Война и мир николай андреевич болконский. Семья Болконских в романе "Война и мир": описание, сравнительные характеристики

При прочтении романа читатели встречают на страницах его героев, которые подают жизненные примеры нравственности и вызывают симпатию. Они прошли уже нелегкий жизненный путь, служа родине, воспитывая детей. Именно таким описан Николай Андреевич Болконский. Образ отставного генерала, сосланного в деревню Лысые горы, сам не относится к центральным персонажам произведения. Он является отцом двух главных его героев: Маши и Андрея Болконских. Но, тем не менее, его образ запоминается своей яркой неповторимостью.

У него, как и у большинства персонажей Толстого, есть реальный прототип, князь Н.С.Волконский. Когда читаешь в романе о старом князе, замечаешь, что и самом автор с теплотой относится к своему герою, уважает его.

Характеристика персонажа

Перед нами предстает человек тяжелого нрава, но умный, способный на глубокие чувства. Князь, даже проживая в деревне, не умеет скучать - он умеет беречь свое время, не может бездельничать. Он занимается с дочерью Машей, работает в саду, пишет мемуары. Это человек, любящий порядок.

("Старый князь Н.А. Болконский", художник А.В. Николаев, 1960 )

Князь строг и суров, превыше всего ценит фамильную честь. Эти черты особенно ярко проявляются в его поведении, а также во взаимоотношениях с детьми. «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» - говорит он старшему сыну, когда тот отправляется на фронт. Николай не дает сыну при прощании напутствий, не обнимает его, только молча смотрит, а потом сердито кричит, чтоб тот уходил. Своим поведением старый князь прикрывает глубокое чувство любви к нему. После ухода сына, он, закрывшись в кабинете, долго плакал, о чем свидетельствуют сморкания и вздохи, слышные даже за дверью.

Образ героя в произведении

(Анатолий Кторов в роли князя Николая Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Николая отличает невысокий рост, маленькие сухие руки, умные, постоянно блестящие глаза, немного насупленные висячие брови. Ходить он предпочитает в "кафтане и пудре". По характеру герой требователен и резок, но справедлив и принципиален, горд и сдержан, интересуетсясобытиями, которые происходят вокруг в мире.

Болконский патриот, обладающий чувством долга, порядочный, благородный. И детей своих воспитывает такими же. Семья князя резко выделяется из ряда других семей аристократического света. Болконские трудолюбивы и деятельны. Они близки к народу, умеют вникать в проблемы простых людей, понимают их.

Князь твердо убежден, что основой жизни являются «…только две добродетели - деятельность и ум». В дочери Марье он воспитывает такие же убеждения, потому и обучает ее всем наукам, которые знает сам.

Николай Болконский представлен Л.Н. Толстым как собирательный образ патриотов своего Отечества, людей высокой нравственности. Но он не является представителем уходящего поколения. Андрей вырос таким же, как отец. Люди, подобные Болконским, будут всегда среди передовых представителей народа.

Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Н. С. Волконского, «умного, гордого и даровитого человека». Н. А. живет в деревне, педантично распределяя свое время, более всего не вынося праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка; со всеми требователен и резок, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души любя ее. Всеми почитаемый князь «ходил по-старинному, в кафтане и пудре», был невысок, «в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее.

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость...

    Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми - бездушной...

В романе «Война и мир» - известный московский барин, богач, хлебосол. Характеристика Ростова Ильи Андреевича с цитатами приведена в этой статье.
Ростов Илья Андреевич - граф, отец Наташи, Николая, Веры и Пети Ростова, известный московский барин, богач, хлебосол. Ростов Илья Андреевич умеет и любит пожить, добродушный, щедрый и мотоват.
Образ Болконского Николенька в романе «Война и мир» - умный, впечатлительный и нервный мальчик. Характеристика Болконского Николенька с цитатами приведена в этой статье.
Болконский Николенька - сын князя Андрея и «маленькой княгини», родившийся в день смерти матери и возвращения отца, который считался погибшим. Воспитывался сначала в доме деда, потом княжной Марией. Внешне очень похож на покойную мать
Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир» - умная, гордая, что ищет большого интеллектуального и духовного содержания в жизни человек. Характеристика Андрея Болконского с цитатами приведена в этой статье.
Болконский Андрей - один из главных героев романа, князь, сын М. А. Болконского, брат княжны Марии. «... Небольшого роста, очень красивый молодой человек с определенными и сухими чертами».
Образ Николая Ростова в романе «Война и мир» - открытый, веселый, доброжелательный, готовый к самопожертвованию гусар. Характеристика Николая Ростова с цитатами приведена в этой статье.
Ростов Николай - сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер., Гусар; в конце романа человек княжны Марии Болконской. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», в котором виделись «стремительность и восторженность».
Исследования ДНК, проведенные по просьбе Русской православной церкви, подтвердили подлинность останков последнего российского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Об этом заявил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, сообщается на сайте ведомства.
"Анализ наиболее информативных участков ДНК...
Лесков - русский писатель. Хронологическая таблица жизни Лескова, а также его творчества изложена в этой статье.
1849 - переезжает в Киев, где живет у своего дяди С. П. Алферьева. Устраивается работать в штат Киевской казенной палаты. Живет в Киеве до 1857 года - изучает польский язык, славянскую культуру, интересуется религией.
1853 - Лесков женится на дочери киевского коммерсанта Ольге Смирновой, без одобрения родственников.
Известного актера, народного артиста России Николая Караченцова , которого госпитализировали три дня назад, выписали из больницы и он уже находится дома, сообщили близкие родственники артиста.
По их словам, актер чувствует себя нормально. Как стало известно, Караченцов был срочно госпитализирован 8 декабря в НИИ имени Склифосовского в Москве из-за сильных головных болей.
Народный депутат Украины Владимир Парасюк в комментарии изданию Гордон объяснил, что часы, которые ему якобы подарил Святой Николай, на самом деле - подарок от сестры.
"О часы от святого Николая я написал, чтобы показать, что не боюсь деклараций... У нас в семье, сколько я себя помню, всегда было традицией дарить подарки на Николая. Мы - люди верующие, ходим в церковь. И все ждут дня святого Николая.

Вот так Толстой описывает князя Николая Андреевича Болконского. Более всего старый князь ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум» «Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров», то «выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении». Живя в деревне, Николай Андреевич Болконский много читает, он в курсе происходящих событий. В отличие от обитателей светских гостиных он глубоко переживает все, что совершается в России, и считает, что долг дворянина - служить родине. Истинная любовь к родине и сознание своего долга перед ней звучат в его напутственных словах сыну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын "Николая Болконского, мне будет... стыдно!» Когда в 1806 году театр военных действии приблизился к русским границам, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, принял назначение одним из восьми главнокомандующих по ополчению. «Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости со своими подчиненными и сам доходил до малейших подробностей дела». В 1812 году, узнав о взятии Смоленска французами, старый князь Болконский решает «оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться». Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его и в предсмертные часы. Николай Андреевич был русским барином, в нем проявлялись иногда самодурство и деспотизм, однако при - этом он был человеком огромной нравственной силы высокого духовного развитая. Черты Николая Андреевича Болконского унаследовали его дети - князь Андрей и княжна Марья. Молодой Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов. Пьер Безухов удивляется необыкновенной памяти, начитанности князя Андрея, его способности учиться. Пустая и бессодержательная жизнь светских гостиных тяготит князя Андрея. «...Жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - говорит он Пьеру. Старый князь Болконский не хотел, чтобы его дочь была похожа на светских женщин. Он не любил праздности, трудился сам и требовал, чтобы жизнь княжны была наполнена полезными занятиями. Влияние отца не прошло бесследно. Княжна Марья способна к глубокому осмыслению не только своей жизни, но и поступков "других людей, окружающей действительности. Она сразу поняла, что за человек Анатоль Курагин, и решительно отказалась от предложения князя Василия стать женой его сына. В письме к Жюли она осуждает войну, рассказывает о том, как тяжела для народа рекрутчина. В 1812 году княжна Марья отвергла предложение мадемуазель Бурьен обратиться за помощью к генералу Рамо и уехала в Богучарово, чтобы не оставаться в плену у французов. Княжна Марья была глубоко религиозным человеком. Христианское вероучение подавляло в ней чувства протеста и борьбы за свое счастье. «Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе - в законе любви и самоотвержения...» Ей чужд эгоизм, она способна ради других жертвовать своими интересами; княжна Марья непоколебима в выполнении своего долга по отношению к родным и близким. Достойны уважения терпение и покорность, которые она проявляет в отношении к отцу. Она заменяет мать маленькому Николеньке, сыну князя Андрея. Узнав, что брат ее тяжело ранен и находится в Ярославле, княжна, несмотря на трудности пути в военное время, едет к нему вместе с Николенькой, считая своим долгом быть рядом с братом и принять все меры для облегчения его страданий. Выйдя замуж за Николая Ростова, княжна Марья свои духовные силы отдает семье. Она оказывает благотворное влияние на вспыльчивого, а порою грубого и жестокого в обращении с людьми мужа, с большой любовью и вниманием относится к воспитанию детей. Толстой не раз замечает, что княжна Марья не отличалась внешней красотой и. изяществом. Но она покоряла людей своей духовной красотой, высокой нравственностью. Сбылись ее мечты о любви и семье, но ей казалось, что «кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни...», поэтому графиня Марья не чувствовала себя вполне спокойной; ей иногда хотелось сказать мужу, «что не о едином хлебе сыт будет человек», «Душа, графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

В романе Л. Толстого «Война и мир» действует более пятисот героев. И одним из самых колоритных и запоми­нающихся персонажей произведения является старый князь Болконский. Л. Толстой говорит о нем: «Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обще­стве прусский король, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компань­онкой. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно». О мировоззрении своего героя писатель пишет: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Для развития главных добродетелей в своей дочери, княжне Марье, старый князь Болконский сам «давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях».

Сам князь презирал праздный образ жизни, а потому «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением таба­керок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Старый князь Болконский — расчетливый хозяин. Все дела он «делал обдуманно, неторопливо и в высо­чайшей степени аккуратно, хотя он сам никогда не до­ходил до подробностей и непосредственно не наблюдал ни за чем. Все делалось из кабинета через управляю­щего, архитектора и т. п.»

Ярким примером распорядительности типичного крепостника является факт, который подается писате­лем как будто мимоходом: одна из принадлежащих старому князю Болконскому деревень в двести душ была «отряжена на подвоз камня и битья кирпича, и работы эти продолжались восемнадцать лет».

В своей повседневной жизни и деятельности ста­рый князь придерживается «стройного распорядка», который «ничто не могло нарушить». «В точно назна­ченное время старый камердинер князя — Тихон — пустил князя Андрея в кабинет отца». Ни минутой раньше! И это несмотря на то, что в тот день князь Ан­дрей уезжал в действующую армию.

В подобных сценах старый князь предстает перед нами черствым, взбалмошным и почти жестоким ста­риком. Он кажется чересчур строгим и суровым не только по отношению к своим детям, но и к окружаю­щим. Однако Л. Толстой делает по этому поводу следу­ющую оговорку: «С людьми, окружавшими его, от до­чери до слуг, князь был резок и неизменно требовате­лен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добить­ся самый жестокий человек». Просто старый князь Болконский придерживался того мнения, что «главное условие для деятельности есть порядок», а потому этот «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Старый кадровый военный, он не знал иных принципов взаимоотношений, кроме как по­строенных на грозных командирских окриках и посто­янных взбучках подчиненным. Отголосок прошлой ар­мейской службы с ее строгим распорядком заметен также в том, что выходы старого князя «к столу совер­шались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту».

Строгость, требование «стройного распорядка», до­веденного «до последней степени точности», отступают как бы на второй план после того, как старого князя Болконского назначают главнокомандующим по ополче­нию. Определяющими в его жизни становятся бескоры­стный патриотизм и беззаветное служение родине. Ста­рый князь, «несмотря на старческую слабость… не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его».

Еще более преображенным становится старый князь Болконский после получения тревожного известия о вторжении в пределы России французской армии. Мы видим, насколько сильны в нем чувства долга и воинской чести. Узнав, что французы вступили в Смоленск, он на­отрез отказывается покинуть родовое имение и даже пы­тается вооружить своих слуг и крестьян, чтобы встре­тить врага по-русски. Но судьба распоряжается иначе, и старый князь Болконский, разбитый параличом, уми­рает на руках своей дочери княжны Марьи. Его смерть накануне Бородинской битвы как бы символизирует от­мирание старой России с ее старыми порядками. На них должны возникнуть новые отношения обновленной Рос­сии, которая будет принадлежать молодым силам.