Кто такие опричники? Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия.

Текст: Матвей Вологжанин
Иллюстрации: Влад Лесников


Историки часто испытывают соблазн заниматься своей наукой так, как это делают, скажем, биологи, физики или математики. Им хочется создавать стройные системы, раздутые общие теории и вообще классифицировать все по полочкам и ящичкам. Вот вам ранняя формация феодализма, вот вам идеальный пример родоплеменной общины, вот вам структуры землепользования и их влияние на исторический процесс пассионарности…

Делают это историки не из врожденной злобности и не из-за того, что им надоедает быть в глазах общества типами, которые могут рассказать клевый анекдот про подвязки мадам Сорель, но больше ни к чему не пригодны. На самом деле у историков есть мечта. Они хотят так изучить прошлое человечества, чтобы было возможно предсказать его будущее. Создать такую науку, с помощью которой каждый пятиклассник бы знал, как нужно эффективно управлять странами и народами и вообще всем процессом существования человечества.

Вот они и стремятся сделать историю настоящей наукой, из-за чего больше половины серьезных исторических трудов совершенно невозможно читать. Хотя самые лучшие, самые великие историки просто рассказывают клевые анекдоты о подвязках мадам Сорель. Они потому и великие, что знают: ни просчитать, ни предсказать, ни направить исторической процесс нельзя, потому что он состоит из огромного числа ничтожных случайных фактов, которые никак нельзя учесть, определить и, проткнув булавкой, каталогизировать. Когда великие империи проигрывают битвы только потому, что у одного мула в обозе случилось расстройство желудка, вызванное слишком сочным кустом чертополоха, - из этого настоящей науки не сделаешь. Увы.

Но зато никто не мешает тебе ползать взад и вперед по временной шкале с линейкой и гигрометром, периодически восклицая: «Вы только посмотрите, к чему привело учреждение протопарламента в Чатал-Хуюке!*»

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Вообще-то в русской традиции название Çatal Hüyük чаще пишут как «Чатал-Хююк» или «Чатал-Гююк», уж не знаю по каким соображениям. Это один из древнейших городов мира, существовавший примерно 8–9 тысяч лет назад. Известно о чатал-хуюкцах очень немного. Например, то, что они намастерили зачем-то кучу каменных фигурок, изображающих женщин с большой грудью. Исследователи полагают, что тут мы видим свидетельства культа Богини-матери, но я посмотрю, что скажут эти исследователи, когда раскопают нашу редакцию и найдут MAXIM »


Поэтому в этой статье мы не собираемся утверждать, что если бы Ивана Грозного придушили подушкой в младенчестве, то это мы бы сейчас придумывали айпады для всего мира. Очень может быть, что и нет. Но зато мы можем вполне научно настаивать на том, что кое-какие ошметки построенной этим царем системы живы до сих пор. Например, некоторые элементы опричнины, несомненно, все еще пребывают с нами. К сожалению.


Несколько слов о маленьком Титке


Если уж речь зашла о случайных факторах в истории, то, видимо, к ним можно отнести и потрясающую врожденную трусость маленького Тита, более известного нам под именем .

Да, малютке многое пришлось пережить. Он родился в 1530 году и в три года потерял отца, а в восемь - мать. Детство будущего царя проходило под нескончаемую распрю его дядь­ев и опекунов, которые боролись за право контроля над малолетним великим князем. Заговоры, казни предателей, перевороты и народные бунты шли бесконечной чередой, и то, что Титу-Иоанну удалось все-таки выжить в этом змеюшнике, а не порезаться случайно ножичком по детскому недомыслию, можно опять-таки счесть исторической случайностью.

Недоверчивость, панические атаки и частые приступы чистейшей паранойи в результате стали важными чертами царского характера: для властителя той воинственной эпохи смерти, боли и болезней он страшился невероятно.

Но все-таки только сложным детством его характер объяснить нельзя. Много страдавшие в юности люди сплошь и рядом оказываются склонны к милосердию и альтруизму - вещам, в которых Грозного упрекнуть нельзя. Скажем, английская Елизавета Великая, современница Грозного, понавидалась в детстве картин и похлеще, включая вид матери на эшафоте и собственное многолетнее заключение в ожидании возможной казни, но при этом кровожадным зверем не стала, а правила вполне вегетарианским по тем временам образом, что тем не менее не помешало ей заложить начало Британской империи.

Грозный же в принципе не был знаком с чувством милосердия, зато до старости отлично умел прятаться под лавками, если вблизи царской опочивальни раздавался подозрительный шум.


Мир для Грозного, судя по его собственным записям, выглядел примерно следующим образом.

Отлично зная себе цену, этот трусливый, суеверный и неблагородный человек видел несомненную Божью волю в том, что он - великий князь. В письмах он высказывал неоднократно мысль о том, что раз уж перст Господень указал на него, то, стало быть, какой он есть, такой он и нужен Богу. Железная логика. На самом деле, если уж высшие силы могли возвести на престол красавца богатыря с рыцарским нравом, а выбрали его, злого Титку, мочащегося под себя при виде жучки, то зачем пытаться быть лучше? Каким родился, таким и пригодился…

Иоанн Грозный даже сердился на Бога за то, что тот, похоже, готовит его к огню адскому, заставляя топить проклятых новгородских младенцев, казнить посмевшее возроптать мужичье. Его руками, Иоанновыми, Боженька расчищает этот хлев. А что если потом возьмет да и насыплет в эти рученьки углей бесовских?!

Очень Грозный себя жалел.



Впрочем, до 35 лет Иоанн более или менее держался. Не доверяя боярам - высшей аристократии Руси, он собрал вокруг себя кружок относительных единомышленников, половина из которых были людьми не слишком знатными (князь Курбский называет этот круг Избранной Радой, с тех пор термин закрепился).

Царь с этими советниками проводит реформы, приведшие в дальнейшем к созданию в стране того самодержавия, которое предстало перед нами несколькими веками позже. Он заботится о дополнительном закрепощении крестьян, стягивает в свои руки власть, оттяпывает землишку у соседей, но ведет себя относительно аккуратно. Например, открыто не покушается на гражданские свободы - напротив, нередко продвигает вполне демократические нормы, в ущерб боярам даруя свободы и выборность различным общинам. Головы, конечно, порой летят, но такова уж царева работа.

Но чем старше становился царь, тем дурнее делался его характер. И вскоре вчерашним любимцам пришлось разбегаться от него по всем сторонам света - от Ливонии до Италии, так как у Грозного появилась неприятная привычка отыскивать заговоры повсюду, начиная с собственного нужника, после чего виновные вкушали весь спектр средневековой следственной деятельности (насчет нужника мы не шутим: из-за частого расстройства пищеварения царь подозревал близких, слуг и родных в том, что те его травят и наводят порчу). Многочисленные войны 1550–1560-х годов также не улучшали настроения никому из the moskovits, как нас именовали в европейских хрониках той эпохи. Иностранцы, попадавшие сюда, оставляли убийственные свидетельства того, что народ пухнет от голода, вымирая целыми волостями; в войска, идущие то на шведов, то на татар, то на литовцев, забирают деревнями от мала до велика и чуть ли не баб, а готовность московитов терпеть все происходящее поистине повергает в изумление. После очередного серьезного поражения на реке Уле в 1564 году Грозный решил наконец навести порядок и взялся переделывать страну. Сперва он сообщил, что отрекается от престола, доверительно поведав народу, мол, пускай жадные и злые колдуны-бояре с вами теперь разбираются, а я устал, я ухожу.


Некоторая часть народа в лучших традициях взвыла: «Царя-батюшку обижают!» - и Грозный поспешил выступить с заявлением: так и быть, раз уж без меня вы не можете, то я, пожалуй, не стану отрекаться, но теперь держитесь, ужо я вами всеми займусь! Такая вот нехитрая пиар-кампания.

Первым делом Грозный разделил страну пополам. Южную часть, где находились в основном вотчины древней аристократии, он поименовал «земщиной». Северные же волости, населенные преимущественно свободными крестьянами, в том числе Вологду и Галич, он объявил особой, то есть опричной, территорией. Еще Грозный набрал себе личную гвардию - неродовитых потомков боярских семей, дворян, а также вовсе безродных авантюристов, как местных, так и европейских.

Эти достойные люди получили звание «опричники» - «особисты». Грозный рассчитал, что раз их возвышение и доходы будут зависеть только от него, то и предательства с их стороны ему опасаться ненадобно. А для надежности сделал все, чтобы стравить опричников с боярами и простым населением.

На опричников не распространялись законы, их запрещено было судить.

Опричники не имели права дружить, да и просто разговаривать ни с кем из земщины, дабы снизить риск подкупа и заговора.

Опричники могли брать любое имущество земщины бесплатно. Если кто недоволен - милости просим подавать челобитную царю, коль не жаль собственной шкуры.


Первым делом Грозный отправил опричников резать и убивать особенно несимпатичных ему бояр, членов боярских семей, их слуг, их друзей, их жен и детей. К тому времени царь стал столь православен, что организовал свой офис в храме Александровской слободы. Тут отдавались приказы об арестах и казнях, сюда притаскивали еще дышавшие остатки наказанных, если царь желал напоследок полюбоваться на предателя или сам поработать ножичком.

Чтобы опричник был виден издалека, ему выдавались особые знаки отличия: метла, символизировавшая наведение порядка, и отрезанная голова собаки, знаменовавшая готовность грызть зубами царских врагов. Все это вывешивалось на седлах.

Чтобы народ все усвоил правильно, царь выпустил несколько обращений, объяснявших, почему служитель царя - ставленника Бога - стоит выше любого закона и почему человека на государевой службе нельзя судить обычным судом. Потому, что он на государевой службе!

Простой народ не без удовольствия смотрел, как режут проклятых бояр, однако оказался недостаточно смиренен, чтобы испытывать такое же удовольствие от того, что опричники убивают и грабят обычных верноподданных. Поначалу молодцам, залетавшим в избы, пытались давать отпор. Но наказание за сопротивление законным действиям представителя власти наступало немедленно, и вскоре московские, ростовские и ярославские улицы стали похожи на беззубые рты - так много там было сожженных домов мятежных хозяев, которых опричники вешали на их собственных воротах со всеми чадами и домочадцами. А чтобы народишко не сомневался, что опричники беспредельничают по царской воле, Грозный и сам периодически участвовал в небольших походах на села и города.



Самое подробное из сохранившихся описаний опричной жизни принадлежит перу немецкого авантюриста Генриха Штадена, уроженца Мюнстера. В Московское государство он попал из Литвы, так как имел, по его словам, «злосчастную привычку ввязываться в предприятия, которые сулили не столько выгоду кошельку, сколько веревку шее». Узнав, что выезд из Московского государства, коли уж ты сюда попал, невозможен, так как любого пытающегося пересечь границу незамедлительно казнят, Генрих приуныл, но вскоре встретил земляков, которые соблазнили его вступить в ряды опричников, что «сделать нетрудно, так как царь гораздо меньше верит своим соплеменникам, чем иноземцам».

Прибавив себе чину и родовитости, благо для этого требовалось лишь собственное устное подтверждение, Генрих отправился на царский двор, где был немедленно принят на службу. Его щедро оделили деньгами, вскоре также легко выдали несколько поместий с крестьянами, и жизнь у Штадена пошла очень неплохая.

«Тогда великий князь отправился грабить свой собственный народ, свою землю и города. И я был при великом князе с одной лошадью и двумя слугами. Все города и дороги были заняты заставами, а потому я не мог пройти со своими слугами и лошадьми. Когда же я вернулся в свое поместье с 49 лошадьми, из них 22 были запряжены в сани, нагруженные всяким добром, - я послал все это на мой московский двор».

«Когда великий князь уехал в Псков, ко мне прибежали купцы из города Холмогоры. У них было много соболей - они боялись, что опричники отнимут у них товар на заставах. Они просили купить этих соболей и дать за них хоть какие-нибудь деньги. Я мог бы забрать этих соболей у них и вообще им не платить, но соболя мне были не нужны, так как мне их много прислал человек, который собирает дань с самоедов соболями. Купцам я ничего не сделал и отпустил их».

«Тут начал я брать к себе всякого рода слуг, особенно же тех, которые были наги и босы; одел их. Им это пришлось по вкусу. А дальше я начал свои собственные походы и повел своих людей назад внутрь страны по другой дороге. За это мои люди оставались верны мне. Всякий раз, когда они забирали кого-нибудь в полон, то расспрашивали честью, где - по монастырям, церквам или подворьям - можно было бы забрать денег и добра, и особенно добрых коней. Если же взятый в плен не хотел добром отвечать, то они пытали его, пока он не признавался. Так добывали они мне деньги и добро».

«Как-то однажды мы подошли в одном месте к церкви. Люди мои устремились вовнутрь и начали грабить, забирали иконы и тому подобные глупости. А было это неподалеку от двора одного из земских князей, и земских собралось там около трехсот человек вооруженных. Эти триста человек гнались за шесть­ю всадниками. В то время только я один был в седле и, не зная, были ли те шесть человек земские или опричные, стал скликать моих людей из церкви к лошадям. Но тут выяснилось подлинное положение дела: те шестеро были опричники, которых гнали земские. Они просили меня о помощи, и я пустился на земских. Когда те увидели, что из церкви двинулось так много народа, они повернули обратно ко двору. Одного из них я тотчас уложил одним выстрелом наповал, прорвался чрез их толпу и проскочил в ворота. Из окон женской половины на нас посыпались каменья. Кликнув с собой моего слугу Тешату, я быстро взбежал вверх по лестнице с топором в руке. Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты. Я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог. А я перешагнул через труп и познакомился с их девичьей. Затем мы проехали всю ночь и подошли к большому незащищенному посаду. Здесь я не обижал никого. Я отдыхал».



Впрочем, Штадену в конце концов пришлось все же бежать из этих райских мест. И это ему удалось. Он добрался до Германии, ухит­рился дожить там до почтенных лет и даже умереть не на виселице. Избавил же наших предков от «особой» власти крымский хан Девлет-Гирей, решивший в 1571 году пограбить Москву.

Известие о вторжении татар Грозный воспринял спокойно. Царь прекрасно знал, на что способны его бравые опричники, с помощью которых он только что усмирил мятежный Новгород - тогда слуги государевы вырезали за сутки больше шести тысяч человек, включая баб и младенцев, и даже не вспотели. Грозный верил в своих опричников. В их надежного главу - доблестного Малюту Скуратова, который только что жестоко наказал всех бунтовщиков в Москве. Двести человек казнили на Лобном месте одновременно: рубили топорами, вешали, жгли, сдирали кожу. Крик стоял на всю Москву… Что там татаришки хилые сделают таким отважным псам? Отважные псы, однако, имели другое мнение. Услышав, что на Москву идет татарское войско в сорок тысяч человек, опричники вдруг вспомнили, что у них ужасно много важных дел в их северных опричных поместьях. К тому моменту, когда Девлет-Гирей подходил к Москве, там осталось не больше пяти сотен опричников. (К чести Генриха Штадена, упомянем, что он-то со своими людьми как раз предпринимал попытку атаковать подходивших татар. Правда, это кончилось потерей всего отряда, самого же Генриха спасло падение с лошади в реку в момент атаки.)


Бой успел принять вовремя подоспевший боярин Михаил Воротынский, основатель Воронежа. Его армия, пусть и немногочисленная, отогнала татар, успевших уже зажечь и пограбить московские предместья. Татары в тот момент были больше озабочены сохранностью добычи, особенно 60 тысяч русских невольников и невольниц, которых они гнали перед собой на продажу. Поэтому они предпочли не спеша отступать, уклоняясь от нападения на Воротынского, но в готовности дать ему отпор, если тот атакует. Тот атаковать так и не решился, но дело было сделано: в Москву Девлет-Гирея удалось не пустить. (В награду за это царь через пару лет собственноручно выдерет Воротынскому бороду и засыплет раскаленными углями его тело на пыточном столе. Если верить свидетельству Курбского, именно так умер спаситель Москвы, заподозренный параноидальным царем в очередном заговоре.)

Как ни странно, но на измену опричников царь отреагировал довольно спокойно. Правда, само слово «опричнина» было запрещено произносить, за это полагалось наказание кнутом, но большинство из опричников не были наказаны (тот же Малюта Скуратов по-прежнему пользовался царской милостью), и многие из них просто потихоньку разъехались по жалованным им поместьям и стали, таким образом, основными родоначальниками русского мелкопоместного дворянства.

«Все, что они делали, - писал Генрих Штаден, - было с одобрения царя. Злые дела они делали не против государевой власти, а против народа, а за то в Московии не карают».

И еще очень долго в России лица при власти будут находиться выше закона, который перестает действовать, когда речь заходит о правонарушениях «государевых людей».

Опричника, м. 1. Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV (истор.). При помощи опричников Иван IV окончательно сломил крупных бояр вотчинников и укрепил единую власть царя. « Мы де люди царские, опричники! А … Толковый словарь Ушакова

Приспешник Словарь русских синонимов. опричник сущ., кол во синонимов: 3 воин (78) кромешник … Словарь синонимов

ОПРИЧНИК, а, муж. Человек, служивший в опричнине (в 3 знач.). Царский о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Корабль (клипер) Балтийского флота, погиб в декабре 1861 в Индийском океане, возвращаясь из похода на Дальний Восток. В 1873 в Кронштадте открыт памятник «О.» гранитная скала высотой 1,9 м на базе высотой 0,75 м увенчана сломанным якорем и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

«Опричник» - «Опричник», корабль (клипер) Балтийского флота, погиб в декабре 1861 в Индийском океане, возвращаясь из похода на Дальний Восток. В 1873 в Кронштадте открыт памятник «Опричнику» — гранитная скала высотой 1,9 м на базе высотой 0,75 м… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (иноск.) не подчиняющийся общим взглядам (намек на опричников при Иоанне Грозном, пользовавшихся особыми правами) Ср. Опричь, кроме, исключительно, особо. Ср. Временщики да любимцы те же опричники. Ср. Опричник бобыль. Ср. И нигде нет приюта, и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ОПРИЧНИК - Служилый человек, состоящий в рядах опричного войска царя* Ивана Грозного*. В 1565 г. Иван IV Грозный разделил территорию русского государства на опричнину и земщину. Слово опричнина (от древнерусского опричный, то есть особый) ранее обозначавшее … Лингвострановедческий словарь

опричник - (рус. опричник) припадник на телесната гарда (военополициски одреди) на рускиот цар Иван Василевич, наречен Грозни опричниците биле регрутирани претежно од ситното благородништво, а царот ги користел во своите потфати против високата и богата… … Macedonian dictionary

Залив Приморской обл., Северно Уссурийского края, на побережье Сев. Японского моря, к С от залива св. Владимира, 44°28 с. ш. и 195°43 в. д. (от Пулкова). Углубляется в материк почти на 4 в.; столько же расстояние между входными мысами; по своему… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Опричникъ (иноск.) неподчиняющійся общимъ взглядамъ (намекъ на опричниковъ при Іоаннѣ Грозномъ, пользовавшихся особыми правами). Ср. Опричь, кромѣ, исключительно, особо. Ср. «Временщики да любимцы тѣже опричники». Ср. Опричникъ бобыль. Ср. И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Опричник , Pyotr Tchaikovsky. Репринтное нотное издание Tchaikovsky, Pyotr`The Oprichnik`. Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed chorus; Scores…
  • Опричник , Pyotr Tchaikovsky. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Tchaikovsky, Pyotr "The Oprichnik" . Жанры: Operas; Stage Works; For…

Кто такие опричники? Откуда они пошли? Что такое опричнина?

  1. Это дальние родственники КГБ и Гестапо!
  2. Опри#769;чник человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли государевыми людьми.
    По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость выгрызть и вымести измену. Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от земских людей. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. Исключительно дворянский состав опричнины (как титулованной, так и нетитулованной) и принесение личной присяги главе конгрегации позволяет говорить об опричнине как об орденском образовании военно-монашеском или военно-политическом Ордене Опричников.
    Опричники одевались в чрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла чтобы выметать измену, и собачья голова чтобы вынюхивать и выгрызать измену по Карамзину. Тем не менее наличие собачьей головы упоминают не все современники, а метла таковой могла и не являться. Так, Штаден пишет: опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников.

    Древнерусское слово опричь (наречие и предлог) , согласно словарю Даля, означает: Вне, окроме, снаружи, за пределами чего. Отсюда опричный посторонний; особый.

    Опри#769;чнина период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года) , обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также опричниной называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников (Государева опричнина)

  3. кто-то
  4. ОПРИЧНИНА система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 15651572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово опричнина (опришнина) происходит от древне-русского особый. В 1415 вв. Опришниной называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением).

    Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с обескровившей страну начавшейся в 1558 Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства (Святой Руси).

    Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М.Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с.Коломенское. В Москву он не вернулся, скитался несколько недель в ее окрестностях, пока не поселился в 65 верстах от столицы в Александровской слободе. 3 января 1565 Иван Грозный объявил о своем отречении от престола по причине гнева на бояр, воеводских и приказных людей, обвиняя их в измене, казнокрадстве, нежелании воевать против недругов. Посадским же объявил, что гнева и опалы на них не имеет.

    Опасаясь смуты в Москве, 5 января в Александровскую слободу прибыла оттуда депутация от бояр, духовенства и посадских людей во главе с архиеписком Пименом с просьбой к царю вернуться и вершить дело государево. Вырвав у Боярской думы согласие на введение в государстве чрезвычайного положения, царь выдвинул условия, что впредь он был волен казнить и миловать по своему усмотрению и потребовал учредить опричнину. В феврале 1565 Грозный вернулся в Москву. Приближенные не узнали его: горящий взгляд его померк, волосы поседели, взгляд бегающий, руки трясутся, голос хриплый (Прочитав об этом у В.О.Ключевского, врач-психиатор академик В.М.Бехтерев через четыре века поставил диагноз: паранойя)

    Значительная часть территории Московского государства выделялась Иваном Грозным в особый государев удел (опричь); здесь традиционное право подменялось словом (произволом) монарха. В государевом уделе были созданы свои: дума, приказы (кельи), личная гвардия царя (до 1тыс. опричников в начале и к концу опричнины до 6 тыс.). В опричнину отошли лучшие земли и более 20 крупных городов (Москва, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг др.); к концу опричнины ее территория составляла 60% Московского государства. Территория, не вошедшая в опричнину, называлась земщиной; она сохранила Боярскую думу и свои, приказы. С земщины царь потребовал на устройство опричнины огромную сумму 100 тыс. руб. Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины.
    http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OPRICHNINA.html

  5. это отряд ивана грозного облаченые в монашеские ряссах которые сеяли ужас

Наверное, в правление Иоанна Грозного появились первые диссиденты. Ими были Андрей Курбский, Сильвестр Адашев и некоторые другие.

Кто такой Курбский? Это предатель, который обменял жизнь русских разведчиков на теплое гнездышко на просторах Европы. Его труды стали основой того, что мы знаем об опричнине.

Измена Курбского и недоверие бояр к царю как к военному гению наводит его на мысль о всеобщей тотальной диссиденции. Он принимает рискованное решение. И вместе с семьей и челядью покидает Москву. После этого царь пишет послание, в котором обвиняет бояр в измене и отрекается от престола.

Уход царя повергает Россию в панику. Народ слушает это послание и понимает, что во всем виноваты бояре. Он намеревается покончить с ними раз и навсегда. И перепуганная элита слезно просит государя вернуться обратно в Москву.

Хитрая политика царя Ивана увенчалась успехом. У него появилось полное право в любом случае упрекать бояр и князей изменой и карать их за это. В Москву он не переезжает, обосновавшись в Александровской слободе. И в 1565 году он своим указом определяет это место как особое, выделяемое. И дает ему название опричнина. Позже к ней были присоединены самые престижные земли России. А все остальное получило название земщины.

Для вершения царской воли был создан отряд бандитов-опричников. Именно бандитов, потому что в реальном бою с грозным противником эти люди гибли моментально. Само их назначение заключалось в проведении репрессий против земщины.

К своим седлам опричники крепили собачьи головы и метла в знак верности царю и избавления страны от мусора. Под мусором подразумевалась все та же земщина. В опричнину принимались люди, не имеющие родственных или дружеских связей с боярщиной.

Вместе с опричниками царь насиловал дев, плясал и устраивал попойки. А после этих оргий он провдил принародные пытки предателей. Заканчивались оргии молебнами и покаянными канонами.

В 1570 году опричное войско с царем Иваном во главе вышло в поход против опального Новгорода. В нем оно устроило кровавую резню, грабеж церквей и прочие мерзости.

Вслед за Новгородом пришла участь Пскова. Но при въезде в этот город царь наткнулся на юродивого Николу. Тот выхватил из-за пазухи кусок сырого мяса и стал угощать им царя. Наверное этот отважный поступок и спас город.

В 1571 году в Москве были организована масштабная казнь бывших фаворитов царя. Несколько дней продолжалось бесчинство. За это время были растерзаны тысячи людей. И не все из них были опричниками. Были казнены многие бояре, монахи и простые люди.

В том же году вскоре после казни на Москву напал крымский хан. Его войско как нож сквозь масло прошло через ряды опричников и сожгло Белокаменную почти дотла. Вскоре после этих событий царь раскаялся в создании опричнины. Она была распущена. А позже был написана поминальная книга всех погибших в эти страшные годы.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова опричник

опричник в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

опричник

опричника, м.

    Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV (истор.). При помощи опричников Иван IV окончательно сломил крупных бояр-вотчинников и укрепил единую власть царя. - Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться! А.К. Толстой. Опозорил семью нашу честную злой опричник царский, Кирибеевич. Лермонтов.

    перен. Угнетатель народа, верный приспешник врагов народа (презрит.). Безобразные формы эксплуатации на предприятиях плюс нестерпимый полицейский режим царских опричников, - обстоятельство, превращавшее каждую серьезную стачку рабочих в

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

опричник

А, м. Человек, служивший в опричнине (в 3 знач.). Царский о.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

опричник

    Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины (1*3) в царствование Ивана IV (Грозного).

    перен. Угнетатель народа, верный приспешник врагов народа.

Википедия

Опричник

Опри́чник - телохранитель , человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

«Опричник» - более поздний термин для этого явления. Древнерусское слово «опричь» , согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» - «отдельный, выделенный, особый». Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми» . Слово «опричник» вернулось в русский язык стараниями Н. М. Карамзина в начале XIX века и стало нарицательным для тех, кто жестокими мерами боролся с революционерами.

Опричник (опера)

«Опричник» - опера П. И. Чайковского на либретто композитора по одноимённой повести И. И. Лажечникова. Написана в 1870-1872 годах, премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).

Опричник (клипер, 1880)

Опричник - русский парусно-винтовой клипер (крейсер 2-го ранга) четвёртой серии. Построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге под наблюдением подполковника Н. А. Самойлова. Единственный из кораблей серии оборудован двумя бортовыми спонсонами для размещения орудий главного калибра.

Опричник (значения)

Опри́чник :

  • Опричник - человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
  • «Опричник» - трагедия И. И. Лажечникова.
  • «Опричник» - опера П. И. Чайковского.
  • Опричник - залив Японского моря.

«Опричник» - русские парусно-винтовые клипера:

  • Клипер «Опричник» - шестипушечный парусно-винтовой клипер Российского императорского флота, спущенный на воду в Архангельске в 1856 году. Погиб в Индийском океане при возвращении с Дальнего Востока в Кронштадт в ноябре 1861 года.
  • Клипер «Опричник» - парусно-винтовой клипер Российского императорского флота, построенный в 1880 году.

Опричник (залив)

в заливе Опричник

Опричник (клипер, 1856)

«Опричник» - русский шестипушечный парусно-винтовой клипер , спущенный на воду в 1856 году. Проходил службу в Кронштадте, затем на Дальнем Востоке. При возвращении оттуда в Кронштадт в ноябре 1861 года погиб.

Примеры употребления слова опричник в литературе.

В этих словах боярина прозвучала ненависть к недругу всех самых больших бояр: не опричник , не однодворец какой-нибудь, сам такой же боярин, старинного рода, - он разорял боярство, лишая его родовых, прадедовских привилегий и прав.

Услуга же была оказана князем в той же сцене добродетельному разбойнику Ивану Перстню, которого опричники собирались казнить: князь спас его от смерти, а тот затем выведет князя из царской тюрьмы и спасет его.

В опричниках Толстой видит только лишь шайку честолюбцев, лжедрузей власти, не понимая, что опричники представляли собой помещичий слой, дворян, более, чем бояре, преданных царю-самодержцу, помогавших ему укрепить в государстве централизованную власть.

Боятся меня и земские, и опричники , жалует царь за молодечество, проклинает народ православный.

По мере того как князь удалялся, опричники , усмиренные появлением юродивого, опять начинали буянить.

Разбои в окрестностях Москвы особенно умножились с тех пор, как опричники вытеснили целые села хлебопашцев, целые посады мещан.

Но время от времени Иоанн или опричники его выпускали зверей из клеток, драли ими народ и потешались его страхом.

Правда, переменился он с тех пор, как, всему боярству на срам, в опричники пошел!

Только что уснувшие опричники услышали знакомый звон, вскочили с полатей и спешили одеться.

Все опричники , одетые однолично в шлыки и черные рясы, несли смоляные светочи.

К сему-то проклятому месту, но не в темную ночь, я в утро солнечное, Малюта и опричники его направляли бег свой.

Как опричники избу-то запалили, так сперва стало жарко, а как сгорела-то изба, так и морозом хватило на дворе!

Не потому люди губят людей, что одни опричники , другие земские, а потому, что и те и другие - люди!

Он торопит их к Поганой Луже, поправляет башлык на царевиче, чтоб не узнали опричники , кого везут на смерть.

Но думают опричники , что скачет простой человек меж Хомяка и Малюты, и только дивятся, что везут его казнить так далеко.