Жизнь как приключение. Комодо - остров, где живут драконы


дракон упоминается три раза: при этом один раз в классической форме δράκων (стих 323), а два раза в форме δράκοντος (стихи и ). Последние два неизменно переводятся на русский как "змея-дракон ".

Забавное описание змей-драконов оставил нам наш "старый друг", римский писатель и эрудит Плиний Старший (Plinius Maior )


воображаемый портрет Плиния Старшего работы художника XIX века;
достоверных портретов античного периода, как мы знаем, не сохранилось,


В книге VIII своей "Естественной истории " (Naturalis Historia ) он написал:

XI.
<. . .>но самых больших слонов поставляет Индия . Она же поставляет и драконов, которые находятся в постоянной вражде со слонами; эти драконы столь огромны, что легко обвивают слонов своими кольцами и сдавливают их, скрутившись в тугой узел. В этом сражении погибают оба противника и побежденный слон, падая, своей тяжестью душит обвившего его дракона.
Перейдём теперь к рассмотрению "свидетельств" о драконах средневековых , но не всех подряд, а только избранных, т.к. "имя им легион"...

По преданиям некий человек был направлен из Рима (Roma ) в Мец (Metz , или как он назывался в то время Divodurum Mediomatricorum ) в III веке н.э. чтобы стать местным епископом. По прибытию местные жители нажаловались ему, что в руинах амфитеатра поблизости живёт дракон по имени Граулли (Graoully , либо Graouilli ), отравляющий своим дыханием местность и наводящий ужас на обитателей города. Тогда чужестранец пошёл в логово дракона, сотворил Крестное Знамение, обернул шею змия своей столой и тем самым приручил чудовище. Затем вывел его из города и на берегу реки Сейль (Seille ) низвёрг его в глубины земли, откуда тот и явился, а провал задвинул скалой. С тех пор тот путник известен как св. Климент Мецский (Clément de Metz ), первый епископ Меца =)

Подобным подвигом прославился ещё один епископ из города Кавайон (Cavaillon , либо Cavalhon ), живший в VI веке св. Веран Кавайонский (Veranus ; Véran либо Vrain ). Силой слова Божьего ему удалось изгнать терроризировавшего деревушку Фонтен-де-Воклюз (Fontaine-de-Vaucluse ) ужасного дракона Coulobre .

Очередной дракон, по имени Тараск (Tarasque ) жил себе на берегу реки Роны (у этой реки много названий... Rhône , Rotten , Ròse , Rôno , Rhodanus , Rodan , Rodano ) недалеко от селения Нерлук (Nerluc ). Питался скотом, людьми и девственницами на закуску. Вот как средневековая "Золотая легенда " (Legenda Aurea , либо Legenda Sanctorum ), весьма популярное в своё время сочинение итальянского монаха-доминиканца Иакова Ворагинского (Jakobus de Voragine , либо Jacopo da Varazze ), составленное им около 1260 года из разнообразных житий святых и близких к ним легенд, описывает нам этого зверя (раздел 4):

Он конечно же был порождением ужасного библейского чудовища Левиафана (לִוְיָתָן ) и прибыл в Рону из моря =)

Чего только местные жители не делали, но избавиться от него не могли. Тут появилась таинственная незнакомка. Застала она монстра в самый отягчающий момент - за человека пожиранием. Окропила она его Святой Водой, сотворила Крестное Знамение и... стал Тараск кроткий как овечка. Связала она его своим пояском и привела в город, где, в отместку за сотворённые неудобства, перепуганные жители зверски его забили копьями. Была эта незнакомка св. Мартой или Марфой (Martha , либо Μάρθα из מַרְתָּא ). А селение с тех пор называется городом Тараскон (Tarascon ) в честь "геройски" поверженного Змея =))

И да, стоит отметить, что св. Марфа не могла жить позже I века н.э. ;)

Недалеко от тех мест, на острове, ныне известном как остров Сент-Маргерит (Île Sainte-Marguerite ), обитал ещё один довольно крупный и свирепый дракон, по имени Драко (Draco ). Настолько свирепый, что его иногда путали со знаменитым Тараском. Его победил, вполне себе силой оружия, епископ (!) св. Гонорат либо Онорэ Арльский (St. Honorat , либо St. Honoré d"Arles ). В сражении ему помогала его сестра, св. Маргерит (St. Marguerite ), основавшая ранее на острове женский монастырь. Раненный змей поднялся в воздух и улетел на континент, где его добил тоже епископ (!) st. Hermentaire . В честь этого события близлежащая деревушка (а ныне город) получила своё название: Драгиньян (Draguignan , либо Draguinhan ).

Также сохранились сказания о кровожадном драконе, проживавшем на горе возле немецкого города Драхенфельс (Drachenfels , дословно "Скала дракона"). Что с ним случилось: показания "очевидцев" очень сильно расходятся. Но, тем не менее, сейчас на этой горе руины замка =)

В отличие от ранее упомянутых драконобоцев св. Маргарите (Марине) Антиохийской (Ἁγία Μαρίνα , либо St. Margaret ) дракон явился как часть её мученических подвигов. Но сотворила Маргарита Крестное Знамение и...

Как мы видим, в христианской средневековой Европе совершенно забылись старые языческие функции драконов, как мифических змеев, охраняющих где-то в подземельях сокровища (см. "Старшую Эдду " (Sæmundaredda ), "Беовульф " (Beowulf ) и "Песнь о Нибелунгах " (Das Nibelungenlied ), в последствии атрибут был позаимствован Джоном Рональдом Руэлом Толкином (John Ronald Reuel Tolkien ) в повести "Хоббит, или Туда и обратно " - The Hobbit, or There and Back Again ), хранителей мудрости (см. "Старшую Эдду "), полностью превратив их в библейские исчадия ада и творения Сатаны (שָׂטָן‏‎‎‎ ), созданные специально для того, чтобы вредить людям (кстати, Толкин использовал и этот образ драконов в произведении "Сильмариллион " (The Silmarillion )). Таких драконов в принципе невозможно приручить. Даже в случае, когда святой (св. Симеон Столпник (Συμεών ὁ Στυλίτης ), см. житие , глава 10) исцеляет терпящего страдания дракона, тот не следует за святым, как обычно поступают исцелённые святыми животные, а снова удаляется в своё логово, находящееся как правило либо в воде, либо в подземелье (и это, как мы увидим позже, не спроста).

Немножко иная история открывается нам на востоке, там мы не наблюдаем такого уж отождествления драконов с нечистой силой. Конечно, в арабском мире св. Георгий, Победитель Дракона, тоже имеет своё почитание под именем Джирджис либо даже Эль-Хидр (جرجس , либо الخضر‎ ), но драконы всё же сохранили прямую преемственность своих языческих предков из Ближнего Востока .

В персидской космографии XIII века (неизвестного автора) под названием "Чудеса мира " (оригинал названия в кирилличной транскрипции Аджа’иб ад-дунйа ) сообщается о неком драконе, в описании которого прослеживается прямая связь этого зверя с доисламской традицией (лист 140а, глава 190):

Подобный рассказ есть и в книге "Диковинки творений и Странные вещи бытия " (عجائب المخلوقات و غرائب الموجودات , в латинской транскрипции Ajā"ib al-makhlūqāt wa gharā"ib al-mawjūdāt ) XII века пера персидского автора Наджиба Хамадани (ст. 617), только дракон там называется тиннин (التنين ), что в переводе с арабского и есть "дракон". А в произведении арабского учёного и литератора XIII века Абу Яхья Закарийа ибн Мухаммед ибн Махмуд аль-Казвини (زكرياء ابن محمد القزوينى ), написавшего труд с таким же названием находим и изображение сего дива, подписанное как cу"бан (ثعبان‎‎ , в латинской транскрипции thuʿbān ), что в переводе с арабского значит "змея" (MS P 2, fol. 197a ):

Но мы продолжим с европейскими драконами. Так ещё одно сказание о поверженом чудовище пришло к нам из австрийских Альп (Alpen ).

В IX веке чуть южнее города Энипонс (Oenipons ; ныне Инсбрук - Innsbruck , либо Innschpruckh ) на севере Тироля (Tirolis ) в одном глубоком и мрачном ущелье на берегу реки Зиль (или Силь ; Sill ) поселился ужасный дракон. А может даже и линдворм . Но это не столь важно, а важно то, что змей временами покидал своё убежище и учинял в округе страшное опустошение. А периодические наводнения, что затапливали ущелье, вымывали оттуда кусочки золота... В то же время недалеко, на реке Рейн (Rhein , либо Rhin ) жил гигант по имени Хаймо , либо Хаймон (Haymo , либо Haymon , от Αἵμων ). Гигантом он назывался не зря, т.к. был ростом 12 футов (почти 3,7 м). Услышав о бесчинствах дьяволова отродия Хаймо вооружился лучшим оружием и отправился на битву. Прибыв на место он, тут как тут, столкнулся с выползшим на промысел змеем. Завязалась битва. Серьёзно опасаясь за свою шкуру дракон попытался скрыться в ущелье, но храбрый Хаймо спустился в него, убил чудовище и вырвал у побеждённого монстра язык.

После чего на добытое у дракона золото построил в Инсбруке монастырь Вильтен (Stift Wilten ) и заселил туда монахов-бенедектинцев . Трофейный же змеин язык, оправленный в серебро, долгое время украшал собой монастырский собор.

Правда в XVIII веке язык всё же переместили в Тирольский федеральный музей Фердинандойм (Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum ), т.к. оказалось, что "язык дракона" никакой не язык, а рострум (rostrum ), т.е. "бивень", обыкновенной рыбы-меч (Xiphias gladius ), предположительно привезённый в Тироль крестоносцами . Тем не менее даже сегодня при входе в монастырский собор Вильтена можно наблюдать 3-метровую статую полумифического основателя монастыря - благочестивого гиганта Хаймо...

Но самое интересное в этой легенде, что золото никогда не было найдено возле Инсбрука, ни до, ни после. Максимум что - маленькие кристаллики минерала пирита - т.н. "золота дураков"...

По слухам у итальянского учёного-натуралиста Улиссе Альдрованди (Ulisse Aldrovandi , либо Vlyssis Aldrovandvs )

имелось чучело линдворма, убитого в окрестностях Болоньи (Bologna , либо Bononia ) в 1572 году. И в его книге "Истoрия змей и дракoнoв. В двух книгах " (Serpentvm, et draconv historiæ Libri dvo ), непосредственно посвящённой гадам ползучим и огнедышащим, есть забавный рисунок. Возможно это и есть тот самый линдворм:)

Взглянув на сие произведение искусства внимательней мы с удовлетворением увидим на нём плезиозавра со змеиной внешностью и лапами ящерицы. Что же в действительности послужило прототипом для этого чудовища мы уже вероятней всего не узнаем.

В сочинении разнообразным драконам и их описанию посвящена полностью вторая книга (со страницы 311). Например можно увидеть такие диковинки... ;)

Судя и всего, выше приведённого, может сложиться превратное впечатление, что дракон - самое распространённое животное Европы. И действительно, изучая средневековые европейские фольклор и литературу кажется, что Драконы и Змии встречаются едва ли не на каждом шагу. Во всяком случае не реже волков и оборотней. Однако в действительности едва ли кто нибудь видел живого дракона. Разве что только погребённые в земле кости, некогда убитого Великим Героем...

Решить сию проблему попытался чуть менее чем столетием позже другой христианский учёный, немецкий энциклопедист Атаназиус (Афанасий) Кирхер (Athanasius Kircher ) в своей книге "Подземный мир " (Mundus Subterraneus ), впервые увидившей свет в 1664 году.

Сама по себе Mundus Subterraneus не что иное как один из первых серьёзных академических трудов, целиком посвящённых геологии и строению Земли. К написанию сего трактата Кирхера сподвигло путешествие в Италию, предпринятое им в 1638 году, во время которого северный гость получил возможность наблюдать приливы в Мессинском проливе (Stretto di Messina , либо Strittu di Missina ) и совершить спуск в кратер знаменитого вулкана Везувий (Vesuvio ), на основании чего учёный и сделал свои геологические выводы, лёгшие в основу будущей книги.

Выводы эти смехотворны с точки зрения современной науки, но в то время были вполне на уровне и даже немножко революционными. Так например Кирхер утверждал, что Земля вовсе не цельная по своему строению, как могло бы показаться при беглом взгляде на предмет изучения нам, жителям её поверхности, а скорее пористая, как швейцарский сыр, обладающая многочисленными пустотами и неоднородностями. Именно соединение в этих пустотах стихий огня ("домом" которых является находящаяся в центре земли "пирофилакия" - pyrophylacia ), воздуха и воды и есть главной причиной, движущей силой всех происходящих на Земле геологических событий.

Часть подземных пустот занимает вода, образуя т.н. "подземный океан", соединяющий между собой большинство известных "наземных" водоёмов. К слову, именно в воздействии этого "подземного океана" на "наземные" водоёмы видел Кирхер причины таких загадочных природных явлений как приливы и отливы. Переливание воды из "подземного океана" в "наземный" соответственно вызывало прилив, а возврат воды обратно под землю - отлив.

Нашлось в научном опусе место и для драконов. Мы помним, что в европейских легендах драконы часто появлялись из подземелий, колодцев, а иногда просто из моря. А кости тех самых драконов тоже выкапывали именно из земли. Всё это было учтено. Естественным обиталищем всех драконов и были определены подземные пустоты. А на поверхности дракон скорее не хозяин, а заблудившийся изгнанник. Так была решена проблема огромной редкости драконов в реальной жизни...
Люцерн (Luzern ) в центральной Швейцарии (die Schweiz , либо Suisse , либо Svizzera , либо Svizra ), по средневековой легенде в пещере на склоне горы жил дракон, последнее свидетельство о чём датировано 1619 годом;
оттуда же, ст. 117 второго тома




вид на гору Пилатус из Люцерна;
впечатление, что где-то там обитает дракон, кажется мне вполне естественным =)
фото автора от 14 мая 2009 года


Интересно изображение дракона, терроризировавшего местность возле современного городка Штанс (Stans ) в Швейцарии, около 1250 года. На иллюстрации изображён бой со змеем легендарного рыцаря Штрута фон Винкельрида (Strut von Winkelried ):

Бесчинства чудовища привели к тому, что деревушка Вилен (Wilen ) полностью опустела, превратившись в местность Эдвилен (Ödwilen ), т.е. "вымерший Вилен", любые попытки избавиться от змея заканчивались ничем, т.к. дракон, издали завидев отряд драконоборцев, прятался в пещере Драхенлошь (Drachenloch ) возле вершины горы Муэтершвандэрберг (Mueterschwanderberg ), также известной как Драхенфлю (Drachenflue ). Победить чудовище удалось лишь ценой своей жизни рыцарю Винкельриду, выманившего зверя из укрытия мнимой беспомощностью одинокого путника. Место боя с тех пор, по свидетельству Кирхера, известно как Дракенфельдт (Drackenfeldt ). Объективно же рассмотрев это изображение опять можно сделать вывод, что, как и в случае с линдвормом Альдрованти, художник вдохновлялся останками плезиозавра , дорисовав ему звериные лапы, а передние плавники превратив в крылья;)
(Agamidae ), представители которого обитают в Юго-Восточной Азии .

Правда драконы эти вовсе не огнедышащие и размерами не превышают 41 см (самые крупные особи, при этом на хвост припадает более половины длины). Но удивительной особенностью этого рода ящериц есть рёбра, пять или шесть из которых имеют очень большую длину и способны на специальных "шарнирах" раздвигаться в стороны, формируя с помощью растянутой на боках кожи что-то вроде крыльев.

И крылья эти используются по прямому назначению - для полёта. Правда махать ими невозможно, но планируя дракончики преодолевают расстояние до 60 м (теряя при этом всего лишь метров 10 высоты). И в занятии этом летающие ящерицы достигли вполне себе основательных успехов...

Вполне может быть, что привезённые путешественниками из Азии диковинные ящерицы (либо их скелетики) вдохновляли художников использовать эти формы и для "европейских" драконов. И "Родосский дракон" Кирхера в этом деле не одинок, вспомните также "Эфиопских драконов" Альдрованти;)

Но гораздо большее влияние видимо летающие дракончики имели на своих непосредственных "соседей", людей которые их наблюдали чаще, чем европейцы...

По китайской традиции дракон положительное мифическое существо (в отличие от инфернального европейского), связанное с богами, землёй и водой. Внешность его возможно тоже некогда была основана на внешности летающих дракончиков, но скорее всего претерпела существенные изменения, т.к. в его облике уже слишком много змеиного. По классическим представлениям дракон должен иметь голову верблюда, рога оленя, глаза демона, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Крыльев, в отличие от многочисленных европейских собратьев, у него уже нет, т.к. для полёта он использует некую магическую шишку на макушке. На изображениях шишка правда, из-за своих небольших размеров, часто упускается...

Где же и как они родились, где возникли и жили - эти мифические чудовища?.. Предлагаем вниманию читателей интересную гипотезу - детище трех наук: этнографии, климатологии и геофизики.

Сказания о борьбе с чудовищным змеем распространены на земле очень широко и уходят корнями в самую глубокую древность. Вот что рассказывают индийские легенды.

Из священного опьяняющего напитка сомы и небесного огня родился гигантский дракон Вритра. Это страшное, безрукое и безногое чудище легло, свернувшись кольцами, в горах, преградило путь рекам и выпило все воды, которые они несли в океан. Но бог грозы Индра чудесным оружием сразил Вритру. Скованные драконом воды вырвались из плена и устремились к океану.

Индра расчленил тело поверженного врага на две части. Одна вознеслась на небо, чтобы стать Луной, другая же превратилась в чрево всех живущих на Земле существ. Вот почему, когда индийцы упоминают об обжорах и чревоугодниках, они говорят, что те приносят жертву дракону.

Одни этнографы отождествляют образ дракона с демоном засухи, а его уничтожение богом Индрой представляют как грозу, освобождающую небесные воды. Другим кажется, что в основе этого сказания лежит иное, более древнее, появившееся еще до того, как предки индийцев пришли на полуостров Индостан. В легенде говорилось о победе над духом зимы, который замораживал воды рек. Почему же дух зимы похож на змею? Южная граница обитания Вритры нам известна - это побережье Индийского океана. Но ведь огромный материк Евразии простирается и за Полярный круг. А там, во мраке полярной ночи, над заснеженными горами и скованными морозом реками пляшут, свиваясь кольцами, змеевидные ленты полярного сияния. Они исчезают весной - как бы тают в свете солнца, которое надолго выходит из-за горизонта. И тогда под гром первых гроз (громовержец Индра?) исчезают снега, разливаются реки...

Спopy нет, сходство Вритры с полярным сиянием весьма проблематично. Трудно представить себе, что полярные сияния способны реветь по-драконьи или превращаться в чрева всех живущих на Земле существ. К тому же, как мы знаем, у Вритры немало «родственников» в мифологии самых разных народов. Попытаемся, однако, взглянуть на все это сквозь призму сознания первобытного человека с его нуждами и устремлениями, страхами и бессилием перед стихией, человека. который, не зная причин природных явлений, мог лишь отмечать их внешнее сходство и связи.

Можно предположить, что когда-то в представления о драконе вошли многие черты внешнего мира, и дракон выступал прежде всего в качестве тотемного зверя. Возможно, образ дракона зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром. Факты, собранные этнографами, дают основание для таких предположений.

Позднее образ дракона, видимо, перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль. Но люди с ним долго не могли расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок. И вот, мы думаем, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние - одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, как стало известно в XX веке, с порывами «солнечного ветра» и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов [Подробнее о механизме полярных сияний и связанных с ними мифах см.: «Наука и. религия», 1981. № 11.].

Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов - так называемый «береговой эффект».

Тьма долгой полярной ночи. по многим поверьям - обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе. Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну! Способность же драконов становиться невидимыми (а им такая способность приписывалась) может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются.

В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи - «перья», собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев. Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры. Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время «верхние части тела дракона», рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими. Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них.

Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить «родственницу» дракона - сказочную птицу грома. Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти. В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла. Некоторые из индейских племен верили, что гроза - результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища. Вот они где встречаются - фантастическая птица и змея!

В этих индейских преданиях рассказывается, между прочим, как гигантская птица грома избрала местом своего зимнего пребывания одно из озер. Однажды взорам двух заночевавших на его берегу охотников предстала зловещая картина: из воды поднималась огромная птица, похожая на орла. Лед, которым было сковано озеро, трескался с ужасным грохотом. Под этот звук птица грома, окруженная вспышками молний, поднялась в заоблачную высь и полетела к морю.

Как уже говорилось, полярные сияния чаще наблюдаются во время сильных морозов, когда гулко лопается лед и даже кора деревьев. В этот период на промерзающих до дна реках образуются ледяные заторы, вызывающие наводнения. Мерзлая земля вспучивается и разрушает жилища. А разбухающие ледяные линзы раздвигают пласты земли и образуют провалы, впадины. Все подобные явления древние люди могли сопоставлять именно с полярными сияниями, а не с холодной погодой. Ведь небесное явление больше поражало их воображение. И конечно, очень удобно было сваливать на этого дракона-сияние все стихийные явления.

А при чем тут зеленый змий?

Когда древнеиндийский бог-творец Тваштар, змееподобный отец уже известного нам дракона Вритры, устроил очередной пир, бога грозы Индру приглашением обошли. Однако он явился незваным и выпил все оставшееся зелье. После этого разгневанный Тваштар и создал свое орудие мести - Вритру. Как известно, у предков индийцев был в большом употреблении священный опьяняющий напиток - сома. Получали они его из лекарственного растения, которое тоже называлось сомой.

Легко представить себе такую картину. Осенью племя охотников и собирателей, набрав скудные запасы пищи, отрядило несколько человек для сбора священного растения. Ночи стали уже долгими, начинались заморозки, в небе появляются змеевидные ленты сияния. И сочные растения замерзают - вянут, сохнут на корню. Запоздалая осенняя гроза с градом довершает дело. Хмурым соплеменникам сборщики объясняют: священную влагу выпила небесная змея, да, к тому же, нежданно-негаданно явился бог грозы и расправился с остатками.

Так было на севере. А на юге, ближе к Индийскому океану, в Малой Азии, на Ближнем Востоке?

Мифический герой шумеров, древних обитателей междуречья Тигра и Евфрата, Гильгамеш отправляется со своим другом Энкиду в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу. Этот страж леса имел семь «шейных одеяний», семь «ужасов» или «лучистых сияний». Каждое из них представляло собой самостоятельное полубожественное существо. Приближаясь, чудовище издает страшный рев.

Может быть, шумерам были известны природные условия севера? Уж очень этот Хумбаба похож на полярное сияние, а внезапно онемевшие руки Энкиду напоминают нам о морозах. И ревет чудовище подобно дракону. Шумерский эпос повествует также о других «родственниках» дракона - людях-скорпионах, стерегущих горы на краю обширной области мрака:

Людя-скорпионы стерегут их ворота:
Грозен их вид, их взоры - гибель,
Их мерцающий блеск повергает горы...

Лучи, из которых состоят дуги северного сияния, весьма похожи на сегменты скорпионьего хвоста. Неспроста, быть может, легендарные скорпионы, как и драконы, обладают губительным взором?

А вот другой древний миф - о Медузе Горгоне. У этого чудовища вместо волос были шевелящиеся змеи. И, когда ужасная Медуза проносилась по небу, все каменело под ее убийственным взглядом. Мы уже говорили, что змеевидные полосы полярного сияния наряду с голубоватыми светящимися облаками-"медузами» наблюдаются во время сильных морозов, когда все замерзает, «превращаясь в камень».

Но разве полярные сияния и северный холод могут иметь отношение к мифам и обычаям народов, живущих в теплых и жарких странах?..

Обратимся к инициациям - обрядам посвящения юношей в полноправные члены племени, бытовавшим, да и сейчас еще бытующим среди коренных жителей Австралии и Новой Гвинеи.

Как правило, новичка при этом должно было «проглотить» чудовище, издающее ужасный рев. Рев имитировали специальным инструментом. У загадочного существа, по представлениям аборигенов, было удлиненное тело. Папуасы даже строили макет такого великана в виде шалаша до 30 метров длиной, причем его позвоночный столб изображала вырытая с корнем пальма, а шерстью служили пучки растущих на пальмовом стволе волокон. Пасть чудовища некоторые племена сооружали в форме челюстей крокодила или клюва казуара - птицы с ярким цветастым оперением.

Тела юношей вымазывали белой или желтой краской. Чудовище (или злой дух) в качестве «визитной карточки» вручало участнику обряда палку, с обеих концов украшенную перьями казуара или петуха, а у некоторых племен Австралии на память о встрече юноше выбивали зуб. Пройдя целый ряд трудных испытаний и вернувшись в селение, посвященные ходили неверной походкой, делали вид, что не могут есть и говорить, ничего не помнят и не понимают. Этим они как бы показывали, что все еще находятся во власти чудовища.

Иногда обряды посвящения заканчивались надрезами и проколами на теле, на языке или распространенным у многих народов обрезанием - операцией небезопасной, приводившей в некоторых случаях к смерти. Надрез на теле рассматривается как укус чудовища или как жертва «великому змею-отцу».

В таких обрядах весьма четко выделяются две части. Первая, так сказать, практическая - испытание выносливости, ловкости, терпения, и вторая, символическая - «встречи» с мифическими существами и болезненные операции. Назначение первой части понятно: юноша должен доказать, что готов быть полноправным членом племени. А вот, смысл второй исследователям не совсем ясен. Но ведь можно предположить, что когда-то давно и в иной природной обстановке она преследовала ту же цель, что и первая.

Все эти таинственные операции связывались с мифическими чудовищами. У папуасов племени пасум обряд инициации даже назывался «кон пагаб» - «великий смотр духов». В таких обрядах прослеживается определенная система - выбор «болевых точек» не случаен. Надрезы и проколы наносятся на кончики пальцев, на кожу, на мочки ушей, то есть на те части тела, которые у северных народов наиболее подвержены... обморожению. Обряд включает в себя и своеобразную имитацию первой помощи - разумеется, на уровне медицины каменного века. Впрочем, и сегодня врачи рекомендуют при загрязнениях прокалывать и удалять пузыри, появляющиеся на коже после сильного обморожения. А единственно возможным оперативным вмешательством при простудном флюсе у первобытных северных охотников могло быть выбивание зуба. Изменение цвета кожи, головокружение, временная потеря памяти, расстройство движений вплоть до невозможности самостоятельно есть и ходить - все это осложнения, вызванные переохлаждением организма. И именно эти признаки имитировали участники обряда, возвращаясь в селение после встречи с «духами».
Как же, все-таки, «воспоминания» о морозе и северном сиянии попали в тропики?

Ну, прежде всего, подобные представления вполне могли сложиться и «на месте». Ведь последний ледниковый период, во время которого юго-восток Австралии был покрыт ледяным щитом, закончился 10- 12 тысяч лет назад. А к этому времени южный континент был уже заселен людьми. Да, и в наше время в австралийских пустынях и в горах Новой Гвинеи по ночам бывает довольно холодно, и человек в «одеянии» папуаса может легко обморозиться при температуре, близкой к нулевой. Что же касается полярных сияний, то они, случается, видны и в Астралии. Аборигены считают их кострами, которые разожгли на небе духи. И это не обязательно северные сияния: в районе южного магнитного полюса они тоже бывают (вот, кстати, почему ученые, узнав о них, стали называть их не северными, а более точно - полярными).

Стоит ли удивляться тому, что культ «небесной огненной змеи», которую можно сопоставить с радужной лентой полярного сияния, в этой части земного шара распространен очень широко - от Сахалина до Австралии. Кроме того, традиции, подобные тем, о которых мы говорили, например выбивание зуба как мера предосторожности против козней легендарной змеи,- не редкость и в Юго-Восточной Азии. А именно выходцы из этого района заселили когда-то Новую Гвинею.

Приглядимся внимательнее и к африканским легендам о чудовище со змеиной шеей, которое издает рев и производит сильные разрушения, а также об удивительном мбиелу-мбиелу - водном животном, похожем на «несколько вязанок хвороста». Описания заставляют вспомнить о легендарных драконах, сочетающих черты змей и растений. До сих пор в Конго можно найти людей, которые клянутся, что встречались с этими чудищами. Что ж, отчего бы потомкам динозавров не сохраниться в африканских джунглях?

Как это ни парадоксально, но объяснить наличие связанных с полярными сияниями легенд у жителей юга легче, чем у жителей севера. Почему жители севера не сопоставляли мифические образы с небесными сполохами? Например, северные славяне, наблюдая полярное сияние, вовсе не связывали его ни с Жар-птицей, ни с огнедышащим Змеем Горынычем. Скорее всего потому, что, привыкшие более южан к этим явлениям, они не видели в них ничего или, вернее, почти ничего сверхъестественного (хотя у некоторых народов севера в полярных сияниях «отражались» битвы богов и героев).

Образы драконов и змей формировались в далеком прошлом, видимо, на юге, а на север попадали уже в готовом виде. Можно предположить, что сведения о северном сиянии, о его таинственных цветных сполохах нередко доходили до южан и постепенно стали у них элементом обрядов и мифотворчества. Ведь связи народов севера и юга существовали издревле. Вот, к примеру, один из известных нам сегодня путей, по которым уже в очень далеком прошлом происходило такое общение.В IV-V тысячелетиях до нашей эры в Зауралье обитали племена, изготовлявшие керамику, очень сходную с керамикой так называемой кельтеминарской культуры Средней Азии. А та была связана с высокоразвитыми культурами Южной и Юго-Западной Азии и играла роль «посредника» между севером и югом.

Драконы живут в культуре многих народов мира. Но объединяет, своеобразно обобщает представление о них, по нашему мнению, удивительный природный феномен - полярное сияние. Именно оно, во многих своих чертах весьма сходно с легендарными описаниями дракона. Думается, его поразительные сполохи в глубокой древности дали людям стимул к оформлению этого сложного образа. Возник он у древнего человека в силу необходимости как-то объяснить различные непонятные явления окружающего мира в их взаимосвязи. Образ дракона был удобен тем, что объединял непонятные и разнородные, подчас прямо противоположные стихии - такие, как огонь и вода.

А.Чемохоненко,
Я.Чеснов, кандидат исторических наук
"Наука и религия", 1982 год

Комодские драконы не могут выдыхать огонь или летать, но они всё же остаются грозными животными – и сейчас идёт борьба за то, чтобы они не стали всего лишь легендой

02 03 2016
00:48

На архипелаге Малые Зондские острова, которые, подобно стреле, изгибаются в Яванском море, карты могут быть законно помечены архаичным предупреждением, которое использовали средневековые картографы: здесь обитают драконы. Эти драконы не могут выдыхать огонь или летать, но они не менее впечатляющи или опасны, чем их мифические коллеги. Длиной до 3 м и весом до 70кг, эти звери могут бежать со скоростью 18 миль в час (29 км/ч), чтобы поймать свою добычу. Укусив буйвола или оленя, они вводят в глубокие раны яд, содержащий антикоагулянт, который ускоряет потерю крови. Жертва просто истекает кровью на пути к мучительной смерти - возможно, ещё худшей судьбы, чем быть опалённым пламенем мифического зверя. "Это комбинированная система, целый арсенал", - говорит Брайан Фрай из Университета Квинсленда в Брисбене, Австралия. "У них есть зубы в качестве основного оружия, и если вы не погибнете на месте от разрыва бедренной артерии, вы будете продолжать истекать кровью, пока не умрёте от кровопотери".


Эти современные монстры - Комодские вараны (Varanus komodoensis) Индонезии. Они живут только на островах Ринка, Джили Мотанг, Нуса Куде, Флорес и Комодо. Эти крупнейшие ящерицы в мире, как полагают, - последние оставшиеся в живых гигантские ящерицы, которые бродили по Австралии миллионы лет назад. Ученые полагают, что эти драконы затем распространились на запад, достигнув островов Индонезии около 900 000 лет назад. Оставаясь теми же, они пережили ледниковый период, повышение уровня моря и многочисленные землетрясения и последующие цунами, которые досаждают Малым Зондским островам. Но, несмотря на их стойкую природу, в конце 1970-х годов экспертов стало волновать выживание драконов. Ранее в том же веке ловцы ловили Комодских варанов и продавали их зоопаркам и частным коллекционерам. Даже сейчас, когда эта практика прекратилась, охотники на крупную дичь убивали, чтобы оставить в качестве трофеев, или их убивали ради их лап или кожи. В связи с этим Международный союз охраны природы внёс варанов в красную книгу как «уязвимый вид» и международная торговля ими была запрещена согласно Конвенции о международной торговле исчезающими видами.

В 1980 году, желая сохранить своих легендарных драконов, власти Индонезии учредили Национальный парк Комодо площадью 700 квадратных миль (1810 кв. км). Парк, который включает три основных острова, Комодо, Ринка и Падар, а также многочисленные мелкие острова, был объявлен объектом Всемирного наследия в 1986 году. Успешные меры по сохранению вида в парке привели к тому, что популяция драконов предполагается стабильной с численностью на уровне примерно 3000 особей, большая часть которых обитает на островах Комодо и Ринка. Пережив десятилетия нападений человека вараны теперь, по-видимому, спасены от вымирания. Но число яйцекладущих самок остаётся на опасно низком уровне, и другие зловещие угрозы маячат на горизонте. Выживут ли эти драконы в долгосрочной перспективе и не присоединятся ли они к своим предкам – легендарным 7-метровым гигантским варанам - не гарантировано.


Фото: На сегодняшний день драконы спасены от вымирания

Ученые впервые столкнулись с драконами в начале 1900-х годов, хотя слухи об их существовании ходили во множестве задолго до этого. "Их размер всегда ошеломляет", - говорит Тим ​​Джессоп, интегративный эколог из Университета Дикин в Джилонге, Австралия. "Они не только длинные, они невероятно плотные, крепкие и коренастые." В 1912 году голландский солдат, лейтенант ван Стейн ван Хенсброк, посетил остров Комодо, застрелил варана и отправил кожу натуралисту, Питеру Оуэнсу, который впоследствии написал первую в мире научную работу о массивных ящерицах. Четырнадцать лет спустя американец У. Дуглас Берден отправился на Малые Зондские острова Индонезии, чтобы захватить десяток гигантских ящериц для Американского музея естественной истории. Его мемуары об экспедиции «Драконы острова Комодо», дали варанам их прозвище, а его рассказы о приключениях и столкновениях с «седым зверем» стали источником вдохновения для фильма «Кинг-Конг». "То, что столь странные создания существуют в этом Богом забытом месте – поистине невероятно", - говорит Джессоп.

Но драконы смотрятся как дома в скалистых, зазубренных островах, которые торчат из моря, говорит Джессоп. В отличие от пышных районов тропических лесов Суматры или Явы, Малые Зондские острова относительно сухие и имеют преимущественно коричневый цвет, за исключением нескольких коротких месяцев муссона. Растительность представляет собой смесь низкорослых лесов и саванн, на которых кормится основная добыча драконов, олени. На этом фоне драконы очень хорошо замаскированы, пока они терпеливо ждут своей следующей трапезы. После того, как олень, свинья или даже человек - драконы не очень разборчивы в еде – подходит ближе, варан мгновенно вступает в игру, нанося комбинацию из одного-двух ударов бритвенно-острыми зубами и поражая жертву ядом.

"Я видел, что может сделать это животное, и насколько сильно эти звери могут травмировать человека", - говорит Ачмад Ариеф Энди, работающий в Индонезийской программе выживания Комодских варанов (KSP). Исследование образа жизни драконов, которое проводит Ариеф Энди, вынуждает его работать с ящерицами в отдаленных местах, далеко от больницы, и он по понятным причинам осторожен. "Нет смысла вести себя как кинозвезда, если вас в конечном итоге укусят", - говорит он. Поскольку драконы могут съесть 80% своего веса, а затем обходиться без пищи в течение нескольких недель, большую часть времени они проводят подобно другим ящерицам, греясь на солнце. Известно, что они нападают на островитян – было четыре случая со смертельным исходом за последние четыре десятилетия - но местные жители уважают драконов и многие считают их священными. Это чувство разделяет и Ариеф Энди. "Я влюбился в этот вид и красивые пейзажи на родине Комодских драконов в Восточном Нуса Тенггара, как только я впервые ступил на остров Комодо", - говорит он. Работа Ариефа Энди заставляет его тратить большую часть своего времени в поле, проходя от 10 до 20 км в день по гористой местности под палящим солнцем. "Но я счастлив заниматься этим, чтобы достичь своей мечты, добиться сохранения Комодского дракона", - говорит он.

Научно обоснованные усилия по сохранению варанов впервые начали предпринимать в середине 1990-х годов, когда Клаудио Циофи, в настоящее время - биолог из Университета Флоренции, прибыл в Индонезию, чтобы закончить докторскую степень в области генетики варанов. Очарованный этими существами, и, заметивший отсутствие крупных природоохранных проектов для их поддержки, Циофи приступил к разработке проекта с нуля. Полагая, что сохранение видов может быть действительно устойчивым и эффективным, только если оно поддерживается местным населением – а не только учеными и иностранными специалистами по сохранению – в качестве конечной цели Циофи поставил передачу проекта индонезийцам. "На этапе, на котором мы находимся сегодня, по моему мнению, мы являемся одним из немногих проектов местного уровня, которые были бы хоть сколько-то успешны в передаче «ноу-хау» местным жителям", - говорит Ciofi. "Именно такими должны быть все проекты в развивающихся странах" .


Фото: Для того, чтобы больше узнать о драконах, нужно сначала их поймать

В настоящее время государственные организации при Министерстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства Индонезии наряду с учеными из KSP управляют сохранением драконов. Исследователи KSP собирают научную информацию об экологии драконов, чтобы помочь этим организациям лучше сосредоточить свои усилия. Что касается непосредственно сохранения, парк и KDS также повышают осведомленность общественности, оплачивая образовательные визиты в деревни и школы. "Мне было стыдно видеть, что так много иностранцев работают над сохранением индонезийских видов" - говорит Ариеф Энди. "Комодский дракон является культовым национальным видом, поэтому именно индонезийцы должны заниматься исследованиями и защитой этого вида."

Поскольку многие из угроз виду возникают из-за взаимодействия с островитянами, понимание местной культуры и как лучше управлять конкурирующими потребностями на этой земле стало ключевым вопросом. До формирования парка охота на оленя была серьезной проблемой - олень является одним из основных источников пищи варанов. В 1980-е годы чрезмерная охота на оленей на острове Падар привела к вымиранию местной популяции драконов. Успешное управление с тех пор минимизировало охоту в пределах парка. Усилия по сохранению привели к поддержанию относительно стабильной численности варанов на двух главных островах Комодо, на каждом из которых проживает около 1100 драконов. Но за пределами парка, на острове Флорес, история оказалось менее радужной. Ученые считают, что драконы Комодо когда-то бродили по большей части острова Флорес, но теперь из-за сокращения численности они живут только на севере и западном побережье, где 80 квадратных километров земли находятся под защитой четырех природных заповедников. "Реальной причиной здесь была потеря среды обитания из-за вырубки лесов для нужд сельского хозяйства", - говорит Джессоп. "Сельские жители также разжигали пожары, чтобы увеличить площадь пастбищ для скота".


Многие драконы живут за пределами заповедников, и они часто сталкиваются с постоянно разрастающимися населенными пунктами. Кроме того, что они теряют свою среду обитания, они вынуждены конкурировать за оленей и свиней с местными жителями. За последнее десятилетие, экологи пытались решить такие проблемы в заповеднике Вае Вулл на острове Флорес с помощью многостороннего подхода, который объединяет мониторинг животного мира и вовлечение местного населения в охрану мест обитания драконов. Руководители программ разместили сторожевой пост, учредили мероприятия по патрулированию и обследованию популяции кормовой базы, они также провели подготовку смотрителей в области мониторинга дикой природы. Повышение осведомленности населения было ключевой задачей. "Я думаю, что рецепт заключается в интеграции программ на научной и общественной основе", - говорит Циофи. "Вы не можете сделать одно без другого."

Недавний анализ численности популяции варанов в пределах заповедника Вае Вулл указывает на то, что она остается стабильной в течение последних нескольких лет, и исследователи надеются применить тот же подход к северу острова Флорес, где находятся три других заповедника. Эта успешная программа указывает на то, что необходимо для решения проблем с выживанием драконов в будущем: взаимодействие с местными органами власти и местными жителями, чтобы использовать землю на устойчивой основе. "Если все будут работать сообща над попытками по сохранению, и если местные жители осознают, что они получают выгоду от дракона, то этот вид может выжить в течение сотен или тысяч лет", - говорит Ариеф Энди. Но деятельность человека не являются единственной угрозой для драконов. Учитывая, что они живут только на нескольких островах в мире, и их генетическое разнообразие ограничено, драконы особенно чувствительны к изменениям климата. Повышение уровня моря может угрожать низким прибрежным долинам, которые составляют большую часть среды обитания варанов, а изменения осадков могут означать, что лесные массивы больше не будут подходящими для кладки яиц или новорождённых драконов. Поскольку молодые драконы забираются на деревья для защиты, они могут быть более уязвимы к нападениям, даже со стороны взрослых драконов Комодо.

Циофи считает, что, поскольку драконы живут на расстояниях до 500 м от береговой линии и кладка яиц происходит в различной растительности, изменение климата еще не самая большая угроза для драконов - это может просто уменьшить их среду обитания и, возможно, уменьшит их количество. Самый негативный возможный прогноз для их выживания заключается в том, что быстро растущая человеческая популяция может через 20 лет или около того уничтожить их среду обитания. Но с нынешним успехом программ по сохранению этого сценария можно избежать. "Если течение десяти лет мы сможем с помощью местного самоуправления сохранить текущую численность популяции, этого будет достаточно для долгосрочного выживания вида", - говорит Циофи.


Фото: На острове теперь живут шестнадцать молодых комодских варанов

В настоящее время индонезийские исследователи путешествуют на лодке на острова к северу от Флорес и устанавливают скрытые камеры, чтобы оценить среду обитания драконов в этом регионе. "Это история всей Индонезии," - говорит Циофи. "Забота о драконах теперь находится в руках местного населения." В ходе одной из таких поездок в прошлом году исследователи получили приятный сюрприз: драконы впервые устроили гнёзда на острове Онтоле, недалеко от северного побережья Флорес. "Это важно, потому что это доказывает, что популяция воспроизводится на севере Флорес и, если её хорошо защищать, она может стабилизироваться", - говорит Ciofi. "Это очень обнадёживает." В марте прошлого года индонезийские экологи из отдела лесного хозяйства, исследователи из KSP и местные жители работали, подобно гордым родителям, чтобы убедиться, что яйца вылупятся благополучно и новорождённые вараны благополучно доберутся до деревьев. Шестнадцать молодых комодских драконов теперь живут на острове, жуя гекконов и подобные закуски и греясь на солнце, как и положено ящерицам, которыми им суждено стать.

Журнал "Наука и религия", 1982 год. Где живут драконы?

А.Чемохоненко,

Я.Чеснов, кандидат исторических наук

Дракон... Едва мы услышим это слово, как в воображении возникает нечто извивающееся и летающее, нечто многоголовое, огнедышащее, смрадное... Драконы из сказок и легенд самых различных народов сочетают в себе множество удивительных общих черт. Если внимательно присмотреться, то мы увидим, например, что фантастическое чудовище, украшающее китайский ковер, сродни нашему былинному Змею Горынычу и даже злополучному символу пьянства - зеленому змию. Где же и как они родились, где возникли и жили - эти мифические чудовища?.. Предлагаем вниманию читателей интересную гипотезу - детище трех наук: этнографии, климатологии и геофизики.

Сказания о борьбе с чудовищным змеем распространены на земле очень широко и уходят корнями в самую глубокую древность. Вот что рассказывают индийские легенды.

Из священного опьяняющего напитка сомы и небесного огня родился гигантский дракон Вритра. Это страшное, безрукое и безногое чудище легло, свернувшись кольцами, в горах, преградило путь рекам и выпило все воды, которые они несли в океан. Но бог грозы Индра чудесным оружием сразил Вритру. Скованные драконом воды вырвались из плена и устремились к океану.

Индра расчленил тело поверженного врага на две части. Одна вознеслась на небо, чтобы стать Луной, другая же превратилась во чрево всех живущих на Земле существ. Вот почему, когда индийцы упоминают об обжорах и чревоугодниках, они говорят, что те приносят жертву дракону.

Одни этнографы отождествляют образ дракона с демоном засухи, а его уничтожение богом Индрой представляют как грозу, освобождающую небесные воды. Другим кажется, что в основе этого сказания лежит иное, более древнее, появившееся еще до того, как предки индийцев пришли на полуостров Индостан. В легенде говорилось о победе над духом зимы, который замораживал воды рек. Почему же дух зимы похож на змею? Южная граница обитания Вритры нам известна - это побережье Индийского океана. Но ведь огромный материк Евразии простирается и за Полярный круг. А там, во мраке полярной ночи, над заснеженными горами и скованными морозом реками пляшут, свиваясь кольцами, змеевидные ленты полярного сияния. Они исчезают весной - как бы тают в свете солнца, которое надолго выходит из-за горизонта. И тогда под гром первых гроз (громовержец Индра?) исчезают снега, разливаются реки...

спору нет, сходство Вритры с полярным сиянием весьма проблематично. Трудно представить себе, что полярные сияния способны реветь по драконьи или превращаться во чрева всех живущих на Земле существ. К тому же, как мы знаем, у Вритры немало "родственников" в мифологии самых разных народов. Попытаемся, однако, взглянуть на все это сквозь призму сознания первобытного человека с его нуждами и устремлениями, страхами и бессилием перед стихией, человека. Который, не зная причин природных явлений, мог лишь отмечать их внешнее сходство и связи.

Можно предположить, что когда-то в представления о драконе вошли многие черты внешнего мира, и дракон выступал, прежде всего, в качестве тотемного зверя. Возможно, образ дракона зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром. Факты, собранные этнографами, дают основание для таких предположений.

Позднее образ дракона, видимо, перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль. Но люди с ним долго не могли расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок. И вот, мы думаем, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние - одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, как стало известно в XX веке, с порывами "солнечного ветра" и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов [Подробнее о механизме полярных сияний и связанных с ними мифах см.: "Наука и. религия", 1981. № 11.].

Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов - так называемый "береговой эффект".

Тьма долгой полярной ночи. По многим поверьям - обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе. Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну! Способность же драконов становиться невидимыми (а им такая способность приписывалась) может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются.

В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи - "перья", собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев. Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры. Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время "верхние части тела дракона", рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими. Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них.

Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить "родственницу" дракона - сказочную птицу грома. Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти. В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла. Некоторые из индейских племен верили, что гроза - результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища. Вот они где встречаются - фантастическая птица и змея!

В этих индейских преданиях рассказывается, между прочим, как гигантская птица грома избрала местом своего зимнего пребывания одно из озер. Однажды взорам двух заночевавших на его берегу охотников предстала зловещая картина: из воды поднималась огромная птица, похожая на орла. Лед, которым было сковано озеро, трескался с ужасным грохотом. Под этот звук птица грома, окруженная вспышками молний, поднялась в заоблачную высь и полетела к морю.

Как уже говорилось, полярные сияния чаще наблюдаются во время сильных морозов, когда гулко лопается лед и даже кора деревьев. В этот период на промерзающих до дна реках образуются ледяные заторы, вызывающие наводнения. Мерзлая земля вспучивается и разрушает жилища. А разбухающие ледяные линзы раздвигают пласты земли и образуют провалы, впадины. Все подобные явления древние люди могли сопоставлять именно с полярными сияниями, а не с холодной погодой. Ведь небесное явление больше поражало их воображение. И конечно, очень удобно было сваливать на этого дракона-сияние все стихийные явления.

А при чем тут зеленый змий?

Когда древнеиндийский бог-творец Тваштар, змееподобный отец уже известного нам дракона Вритры, устроил очередной пир, бога грозы Индру приглашением обошли. Однако он явился незваным и выпил все оставшееся зелье. После этого разгневанный Тваштар и создал свое орудие мести - Вритру. Как известно, у предков индийцев был в большом употреблении священный опьяняющий напиток - сома. Получали они его из лекарственного растения, которое тоже называлось сомой.

Легко представить себе такую картину. Осенью племя охотников и собирателей, набрав скудные запасы пищи, отрядило несколько человек для сбора священного растения. Ночи стали уже долгими, начинались заморозки, в небе появляются змеевидные ленты сияния. И сочные растения замерзают - вянут, сохнут на корню. Запоздалая осенняя гроза с градом довершает дело. Хмурым соплеменникам сборщики объясняют: священную влагу выпила небесная змея, да, к тому же, нежданно-негаданно явился бог грозы и расправился с остатками.

Так было на севере. А на юге, ближе к Индийскому океану, в Малой Азии, на Ближнем Востоке?

Мифический герой шумеров, древних обитателей междуречья Тигра и Евфрата, Гильгамеш отправляется со своим другом Энкиду в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу. Этот страж леса имел семь "шейных одеяний", семь "ужасов" или "лучистых сияний". Каждое из них представляло собой самостоятельное полу божественное существо. Приближаясь, чудовище издает страшный рев.

Может быть, шумерам были известны природные условия севера? Уж очень этот Хумбаба похож на полярное сияние, а внезапно онемевшие руки Энкиду напоминают нам о морозах. И ревет чудовище подобно дракону. Шумерский эпос повествует также о других "родственниках" дракона - людях-скорпионах, стерегущих горы на краю обширной области мрака:

Люди-скорпионы стерегут их ворота:

Грозен их вид, их взоры - гибель,

Их мерцающий блеск повергает горы...

Лучи, из которых состоят дуги северного сияния, весьма похожи на сегменты скорпионьего хвоста. Неспроста, быть может, легендарные скорпионы, как и драконы, обладают губительным взором?

А вот другой древний миф - о Медузе Горгоне. У этого чудовища вместо волос были шевелящиеся змеи. И, когда ужасная Медуза проносилась по небу, все каменело под ее убийственным взглядом. Мы уже говорили, что змеевидные полосы полярного сияния наряду с голубоватыми светящимися облаками-"медузами" наблюдаются во время сильных морозов, когда все замерзает, "превращаясь в камень".

Но разве полярные сияния и северный холод могут иметь отношение к мифам и обычаям народов, живущих в теплых и жарких странах?..

Обратимся к инициациям - обрядам посвящения юношей в полноправные члены племени, бытовавшим, да и сейчас еще бытующим среди коренных жителей Австралии и Новой Гвинеи.

Как правило, новичка при этом должно было "проглотить" чудовище, издающее ужасный рев. Рев имитировали специальным инструментом. У загадочного существа, по представлениям аборигенов, было удлиненное тело. Папуасы даже строили макет такого великана в виде шалаша до 30 метров длиной, причем его позвоночный столб изображала вырытая с корнем пальма, а шерстью служили пучки растущих на пальмовом стволе волокон. Пасть чудовища некоторые племена сооружали в форме челюстей крокодила или клюва казуара - птицы с ярким цветастым оперением.

Тела юношей вымазывали белой или желтой краской. Чудовище (или злой дух) в качестве "визитной карточки" вручало участнику обряда палку, с обеих концов украшенную перьями казуара или петуха, а у некоторых племен Австралии на память о встрече юноше выбивали зуб. Пройдя целый ряд трудных испытаний и вернувшись в селение, посвященные ходили неверной походкой, делали вид, что не могут, есть, и говорить, ничего не помнят и не понимают. Этим они как бы показывали, что все еще находятся во власти чудовища.

Иногда обряды посвящения заканчивались надрезами и проколами на теле, на языке или распространенным у многих народов обрезанием - операцией небезопасной, приводившей в некоторых случаях к смерти. Надрез на теле рассматривается как укус чудовища или как жертва "великому змею-отцу".

В таких обрядах весьма четко выделяются две части. Первая, так сказать, практическая - испытание выносливости, ловкости, терпения, и вторая, символическая - "встречи" с мифическими существами и болезненные операции. Назначение первой части понятно: юноша должен доказать, что готов быть полноправным членом племени. А вот, смысл второй исследователям не совсем ясен. Но ведь можно предположить, что когда-то давно и в иной природной обстановке она преследовала ту же цель, что и первая.

Все эти таинственные операции связывались с мифическими чудовищами. У папуасов племени пасум обряд инициации даже назывался "кон пагаб" - "великий смотр духов". В таких обрядах прослеживается определенная система - выбор "болевых точек" не случаен. Надрезы и проколы наносятся на кончики пальцев, на кожу, на мочки ушей, то есть на те части тела, которые у северных народов наиболее подвержены... обморожению. Обряд включает в себя и своеобразную имитацию первой помощи - разумеется, на уровне медицины каменного века. Впрочем, и сегодня врачи рекомендуют при загрязнениях прокалывать и удалять пузыри, появляющиеся на коже после сильного обморожения. А единственно возможным оперативным вмешательством при простудном флюсе у первобытных северных охотников могло быть выбивание зуба. Изменение цвета кожи, головокружение, временная потеря памяти, расстройство движений вплоть до невозможности самостоятельно есть, и ходить - все это осложнения, вызванные переохлаждением организма. И именно эти признаки имитировали участники обряда, возвращаясь в селение после встречи с "духами".

Как же, все-таки, "воспоминания" о морозе и северном сиянии попали в тропики?

Ну, прежде всего, подобные представления вполне могли сложиться и "на месте". Ведь последний ледниковый период, во время которого юго-восток Австралии был покрыт ледяным щитом, закончился 10- 12 тысяч лет назад. А к этому времени южный континент был уже заселен людьми. Да, и в наше время в австралийских пустынях и в горах Новой Гвинеи по ночам бывает довольно холодно, и человек в "одеянии" папуаса может легко обморозиться при температуре, близкой к нулевой. Что же касается полярных сияний, то они, случается, видны и в Австралии. Аборигены считают их кострами, которые разожгли на небе духи. И это не обязательно северные сияния: в районе южного магнитного полюса они тоже бывают (вот, кстати, почему ученые, узнав о них, стали называть их не северными, а более точно - полярными).

Стоит ли удивляться тому, что культ "небесной огненной змеи", которую можно сопоставить с радужной лентой полярного сияния, в этой части земного шара распространен очень широко - от Сахалина до Австралии. Кроме того, традиции, подобные тем, о которых мы говорили, например выбивание зуба как мера предосторожности против козней легендарной змеи не редкость и в Юго-Восточной Азии. А именно выходцы из этого района заселили когда-то Новую Гвинею.

Приглядимся внимательнее и к африканским легендам о чудовище со змеиной шеей, которое издает рев и производит сильные разрушения, а также об удивительном мбиелу-мбиелу - водном животном, похожем на "несколько вязанок хвороста". Описания заставляют вспомнить о легендарных драконах, сочетающих черты змей и растений. До сих пор в Конго можно найти людей, которые клянутся, что встречались с этими чудищами. Что ж, отчего бы потомкам динозавров не сохраниться в африканских джунглях?

Как это ни парадоксально, но объяснить наличие связанных с полярными сияниями легенд у жителей юга легче, чем у жителей севера. Почему жители севера не сопоставляли мифические образы с небесными сполохами? Например, северные славяне, наблюдая полярное сияние, вовсе не связывали его ни с Жар-птицей, ни с огнедышащим Змеем Горынычем. Скорее всего, потому, что, привыкшие более южан к этим явлениям, они не видели в них ничего или, вернее, почти ничего сверхъестественного (хотя у некоторых народов севера в полярных сияниях "отражались" битвы богов и героев).

Образы драконов и змей формировались в далеком прошлом, видимо, на юге, а на север попадали уже в готовом виде. Можно предположить, что сведения о северном сиянии, о его таинственных цветных сполохах нередко доходили до южан и постепенно стали у них элементом обрядов и мифотворчества. Ведь связи народов севера и юга существовали издревле. Вот, к примеру, один из известных нам сегодня путей, по которым уже в очень далеком прошлом происходило такое общение.В IV-V тысячелетиях до нашей эры в Зауралье обитали племена, изготовлявшие керамику,очень сходную с керамикой так называемой кельтеминарской культуры Средней Азии. А та была связана с высокоразвитыми культурами Южной и Юго-Западной Азии и играла роль "посредника" между севером и югом.

Драконы живут в культуре многих народов мира. Но объединяет, своеобразно обобщает представление о них, по нашему мнению, удивительный природный феномен - полярное сияние. Именно оно, во многих своих чертах весьма сходно с легендарными описаниями дракона. Думается, его поразительные сполохи в глубокой древности дали людям стимул к оформлению этого сложного образа. Возник он у древнего человека в силу необходимости как-то объяснить различные непонятные явления окружающего мира в их взаимосвязи. Образ дракона был удобен тем, что объединял непонятные и разнородные, подчас прямо противоположные стихии - такие, как огонь и вода.

«[Идея] Творчества выражена в образе дракона, ибо он таков,
что непостижимы его чудесные превращения.
Вот почему он как образ выражает метаморфозы творческого пути,
прибавление и убыль силы света, выступление и отступление…»
Чэн И-чуань. Комментарий к «И-цзин»

Где живут драконы?

Журнал «Наука и религия», 1982 год

А.Чемохоненко, Я.Чеснов, к.и.н.

Д ракон… Едва мы услышим это слово, как в воображении возникает нечто извивающееся и летающее, нечто многоголовое, огнедышащее, смрадное… Драконы из сказок и легенд самых различных народов сочетают в себе множество удивительных общих черт. Если внимательно присмотреться, то мы увидим, например, что фантастическое чудовище, украшающее китайский ковер , сродни нашему былинному Змею Горынычу и даже злополучному символу пьянства - зеленому змию. Где же и как они родились, где возникли и жили эти мифические чудовища?.. Предлагаем вниманию читателей интересную гипотезу - детище трех наук: этнографии, климатологии и геофизики.

Сказания о борьбе с чудовищным змеем распространены на земле очень широко и уходят корнями в самую глубокую древность. Вот что рассказывают индийские легенды .

…Из священного опьяняющего напитка сомы и небесного огня родился гигантский дракон Вритра. Это страшное, безрукое и безногое чудище легло, свернувшись кольцами, в горах, преградило путь рекам и выпило все воды, которые они несли в океан. Но бог грозы Индра чудесным оружием сразил Вритру. Скованные драконом воды вырвались из плена и устремились к океану.

Индра расчленил тело поверженного врага на две части. Одна вознеслась на небо, чтобы стать Луной, другая же превратилась во чрево всех живущих на Земле существ. Вот почему, когда индийцы упоминают об обжорах и чревоугодниках, они говорят, что те приносят жертву дракону.

Одни этнографы отождествляют образ дракона с демоном засухи, а его уничтожение богом Индрой представляют как грозу, освобождающую небесные воды. Другим кажется, что в основе этого сказания лежит иное, более древнее, появившееся еще до того, как предки индийцев пришли на полуостров Индостан. В легенде говорилось о победе над духом зимы, который замораживал воды рек. Почему же дух зимы похож на змею? Южная граница обитания Вритры нам известна - это побережье Индийского океана. Но ведь огромный материк Евразии простирается и за Полярный круг. А там, во мраке полярной ночи, над заснеженными горами и скованными морозом реками пляшут, свиваясь кольцами, змеевидные ленты полярного сияния. Они исчезают весной - как бы тают в свете солнца, которое надолго выходит из-за горизонта. И тогда под гром первых гроз (громовержец Индра?) исчезают снега, разливаются реки…

Спopy нет, сходство Вритры с полярным сиянием весьма проблематично. Трудно представить себе, что полярные сияния способны реветь по-драконьи или превращаться во чрева всех живущих на Земле существ. К тому же, как мы знаем, у Вритры немало «родственников» в мифологии самых разных народов. Попытаемся, однако, взглянуть на все это сквозь призму сознания первобытного человека с его нуждами и устремлениями, страхами и бессилием перед стихией, человека, который, не зная причин природных явлений, мог лишь отмечать их внешнее сходство и связи.

Можно предположить, что когда-то в представления о драконе вошли многие черты внешнего мира, и дракон выступал, прежде всего, в качестве тотемного зверя. Возможно, образ дракона зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром. Факты, собранные этнографами, дают основание для таких предположений.

Позднее образ дракона, видимо, перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль. Но люди с ним долго не могли расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок . И вот, мы думаем, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние - одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, как стало известно в XX веке, с порывами «солнечного ветра» и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов [Подробнее о механизме полярных сияний и связанных с ними мифах см.: «Наука и. религия», 1981. № 11.].

Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов - так называемый «береговой эффект».

Тьма долгой полярной ночи, по многим поверьям - обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе. Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну! Способность же драконов становиться невидимыми (а им такая способность приписывалась) может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются.

В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи - «перья», собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев. Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры. Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время «верхние части тела дракона», рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими. Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них.

Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить «родственницу» дракона - сказочную птицу грома. Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти. В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла. Некоторые из индейских племен верили, что гроза - результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища. Вот они где встречаются - фантастическая птица и змея!

В этих индейских преданиях рассказывается, между прочим, как гигантская птица грома избрала местом своего зимнего пребывания одно из озер. Однажды взорам двух заночевавших на его берегу охотников предстала зловещая картина: из воды поднималась огромная птица, похожая на орла. Лед, которым было сковано озеро, трескался с ужасным грохотом. Под этот звук птица грома, окруженная вспышками молний, поднялась в заоблачную высь и полетела к морю.

Как уже говорилось, полярные сияния чаще наблюдаются во время сильных морозов, когда гулко лопается лед и даже кора деревьев. В этот период на промерзающих до дна реках образуются ледяные заторы, вызывающие наводнения. Мерзлая земля вспучивается и разрушает жилища. А разбухающие ледяные линзы раздвигают пласты земли и образуют провалы, впадины. Все подобные явления древние люди могли сопоставлять именно с полярными сияниями, а не с холодной погодой. Ведь небесное явление больше поражало их воображение. И конечно, очень удобно было сваливать на этого дракона-сияние все стихийные явления.

А при чем тут зеленый змий?

Когда древнеиндийский бог-творец Тваштар, змееподобный отец уже известного нам дракона Вритры, устроил очередной пир, бога грозы Индру приглашением обошли. Однако он явился незваным и выпил все оставшееся зелье. После этого разгневанный Тваштар и создал свое орудие мести - Вритру. Как известно, у предков индийцев был в большом употреблении священный опьяняющий напиток - сома. Получали они его из лекарственного растения, которое тоже называлось сомой.

Легко представить себе такую картину. Осенью племя охотников и собирателей, набрав скудные запасы пищи, отрядило несколько человек для сбора священного растения. Ночи стали уже долгими, начинались заморозки, в небе появляются змеевидные ленты сияния. И сочные растения замерзают - вянут, сохнут на корню. Запоздалая осенняя гроза с градом довершает дело. Хмурым соплеменникам сборщики объясняют: священную влагу выпила небесная змея, да, к тому же, нежданно-негаданно явился бог грозы и расправился с остатками.

Так было на севере. А на юге, ближе к Индийскому океану, в Малой Азии, на Ближнем Востоке?

Мифический герой шумеров, древних обитателей междуречья Тигра и Евфрата, Гильгамеш отправляется со своим другом Энкиду в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу. Этот страж леса имел семь «шейных одеяний», семь «ужасов» или «лучистых сияний». Каждое из них представляло собой самостоятельное полубожественное существо. Приближаясь, чудовище издает страшный рев.

Может быть, шумерам были известны природные условия севера? Уж очень этот Хумбаба похож на полярное сияние, а внезапно онемевшие руки Энкиду напоминают нам о морозах. И ревет чудовище подобно дракону. Шумерский эпос повествует также о других «родственниках» дракона - людях-скорпионах, стерегущих горы на краю обширной области мрака:

Людя-скорпионы стерегут их ворота:

Грозен их вид, их взоры - гибель,

Их мерцающий блеск повергает горы…

Лучи, из которых состоят дуги северного сияния, весьма похожи на сегменты скорпионьего хвоста. Неспроста, быть может, легендарные скорпионы, как и драконы, обладают губительным взором?

А вот другой древний миф - о Медузе Горгоне. У этого чудовища вместо волос были шевелящиеся змеи. И, когда ужасная Медуза проносилась по небу, все каменело под ее убийственным взглядом. Мы уже говорили, что змеевидные полосы полярного сияния наряду с голубоватыми светящимися облаками-«медузами» наблюдаются во время сильных морозов, когда все замерзает, «превращаясь в камень».

Но разве полярные сияния и северный холод могут иметь отношение к мифам и обычаям народов, живущих в теплых и жарких странах?..

Обратимся к инициациям - обрядам посвящения юношей в полноправные члены племени, бытовавшим, да и сейчас еще бытующим среди коренных жителей Австралии и Новой Гвинеи.

Как правило, новичка при этом должно было «проглотить» чудовище, издающее ужасный рев. Рев имитировали специальным инструментом. У загадочного существа, по представлениям аборигенов, было удлиненное тело. Папуасы даже строили макет такого великана в виде шалаша до 30 метров длиной, причем его позвоночный столб изображала вырытая с корнем пальма, а шерстью служили пучки растущих на пальмовом стволе волокон. Пасть чудовища некоторые племена сооружали в форме челюстей крокодила или клюва казуара - птицы с ярким цветастым оперением.

Тела юношей вымазывали белой или желтой краской. Чудовище (или злой дух) в качестве «визитной карточки» вручало участнику обряда палку, с обеих концов украшенную перьями казуара или петуха, а у некоторых племен Австралии на память о встрече юноше выбивали зуб. Пройдя целый ряд трудных испытаний и вернувшись в селение, посвященные ходили неверной походкой, делали вид, что не могут есть и говорить, ничего не помнят и не понимают. Этим они как бы показывали, что все еще находятся во власти чудовища.

Иногда обряды посвящения заканчивались надрезами и проколами на теле, на языке или распространенным у многих народов обрезанием - операцией небезопасной, приводившей в некоторых случаях к смерти. Надрез на теле рассматривается как укус чудовища или как жертва «великому змею-отцу».

В таких обрядах весьма четко выделяются две части. Первая, так сказать, практическая - испытание выносливости, ловкости, терпения, и вторая, символическая - «встречи» с мифическими существами и болезненные операции. Назначение первой части понятно: юноша должен доказать, что готов быть полноправным членом племени. А вот, смысл второй исследователям не совсем ясен. Но ведь можно предположить, что когда-то давно и в иной природной обстановке она преследовала ту же цель, что и первая.

Все эти таинственные операции связывались с мифическими чудовищами. У папуасов племени пасум обряд инициации даже назывался «кон пагаб» - «великий смотр духов». В таких обрядах прослеживается определенная система - выбор «болевых точек» не случаен. Надрезы и проколы наносятся на кончики пальцев, на кожу, на мочки ушей, то есть на те части тела, которые у северных народов наиболее подвержены… обморожению. Обряд включает в себя и своеобразную имитацию первой помощи - разумеется, на уровне медицины каменного века. Впрочем, и сегодня врачи рекомендуют при загрязнениях прокалывать и удалять пузыри, появляющиеся на коже после сильного обморожения. А единственно возможным оперативным вмешательством при простудном флюсе у первобытных северных охотников могло быть выбивание зуба. Изменение цвета кожи, головокружение, временная потеря памяти, расстройство движений вплоть до невозможности самостоятельно есть и ходить - все это осложнения, вызванные переохлаждением организма. И именно эти признаки имитировали участники обряда, возвращаясь в селение после встречи с «духами».

Как же, все-таки, «воспоминания» о морозе и северном сиянии попали в тропики?

Ну, прежде всего, подобные представления вполне могли сложиться и «на месте». Ведь последний ледниковый период, во время которого юго-восток Австралии был покрыт ледяным щитом, закончился 10- 12 тысяч лет назад. А к этому времени южный континент был уже заселен людьми. Да, и в наше время в австралийских пустынях и в горах Новой Гвинеи по ночам бывает довольно холодно, и человек в «одеянии» папуаса может легко обморозиться при температуре, близкой к нулевой. Что же касается полярных сияний, то они, случается, видны и в Астралии. Аборигены считают их кострами, которые разожгли на небе духи. И это не обязательно северные сияния: в районе южного магнитного полюса они тоже бывают (вот, кстати, почему ученые, узнав о них, стали называть их не северными, а более точно - полярными).

Стоит ли удивляться тому, что культ «небесной огненной змеи», которую можно сопоставить с радужной лентой полярного сияния, в этой части земного шара распространен очень широко - от Сахалина до Австралии. Кроме того, традиции, подобные тем, о которых мы говорили, например выбивание зуба как мера предосторожности против козней легендарной змеи, - не редкость и в Юго-Восточной Азии. А именно выходцы из этого района заселили когда-то Новую Гвинею.

Приглядимся внимательнее и к африканским легендам о чудовище со змеиной шеей, которое издает рев и производит сильные разрушения, а также об удивительном мбиелу-мбиелу - водном животном, похожем на «несколько вязанок хвороста». Описания заставляют вспомнить о легендарных драконах, сочетающих черты змей и растений. До сих пор в Конго можно найти людей, которые клянутся, что встречались с этими чудищами. Что ж, отчего бы потомкам динозавров не сохраниться в африканских джунглях?

Как это ни парадоксально, но объяснить наличие связанных с полярными сияниями легенд у жителей юга легче, чем у жителей севера. Почему жители севера не сопоставляли мифические образы с небесными сполохами? Например, северные славяне, наблюдая полярное сияние, вовсе не связывали его ни с Жар-птицей, ни с огнедышащим Змеем Горынычем. Скорее всего потому, что, привыкшие более южан к этим явлениям, они не видели в них ничего или, вернее, почти ничего сверхъестественного (хотя у некоторых народов севера в полярных сияниях «отражались» битвы богов и героев).

Образы драконов и змей формировались в далеком прошлом, видимо, на юге, а на север попадали уже в готовом виде. Можно предположить, что сведения о северном сиянии, о его таинственных цветных сполохах нередко доходили до южан и постепенно стали у них элементом обрядов и мифотворчества. Ведь связи народов севера и юга существовали издревле. Вот, к примеру, один из известных нам сегодня путей, по которым уже в очень далеком прошлом происходило такое общение.В IV-V тысячелетиях до нашей эры в Зауралье обитали племена, изготовлявшие керамику,очень сходную с керамикой так называемой кельтеминарской культуры Средней Азии. А та была связана с высокоразвитыми культурами Южной и Юго-Западной Азии и играла роль «посредника» между севером и югом.

Драконы живут в культуре многих народов мира. Но объединяет, своеобразно обобщает представление о них, по нашему мнению, удивительный природный феномен - полярное сияние. Именно оно, во многих своих чертах весьма сходно с легендарными описаниями дракона. Думается, его поразительные сполохи в глубокой древности дали людям стимул к оформлению этого сложного образа. Возник он у древнего человека в силу необходимости как-то объяснить различные непонятные явления окружающего мира в их взаимосвязи. Образ дракона был удобен тем, что объединял непонятные и разнородные, подчас прямо противоположные стихии - такие, как огонь и вода.