Казанская церковь с.Курба.

Сейчас зимой, в начале февраля, я пересматриваю летние фотографии и мысленно переношусь в те дни, когда в середине июля 13-го и 14-го числа я вместе с pupovjim , Алексеем Устюговым и Алексеем Яшиным сходил в давно задуманный и очень запоминающийся двухдневный поход по Ярославской области. Именно о нем я и собираюсь сейчас рассказать.


Как же все начиналось...

Когда-то давно, несколько лет тому назад, рассматривая перед сном атлас Ярославской области, я невольно обратил внимание на очень интересный район на стыке Ростовского, Борисоглебского, Гаврилоямского и Ярославского районов. Обширные леса, полузабытые деревни, полуразрушенные храмы в вымирающих селах и удаленных урочищах - все это не могло не привлечь моего внимания.
Время шло - дни сменялись днями, недели неделями, месяцы месяцами, а мысль устроить летом двухдневный поход в те края не покидала мою голову. Я читал форумы и отчеты, рассматривал фотографии, изучал спутниковые снимки и продумывал различные варианты маршрута - начиная от экстремальных с 50 километровыми переходами по исчезающим дорогам среди заболоченных лесов, и заканчивая вполне себе прогулочными с небольшими переходами и хорошими дорожками.
В какой-то момент, вроде как летом 2012 года, я уже было собрался устроить этот поход, подготовил анонс, продумал маршрут, создал встречу - но то ли слишком поздно я все задумал, то ли погода подвела, но в итоге никто не собрался, и идея была отложена на лучшее время.
И возможно эта идея, как и многие другие, так бы и осталась в моих мыслях, не реши я по весне с pupovjim устроить летом поход в Ярославскую область в любом случае, даже если нас будет двое.

Март постепенно сменился апрелем, а апрель маем. Весна постепенно подходила к концу, и маршрут начал обрастать подробностями. Я решил приехать ночным поездом в Ярославль, ранним утром добраться на автобусе до старинного села Курба, а уже оттуда пройтись до дер. Раменье, по пути осматривая полуразрушенные храмы в окрестным селах. На второй же день рассматривалось несколько вариантов маршрута в зависимости от настроения, погоды и вообще ситуации. Поход решил устроить 13 - 14 июля, как раз в последние выходные перед моим отпуском, который я собирался провести в Архангельской и Вологодской области.

Время шло, и к моменту отъезда нас уже было четверо - я, pupovjim , Алексей Устюгов и Алексей Яшин.

Как же все было....

Суббота, 13 июля, 00 часов 10 минут. Мы встречаемся вчетвером на перроне Ярославского вокзала у поезда Москва - Хабаровск. До отправления поезда остается около 25 минут, но нас пока в вагон не пускают - у нас электронная регистрация, а списка пассажиров у проводника все еще нет. А пока стоим на улице, обсуждаем предстоящий поход, сравниваем, кто что взял и у кого сколько вещей. Время летит незаметно, и вскоре списки приносят, и мы занимаем свои места в вагоне.
Ехать нам не долго, чуть больше 4 часов, так что ранним утром, в 4-43 утра мы, не выспавшиеся, вылезаем из поезда на вокзале в Ярославле. До автобуса в Курбу немногим больше часа, на автостанцию идти очень рано, поэтому, несмотря на раннее утро, решаем перед отъездом позавтракать в Макдональдсе, расположенном рядом с вокзалом.

Сам ресторан в такую рань, конечно, еще закрыт, но окошко МакАвто открыто до 5 утра (далее технический часовой перерыв), так что в последние минуты перед закрытием успеваем себе купить завтрак, и тут же располагаемся на столиках на улице. Время летит незаметно - завтракаем, общаемся, и вдруг в какой-то момент кто-то замечает, что вроде как, когда уезжали из Москвы, у Алексея Яшина с собой был рюкзак и коврик, а сейчас рюкзак как бы есть, а коврика не видно. Минутная пауза на обдумывание и с пугающей очевидностью становится ясно, что пока мы тут едим, коврик в поезде и уже по пути в Хабаровск. Но поезд уже не догонишь, магазина спортивного в такое время тоже не найдешь - значит придется выкручиваться без коврика - в итоге, забегая вперед, скажу, что его роль ночью выполняли выложенные в ряд сидушки, несколько курток и прочих вещей.

Завтрак бесконечно продолжаться не может и в какой-то момент все оказывается съеденным, и мы, одев на себя рюкзаки, неспешно направляемся в сторону автовокзала. Придя же на автовокзал, покупаем билеты на ближайший автобус в Курбу на шесть утра.

Вскоре подъезжает ПАЗик и, заняв свои места, мы отправляемся к начальной точке нашего маршрута. Сначала едем по трассе в сторону Москвы, проезжаем вдоль огромного нефтеперерабатывающего завода, а потом сворачиваем на северо-запад, на Козьмодемьянск, на узкую, постоянно петляющую дорогу. В какой-то момент асфальт заканчивается, и некоторое время автобус ползет по напрочь разбитому грейдеру. Но потом асфальт возобновляется, и вскоре мы приезжаем на автостанцию в селе Курба.

Курба - старинное село Ярославской области. Его история уходит в XV столетие, именно тогда здесь была родовая вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Но время шло, и в 1564 году князь Андрей Михайлович Курбский, ближайший сподвижник Ивана IV, перебегает к польскому королю, опасаясь царской опалы. После бегства князя село было отписано в государственную собственность, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам.
В середине XVIII столетия владельцами части Курбы становятся Нарышкины. Именно при них в центре села в 1770 году возводится огромный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. Позже, уже в конце XIX столетия в 1880-1890 годах, рядом с храмом возводится отдельностоящая пятиярусная колокольня.

Именно с осмотра храмового комплекса мы и начинаем осмотр села.


На этом автобусе мы приехали из Ярославля.


Храмовый комплекс в Курбе. Казанский храм и пятиярусная колокольня.

Колокольня в Курбе.


Казанский храм.


Часовня.

Устроив небольшую фотосессию, мы доходим до колокольни и по узкой лесенке забираемся на первый уровень, чтобы оттуда поснимать окрестные виды.


Виды с колокольни.

Засняв виды с колокольни и убедившись, что выше уже подняться не реально, мы спускаемся вниз и направляемся в полузаброшенный Казанский храм.


Роспись Казанского храма.

Осмотрев храмовый комплекс, продолжаем наш путь и решаем прогуляться в село Васильевское, расположенное по соседству с Курбой на противоположном берегу реки Курбица.


Река Курбица.


Окрестные виды.

В бывшем погосте Васильевское (ныне с. Васильевское) на вершине холма возвышаются два храма. Более ранний храм - церковь Всемилостивого Спаса была выстроена в 1745 году. Рядом же расположилась пятиглавая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная на рубеже XVIII и XIX столетия в 1793-1804 годах.


Село Васильевское. Церковь Спаса Всемилостивого (справа на фотографии) и церковь Смоленской иконы Божией Матери (слева на фотографии).


Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1793 - 1804).


Церковь Спаса Всемилостивого (1745).

Устроив небольшую фотосессию, мы спускаемся к реке Курбица и, перейдя её по узкому железному мостику, а потом, пройдя по тропинке сквозь траву, мокрую от утренней росы, снова возвращаемся в Курбу.


Вид на храмовый комплекс в Курбе с противоположного берега реки.


На мосту через Курбицу.


По дороге в Курбу.

К моменту нашего возвращения на улицах становится уже более многолюдно, и наше появление не остается не замеченным. Один из местных жителей сначала интересуется нашим маршрутом, а потом вспоминает про то, что недалеко от села около реки Курбица располагается крайне живописный косогор, который мы не можем не увидеть. Сначала он объясняет нам дорогу, но буквально через минуту, решает нас сам туда проводить.
Пройдя через село, мы продолжаем наш путь и направляемся по дороге на северо-запад. Перейдя трассу Тутаев-Гаврилов Ям, мы еще некоторое время идем по грейдеру, но, немного не доходя моста через р. Курбица, сворачиваем направо на полевую дорогу. Еще немного поплутав, мы выходим к высокому берегу реки.


Окрестные виды.


Долина реки Курбица.

Погуляв вдоль реки и полазив по косогорам и распрощавшись с нашим проводником, мы вскоре продолжаем наш путь и по полевой дороге выходим на шоссе, ведущее в с. Ширинье. Но по трассе мы идем недолго и вскоре останавливаемся у моста через Кубрицу.


По дороге сквозь поля.


Трасса на Ширинье.


Река Кубрица у моста.

Купаться в реке желающих не нашлось, так что, немного погуляв и пофотографировав, мы вскоре снова забираемся на мост и продолжаем наш путь в с. Ширинье. Через пару минут мимо проносится рейсовый автобус в Ширинье и с полной очевидностью становится ясно, что следующие 8 км вдоль трассы нам предстоит пройти пешком. Время от времени мы, правда, останавливаемся, фотографируем окрестные луга и поля, а потом снова идем.


По дороге в Ширинье.


Дорога, уходящая вдаль.


Одинокая автобусная остановка.


Окрестные виды.

В 1772 году в селе Ширинье была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Позже в 1836 году храм перестраивается и к существующему зданию пристраивается зимняя церковь. А еще спустя 15 лет в 1851 году рядом возводится ярусная колокольня.

Именно с осмотра храма мы и начали прогулку по селу.


Колокольня.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Окрестные виды.

Погуляв около храма, мы продолжаем наш путь. Но прежде, пополнив запасы воды в магазине, устраиваем небольшой перекус.

Прямой дороги от с. Ширинье до дер. Раменье нет - старые дороги заросли, заболотились и стали вконец непроходимыми. Пройти же проще всего в обход - сначала по хорошей дороге, ведущей через дер. Соловарово, надо дойти до ур. Трухино, потом по зарастающим колеям, где мало кто ездит, мимо заброшенных деревень Ревякино и Тчаново, надо добраться до дер. Супорганово, откуда уже хорошая дорога ведет в дер. Ревякино. По дороге мы еще собрались зайти в с. Дмитриевское, чтобы осмотреть полузаброшенный храм, а если время позволит, то пройтись еще в Спас-Раменье.

Что же получилось в итоге я сейчас и расскажу...

Перекусив и поднабравшись сил, мы продолжаем наш путь и, возвратившись немного назад, сворачиваем на север, на узкую асфальтированную дорогу, ведущую через луга и поля в дер. Соловарово.


Окрестные виды.

Деревня Соловарово остается справа, а дорога продолжается, постепенно заворачивая на запад. Поля и луга постепенно перемежаются с лесными участками. Появляются и слепни, которых не было поначалу. В какой-то момент асфальт заканчивается, уступая место грейдеру.


Дорога, уходящая вдаль.


Асфальт закончился, далее грейдер.


Окрестные виды.

Время летит незаметно, и где-то через полтора часа мы добрались до поворота на с. Дмитриевское, куда не преминули свернуть.


По дороге в с. Дмитриевское.


Впереди за деревьями уже виднеется купол полузаброшенного храма Димитрия Солунского, построенного в 1797 году.


Храм Димитрия Солунского в с. Дмитриевское (1797).


Фрагмент росписи.

Осмотрев храм, мы решаем устроить поблизости обед, перекусить сублимированной едой и немного отдохнуть. В лесу из-за слепней останавливаться не хотелось, поэтому, за неимением лучшего, решили устроиться под деревом в зарослях бурьяна, недалеко от храма. Рядом с храмом было частное хозяйство, где я поинтересовался, есть ли здесь какой-нибудь родник или колодец, чтобы набрать воды. Сначала мне объясняли, что родник есть поблизости, где-то рядом с рекой, но потом, подумав, засомневались, что в такую жару там нормальная вода и дали нам канистру с водой. Так, что вскипятив на горелке воду, мы засыпали сублимированную еду и приступили к обеду.

Перекусив же и отдохнув в тени пару часов, мы продолжили наш путь, вернувшись обратно на грейдер, с которого мы свернули к с. Дмитриевское.


Живописное место рядом с дорогой. Скорее всего, раньше здесь был песчаный карьер.

Вскоре же, дойдя до ур. Трухино, мы покидаем хорошую дорогу (которая через несколько сотен метров обрывается) и сворачиваем налево, на полузаросшую тракторную колею, ведущую через поле. Где-то впереди, недалеко отсюда, граница районов, и полузаросшие тракторные колеи, изредка кем-нибудь используемые, являются единственными дорогами в этих краях.


Ур. Трухино.


Идем по заросшей дороге.

Вскоре проселок, описав петлю, выводит нас к р. Пахма, изрядно обмелевшей и легко перешагиваемой в это время года. А за рекой небольшой лес, а потом зарастающие поля.


Окрестные виды.


Идем через поля.

Долго ли, коротко ли, но уже вечером, где-то в полдевятого за бывшей деревней Тчаново, мы наконец-то вышли на нормальную дорогу. Немного отдохнув и перекусив после трудного пути, мы в полной мере осознали, что в Спас-Раменье мы уже не успеваем и поэтому отправились по дороге в дер. Раменье.


Дер. Супорганово.


Заболоченный ручей.


По дороге в дер. Раменье.

В Раменье мы уже пришли достаточно поздно вечером, а, придя и узнав, что автобус в Борисоглебский, на котором мы собирались завтра с утра поехать, будет около семи утра, набрали воды в колодце и начали думать, где бы устроиться на ночлег недалеко от деревни. Осложнялось все тем, что в основном кругом были открытые луга и поля. В итоге, не найдя лучшей альтернативы, разбили лагерь в молоденьких березках недалеко от дороги в нескольких сотнях метрах от села.

Поужинав же и собрав палатки, мы постепенно устроились на ночлег, чтобы встать на следующий день поутру. Но об этом я расскажу во второй части отчета.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь.

Основной целью нашей поездки было более детальное изучение Ярославской области.

В селе Курба вроде бы сохранилась интересная заброшенная церковь. Кто бы мог подумать, что именно это село, мимо которого мы чуть не проехали, оставит самое сильное впечатление от поездки, пишет east_travel .



А ведь мы, дейст вительно, рисковали проехать мимо. Все дело в том, что мой навигатор обладает удивительной особенностью: искать трудности там, где их нет и быть не может. К месту нашей ночевки в Ярославле он повез нас через частный сектор и дачные участки. Пришлось даже вброд переезжать небольшую речушку. На самом деле, туда параллельно всему этому безобразию шла отличная асфальтированная дорога.

Так и в этот раз. Вместо того, чтобы провезти нас по основным магистралям, навигатор вновь стал чудить. В результате мы выезжали из Ярославля гораздо дольше запланированного времени. Плутание по подворотням рабочих кварталов энтузиазма совсем не добавляло.

Плюс ко всему, когда мы выехали на западную объездную дорогу, навигатор просто отказался принимать сигнал. Ну что ж? Пришлось ехать, ориентируясь по солнцу. Я не шучу. Впервые за несколько лет я ехал, ориентируясь не по карте, а по солнцу. 10 км по проселочной дороге, еще 10 км.

В уме держу мысль о том, что чем дальше едем вперед, тем дольше потом возвращаться. По пути не попадается ни одной деревни, ни одной стоячей машины. Хотя сама дорога не выглядит совсем уж заброшенной. Так мы и проехали бы нашу Курбу, если бы на развилке не пришлось останавливаться из-за проезжающего автобуса.

Осмотревшись по сторонам, ближе к горизонту мы увидели шпиль совсем не сельской пятиярусной колокольни. Ура! Церковь найдена. Можно ехать!

На самом деле, если ехать правильно, то найти Курбу совсем не сложно: 20 км к юго-западу от Ярославля на правом берегу речки Курбицы.

На восток от Курбы идет дорога до станции Козьмодемьянск, где она пересекает железку до Ярославля и у деревни Кормильцино впадает в Ярославку М-8.

Также через Курбу идет дорога на Тутаев. Так что, надеюсь, что не заблудитесь.

Подъехав к Казанской церкви мы просто обомлели. Здание церкви имеет совершенно необычную архитектурную форму для церквей того времени: оно круглое. Вы когда нибудь видели круглые церкви в российской провинции? А тут, в селе, стоит такое архитектурное сокровище.


У церкви очень интересное и необычное навершие. Как такового нет барабана. Зато есть богато декорированные четыре главы, украшенными внизу мелкими кокошниками .


Церковь в бывшей вотчине того самого Курбского, который сбежал от Ивана Грозного, была построена в 1770 году.

Построена она была на средства рода Нарышкиных - тогдашних владельцев уезда. Ведь после бегства Курбского уезд перешел в государственную собственность и позже, довольно часто меняя хозяев, в середине 18 века был передан Нарышкиным, которые и заказали строительство церкви.

В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна как Курбская и считалась чудотворной.

Рядом с Казанской церковью находится поражающая своими размерами колокольня. Пять ярусов, высота более 60 метров. Со временем появился сильный наклон, напоминающий силуэты Пизанской башни или старой колокольни в селе Федосьино Ленинградской области.

Да такой колокольней не села, а столицу украшать можно. Разве это похоже на другиезаброшенные церкви Ярославской области?

Но когда мы вошли внутрь, то просто потеряли дар речи. Вся, повторюсь, вся церковь от пола до потолка расписана фресками на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Причем сохранились не ошметки былого величия, а именно сюжеты. Их до сих пор можно читать. Хотя некоторые, конечно, не выдержали вмешательства времени и человека.

А в начале 18 века фрески не просто были яркими и насыщенными. Они были украшены серебреными и позолоченными ризами. А иконостас, который до нас, к великому сожалению, не дошел, был полностью вызолочен и богато декорирован. Наслаждайтесь, ибо есть чему.

Естественно, что причиной последовательного обветшания церкви явились 20-30 годы прошлого века. Сначала здесь был устроен клуб, в котором со времени замазали и соскоблили фрески. Затем, во время войны, стоянка тракторов.

Все это привело к тому, что мы и увидели.

С одной стороны, такие объекты, безусловно, притягивают внимание, дарят атмосферу, заставляют прочувствовать былое величие. С другой - лишний раз напоминает о том государстве, в котором мы жили и живем. И которое позволило превратиться такому прекрасному памятнику в пока еще стоящую развалину.

И время в данном случае не лечит. Церковь не внесена в Список охраняемых государством объектов, поэтому обречена на постепенное разрушение.

Если, конечно, не найдутся энтузиасты и спонсоры.

Но пока вы еще можете увидеть это сокровище, не упустите свой шанс!

Как добраться:

1. На авто ехать либо по М-8 и в деревни Кормильцино уйти на Козьмодемьянск. Либо у деревни Шопша по той же М-8 уходить на север в сторону Тутаева.

2. На автобусе из Ярославля от автовокзала, либо от железнодорожного вокзала.

Октябрьская погода не постоянна, и чем севернее, тем больше - солнце на ярославском небе часто проигрывает снегу и дождю. Такими выдались предыдущие выходные, отмерявшие осени ровно середину.
Сегодня мы с вами отправимся в село Курба, что недалеко от Ярославля.
В XV-XVI веках здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Самый известный представитель рода - Андрей Михайлович Курбский, был ближайшим сподвижником Ивана Грозного, пока в 1564 году не перебежал к польскому королю из страха перед царской опалой. После бегства Курбского, село было передано в государственную собственность, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам.
Чем же еще, кроме земляка-предателя, знаменито село и какие там настроения, я предлагаю узнать в фоторепортаже

Мы в самом центре села, пронизывающий ветер шевелит ветвями деревьев, уже сбросивших почти всю листву, а в Курбе, бывшей некогда одним из самых больших ярославских сёл тишина. Такая, что закладывает уши. Складывается ощущение, что время здесь остановилось

Встречаются и старинные дома, но вместо торжественности перед времением смотрятся они сонно и мрачно

То ли мы так попали, то ли в Курбе всё, куда можно зайти, закрыто. Отделение связи...

Ремонт обуви в бывшей церкви..

И даже пункт приёма стеклотары

Я думал, что первое мрачное впечатление скрасится посещением "визитной карточки" села - уникальной огромной круглой Казанской церкви 1770 года, видно которую за несколько вёрст в округе

Однако, ошибся. Зияющая чёрными дырами-окнами среди серого неба архитектурная громадина только дополняет печали в общий пейзаж. Храм уникальный, круглый в плане, с возвышающимся "островком" куполов

В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Здесь находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна как Курбская и считалась чудотворной.
В 1929 - 1930 годах Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти уничтожили. Бесследно исчезла и чудотворная Казанская икона Богоматери. После закрытия церкви здесь разместили тракторную станцию

Рядом стоит величественная колокольня, построенная в конце позапрошлого века. Честное слово, смотрится как в Калязине , будто спустили воду Угличского моря. Мой отчёт про Калязин - . Такой колокольней запросто можно было украсить даже губернский город

Картину царящей повсюду депрессии наравне с осенней погодой дополняют стаи ворон, кружащих над куполами Казанской церкви и колокольней и постоянно каркающих. Кажется, таким образом Природа ставит окончательную точку в процветании Курбы, отдавая село, словно павшего на поле брани воина, на растерзание птицам

Войдём внутрь Казанского храма

Что поражает, так это количество сохранившихся росписей. Храм был расписан в самом конце 18го века, и что называется - на века

Позже часть росписей была осквернена, но величие и качество работ мастеров от этого никуда не пропало.
Надписи 1975го года.. Тоже, если можно так говорить, "качественно" сделаны - "красуются" уже 35 лет

По описанию современников, до советской власти в храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско... "
Сейчас от былого остались лишь только следы

Здание, напоминающее ныне тюрьму - вторая курбская церковь, Никольская. Про неё пару слов скажем ниже

Птицы чувствуют себя хозяевами не только среди куполов церкви, а и внутри. Под ногами, нужно сказать, отличный слой помёта, от которого шаги делаются неслышными, а идти очень мягко

Единственное действующее культовое сооружение Курбы - кирпичная часовня

На месте часовни когда-то стояла деревянная Пятницкая церковь, в замен которой построили Никольскую, только чуть-чуть не на том же месте

Пройдём к Никольской церкви, любуясь еще раз колокольней..

И снаружи. Что ни здание или деталь здания - то вылитая тюрьма

Воскресенско-Никольская церковь начала 18го века ныне обезглавлена - 5 её глав пали жертвой "лихих" событий прошлого века

Храм построен о начале XVIII в, закрыт в 1929-1930 гг. В советский период здесь находился Дом культуры.

Скорее всего, Дом культуры ныне мёртв. Антенна на крыше и не работающий "Ремонт обуви" достались нам в наследство от советского времени

Теперь просто посмотрим еще раз на Казанскую церковь

Долгого пребывания в Курбе я не выдержал. Карканье ворон и гуляющий в куполах ветер наводят на довольно печальные мысли. Хочется побыстрее покинуть величие погубленной Империи, скорее всего, уже никогда не восстановленных

Второй раз звать никого не пришлось, мы покидаем Курбу

После прогулки по Курбе, хочется сказать и пару слов о князе Андрее Михайловиче Курбском, который "прославил" или в прямом смысле слова -прославил село в истории. Кому как нравится.

Род Курбских выделился из ветви ярославских князей, потомков Рюрика, в XV веке. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Курбские проявляли в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, гибли и под Казанью и на войне с Крымским Ханством.

Андрей Михайлович - самый известный из рода - участвовал в походе на Казань. Позже разбил татар у Тулы, причём был ранен, но через восемь дней был уже снова на коне. Во время осады Казани Курбский командовал правой рукой всей армии и вместе с младшим братом проявил выдающуюся храбрость. Через два года он стал боярином.


Павел Рыженко «Князь Курбский».

Андрей Курбский активно участвовал в деятельности правительства, руководившего страной при молодом Иване Грозном. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей.

К началу Ливонской войны командовал сторожевым полком. Позже - всем русским войском в Прибалтике. Невзирая на одержанные им победы, в 1563 он был отстранен от командования и назначен воеводой в отвоеванный у ливонцев Юрьев. После ряда неудачных боёв, опасаясь царского гнева, Курбский бежал в Литву. Польский король с распростертыми объятьями встретил столь знатного беглеца, пожаловал ему богатую волость в Польше. Находясь на службе у литовского князя, а затем у польского короля, Курбский участвует в военных походах, в т. ч. и против России, продолжая участвовать уже на вражеской стороне в сражениях и битвах Ливонской войны. В это же время пишет Ивану Грозному обличительные письма


"Обличительное письмо" Андрея Курбского царю Ивану Грозному"

Судя по многочисленным процессам, акты которых сохранились до настоящего времени, Курбский быстро ассимилировался с польско-литовскими магнатами, воевал с панами, захватывал силой имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами». В Польше Андрей Михайлович создал новую семью, бросив на родине жену и детей. Позже польский род Курбских. перешедших в католичество, пресёкся.


Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба - уникальное по своей архитектуре религиозное сооружение. Построенный в 1770 году круглый храм сочетает в себе элементы барокко и традиционного ярославского зодчества: такой симбиоз не встречается больше нигде в регионе.

В 1930-х гг. храм был закрыт, а ценные иконы - уничтожены. Ныне церковь заброшена: под ногами - мусор и грязь. Рассматривать украшенные мелкими декоративными элементами арки, пилоны и ярусы, а также живописные формы сводов приходится под слоями пыли. Это 16-лепестковое сооружение не имеет внутри традиционного алтаря - он устроен у западной стены храма.

Особый интерес представляют фрески: над росписью стен ярославские мастера трудились в течение трех лет - с 1796 по 1799 гг. Красочные сюжеты Ветхого и Нового завета переданы в точной последовательности и напоминают классические образцы русского барокко. Некоторые фрески сохранились очень хорошо. Не благодаря, а вопреки: в советские годы в храме была устроена тракторная станция. От дыма стены и своды закоптились; это уничтожило большую часть росписей.

Внутреннее убранство церкви в Курбе и в XXI веке продолжает уничтожаться. Ветрами, дождями, снегами и вандалами: в храм, зияющий черными дырами, вход открыт всем желающим.








Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери расположена заброшенная пятиярусная колокольня. Помимо этого, в селе Курба можно посмотреть Воскресенско-Никольскую церковь, построенную в начале XVIII века, а также храмовый комплекс в погосте Васильевское (вторая половина XVIII века).

Туристов в Курбе бывает немного, поэтому, отправляясь осматривать заброшенные церкви, захватите с собой еду и воду, а в летнее время - головной убор от солнца и средства от насекомых. В селе есть несколько продуктовых магазинов.

Как добраться

Удобнее всего добираться до Курбы через , расположенный в 30 километрах от села. Автобусы курсируют ежедневно. Время в пути - около полутора часов: маршруты пролегают через соседние села - Шопша, Никульское и Козьмодемьянск. Из Ярославля автобусы отправляются с 5:10 до 19:00, в зависимости от дня неделя. Из Курбы - с 6:45 до 20:20. Расписание лучше уточнять заранее: в межсезонье нередко случаются отмены рейсов.

Отправляясь в путешествие на автомобиле, помните: дороги в Ярославской области местами очень плохие. На подъезде к Курбе есть грунтовые участки, поэтому важно соблюдать скоростной режим. Лучше всего ехать со стороны Козьмодемьянска, где качество дорог чуть лучше, чем на других подъездах.

Расположение

Церковь Казанской иконы Божией Матери находится в селе Курба, в , в центральном регионе .

В Ярославском районе Ярославской области . Центр Курбского сельского поселения . Расположено на высоком берегу речки Курбицы . Курба - одно из самых больших и древних сел ярославской земли. В XV-XVI веках здесь была вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей.

В селе есть 5 действующих магазинов, аптека и автостанция(была закрыта в 2014 году).

История

Издавна жители Курбы занимались торговлей и промыслами. Здесь сходилось несколько просёлочных торговых дорог.

В 1895 году в Курбе была открыта одна из первых в Ярославской губернии сельских библиотек.

В 1944-1957 годах Курба была центром одноимённого района .

Население

Церкви

Интереснейшее по своей архитектуре 16-лепестковое в плане центрическое сооружение. Его второй ярус представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. Высокий восьмигранный свод, близкий по форму к куполу, прорезан четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света. Мощные арки над люкарнами служат основанием для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Небольшой восьмерик с четырьмя окнами несёт на себе центральную главу. Внутри храма четыре монументальных пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. В традициях ярославского зодчества выполнены крыльца.

Композиция Казанской церкви отличается большим своеобразием. Мастера, строившие это храм, вдохновлялись мотивами столичного барокко, смело сочетая их с традиционными приемами ярославского зодчества XVII столетия. О высоком мастерстве строителей Казанской церкви говорит и сложное конструктивное решение перекрытий. Помимо основного сомкнутого восьмигранного свода, возносящегося над восьмериком, для перекрытия «лепестков» использованы также коробовые и крестовые типы сводов, сочетания которых создают живописную игру форм в верхней части храма.

Наружное убранство стен Казанской церкви составляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса и такие же, но с полукруглым завершением - второго. Тот же мотив повторен и в обрамлении всех трех порталов. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранилось фресковое изображение Николы, которому в храме был посвящён особый престол.

Некоторое представление о былом интерьере дает описание храма, сделанное в середине XIX века. В храме находился «иконостас величественный, архитектуры елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но невысоком стиле: вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско… Трудились в расписании церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год». Эти росписи сохранились до наших дней.

Рядом с церковью возносится к облакам огромная пятиярусная колокольня. Удачно найдены её общие пропорции, соотношение высоты ярусов и пролетов арок. С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают её зрительно необычайной и легкой.

  • Воскресенско-Никольская церковь (начало XVIII в.)

К югу от Казанской церкви расположена Воскресенская церковь с трапезной. Лишившись глав и получив шиферную крышу, она стала почти неузнаваемой. Однако форма наличников, характерная для «московского барокко», плоские лопатки на углах четверика, карниз в виде «пилы» свидетельствуют о том, что перед нами здание начала XVIII века. Дата постройки Воскресенской церкви неизвестна. Существующая трапезная пристроена в 1851 году.

Типичный для своего времени бесстолпный пятиглавый храм, Воскресенская церковь имела одну оригинальную черту в конструктивном решении интерьера, сохранившуюся до нашего времени. Летний храм разделен поперечной аркой на две неравные части, большая из которых перекрыта сомкнутым, а меньшая - коробовым сводом.

  • Храмовый комплекс в погосте Васильевское (1745 г.)