Отличительные черты реализма в русской литературе. Реализм как литературное направление

Реализм

1) Литературно-художественное направление, окончательно сложившееся к середине XIX в. и утвердившее принципы аналити-ческого осмысления действительности, а также жизненно достоверного ее воспроизведения в художественном произведении. Главную свою за-дачу реализм видит в раскрытии сущности жизненных явлений посред-ством изображения героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Реалисты стремятся проследить цепочку причин и следствий описываемых явлений, выяснить, какие внешние (социально- исторические) и внутренние (психологические) факторы повлияли на тот или иной ход событий, определить в человеческом характере не только индивидуальные, но и типичные черты, сформировавшиеся под влиянием общей атмосферы эпохи (вместе с реализмом возникает представление о социально обусловленных человеческих типах).

Анали-тическое начало в реализме XIX в. сочетается:

  • с мощным кри-тическим пафосом, направленным на изъяны социального устройства;
  • со стремлением к обобщениям, касающимся законов и тен-денций общественной жизни;
  • с пристальным вниманием к материальной стороне существования, реализующимся как в подробных описаниях внешности героев, особенностей их поведения, жизненного уклада, так и в широком использовании художественных деталей;
  • с исследованием психологии личности (психологизмом).

Реализм XIX в. породил целую плеяду писателей мирового значения. К ней, в частности, принадлежат Стендаль, П. Мериме, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Марк Твен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.

2) Художественное направление в искусстве (в том числе и в литературе), основанное на принципе жизненно правдивого отражения действительности. Утверждая важнейшее значение литературы как средства познания человеком самого себя и окружающего мира, реализм вовсе не ограничивается внешним правдоподобием при воспроизведении фактов, вещей, человеческих характеров, но стремится выявить закономерности, действующие в жизни. Поэтому реалистическое искусство использует и такие способы художественного выражения, как миф, символ, гротеск. Сам по себе отбор тех или иных явлений действительности, преимущественное внимание к определенным героям, принципы их изображения — все это связано с литературной позицией автора, его индивидуальным мастерством. Отсутствие какой бы то ни было предвзятости, подлинная художественная свобода помогали реалистам увидеть жизнь в ее неоднозначности, сложности, противоречивости. Характер человека раскрывается в связи с окружающей его действительностью, обществом, средой. Используемые нередко термины «социологический реализм» или «психологический реализм» грешат неточностью, так как порою чрезвычайно сложно определить, к какой именно разновидности реализма принадлежит творчество того или иного писателя.

3) Художественный метод, следуя которому худож-ник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства по-знания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действитель-ности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает на-правление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности.

4) Литературное направление, в котором окружаю-щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры дей-ствуют в типических обстоятельствах».

Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека — в психологических, социальных и дру-гих аспектах его личности.

Общие для реализма черты: Материал с сайта

  1. Историзм мышления.
  2. В центре внимания — действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями.
  3. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности.
  4. Человек изображается во взаимодействии со средой в дос-товерных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влия-ние социальной среды на духовный мир человека, формирова-ние его характера.
  5. Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с дру-гом: характер не только обусловлен (детерминирован) обстоятель-ствами, но и сам воздействует на них (изменяет, противостоит).
  6. В произведениях реализма представлены глубокие конфлик-ты, жизнь дана в драматических столкновениях. Действитель-ность дается в развитии. Реализм изображает не только уже сло-жившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся, образующие тенденцию.
  7. Характер и тип реализма зависит от общественно-истори-ческой обстановки — в разные эпохи он проявляется по-разному.

Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности — и к среде, обще-ству, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направлен-ное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание назы-вать реализм XIX в. критическим.

Крупнейшими русскими реалистами были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов.

Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым про-изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фур-манов, М. Шолохов, А. Твардовский.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткая характеристика реализм
  • кратко об реализме
  • реализм краткое определение
  • реализм кратко
  • реализм сочинение

Реализм - литературное направление, в котором окружаю­щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры дей­ствуют в типических обстоятельствах». Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека - в психологических, социальных и дру­гих аспектах его личности. Общие для реализма черты: Историзм мышления. В центре внимания - действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности. Человек изображается во взаимодействии со средой в дос­товерных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влия­ние социальной среды на духовный мир человека, формирова­ние его характера. Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с дру­гом: характер не только обусловлен (детерминирован) обстоятель­ствами, но и сам воздействует на них (изменяет, противостоит). В произведениях реализма представлены глубокие конфлик­ты, жизнь дана в драматических столкновениях. Действитель­ность дается в развитии. Реализм изображает не только уже сло­жившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся, образующие тенденцию. Характер и тип реализма зависит от общественно-истори­ческой обстановки - в разные эпохи он проявляется по-разному. Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности - и к среде, обще­ству, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направлен­ное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание назы­вать реализм XIX в. критическим. Крупнейшими русскими реалистами были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым про­изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фур­манов, М. Шолохов, А. Твардовский.

15. Французский и английский реалистический роман (автор по выбору).

Французский роман Стендаль (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) (1783-1842).В 1830 г. Стендаль заканчивает роман «Красное и черное», ознаменовавший наступление зрелости писателя..Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хронику газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу, в которую отчаявшийся Берте выстрелил в церкви и затем пытался покончить жизнь самоубийством.Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Однако реальный источник лишь пробудил творческую фантазию художника, всегда искавшего возможности подтвердить правду вымысла реальностью. Вместо мелкого честолюбца появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Не меньшую метаморфозу претерпевают факты и в сюжете романа, воссоздающего типические черты целой эпохи в главных закономерностях ее исторического развития.

Английский роман. Валентина ИвашеваАНГЛИЙСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН XIX века В ЕГО СОВРЕМЕННОЙ ЗВУЧАНИИ

В книге доктора филологических наук Валентины Ивашевой (1908-1991) прослеживается развитие английского реалистического романа с конца XVIII и до конца XIX в. - от произведений Дж. Остен, У. Годвина и до романов Джордж Элиот и Э. Троллопа. Автор показывает то новое и своеобразное, что вносилось в его развитие каждым из классиков критического реализма: Диккенсом и Теккереем, Гаскелл и Бронте, Дизраэли и Кингсли. Автор прослеживает, как переосмысляется наследие классиков «викторианского» романа в современной Англии.

Как термин, реализм был впервые использован во Франции только в 1850 году, и первое использование термина никакого отношения к литературе не имело. В Англии о реалистическом искусстве стали говорить с 1880 года. В России это термин был использован 1857год в статье Анненкова «Заметки о русской литературе». До 57 года использовались: «реальная школа», «натуральная школа». В 20 веке было принято считать, что русская реалистическая традиция началась с реализма критического (термин Горького).

Современная теория литературы принимает:

Реализм (лат. реализ - вещественный, действительный) - это художественный метод или способ изображения мира и человека, следуя которому художник показывает жизнь в типических образах в соответствии с принципом жизнеподобия . Реалисты считают, что искусство является средством познания человека в его взаимодействии с окружающим миром, при чем реалист уверен, что среда, жизненные обстоятельства оказывают определяющее воздействующее влияние на человеческие судьбы. Одной из главных задач художника-реалиста считается исключение из поле зрения случайных фактов и явлений. Из всех предшествующих художественных систем реализм ближе всего к романтизму, потому что реализм наследует, открытую романтизмом, самоценность личности.

Первым реалистическим произведением считают «Путешествие из Петербурга в Москву».

Но «Евгений Онегин» является первым реалистичным романом, «энциклопедия русской жизни».

Изображение реальности во всей полноте интеллектуальной рефлексии. Пушкин поднимал всеобщие философские вопросы.

«Из Пинде - монте» 1838 года

Пушкин предпринял несколько формальных изменений для передачи своих рассуждений:

уточнение концепции языка художественной литературы; «многообразие мира отражается я в использовании всех языковых средств». Материальным основанием для становления пушкинского языка стали дискуссии того времени о языке, которые вели новаторы.

Основные концепты пушкинского языка:

    Ясность и краткость выражения мысли вполне могут быть свойством литературы. «Говори ты проще, ты достаточно умен для этого» Кошанский.

    Пушкин убежден, что новый язык художественный литература - это язык возникающий на сближении простонародного и книжного наречий.

    Литература допускает стилевое смешение.

    Язык литературы - это язык, который использует неисчерпаемое фольклорное богатства: идиомы и русизмы.

    Пушкин считал позитивным влияние устной речи на поэтический синтаксис.

«Только слепой курице все зерна пшеница»

Создавая новую литературу, Пушкин критично отнесся к принципам изображения мира и человека, изобретенными его литературными предшественниками.

Во-первых, спор с классицистами. Классицисты считали, что существуют предметы, которые никогда не могут стать прелестью поэзии. Во -вторых, Пушкин адресовал серьезные упреки Карамзину, перефрастичность, словесная избыточность, которая рождает вялые метафоры, которые ни к чему не служат. Пушкин выступал против подмены просторечия простомыслия: простые слова могут передавать глубокий смысл,

главные принципы: точность и краткость.

Спор Пушкина с романтиками касался романтических пейзажей и романтических элементов в образе героя.

Пушкин обосновывает исключительное место в реалистическом творчестве принципам народности и историзма. Во всей полноте эти принципы были воплощены в трагедии «Борис Годунов».

«Борис Годунов»

Драматург, в отличие от поэта, прозаика, имеет возможность изобразить только часть выразительных средств.

В основу этой трагедии лег исторический материал. Фабула этого произведения открывается событиями февраля 1808 года, на царства кличут Бориса Годунова, человека, который в реальности уже обладал властью. Формальная задержка была связана с кровью невинного младенца, но патриарх и бояре уговаривают и он вступает на престол.

Историзм и народность - основные принципы изображения мира и человека в реалистическом проведении.

Историзм - это способность понять и изобразить ведущие тенденции общественного развития, которые проявляются в исторических событиях и индивидуальных судьбах.

Для того что бы соответствовать этому принципу, художник должен обладать глубочайшими знаниями истории. Принцип так же предполагает особое отношение исторического материала с материалом современным, сопрягать события.

Пушкин не ограничивается официальной только «Историей государства Российского» Карамзина, но и к летописям, фольклору.

Принцип народности . В допушкинскую эпоху основным проявлением этого принципа считали изображение народного быта и героев из народа. Пушкин настаивал на том, что народность проявляется во взгляде на изображаемые объекты. Уникальность «Бориса Годунова» заключается в том, что взгляд этот выражается уникальным, коллективным персонажем. Народ в изображении Пушка перестает быть статистом, превращается в беспристрастного судью, воплощающего суд истории.

Принцип народности влияет на язык произведения.

Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например: а) типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах"; б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер; в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов; г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.

Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический "соцреализм".

Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе - на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в "химически чистом" виде. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма. Выступая как ведущий метод прежде всего в живописи и литературе, реализм ярко проявляет себя в связанных с ними синтетических и "технических" искусствах - театре, балете, кино, фотоискусстве и других. С меньшим основанием можно говорить о реалистическом методе в таких разновидностях творчества, как музыка, архитектура или декоративное искусство, тяготеющих к отвлеченности и условности. В культуре России реализм в его различных воплощениях представлен такими выдающимися творцами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Репин, Суриков, Мусоргский, Щепкин, Эйзенштейн и многие, многие другие.

46. Глобальные проблемы культуры 20 века.

Мировая культура XX века представляет собой сложный процесс, разделенный на несколько этапов событиями глобального значения - мировые войны. Сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику.Проблема кризиса культуры - одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ - начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа. Однако наибольший вклад в осмысление проблемы кризиса культуры внес ХХ век. Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе и И.А. Ильин, П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А. Назаретян. В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма. Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории культуры России XX века. Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности. Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против "безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями. Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты. Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха. После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.