Мастер и маргарита своеобразие жанра композиции. Сюжетно-композиционные особенности романа М

Цели урока:

  • познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”,
  • помочь понять разноплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического);
  • выяснить авторскую позицию по отношению к героям произведения;
  • формировать умение публичных выступлений;
  • воспитывать нравственное отношение к окружающим.

Оборудование: презентация учителя,компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Н.Тихонов

Тип урока: повторительно-обобщающий

Задачи: определить художественные особенности романа, выявить уровень восприятия произведения.

Основной дидактический метод: лекция с элементами беседы.

Частные методы и приемы: слово учителя, индивидуальные сообщения учащихся, работа с текстом, выполнение теста.

Компьютерная презентация представлена в Приложении 1

Ход урока

1. Сообщение темы, цели и эпиграфа урока (1, 2 слайд).

Роман М.А.Булгакова – значительный памятник русской художественной литературы XX века, навсегда вошедший в мировую сокровищницу.

Более 10 лет работал писатель над своим произведением, так и не завершив и не увидев его напечатанным. История его создания – сама по себе значительный, трагедийный сюжет. Всё, что было пережито, что составляло его талант и опыт, он отдал роману “Мастер и Маргарита”, ставшему поистине живой книгой. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нём воедино, как в жизни.

“Мастер и Маргарита” – это поэма о нравственности, об ответственности человека за добро и зло, о “настоящей, вечной и верной любви”, эта книга настраивает на думы и размышления о вечных духовных ценностях.

2. Лекция с элементами беседы.

А. Особенности жанра романа (3, 4 слайд).

– К какому жанру можно отнести роман? (бытовой /картины московского быта 20-30 годов/, фантастический /элементы фантастики/, философский /вечные проблемы/, автобиографический, любовный, сатирический)

Б. Особенности композиции (5 слайд).

– Каковы особенности композиции романа?

Композиция романа многоплановая: это “роман в романе”. В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.

– Приведите примеры из текста.

“– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I) ” и т.д.

В. Пространственные и временные рамки романа (6 слайд).

– Когда и где происходит действие романа?

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

В романе о Понтии Пилате время точно рассчитано. События начинаются “ранним утром14 числа весеннего месяца нисана”, заканчиваются в субботу, на рассвете 15 нисана. В Москве действие происходит “однажды весною” в течение 4 дней. И “один миг” о полуночи – бал у Воланда.

Г. Система образов романа (7 - 12 слайд).

– Чем определяется система образов романа?

Система образов романа определяется сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о героях романа).

– Какие средства художественной выразительности использует Булгаков, описывая жизнь москвичей?

В ершалаимских главах все точно, каждое слово употреблено в его прямом значении. В романе о Мастере речь персонажей изобилует вульгаризмами, газетными штампами. (“Входила милиция в числе двух человек”, “ В руках имелся примус” и другие). Некоторые изречения стали афоризмами.

Жизнь москвичей Булгаков изображает сатирически, используя такие приемы как гротеск и фантастику. (Таинственное перемещение Степы Лиходеева в Ялту, История с валютой, костюм председателя комиссии, подписывающий документы и другие).

3. Тест по содержанию романа с последующей самопроверкой (13,14 слайд).

  • В чём проявляется своеобразие композиции романа “Мастер и Маргарита”? А) кольцевая композиция; Б) хронологический порядок развития событий; В) параллельное развитие трёх сюжетных линий; Г) параллельное развитие двух сюжетных линий.
  • “Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. В чём смысл этого изречения? А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм; Б) речь идёт не о вере, а об Истине; В) автор передаёт смысл библейской притчи; Г) Иешуа – подстрекатель разрушения храма в Ершлаиме.
  • Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? А) соответствие библейскому сюжету; Б) противопоставление библейскому сюжету; В) автор показывает бедность героя; Г) подчёркнута внутренняя свобода героя, противопоставленная иерархическому миру.
  • Эпиграфом к роману Булгаков выбрал слова Гёте: “Я – часть той силы, что вечно хочет … и вечно совершает …”. Какие слова пропущены в данном афоризме? А) зло; Б) истина; В) добро; Г) благо.
  • Узнай портрет. “Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки”.
  • Узнай портрет. “Маленького роста, пламенно-рыжий, с клоком, в полосатом добротном костюме… из кармана торчала обглоданная куриная кость”.
  • Найдите двойников героям романа: Мастер – …; Алоизий – …; Иван Бездомный –… ; Наташа – ...
  • Почему у Маргариты нет в романе двойника? А) она одинока; Б) этим подчёркивается её избранность и неповторимость; В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире; Г) её двойником является Гелла.
  • Кому принадлежит в романе миссия наказывать за пороки? А) Понтию Пилату; Б) Мастеру; В) Маргарите; Г) Воланду.
  • 4. Итог урока (15,16 слайд).

    – Почему эпиграфом к уроку выбраны слова Н.Тихонова “Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда”?

    – Какие выводы можно сделать по итогам урока?

    Исследователями неоднократно отмечалось, что роман “Мастер и Маргарита” - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит “Мастера и Маргариту” за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.

    Это философское произведение: по глубине и остроте проблем, затрагивающих коренные вопросы бытия; по обилию ассоциативных, свободных связей внутри и вне текста; по внутренней полемичности самого художественного мышления автора, выстраивающего собственные концепции, отталкиваясь от традиции…

    Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

    Такие рукописи действительно не горят!..

    –Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой “Памяти М.А.Булгакова”. Каким словом А.Ахматова передает психологическое, душевное состояние писателя именно в тот период, когда он работал над романом “Мастер и Маргарита”?

    5. Объяснение домашнего задания.

    Подготовить рабочие материалы к классному сочинению “Особенности композиции и проблематика романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

    Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. В «Мастере и Маргарите» анализ нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.

    Краткий анализ

    Год написания – 1928-1940 гг.

    История создания – Источником вдохновения для писателя стала трагедия Гете «Фауст». Первоначальные записи были уничтожены самим Булкаговым, но после восстановлены. Они послужили основой для написания романа, над которым Михаил Афанасьевич работал в течение 12 лет.

    Тема – Центральная тема романа - противостояние добра и зла.

    Композиция – Композиция «Мастера и Маргариты» весьма сложна - это двойной роман или романа в романе, в котором параллельно друг другу ведутся сюжетные линии Мастера и Понтия Пилата.

    Жанр – Роман.

    Направление – Реализм.

    История создания

    Впервые писатель задумался над будущим романом в середине 20-х годов. Толчком для его написания послужило гениальное произведение немецкого поэта Гете «Фауст».

    Известно, что первые наброски к роману были сделаны в 1928 году, однако в них не фигурировал ни Мастер, ни Маргарита. Центральными персонажами в первоначальном варианте были Иисус и Воланд. Также было немало вариаций названия произведения, и все они крутились вокруг мистического героя: «Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда». Лишь незадолго до своей смерти, после многочисленных правок и дотошной критики, Булгаков переименовал свой роман в «Мастера и Маргариту».

    В 1930 году, крайне недовольный написанным, Михаил Афанасьевич сжег 160 страниц рукописи. Но спустя два года, отыскав чудом уцелевшие листы, писатель восстановил свой литературный труд и вновь приступил к работе. Интересно, что изначальный вариант романа был восстановлен и опубликован спустя 60 лет. В романе под названием «Великий канцлер» не было ни Маргариты, ни Мастера, а евангельские главы сводились к одной - «Евангелие от Иуды».

    Булгаков трудился над произведением, ставшим венцом всего его творчества, вплоть до последних дней жизни. Он бесконечно вносил поправки, переделывал главы, добавлял новые персонажи, корректировал их характеры.

    В 1940 году писатель тяжело заболел, и был вынужден диктовать строки романа своей верной супруге Елене. После смерти Булгакова она пыталась издать роман, однако впервые произведение увидело свет лишь в 1966 году.

    Тема

    «Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением, в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы - вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа.

    Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл.

    Не менее важной в романе является проблема выбора , которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата.

    В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков , которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь.

    Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути.

    Композиция

    Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе : в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором - о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий.

    В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» – в 30-х годах ХХ столетия, а во втором - в 30-х годах новой эры.

    Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная - Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия , до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами.

    В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке - Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом.

    Главные герои

    Жанр

    Жанр «Мастера и Маргариты» определить весьма непросто - настолько многоликим является это произведение. Чаще всего его определяют как фантастический, философский и сатирический роман. Однако в нем с легкостью можно отыскать признаки и других литературных жанров: реализм переплетается с фантастикой, мистика соседствует с философией. Столь необычный литературный сплав делает произведение Булгакова по-настоящему уникальным, которому нет аналогов в отечественной или зарубежной литературе.

    Мениппея чрезвычайно интересна для литературоведческого анализа. Сочетая необузданную фантастику с постановкой глобальных мировоззренческих проблем, этот жанр намеренно создает провокационные ситуации для подтверждения либо опровержения тех или иных философских идей. Одной из важнейших характеристик мениппеи является морально-психологический эксперимент, предполагающий нарушение нормального хода событий. Смешение реальности с вымышленным миром, совмещение хронотопов позволяют создать условия для проверки традиционных представлений о вечных ценностях, о непреложных истинах. Особенностями жанра и определяется сюжетно-композиционное своеобразие произведения.

    В булгаковской мениппее несколько хронотопов. Один из них – российская столица 30-х годов XX столетия; второй – Ершалаим, первые три десятилетия нашей эры (это не реальное пространство и время, а роман Мастера); третий хронотоп имеет условные координаты, это, скорее всего, вечность и бесконечность. Здесь пребывает булгаковский князь тьмы. Ему обеспечен доступ во все сферы человеческого бытия: в художественный мир придуманной Мастером истории, в конкретное пространство города, в котором живут главные герои, и, что поразительно, даже в сферу душевной болезни. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, насколько сложны авторские приемы преобразования фабулы в сюжет.

    Композицию можно назвать дискретной: основное действие прерывается главами романа о Пилате. В основе рамочных эпизодов библейская реминисценция. Связь между этими двумя сюжетными линиями определяется общностью идейного замысла и наличием в них фантастического элемента.

    В гротесковых сценах сосредоточены важнейшие смысловые акценты; здесь фантастический герой становится формой присутствия автора. Доказательством может служить один из эпизодов – сеанс черной магии. В этом захватывающем фрагменте фантастика помогает писателю обнажить пороки обывателей. Прием «срывания масок» до Булгакова уже существовал в русской литературе, но цель создателя «Мастера и Маргариты», в отличие от предшественников, не только в том, чтобы наказать негодяев. Воланд в романе представляет силу не столько карающую, сколько справедливую, а потому он позволяет себе проверить, сохранилось ли в людях милосердие и сострадание. В этот момент фарс и буффонада, основанные на фантастике, превращаются в глубокое философское исследование реального мира.

    Слова Воланда о том, что москвичи напоминают людей «прежних», становятся сюжетной мотивировкой: между миром Москвы и Ершалаима есть точки соприкосновения, их обязательно нужно увидеть, чтобы понять философскую идею. Что заставляет чиновников, засевших во всех столичных учреждениях, терять человеческий облик? Жажда власти, материальных благ, мещанского комфорта. Почему Понтий Пилат, вопреки искренним внутренним порывам, идет против своих желаний и совести? Ему мешает духовная несвобода (ее причина, как ни странно, тоже власть, но более мощная, чем у московских чиновников). Воланд – герой из ирреального мира – обнаруживает связь между всеми человеческими существами, утратившими чистоту помыслов из-за тех или иных привилегий; он выводит философскую аксиому, лежащую в основе нескольких сюжетных линий романа: человек не может быть свободен, если в нем не преобладает духовное начало. Значит, композиционное единство булгаковской мениппеи объясняется тем, что все ее коллизии обусловлены проверкой общечеловеческих истин.

    Так выявляется еще одна важная особенность «Мастера и Маргариты»: острота конфликтов в каждой сюжетной линии строится не на перипетиях действия, а на разности идеалов. Особенно отчетливо это проявляется в главах о властителе Иудеи. Здесь можно выделить два основных столкновения. Первое – между мировоззренческими позициями Иешуа и прокуратора; второе связано с духовными противоречиями самого Понтия Пилата. В результате возникает основной конфликт этой части романа, и читатель приходит к пониманию разницы между подлинной и мнимой свободой.

    В сюжете романа эта тема проходит через реальный и ретроспективный хронотопы. Есть и другие общие для всего сюжетного пространства проблемы: зло и добро, справедливость, милосердие, всепрощение. Вот почему автор выстраивает композицию так, чтобы герои из разных пространственно-временных планов соединились в контрапункте – в главе, символически названной «Прощение и вечный приют». В этом эпизоде Булгаков доказывает тезис, который дважды (но немного по-разному) звучит в романе Мастера и в романе о Мастере («Каждому по делам его» - «Каждому по вере его»).

    Здесь же подходит к финалу еще одна важная сюжетная линия – любовная. Испытание чувством проводит в романе Воланд, поэтому Маргарите автор позволяет дольше всех остальных героев пребывать в фантастическом мире. Сплетение нескольких смысловых линий в разных эпизодах происходит не ради обострения сюжета, не ради того, чтобы развлечь читателя – просто все морально-психологические эксперименты проводит в мениппее один и тот же герой – князь тьмы.

    Следовательно, к фабульным персонажам можно отнести в первую очередь Воланда, а также Мастера, Маргариту, Понтия Пилата, Иешуа. Другие действующие лица имеют сюжетные функции, но их роль все же очень значительна. Так, например, «кривые зеркала» карикатурного изображения действительности держат фантастические персонажи. Здесь, кроме Воланда, важны и сопровождающие его обитатели ирреального мира. Коровьев и Бегемот дебоширят в «приличных местах» не для забавы: они разоблачают и наказывают, заостряют внимание читателя на обыденных мерзостях, которые, к сожалению, перестали в реальном мире считаться пороками.

    Все фантастические герои романа могут пребывать в реальности, смешиваться с ней. Чтобы это произошло, Булгаков особым образом выстраивает композицию: три мира существуют не параллельно, а один в другом, все вместе, хотя и в разном пространстве и времени. Автор использует дискретность и мистификацию, когда соединяет реальность с романом Мастера. Персонажи ирреального мира свободно перемещаются по всему художественному полотну, объединяя героев из разных хронотопов в отдельных эпизодах произведения. Сложная рамочная композиция не затрудняет, а облегчает восприятие философских идей, пронизавших «Мастера и Маргариту».

    Сплетая реальные и фантастические сюжетные линии, Булгаков опирался на опыт предшественников, на традиции русской классической литературы; Салтыкова-Щедрина он считал своим учителем. «Я – мистический писатель», – заявлял М. А. Булгаков, а свой роман называл фантастическим. Конечно, это утверждение правомерно, однако подобное определение не отражает всего многообразия проблематики произведения, не объясняет его сюжетно-композиционную сложность.

    Сюжет и композицию романа «Мастер и Маргарита» анализировал Федор Корнейчук.


    Булгаков является очень известным и признанным во всем мире писателем. Лично я очень люблю его творчество и восхищаюсь особенностями сюжетных и композиционных линий. Сегодня мы поговорим на тему особенностей композиции и сюжета в данном произведении, а именно в романе «Мастер и Маргарита».

    Булгаков посвятил почти все последние годы жизни написанию романа «Мастер и Маргарита».

    Основной темой произведений Булгакова была – тема антитезы добра и зла. В романе «Мастер и Маргарита» данная тема является центральной. Композиция произведения многоплановая, потому что совмещает в себе современность, фантастику и историю. Ее особенностью является то, что в романе изображены три отдельных мира (Московский, Потусторонний, Ершалаимский). Каждый мир имеет собственную структуру. Композиционная завязка Московского мира - появление Воланда в Москве, кульминацией является «Бал Сатаны».

    В «Мастере и Маргарите» три сюжетных линии: Московская, Ершалаимская, линия отношений Мастера и Маргариты. Еще одной особенностью является наличие в произведение системы сюжетных двойников, то есть у каждого мира своя система действующих лиц.

    Можно выделить любовную (Матер и Маргарита), философскую (противопоставление добра и зла), мистическую и сатирическую.

    В произведение между собой переплетаются два разных промежутка времени (Библейский, 1 век н.э., современность Булгакова, 30-е г. 20 века).

    Роман можно назвать автобиографическим, потому что прототипом Маргариты стала третья жена Булгакова – Елена Сергеевна, в образе Мастера можно узнать самого писателя.

    «Мастер и Маргарита» - это «роман в романе», то есть в нем повествуется действие романа о Понтии Пилате и о судьбе Мастера и Маргариты. Оба романа являются частью единого произведения, несмотря на их противопоставление.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


    Обновлено: 2018-01-23

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.


    Жанровая уникальность романа "Мастер и Маргарита" - "последнего, закатного" произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В "Мастере и Маргарите" весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма "Мастера и Маргариты" и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым "трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции".

    Не менее оригинальна и композиция "Мастера и Маргариты" - роман в романе, или двойной роман - о судьбе Мастера и Понтии Пилате. С одной стороны эти два романа противопоставлены друг другу, тогда как с другой стороны образуют некое органическое единство.

    В сюжете оригинально сплетены два пласта времени: библейское и современное Булгакову - 1930-е гг. и I в. нашей эры. Некоторые события, описанные в ершалаимских главах, повторяются ровно через 1900 лет в Москве в пародийном, сниженном варианте.

    В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи. Они облечены в свободную, яркую, иногда причудливую форму повествования и тесно взаимосвязаны между собой инфернальным образом Воланда.

    Роман начинается со сцены на Патриарших прудах, где Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный жарко спорят со странным незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный как убежденный атеист отвечает: "Сам человек и управляет". Но вскоре развитие сюжета опровергает этот тезис. Булгаков раскрывает относительность человеческого знания и предопределенность жизненного пути. В то же время он утверждает ответственность человека за свою судьбу. Извечные вопросы: "Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности?", - ставятся автором в ершалаимских главах (их всего 4 (2, 16, 25, 26) из 32 глав романа), которые, несомненно, являются идейным центром романа.

    Течение жизни Москвы 1930-х гг. смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный в современной жизни, гений Мастера обретает, наконец, покой в Вечности.

    В итоге сюжетные линии двух романов завершаются, сомкнувшись в одной пространственно-временной точке - в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают "прощение и вечный приют". Неожиданные повороты, ситуации и персонажи библейских глав зеркально отражаются в московских главах, содействуя такому сюжетному завершению и раскрытию философского наполнения булгаковского повествования