Технические культурные растения и их фото. Виды и формы культуры

В нашей статье мы познакомимся с культурными растения России. Человек издавна использует их в своей хозяйственной деятельности для получения ценных питательных веществ и продуктов питания.

Культурные растения: названия и определение понятия

В течение продолжительного времени человек производил отбор видов с ценными свойствами, их скрещивание и селекцию. Результатом такой деятельности являются современные культурные растения: зерновые, овощные, технические.

Большой вклад в развитие представлений об этом процессе внес известный русский ученый Николай Вавилов. Именно благодаря его экспедициям удалось собрать огромную коллекцию культурных растений и назвать центры их происхождения.

Ученым удалось установить много интересных фактов. Известны ли вам такие названия культурных растений, как рожь и овес? Так вот, первоначально они были сорными видами, которые росли в посевах пшеницы. А современный культурный рис является результатом одомашнивания двух диких видов - африканского и азиатского.

Декоративные культуры

Сейчас названия культурных растений четко оговорены в Международном кодексе номенклатуры. Их основной категорией является сорт. Классифицируют культурные виды по цели их выращивания.

Одной из таких групп являются декоративные растения. Их используют для оформления различных участков: парков, скверов, садов, жилых помещений, территорий для отдыха и развлечений, а также аквариумов.

Большинство из них выращивают ради красивых цветов. Это розы, тюльпаны, петунии, герберы, георгины, барвинок и многие другие. Популярными комнатными видами являются антуриум, узамбарская фиалка, гардения. Их так и называют - красивоцветущие. Некоторые культуры ценятся за эстетический вид листвы, плодов или хвои.

Зерновые и хлебные злаки

Пшеница, рожь, овес, ячмень, сорго, кукуруза, просо... Это названия культурных растений, которые относятся к семейству Злаки. Человек издавна возделывает их ради зерна, получения крупы и муки, выпечки хлебобулочных изделий, получения корма для домашних животных. Примером культурных растений является и гречиха. В хозяйственной деятельности используется цельное и дробленое зерно, мука.

Зерновые культуры отличаются большим количеством углеводов и белков. Их высокая питательная ценность определяется также содержанием ферментов, витаминов группы В и РР.

Бобовые и крахмалоносные

Примерами культурных растений, которые издавна выращивает человек, являются соя, посевной горох, чечевица, арахис. Поскольку они богаты белками, их энергетическая ценность не уступает мясным продуктам. Соя и арахис содержит запас растительных жиров, поэтому из них получают масла.

Самым известным крахмалоносным растением является картофель. Его не зря называют "вторым хлебом". Долгое время люди думали, что в пищу нужно употреблять плоды картофеля. Поэтому он и не получал особого распространения. На самом деле съедобными являются подземные видоизменения побегов - клубни. Картофель используют в кулинарии, для получения лекарственных средств против воспалений и ожогов.

Крахмалоносными культурами также являются батат, кукуруза, маниок, ямс. Рекордсменом среди них по праву считается саговая пальма. Из ствола одного такого дерева добывают более 100 килограммов крахмала.

Овощи и фрукты

Важными сельскохозяйственными растениями являются овощные культуры. Трудно представить свой ежедневный рацион без томатов, капусты, сладкого перца. Их объединяют в группы по названию органа, из которого развивается овощ.

В зависимости от этого различают листовые, корнеплодные, луковичные и плодово-овощные культурные растения. Примерами первой группы являются салат, шпинат, щавель, огуречная трава. Питательные корнеплоды развиваются у моркови, свеклы, брюквы, редиса, сельдерея, пастернака. Но особенно много примеров культурных растений, которые относятся к группе плодовоовощных. Это баклажаны, кабачки, тыквы, дыни, огурцы, помидоры, физалис и другие.

Отдельную группу культурных растений составляют плодовые виды. Их выращивают ради получения ягод, фруктов и орехов. Многие из них являются древовидными. Это вишни, абрикосы, черешни, персики, яблони. Эти многолетние растения, период плодоношения которых наступает через несколько лет развития.

Ценные плоды дают и кустарники: гранат, кизил, лещина, смородина, крыжовник. Виноград - это лиановое растение, а клубника, земляника, клюква и морошка - многолетние травы.

В тропических странах широко распространены различные виды пальм: финиковая, кокосовая, масличная. Многие считают, что к этой группе относятся и бананы. На самом деле это растение является травянистым.

Итак, культурными растениями называют виды, которые выращивает человек для получения сельскохозяйственной продукции. Ее используют в качестве пищи, кормов для животных, сырья для перерабатывающей и фармацевтической промышленности.

Технические растения – это растения, используемые в производстве. Однако не стоит думать, что технические культуры растений выращивают лишь для того, чтобы удовлетворить потребности человека в пище, одежде и так далее. Многие технические культурные растения служат и для услады глаз – взять хотя бы подсолнечник, который многие флористы используют для создания прекрасных композиций. Ниже приведены примеры технических культурных растений с фотографиями и краткими характеристиками.

Какие бывают технические растения: лен

Список технических растений, крайне важных в современной жизни, начнем со льна. Одежда из льна очень популярна. Уже 10 000 лет из стеблей этого растения получают волокно, прядут нити, ткут ткани. Жмых льна идет на корм коровам, а мякина - свиньям. Скорее всего, родиной льна являются горные районы Китая, Индии и Средиземноморья. На территорию России лен попал из Азии. Сегодня он возделывается в умеренном поясе всей Евразии, Северной Америки и Северной Африки.

Лен – яркий пример технического растения, к этому роду относятся более 100 видов, но самым распространенным является лен обыкновенный, или прядильный.

Говоря о том, какие культурные растения называют техническими, нельзя не отметить, что лен используется не только в хозяйстве. Один из его видов - лен крупноцветковый с изящными красными цветами - высаживают в садах как декоративное растение.

Сегодня разводят два подвида обыкновенного льна: долгунец - для пряжи и кудряш - для семян. А долгунец еще известен как лен посевной, моченец, ильнец, ильняк, люченец и сланец.

Прежде чем отправить собранный лен на фабрику, его необходимо высушить. Это делают прямо на поле.

Посмотрите на фото этого технического растения — у льна пятимерный цветок (т. е. имеет 5 лепестков и 5 тычинок). Кроме того, есть еще 5 недоразвитых зубчиков, которые расположены напротив лепестков.

Льняные платья раньше были частью национального костюма у многих народов, в том числе у русского, белорусского и украинского. Сегодня лен ценится особенно высоко, ведь синтетические ткани не могут его заменить.

Льняное семя имеет целебные свойства: оно помогает при воспалениях. Из семян также делают масло, которое употребляется в пищу. Но чаще всего из льняного масла делают лаки и краски, а также используют его для изготовления непромокаемых тканей.

Лен - это не единственное растение, из которого делают пряжу. Есть еще и джут, растущий в тропиках, а также в Индии, Бангладеше и Мьянме. Из него изготавливают не только канаты, но и ковры, упаковки и пакеты, которые гораздо лучше и долговечнее пластиковых.

Какие культурные растения называют техническими культурами: хлопок

Для названия такого технического растения, как хлопок, во всем мире используется слово cotton. Хлопок, а точнее хлопчатобумажные изделия, знаком всем. До второй половины XIX в. вместо слова «хлопок» применяли термин «хлопчатая бумага» - отсюда и распространились такие понятия, как хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность. Волокно, которое идет на производство ткани, добывают из плодов хлопчатника. Говоря о том, какое растение является технической культурой, хлопок вспоминают чаще всего — он настолько важен, что его даже называют белым золотом.

Хлопок зацветает примерно через 10-12 недель после посева семян. На нем появляются цветки белого или желтого цвета. Со временем они меняют окраску и становятся розовыми или фиолетовыми.

Хлопчатник - основная прядильная культура нашей страны.

Хлопчатник выращивают во всем мире. Известно несколько видов этого растения. Самые распространенные - хлопчатник обыкновенный и хлопчатник травянистый. Есть еще хлопчатник барбадосский и древовидный, но они культивируются в гораздо меньших объемах. Хлопок выращивают в теплых краях - в Закавказье, Средней Азии, Индии, Америке, а также во многих других регионах.

Хлопчатник - это род семейства, относящегося к мальвовым. Плодом хлопчатника является коробочка с семенами, которые покрыты белым пушком. Этот пушок и есть хлопок. Существует два вида хлопковых волосков: длинные и пушистые или короткие и ворсистые.

Хлопок-сырец отправляют на хлопкоочистительный завод, где сначала отделяют волокна от семян, а затем длинные волокна от коротких. Волокна, достигающие 20-55 мм, идут на изготовление ткани. Из коротких волокон делают вату. Кроме того, волокна хлопка используют для производства взрывчатых веществ, искусственного волокна, пленок, лаков и пластмасс.

Одежду из хлопка шили давно, а рабочие плотные штаны изготавливали даже из конопли. Их делали в основном из парусины, так как парусники уступили место пароходам, и оставалось много лишней ткани. Но считают, что джинсы появились к 1853 г. Тогда американский портной Леви Стросс стал шить для ковбоев, фермеров и золотоискателей рабочую одежду из хлопка, используя заклепки на швах для карманов, чтобы сделать их прочнее. Он покрасил их самой дешевой синей краской. Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов. А в XX в. они завоевали весь мир, став одеждой, доступной для каждого.

Вырастить хлопок не так уж и просто. На протяжении многих веков его убирали, да и сейчас убирают вручную. Это очень тяжелый труд - под жарким солнцем нужно собрать все коробочки с белым пухом, из которого потом, к примеру, сошьют твои джинсы. В наши дни на многих хлопковых полях работают хлопкоуборочные комбайны.

В Средние века европейцы знали, что хлопок собирают с растения, но мало кто его видел. Многие считали, что на этом чудесном растении вырастают животные наподобие ягнят, с которых состригают шерсть.

Пример технического культурного растения: подсолнечник

Список технических культурных растений, употребляемых в пищу и служащих для составления цветочных композиций, возглавляет подсолнечник. Благодаря своей красоте и яркости он по праву считается солнечным растением. Какие ещё технические растения так радуют глаз? С утра подсолнечник раскрывает свои соцветия-корзинки навстречу солнцу, да и сам похож на солнышко. Отсюда и пошло название этого технического культурного растения – подсолнечник означает «под солнцем». А пришло это растение к нам из Америки. Индейские племена считали его символом дневного светила и выращивали его уже в 3000 г. до н. э., в основном ради муки. В Европу подсолнечник привезли вскоре после первых путешествий Колумба, примерно в 1500 г. Однако долгие годы он считался декоративным растением и только в XIX в. стал важной сельскохозяйственной культурой.

Подсолнечник относится к обширному роду, включающему более ста видов. Самый известный из них - подсолнечник масличный, или подсолнечник однолетний. Это растение устойчиво к засухе и любит свет. Именно его сегодня выращивают во всем мире для производства подсолнечного масла. Однако это растение может давать и мед, и резину, точнее млечный сок-латекс, из которого и делают резину. Сегодня ученые вывели для производства резины специальные сорта. Из лузги подсолнечника делают топливные брикеты.

Соцветием подсолнечника является корзинка с наружными бесплодными цветками, дающими красивые лепестки, и внутренними, которые дают плоды-семянки. Эти плоды расположены по спирали и создают эффектную сердцевину. Сегодня выведено множество декоративных сортов с оранжевыми, кремовыми, розовыми, красными лепестками.

Подсолнечник масличный тоже бывает декоративным, но ради красоты разводят и другие виды этого растения.

Есть сведения, что ацтеки еще до открытия Америки европейцами добывали масло из подсолнечника.

В Англии в 1716 г. был оформлен патент на производство подсолнечного масла, но дальше этого дело не пошло. И только в 1829 г. в России крепостной крестьянин графа Шереметева Даниил Семенович Бокарёв из Алексеевки сумел получить подсолнечное масло и вместе с купцом Папушиным организовал первый в мире маслодельный завод. Подсолнечное масло стали называть «постное», потому что его можно было употреблять во время Великого поста. Очень быстро это производство распространилось по всей России, в Западной Европе и Америке. А в Алексеевке Белгородской области Бокарёву даже воздвигли памятник.

Топинамбур или земляная груша

Топинамбур, или земляная груша, - это тоже подсолнечник, но многолетний и немного другого вида, чем растение, из которого добывают масло. Свое научное название - подсолнечник клубненосный - он получил потому, что на его корнях формируются клубни, обладающие полезными свойствами. Соцветия топинамбура немного похожи на подсолнечник масличный, только главным в топинамбуре являются не семечки, а клубни, немного похожие на грушу.

Какое растение является технической культурой: масляное дерево

Продолжая разговор о том, какие бывают технические растения, нельязя не вспомнить о маслине или оливе - одном из самых древних культурных растений в мире. Причем в диком виде это вечнозеленое субтропическое дерево не встречается. Родом оно из Средиземноморья, а разводится ради оливкового масла, которое получают из его плодов. На русском языке и для дерева, и для плода существует два названия - маслины и оливки. Собственно говоря, латинское название «олеа», от которого произошло слово «олива», и означает «масло». Поэтому оливковое масло буквально толкуется как «масло масляное».

Плод оливы - костянка, и зелеными бывают не только незрелые оливки. Некоторые сорта сохраняют зеленый цвет, даже зрелые и съедобные.

Темные оливки называют «маслины», но на самом деле и те, и другие - плоды одного и того же дерева. Просто созревая, эти плоды меняют цвет.

Оливковые рощи украшают южные страны уже тысячи лет. До сих пор точно неизвестно, где истинная родина этих деревьев. Но один из мифов повествует, что оливу подарила грекам богиня Афина, которая оспаривала у Посейдона власть над Аттикой - областью, где ныне находится город Афины. Посейдон же подарил людям новый источник воды. Но дар Афины сочли более важным. И сегодня оливковая ветвь служит символом мира, ведь она является источником благополучия для множества людей.

В России оливками называют зеленые плоды масличного дерева, а маслинами - черные. Обычно зеленые плоды консервируют, а из черных делают масло. А консервированные черные маслины часто могут оказаться зелеными оливками, которые обработали так, что они потемнели.

Древнегреческий поэт Гомер, живший около VIII в. до н. э., упоминает в своей поэме «Одиссея» оливковое масло и описывает обычай умащать им тело.

Но он называет этот обычай восточным, а значит, в те далекие времена привычная для Греции олива была еще чужеродной.

Какие ещё бывают технические растения: гевея

Что сегодня может быть привычнее резины? Она встречается везде - от шин и различных прокладок в механизмах до мячей и ластиков, и, конечно же, цветных резинок, скрепляющих волосы. Но так было не всегда.

Говоря о том, какие растения называют техническими культурами, не все вспомнят гевею. А ведь когда была открыта Америка, конкистадоры привезли оттуда мячи из плотной древесной смолы - очень упругие и прыгучие. Но только в 1738 г. французский путешественник Ш. Кондамин обнаружил в Амазонской селъве удивительное дерево - гевею, выделяющую белую смолу, точнее млечный сок, который индейцы назвали «каучу» - «слезы млечного дерева». Они делали из каучу непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, детские игрушки. Европейцы же, чаще видевшие уже застывший сок, дали ему название «резина» (от латинского - «смола»).

Бразилия много лет берегла источник своего богатства, и за попытку вывезти из страны семена гевеи здесь полагалась смертная казнь. Однако в 1876 г. британский разведчик Генри Уикхем сумел вывезти 70 000 семян на корабле «Амазонас». И вскоре плантации гевеи появились во всей Юго-Восточной Азии. Сегодня в Бразилии производится лишь небольшая доля натурального каучука.

Гевея относится к семейству молочайных. У большинства таких растений при надрезе выделяется белый как молоко сок (латекс). У этого вечнозеленого дерева ростом до 20-30 м в латексе содержится примерно 40-50% каучука. Чтобы получить натуральный каучук, кору гевеи надрезают и в специальные емкости собирают латекс - млечный сок.

Добытый из латекса каучук не сразу превращается в привычную резину. Его обрабатывают кислотами, чтобы он свернулся, потом промывают водой. Затем из него раскатывают листы, которые сушат и коптят, чтобы уберечь каучук от вредных бактерий и окисления. Поэтому на каучуковых плантациях можно видеть такие резиновые «простыни».

Экипажи с металлическими колесами были очень неудобными, и пассажиров в них здорово трясло. Однако появление бесшумных шин вызвало недовольство, ведь теперь приближение тихого экипажа можно было и не услышать. В Америке резиновые шины сначала даже запретили, а в России московские власти приказали, чтобы экипажи на резиновом ходу, обрызгивающие грязью неосторожных прохожих, имели специальные номера, «дабы обиженные шинниками обыватели могли заметить своих обидчиков, чтобы привлечь их к законной ответственности».

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.

Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.

Структура культуры. Культура как социальный институт

Культура в социологическом познании

Виды и формы культуры.

Структура культуры. Культура как социальный институт.

Культура в социологическом познании.

План

Существует более 150 определений понятия «культура».

Культура (изначально от лат. cultura) – «возделывание», «обработка» (от «возделывания земли» в Др. Риме до «воспитания и образования человека». Постепенно термин «культура» приобретает не только личностный, но и социальный смысл.

Культура – это система ценностей, разделяемых членами общества, нормативных и других регуляторов социальных взаимодействий;

Это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение

Общество и культуру достаточно сложно отличить, так как они «живут» друг в друге, а их взаимопроникновение носит многосторонний характер.

Подтверждением тому могут служить субъекты культуры, в качестве которых выступают основные виды социальных общностей – общество (если его рассматривать как вид самой широкой общности), нация, социальная группа.

Так, например, можно говорить о российской, американской культурах как культурах соответствующих обществ; о татарской, чувашской культурах как национальных культурах; молодежной культуре, культуре учительства и т.д. как культурах конкретных социальных групп (демографических, профессиональных и др.).

Общество и культура, между тем, могут друг с другом не совпадать, что позволяет развести данные феномены.

Подтверждением тому является следующее:

1) не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы;

2) некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются в других странах (например, Римское право);

3) в одном обществе могут сосуществовать порой значительно отличающиеся друг от друга культуры.

Структура культуры, ее основные элементы: ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.

Социальные ценности – значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.

Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нормы: нравственные (принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, напр., 10 заповедей), институциональные (тщательно разработанные, в отличие от нравственных, с установленными правилами следования им, т.к. каждый институт имеет свою нормативную базу), правовые (усиленные формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения, которое обеспечивается принуждением со стороны государства), нормы этикета, повседневного поведения и др.



Обычаи – принятые в обществе (общностях) образцы поведения (унаследованные стереотипные способы поведения), которые постоянно воспроизводятся и являются привычными для его членов. В традиционных обществах являются основными регуляторами, и их нарушение строго наказывается. В современных обществах обычаев больше, их нарушение карается не очень жестко и касается, прежде всего, элементарных норм поведения (как следует есть, сидеть, здороваться и т.д.). К числу обычаев относятся табу – запреты.

Язык – система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Язык служит основным средством трансляции, передачи культуры, т.к. в значительной степени ее творения представлены в символической форме.

Существует особый «язык культуры», т.е. чтобы проникнуть в суть произведения, необходимо овладеть его языком (профессии композитора, художника, скульптора и др.).

Язык – общественное явление, т.е. языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия.

Язык, как и культура, вырабатывает общепринятые значения, которые составляют содержание устной и письменной речи. Язык объективен, а речь субъективна; язык имеет общественный характер, а речь – индивидуальный.

Деятельность состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Деятельность в сфере культуры в социологии сводится к следующим видам: чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (художественном, музыкальном и др.). и т.д.

Культурная деятельность в широком смысле – (само)реализация сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. Т.о., культурное содержание можно выделить в любой сфере социальной деятельности – труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

Культура как социальный институт выполняет функции:

1) духовное производство (обеспечение необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей);

2) сохранение, тиражирование и трансляция созданных вновь или воспроизведенных ценностей (в стремлении сделать их массовым достоянием – работа издательств, типографий, киностудий и т.д.);

3) социорегулятивная (регулирование процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов – традиций, обычаев, символов);

4) коммуникативная (организация взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей);

5) социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение продукции институтов культуры.

Виды культуры:

1. Материальная и нематериальная (духовная) культура

К материальной культуре относятся физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл (автомобиль, здание, мебель и др.).

К нематериальной (духовной) культуре относятся духовные ценности, язык, верования, правила, обычаи, система правления, наука, религия.

2. Цивилизация, культурно-исторический тип, т.е. культура как целостный исторический феномен (т.н. «великие культуры» - античная, индийская, китайская, европейская и др.): характеризует определенные исторические эпохи, или конкретные общества, народности, нации. Это «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности.

3. Субкультура - система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Субкультура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.).

4. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Иногда ценности контркультуры проникают в господствующую культуру и становятся менее конфликтными.

Формы культуры:

Элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;

Народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;

Массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, напр., поп-культура, рок-культура.