Дом мастера из романа булгакова. Экскурсия для группы

Декабрь 2008 г.

Адреса (в порядке посещения):

  • Остоженка, 21
  • Мансуровский переулок, 9
  • Пречистенка, 16
  • Пожарский переулок, 12
  • Пречистенская набережная
  • Арбат, 54/2
  • Спасопесковская площадка, 10
  • Малый Власьевский переулок, 12
  • Малый Патриарший переулок
  • Спиридоновка, 17

Адреса расставлены в том порядке, в котором, на мой взгляд, наиболее удобно их объехать на автомобиле, не нарезая ненужных кругов по городу.

Особняк Маргариты (версия первая)
Остоженка, 21

Первый претендент на прообраз особняка Маргариты – дом архитектора Кекушева, им же построенный в стиле модерна в 1901 году, с круглой островерхой башней и другими готическими деталями. Ныне – египетское посольство.

Основание поселить сюда Маргариту – единственное (и неубедительное): некогда знакомый Булгакова артист Малого театр Сергей Топленинов познакомился с жившей неподалеку от него дочерью архитектора Кекушева. Для этого, правда, Топленинов должен был быть по меньшей мере прототипом Мастера… Прототип или нет, но именно его пристанище стало прообразом дома Мастера.

Впрочем, особняк на Остоженке на роль дома Маргариты не тянет. Убедитесь сами: тот – двухэтажный, удален от "красной линии", – между домом и тротуаром имеется решетчатая ограда и сад. И где все это, спрашиваю я вас, уважаемые исследователи-краеведы?

Единственная причина заглянуть по этому адресу – близость к дому Мастера.

Дом, где жил Мастер
Мансуровский пер., 9

Когда-то этот дом принадлежал Сергею Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому (одному из первых) читал свой роман. "Так это ты наш подвал описал?" – изумился хозяин. "Тс-с!" – улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец.

– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени.

Глядя на этот дом, я не мог избавиться от какого-то чувства, охватившего меня: такой убогий домик совершенно не вязался в моем представлении с положительным образом главного героя романа. Почему же Булгаков не поселил его в соседнем доме? Такая богатая усадьба под боком!

Городская усадьба А.В. Кузнецова 1-ой половины XIX века

Впрочем, кто это сказал, что Мастер – положительный персонаж?

– Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер.

Дом Ученых
Пречистенка, 16

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

За описанный в романе "Дом Грибоедова" настолько легко принять здание Литинститута на Тверском бульваре, 25, что их идентичность никем не оспаривается, а принимается как несомненный факт.

Но прочитаем же описание современников: "Владение, занимаемое сейчас Домом ученых, имеет свою интересную историю. В начале пушкинских времен оно принадлежало Ивану Петровичу Архарову... В его доме собиралась вся "грибоедовская" Москва. В конце тридцатых годов прошлого века здесь был дом И.А. Нарышкина, посаженного отца Н.Н. Пушкиной. Здесь был наш знаменитый поэт. Таким образом, место, занимаемое сейчас Домом ученых, связано с драгоценным для нас именем великого поэта".

Впервые в романе "Грибоедов" встречается при описании неудачной погони Бездомного за преступной шайкой. Искупавшись в Москве-реке, он воскликнул: "К Грибоедову!". По пути он слышит, как из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается хриплый рев полонеза из оперы "Евгений Онегин"...

В романе "Дом Грибоедова" фигурирует еще в двух эпизодах. И во всех случаях при приближении к нему разных персонажей Булгаков упоминает Пушкина. Вот поэт Рюхин добирается к "Дому Грибоедова" в грузовике, застрявшем у постамента с "металлическим человеком". Его фамилия не приводится, но полную ясность вносят размышления Рюхина: "Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло! – вдруг ядовито заключил Рюхин... – стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...".

В третьем связанном с этим домом эпизоде Коровьев говорит Бегемоту о его обитателях: "...Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике "Ревизора" или, на самый худой конец, "Евгения Онегина"?"

Неубедительно? Хорошо, вот еще фраза из романа:

Превосходная лоза, прокуратор, но это – не «Фалерно»?
– «Цекуба», тридцатилетнее, – любезно отозвался прокуратор.

В писательской среде 1920–30-х годов была известна аббревиатура "Цекубу", происходящая от названия "Центральной комиссии по улучшению быта ученых", образованной по инициативе Горького. "При ней ("Цекубу") Дом ученых , сначала в Петрограде, а затем в Москве", директором которого стала гражданская жена Горького Мария Федоровна Андреева.

И напоследок вспомним, что Бездомный купался в Москве-реке недалеко от Пречистенки. "И на всем его трудном пути... тяжелый бас пел о своей любви к Татьяне". Начав путь при звуках полонеза, Бездомный закончил его при исполнении следующей за ним арии Гремина. А это – считанные минуты. И действительно, от Дома Ученых до набережной рукой подать.

Проедемся по маршруту Ивана Бездомного.

Пречистенка – направо к Храму Христа-Спасителя на Соймоновский проезд – направо на Курсовой переулок – направо на Пожарский переулок

Дом, куда в поисках профессора зашел Иванушка
Пожарский, 12

Профессор исчез.

Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47.

Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чем не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то.

В районе исчезновения профессора жили друзья Булгакова – семья Николая Николаевича Лямина. В квартире 66 "громадная, до крайности запущенная передняя", в которой по сей день стоит "громадный ларь, обитый железом", черный ход ведет из кухни во двор, откуда через арку можно выйти в "унылый, гадкий и скупо освещенный" Пожарский (Савельевский) переулок.

В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами.

Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: "Он, конечно, спрятался в ванной". В коридоре было темно. Потыкавшись в стены, Иван увидел слабенькую полоску света внизу под дверью, нашарил ручку и несильно рванул ее. Крючок отскочил, и Иван оказался именно в ванной и подумал о том, что ему повезло.

Однако повезло не так уж, как бы нужно было! На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали. Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело:
– Кирюшка! Бросьте трепаться! Что вы, с ума сошли?.. Федор Иваныч сейчас вернется. Вон отсюда сейчас же! – и махнула на Ивана мочалкой.

Разворачиваемся к Курсовому переулку, направо на 1-ый Зачатьевский – на Пречистенскую набережную налево

Место, где купался Иван
Набережная Москвы-реки, продолжение Пожарского переулка

Здесь, на продолжении Пожарского переулка когда-то был спуск к воде.

Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.

Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей.

Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач. Точно на том месте, где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек. Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком, Иван облачился в то, что было оставлено.

Пречистенская наб. – направо на Новокрымский пер – налево – Садовое кольцо (Зубовский бульвар – Смоленский бульвар) – угол с Арбатом

Торгсин
Арбат, 54/2

Слово "торгсин" – это сокращение от словосочетания "торговля с иностранцами" (потом такие магазины называли "Березка"). Предназначались для сбора валютной выручки на территории нашей необъятной. Приедет к нам, бывало, иностранец – и ну в «Березку», втридорога покупать то, что на родине-то ему не сильно надо… Кстати, таким «иностранцем» в романе оказался "сиреневый толстяк".

Он выхватил поднос, сбросив с него остатки погубленной Бегемотом шоколадной эйфелевой башни, взмахнул им, левой рукой сорвал с иностранца шляпу, а правой с размаху ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове. Прокатился такой звук, какой бывает, когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. Толстяк, белея, повалился навзничь и сел в кадку с керченской сельдью, выбив из нее фонтан селедочного рассола. Тут же стряслось и второе чудо. Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал:
– Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком.

Дом в стиле конструктивизма, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, был построен в 1928–33 гг. (архитекторы В. Маят и В. Олтаржевский).

Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:
– С котами нельзя.
– Я извиняюсь, – задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, – с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?
Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус.
Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу.
– У нас только на валюту, – прохрипел он, раздраженно глядя из-под лохматых, как бы молью изъеденных, сивых бровей.
– Дорогой мой, – задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне, – а откуда вам известно, что у меня ее нет? Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно. Перечтите еще раз хотя бы историю знаменитого калифа Гарун-аль-Рашида. Но в данном случае, откидывая эту историю временно в сторону, я хочу сказать вам, что я нажалуюсь на вас заведующему и порасскажу ему о вас таких вещей, что не пришлось бы вам покинуть ваш пост между сверкающими зеркальными дверями.
– У меня, может быть, полный примус валюты, – запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин. Сзади уже напирала и сердилась публика. С ненавистью и сомнением глядя на диковинную парочку, швейцар посторонился, и наши знакомые, Коровьев и Бегемот, очутились в магазине.

Продолжаем движение по Садовому кольцу – направо на пер. Каменная Слобода

«Спасо-Хаус»
Спасопесковская площадка, 10

Вскоре после того как американские дипломаты переехали в Москву, Спасо-Хаус стал местом проведения целого ряда важных и долгожданных мероприятий. Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-Хауса, считаются поистине легендарными. Первый из них – рождественский прием в канун 1934 года, когда посол Буллит дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру устроить, как он сам потом вспоминал, «что-нибудь сногсшибательное» для всех американцев, проживающих в Москве. Жена советника посольства предложила устроить вечеринку с участием зверей. Но когда Тейер пришел в Московский зоопарк, взволнованный директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в посольстве иностранной державы. Впавший в отчаяние Тейер обратился в Московский цирк, где ему удалось найти трех тюленей, которые могли бы выступить в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками.

Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления выпивший лишнего дрессировщик неожиданно потерял сознание. Произошла сумятица, и неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло карьеру Тейера.

Несмотря на неразбериху, случившуюся на рождественском приеме 1934 года, весной 1935 года американское посольство организовало еще одно историческое мероприятие – официальный прием для представителей всех зарубежных дипломатических миссий, работающих в Москве. В задачу Тейера входило устроить такое мероприятие, которое по своему размаху превосходило бы все когда-либо проводимые посольские приемы в Москве. Теперь жена советника предложила устроить вечер в пасторальном стиле, который назывался бы «Весенний фестиваль». Памятуя о горьком опыте с тюленями, Тейер с опаской отнесся к идее использования животных, но, как он позже напишет в своих мемуарах, «когда ты всего лишь переводчик, ты понимаешь, что лучше не спорить с женой высокопоставленного дипломата». Для этого праздника Тейер взял животных в Московском зоопарке – директор зоопарка уже «не так, как в прошлый раз, нервничал в ходе общения с иностранцами». Удалось раздобыть несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок – их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у Московского зоопарка. В завершении всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.

«Весенний фестиваль» 24 апреля 1935 года останется в памяти, пожалуй, как самый роскошный и ослепительный прием, когда-либо организованный американской дипломатической миссией за рубежом. Этот прием собрал в Спасо-Хаусе более 400 гостей. Среди приглашенных были руководящие члены советского Политбюро и Красной армии, такие как нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Климент Ворошилов, председатель Центрального комитета коммунистической партии Лазарь Каганович, бывший глава Коминтерна Николай Бухарин, большевистский писатель и член редколлегии газеты «Известия» Карл Радек и три маршала Советского Союза – Александр Егоров, Михаил Тухачевский и Семен Буденный. По мнению Тейера, «все самые весомые фигуры в Москве, за исключением Сталина, присутствовали на этом фестивале». Даже несмотря на то, что медвежонка вырвало прямо на мундир одного советского генерала (Радек шутки ради налил ему в бутылочку шампанского вместо молока), вечер имел оглушительный успех и продолжался до самого утра. Когда последние гости разошлись, Тейер начал загонять птиц в клетки. Но ужасно устав после приема, он случайно забыл запереть дверь вольера, когда пошел спать. Не успел он заснуть, как камердинер посла разбудил его и сказал, что тот хочет срочно видеть его в зале приемов. Когда Тейер вошел в зал, он увидел, как посол наблюдает за полетом стаи зябликов, которые вылетели из вольера и «мирно парили» высоко под потолком. Служитель зоопарка, вызванный специально для отлова птиц, не смог ничего сделать, так как потолки в Спасо-Хаусе очень высокие, и Тейеру пришлось только беспомощно наблюдать, как птицы разлетаются по всему дому, «чирикая и оставляя за собой характерные следы».

Неудивительно, что после «Весеннего фестиваля» посол Буллит уже никогда не просил Чарльза Тейера устраивать какие-либо мероприятия в Спасо-Хаусе.

Есть мнение, что именно этот прием и стал прообразом «весеннего бала полнолуния» в романе.

Назад по Карманицкому пер – налево на Денежный пер – налево на Глазовский пер – через Б. Могильцевский пер налево на Б.Власьевский – направо на Гагаринский – налево на М.Власьевский

Особняк Маргариты (версия вторая)
Малый Власьевский, 12

Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как "особняк Маргариты".

Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... она перерезала в одно мгновение... Третий переулок вел прямо к Арбату.

Действительно, если проверить этот маршрут по карте, вроде все сходится: "свой" Малый Власьевский пересекает Сивцев Вражек ("в одно мгновение") и в виде Калошина переулка выходит к Арбату...

Но... смотрел я на этот дом – и как-то не уживался он в моей голове с образом Маргариты. Какой-то он уютный, домашний. Не такой была ведьма:

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?

В общем, особняк отнюдь не готический и фонаря с трехстворчатым окном не видно.

В некоторых источниках фигурирует еще дом 9 по Малому Власьевскому, но мне это кажется каким-то недоразумением.

Малый Власьевский – налево на Сивцев Вражек – налево на Денежный пер – направо на Глазовский пер – направо на Садовое кольцо (Смоленский бульвар) – направо на Малую Бронную – направо на Ермолаевский пер.

Патриаршие пруды

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Малый Патриарший – налево – Вспольный пер – налево – Гранатный – налево – Спиридоновка

Особняк Маргариты (версия третья)
Спиридоновка, 17

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор.

Особняк с безусловными с элементами готики, в отличие от всех остальных претендентов как нельзя лучше подходит на роль жилища героини романа. Он был построен в 1898 году по проекту академика архитектуры Шехтеля для миллионера Саввы Морозова.

Иван Николаевич... снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские переулки.

Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.

Есть еще одна деталь, связывающая этот дом с главной героиней романа: Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву. Очевидно, она бывала в этом особняке. И внешностью она напоминала Маргариту. Но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, мастера, а именно – Максима Горького.

Мастер и Маргарита?
М. Андреева и М. Горький позируют И. Репину.
Куоккала, 1905 год

Удивленные, возвращаемся домой.

– ...А вам скажу, – улыбнувшись, обратился он к мастеру, – что ваш роман еще принесет вам сюрпризы.
– Это очень грустно, – ответил мастер.
– Нет, нет, это не грустно, – сказал Воланд, – ничего страшного уже не будет.


Похожие прогулки:


Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Альфред Барков «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение»

Покатушка "Мастер и Маргарита" . Велосипедная прогулка, ставшая базовой для нашего маршрута.

Этот пост естественное продолжение начатой тогда темы. Здесь я хотел собрать и проанализировать все имеющиеся тексты романа «Мастер и Маргарита», которые по мере написания романа даже назывались по разному: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Вечер страшной субботы», «Великий канцлер», «Фантастический роман», «Золотое копье», «Князь тьмы». Поскольку, эти названия фигурируют в полном собрании редакций и вариантов романа «Мой бедный бедный мастер…» издательства «Вагриус» 2006 года, которым я пользовался при написании поста про погоню Ивана за Воландом, буду опять опираться на этот же текст. Позже в 2014 году издательством «Пашков дом» была выпущена книга М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Полное собрание черновиков романа. Основной текст» , там несколько другая структура черновиков, но, раз начал ссылаться на первый источник, продолжу ссылаться именно на него во избежании всякого рода путаницы.

Идея, собственно говоря, точно такая же, - собрать в одном месте все доступные авторские описания «особняка Маргариты» и все детали и детальки с ним связанные, - маршрут по которому Маргарита летела к Арбату, точное время, и так далее, - ведь с течением времени замысел Булгакова менялся. Или нет?

«Великий канцлер»

- Ровно в десять с половиной вечера, - строго глядя, заговорил Фиелло, - благоволите намазать губы помадой, а тело этим кремом.

- Сейчас время подходило к назначенной половине одиннадцатого.

- Самая длинная из стрелок наконец подошла и упала на нижнюю цифру «6».

- ...появился добрый знакомый Николай Иванович, проживающий в верхнем этаже.

- Отбросив штору в сторону, она легла грудью на подоконник, и тотчас луна осветила ее.

- Вынырнув из переулка, Маргарита пересекла Сивцев Вражек и устремилась в другой переулок.

- ...влетев в переулок, она едва не разбилась о старый газовый фонарь.

В справочнике «Вся Москва» на 1930 год есть такие цифры: на 1 октября 1929 года Москва освещалась 9.743 электрическими фонарями, 6.938 газовыми и 7 керосинокалильными. Выходит, что искать один единственный фонарь среди семи тысяч ему подобный, сродни поиску иголки в стогу сена.

- ...и вылетела на Арбат...

- ... разбила светящийся семафор, показывающий предельную скорость - тридцать километров...

- Откинув дугу трамвая № 4... покинула Арбат и повернула в Плотников переулок...

Фрагмент схемы трамвайных маршрутов треста МГЖД (Московских городских железных дорог) с 16 октября 1931 года.

Маршрут трамвая № 4 проходил от Сокольнической заставы до Дорогомиловской заставы, а именно: Сокольническое шоссе, Краснопрудная улица, Каланчёвская улица, Орликов переулок, Мясницкая улица, Театральный проезд, Охотный ряд, Моховая улица, Воздвиженка, Арбат, Смоленская, Большая Дорогомиловская улица. Причем маршрут трамвая № 4 с небольшими изменениями проходил именно так с 1907 по 1932 год, а с 1933 года следовал до Дорогомиловской заставы уже не по Арбату, а по улице Герцена. Единственный вывод, который можно из этого сделать, строки про дугу трамвая № 4 написаны Булгаковым не позднее 1932 года, далее упоминание про маршрут просто не имеет смысла, видимо упоминание трамвайного маршрута № 4 исключено из последующих редакций романа именно по этой причине.

«Мастер и Маргарита» Полная рукописная редакция.

- Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.

- Выйдя на Арбат, Маргарита Николаевна села в троллейбус и поехала в центр города.

- В Охотном ряду Маргарита поднялась, чтобы выйти, но судьба на некоторое время связала ее с парочкой граждан. Они тоже снялись в Охотном...

- Она пронеслась по переулку и вылетела в другой, пересекавший первый. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки...

- ...она едва не разбилась насмерть о старый покосившийся газовый фонарь на углу.

- При самом влете на сияющий Арбат освещенный диск с черной конской головой преградил всаднице дорогу.

Дорожные знаки образца 1927 года. Черная конская голова ни что иное, как знак запрещающий проезд легковым и ломовым извозчикам.

- Арбат надоел Маргарите, и, взмыв, она мимо каких-то сияющих зеленым ослепительным светом трубок на угловом здании театра вылетела в переулок.

- ...на уровне четвертого этажа в узком, но сравнительно хорошо сохранившемся переулке, причем и по левую, и по правую руку у нее были громадные, высокие дома, по левую - старой стройки, по правую - недавно отстроенные.

Итак, Большой Николопесковский переулок. Левая сторона: шестиэтажный дом 3 - год постройки 1914, шестиэтажный дом 5 - год постройки 1910, двухэтажный дом 7 - год постройки 1860, двухэтажный дом 9 - год постройки 1917, двухэтажный дом 11 - год постройки 1880, четырехэтажный дом 13 - год постройки 1890, двухэтажный дом 15 - год постройки 1859. Правая сторона переулка: пятиэтажный дом 4 - год постройки 1917, семиэтажный дом 6 - год постройки 1933, четырехэтажный дом 12а - год постройки 1936, восьмиэтажный дом 12 - год постройки 1937. Что, в целом, совершенно точно соответствует булгаковскому описанию.

- Так доплыла она до конца переулка, и тут ее внимание привлекла роскошная громада вновь отстроенного дома. Маргарита приземлилась и увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Выше я уже говорил, что восьмиэтажный дом 12 по Большому Николопесковскому переулку постройки 1937 года.

«Мастер и Маргарита». Окончательная редакция.

- Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.

- Все пять комнат в верхнем этаже особняка.

- ...хозяйка и домработница расстались. Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату...

- Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.

С 1934 года вместо трамвая по Арбату ходил троллейбус. Маршрут № 2 от Дорогомиловской заставы до площади Революции. Большая Дорогомиловская улица, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, Манежная улица, площадь Революции (обратно через Охотный ряд и Моховую). И маршрут № 3 Дорогомиловская застава - Савёловский вокзал с 1937 года. Большая Дорогомиловская, Смоленская улица, Арбат, улица Коминтерна, одностороннее движение Манежная улица, площадь Революции; одностороннее движение Моховая улица, Охотный ряд; двусторонне движение Петровка, Каретный ряд, Садовая-Каретная, Каляевская, Новослободская улица. Строки ...мягкую спинку кресла в троллейбусе... не могли быть написаны ранее 1934 года.

- Сегодня вечером, ровно в половину десятого, потрудитесь, раздевшись донага, натереть этой мазью лицо и все тело.

- Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом.

- Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне...

- ...и действительно увидела Николая Ивановича, проживающего в нижнем этаже этого самого особняка. Луна ярко заливала Николая Ивановича.

- ...и между ветвями клена, хлестнувшими ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок.

- Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки.

- ...она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу...

- Третий переулок вел прямо к Арбату.

- ...у самого выхода на ослепительно освещенный Арбат, она немного промахнулась и плечом ударилась о какой-то освещенный диск, на котором была нарисована стрела.

Дорожные знаки образца 1937 года. Из журнала «За рулем» № 24 1937 года . Фраза освещенный диск, на котором была нарисована стрела не могла быть написана ранее 1937 года, ибо такого знака раньше просто не было.

- Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами.

- В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие...

Итак...

Негусто, но основное, что можно вынести из всех перечисленных мною здесь вариантов романа, - ориентацию, а, следовательно, и местонахождение арбатского особняка Маргариты, Михаил Афанасьевич не менял никогда, ибо лунный свет всегда падает на Маргариту когда она ложится или садится на подоконник. Лунный свет всегда, судя по тексту, или освещает Маргариту Николаевну, или лижет ее с правого бока .

Мало того, Михаил Афанасьевич был вынужден сдвинуть время, когда Маргарита Николаевна вылетела из окна своего особняка с 23:00 на 22:00, именно ради красного словца, что бы лунный свет не освещал Маргариту Николаевну, а именно лизнул ее с правого бока .

Воспользовавшись калькулятором фаз Луны достаточно несложно понять, в какой фазе находилась луна в то или иное время. Далее, выяснить восход и заход Луны в заданном населенном пункте и азимут восхода и захода Луны уже не представляется неразрешимой задачей. Поскольку интересует месяц май ...этого страшного майского вечера... и полнолуние ...с пятницы на субботу... , совершенно очевидно, что таких полнолуний выпадавших на майскую субботу за время написания романа в Москве было только два.

И еще, - огромное спасибо Евгении Шаровой за ликбез в области астрономии и понимании механики движения ночного светила.

В любом случае, в майское полнолуние луна встает над Москвой юго-востоке. Зная угловую скорость - четверть градуса в минуту, достаточно просто определить азимут луны на 10 часов вечера в пятницу.

Лично мне больше нравится пятница 13-е, но концептуально разница в три угловых градуса мало на что влияет, в любом случае, луна в 22:00 вечером пятницы была на юго-юго-востоке Москвы.

Собственно говоря, я подвожу вот к какой мысли. Был в сети роман Альфреда Николаевича Баркова «Мастер и Маргарита: Альтернативное прочтение», там в главе XXV «Готический особняк Маргариты» Альфред Николаевич делает такой вывод: ...зная, что в полнолуния по вечерам луна бывает только на востоке, сделать вывод о том, что трехстворчатое окно находится в восточной части дома, совсем нетрудно. Но, весь фокус именно в том, что в майское полнолуние луна появляется над Москвой на юго-востоке, что ломает всю весьма стройную и интересную версию, а к полуночи луна перемещается к югу.

Улица Спиридоновка дом 17. Особняк Зинаиды Морозовой построен Шехтелем в 1893-1898 годах в неоготичесом стиле. «Особняк Маргариты» по версии Альфреда Николаевича Баркова.

Вот так будет выглядеть тень в 22:00 от особняка по адресу улица Спиридоновка дом 17. В данной ситуации речи о том, что ...лунный свет лизнул ее с правого бока... , не может быть вообще. Фасад особняка в это время полностью находится в тени. Жалко, что сейчас подискутировать с Альфредом Николаевичем уже невозможно...

Опять же, Спиридоновка улица, а не переулок...

Причем показателен еще один момент, Альфред Николаевич в одном из интервью говорит , что год, месяц и день смерти Мастера Булгаков не только наметил с помощью всевозможных подсказок - скрытых временных меток, вплоть до дат полнолуния и солнечного затмения, но и задублировал эту информацию так, что ошибиться невозможно: это 19 июня 1936 года, день смерти Горького. Но, 19 июня 1936 года в Москве было новолуние, а не полнолуние, полнолуние было 4 июня 1936 года...

Малый Власьевский переулок, дом 12. Особняк Коровина постройки 1903 года, архитектор Иван Гаврилович Кондратенко. Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как «особняк Маргариты».

В 22:00 часа лунная тень полностью закрывает фасад дома 12 в Малом Власьевском переулке. На роль «особняка Маргариты» этот особняк не годится.

Староконюшенный переулок, дом 14. Особняк Филимонова постройки 1914 года, архитектор Василий Сергеевич Кузнецов. Версию, что это «особняк Маргариты» высказывал советский и российский журналист, писатель и москвовед Лев Ефимович Колодный.

Опять, лунная тень в десять вечера закрывает фасад особняка...

Улица Остоженка, дом 21. Особняк А. И. Кекушевой построен в 1901-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым в стиле модерн.

Не знаю, кому принадлежит эта версия, но в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» героиня живет именно в этом особняке.

И снова лунная тень закрывает фасад особняка...

А теперь попробуем вычислить, как должен был расположен «особняк Маргариты», зная что в десять вечера, а если быть уже совсем точным, то в промежутке от 21:57 до 22:00, луна должна освещать Маргариту Николаевну, а, следовательно, и фасад особняка. В первом приближении, фасад особняка должен выходить на юг, ибо луна находится в это время на юго-юго-востоке Москвы.

Далее, очень информативной выглядит на самом деле фраза, - ...села на подоконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока. Маргарита подняла голову к луне... Информативность этой фразы заключается в следующем, - взгляд Маргариты Николаевны направлен прямо на луну, или на юго-юго-восток, ибо для двух человеческих глаз угол обзора по горизонтали равен почти 190 градусам, и, практически, в любом другом случае, Михаил Афанасьевич должен был употребить иную формулировку, - повернула голову. Эта, на первый взгляд, ничего не значащая фраза, несколько уточняет ориентацию особняка, - плоскость его фасада, опять же, в первом приближении, находится по линии северо-запад - юго-восток, а фасад особняка смотрит на юго-запад.

И еще одна загадочная фраза, уже из эпилога романа, - окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого - готический особняк... Назвать боком фасад, - уму не постижимо, а вот предположить, что фонарь расположен несимметрично по отношению к оси фасада и находится ближе к правому торцу здания, - вполне допустимо. Тогда получается, что и правый торец здания окрашен луною... , что еще раз подтверждает, фасад особняка направлен на юго-запад.

Таких переулков, расположенных южнее Сивцева Вражка и орентированных с северо-запада на юго-восток, на самом деле менее десятка, - Гагаринский, Большой и Малый Могильцевский, Пречистенский, Чистый, Чертольский, Хрущевский и Малый Левшинский.

Поискать в этом районе небольшой двухэтажный особняк с пятью комнатами на этаже, с решеткой перед садом на четной стороне переулка и с несимметричной к оси фасада башней с фонарем и трехстворчатым окном, - дело на пару часов.

Конечно, можно было тут налить воды, живописуя поиски особняка, но не буду этого делать, - вот он, - особняк еще цел до сих пор. Я скажу вам адрес, укажу дорогу.

Пречистенский переулок, дом 10. Особняк Марии Фёдоровны Якунчиковой построенный в 1899-1900 годах по проекту архитектора Вильяма Францевича Валькота в стиле модерн.

Между прочим, изначально переулок назывался Мёртвый. Ай да Булгаков! Ай да сукин сын!

Здесь луна полностью освещает фасад особняка и его правый торец,- «лунный тест» пройден.

И, обратите внимание, перед особняком установлен газовый уличный фонарь, использовавшийся в Москве со второй половины XIX века.

Фотография и описание особняка из архитектурного и художественно-технического журнала «Зодчий» № 1 от 5 января 1903 года.

Дом господина Якунчикова в Мертвом переулке‚ в Москве, построен Московским Торгово-Строительным Обществом в 1900 году по проекту и под наблюдением архитектора Виллиама Валькота. Как снаружи, так и внутри дом обработан в современном, но спокойном стиле; прямая линия преобладает везде.

Постройка обошлась около 80.000 рублей.

В первом этаже помещаются приемные комнаты и столовая с буфетом, сообщающаяся лифтом с подвалом, где находятся кухня, погреб и прочая.

Во втором этаже расположены спальни; в верхней части здания находится биллиардная образующая на фасад продолжение в виде «bow-window», в переводе с английского - «фонарь».

Небольшие комнаты по сторонам черной лестницы имеют меньшую высоту, и предназначены для прислуги.

Скульптурные украшения на фасаде сделаны из тесаного камня и выполнены московской фирмой Гладкова и Козлова; майолики исполнены в мастерской С.И.Мамонтова.

P.S. - О, как я угадал! О, как я все угадал!

P.P.S. А женская головка на воротах особняка - это Лорелея.

«В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале Лурлей появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни или погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке, и небесный голос певицы-волшебницы как бы уносил их от жизни».

Евгений Марушевский

фрилансер, постоянно путешествует по миру

Москва - это не только небоскребы в центре города, претенциозные рестораны и люди, быстрым шагом снующие по улицам. Побывать в столице России и не пройтись по местам из романа «Мастер и Маргарита» - большое упущение. Но где же находятся эти булгаковские места в Москве?

Первым делом необходимо посетить дом самого Булгакова. Туда же он поселил Воланда. Апартаменты находятся на Большой садовой, 10. Метро Маяковская. Пресненский район, 6 подъезд, 4 этаж, квартира 50.

В этом доме Булгаков жил со своей первой женой. Атмосфера московской коммунальной квартиры оставила в душе писателя тяжелый отпечаток (это можно наблюдать из рассказа «Самогонное озеро»).

Атмосфера этого место прослеживается с самого входа в здание: стены на всех этажах покрыты цитатами из романа и изображениями героев: Кот Бегемот, Воланд, Маргарита. Стены белили, но надписи не трогали.

Время работы дома-музея Булгакова: 15:00-21:00 . Вход свободный.

В самом музее есть гипсовые скульптуры Коровьева и Азазелло, которые встречают вас уже на входе. В этой же квартире проходил «бал у сатаны».

Идея написать фрагмент «бал у сатаны» возникла в голове Булгакова после посещения американского посольства в Москве, куда его пригласили вместе с другими литераторами, политиками и военными.




Здесь происходит знакомство героев романа с дьяволом, прибывшим в Москву, и его странный спор о существовании дьявола и бога. Берлиоз и бездомный признаются Воланду, что они давно перестали верить сказкам о последнем.

Сейчас в этом месте находится один пруд, но название закрепилось с девятнадцатого века, когда водоемов было три.

На аллее Патриарших стоит необычный круглый указатель. На нем изображены Берлиоз, Воланд и Кот Бегемот, а внизу надпись «запрещено разговаривать с незнакомцами.

Знаменитую скамейку для съемок фильма пришлось передвигать, чтобы герои сидели спинами к пруду.




Помните момент, когда Берлиоза задавил трамвай? Это произошло на перекрестке Малой Бронной с Ермолаевским, недалеко от дома Булгакова. Рядом находится аллея Патриарших. Встретить здесь женщину, несущую масло - не к добру. Особенно, если ее зовут Аннушка.




Погоня Ивана за Воландом происходила с перекрестка до Арбатской площади, которая по праву считается дверью московских тайн.




В доме № 9 на Мансуровском переулке находился подвал Мастера, где он уединялся для работы над романом о Понтии Пилате. Раньше в здании жили Топлениновы. Помещение в подвале они сдавали драматургу Ермолинскому, товарищу Булгакову. Поэтому писатель был частым гостем на Мансуровском переулке. В комнате друга Михаил Афанасьевич работал над романом и зачитывал главы из него. Дом признан субъектом культурного наследия. Этому свидетельствует специальная табличка.




Вблизи подвала расположен прекрасный особняк с выходом в сад, где проживала Маргарита Николаевна с мужем. На последних страницах романа туда приходит Иван Николаевич. Он пересекает нефтелавку, поворачивает покосившемуся газовому фонарю и подкрадывается к решетке. За ней виден пышный сад и готический особняк, в котором Маргарита попрощалась с прежней жизнью и окунулась в захватывающий полет. Находится дом по Адресу улица Танеева, 12.

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх в саду прекрасного особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место. Всякий может убедиться, если направится в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел еще до сих пор.




От дома Грибоедова поднимайся к Пушкинской площади, сворачивай направо и иди к Тверской. Первый переулок - Большой Гнездниковский. Там впервые встретились Мастер и Маргарита.

В этом переулке Булгаков познакомился со своей третьей женой, которая стала прототипом Маргариты. Дом № 10, где они позднее поселились, в том время был первой московской высоткой.

Сейчас в переулке расположена учебная сцена ГИТИСа.




В конце переулка внимание Маргариты привлекала новая пятиэтажка. Девушка подлетела ближе и увидела фасад дома, выложенный черным мрамором, широкие двери и золотую надпись «Дом Драмлита». Это здание было построены в 1930 году для деятелей искусства. Здесь, в квартире № 84, Маргарита начала свой погром.




Здесь заседал МАССОЛИТ, которым руководил Берлиоз. В 1930-х годах организация пародировала литературные и драматические союзы, созданные для поддержки постулатов коммунистической идеологии в искусстве.




В театре Варьете прозвучали знаменитые слова Воланда:

Квартирный вопрос только испортил их (москвичей).

Сейчас это здание - театр сатиры.




Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Это недалеко от дома на Спасской. Смоленский рынок занимал большую часть перекрестка Арбата и Садового кольца. Вместо здания «Торгсин» со страниц роман здесь располагается гастроном.




Каменная терраса - красивейшее здание Москвы. Ему более полутораста лет. Здесь находились Воланд и Азазелло. Гипсовая балюстрада закрывала героев от лишних взглядов прохожих. Привычных современному жителю высотных зданий до войны не существовало, но дом Пашковых расположен на возвышенном месте с хорошим обзором.




Свое путешествие герои романа заканчивают на Ленинских Воробьевых горах. От пронзительного свиста Фагота с корнем выдернулся дуб, по земле прошли трещины, вода вскипела и перекинулась на соседний берег. Мастер прощался с Москвой, оглядывая в последний раз родные окрестности.

Здесь лучше всего и завершить пешую экскурсию по булгаковским местам в Москве.




Экскурсии

Лучший способ посетить все популярные булгаковские места за один день - записаться на экскурсию.

Экскурсия на трамвае

Чтобы полностью прочувствовать атмосферу первой половины XX века, можно отправиться на . В рамках этой экскурсии вы посетите все популярные места из «Мастера и Маргариты» и многое узнаете о жизни в Москве в тот период.

Цена - 815 рублей с человека.

Продолжительность - 1,5 часа.

Пешая экскурсия

Если хочется пройтись пешком, есть и .

Цена - 500 рублей с человека.
Студентам и пенсионерам - 400 рублей.
Школьникам и детям - 300 рублей.

Продолжительность - 2 часа.

Экскурсия для группы

Если хотите пойти всей семьей или с компанией друзей, то лучший вариант - . Посторонних людей не будет - только вы и экскурсовод.

Цена с группы - 5 000 руб. Если вас больше восьми человек, то получится дешевле.

Продолжительность - 2,5 часа.


Всё, что связано с "Мастером и Маргаритой", в Москве слегка окутано туманом тайны. Можно сказать, что это - особая фишка столицы. Но хочется верить, что прототипами произведения были реальные люди, которые жили, любили и мечтали о счастье, как мы.

Споры по поводу настоящего особняка Маргариты до сих пор не стихают. И Михаил Афанасьевич, этакий сказочник и мудрец, как-будто зная наперед, оставил потомкам загадку, примерно описав местоположение дома. "Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк цел еще до сих пор". До сих пор ищут, но лучшим вариантом представляется это московское здание.

Адрес: ул. Спиридоновка-17

Особняк З.Г.Морозовой, построенный в 1893-1898гг архитектором Ф. О.Шехтелем. Что примечательно, в отделке интерьеров принимал участие сам Врубель. В настоящее время в здании расположился МИД РФ.

Особняк с элементами готики. В эпилоге романа "Мастер и Маргарита" поэт Бездомный по описанию автора шел именно "через Спиридоновку… в Арбатские переулки" мимо тех же фонаря и нефтелавки, что и Маргарита. Также возле этого дома всегда был сад, о котором писал Булгаков.

Есть еще несколько претендентов на дом Маргариты.

Адрес: Малый Ржевский пер.-6

Это здание вполне вписывается в очертания, указанные Булгаковым. К тому же совсем рядом, в Б. Ржевском переулке, проживала Е.С.Нюренберг-Неелова-Шиловская, третья жена Михаила Афанасьевича. Говорят, прообразом Маргариты была именно она.

Не знаю, как вы, а я примерно так и представляла себе героиню романа. Острые черты, живые глаза, аристократизм и горячее сердце однозначной брюнетки. Нет! Не настало еще время настоящей Маргариты в нашем кинематографе.

Еще вариант по адресу Остоженка-21. Особняк А.И.Кекушевой
постройки 1900г. Архитекторы Л.Н.Кекушев и В.С.Кузнецов Дом очень похож на здание, описанное в романе, но от Арбата расположено немножко далековато.

Последнее подходящее здание

Адрес: М. Власьевский пер.-12-14.
Особняк Коровина постройки 1903г. Архитектор И.Г.Кондратенко.

Расположение дома булгаковедов устраивает, но описанию от автора соответствует похуже. Хотя там есть и сад.

Я выбираю свой любимый первый вариант. Пусть этот шикарный загадочный особняк, который так соответствует образу любимой женщины Булгакова, и будет домом Маргариты

В Москве много знаковых мест. Есть среди них и такие, где обязательно стоит побывать поклонникам творчества Михаила Булгакова и его мистического романа «Мастер и Маргарита». Там мечтают о будущем, пытаются найти фактические сходства с событиями романа и загадывают желания, которые, как утверждают, всегда исполняются.

1. Нехорошая квартира

Адрес: г. Москва, дом №10, квартира №50


Прообразом Нехорошей квартиры из романа «Мастер и Маргарита» стала квартира, в которой сам Булгаков жил в период с 1921 по 1934 год. 302-бис – вымышленный номер. Как признавался сам писатель, таким образом он зашифровал номер 10 здания-прототипа, используя формулу 10=(3+2)х2. Этот фантастически большой должен был подчеркнуть, что всё происходящее – чистой воды вымысел.



Сегодня в подъезде Нехорошей квартиры почитали одного из самых таинственных романов Булгакова оставляют надписи, пожелания и рисунки, которые покрывают ровным слоем стены на всех этажах. Считается, что написанное здесь пожелание обязательно исполнится. А ещё сюда часто заходят все те, кто мечтает о вечной любви.

2. Дом Мастера

Адрес: г. Москва, Мансуровский пер., 9


По воспоминаниям современников, дом №9 в Мансуровском переулке некогда принадлежал актёру Малого театра С. Топленинову, к которому Булгаков часто захаживал в гости. Топленинову писатель одному из первых дал прочиать свой роман. Тут был изумлён: «Так это ты наш подвал описал?».

"– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени ".


Сложно в это поверить, но даже с приходом власти Советов это скромный домик в центре Москвы оставался чьей-то частной собственностью.

3. Варьете

Адрес: г. Москва, Триумфальная пл., 2


Прототипом Театра Варьете, в котором происходила одна из мистических сцен романа, стал существовавший в 1926 – 1936 годах Московский мюзик-холл. Располагался он неподалёку от Нехорошей квартиры. До 1926 года в здании располагался цирк Никитиных. Сейчас здесь находится Московский театр сатиры


Адрес: г. Москва, Тверской бульвар, 25


В романе «Мастер и Маргарита» запечатлён Дом Герцена. В нём в 1920-е размещался целый ряд литературных организаций, среди которых были РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), которая и стала прототипом МАССОЛИТа. Расшифровка этой аббревиатуры в романе не даётся, но вполне возможно, что по аналогии с существовавшим в то время объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы) МАССОЛИТ – это Мастерская социалистической литературы.

Адрес: г. Москва

По сюжету романа, именно на Патриарших прудах Берлиоза накрыл трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, (...) и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза».

Правда, в романе есть одна существенная неточность. Если верить транспортным схемам 1920-х, никаких трамвайных путей с Патриаршими рядом не было.

6. Дом Драмлита

Адрес: г. Москва, ул. Вахтангова, дом №6


В конце переулка «ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита"».

В конце переулка "ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита ".

Дом номер 6 на улице Вахтангова, правда, не 8-этажный, а его фасад чёрным мрамором не блещет. Но, тем не менее, именно это здание построили в 1930-х для советских деятелей искусства. Существует, правда, ещё один дом, являющийся точной копией булгаковского. Его фасад действительно отделан полированным чёрным камнем, а квартира №84, из которой Маргарита и начала погром, находится в 8-этажном крыле. Совпадает даже расположение других квартир, а самое главное – этот дом действительно писательский.