Почему танец лезгинка называется лезгинкой. Краткая история лезгин и лезгинки

Всем известная кавказская народность имеет свой быт, культуру и традиции. Но из всех обычаев выделяются лишь национальные танцы. Речь идет о знаменитой лезгинке, которая покорила сердца многих поклонников этого танца. Ведь именно через танец передается вся эйфория, которая долгое время копится внутри человека. Лезгинка в полной мере дает понять всю традицию кавказского народа.

Танцу Лезгинка насчитывается более десятка лет. Только лишь настоящие кавказские мужчины могут передать всю эстетику и мужество танца. Одновременно с этим в танце присутствует грациозность и такт. Сейчас нет подробной информации о том, когда зародился танец лезгинка. Однако многие эксперты утверждают, что современная построена из древнейших обрядов, которые имели свою культуру и особенность.

Мужчины и Лезгинка

Существует поверье, что Лезгинка появилась тогда, когда мужчины собирались на сражение, они отплясывали подобные движения. Это делалось для того, чтобы поднять боевой дух и уверенно вести себя в бою. С тех времен этот танец стал мужским по большей мере. Хотя сейчас лезгинку танцуют не только мужчины, но и слабый пол. Девушки привнесли в Лезгинку легкость, грациозность и некую нежность. Более того они ничуть не стесняются его танцевать наравне с мужчинами. Лезгинка стала настоящей культурой, так как даже за пределами Кавказа танец настолько популярен, что его танцуют и в других частях света. Многие проводят свои соревнования и конкурсы по данному танцу, где определятся лучший танцор Лезгинки. Есть еще одна версия того, как возник танец. Тысячу лет назад один парень влюбился в красивую девушку и бросился к ней, чтобы показать свои чувства. Только не словами передавалась эта любовь, а действиями, да еще и под музыку. В нем была любовь вперемешку со страстью, именно такой и был танец.

Версия появления танца

Некоторые ученые считают, что танец зародился в Лезгистане, в одном из районов Дагестана. Многие полагают, что в данной местности создался этот танец, который в дальнейшем распространился по всей республике. Сейчас нет возможности узнать, в какой момент появился этот элемент культуры, хотя многие исследователи не опускают руки и продолжают свою научную деятельность в этом направлении. Обычно Лезгинку танцуют по любому случаю, будь-то свадьба или просто выходной день. Инструментом, который сопровождает этот танец, является барабан. Сегодня этот танец означает в большей степени любовь и мир.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров ( – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в , он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех . Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: , карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы « », «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

  • Женский одиночный танец.

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют . Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу .

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово « », которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, и так далее. В статье о многообразии мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – , аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

  • Второе – взгляд.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. К разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

  • Четвертое – движения ног.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

  • Пятое – улыбка.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.

Лезгинка - это традиционный танец народов Кавказа и Турции, который приобрел мировую популярность. Лезгинка разнообразна, зажигательна, ритмична, исполняют ее как парни, так и девушки. Лезгинка - это танец страсти, любви и, в то же время, покорности и верности. Рассмотрим в статье главные особенности этого танца.

История происхождения танца

Достоверно известно, что лезгинка впервые упоминается в фольклоре Северного Кавказа как дагестанский танец, поэтому в настоящее время принято считать ее родиной именно Дагестан.

Само слово "лезгинка" отражает собирательное название народов, проживающих в Дагестане. Тем не менее, многие народы горного Кавказа продолжают спорить и отстаивать, что каждый из них является прародителем этого популярного и красивого танца. Действительно, только в одном Дагестане насчитывается около 40 разных народов, а если к этому числу прибавить грузин, ингушей, осетин, чеченцев, армян, азербайджанцев и других, то, в общем, можно говорить о 100 народах, у которых лезгинка - это национальный танец.

История ее появления уходит в глубокую древность, когда жители Кавказа верили в силу природы и приносили различным ее проявлениям жертвы. В те времена кавказская лезгинка являлась танцем, который сопровождал языческие ритуалы. Впоследствии ее исполняли перед военными сражениями, поскольку танец поднимал боевой дух воинов, а также на свадьбах, так как благодаря танцу мужчина и женщина выражали свои чувства.

Именно последний вариант лезгинки является самым распространенным с точки зрения ее символической интерпретации.

Орел и лебедь

Танец лезгинка - это, своего рода, подражание природе, ее проявлениям и силам. Лезгинку танцуют в разных вариантах, но самым красивым из них является парный танец мужчины и женщины.

Мужчина во время танца выступает в качестве орла. Подтверждение этому сравнению заключается в том, что во время исполнения танца он встает на носки, приподнимаясь над своей партнершей, будто парящая в небесах сильная птица, а также разводит как крылья руки в сторону. При этом мужчина выполняет резкие движения руками и ногами, демонстрируя свою силу и ловкость, у него поднята голова, а взгляд отражает решительность и твердость.

У женщины роль совершенно противоположная. Женщина во время танца лезгинка - это лебедь, которая с помощью плавных волнообразных движений рук и плавных спокойных перемещений тела демонстрирует свою грациозность, пластику и смиренность. Взгляд ее опущен вниз, она ни в коем случае не отважится посмотреть на своего партнера.

Отметим, что в некоторых источниках упоминают, что мужчина во время танца символизирует больше не орла, а горного тура, поскольку тур - это священное и почитаемое животное горного Кавказа.

Движения танца

Танцевать лезгинку не просто, ведь от парня она требует некоторой физической подготовки. Что касается девушек, то они должны обладать необходимой пластикой и красивой осанкой, чтобы лезгинка у них получалась красиво.

В классической дагестанской лезгинке парень выполняет быстрые, агрессивные и четкие движения, которые носят взрывной и зажигательный характер. Типичными являются шаги на пальцах ног. Присутствуют в лезгинке и акробатические элементы, например, сальто и вращения тела. Идея движений танцора заключается в том, чтобы показать партнерше свою ловкость, координацию и силу.

Женские движения, в отличие от мужских, являются плавными. Именно этот тип движений отражает качество, с которым девушка исполняет дагестанский танец.

Важными особенностями лезгинки являются отсутствие физического контакта между парнем и девушкой, а также стройная осанка и мужчины, и женщины.

Ритм лезгинки

Классическая лезгинка - зажигательный и быстрый танец. Во время его исполнения ритм танцоров может снижаться и возрастать, однако большая часть танца исполняется именно в высоком ритме. На Кавказе говорят, что этот танец способен вернуть к жизни даже мертвых, и с этим нельзя не согласиться, ведь у каждого, кто хотя бы один раз слышал музыку танца и видел его исполнение, возникает неодолимое желание самому пуститься в пляс.

В настоящее время во всех кавказских республиках во время народных праздников, дней рождения и свадеб можно увидеть поднимающее дух и настроение исполнение лезгинки.

Что нужно знать, чтобы правильно танцевать

Прежде чем заняться каким-либо видом танца, необходимо понять его идею, смысл того, что он олицетворяет. В случае дагестанской лезгинки - это мужество, уверенность, сила мужчины и грация, смиренность женщины. С учетом этого факта, ниже приводятся основные особенности исполнения, которые должен знать любой начинающий танцор:

  • Осанка. Если она не будет стройной как у мужчины, так и у женщины, то ни о какой лезгинке нельзя вести и речь.
  • Взгляд. Поскольку физического контакта между танцорами нет, то с помощью взгляда они передают друг другу свои чувства. Мужской взгляд направлен прямо на партнершу, он тверд и уверен, женский же взгляд опущен вниз либо на грудь мужчины, либо ему под ноги.
  • Движения рук и ног. Существуют несколько различных комбинаций рук и ног, которые придают лезгинке характерный оттенок живого и страстного танца.
  • Улыбка. В современных вариантах лезгинки учат улыбаться во время танца, поскольку улыбка непосредственно связана с самой его идеей.

Разные стили и виды танца

Как было сказано выше, лезгинка - это танец, который объединил культуру около 100 народов кавказского региона, и у каждого из них присутствуют особенности и элементы в исполнении, которые не похожи на другие.

Самым распространенным вариантом танца является ритмичная дагестанская лезгинка, однако у других народов Кавказа можно наблюдать отличия в ритме музыки, в технике исполнения шагов и движений. Так, чеченская лезгинка - это огненный танец, который принято исполнять двумя стилями, когда танцор выполняет большую часть своих движений, едва касаясь земли, в другом же варианте он танцует так, будто хочет вызвать землетрясение. В свою очередь осетинская лезгинка представляет собой менее энергичный и более спокойный танец.

Необходимо отметить также грузинскую лезгинку, которая благодаря балету Сухишвили приобрела мировую славу. В школах грузинской лезгинки особое внимание уделяют положению рук танцора и хореографии в общем.

Лезгинка, которую танцуют все горские народы Кавказа и которая была заимствована в том числе терскими и кубанскими казаками, когда-то вдохновляла Михаила Лермонтова и Николая Римского-Корсакова. Путешествовавший по России Александр Дюма был от нее в восторге. «Для того чтобы так двигаться, нужно, чтобы в каждой ноге обитало по тысяче чертей!» ― восклицал он. Сегодня лезгинка прочно ассоциируется с танцами на Манежной площади, стрельбой в воздух и межнациональной враждой. В начале октября из медицинского колледжа в Кисловодске после лезгинки на улице отчислили 18 студентов. «Лента.ру» выяснила, как танец стал символом разобщенности между республиками Кавказа и остальной Россией.

Тагир Исламов, руководитель московской школы лезгинки, носящей его имя, показывает мне на экране ноутбука записи выступлений учеников своей студии. Тагир приехал из дагестанского Буйнакска в 2008 году. На родине он учился танцевать в подростковой секции, потом занимался в главном дагестанском ансамбле «Лезгинка». Родители посоветовали ему все бросить: зарплаты тогда в ансамбле были небольшие ― это сейчас, по словам Тагира, артисты получают около 30-35 тысяч рублей, что неплохо в сравнении со средними для Дагестана десятью тысячами в месяц. Родители предложили ему переехать в Москву, и он согласился.

В столице Исламов о танцах забыл ― он пошел работать продавцом в одном из магазинов, потом сменил еще несколько торговых точек. К лезгинке Исламов вернулся случайно: просто однажды на какой-то вечеринке он станцевал, приведя друзей в восторг. Они удивились тому, что он не занимается танцами профессионально. В итоге Исламов устроился в танцевальную студию, скрыв, что у него нет опыта преподавания, а через некоторое время снял помещение и открыл свое дело. Восемь занятий у него стоят 2700 рублей. Говорит, что в банке удивляются, когда видят документы с печатью «Школа лезгинки».

Тагир Исламов проводит «танцевальные бои» между лезгинкой и брейк-дансом, потому что лезгинка сама по себе очень похожа на соревнование между танцорами. Они быстро движутся по кругу, пытаясь превзойти в резкости и четкости своих соперников.

Посетители кафе, в котором мы сидим, услышав музыку, оглядываются, один мужчина не сводит с нас взгляда.

* * *

Многие воспринимают лезгинку, как проявляемое «приезжими» неуважение к общественным нормам страны ― хотя лезгинку танцуют и обладатели российских паспортов. По данным опроса «Левада-центра» , 54 процента россиян выступают за установление барьеров, которые препятствовали бы миграции в Центральную Россию выходцев из северокавказских республик. К публичному исполнению лезгинки россияне терпимее: согласно исследованию Общественной палаты , танец вызывает негативные эмоции у 21 процента опрошенных (38 процентов относятся к нему положительно, а 39 процентов ― нейтрально).

Тем не менее, борьбу уроженцам Кавказа, танцующим на площадях русских городов, готовы объявить и либеральные оппозиционеры, и региональные власти. В августе 2013 года в ходе кампании по выборам мэра Москвы оппозиционер Алексей Навальный обещал объявить лезгинку нарушением общественного порядка. «Это административное правонарушение, ― рассуждал он на радио «Эхо Москвы». ― Мы запретим дагестанской молодежи собираться на Манежной площади и танцевать лезгинку. Москвичи воспринимают ее, как вызов обществу».

Мэром Навальный не стал, но на площади танцевать почти перестали. Полицейский, дежуривший на Манежной, сказал корреспонденту «Ленты.ру», что у него есть указание руководства ОВД Китай-город пресекать танцы на площади. «Просим разойтись, не было у меня случая, чтобы не разошлись, ― объяснил он. ― Вроде бы на всех площадях не разрешается танцевать. Ты сам пойми, не нужно это никому». «Они же мешают проходу граждан», ― использовал он ту же формулировку, которую правоохранители пускают в ход и при разгоне несанкционированных акций.

В последние годы Манежная площадь напротив Александровского сада и Кремля была самым популярным в столице местом для того, чтобы станцевать лезгинку ( , , , ), выражение «лезгинка на Манежке» стало общеупотребительным, когда надо было высказаться о вызывающем поведении «нерусских», а чуть переиначенное «лезгинка на Лобном месте» стало названием программной статьи консерватора Юрия Полякова, в которой он призывал вернуться к советской модели выстраивания межнациональных отношений.

Вопреки распространенному мнению о том, что уроженцы Кавказа своими танцами на Манежке постоянно провоцируют русских на конфликты, до настоящей драки дело дошло лишь однажды. В июне 2007 года несколько десятков уроженцев Кавказа танцевали лезгинку, один из пляшущих задел прохожего, а тот вызвал подмогу ― приехали также несколько десятков человек. Они потолкались, договорились встретиться на том же месте на следующий день. В назначенный час на площадь приехали активисты ныне запрещенного уже Движения против нелегальной иммиграции, никого не нашли, возложили цветы к Вечному огню и пошли гулять по городу, но около памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади на них напали кавказцы, вооруженные арматурой и бутылками. Через несколько минут к месту столкновений подъехал ОМОН. В отделение доставили и националистов, и кавказцев. Тогда задерживали за драку, не за танцы.

Но лезгинка часто присутствовала в качестве антуража и в других криминальных историях, как в Москве, так и в других субъектах федерации. В ноябре 2010 года на столичной площади Трех вокзалов задержали 13 чеченцев за исполнение зикра, религиозного танца, который часто путают с лезгинкой. Участники тогда стреляли в воздух. В том же ноябре в Тольятти за танцы задержали 16 человек, по большей части азербайджанцев, а также армян, русских и одного аварца. Эти старшеклассники ничего не нарушали, никаких претензий административного характера предъявлено им не было ― правоохранители сделали это просто для профилактики. В марте 2011 года в Москве дела приняли иной оборот: около 1000 человек заняли Цветной бульвар, выстроились в круг, в центре которого часть из них начала танцевать лезгинку. Один из них стрелял из травматического пистолета в воздух. Когда полицейские попыталась его задержать, тот несколько раз выстрелил и в них. Один страж порядка получил ранение в ногу. Стреляли, правда, в воздух и задержанные в июне 2013 года в Пятигорске четверо танцоров.

Лезгинка в каком-то смысле стала признаком неблагонадежности, а политически неблагонадежных студентов с царских времен принято отчислять из учебных заведений. В октябре 2011 года из Пятигорского государственного технологического университета за лезгинку отчислили пятерых студентов. Сотрудник мэрии тогда заявил, что «пятеро первокурсников устроили перед зданием администрации Пятигорска лезгинку с криками, ненормативной лексикой и оскорблениями в адрес прохожих». На танцоров составили протоколы об административном нарушении по ч.1 ст.20 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Через месяц губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский заявил, что «мы [региональные власти] не против лезгинки, мы против нарушения покоя», и добавил, что сам учится ее танцевать, хотя и не достиг особых успехов.

Последний случай, с отчислением 18 студентов из медицинского колледжа, тоже произошел в Ставропольском крае. По сообщению МВД Ставропольского края, 8 октября «в вечернее время группа молодых людей с громкими криками и свистом танцевала лезгинку». Их доставили в отдел полиции и составили протоколы за мелкое хулиганство. После этого полицейское руководство отправило в администрацию вуза письмо «о недопустимости подобного поведения со стороны студентов». Тех отчислили. Начальник пресс-службы МВД по Ставрополью Евгений Арнаутов объяснял тогда «Газете.ру», что «раньше… если человек провинился, чтобы он дальше не падал вниз, направляли письма на предприятия, где разбирали его поведение, пытались остановить его от противоправных действий». Медики же, добавил он, «это высококультурные люди, а эти студенты не соответствовали этим требованиям».

«Этнодансинг» (по выражению завкафедрой истории российской государственности и права РАНХиГС, доктора исторических наук Ольги Лиценбергер) вызывает идиосинкразию и у московских рестораторов. В столице, по данным «Московских новостей» , рестораны перестали даже за деньги ставить кавказскую музыку. Например, администратор ресторана «Шарманка» объяснила это тем, что они «хотят избежать напряженности на танцполе между представителями разных национальностей, компаниям русских людей это не нравилось». В «Сказке Востока» на Коктебельской улице администратор заявил, что «лезгинка слишком боевая музыка, хочешь не хочешь, а все равно конфликт возникает». В некоторых же ресторанах просто повышают стоимость исполнения лезгинки: она идет за 1000 рублей, хотя остальные песни можно заказать за три сотни.

* * *

У кавказцев лезгинка - обязательная составляющая культурного наследия. «Танец выступает связующим, цементирующим компонентом этнокультуры дагестанцев», ― говорится в исследовании кандидата исторических наук из Дагестанского государственного педагогического университета Медины Абдулаевой «Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана». В своей работе она отмечает, что народный танец выступает в качестве «этнического идентификационного знака культуры, способа сохранения этноса, формы психотерапевтической коррекции». «Коллективная лезгинка, исполняемая на торжествах, становится действенным средством преодоления людской разобщенности», ― пишет Абдулаева.

В документальном фильме «Дагестан. От прошлого к настоящему» этот танец определяют как «не что иное, как отголосок языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которого являлся образ орла». Образ орла воспроизводится танцором в тот момент, когда он встает на мыски и раскидывает руки. Вероятно, в древности танец исполнялся в костюме с крыльями орла, а само его название связано с лезгинским словом орел «лекь» (лезгины, кстати, имеют для самоназвания, помимо лезги , также и слово лекь ). В традиции лезгинки ― танцевать ее с оружием. Во времена войн она являлась ритуальным танцем горцев для поднятия духа, указывают авторы фильма.

«В каждой семье этот танец - что-то вроде обязательств, родители должны ему научить, ― говорил в документальной передаче «Россия, любовь моя!» руководитель ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов. «Если на дагестанской свадьбе не танцуют лезгинку, это большой позор. Все должны уметь танцевать», ― рассуждает он. Сейчас в национальных республиках Северного Кавказа лезгинка в почете. Танец исполняют даже на секторах футбольного стадиона фанаты «Терека» и «Анжи». В Чечне танцоры ансамбля «Вайнах» ― герои

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.