Эрих мария ремарк биография на немецком. Биография эрих мария ремарк

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Ф.Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу, а в - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт . 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск ».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque .

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

Библиография

Романы

  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge ) ()
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)

Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)

Прочее

  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Публикации о Ремарке

Напишите отзыв о статье "Ремарк, Эрих Мария"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ремарк, Эрих Мария

– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.

Имя: Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque)

Возраст: 72 года

Деятельность: писатель

Семейное положение: был женат

Эрих Мария Ремарк: биография

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века является Эрих Мария Ремарк. Публицист, чьи высказывания стали бессмертными, представлял «потерянное поколение» - период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества литератора.

Детство и юность

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германская империя). Отец писателя трудился переплетчиком, поэтому дом будущего публициста всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой. Особенно юного гения привлекало творчество , и .


Из биографии литературного гения известно, что в детстве Ремарк также увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были натянутые из-за разных взглядов на жизнь. Когда Эриху исполнилось девятнадцать лет, от рака умерла мать, с которой у писателя всегда было теплое, доверительное общение.

Учился Эрих Мария в церковной школе, по окончании которой юноша поступил в католическую семинарию. Затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии. Там писатель стал членом литературного кружка, в котором нашел друзей и единомышленников.


В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год он получил пять ранений и все остальное время находился в госпитале. По возвращении в родные края в доме своего отца Эрих оборудовал кабинет, в котором занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было создано первое его произведение – «Приют грез».

На протяжении года Эрих преподавал в местной школе, но позже отказался от этой профессии. Литератор сменил множество работ, прежде чем стал зарабатывать писательством. Так в разное время он подрабатывал бухгалтером, репетитором, органистом и даже торговал надгробными плитами.

В 1922 Ремарк покинул Оснабрюк и отправился в Ганновер. Там он устроился в журнал «Эхо Континенталь», в котором на протяжении пары месяцев писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи.


Известно, что Эрих также печатался и в других журналах. Так работа в издании «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 журналист-самоучка уехал в Берлин, чтобы стать редактором иллюстраций этого журнала.

Литература

В 1928-ом был опубликован роман «Остановка на горизонте». По словам друга писателя, это была книга про первоклассные радиаторы и красивых женщин. Через год свет увидел роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши.


Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз. В Германии книга произвела фурор (один миллион экземпляров продался за год). В 1930-х по мотивам произведения сняли фильм.

1931-ый ознаменовался выходом в свет романа «Возвращение», повествующего о жизни вчерашних школьников, вернувшихся с войны. Через пять лет на прилавках появляется книга «Три товарища». Его издали на датском и английском языках.


В 1938 году Ремарк приступил к работе над произведением «Возлюби ближнего своего», которое было закончено в 1939. Тогда же журнал «Collier’s» начал частями печатать творение писателя.

В мае 1946-го в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка», а в середине лета Ремарк закончил работу над произведением «Искра жизни». В следующем году состоялась премьера нового фильма по рассказу «По ту сторону» (картина называлась «Другая любовь»).


1950-ый стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор и примирений. В тот же период началась работа над романом «Земля обетованная» («Тени в раю») и «Черный обелиск».

В 1954 в свет вышел антивоенный роман «Время жить и время умирать», в 1959-ом в гамбургском журнале «Kristall» было напечатано произведение «Жизнь взаймы», а в 1962-ом на прилавках появилось отдельное издание романа «Ночь в Лиссабоне».

Личная жизнь

В 1925 году Ремарк добрался до Берлина. Там в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала, в котором он непродолжительное время работал. Правда, родители девушки воспрепятствовали их свадьбе, несмотря на то, что писатель получил в издании место редактора.

Вскоре Эрих женился на танцовщице Ильзе Ютте Замбоне, брак с которой просуществовал четыре года. Большеглазая, худенькая барышня стала прообразом пары его литературных героинь, в том числе Пэт из «Трех товарищей».


Тогда столичный журналист вел себя так, словно хотел поскорее забыть свое разночинное прошлое: элегантно одевался, носил монокль, часто посещал с женой концерты, театры, модные рестораны и даже купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа.

В январе 1933-го, накануне прихода к власти, друг Ремарка посоветовал писателю как можно быстрее покинуть город. Эрих тут же сел в машину и, в чем был, уехал в Швейцарию. В мае этого же года нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению, а его автора лишили немецкого гражданства.

В 1938 году литератор совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак, который был расторгнут только в 1957-ом.

Главной женщиной в жизни писателя стала знаменитая кинозвезда , являющаяся прообразом героини романа «Триумфальная арка» - Джоан Маду. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали Марлен не блистала добродетелью.


Их роман был невероятно мучителен для литератора. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем и любовницей супруга. Говорили, что бисексуальная актриса, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. На глазах Ремарка она еще и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки.

Из-за своей граничащей с безумием любви Эрих был готов простить артистке все, начав жизнь с белого листа. Когда литературный гений предложил Марлен выйти за него замуж, женщина сообщила горе-кавалеру о том, что сделала аборт. Отцом ребенка был актер Джимми Стюарт, с которым свободолюбивая особа снималась в фильме «Дестри снова в седле».

Когда Дитрих узнала, что Ремарк перевез в Америку коллекцию живописи (в том числе 22 работы ), Марлен пожелала получить как минимум одну картину в подарок на день рождения. После бесчисленных унижений у Ремарка хватило духу ответить отказом.


Стоит отметить и то, что в Голливуде писатель не чувствовал себя изгоем. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался успехом у известных актрис, в числе которых была и прославленная . Правда, мишурный блеск киностолицы раздражал Ремарка. Люди казались ему фальшивыми и непомерно тщеславными.

Окончательно расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена «Триумфальная арка». Под впечатлением от смерти сестры он начал работать над романом «Искра жизни», посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере.


В 1951 году в Нью-Йорке литератор встретил Полетт Годар, которой в то время исполнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских фермеров, эмигрантов из Англии, а с отцовской были евреями.

В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей $25 тыс. и назначив пожизненное содержание в $800 в месяц. На следующий год Ремарк и Годдар узаконили отношения.

Смерть

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970-го у писателя вновь отказало сердце, и его положили в больницу в Локарно. Там литератор скончался 25 сентября этого же года. Могила создателя произведения «Искра жизни» располагается на швейцарском кладбище Ронко.

Известно, что в день похорон бывшая жена прислала экс-супругу розы, но Годдар не положила их на гроб.


Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально (вынули несколько ребер), и у женщины распухла рука.

Возлюбленная писателя прожила еще 15 лет, но это были печальные годы. Полетт стала странной, капризной и принимала слишком много лекарств. Во время очередной депрессии барышня пожертвовала $20 млн. Нью-Йоркскому университету, а затем начала распродавать собранную Ремарком коллекцию картин импрессионистов.


Также известно, что бывшая жена неоднократно пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, в котором она снимала квартиру, не хотел сдавать жилье алкоголичке и попросил ее уехать в Швейцарию.

23 апреля 1990 года Полетт потребовала дать ей в постель каталог аукциона, на котором в этот день продавались ее драгоценности. Продажа принесла $1 млн., а спустя 3 часа после окончания торгов актриса скончалась. Похоронили номинантку премии «Оскар» рядом с мужем на швейцарском кладбище Ронко.

Библиография

  • 1920 – «Приют грез»
  • 1924 – «Гэм»
  • 1927 – «Станция на горизонте»
  • 1929 – «На Западном фронте без перемен»
  • 1931 – «Возвращение»
  • 1936 – «Три товарища»
  • 1941 – «Возлюби ближнего своего»
  • 1945 – «Триумфальная арка
  • 1952 – «Искра жизни»
  • 1954 – «Время жить и время умирать»
  • 1956 – «Черный обелиск»
  • 1959 – «Жизнь взаймы»
  • 1962 – «Ночь в Лиссабоне»

Цитаты

«Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу»
«Самый чудесный город - это тот, где человек счастлив»
«Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»
«Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать»
«Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть»

Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Эрих Мария Ремарк: биография, интересные факты» — главные этапы жизни выдающегося немецкого писателя.

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века несомненно является Ремарк. Он представлял «потерянное поколение» — период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества писателя.

Биография Ремарка

В городе Оснабрюк Германской империи 22 июня (знак зодиака – Рак) 1898 года в многодетной семье родился будущий литературный гений — Эрих Пауль Ремарк.

Его отец трудился переплетчиком, поэтому их дом всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой и читал с увлечением много и часто. Особенно его привлекало творчество , Гете, Марселя Пруста.

В детстве он увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были сложные, они с ним имели разные взгляды на жизнь. С матерью все было иначе — он души в ней не чаял. Когда Эриху Паулю исполнилось девятнадцать лет, она умерла от рака.

Эрих тяжело переживал утрату. Эта трагедия подтолкнула его поменять свое имя Пауль на Мария (так звали его мать).

Учился Эрих Мария в церковной школе (1904). По ее окончании потупил в католическую семинарию (1912), затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии.

Здесь писатель становится членом одного из литературных кружков, где находит друзей и единомышленников. В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год, он получил пять ранений, и все остальное время он находился в госпитале.

Начало творчества

В доме своего отца Эрих оборудовал небольшой кабинет, где занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было написано первое его произведение – «Приют грез». На протяжении года он работал учителем в Лоне, но позже отказался от этой профессии.

Он сменил множество работ в своем городе прежде, чем стал зарабатывать на писательстве. Эрих подрабатывал бухгалтером, учил играть на фортепиано, работал в часовне органистом и даже был продавцом надгробных плит.

В 1922 он покидает Оснабрюк и отправляется в Ганновер, и начинает здесь работу в журнале «Эхо Континенталь». Он писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи. Ремарк печатался также и в других журналах.

Работа в журнале «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 он едет в Берлин и начинает работать редактором иллюстраций этого журнала. Здесь печатается его роман «Станция на горизонте».

В 1926 один из журналов публикует его романы «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Это и стало началом его творческого пути. С того момента он не прекращал писать, создавая все новые шедевры.

Литературная карьера

В 1929 году публикуется роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши. Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз.

В Германии книга произвела фурор. Более одного миллиона ее экземпляров продалось всего за один год.

В 1930 за эту книгу его кандидатуру выдвинули на получение Нобелевской премии. Однако немецкие офицеры были против этого, так как считали, что данное произведение оскорбило их армию. Поэтому предложение о получении премии было отклонено комитетом.

В этот же период по мотивам романа сняли фильм. Это позволило писателю разбогатеть, и он начал скупать картины Ренуара, Ван Гога и других художников. В 1932 он оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1936 выходит еще одно произведение писателя, ставшее популярным – «Три товарища». Его издали на датском и английском языках. По роману «Время жить и время умирать» сняли кинокартину, в которой Эрих играет в одном из эпизодов. В 1967 за свои заслуги писатель был удостоен ордена ФРГ и медали Мезера.

Ремарк: личная жизнь

Первая супруга — Ильза Ютта Замбона была танцовщицей. Они изменяли друг другу, поэтому их брак длился всего четыре года. В 1937 году у Ремарка начался страстный роман с популярной актрисой

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Она помогла писателю получить американскую визу, и он отправился в Голливуд. Здесь его жизнь была достаточно богемной. Много денег, алкоголя и разных женщин, в числе которых была и

Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк

В 1957 он заключил брак с актрисой Полетт Годдар, бывшей женой Чарли Чаплина, с которой оставался до смерти. Она действовала на супруга положительно, помогла восстановить силы и избавиться от депрессии. Благодаря Полетт, он смог продолжать свою писательскую деятельность. Всего им было написано 15 романов, 6 рассказов, пьеса, киносценарий.

Умер литературный гений в возрасте семидесяти трех лет в 1970 году в Швейцарии, где и был похоронен. Полетт, умершая двадцать лет спустя, покоится рядом с ним.

Эрих Мария Ремарк: биография (видео)

США Род деятельности прозаик Язык произведений немецкий Награды Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Биография

Ранние годы

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка ( –) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт ( –). В юности Ремарк увлекался творчеством Стефана Цвейга , Томаса Манна , Фёдора Достоевского , Марселя Пруста и Иоганна Вольфганга Гёте . В 1904 году поступил в церковную школу. Окончив народную школу в 1912 году , Эрих Пауль Ремарк поступил в католическую учительскую семинарию, чтобы стать учителем, а уже в 1915 году продолжил своё обучение в королевской семинарии Оснабрюка , где познакомился с Фрицем Хёрстемайером, который вдохновил будущего писателя на литературную деятельность. В это время Ремарк становится членом литературного общества «Кружок мечтаний», возглавляемого местным поэтом.

На фронте

В конце того же года выходит в свет роман «Возвращение». Два последних антивоенных романа, ряд рассказов и экранизация не проходят незамеченными и для Гитлера, который высказался о Ремарке как о «французском еврее Крамере». Сам же писатель позднее отвечал: «Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом».

Литературные кумиры юности - Томас Манн и Стефан Цвейг - тоже не одобрили новую книгу. Многие приняли роман и фильм в штыки. Говорили даже, что рукопись была украдена Ремарком у погибшего товарища. С ростом нацизма в стране писателя всё чаще называли предателем народа и продажным писакой. Переживая постоянные нападки, Ремарк много пил, но успехи книг и фильма дали ему богатство и возможность вести обеспеченную жизнь.

Существует легенда, что нацисты объявили: Ремарк является потомком французских евреев и его настоящая фамилия - Крамер (слово «Ремарк» наоборот) . Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против писателя основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque . Этот факт использовался для утверждений: человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может быть настоящим немцем. [ ]

Его младшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована в 1943 году за антивоенные и антигитлеровские высказывания. На суде она была признана виновной и 30 декабря 1943 года гильотинирована . Старшей сестре Эрне Ремарк был выслан счёт на оплату содержания Эльфриды в тюрьме, судопроизводство и саму казнь, на сумму 495 марок и 80 пфеннигов, которую требовалось перевести на соответствующий счет в течение недели . Существуют свидетельства, что судья объявил ей: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти ». О гибели сестры Ремарк узнал лишь после войны и посвятил ей свой роман «Искра жизни », вышедший в 1952 году. 25 лет спустя именем сестры Ремарка назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

Эрих Мария Ремарк скончался 25 сентября 1970 года , на 73-м году жизни, от аневризмы аорты. Писатель похоронен на кладбище Ронко в кантоне Тичино . Полетт Годдар, умершая двадцать лет спустя, 23 апреля 1990 года , похоронена рядом с ним.

Ремарк завещал по $50 тысяч Ильзе Ютте, своей сестре, а также экономке, много лет заботившейся о нём в Асконе .

Ремарк относится к писателям «потерянного поколения ». Это группа «рассерженных молодых людей », прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, которые вызвали шок у западной публики. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон , Джон Дос Пассос , Эрнест Хемингуэй , Фрэнсис Скотт Фицджеральд .

Избранная библиография

Романы
  • Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude ) ()
  • Гэм (нем. Gam ) () (опубликовано посмертно в )
  • Станция на горизонте (нем. Station am Horizont ) ()
  • На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues ) ()
  • Возвращение (нем. Der Weg zurück ) ()
  • Три товарища (нем. Drei Kameraden ) ()
  • Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten ) ()
  • Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe ) ()
  • Искра жизни (нем. Der Funke Leben ) ()
  • Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben ) ()
  • Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk ) ()
  • Жизнь взаймы ():
    • нем. Geborgtes leben - журнальный вариант;
    • нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge («Для неба избранных нет») - полный вариант
  • Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon ) ()
  • Тени в раю (нем. Schatten im Paradies ) (опубликовано посмертно в 1971 году . Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
  • Земля обетованная (нем. Das gelobte Land ) (опубликовано посмертно в 1998 году . Роман остался неоконченным.)
Рассказы

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist ):

  • Враг (нем. Der Feind ) (1930-1931)
  • Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun ) (1930)
  • Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury ) (1930)
  • Жена Йозефа (нем. Josefs Frau ) (1931)
  • История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe ) (1931)
  • Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok ) (1931)
Прочее
  • Последний полустанок (1953), пьеса
  • Возвращение Инока Дж. Джонса (1953), пьеса
  • Последний акт (нем. Der letzte Akt ) (), пьеса
  • Последняя остановка (нем. Die letzte Station ) (), киносценарий
  • Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!! ) ()
  • Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk ) ()
  • Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst... ) ()

Переводы на русский язык

Память

В Оснабрюке учреждено «Кольцо Эриха Марии Ремарка».

Публикации о Ремарке

Факты

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

Если вы являетесь поклонником такого знаменитого автора как Эрих Мария Ремарк, лучшие книги теперь в вашем распоряжении. Список по рейтингу и популярности от самых знаменитых произведений до менее известных.

Триумфальная арка

Главный герой – нелегальный беженец из Германии — приезжает в Париж перед началом Второй Мировой войны. Горожане остро чувствуют неумолимое приближение катастрофы. Пронзительная история любви талантливого хирурга, скрывающегося от преследования нацистов, и неотразимой, дерзкой актрисы-итальянки. Дальше

Черный обелиск

1923 год. Германия до сих пор не оправилась от последствий Первой Мировой войны. Людвиг Бодмер – бывший солдат – все чаще задает себе вопросы о бессмысленности человеческого существования. Работник фирмы, торгующей надгробиями, по выходным играет на органе в церквушке психиатрической лечебницы. Там он знакомится с очаровательной девушкой Женевьевой, страдающей раздвоением личности. Дальше

Три товарища

Германия, конец 1920-х годов. В центре сюжета – непростая судьба трех друзей, представителей так называемого «потерянного поколения». Роберт Локамп вместе со своими приятелями Отто и Готтфридом владеет маленькой автомастерской. Случайная встреча с Патрицией Хольман, утонченной красавицей из высшего общества, полностью переворачивает жизнь Робби. Дальше

Писатель посвятил роман своей старшей сестре Эльфриде, казненной нацистами во время Второй Мировой войны. События развиваются в концентрационном лагере, расположенном неподалеку от вымышленного города Меллерн. Человек способен преодолеть даже самые чудовищные испытания, если в его сердце осталась хоть слабая искра жизни, способная осветить кромешную тьму. Дальше

Клэрфе – молодой автогонщик – восхищен жизнелюбием и мужеством своей новой знакомой Лилиан. Пациентка санатория для больных туберкулезом знает, что скоро умрет. Смертельно больная героиня решает превратить остаток своих дней в яркий, незабываемый праздник. Чтобы помочь очаровательной девушке, Клэрфе откладывает долгожданный отпуск. Дальше

Время действия – 1944 год. Немецкий солдат Эрнст Гребер не был дома с самого начала войны. Получив отпуск, главный герой отправляется в родной городок, почти полностью разрушенный бомбардировками. Дом Гребера превращен в руины, о судьбе родителей нет никаких известий. Разыскивая родных, Эрнст сталкивается с совсем юной Элизабет Крузе. Проникнувшись тяжелой судьбой девушки, герой решает ей помочь. Дальше

На Западном фронте без перемен

Разгар Первой Мировой войны. Повествование ведется от имени Пауля Боймера, немецкого солдата-новобранца. Главному герою едва исполнилось 19 лет, когда он вместе с бывшими одноклассниками добровольцем ушел служить в армию. Оказавшись на Западном фронте, молодые воины столкнулись с суровыми и опасными буднями военной жизни. Дальше

Возлюби ближнего своего

Когда власть в Германии захватили нацисты, в другие страны Европы хлынул бесконечный поток нелегалов, пострадавших от бесчеловечного режима. Лишенные всяческих прав евреи, покинувшие родину, были вынуждены искать убежища за границей. В центре сюжета – тяжелые судьбы эмигрантов, против своей воли оказавшихся на чужбине. Дальше

Главный герой, преследуемый нацистским режимом, вынужден бежать из Германии. Завтра утром он навсегда покинет Европу, уплыв на корабле в далекую Америку. Человеку остается провести всего одну ночь в Лиссабоне. Случайная встреча с незнакомцем заставляет его распахнуть кровоточащую от боли душу перед первым встречным. Дальше

Приют Грез

Германия. 1920-е годы. Талантливый композитор и живописей Фриц Шрамм называет свою холостяцкую квартиру «Приютом грез». Каждый вечер здесь собирается компания молодых людей, мечтающих хотя бы на несколько часов забыть о трудностях реальной жизни. Герои рассуждают об искусстве, делятся с гостеприимным хозяином своими любовными переживаниями, тревогами и надеждами. Но все меняется, когда Фриц умирает. Дальше

Станция на горизонте

Главные герои раннего романа Э. М. Ремарка – автогонщики. Эти мужественные, бесстрашные люди – представители «потерянного поколения», так и не оправившиеся от ужасов Первой Мировой войны. Они ежедневно подвергают свою жизнь смертельному риску, чтобы хоть на несколько мгновений заглушить душевную боль. Дальше

Возвращение

Западный фронт. Немецкие солдаты узнают о революционной ситуации в Берлине. Главные герои, изможденные окопными тяготами, не интересуются политикой, они мечтают поскорее вернуться к своим семьям. Однако, молодым людям трудно отвыкнуть от военной жизни и приспособиться к мирному существованию. Фронтовики потрясены переменами, которые произошли в их родном городке. Дальше

Тени в раю

После окончания Второй Мировой войны главный герой приезжает в Нью-Йорк. Журналист по профессии, он знакомится с местными эмигрантами, представляющими собой весьма разношерстное общество. Писатель-алкоголик, циничный врач, восторженная актриса, высокомерная манекенщица, участник Сопротивления. Все эти люди, отчаянно тоскуя по родине, тщетно пытаются приспособиться к жизни в Америке. Дальше

Гэм

В этом романе Ремарк пытается постичь природу свободной, независимой от мужчин женщины. Красавица Гэм отправилась в бесконечное путешествие, она объездила всю Европу, побывала в экзотических азиатских и африканских странах. Главная героиня странствует по всему свету в поисках новых впечатлений и всепоглощающей, страстной любви. Дальше

Земля обетованная

Роман, повествующий о судьбах немецких эмигрантов в США, вышел в свет уже после смерти Ремарка. Люди, чудом спасшиеся от гибели, бежали от фашистского режима за океан в надежде обрести в чужой стране свободу и независимость. Однако, Америка встретила беглецов вежливым равнодушием. Отчаянно пытаясь построить жизнь заново, герои учатся рассчитывать только на собственные силы. Дальше

Сборник ранних произведений Эриха Марии Ремарка. Рассказы написаны в непривычном для писателя поэтичном декадентском стиле, популярном в Германии в 1920-е годы. Главные темы новелл – любовь, смерть, тщетность человеческой жизни, отсутствие истинного взаимопонимания между людьми, духовные искания молодого поколения. Дальше

Роман повествует о тяжелых последствиях войны для простых немецких людей, измученных жизненными тяготами. Эрнст и его боевые товарищи четыре года не были дома. Герои, полные надежд на будущее, возвращаются в родной городок. Но бывшим солдатам очень сложно заново приспособиться к мирной жизни. Дальше

1942 год. Главный герой, сбежавший из нацистской Германии, прибывает в Лиссабон. Мужчина надеется попасть на пароход, отплывающий в Америку, но бедняга не в состоянии раздобыть денег на оплату фальшивых документов. Неизвестный человек обещает рассказчику подарить два билета на завтрашний рейс, если тот пробудет с незнакомцем всю ночь и выслушает его исповедь. Дальше

В сборник вошли единственная пьеса Ремарка «Последняя остановка» и киносценарий «Последний акт», который яростно обличает простых жителей Германии, своим равнодушием способствовавших нацистскому режиму. Ремарк выносит беспощадный приговор всем обывателям, якобы не знавшим о том, что происходит в стране. Дальше

Итак, это был Эрих Мария Ремарк – лучшие книги. Список по рейтингу и популярности всегда теперь у вас под рукой. А у вас есть его любимые книги? Поделитесь в комментариях. 😉