Как с детьми нарисовать березы. Мастер-класс по рисованию "Осенняя берёзка"

Галина Черепашкова
Конспект занятия по рисованию «Береза осенью»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Сказка» города Белово

Черепашкова Галина Евгеньевна, воспитатель

Художественное творчество

(старший дошкольный возраст)

Рисование . Тема «Береза осенью »

Цель : Учить детей передавать в рисунке впечатления от осени , создавая образ осенней березы . Правильно передавать строение дерева, располагая его в центре листа, закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе.

Материал : Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации березы в разные периоды осени , магнитофон.

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришел Лесовичок. Он живет в лесу, где много деревьев. А какие деревья вы знаете?

Лесовичок хвалит ребят и говорит, что много в лесу деревьев, но есть одно самое главное дерево в России. Его еще называют королевой леса. Догадайтесь, о каком дереве идет речь?

«Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет :

В шубе белою зимой

И в сережках вся весной.

В день осенний в плащ одета ,

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит».

Воспитатель : Правильно – это береза . Сегодня будем рисовать осеннюю березку . А она даже за одну осень бывает в разных нарядах. На какие периоды делится осень ? (раннюю, золотую, позднюю.

2. Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель : Посмотрите, какие березки принес нам Лесовичок. Найдите, где березка в ранний период , а как вы догадались?

«Береза , моя березонька ,

Береза моя белая .

Береза моя кудрявая .

Стоишь ты березонька

Посреди долинушки,

На тебе березонька

Листья зеленые».

3. Вспомнить приемы рисования дерева .

Показ на доске изображения ствола березы , веток толстых, тонких (с черными полосками) .

А как можно нарисовать зеленые листочки ? (путем примакивания кисти или волнистых линий) .

А где береза в золотой период осени ? Нравится вам березка ?

«В золотую осень золотом горит ,

Березка белоствольная листочками шуршит».

Показ приемов рисования березы (ствол, ветви, листья можно нарисовать желтой краской путем примакивания, или нарисовать вокруг дерева крону и тычками изобразить листву).

А какая береза в поздний период ? Найдите ее на иллюстрациях?

«Скинула береза

Желтый свой наряд.

Тоненькие веточки

Голые стоят.

Черная полоска

Никогда не сменит

Белая березка .

А чем березка отличается от других деревьев? Вот какая разная березка бывает .

Физминутка. Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Рисование осеннего дерева .

Воспитатель : Ребята, на своем листе будете рисовать березку . Кто какую захочет. Но рисовать надо крупно на весь лист, чтобы березку было хорошо видно и свои рисунки подарим Лесовичку.

Дети под музыку рисуют.

Индивидуальная работа с затрудняющимися детьми.

Итог занятия . В конце работы дети берут свои листы и раскладывают на ковре вокруг Лесовичка. Лесовичок хвалит ребят за такие красивые рисунки. Ему очень понравилась березовая роща , которую дети нарисовали .

Хоровод : «Во поле береза стояла » .


Перед тем, как нарисовать ребенку дерево поэтапно, необходимо внимательно изучить эти объекты природы и найти между ними сходство.

Что же есть у любого, ну или почти любого дерева? Ответ напрашивается сам собой - прямой и мощный ствол. Как правило, снизу он достаточно толстый и объемный, но чем ближе к верхней части дерева, тем он становится тоньше. Именно от ствола во все стороны идут ветки, при этом, главные из них устремляются вверх.

Ближе к основанию ветки длинные, а к вершине - наоборот, короткие. От скелетных крупных веток в разные стороны растут более маленькие веточки, от них еще меньше и т. д. Крона практически всех деревьев напрямую зависит и формируется от таких веточек. Учитывая все эти факты, Вы легко нарисуете «скелет» дерева.

Важно: деревья зимой вы сможете изобразить аналогичным способом - одни ветки, без листвы.

Заинтересовались? Тогда давайте рассмотрим более подробно, как нарисовать дерево карандашом поэтапно для детей. Поверьте - это будет очень познавательно, а также интересно.

Как нарисовать дерево: общая схема

Прежде всего, украсим «скелет» дерева листочками. Создать их можно простыми точками, выполнив из отдельных точек лиственную крону (рисунок А). Что касается раскрашивания, то для летнего дерева лучше использовать несколько оттенков желтого или зеленого цвета, осенний вариант можно выполнить с помощью красных, желтых, оранжевых или зеленых красок.

Кроме того, большинство детей с легкостью изобразят определенную плоскость с неправильной, похожей на овал формой (рисунок Б). Этот способ идеально подходит для того, чтобы обучить рисованию малышей. Также полезным будет в данном случае рисование деревьев в пейзаже. Нарисуйте сначала один ствол и скелетные толстые ветки. Теперь закрасьте зеленую часть дерева и добавьте мелкие веточки.

Варианты изображения листвы

Как уже говорилось выше, мы рисуем дерево «в принципе», то есть привычный большинству из нас образ. Естественно, в природе различные виды деревьев существенно отличаются между собой. На нашем рисунке также будет присутствовать разница в стволах: мощный и толстый дуб-великан, сосна или рябина, плакучая стройная береза с поникшими веточками. Что именно изобразить - решайте сами.

Простое дерево: урок рисования для детей от 4 лет

Это, на самом деле, очень легкий, но интересный способ нарисовать дерево. Конечно, определить его вид не получится. Да это здесь и не требуется. Главное - мы точно знаем, что дерево лиственное.

1. Нарисуйте вместе с ребенком ствол и несколько объемных, крупных веток. Листву необходимо выполнить в форме овала.

2. Раскрасьте свой рисунок цветными карандашами, фломастерами или красками. Все зависит лишь от Вашей фантазии.

На первый взгляд кажется, что такой рисунок очень простой и обыденный, тем не менее он дает богатую почву для творчества и позволяет воплотить самые оригинальные идей. Внимательно посмотрите на картинку ниже и убедитесь сами, какие разнообразные деревья Вы сможете нарисовать, используя подобную технику.

Дуб - пошаговое исполнение с детьми от 6 лет

Этот дуб чем-то напоминает обыкновенное дерево, которое мы с Вами уже рассматривали. Однако, здесь присутствует гораздо больше отдельных деталей: ветки сложной формы, текстура коры и дупло. Не стоит переживать, если Ваш ребенок сделает урок проще либо же что-то пропустит. Основная цель - дерево должно получиться мощным и коренастым.

Рисуем березу с детьми от 8 лет поэтапно

Для многих детей нарисовать подобное дерево - сложная задача. Почему? Здесь все максимально приближено к реалистичному изображению, присутствуют сложные линии и детали. Поэтому не стоит рисовать березу дошкольникам, а также тем, кто учится в начальных классах. Скорее всего они постараются упростить рисунок.

Обратите внимание ребенка на ветки березы - они склоняются вниз!

Сосна: пошаговое выполнение с детьми от 8 лет

А теперь давайте оставим лиственные деревья и перейдем к хвойным. Расскажите детям, если они еще не знают, что сосна является вечнозеленым деревом. Поэтому нет разницы в какое время года Вы будете ее рисовать: летом или зимой - крона всегда одинаковая. Для рисования сосны используют тот же принцип, что и для лиственных деревьев. Единственное отличие - зеленые пятна-иголки необходимо четко соединять с ветками. Кроме того, в отличии от лиственных пород, это дерево имеет более объемную «голую» часть ствола.

Елка - простая схема рисования для детей от 4 лет

Нарисовать другое, не менее популярное и всем известное хвойное дерево елку можно сразу несколькими способами. Но мы рассмотрим только один - хвойное и весьма реалистичное дерево для взрослых ребят. Увидеть рисунок Вы можете на картинке снизу.

А теперь необычный вариант - рисуем пальму с детьми от 7 лет

Итак, ранее мы узнали как рисовать деревья, которые растут в нашей стране. Теперь пришло время более экзотических растений. Например, очень интересно рисовать пальму - декоративное, простое, но, в то же время, оригинальное деревце. В переводе с латыни пальма означает «ладонь» — «palma». Видимо это обусловлено растопыренными, как «пальцы» листочками пальмы.

Мы приведем два основных варианта рисования этого дерева: первый - более реалистичное изображение, второй - можно сказать «мультяшный». Сложность выполнения обоих рисунков примерно одинакова. С такой задачей легко справятся дети от 7 до 8 лет, конечно, не без помощи родителей.

Вариант № 1 - схема рисования пальмы с детьми от 7 лет в несколько шагов.

Вариант № 2

Ну вот и все. Теперь Вы лично убедились, что нарисовать дерево - просто. И не важно, что именно Вы хотите изобразить: дуб, березу, пальму и т. д. Главное - верить в собственные силы и, конечно же, проявить немного фантазии. Ниже мы приведем дополнительные материалы.

Береза - удивительное и очень полезное для людей дерево. В старину березу использовали не только для различных поделок и строительства домов, но и в лечебных целях. Из коры плели лапти, весной собирали березовый сок. И кроме того, согласитесь, что береза еще и удивительно красивое дерево, поэтому часто их высаживают рядом с домом.
Рисовать березу несложно, поскольку белый, с черными полосками ствол бывает только у березки. Особой "геометрии" в рисунке березы соблюдать не нужно, важно лишь правильно нарисовать ствол и ветки, чтобы они не получились одинаковой толщины и сужались к краяю и вершине кроны. А чтобы вам легче было нарисовать березу, можете использовать этот пошаговый урок. Поэтапно нарисуйте вначале ствол и основные ветки, затем определите размер кроны березки и нарисуйте листья.

1. Нарисуйте ствол и основные ветки березы

Нарисуйте вначале эту несложную схему для ствола и главных ветвей березы. Не нажимайте сильно на карандаш, поскольку в следующем шаге эти линии будем удалять.

2. Общий контур березы

Обведите простым карандашом общий контур и удалите первоначальную разметку. Следите, чтобы ветки и ствол сужались к краю, иначе рисунок березы будет слишком неправдоподобным. Одна часть березы растет прямо из основания дерева, обратите на это внимание сразу.

3. Нарисуйте ветки березы без листьев

Не обязательно соблюдать размеры и количество веток березы. Можете рисовать березу иначе, однако не рисуйте ветки слишком прямыми, иначе она будет больше похожа на елку.

4. Рисуем общий контур кроны березы

Если ветки и ствол нарисовать не так уж и сложно, то вот многочисленные мелкие листочки березы рисовать довольно скучно и долго. Давайте просто нарисуем общий контур кроны березы, а после тенями и цветом создадим эффект листьев.

5. Как нарисовать березу простым карандашом

Первым делом нарисуйте характерную для березы кору - белый фон с черными полосками. Затем, возьмите мягкий простой карандаш и "рябью" изобразите листву березы. Этот эффект даже слегка "оживит" вашу картинку, крона на рисунке будет как бы шуметь от ветра.

6. Рисунок березы на графическом планшете

Конечно, когда вам нужно нарисовать зимнюю березу, то листья рисовать не нужно и раскрашивать дерево тоже. Но зимняя береза, это довольно таки унылый сюжет для детского рисунка, поэтому давайте нарисуем березу с листьями. А если вам понравится рисовать березу, можете нарисовать рядом еще несколько березок, окружающий лесной пейзаж, небо, солнце. Тогда ваши рисунок березы будет очень красивым и с настроением.


Этот урок о том, как рисовать листья клена. Листья у березы совсем не такие и при даже слабеньком ветре они "шумят".


В березовом лесу растут разные грибы, но чаще всего встречаются белые и подберезовики.


У зайца не всегда мех белого цвета. Серую "шубку" он меняет на белую только зимой, чтобы не выделяться на снегу и быть незаметным для лисы и волка.

Осенняя береза гуашью. Живописное изображение березы на тонированной бумаге. Мастер-класс с фото


Надеенская Елена Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Место работы: МОУ «Арсеньевская СОШ», п. Арсеньево, Тульская область
Описание: материал будет интересен учителям начальной школы, учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, творческим детям 7-12 лет
Назначение: использование на уроках изобразительного искусства
Цель: знакомство с техникой рисования осенней березы гуашью.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы гуашью;
- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;
- развить цветовую чувствительность, воображение;
- воспитывать аккуратность, любовь к творчеству.
Материалы:
-Гуашь,
-кисти №3, 5,
- формат А4 светло-голубого цвета.


Береза
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится!
(Александр Прокофьев)


Береза
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.
(Всеволод Рождественский)


Ход работы
1. Намечаем белой гуашью контур ствола березы.


2. Выполняем заливку ствола березы белой гуашью, добавляем оттенки розового и желтого цвета.


3. Тонкой кистью намечаем ветви березы.


4. Желтой гуашью намечаем листву березы, добавляем траву у основания ствола дерева.


5. Зеленым цветом оттеняем листву березы, намечаем отдельные травинки под деревом.


6. Добавляем оранжевый цвет в основную окраску кроны березы и в изображение травы.


7. Прорисовываем ствол березы, добавляем рисунок на коре, намечаем ветви березы тонкой кистью.


8. Добавляем оттенки более глубокого зеленого цвета в крону дерева и изображение травы под ним. Уточняем детали.


Работа готова.

Спасибо за внимание!

Как нарисовать берёзу поэтапно.

Берёзу любой сразу узнает и зимой и летом по белому цвету коры. Береста очень белая с продольными светло-коричневыми крапинками, но они мелкие и в масштабе всего дерева неразличимы. Издали на стволе берёзы мы тоже видим отметины - чёрные трещины на коре и следы отмерших веток. На больших ветках кора тоже белая, а на более тонких - тёмно-коричневая, почти чёрная. У берёзы повислой (она же берёза плакучая) часто молодые тонкие ветки повисают длинными плетями. Но, замечу, это не у всех берёз так. Очень часто видишь - растут рядом берёзы и одна - вся поникла, ветки свисают живым занавесом, а вторая стоит бодро, что тебе липа или тополь – никакого уныния.

Товарищи, при обучении рисованию деревьев в детском саду малышам предлагается образ «берёзы», напоминающий треугольник… вобщем, крапчатая морковочка с четырьмя-пятью повисшими веточками. Усвоив этот образ, дети впоследствии уже любую «берёзу» вот так и штампуют, внося некоторое разнообразие только в ширину основания «ствола», то есть из остроугольного треугольника ствол постепенно превращается в тупоугольный. Что с этим делать я не знаю. Просто НЕ учить таким искажённо-схематическим условным знакам. Но в детском саду это практически неизбежно. Что же делать-то теперь, как нарисовать берёзу реалистически?

Ну... осознанно отказаться от внушённых в младенчестве стереотипов и постараться увидеть настоящее дерево, а не шаблон, впечатанный в голове. В сущности это возможно.

Почему я об этом говорю? - Потому,что дети при рисовании как по воображению, так и с натуры оперируют, в основном, затверженными в младенчестве штампами и испытывают сильное внутреннее сопротивление самой идее рисовать с натуры. Поэтому я бы обучала рисованию деревьев с натуры только подростков уже обрётших осознанность и только тех из них, кто любит растения и действительно хочет научиться рисовать деревья похоже. Такое вот моё мнение. А вы что об этом думаете?

Итак, рисуем берёзу поэтапно.

Последовательность та же,что и всегда при рисовании растений: нарисуем сначала схему ствола и ветвей карандашом.

Обозначим крону и отдельные крупные ветви:

Тут я сознаюсь честно, с этого места я уже рисовала дома - фломастерами и затем акварелью. На то, чтобы выйти в одиночку на улицу с коробкой акварели, водой и кистями моей решимости пока точно не хватает. Уменье не смущаться на публике нарабатывается не в один момент.

Поникшие ветки с маленькими листиками рисовала тычками - кистью номер 1 .