Картины эдварда мунка. Биография мунка эдварда

скелета .

Сегодня мы посмотрим и чуть-чуть поговорим, о великом таланте Эдварда Мунка.
Мунк вместе с Ван Гогом и с ещё одним художником тех лет, ответственнен за появление
экспрессионизма.
Экспрессионизм, это явление такого диапазона, что можно сказать не передёргивая,
что почти все новые стили, которые появлялись до конца 50-х годов, были в определённой
степени экспрессионизмом

Но в любом случае, Новая Вещественность (Объективность) и Веризм, которые
мы видели в блоге про замечательного немца Шада, были просто экспрессионизмом
в движении и в развитии.

Мунк, Сестра Ингер.1892 .


На другой день.(1894-1895)

Как говорил поручик Ржевский:--- Чем лучше вечером, тем хуже утром!---
Эта истина интернациональна. Она верна для всех языков и всех народов.

Экспрессионизм появился когда пост-импрессионизм был ещё не в самом конце.

Импрессионизм, происходит от значения---ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Импрессионисты создавали на полотне
их впечатление от данного момента жизни
(скажем, чтобы понятнее, впечатление от момента жизни на плэнере)--
-впечатление пропущенное через их творческое восприятие. Импрессионизм писал впечатление
от того, что видел.Это просто.

Экспрессионизм был новым и невиданным шагом вперёд. Конечно величайший революционер Гойя
делал подобные вещи.
И у него все учились. Особенно Пикассо и немцы-экспрессионисты.
И может быть и Эль Греко что-то делал в этом роде..Но это было давно.
Мунк принадлежал современности!


Меланхолия. 1896

Экспрессионизм происходит от значения-----ВЫРАЖАТЬ или ВЫРАЖЕНИЕ, Такой концепции ещё
не было. Экспрессионист, главным образом, ВЫРАЖАЛ его внутреннее Я.
Он, когда писал, в первую очередь создавал на полотне ВЫРАЖЕНИЕ его ощущения, его осознания, и
ещё чего-то, что сидит очень глубоко. Это ещё не был сюрреализм. Но начало положили Мунк и ван Гог.


Мёртвая мать.(1899-1900)

Посмотрите на эту картину. Эта работа очень хороший пример экспрессионизма, или если хотите,
то предтечи экспрессионизма.
Мунк не написал мёртвую маму центральной фигурой, вокруг которой присутствующие могли бы горевать.
Это не реализм.

Мунк потерял маму, когда ему было 5 лет. Это было одно из центральных событий, круто изменивших
его жизнь.
Мунк, выражает своё осознание и ощущение, через трагическое поведение ребёнка. Девочка закрылась от звуков
внешнего мира и не хочет знать, слышать и признавать, что мама--умерла. Это несложно. Эспрессионизм--это выражение себя.


Весенний вечер на улице Karl Johan. 1892 Осло .

Какая замечательная работа.

С 1891-92 годов, Мунк начал создавать работы в стиле экспрессионизма. Как вот эта картина
про Весенний Вечер.

Отец Мунка был военный врач, который остался с пятью маленькими детьми на руках после смерти жены.
К тому же он не умел достаточно зарабатывать, чтобы обеспечить семью.
Он всё время давил на сознание детей, тем что говорил им,что их мама сверху смотрит и
следит за каждым
их поступком. Ничего хорошего, кроме лишнего давления на детскую психику, такое воспитание
не могло принести.
Детство было нелёгким. Но талант ребёнка заметили очень рано. И он начал учиться. Сначала дома,
а потом в Академии. При всём уважении, но сам Крог, который учил одно время Мунка, был только Крог.
К счастью нашлись спонсорские деньги и Мунк поехал в центры авангарда. В Париж и в Берлин.


Мунк Эдвард. Крик. 1893.
Одна из версий великой картины. Национальная Галерея. Осло, Норвегия.

В 1893 году, Мунк создал эту, АБСОЛЮТНО знаковую работу для экспрессионизма.Про эту картину нужно очень долго рассказывать если со всеми деталями. Этого уже больше нету.
Поэтому, поместите картину во весь размер, удобно откиньтесь и не напрягаясь, но сосредоточенно посмотрите на центр картины где-то с полминуты. Вы услышите, или почти услышите,--крик.
Эта великая картина --КРИЧИТ!

Для развлечения.
Вот так картина, название которой по-русски "КРИК", называется в норвежском оригинале на языке
художника---"SKRIK" (СКРИК!)
Вот после этого, пусть ещё раз расскажут, что викинги не оказали влияния на язык и развитие славян.

Историю можно переписать, но её нельзя переменить.
Шекспир. сонет 155.


Половая зрелость. 1895 .


Потеря девственности. 1890-91
Гоген, Поль, (1848-1903), Gauguin, Paul

Это моё личное ощущение. Но достаточно твёрдое.Эти две работы --увязываются между собой.
Между этим работами есть связь похожести между отношением обоих художников к теме.
Может быть недаром эти два художника были по-настоящему дружны?

Я уже не приглашаю никого высказываться. Я вообще никому здесь не должен.
Как сказал в переносном смысле христианский лидер--Не мечите бисер...--
Но если у кого-то есть своё мнение, то мы с удовольствием послушаем.


Мунк, Роза и Амелия .

У меня нет года, но это не позже 20-х. Ботеро ещё даже не родился. Но Мунк не стал
развивать успех из поп-культурной идеи. А сегодня везде кричат --Ах, Ботеро, Ох Ботеро!


Больная девочка.
С этой картины начался новый Мунк.

Мунк написал в 20-х годах очень приличную автобиографию. В ней он описывает, как
ему пришли в голову главные идеи, объясняет работы с его точки зрения. Интересно.
Это он сам и написал, что с этой работы он резко переменился. Главные, значимые работы Мунка
написаны в экспрессионизме. Но работ не относящихся к экпрессионизму, больше.
Поэтому вы увидите и такие работы.

Эта картина, как и многие другие увязана на жизнь самого художника.
Его старшая сестра, Иоганна Софи умерла в 1877 году, в возрасте 15 лет от туберкулёза, как и их мать.
Смерть сестры повлияла на Мунка и он не мог этого забыть.Об этом и картина, написаная через годы.
Это уже новый Мунк.


Мунк, Автопортрет с бутылкой вина. 1906

Прекрасно!


Танец жизни. 1899

Такая луна и такое отражение в воде, не раз встречается у Мунка.
Я не думаю, что это отражение--фаллическое. Просто так выглядит.


Смерть в комнате больной. 1895.

Смерть Софи не забывалась. Это этапная картина экспрессионизма о смерти старшей сестры Мунка.
Она в кресле и Мунк сумел создать смерть прямо в воздухе, не показывая нам покойницу.
Софи умерла или вот-вот умрёт. Перед ней их отец, врач. Рядом кажется сиделка. (Я забыл)
Реакция отца, по-видимому говорит, что больная умерла. Слева в глубине картины, брат Мунка, не в силах смотреть на происходящее.
На переднем плане две сестры. Одна видимо сидит и плачет, а вторая тоже не может заставит
себя посмотреть на покойницу.
И только сам Мунк, согласно его собственной композиции картины, смотрит прямо на сестру.
Наверное ему психологически это было нужно.
Он тяжело перёнёс смерть сестры.


Мунк. Женщины на трёх стадиях.


Автопортрет с сигаретой. 1895


Мунк. Сестра Ингер. 1884
У Мунка действительно было психическое заболевание. У него была маниакальная
депрессия. В 1908 году он сам лёг в клинику знаменитого профессора. После модного
тогда лечения электрошоком, его живопись стала светлее и может быть
перестала так давить на психику зрителя. Трудно сказать.
Но краски и свет на полотне действительно переменились.


Мунк. Женщины.
Мунк немало лет жил за границей. в основном в Париже и в Берлине. Среди его современников
он заимствовал у Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека. Ему нравилось как они используют цвета
и передают чувства. Кроме того, открытый протест Гогена против реализма совпадал с тем, что тогда
думал о развитии искусства
живописи и сам Мунк.


Ратенау, Вальтер. 1907

Интересно, что Мунк написал Ратенау.
Ратенау, это тот самый министр иностранных дел Германии,
который подписал
Раппальский договор с СССР, и закончил экономическую и политическую
изоляцию СССР. Патриоты объявили, что еврей продал Германию
большевикам и через два месяца убили его.


Munch Edvard, Anxiety,(нервозность) 1894
С 1910 года Мунк жил только в Норвегии до самой смерти. Он стал чем-то вроде
национального героя. Выставки, заказы от государства. Он получил степень рыцаря
королевского ордена, а потом ему дали высшую степень этого ордена. Но Мунк не был тщеславен.
Последние десяток лет и даже больше, он работал меньше и не всегда успешно.
Среди картин на этой странице, я поместил два НЮ, ("Женщины" и "Женщины на трёх стадиях")
и это не самые успешные работы художника.


Девушки на причале. 1904 .


Мунк. Дама из моря. 1896


Четыре девочки в Aasgaardstrand.



Мунк. Пепел. 1894.

Мунк не посыпал себе голову пеплом в конце жизни. Он преуспел. Но он так и не женился.
Похоже что он был по его психологии неженатиком. У него была длинная связь с аристократкой,
но как она его не упрашивала, он не соглашался пожениться с ней. Ещё одна, оченьбогатая женщина,
вытворяла отвратительные вещи, чтобы заставить Мунка жениться. Конечно, ничего не вышло.


Мадонна.(1894-1895)

"Мадонна", это великая картина. И она среди самых знаменитых картин Мунка в мире.
"Крик" похитили из Национальной Галереи в 1994 году. Сумели найти.
В 2004 году из музея
Мунка украли другую версию картины Крик" и"Мадонну" Тоже нашли, но реставраторам
пришлось немало поработать над повреждениями.

Самая дорогая картина Мунка на сегодня, была продана "Сотби" три года назад за больше
чем 38 млн. долларов.
Это была картин "Вампир". Я её не люблю, и поэтому не помещаю


Автопортрет между часами и кроватью.1942
Мунк, Эдвард(1863 - 1944) Munch Edvard

Только в музее Мунка в Осло находятся 1100 работ маслом, 4500 рисунков и 18 тысяч
отпечатков с гравюр. Мунк был очень успешный художник-гравёр.
Сегодня и уже очень давно, мощное и фундаментальное влияние Мунка на развитие
авангардной живописи в 20-м веке заслуженно признано всеми.

Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.

Вениамин.

Сегодня мы поговорим о норвежском живописце и графике, теоретике искусства и театральном художнике Эдварде Мунке. Он считается представителем экспрессионизма, причем одним из первых. Его творчество оказывает большое влияние на современников по сей день. Его картины изобилуют темами одиночества и смерти, а также жаждой жизни. Этот человек создавал уникальные захватывающие картины, которые буквально затягивали зрителя в иной, странный и страшный мир. Э. Мунк - это настоящий талант и мастер своего дела. Он писал картины только тогда, когда чувства и эмоции переполняли его: ведь настоящие творцы создают шедевры именно в таком состоянии.

Детство

Художник Эдвард Мунк, дата рождения которого приходится на 1863 год, родился в многодетной семье. Его отец, Кристиан, был военным врачом. У Мунка была старшая сестра, Юханна София, брат Андреас и две младшие сестрички, Лаура и Ингер. Семья жила довольно скромно, можно даже сказать бедно. Но Мунки были образованными и культурными людьми, поэтому стойко переносили свое временное положение. Их культурные корни были довольно глубоки: дальний родственник был знаменитым художником-неоклассицистом, учеником самого Жака-Луи Давида. Отец Кристиана Мунка был проповедником, которого многие знали и любили, а его брат, Петер Андреас Мунк - отличным историком.

В течение всего детства Эдварда его семья часто переезжала с места на место. Это происходило из-за долга службы отца, а также из-за того, что недостаток денежных средств регулярно принуждал семью искать более дешевое жилье. Чаще всего семья находилась в Христиании, Норвегия (ныне Осло). Биография Эдварда Мунка с детства имеет темные пятна: в 5 лет он потерял свою мать, которая умерла от туберкулеза. И ровно через 10 лет от этого же заболевания умерла старшая сестра Софи. В своих воспоминаниях Э. Мунк говорил о том, что отец всегда был добр, но большим минусом была его религиозность, которая переходила все границы здравого рассудка. Маленького Эдварда часто мучили страшные видения об аде, из-за этого он рос довольно тревожным ребенком. Намного позже родственники вспоминали о том, что талант рисования проявился у мальчика в очень раннем возрасте.

Как уже было сказано ранее, от туберкулеза умерла сестра Эдварда, Софи. Это стало для него очередным ударом, так как они были очень близки. Многие исследователи жизни и творчества живописца говорят о том, что это был переломный момент разочарования в религии. Сам норвежский художник Эдвард Мунк вспоминал, что в тот день отец беспокойно метался по комнате, сложив руки в молитве, но ничем не мог помочь бедной девушке. В дальнейшем эти воспоминания легли в основу картины «Больная девочка».

Становление

Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки. Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. Вскоре молодой человек принимает самостоятельное решение покинуть колледж, чтобы стать художником. В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог. Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой. Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером. Они быстро нашли общий язык, и Мунк часто ощущал на себе влияние этого человека. В 1883 году случился публичный дебют Эдварда - он презентовал картину «Этюд головы». В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию. В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно. Неприятие смутило Мунка, и следующие его картины были консервативны.

Париж

Картины Мунка все так же участвовали в выставках. А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию. Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. Он много экспериментировал с художественными стилями, особенно часто пробовал импрессионизм и пуантилизм. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца, и это известие наносит ему сильный удар. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию. которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин - «Ночь в Сен-Клу».

«Фриз жизни»

В 1890 биография Эдварда Мунка немного светлеет: в Христиании проходит выставка его картин, где он получает более доброжелательные отклики. Вскоре он едет отдохнуть в Ниццу, и видит здесь и Гогена, которыми чуть позже будет восхищаться. В это время окончательно формируется стиль Мунка - четкие линии, символичные сюжеты и простые формы. Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни». Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». Через некоторое время он знакомится с А. Норманом, который в восхищении от творчества Эдварда. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине. Картины художника получают множество положительных отзывов, он впервые чувствует настоящее признание. В это время у Мунка завязывается роман с богатой норвежкой, который не закончился ничем, кроме психологических травм.

Болезнь

Из-за нервного романа Мунк начинает чувствовать себя неладно, но не придает этому особого значения. Вскоре у него завязываются еще одни отношения с виолончелисткой. Но и этот роман заканчивается трудным расставанием из-за странного поведения Мунка. Он начинает все чаще проявлять агрессивность и подозрительность. Все большое количество людей замечают, что Эдвард становится вспыльчивым и сам напрашивается на ссоры. В 1908 его помещают в психиатрическую лечебницу в Копенгагене с диагнозом душевное расстройство. Он проводит там полгода, активно занимаясь творчеством.

Поздние годы

Эдвард Мунк, интересные факты о котором не так многочисленны, все же может кое-что рассказать. Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. В последние годы творчества его картины приобрели более грубые черты, но более мирные сюжеты. В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. В 1930 у него случились проблемы со зрением, из-за чего он почти прекратил писать. Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия.

«Крик»

Эдвард Мунк - импрессионист, который получил огромную популярность благодаря своей картине «Крик». Всего есть 4 ее варианта, которые были написаны в период 1893-1910 годов. Изначально автор назвал её «Отчаяние». Человек, охваченный ужасом на картине, быстро стал одним из самых узнаваемых персонажей в искусстве. Один вариант картины находится в руках независимого коллекционера. Продажа картины на аукционе сделала «Крик» самым дорогим произведением искусства.

Похищение картин

Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам. Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников. В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи. Преступники плохо продумали кражу, поэтому через пару месяцев картина была возращена. Также совершалась кража картины Мунка «Вампир». Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден. В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание. При этом обе картины были повреждены. После возвращения полотен в Музей на них были обнаружены царапины, следы влаги, потёртости и ободранные края. Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны.

Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Сам художник создал четыре версии этой картины, выполнив их в различных техниках.

В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью.

Э. Мунк «Крик»

Э. Мунк "Крик"

Широко известно собственное объяснение художником замысла своей картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

На картине изображено кроваво-красное небо, бесформенный обобщённый пейзаж и на его фоне – кричащая в отчаянии человеческая фигура. Пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги, а мир представляется художнику безрадостным, бездушным и угнетающим. В 1895 г. Мунк создал литографию на этот же сюжет.

Картине приписывают мистический смысл, пророческий смысл (предвосхищение трагических событий XX в.: две мировые войны, экологические катастрофы и ядерное оружие), а некоторые считают, что эти картины (варианты картины «Крик») прокляты: люди, так или иначе входившие в контакт с полотном, заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Всё это создало картине недобрую славу, но, с другой стороны, привлекло к ней особый интерес.

Известно, что художник страдал от маниакально-депрессивного психоза, поэтому, возможно, в его творчестве присутствуют мотивы смерти, страха, одиночества. К тому же эти мотивы были характерны для экспрессионизма – течения в европейском искусстве эпохи модернизма , одним из первых представителей которого был Э. Мунк. Экспрессионизм стремится не только к воспроизведению действительности, но более к выражению эмоционального состояния автора.

Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраску зорь. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк.

В связи с этим фигура на переднем плане картины могла бы изображать самого художника, защищающего себя от крика природы. Позу изображённого на полотне человека вполне можно назвать рефлекторной реакцией старающегося спастись от сильного воздействия извне.

Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. Для этого нам следует обратиться к другим его картинам, а также к биографии.

Биография и творчество художника

Эдвард Мунк. Фотография

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Он родился в семье врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком (из пяти детей).

В раннем детстве он потерял мать, которая умерла от туберкулёза, а через несколько лет от той же болезни – сестру.

Э. Мунк окончил Государственную академию искусств и ремёсел в Осло, где занимался живописью и скульптурой.

После окончания академии (1886 г.) он отправился в Париж, там состоялось его знакомство с творчеством импрессионистов , которое оказало сильное влияние на его творчество, как, впрочем, и символизм. В этом же году он создаёт свою первую известную картину «Больная девочка».

«Больная девочка» (1886)

Э. Мунк "Больная девочка"

Холст, масло. 119,5х118,5 см. Национальная галерея, Осло

В основе картины – воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры Софи Мунк, которой было всего 15 лет. Девушка сидит в постели, опираясь на подушку. Её бледное лицо как будто излучает свет, оно выделяется ярким пятном в полумраке комнаты. Для этой картины позировала 11-летняя девочка Бетси Нильсен.

Рядом с умирающей девушкой сидит, опустив в отчаянии голову, женщина – это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.

Картина впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 г. и была принята критикой отрицательно. Работу объявили незаконченным этюдом, считали её бесформенной, небрежной, несовершенной и не достойной выставки. Хотя были и более доброжелательные отзывы: в картине отметили её своеобразие и трогательность. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства».

Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». Он создаёт несколько вариантов этой картины.

В 1889 г. он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично.

Э. Мунк "Весна"

В центре полотна в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми руками, которые безвольно покоятся у неё на коленях. Рядом с ней – мать или сиделка. Распахнутое окно уставлено цветами, в него врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца освещает лица сидящих в комнате, но он притягивает взор только живущего – женщины; умирающая же девушка, наоборот, отворачивается от него, т.к. этот луч слишком «громко» говорит о том, что жизнь её приближается к завершению.

Картина являет собой контраст трагедии и оптимизма, и всё это – жизнь в её противоречии и одновременно в гармонии: угасание и возрождение слиты воедино.

Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы. В сущности, почти все его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. Причём некоторые пейзажные полотна явно написаны под влиянием творчества импрессионистов. Например, картина «Вид на реку в Сен-Клу» (1890).

Э. Мунк "Вид на реку в Сен-Клу"

Но в пейзажных картинах видно стремление художника к обобщению, т.к. чаще всего на этих полотнах присутствует человек. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека.

Но есть у художника и чисто пейзажные полотна, и чаще всего на них изображена суровая природа Скандинавии.

Э Мунк «Прибрежный зимний пейзаж» (1915)

Э Мунк «Весенний пейзаж с красным домом (Экелю)» (1935-1940)

«Метаболизм» (1899)

Полотно из цикла «Фриз жизни». В картине на фоне пейзажа изображены мужчина и женщина. Череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина является символом вечного возрождения жизни.

Э. Мунк "Метаболизм"

В начале 1890-х годов Мунк уезжает в Германию. Там он подружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Она позировала ему для многих ставших известными картин: «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».

«Мадонна» (1894)

Э. Мунк "Мадонна"

Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Литография некоторыми деталями отличается от варианта маслом. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

Портретная галерея Э. Мунка

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк обладал даром психолога, поэтому он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Его портреты превосходно отражали характер человека. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов.

Э. Мунк "Портрет профессора Даниэля Якобсона"

Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике. Портрет был создан в 1909 г.

Фигура Д. Якобсона изображена на фоне жёлтых и красных тонов. Очень выразительна поза, она полна экспрессии и уверенности, в то же время лицо профессора выражает доброту и сострадание.

Э. Мунк "Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании"

Творчество Ибсена было близко Мунку. Художник изобразил Ибсена уже очень больным (он умер от инсульта), сидящим у окна. Известно, что парализованного писателя сажали у окна, чтобы казалось, что он работает. Внутренняя сила Ибсена, норвежского драматурга, основателя европейской «новой драмы», поэта и публициста – главная идея портрета.

У художника много автопортретов, которые он писал в переломные моменты своей жизни.

Э. Мунк "Автопортрет с бутылкой вина". 1906. Музей Мунка, Осло

Символические картины Э. Мунка

Особенно ярко выражен символизм в цикле произведений «Фриз жизни» – своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период живописные и графические работы Мунка достигают высокого совершенства. Образы полны драматизма и тревоги, иногда отмечены печатью гротеска, но все они имеют в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Э. Мунк "Ревность"

Например, картина «Ревность». Художник изображает узнаваемое лицо своего друга Станислава Пшибышевского, но картина эта является символом всепоглощающей страсти – ревности. Ревность разрушает человека изнутри, испепеляет его и делает способным на любое преступление.

Символом вечного возрождения жизни является и картина «Метаболизм».

Э Мунк "Четыре возраста в жизни"

Картина «Четыре возраста в жизни» (1902) символизирует этапы жизненного пути любого человека. Ситуация, изображённая на полотне, явно искусственная, но она не воспринимается таковой именно из-за жизненной правды. И эта жизненная правда изображена на тревожном, ярко-красном фоне.

Символ молодости и чистоты – картина «Молодая женщина на берегу» (1896).

Э. Мунк "Молодая женщина на берегу"

Настоящие слава и признание пришли к Мунку в последние десятилетия жизни. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 г. он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Это государственная награда Норвегии, и вручается она за особые заслуги военным и гражданским чинам, подданным Норвегии, а также иностранным монаршим особам и главам государств.

Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. В 1910-1916 гг. он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские работы Ницше.

Э. Мунк. Последняя фотография

Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли.

Когда фашистская Германия оккупировала Норвегию, художник отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству. Он не захотел войти в квислинговский совет по искусству и отказался от официального празднования своего восьмидесятилетия.

Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.

Музей Э. Мунка

В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика.

В настоящее время музейный фонд составляет около 1100 картин, 4500 рисунков, 18000 графических файлов. Кроме произведений художника, в музее хранятся несколько личных его вещей, в том числе и те, которые он завещал городу после своей смерти.

Художник, творчество которого на Западе ставят в один ряд с Гогеном и Сезанном, не очень хорошо известен в России. Гений, считавшийся создателем новой эпохи и писавший мрачные картины о смерти, страдал нервными срывами, от которых лечился.

В юношестве он обмолвился, что придет день, когда перед его полотнами все снимут шляпы, словно в церкви, но до общественного признания ему было еще очень далеко. «Без моих картин я - ничто», - признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.

Чтобы понять самобытное творчество художника, необходимо узнать, как и чем он жил, создавая шедевры, «написанные кровью своего сердца».

Потери близких

В 1863 году в Норвегии родился будущий художник, чье творчество назовут совершенно новой живописью, взорвавшей устоявшиеся традиции в искусстве. которого наполнена трагическими событиями, оставившими свой след в его произведениях, прочно вошел в историю как творец, чьи работы вызывали бурное эмоциональное воздействие на зрителя.

Свое детство Эдвард вспоминал как безрадостное и наполненное потерями. Лишившись матери и любимой сестры, умерших от туберкулеза, мальчик трагически воспринял и свой жизненный путь. Известно его воспоминание о той поре: «К моей колыбели слетелись черные ангелы безумия, болезни, смерти и сопровождали всю жизнь».

Изображение внутреннего мира

После школы Мунк учится на инженера, но в какой-то момент понимает, что мечтает заниматься только живописью. Известна даже точная дата - 8 ноября 1888 года, именно тогда в личном дневнике страдающего страхом перед жизнью подростка появилась запись о том, что он решил стать художником.

«Часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», - сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Картины молодого живописца передавали его переживания: он не любил «красивые» изображения, акцентируя внимание на том, что не видно за внешней оболочкой человека.

Изображая людей, он делал слепки с их внутреннего мира: «Больше не найдется другого художника, выжавшего свою тему до последней капли, как я».

Мрачные мотивы в творчестве

Череда трагических уходов продолжалась - Мунк лишился отца, младшего брата, в клинике для душевнобольных скончалась сестра. Это отражается на творчестве живописца - мрачные мотивы одиночества и смерти набирают еще большую силу. Критики отмечали, что автор обладал удивительной способностью визуально отображать свои настроения и эмоции.

После потерь Мунк посчитал главным виновником всех трагедий Бога. Он отрекается от религии, ища для себя новую систему ценностей. Считая весь мир пустым, художник заявляет о бессмысленности человеческой жизни и уверяет, что только через искусство можно добиться бессмертия.

Учась в художественной школе, Эдвард Мунк, картины которого трудно отнести к одному направлению, самоотверженно отдается искусству. Он не хотел, чтобы его произведения просто украшали стены домов или музеев. «Мои картины - это то, что я сам пережил, мой дневник. Они придали смысл моей жизни» - делился самым сокровенным живописец.

Закрытие выставок

Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс, и его выставки закрывали. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.

Неустроенная личная жизнь

Привыкший к одиночеству молодой человек бежал от отношений с женщинами, отводя им роковую роль в судьбе всех мужчин. Представительницы прекрасного пола влюблялись в увлеченного искусством странного юношу с горящими глазами, но Мунк считал, что сильные чувства ослабят его тягу творить.

Известен страстный роман художника с дочерью знатного торговца, окончившийся трагично для обоих: навязчивая девушка, ставшая обузой для молодого человека, пыталась отравиться, узнав от Эдварда о расставании, а после того, как ее буквально вернули с того света, она прострелила руку живописцу.

и лечение болезни

Перенесший несколько операций и потерявший палец, Мунк переживал за свое творческое будущее. У нелюдимого художника после этого случая начинается настоящая Его нервы сдавали все чаще, и художник срывался на случайных людях. Он мог даже поколотить тех, кто, по его мнению, о нем нелестно отзывался. Частые приступы, сопровождавшиеся агрессивными действиями, приводят Мунка в психиатрическую лечебницу, где его лечили электрошоком.

Художник понимал, что в одиночку ему не справиться с алкоголизмом и депрессией, и отправляется за помощью к специалистам. Надо сказать, что болезнь не оставляла его и после длительного лечения. Но Эдвард принял ее, считая, что его творчество неразрывно связано с психическими срывами.

Неожиданная популярность

После интенсивной терапии Мунка отпускают. «Оттуда не так легко выйти. На все вопросы нельзя отвечать, как захочешь. Нужно догадаться, что от тебя ждут врачи, иначе останешься там навсегда», - делился воспоминаниями Эдвард Мунк. Произведения гениального художника за то время, которое он пробыл в клинике, становятся популярными.

Мастера, ставшего в одночасье знаменитым, забрасывают предложениями галереи мира и частные коллекционеры. Но «мрачный норвежец», как его иногда называли современники, не спешил расставаться со своими детищами. Он не мог творить, не видя своих полотен.

Портреты как передача человеческой души

Художник Эдвард Мунк черпал все идеи внутри самого себя, пытаясь помочь своим творчеством другим людям разобраться в сложностях жизни и объяснить ее назначение. После 1900 года он создает коллекции портретов, становящиеся основным жанром в его творчестве. Это были запоминающиеся произведения, в которых исследовались тонкие струны человеческой души. Художник не писал на заказ портреты тех, кого плохо знал, а передача только внешнего сходства его не удовлетворяла.

Творчество в последние годы жизни

А вот поздний период творчества мастера многие критики признают самым неудачным. Эдвард Мунк, произведения которого были наполнены глубокими философскими идеями, но признаны слабыми в художественном плане, упорно работал в своей мастерской. Его стиль поменялся в худшую сторону, а картины, написанные грубыми мазками, разочаровывали своих поклонников. Известно, что автор страдал глазным заболеванием, из-за которого впоследствии он полностью прекратил работать.

Умер Мунк в начале 1944 года, вблизи Осло, во время немецкой оккупации. Он не оставил после своей смерти учеников, ведь его самобытное творчество было слишком личным и субъективным.

«Больная девочка»: прощание с любимой сестрой

«Все, что я сделал в творчестве, обязано рождением этой картине», - как-то признался Мунк. «Больная девочка» - самое раннее его произведение, сделавшее художника знаменитым. Глубокие раны после смерти близких в детстве оставили неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика. Он изобразил умирающую от туберкулеза сестру, а мотивы болезни и смерти часто проходили через его творчество.

На протяжении сорока лет Мунка не отпускала неожиданная смерть любимой сестры, и он создал пять вариантов этой картины, подвергшейся жесточайшей критике со стороны публики. Изображающее девочку на смертном одре произведение, признанное значительным и переломным моментом в творчестве художника, вызвало скандальную реакцию общественности за столь жесткую манеру письма и выражение самых запретных чувств - страдания, боли и отчаяния человека.

Травля критиков и непонимание публики

Постоянно выслушивал обвинения в депрессивности и бесформенности представленного на суд зрителей произведения нелюдимый Эдвард Мунк. Картины с названиями, подчеркивающими глубокий трагизм и постоянную боль автора, не принимались публикой, не готовой полюбить полотна, далекие от реалистического искусства. Критики делали оскорбляющие художника выпады и называли его творения откровенными провалами.

Талантливый живописец был вынужден бороться за свободу в творчестве, ежедневно сталкиваясь с откровенным презрением и осмеянием выстраданного детища, передающего состояние человека, а не его внешний облик. Мунк специально создавал не прилизанные под стандартные каноны искусства рисунки, буквально ошеломившие современников правдой жизни.

Загадочное полотно «Крик»

Самое узнаваемое произведение гениального мастера - передающее реальный ужас человека, картина «Крик». Мунк, страдавший изобразил главного героя, ощущающего нечто враждебное. Причем невероятный страх охватил только его, а две фигуры сзади мирно беседуют, не слыша ужасного крика.

Исследователи творчества норвежского живописца склоняются к мнению, что это полотно написано под влиянием развившегося психического заболевания Мунка. Бесполое существо, открывшее рот и обхватившее голову руками, чтобы не слышать страшные вопли, возможно, было навеяно образом мумии, которую увидел на выставке норвежец.

Обнаженный нерв Мунка

Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик»? Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Изображенное существо лишено защитной оболочки, и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Главный герой - это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мунк защищается от природного вопля, и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.

Недобрая слава

Изначально рисунок назывался «Крик природы». Именно его, дрожа от волнения, почувствовал автор в 1892 году в Ницце. Наверное, неудивительно, что со столь мрачной картиной связано мистическое проклятие всех, кто входит с ним в какой-либо контакт. Рабочие, переносившие картину, кончали с собой из-за сильных головных болей и попадали в страшные аварии. Потрогавший пальцем полотно любопытный посетитель сгорел заживо у себя в доме.

Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Жуткая атмосфера, воссозданная на холсте, влияет на психику зрителя, и этот факт научно подтвержден.

Никто не знает, трагическая ли это случайность, забирающая души людей, или действительно мистическая картина обладает злым роком. Как бы то ни было, но посетители музея стараются обойти ее стороной.

«Утешение». Графика в черно-белом цвете

Необычное черно-белое изображение двух сидящих обнаженных людей на фоне обоев создал в 1894 году еще мало кому известный Мунк. «Утешение» - так он назвал свою графическую работу, реалистично передающую отчаяние и горе женщины, закрывшей руками свое заплаканное лицо. Ее нежно обнимает за плечо мужчина, но его успокаивающий жест не может смягчить неожиданный удар судьбы, разрушивший безмятежную жизнь его спутницы.

Графика Мунка - это отдельный мир, в котором автор отходил от детализированных образов к обобщению. «Утешение» стало одной из первых графических работ знаменитого норвежца.

Картина-провокация «Мадонна»

Всю жизнь страдающий Мунк, «Мадонна» которого мало похожа на привычный классический образ, воплотил на холсте свои тайные переживания. Он считал женщину загадкой для всех мужчин: «Святая и порочная, наркотик и страдание. Человек, который сводит с ума».

Трагически оборвавшаяся связь с дочерью торговца вином отложила след в душе мужчины, считавшего, что женская красота приносит боль и опасность. «Мадонна» живописца лишена какой-либо святости и непорочности. Находящаяся в экстазе женщина закрыла от усталости глаза и погрузилась в свои ощущения. Ее отливающие синим волосы распущены и как будто таят страшную опасность. Мрачный фон полотна тревожит и наводит на мысли о какой-то угрозе для всего человечества в целом.

Мунк, создавая произведение, в котором любовь тесно связана с окончанием жизни на земле, хотел передать все стадии, которые проходит женщина - от зачатия и рождения ребенка до самой смерти. А зрители посчитали достаточно вульгарной картину, на которой лишь нимб придает сходство с каноническим образом Мадонны.

«Расставание»: боль от разрыва отношений

В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека, изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий, и ее лицо навсегда стерто из его памяти.

Прямо перед мужчиной находится нечто, похожее на странное растение или существо с двумя головами. Красная субстанция, выглядящая поначалу цельной, неумолимо рвется в разные стороны. В работе использованы сюрреализм, символизм и модерн, передающие трагедию расставания.

Бессмертие в полотнах

Одинокий и трудно сходившийся с людьми Эдвард Мунк, произведения которого свидетельствуют о его несомненном таланте, при жизни вызывал много разговоров о своем творчестве, на котором отразилась противоречивая личность автора. Не желавший расставаться с выстраданными полотнами и мечтавший слиться с ними воедино, Мунк продолжает жить в своих картинах, сделавших его бессмертным.

Эдвард Мунк родился 12.12.1863 года на ферме в 140 километрах на север от Кристиании, так тогда назывался Осло. К моменту его рождения у родителей, которые поженились в 1861 году, уже была дочь Софи. Мальчик родился хилым и казался настолько слабым, что его пришлось крестить дома. Однако он прожил до 80 лет, стал великим норвежским художником-экспрессионистом, в то время как членов его семьи ожидала более драматичная судьба.

Биография и произведения Эдварда Мунка

В 1864 году семья Эдварда переехала в Кристианию. В 1868 году умерла от туберкулеза его мать Лора, оставив на руках убитого горем мужа пятерых детей. На помощь пришла сестра матери Карен Бьёльстад. Она была художницей-самоучкой, от неё-то маленький племянник и перенял любовь к живописи.

В 1877 году туберкулёз уносит ещё одну жертву из семьи Мунков. Умирает Софи - любимая старшая сестра Эдварда. Через непродолжительное время признаки шизофрении появляются у младшей сестры Лауры. Позднее в своих драматичных работах он передаёт эмоции, которые владели впечатлительным ребёнком от происходящего. Воспоминания о болезни, а затем смерти матери и сестры никогда не давали ему покоя.

В 1779 году Эдвард Мунк поступает в Технический колледж. Эта учёба приносит ему понимание, что дело всей его жизни - живопись. Он решительно оставляет колледж и поступает в Королевскую школу искусств и дизайна.

Его отец, военный врач Кристиан Мунк, который после смерти жены сверх меры ударился в религию, с настороженностью отнёсся к выбору сына. Став слишком богобоязненным, он тревожился о тех искушениях, с которыми его сыну предстояло столкнуться в искусстве.

В 1882 году совместно с шестью коллегами Эдвард арендует студию для занятий живописью. Наставником молодых художников становится живописец-реалист Кристиан Крог. Его влияние в дальнейшем отразилось на творчестве Мунка.

В течение 1883 года Эдвард Мунк впервые экспонирует свои работы на выставке, и его картина «Утро» вызывает положительные отзывы.

В марте 1884 года художник получает стипендию Шаффера, а в 1885 году впервые отправляется заграницу. Там он участвует во Всемирной выставке в Антверпене с портретом своей младшей сестры Ингер.

В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Он помнил её бледное лицо, тоненькие дрожащие руки, почти прозрачную кожу и потому мазками, которые зрителям казались незавершенными, он хотел отобразить почти призрачный образ умирающей девочки.

Весной 1889 года Мунк организовал свою первую персональную, и вообще первую сольную в Кристиании, выставку. Ему всего 26 лет. Накопленный к этому времени творческий багаж позволил ему выставить в Студенческом обществе 63 картины и 46 рисунков.

В ноябре от инсульта умирает отец Мунка. Эдвард в это время был в Париже и не мог успеть на его похороны. Уход отца для художника, глубоко впечатлительного с раннего детства, стал страшным потрясением. Его охватывает депрессия. Позже на свет появляется его печальная работа «Ночь в Сен-Клу». В образе одинокого мужчины, который сидит в тёмном помещении и всматривается в ночную синеву за окном, исследователи видят самого Эдварда или его недавно умершего отца.

С начала 1890-х годов в течение тридцати лет Эдвард Мунк работает над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». На картинах он отображает основные этапы существования человека и связанные с ними экзистенциальные переживания: любовь, боль, беспокойство, ревность и смерть.

В 1890 году Мунк показывает свои произведения на нескольких выставках. Он снова, третий год подряд, получает государственный грант и посещает Европу. В Гавре Мунк серьёзно заболевает ревматической лихорадкой, и его госпитализируют. В декабре пять его картин погибает во время пожара.

1891 год ознаменовался тем, что Национальная галерея впервые приобретает его работу «Ночь в Ницце».

Летом 1892 года Мунк проводит большую выставку в здании парламента в Кристиании. Работы Мунка понравились норвежскому художнику-пейзажисту Адельстину Норманну, и он приглашает его выставиться в Берлине. Но столица Германии встретила работы Мунка неприветливо до такой степени, что выставку пришлось закрыть уже через неделю после открытия. Художник поселяется в Берлине и приобщается к миру андеграунда.

Мунк проживает в Берлине, но постоянно посещает Париж и Кристианию, где обычно проводит всё лето. В декабре 1895 года Эдварда Мунка настигает очередная потеря - от пневмонии умирает младший брат Андреас.

В этом же 1985 году художник пишет первую версию самой поразительной и известной своей картины «Крик».

Эдвард Мунк. Крик. 1893

Всего Мунком написано четыре варианта «Крика». Это не единственная работа, версии которой он повторял неоднократно. Возможно, желание воспроизводить по несколько раз один и тот же сюжет было вызвано маниакально-депрессивным психозом, от которого страдал художник. Но также это могли быть поиски творцом самого совершенного изображения, досконально передающего его эмоции.

Известно несколько версий картины Мунка на тему «Поцелуй».





Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка

Эдвард Мунк обладал очень привлекательной внешностью, некоторые называли его самым красивым мужчиной Норвегии. Но с женщинами у него отношения либо не складывались, либо были сложны и запутанны.

В 1885 году Мунк влюбиляется в замужнюю женщину Милли Таулов. Роман длится несклько лет и заканчивается разрывом и любовными переживаниями художника.

В 1898 году Эдвард Мунк встречает Туллу (Матильду) Ларсен, бурный роман с которой длился последующие четыре года. Мунк писал о ней: «Тонкое и надменное лицо... обрамляющие его волосы подобны сиянию. Удивительная улыбка плотно закрытых губ напоминает мне об образе Мадонны и вызывает необъяснимое чувство тоски».

Летом 1902 года он получает огнестрельное ранение левой руки во время конфликта с любовницей, которая безуспешно пыталась стать женой Мунка. Эдвард окончательно расстаётся с Туллой Ларсон. Его душевное состояние становится всё более неуравновешенным. Как всегда, любые свои сильные переживания художник впоследствии отображает в своих произведениях.


Большую часть времени он проводит в Германии и регулярно выставляется. Постепенно Эдвард Мунк становится признанным, но спорным художником. В 1902 году он выставляет 22 картины из своего цикла «Фриз жизни», над которым постоянно работает. Картина «Мадонна» - одна из работ Мунка этой серии. Натурщицей для одной из версий картины послужила близкая подруга художника Дагни Юль (Хьелл).

В 1903 году у Мунка начался роман с английской скрипачкой Эвой Мудоччи. Их любовные отношения не складываются из-за нервных срывов, скандальности, подозрительности, неадекватности Мунка. К тому же он страдает от алкоголизма.

В детстве Эдварду снились страшные сны, которые рождались у впечатлительного мальчика под влиянием исступленных нравоучений чрезмерно религиозного отца. Мунка всю жизнь преследовали образы печальные умирающих матери и сестры. Ему было свойственно остро переживать любые события. В 1908 году произошёл срыв, и его в состоянии душевного расстройства отправили в частную психиатрическую клинику доктора Якобсона.

Последние годы жизни Эдварда Мунка

В 1916 году на окраине Кристиании Эдвард Мунк покупает усадьбу Экели, которую он полюбил и сделал своей постоянной резиденцией до конца жизни.

В 1918 году художник подхватывает испанский грипп, который бушевал в Европе полтора года в 1918–1919 годах. «Испанка» унесла, по разным подсчётам, 50–100 млн человек. Но Эдвард Мунк, который с рождения отличался слабым здоровьем, выживает.

В 1926 году умирает сестра Лаура, у которой шизофрения обнаружилась ещё в детстве. В 1931 году этот мир покидает тётя Карен.

В 1930 году у художника развилась глазная болезнь, из-за неё он почти не может писать. Однако в это время он делает несколько фотографических автопортретов и рисует эскизы, правда с искажёнными формами - в том виде, в каком стал видеть предметы.

В 1940 году Фашистская Германия оккупировала Норвегию. Сначала отношение к Мунку было приемлемым, но затем он попадает в список художников «дегенеративного искусства», в котором оказался и, например, его голландский коллега Пит Мондреан.

В связи с этим свои последние четыре года Эдвард Мунк жил словно под дамокловым мечом, опасаясь конфискации собственных картин.

Все свои работы он оставил муниципалитету Осло (Кристиания до 1925 года): около 1150 картин, 17800 гравюр, 4500 акварелей, рисунков и 13 скульптур, а также литературные заметки.