывали, меняя лицо сфинкса по указанию каждого последующего фараона.

По стилевым чертам можно определить, что вряд ли изменения производились после периода Позднего царства, который закончился около 2181 г. до н. э. Вполне вероятно, что первоначально голова изображала барана или сокола и была переделана в человеческую позднее. Восстановительные работы, проводимые на протяжении тысячелетий, чтобы сохранить голову сфинкса, также могли преобразовать или изменить пропорции лица.

Любое из этих объяснений могло стать причиной изменения размеров головы по сравнению с телом, тем более если предположить, что Великий сфинкс значительно старше, чем считает традиционная наука.
В последнее время ведутся оживленные споры относительно датировки памятника. Автор одной из версий Джон Энтони Уэст первым обратил внимание на то, что поверхность сфинкса подвергалась воздействию сил природы - и в большей степени пострадала от водной эрозии, чем от ветра и песка.

Впрочем, другие сооружения на плато не испытали подобного сияния. Уэст обратился к геологам, и профессор Бостонского университета Роберт Шох, изучив последние находки, подтвердил, что это результаты водной эрозии. Хотя сегодня климат Египта засушливый, около 10 000 лет назад здесь было влажно и дождливо. Уэст и Шох пришли к выводу, что для ого чтобы подвергнуться водной эрозии, сфинкс должен был существовать 7000 - 10 000 лет назад. Египтологи отвергли теорию Шоха, сочтя ее некорректной. Они утверждали, что частые некогда обильные грозовые дожди в Египте прекратились задолго до появления сфинкса.

Серьезный подход к делу рождает вопрос: почему же на плато Гиза не было обнаружено других следов водной эрозии, которые могли бы подтвердить теорию Уэста и Шоха? Не мог дождь лить только над сфинксом. Уэста и Шоха также критиковали за то, что они не учли высокий уровень промышленного загрязнения местной атмосферы, которое последние сто лет оказывало разрушающее воздействие на памятники Гизы.

Автором другой версии о времени создания и предназначении сфинкса является Роберт Бьювел. В 1989х. он опубликовал работу, в которой выдвинул гипотезу о том, что три Великие пирамиды в Гизе вместе с Нилом создают на земле своего рода трехмерную голограмму трех звезд пояса Ориона и расположенного поблизости Млечного Пути.

Опираясь на версию Грэма Хэнкока, изложенную в знаменитой книге «Следы богов», Бьювел выдвинул теорию о том, что и сфинкс, и расположенные поблизости пирамиды, и всевозможные древние рукописи являются составными частями некой астрономической карты, связанной с созвездием Ориона. Он пришел к выводу, что наилучшим образом положению звезд такая гипотетическая карта соответствовала в 10 500 г. до н. э., отбросив версию о том, что сфинкс был создан в более древние времена.

Существует множество легенд о необычных явлениях, тем или иным образом связанных с Великим сфинксом. Исследователи государственного университета Флориды, университета Васеда в Японии и Бостонского университета с помощью сверхчувствительной техники нашли ряд аномалий в атмосфере над этим местом. Впрочем, эти явления могли носить и природный характер. В 1995 г. во время ремонтных работ на парковке возле статуи было обнаружено несколько туннелей и ходов, два из которых уходили глубоко под землю рядом со сфинксом. Бьювел предположил, что ходы были созданы одновременно со статуей.

В 1991 - 1993 гг. группа исследователей под руководством Энтони Уэста, изучая следы эрозии на монументе с помощью сейсмографа, обнаружила нечто странное: в нескольких метрах под поверхностью земли между лапами статуи, а также с другой стороны скульптуры сфинкса были найдены дыры, полости или камеры правильной формы. Однако на проведение дальнейших исследований экспедиция разрешения не получила. Возникает вопрос: может, в предсказании Эдгара Кейса относительно собрания рукописей есть крупица правды?

Сегодня великая статуя рушится от ветров, влажности и каирского смога.

В 1950 г. началась разработка крупномасштабного и дорогостоящего проекта реставрации и сохранения памятника. Первые попытки восстановить памятник привели к еще большему его разрушению, поскольку для реставрации сооружения использовался цемент, несовместимый с известняком. За шесть и даже более лет реконструкции использовали около 2000 известняковых блоков, применяли различные химические вещества, но старания были тщетны. К 1988 г. обвалились блоки левого плеча сфинкса.

В настоящее время не прекращаются попытки отреставрировать статую под чутким надзором Высшего совета по древностям. Реставраторы пытаются восстановить разрушенное плечо, используя часть подпочвы. Таким образом, сегодня все внимание сосредоточено на сохранении памятника, а не проведении раскопок и дальнейших исследований. Нам же остается только ждать. Пройдет еще немало времени, пока Великий сфинкс раскроет свои секреты.

Б.Хотон
"Великие тайны и загадки истории"

Загадка Сфинкса cокрыта в мифологическом образе существа с телом быка, лапами льва, крыльями орла и головой человека. Ответ на эту загадку – сам человек, дитя четырех стихий.

Четыре элемента Сфинкса суть четыре ипостаси человеческой сущности. На какой из этих сфер более всего сконцентрировано сознание зависит исход мистического пути постижения истины и преодоления препятствий, раз за разом возникающих на каждом новом витке духовной эволюции.

  • Бык – это земля и знак зодиака телец;
  • Лев – огонь и знак зодиака – лев;
  • Орел – воздух и знак скорпиона;
  • Человек – вода и знак водолея.

Сфинкс приобрел в древней Греции ореол свирепого чудища, убивающего каждого, кто не сможет дать ответы на его вопросы. Архетип чудища – Тень, темная сторона личности, состоящая из подавленных желаний, которые становятся только сильнее с каждой попыткой найти спасение от них в бегстве. Единственно возможный благоприятный исход пролегает через возобладание духа над телом. Победа человека над его внутренними демонами в форме жажды и страха - это правильный ответ, данный Сфинксу - ответ в пользу власти сознания над инстинктивными порывами.

Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком. (Евангелие от Фомы)

Загадка Сфинкса – это экзамен на чистоту духа, который должен сдать каждый на пути к знанию. Для чего тебе нужно то, что ты ищешь? Твои мотивы исходят от чистого духовного начала или из животной природы?

Птица – принцип действия и символ святого духа – посланника творца, отправленного с целью воплотить на земле божественную идею. Орел в загадке Сфинкса – знак священного творческого импульса, выраженного в акте созидания. Его способность парить над землей связывает его с высшим миром духовной и космической сферы. Крылья – метафизическая суть способности сознания возвысится над сферой инстинктов и нужды.

Бык – материальная форма земной природы. Земля – плодородная почва, способная реализовывать идеи в реальности. Тело – отражение души, по этой же аналогии: результат творчества – отражение самого автора. В загадке Сфинкса бык фигурирует, как принцип объемной формы. В метафизическом смысле, это глина, из которой руки творца лепят тело первого человека – космического Адама.

Тело наделено инстинктивным сознанием, которое обеспечивает существование в условиях дикой среды. Бык – это инстинкты и символ земного начала в человеке, знак физической материи, как фундамента и природной мощи, с которой все живое стремиться к жизни.

Лев – символ стихии огня и знак активного обжигающего пламени. Эта огромная энергия испепеляет слабых духом. Лев в загадке Сфинкса обозначает желания и астральную сферу. Его царственная природа оборачивается для человека и другой стороной, взращивая гордыню – главный порок и главное испытание, преграждающее путь к истине. Тот же, кто покорит льва, обуздав свою страсть и спесь, станет властителем собственной жизни и возымеет право идти по дороге, называемой Путем постижения Великой Истины.

Сфинкс. Археологический музей в Дельфах.

Таким образом, загадка Сфинкса предстает перед каждым духовным искателем. И ее суть – первый этический урок, исход которого определит, возможен ли дальнейший путь. Этот урок – смирение, ибо только кроткий духом сможет не разбиться о подводные камни гордыни, поддавшись искушению блистательного мира формы, и только покорившийся своей судьбе сможет, не дрогнув, посмотреть в глаза самому устрашающему из чудищ подземелья собственного ума.


Египетский Сфинкс скрывает множество тайн и загадок, никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура.

Исчезающий Сфинкс



Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено. В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства.


Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом. До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него – Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной? Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.


Древнее пирамид



Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее. Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.


Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе – русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.


Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа – могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы – 8 тыс. лет до н. э. Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.

Чем болен Сфинкс?



Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек. Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты.


Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей. В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО.


Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение. В результат комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.


По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен. Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

Загадочное лицо



Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколафигеть – ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.


В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», – заключает ученый. Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее – именно по ней сверяют облик Сфинкса.

Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых. Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции – и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре – убеждают меня в том, что Сфинкс – это не Хефрен».

Мать страха



Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха». В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии.

На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно. Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – убежден Аш-Шамаа. В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.

Тайная комната



В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».

Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад. В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость.


Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили. Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.