Художник колмогоров картины. Сколько часов Вы рисуете? Каковы Ваши дальнейшие планы

Есть картины, которые представляют собой законченную мысль, афоризм. Мысль краткую и исчерпывающую. В таких них нет ничего лишнего, никаких рюшечек.

Таковы гениальные картины «Христос Святого Иоанна Креста» Сальвадора Дали, «Апофеоз войны» , «Сын человеческий» Рене Магритта или «Горизонт» Эрика Булатова.

И если к не менее гениальным картинам, например, «Чёрному квадрату» или «Запорожцам» , требуется пояснение, то к картинам-афоризмам — нет.

Арт-афоризмы балансируют на грани карикатуры и плаката, религиозного символа и товарного знака, заменяют собой притчи и анекдоты, визуально воплощают то, что в противном случае потребовало бы множество слов, вместо одного арт-объекта.

Это «красноречивое молчание» художника может одним изображением заменить собой книжные тома. В этом истинная ценность картин-афоризмов.

Мысль, сжатая до размеров холста, отпечатывается в памяти зрителя на долгие годы. Именно мысль, идея, а не техническое совершенство творит мир.

ВЕДЬ БЕЗ ПРИМИТИВНЫХ ГРУБЫХ ШУМЕРСКИХ ПОВОЗОК У НАС БЫ НЕ БЫЛО СЕЙЧАС КРАСИВЫХ И УДОБНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, А БЕЗ НЕУКЛЮЖЕГО САМОЛЕТА БРАТЬЕВ РАЙТ — СОВРЕМЕННЫХ АВИАЛАЙНЕРОВ.

Именно картинами-афоризмами известна в России, Европе и США современная художница Татьяна Соколова.

Вот лишь несколько из ее работ 2017 года. Лаконичные, яркие, понятные без слов и даже без названий.


«Беременность»
«Дуршлаг» «Конвейер»
«Толпа»
«Турист»
«Дорога»
«Оптимист, артист, пессимист»
«Обыватель, талант, гений»
«Два мира»
«Мозги плывут»




Интересные мысли художницы из интервью / Журнал zagge

Что побудило Вас начать рисовать?

Мы живем в очень быстро меняющемся мире. Я говорю не столько о прогрессе, а о матрице государственного аппарата, которая управляет людьми по своему усмотрению. И порой создает целые армии «Смитов» - зомби отряды, готовые уничтожать тех, кто выбрал другой путь.

Раньше я пыталась говорить с людьми, писала романы и повести о проблемах в семье, которые выливаются в то, что рабский ген передается из поколения в поколение. И от этого все наши беды. Сейчас ситуация изменилась. У меня просто нет слов. В горле ком, и язык не поворачивается. Говорить бесполезно, но сказать очень хочется, а лучше показать.

У философа Платона была притча про людей, сидящих в пещере и боящихся мира, который кроется за ее стенами. Человека, который осмелился выйти, они чуть не убили, когда он пытался рассказать им, что мир прекрасен. Я оставила попытки рассказать, но верю, что людям можно и нужно показывать. Конечно, увидят только те, в ком есть зерна разума, кто хочет учиться и узнавать новое.

Самая главная задача школ – это не набить ребенка, как мешок, знаниями. Родители и учителя должны с первых дней его жизни развивать в ребенке любопытство и жажду познания. А мы своей гонкой за оценками зачастую детское любопытство просто губим на корню. И получаем потом гаджет-детей, которым ничто не интересно. Они подобно роботам подзаряжаются, потребляют, но ничего не создают самостоятельно. Они включаются только по щелчку специальной кнопкой, легко выходят из-под контроля, впадают в агрессию, потому что не умеют управлять собой.

Это опасная толпа, которая может пойти за любым вождем, поманившим их желанным Айфоном. Заметьте - это уже не конфетки, как в наши времена.

Современные люди не хотят читать. У них нет на это времени. Они максимум просматривают картинки в фейсбуке и инстаграме. Видео в ускоренном режиме. Рекламу. Поэтому зачастую я использую те же самые плакатные краски, чтобы привлечь внимание своего зрителя. Ироничные, порой кричащие картины - это своего рода призыв к человеческому мозгу, ключик, чтобы начали вращаться шестеренки.

То есть вы хорошо относитесь к критике своих работ?

Мои картины - не о ком-то другом, они в первую очередь обо мне. Я анализирую свои изъяны, учусь, вижу свое несовершенство и высмеиваю его. Когда кто-то негативно реагирует на мою картину - это сигнал. Значит, его что-то задело за живое, возможно, он увидел в нарисованном портрете себя. Значит, я на верном пути и все делаю правильно.

Я – человек, и ни что человеческое мне не чуждо. Критика не вызывает у меня щенячьего восторга. Особенно если она деструктивна и направлена против личности, а не является своего рода советом, как мне улучшить мастерство.

Иногда под критикой люди вуалируют простое оскорбление. Если в комментарии дают заметку, как мне улучшить технику, я выслушаю, возьму на вооружение, решу, подходит это мне или нет. Если кто-то просто пытается затравить меня, потому что у него нет таланта, и он завидует моей смелости - совесть ему судья. Мне жалко тратить свое время и нервы на таких людей.

Есть ли у вас клуб фанатов?

В первую очередь - мои дети. Я показываю им картины первым, и они пытаются угадать, какое сообщение я в них спрятала. Если это им удается, я понимаю, что и взрослый сможет, если захочет. Другое дело, что не все хотят. А у некоторых мозги за шторами - этакий произвольный железный занавес, который люди сами себе возвели, стены пещеры.

Что является источником Вашего вдохновения?

В первую очередь мой анализ самой себя, наблюдение за окружающей жизнью. Мой муж, который своей жаждой познания помогает мне расти, направляет. Дети, которые своим свежим взглядом на мир развивают воображение. Иногда дети предлагают мне идеи для новых картин.

Сколько часов Вы рисуете?

Я рисую каждую свободную минуту, и ощущаю настолько остро потребность в этом, что если я не притронусь к кистям или карандашам, меня начинает трясти, словно от голода.

Какое определение Вы бы дали своему творчеству?

Смарт-арт - это картины, в которых я стремлюсь говорить с людьми, которыми я пытаюсь заронить зерно познания, рефлексии, самоанализа.

И второе направление - релакс-арт. Это абстрактный или предметный яркий мир. Когда к власти приходит серость, единственная для меня возможность ей противостоять - это краски. В этих картинах я отдыхаю после раздумий, переключаюсь на красочный мир, где каждое пятно может превратиться в живое существо и является приглашением в мир фантазии.

Что посоветуете начинающим художникам?

Терпение и труд - это главное. Рисовать каждый день. Это важно в любом занятии - постоянная ежедневная практика. Верить в себя и получать удовольствие.

Рисовать ради себя, похвала - это бонус. Просто делайте то, что вам нравится, и наслаждайтесь искусством как бокалом вина. С чувством, толком и расстановкой.

Всегда думайте своей головой и рисуйте так, как нравится. Выйдите за рамки, дайте волю своему воображению. Вы – художник, и вы определяете, как и что рисовать.

Каковы Ваши дальнейшие планы?

Открытие собственной галереи, выставки. Планы рисовать, делиться своими мыслями с теми, кто этого хочет. Расти и учиться. У нас с мужем есть идея вывернутого наизнанку музея. Галереи с прозрачными стеклами, где человек, идя в магазин, сможет оказаться в неком художественном пространстве.


Татьяна Соколова в:

1 марта в Удмуртии отмечают 90 лет
со дня рождения художника Алексея Холмогорова. Ретроспекцию его работ
в эти дни можно увидеть
в республиканском Музее изобразительных искусств.

Алексей Холмогоров - одна из крупнейших фигур в изобразительном искусстве Удмуртии. В своем профессиональном пути он всегда оказывался на голову впереди коллег по цеху. В его биографии то и дело встречается формулировка «был первым». Холмогоров был первым художником из Удмуртии, картины которого были приобретены Третьяковской галереей: эксперты одного из крупнейших музеев страны оценили их как высокие образцы реалистического искусства ХХ века. Был первым в Удмуртии художником-монументалистом и первым живописцем из республики, чьи работы показывались на всесоюзной выставке. Остается первым и единственным из всех художников Удмуртии обладателем звания «народный художник России». Первым из всех художников республики Холмогоров добился международного признания: его картины были отобраны для выставки произведений мастеров отечественного искусства и показывались в Швеции, Чехословакии, Югославии, Сербии, Индии, Монголии. Идеологическая «правильность» живописцев при формировании этих выставок никакой роли не играла: чтобы поразить европейских и азиатских зрителей высоким художественным уровнем советской живописи, для зарубежных показов отбирались картины мирового класса, не уступающие признанным шедеврам эпохи.

Первым из художников Алексей Павлович Холмогоров откликнулся на идею создания художественно-графического факультета при педагогическом институте (сейчас - УдГУ). Вызвался преподавать, организовал прием студентов и учебный процесс, пригласил для работы на факультете коллег по искусству. Не будет преувеличением утверждение, что именно благодаря Холмогорову в Удмуртии сформировалось профессиональное изобразительное искусство. «Холмогоров гордился тем, что худграф был и навсегда остался его детищем. Он вел занятия по рисунку, живописи и композиции. Студенты сразу ощутили, что к ним пришел в высшей степени интеллигентный человек, не терпящий пошлости и хамства, удивительно преданный искусству, не терпящий легковесного подхода к профессии», - писал о том периоде заслуженный работник культуры УР Николай Витрук.

Позднее именно Алексей Холмогоров стал инициатором создания Республиканского музея изобразительных искусств: в этом году вымечтанный, «выбитый» им в официальных инстанциях музей отмечает свое 35-летие.

Почти три десятилетия ХХ века (1960-1980-е гг.) искусствоведы называют «Эпохой Холмогорова в удмуртском изобразительном искусстве». Он стал не только организатором высшего профессионального художественного образования в Удмуртии, но и первопроходцем в формировании удмуртской национальной реалистической школы живописи.

Уже в ранние годы работы Алексея Холмогорова определились главные темы его творчества, прошедшие красной нитью через всю его профессиональную судьбу: самобытность удмуртского народа и образ женщины-удмуртки. Своих героинь он отыскивал в самых отдаленных селах. Чтобы писать портреты с натуры, добирался пешком по бездорожью в такие медвежьи углы, куда автолавки и грузовики-попутки ходили раз в неделю: считал, что только в глубинке сохранились настоящие типажи удмуртских женщин, не изменившиеся за последние столетия. На этих картинах оказались запечатлены не только и не столько конкретные женщины (хотя портретное сходство с прототипами было безупречным), сколько архетипы удмуртского характера и образа жизни. Само акцентирование женского образа в контексте удмуртской культуры было неслучайно: Холмогоров раз за разом ненавязчиво подчеркивал, что в национальной традиции именно женщина (подательница жизни, хранительница очага, берегиня) сакральна и почитаема. Зрители эти смыслы считывали безошибочно: картину «Молодая мать-удмуртка» (1959) часто называют «удмуртской Мадонной» за почти религиозную глубину и символику образа, хотя женщина с ребенком изображены на картине в простой бытовой обстановке. В 1981 за серию портретов удмуртских женщин году он был удостоен Государственной премии и медали Академии художеств СССР.

В своем творчестве Холмогоров продолжал традиции русского гуманистического реализма с его вниманием к «маленькому человеку». Мог на заказ написать портрет академика, а следом - давно занимавший его мысли портрет пожилой мастерицы или простого рабочего. Значительная часть полотен Алексея Холмогорова посвящена военной теме. Здесь и картины на сюжеты, которые он сам помнил со времен участия во Второй мировой войне (он сражался на Дальневосточном фронте и был награжден медалью «За победу над Японией»), и портреты ветеранов войны, написанные в 1970-х.

Все, кто знал Алексея Павловича Холмгорова, поражались его невероятной работоспособности. Он умудрялся писать по нескольку часов в день даже в санатории, куда его едва ли не силой отправляли по состоянию здоровья. В одном из писем своему ученику Холмогоров пишет: «Работа - вот что делает нас художниками. Ты имеешь то, что надо иметь художнику, так не растеряй - время плывет быстрее, чем речка быстрая…». Будучи уже серьезно больным, он продолжал работать над портретами киевского кардиолога Н.М. Амосова и воинов-афганцев. Эти картины так и остались незаконченными: в 1987 году художник скончался.

В настоящее время в Ижевске действуют народная изостудия имени Алексея Холмогорова и школьный Музей изобразительного искусства УР его имени в лицее №56.

Досье Day .org

1925 г. - Алексей Павлович Холмогоров родился в деревне Молчаны Воткинского района

1953-1959 гг. - учеба в Московском институте им. Сурикова.

1959 г. - возвращение в Ижевск, создание картины «Молодая мать-удмуртка», участие в организации и развитии художественно-графического факультета государственного педагогического института (сейчас - институт искусств и дизайна УдГУ).

1961 г.- принят в Союз художников СССР

1962-1965 гг. - председатель Союза художников Удмуртии

Незаурядность личности народного художника Российской Федерации Алексея Павловича Холмогорова, его глубоко реалистическое, национально-колоритное творчество, целеустремленная организационно-педагогическая и общественная деятельность определили его особое место в духовной и культурной жизни Удмуртской Республики. К сожалению, историко-культурологическая роль Холмогорова все еще в полной мере не выявлена, несмотря на прижизненное государственное признание его заслуг в виде присуждения ему почетных званий и наград. Вспомним афористичные слова С. Есенина: "Большое видится на расстоянии". Отдавая должное Е. Ф. Шумилову, опубликовавшему монографию о творчестве Холмогорова (Л., 1988), и другим авторам (В. Ф. Карпов, А. И. Поляк, Т. А. Лебедева, В. О. Гартиг, А. В. Золотухин), писавшим о художнике, нельзя не признать, что необходим глубокий и всесторонний анализ и объективная оценка всех сторон деятельности Холмогорова в контексте тех исторических условий и процессов, в которых Холмогоров жил и создавал свои произведения.
60-80-е годы стали "эпохой" Холмогорова в удмуртском изобразительном искусстве. Он явился первопроходцем в формировании удмуртской национальной реалистической школы живописи, организатором высшего профессионального художественного образования в Удмуртии. Его творческий метод, эстетические идеалы, человеческие качества оказывали определяющее влияние в формировании личности воспитанников художественно-графического факультета Удмуртского государственного педагогического института. Уроки Холмогорова и сейчас служат важным стимулом самовыражения новых поколений удмуртских художников, стремящихся к подлинной правде и красоте в искусстве и осознанию своей гражданской ответственности. Юбилейная дата - 80-летие со дня рождения Холмогорова - дает возможность привлечь внимание к феномену его личности, его творчеству, полнее осмыслить его вклад в духовную жизнь Удмуртии и России.
Алексей Павлович Холмогоров родился 1 марта 1925 года в деревне Молчаны Воткинского района Удмуртской Республики в семье репрессированных. Детские и юношеские годы прошли в далеких лесных поселках. Родители в силу отцовской профессии лесоруба вынуждены были переезжать из одного поселка в другой. Алеша был любознателен, трудолюбив, и в этом хорошим примером ему был отец, мастер на все руки. Детство для Алеши оказалось богатым на разнообразные наблюдения и впечатления. В его сознании прочно сформировалась любовь к природе, к лесу, к людям труда. Край родной стал для Холмогорова, говоря словами Н. Байтерякова, "жизни и счастья исток".
Как и поэт Флор Васильев, художник был подвластен одному чувству:
И край родной - один,
И он чужим не станет,
И греть мне до седин
Он сердце не устанет.
("Единственное". Пер. Я. Серпина.)

Впоследствии самое теплое и благодарное отношение к родному, отчему дому он выразил в картине "Родной дом" (1977). В школе у него начал пробуждаться интерес к художественному творчеству, любил изучать картины художников в книгах и журналах, пытался их срисовывать. Родители не препятствовали его увлечению. После окончания семилетки в пос. Русская Лоза начавшаяся война не дала возможности Холмогорову продолжить учебу.

Детство закончилось, и началась трудовая жизнь по существу взрослого человека. Работает кочегаром в далеком леспромхозе. В 18 лет в январе 1943 года Холмогоров призывается в Красную Армию, служит рядовым на Дальнем Востоке, на Курилах, сражается на Дальневосточном фронте. Награжден медалью "За победу над Японией". В годы военной службы начал заочно учиться на курсах рисования в народном университете им. Н. К. Крупской в Москве. В свободные минуты рисует сослуживцев, запечатлевает незатейливые сюжеты солдатского быта. Во время кратковременного армейского отпуска в 1946 году впервые переступил порог Третьяковской галереи и воочию увидел картины, репродукции которых так привлекали его в школьные годы.

После демобилизации в сентябре 1947 года по рекомендации сослуживцев-палехшан Холмогоров год учится в Палехском художественном училище у известного мастера А. М. Корина, а затем в 1948-1951 годах осваивал основы изобразительного искусства в Казанском художественном училище у маститого художника С. А. Ротницкого. Получив диплом с отличием (дипломная работа "В семье"), два года Холмогоров работает художником-оформителем в Ижевске в Художественном фонде и учителем рисования в Казани. Но не об этом мечтал он в юношеские годы. Он хотел быть большим художником, мечтал о больших полотнах. И сознавал, что для достижения вершин в художественном творчестве есть один путь - это учеба, освоение мастерства, накопленного российской школой реалистического искусства в течение столетий. Уже зрелым человеком, в 28 лет, в 1953 году Холмогоров поступает в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Его наставниками были: по живописи - проф. В. Г. Цыплаков, по рисунку - молодой Д. Д. Жилинский и другие известные педагоги. По словам самого Холмогорова, учеба в Суриковском институте ему давалась нелегко. Дипломную работу "Возвращение" он защитил в 1959 году.

В этот год в Ижевске открывается художественно-графический факультет государственного педагогического института. И Холмогоров, художник с высшим академическим образованием, становится первым преподавателем вновь созданного факультета, которому он отдал более 18 лет своей организационно-педагогической и творческой деятельности. Как известно, создание факультета шло с чистого листа: не было опытных преподавателей, помещений, надлежащих программ и методик, учебных пособий и т. д. Вместе с Холмогоровым начал работу и его однокурсник Г. Якушев (к сожалению, он рано ушел из жизни). Для работы на факультете Холмогоров приглашал все новых и новых выпускников различных художественных вузов страны - из Харькова, Ленинграда, Еревана.

Холмогоров вел занятия по рисунку, живописи и композиции. Студенты сразу ощутили, что к ним пришел в высшей степени интеллигентный человек, не терпящий пошлости и хамства, удивительно преданный искусству, не терпящий легковесного подхода к профессии. Уважительность и доброжелательность в отношении к студентам у него сочетались с требовательностью. Взыскательный к себе, к своему творчеству, он и от своих учеников и коллег по профессии требовал того же. Стал примером для своих воспитанников во всем: он не был красавцем, но был ладно скроен, со вкусом одет, немногословен, выражал свои мысли ясно, хорошим литературным языком, любил шутку, умел воодушевить, если даже что-то не получалось у студента. Так появился признанный лидер на факультете, авторитет для коллег.

Холмогоров гордился тем, что худграф был и навсегда остался его детищем. Он полагал, что учитель и ученики взаимообогащают друг друга: "учитель тоже учится у своих учеников". Со многими из воспитанников худграфа поддерживал постоянные связи, воодушевляя их на творчество. Примечательны отношения Холмогорова с выпускником первого выпуска Валерием Бабайловым, который оставил теплый очерк о своем наставнике под названием "Портрет по памяти". Он переписывался с мэтром. В одном из писем Холмогоров пишет: "Работа - вот что делает нас художниками. Ты имеешь то, что надо иметь художнику, так не растеряй - время плывет быстрее, чем речка быстрая…". После редких, но поучительных во всех отношениях встречах с учителем, после его советов, как пишет В. Бабайлов, хотелось работать и работать,- и "опять выпрямлялся позвоночник".

Создание факультета дало реальную основу для подъема творчества удмуртских художников, для формирования по-настоящему высокопрофессионального изобразительного искусства, его национальной школы. И в этом процессе начало было положено творчеством самого Алексея Павловича Холмогорова, который уже в 1961 году принят в Союз художников РФ. До 1959 года в Удмуртии организация Союза художников существовала уже 19 лет и в ней было всего 6 человек. Союз сразу же пополнился прибывшими в Ижевск художниками-преподавателями, затем в него стали принимать талантливых выпускников худграфа.

В руководстве и в организации повседневной жизни удмуртского отделения Союза художников Холмогоров принимал самое деятельное участие. Он сыграл огромную роль в консолидации творческих усилий удмуртских художников, будучи в 1962-1965 годах его председателем, затем в 1972-1985 годах - членом и секретарем правления Союза художников Российской Федерации. С 60-х годов начала действовать зональная система проведения выставок, которая расширяла и укрепляла связь и обмен опытом художников центра и периферии, положительно влияла на подъем творчества удмуртских художников, на активизацию местного отделения Союза художников. Большое значение для активизации творческой жизни на факультете и в отделении Союза художников имела деятельность Холмогорова в работе выставкомов зональных выставок "Большая Волга" и его личное участие в них (1964, Куйбышев; 1967, Волгоград; 1969, Ульяновск; 1974, Горький; 1980, Казань; 1985, Чебоксары). Холмогоров приветствовал создание Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств.
Все стороны кипучей деятельности Холмогорова равноценны и общественно значимы. Он органично сочетал творческую, преподавательскую и организационно-общественную деятельность, быстро занял лидирующее положение в сообществе коллег-художников и преподавателей и приобрел известность благодаря своим работам, которые экспонировались на многих всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских и иных выставках. Холмогоров первым в Удмуртии получил почетное звание заслуженного художника России. При его жизни было осуществлено шесть персональных выставок. Его работы представлялись на международных выставках в Монголии (1971), Болгарии и Югославии (1982), Индии (1983), Швеции (1984). Холмогоров уверенно вошел в когорту ведущих мастеров изобразительного искусства национальных республик России.

Заслуги Холмогорова были отмечены присвоением ему почетных званий народного художника Удмуртии (1967), народного художника Российской Федерации (1981). Он удостоен Государственной премии Удмуртской Республики (1970), Государственной премии Российской Федерации им. И. Е. Репина и награжден серебряной медалью Академии художеств ССР (1981). Его работы находятся в Третьяковской государственной галерее, в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств, во многих других музеях России и стран Содружества Независимых Государств.

Для Холмогорова характерным был повседневный, подчас изнурительный труд, полная самоотдача, социально-нравственная отзывчивость на общественные явления и процессы, искренняя любовь к простым людям, людям от земли и сохи, понимание характера народа, в среде которого судьба определила ему жить и творить. Высокое мастерство Холмогорова как художника определялось его талантом, помноженным на труд до изнеможения.

Алексей Павлович работал в разных жанрах живописи. Наибольший след в летописи советского изобразительного искусства оставил в жанре портрета, в создании картин, посвященных гуманистическим темам - истории и жизни своего народа, труженикам села и города.

С именем Холмогорова связан новый этап в развитии жанра портрета в удмуртской живописи. В его творчестве наряду с портретами-образами все большее место занимают двойные, многофигурные портреты-картины, а также исторический портрет. В них достигается максимальная схожесть портретируемых, передается внутреннее их состояние, особенности характера в естественной среде их обитания. Портреты не комплиментарны, они документальны в национальном облике лица и характера, в деталях и цвете костюма и интерьера. Подчас они жизненно суровы, но естественны.

Еще одна немаловажная деталь - для портретов Холмогорова характерен академический стиль: простота композиции, точный рисунок, выразительное и гармоничное цветовое решение, стремление выразить главное в характере героев.
Тема семьи и материнства была одной из магистральных в творчестве Холмогорова. Она получила развитие в ряде произведений художника, в центре которых были женские образы. И это не случайно. Для удмуртов нет ничего сакральнее, чем культ матери - матери-земли, матери - хранительницы рода, домашнего очага, матери своих детей. Поэзия женских образов в их искренности, душевной мягкости и гармонии. Через индивидуальную характеристику своих героев Холмогоров создает в целом обобщенный образ, тип удмуртской женщины-труженицы, тихой и скромной, умудренной в своем жизненном опыте, готовой на самопожертвование во имя своих детей.

Уверенно и стремительно, буквально на следующий год после окончания института, Холмогоров вышел на всероссийскую художественную арену со своим портретом "Молодая мать-удмуртка с ребенком" (1960). На полотне изображена молодая женщина, на коленях которой мирно посапывает ее первенец с соской во рту. Спокойный взгляд, тихая гордость и умиротворение читается на лице молодой матери, от всего ее облика исходит душевное обаяние. Мягкий свет, декоративно гармоничная цветовая гамма картины естественно создают радостно-приподнятое настроение (возможно, это был день праздника или же момент ожидания гостей в доме), передают атмосферу светлого мироощущения, домашнего уюта, родительского счастья. Достоинством портрета является точная характеристика национального типажа личности: характерный овал лица, разрез голубых глаз, добрый, доверительный взгляд дополняется деталями красочного костюма - повязанным на голове платком, обязательным для замужней удмуртки, расцветкой кофточки и накидки, характерной для удмурток, черезплечным полукруглым украшением - монистами из серебряных царских монет.

Тема семьи и материнства получила развитие и в картинах-портретах "Матери" (1967) и "Ковровщица Дарья Курбатова из Баграш-Бигры" (1969). В них отражена неразрывная связь поколений.

На первом полотне в деревенском доме изображена молодая мама с лежащим мальчиком на ее коленях. Сзади ее стоит бабушка у подвешенной к потолку деревянной люльки, как это было принято у сельских жителей. Все детали обстановки, полосатые цветные дорожки на полу, покрой, детали и расцветка одежды фигурантов картины несут на себе знаки национального своеобразия. Контраст солнечного озарения личика ребенка и света, падающего через окно, и пристальных взглядов скрытых от зрителя глаз, контраст черного и белого в одежде бабушки и молодой матери создают атмосферу задумчивости, озабоченности, какой-то психологической напряженности, некоей тайны.
В картине-портрете "Ковровщица Дарья Курбатова из Баграш-Бигры" акцент сделан не на увлечении пожилой женщины (на ее коленях лежат пяльцы с начатой вышивкой ярких цветов), а на ее душевном настрое. Ее лицо озарено добродушной, загадочной полуулыбкой мудрого, много повидавшего и пережившего в жизни человека. Эта теплая атмосфера усилена изображением тесно и застенчиво прижавшейся к ней внучки. В ее глазах какая-то грусть, она охвачена собственными мыслями, сиюминутным настроением. В деревянной, грубо сколоченной коляске спит меньший внук. Все охвачены минутой отдыха, деревенского умиротворения.

Счастье семьи и материнства покоится на любви матери и отца, родителей и детей, их взаимном внимании друг к другу. Эта простая мысль хорошо выражена в картине "Молодожены Широбоковы из деревни Якшур" (1986). На полотне - шофер Павел и доярка Галя, молодая семейная пара1. Юноша в обычной для тех лет скромной одежде, он нежно обнял рукой свою супругу. Она - в платке и национальной верхней одежде в ярких цветах, на коленях мягко сложенные руки, в выражении ее глаз - скромность, надежность, ожидание чего-то большого, светлого. Картина гармонична по колориту и нравственному духу, передает целомудренность отношений молодых людей, их надежду на счастливую семейную жизнь.

А. Холмогоров работал практически всю жизнь над циклом портретов-картин "Женщины Удмуртии". Именно этот цикл работ художника отмечен Государственной премией РСФСР им. И. Е. Репина и серебряной медалью Академии художеств ССР. На портретах преобладают лица сельских тружениц, ветеранов труда. В оригинальном колорите живописно вылеплен образ молодой удмуртки, доярки из Алнашей (1974). Преобладающим в портрете является красно-оранжевый цвет разных тонов и оттенков, характерный для южных удмуртов, с малыми проблесками иных цветов. Национальное своеобразие выражено в облике и характере девушки, в ее традиционно-бытовом, но ярком костюме. "Портрет колхозницы Зои Михайловой" в силу своих художественных достоинств приобретен Государственной Третьяковской галереей. Холмогоров запечатлел образы выдающихся женщин страны ("Портрет лыжницы Галины Кулаковой", 1980), дорогих ему людей - жены Нины Геннадьевны ("Портрет жены художника", 1981), детей - Оли и Марины. В них воплощено неизменное кредо художника: утверждение ценности и индивидуальной неповторимости каждой личности.

Наряду с женскими портретами Холмогоров создает запоминающиеся, цельные в своей достоверности образы колхозников, рабочих, ветеранов войны и труда, студентов, представителей интеллигенции. Среди них известные люди Удмуртии - композитор Г. А. Корепанов, писатель М. А. Лямин, хирург В. Г. Черных, Герой Советского Союза А. Н. Сабуров, олимпийская чемпионка Г. А. Кулакова и другие. Холмогоров трижды обращался к портрету М. Т. Калашникова (1960, 1982, 1985). Он устанавливает творческие связи с коллективом завода "Ижсталь", что позволило ему разрабатывать тему труда, создать образы рабочих. Он пишет портреты сталеваров, оружейников, конструкторов.

Этапными стали картина "Сталевар А. А. Саламатов и его подручный В. Г. Стерхов" и "Портрет оружейника Алексеева" (1967). Эмоционально глубоким и достоверным по характеру является автопортрет художника ("В мастерской", 1982).
Достойное место в галерее изображений ветеранов войны и труда занимают портреты Н. С. Кулагина, К. А. Николаева, Н. А. Мошкина, А. Г. Семушкина, И. П. Бузинова и многих других. Волновали художника и образы участников афганской кампании, воинов-интернационалистов (неоконченным остался групповой портрет воинов-афганцев).

С историей Удмуртии связан портрет первого председателя Вотского облисполкома И. А. Наговицына (1969). Герой полотна в гимнастерке, затянутой широким ремнем, стоит, опершись на стол, руки перекрещены, в одной - папироса, другая, сильная, жилистая, крепко сжимает предплечье. Художник намеренно выдвигает на передний план портретируемого, тем самым создает масштабную угловатую фигуру. Выразительны линии скуластого лица с раздвоенным подбородком, голым черепом, плотными усами и густыми бровями, оттопыренными большими ушами. Неожиданным для такого грубовато-мужественного лица является пенсне. Предельная внешняя собранность, внутренняя сосредоточенность, уверенность в себе сочетается с интеллигентностью человека, сознательно посвятившего себя утверждению советской власти во имя светлых идеалов будущего, в которые он верил бескорыстно и преданно. Правдивость образа государственного деятеля, простота композиции, не отягощенная деталями, плотный колорит исторического портрета передают суровость эпохи революционной ломки веками сложившихся отношений, жизни и быта миллионов людей.

А. П. Холмогоров постоянно работал над станковыми картинами на темы, которые волновали художника и были продиктованы временем. Нередко советским художникам бросают упрек, что они выполняли социальный заказ. Да, это был социальный заказ, но он полностью совпадал с мироощущением и желаниями самих художников, с их художественными представлениями и эстетическим идеалом. Разве можно было навязать фронтовику Холмогорову военную тему, если он считал своим нравственным долгом показать, художественно отобразить свою боль о погибших товарищах и гордость за подвиг всего народа в Великой Отечественной войне.

Тема, связанная с историческими личностями, нашла отражение в таких станковых картинах, как "Прохладное лето", "М. И. Ульянова с дочерью Анной на отдыхе в Ижевске у племянницы М. А. Грачевской" (1967) и "Н. К. Крупская на агитпоезде "Красная звезда" (1971).

Художник очень скоро серьезно столкнулся с проблемой здоровья. Он все чаще обращается к врачам, попадает в больницу, лечится в санаториях. Занятие йогой ради здоровья продлило его жизнь. Под впечатлением ответственного и благородного труда врачей он пишет большое жанровое полотно "Консилиум" (1979).

Одной из центральных и особо любимых в творчестве художника была военно-патриотическая тема. Уже в дипломной работе, в многофигурном жанровом полотне "Возвращение" (1959) художник создает образ воина, вернувшегося к мирной жизни. Одну за другой бывший солдат Холмогоров создает такие этапные в его творчестве полотна, как "Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии" (1970-1974), "Выстояли", "Портрет ветерана Н. С. Кулагина" (1974). Зрители тепло встретили триптих Холмогорова на четвертой зональной выставке "Большая Волга" в Нижнем Новгороде в 1974 году.
Первое полотно "Выстояли" (1974) передает картину только что закончившейся танковой битвы. На переднем плане расположены в полный рост крупные фигуры трех солдат, только что вышедших из боя, и генерала с офицером-адъютантом, приехавших, чтобы тут же, на поле сражения, вручить награду герою. Генерал крепко-крепко, по-отечески, как родного сына, обнимает солдата. В центре внимания художника четко вылепленное прекрасное лицо солдата, седые волосы (возможно, поседел во время боя), пронзительно-мужественный взгляд, в котором все - и радость от того, что остался жив, и горечь от гибели товарищей, и гордость, что враг отбит. Художнику удалось передать образы солдата и генерала в порыве их чувственных проявлений и убедить зрителя в искренности их переживаний.

Запоминаются и все другие образы картины - раненного в голову солдата, опирающегося на противотанковое ружье, морского пехотинца, понимающего значимость момента, и адъютанта генерала, в глазах которого восторг и удивление одновременно. Композиция, колорит, правдивость образов - все художественные средства картины работают на передачу правды жестокой и тяжкой войны, героизма солдат и офицеров, вставших на защиту Отечества, родной земли.
Второе полотно триптиха "Ветераны Великой Отечественной войны из Удмуртии" (1971-1974) посвящено групповому портрету семи земляков, участников Великой Отечественной войны. Перед художником стояли сложные задачи по композиции и колориту, объединению всех фигур картины, по созданию разных по характеру образов. Ему удалось решить все задачи. Зритель видит документально выверенный групповой портрет воинов-освободителей, с точной передачей их индивидуальных характеров.

Объединение ветеранов в групповом портрете логически оправдано. Судя по обстановке, бывшие воины собрались в музее и находятся в ожидании встречи с аудиторией. Двухуровневая структура картины включает четверых сидящих за столиком и троих стоящих за ними героев, что дало возможность подчеркнуть тем самым их фронтовое братство. В центре первого ряда писатель, бывший пехотинец М. А. Лямин внимательно слушает Героя Советского Союза генерал-майора А. Н. Сабурова. На левой стороне беседующих бывший артиллерист И. М. Телятников внимательно разглядывает лежащие перед ним фотографии, а на правой - опирающийся на трость, суровый на вид, бывший знаменосец Н. И. Нариманов поглощен думами о предстоящем выступлении с воспоминаниями. Во втором ряду, опершись на подставку с пулеметом, стоит в задумчивости бывший пулеметчик И. Д. Лукин, а рядом с ним Герой Советского Союза, бывший летчик А. А. Девятьяров и военный разведчик с характерной бородой В. Н. Перлинов.

"Портрет ветерана Н. С. Кулагина" (1974) - завершающая часть живописного триптиха Холмогорова. На полотне изображен сидящий человек с плотно сбитой фигурой, в праздничном костюме, с воинскими наградами на пиджаке, в белой рубашке. Он в домашней, уютной обстановке. Крупные черты лица, большие, крепкие, жилистые руки выдают твердый характер и благородство воина-победителя и труженика в условиях мирной жизни. В День Победы он с баяном, от портрета веет радостью бытия и уверенностью человека-труженика в завтрашнем дне. Много лет спустя Холмогоров снова обращается к написанию большой картины "В День Победы. Деревенские ветераны" (1985), которая была приобретена Государственной Третьяковской галереей. В ней просматривается иной настрой художника, чем это было в триптихе.

В праздничный день в плохо отапливаемом сельском клубе за столом собрались ветераны - пожилые женщины и старики. На переднем плане в полный рост с красиво посаженной седой головой в кожанке и сапогах с газетой в руках стоит бывший фронтовик. На груди просматривается солдатский орден Славы. Он только что прочитал что-то важное. Рядом у знамени в почетном карауле школьники. Уверенными мазками с явной симпатией к героям картины художник мастерски лепит их немолодые, озабоченные лица, подчеркивая их индивидуальные черты внешности. В позах и взглядах изображенных лиц - тяжелое и даже печальное раздумье о человеческом бытие, об их прошлом, настоящем и будущем внуков. Образы фигурантов картины, одежда, обстановка передают время действия, национальный психологический склад их характеров, мудрость и терпение поколения, пережившего войну и продолжающего испытывать многие лишения. Общая атмосфера, настрой картины перекликается с сегодняшним днем, когда многие ветераны войны и труда оказались в незавидном материальном положении.

Холмогоровские картины на военную тему достоверно передают драматизм событий, несгибаемость народного духа, подвиг солдата, воина-освободителя, гордость и преклонение перед их мужеством и стойкостью. Они волнуют зрителя и сегодня, напоминают ныне живущим о непреходящих человеческих ценностях, о вечных моральных устоях общества и каждого человека, о неоплатном долге перед ветеранами войны и труда.

Верный реалистическим традициям в искусстве, он своим творчеством создал обобщающий образ своего народа в контексте его истории, образ подчас драматический, но в то же время полный оптимизма и жизнелюбия. Для произведений Холмогорова характерна жизненность, правдивость, выражение единства общечеловеческих и национальных начал. В них нет безысходности, есть суровость, жесткость и драматизм своего времени.

Художник постоянно находился в состоянии неудовлетворенности в своем творчестве. Он не стыдился говорить об этом, признавался в несовершенстве собственной "технологии" в живописи, мучился поисками общекомпозиционных и образных решений своих творений. Все это говорит о величайшей ответственности художника перед самим собой, своим народом и обществом. Это один из значимых уроков Холмогорова.

Художник-гуманист, классик удмуртского изобразительного искусства А. П. Холмогоров преданно служил искусству и своему народу и в этом своем призвании передает эстафету оптимизма, любви к человеку, веру в добро новым поколениям удмуртских художников, вступившим в XXI век:
Не говори:
Все минет, все пройдет,
Хотя и ждет нас всех
Страна покоя,
Но на земле ничто не пропадет,
Одно - уйдет -
Поднимется другое.
Флор Васильев
("Не говори: все минет, всей пройдет…".
Пер. Э. Балашова).

Оценивая феномен личности Холмогорова, первого и пока единственного в Удмуртской Республике народного художника Российской Федерации, все стороны многогранной деятельности как художника, педагога и организатора высшего художественного образования, становится очевидным его исключительный вклад в художественную культуру Удмуртии.

Андре́й Никола́евич Колмого́ров (урождённый Катаев, 25 апреля 1903, Тамбов - 20 октября 1987, Москва) - советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века.

Родился будущий ученый в Тамбове, в 1903 году. Там его мать задержалась, когда возвращалась из Крыма. Увы, она умерла при родах, поэтому заботу о новорожденном мальчике взяла на себя сестра его матери – Вера. К ней Андрей относился как к настоящей матери до самой ее смерти. Отец не принимал участия в воспитании Андрея.

В 1910 году Вера и Андрей переехали в Москву. Они жили на проценты от капитала, который получили по наследству. Так как по линии матери Андрей происходил из дворянского рода. Учился будущий ученый в частной гимназии Репман. В 1920 году он ее успешно окончил, решив стать математиком. Однако поступил на металлургический факультет Менделеевского института (туда нужен был экзамен по математике). Студентом он преподавал любимый предмет в школе, что обеспечивало ему деньги на жизнь. Свои первые исследования Колмогоров проводит под началом известного математика Н. Лузина.

К 1922 году Андрей закончил работу по теории множеств, а к весне того же года выстроил ряд Фурье. Это принесло юному математику всемирную известность. В 1925 году он окончил университет, стал аспирантом Лузина. И в этом же году ученый начал свои исследования в области теории вероятностей. Далее он создал общую теорию операций над множествами, исследовал тригонометрические ряды, написал несколько трудов по математической логике, превратил теорию вероятностей в строгую и систематическую математическую дисциплину.

В 1930 году ученый отправился в командировку в Германию и Францию. Он побывал в Геттингене, встретился с Гильбертом и Курантом. Позже он очень любил рассказывать об этом путешествии. Вернувшись в Москву, он стал профессором МГУ, к 1931 году опубликовал работу «Об аналитических методах в теории вероятностей». А через два года вышла фундаментальная его работа, главный труд жизни, монография «Основные понятия теории вероятностей».

Лучшим другом ученого был математик Павел Александров, с которым Колмогоров дружил целых 53 года. К 1935 году они купили дом около речки Клязьмы, где протекала их творческая деятельность. В этом же году Андрей организовал кафедру теории вероятностей на мехмате МГУ. Академиком его избрали к 1939 году. В это же время он заинтересовался проблемами в турбулентности. Война же заставила ученого заняться оборонительной тематикой, но после нее он опять вернулся к интересующим проблемам. Однако он не забрасывает деятельность в других областях математики. На Международном математическом конгрессе в 1954 году он зачитывал свой доклад «Общая теория динамических систем и классическая механика». Это выступление стало событием мирового уровня. Много лет Колмогоров возглавлял математический отдел Большой и Малой Советских энциклопедий. Он написал еще и много биографических статей. После него осталась огромная научная школа, а по ширине интересов Колмогоров был человеком Возрождения.

Александр Григорьевич Стройло.
Дождь прошёл.
2002.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
После дождя.
1880-е.


1. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
Был конец сентября, землю щедро кропили осенние дожди. (М. Горький. «Время Короленко». )

2. перен. Множество, большое количество чего-либо падающего, сыплющегося.
Меж виноградных лоз нагорный ключ
Бежал по камням, светел и гремуч.
И мелкий дождь серебряных цветов
В него с прибрежных сыпался дерев.
(Лермонтов. Аул Бастунджи. )

3. в знач. нареч. дождём . Обильным потоком, во множестве; подобно дождю.
Крупные круглые пули гранатной картечи дождём сыпались на защитников укреплений. (Сергеев-Ценский. Севастопольская страда. )

4. разг. Длинные нити какого-либо цветного металла для украшения елки.
Елка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов… и золотой обертке шоколадных конфет. (Конашевич. О себе и своем деле. )

Золотой дождь – о больших, неожиданно появившихся деньгах.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981 год.

«Что говорит дождик».
1895.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.
1879.

Весенний дождь

Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Афанасий Фет.
1857.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.
1879.

Летний дождь

«Золото, золото падает с неба!» -
Дети кричат и бегут за дождём…
- Полноте, дети, его мы сберём.
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Аполлон Майков.
1856.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.
1890-1895.

В 1856 году на город Гарродсбург (США) обрушился дождь из вязальных спиц. Это произошло после того, как циклон разрушил близлежащую фабрику вязальных спиц и поднял содержимое складов в воздух.

М. Меньшикова. «Самый необычный дожд»ь. «Техника – молодёжи». 1967 год.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя. Радуга.

Как правило ураганы и тайфуны сопровождаются обильными дождями. Известны случаи, когда выпадало невероятное количество осадков, во много раз превышающее среднегодовые нормы.

Так, в 1906 году во время урагана, бушевавшего над островом Ямайка, за четыре часа выпало 2430 мм осадков, в штате Техас (США) за одни сутки – 580 мм. Чтобы судить о том, много это или мало, скажем, что среднегодовой уровень осадков в Москве не превышает 587 мм.

Рекордные осадки. «Техника – молодёжи» №2 1971 год.

Архип Иванович Куинджи.
После дождя.

Сообщений о лягушачьих и рыбных дождях так много, что их хватит на целую книгу. Её можно было бы начать, как полагается, с Плиния, затем перейти к древним вьетнамским легендам, а затем продолжить выдержками из Афинея, который в книге «Пир мудрецов» сообщает о шедшем трое суток рыбном дожде, нарушившем нормальную жизнь в греческом Херсонесе, а также о массовом выпадении лягушек, которые завалили все дороги, не давая открыть двери домов и на несколько недель отравили город невыносимым смрадом. Внушительный раздел, посвящённый средним векам, не обошёлся бы без анализа ортодоксальной по тому времени теории, согласно которой семя лягушек и жаб содержится в почве и стоит только пролиться дождю, как это семя начинает развиваться. Раздел о новом времени следует начать с Джерома Кардана, объяснявшего лягушачьи дожди работой водяных смерчей, которые собирают этих существ на возвышенностях, а затем обрушивают их в виде дождя на низины. XIX век был бы представлен сотней случаев, в основном собранных в книге Чарлза Форта и в статьях современного авторитета по проблеме рыбных и лягушачьих дождей д-ра Э. У. Гаджера. Нынешний век тоже не заставил бы нас разочароваться благодаря интервью с такими людьми, как леди Саттон Парк из Бирмингема, которая 12 июня 1954 г. Попала под дождь и видела, как сотни лягушек отскакивали от раскрытых зонтов и пугали прохожих своей прыгучестью. В качестве приложения к такой книге мы бы воспроизвели статью из «ИНФО джорнэл», в которой перечислены 53 случая выпадения рыбных дождей в Австралии уже в наше время…

Унаследованная от Плиния и пережившая даже эпоху Ренессанса теория, по которой лягушачье семя содержится в почве и прорастает при выпадении дождя, не противоречит по крайней мере той подмеченной Фортом особенности лягушачьих дождей, что во всех случаях очевидцы говорят о крохотных размерах лягушек и жаб и никогда не сообщают о больших лягушках или головастиках.

Сейчас принято объяснять такие случаи действием смерчей, однако непонятно, почему смерчи столь избирательны: они захватывают, переносят на определённое расстояние и обрушивают на землю только лягушек и рыб, пренебрегая при этом такими компонентами их среды обитания, как вода, грязь, ил, галька, водоросли, а также другими живыми существами. Как правило, «разборчивых» смерчей не бывает, поэтому их действием нельзя объяснить необычные дожди, которые вдруг начинают идти на очень ограниченной территории при ясной и безветренной погоде, причём либо в течение длительного времени, либо многократно в одном и том же месте.

Василий Иванович Суриков.
Под дождём в дилижансе на Чёрную речку.
1871.

Виктор Степушов.
Январский дождь в Гурзуфе.
2007.


«Дождь».
Художественный музей, Филадельфия.

«Мост под дождем».
Копия Хиросигэ.
1887.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?


В 1930 г. В Рейнских горах (Германия) из грозовой тучи упало пятеро покрытых толстой коркой льда людей…

Так, в 1578 г. «повсюду вокруг Бергена шёл дождь из больших жёлтых мышей, которые, упав в воду, спешили вылезти на берег». Ещё один мышиный дождь прошёл осенью следующего года…

Тысячи змей длиной от одного до полутора футов выпали вместе с ливнем на довольно небольшой участок (всего два квартала) в Мемфисе, штат Теннесси, 15 января 1877 г., как об этом сообщил журнал «Сайентифик америкэн»…

«Кровавые» дожди, пожалуй, самая древняя из известных человеку загадок природы, но несмотря на периодические сообщения о таких дождях в наше время, а также у древних авторов, например у Гомера и Плутарха, это явление до сих пор ещё относят к разряду мифов. 15 мая 1890 г. Похожее на кровь вещество выпало в местечке Мессиньяди, Калабрия. По сообщению журнала «Попюлар сайенс ньюс», Итальянское метеобюро установило, что вещество было птичьей кровью. Было высказано предположение, что стая птиц оказалась разорванной на куски сильным ветром, однако, по данным метеослужбы, сведений о таком ветре не поступало, а кроме того, было непонятно, куда делись останки разорванных птиц.

Дж. Мичелл, Р. Рикард. «Феномены книги чудес». Москва, «Политиздат». 1988 год.

Иван Ендогуров.
Дождь.

Иван Иванович Шишкин.
После дождя. Этюд леса.
1881.

Хочешь вызвать дождь – сожги папоротник.

Сожжение вереска вызывает дождь. (Окрестности Мепроуза). Если дождь намочит свадебную процессию по дороге в церковь или из церкви – не видать молодой семье счастья.

Если дождь намочит гроб – душа покойного отойдёт без затруднений (Корнуолл).

В 1636 году король Карл I намеревался нанести визит в Стаффордшир. В связи с этим лорд Чемберлен (третий граф Пембрук) написал следующее письмо шерифу Стаффордшира.

«Сэр! Узнав, что в Стаффордшире бытует мнение, будто сожжение папоротника вызывает дождь, и желая, чтобы во всё время пребывания Его Величества в этих местах сохранялась хорошая погода, Его Величество лично поручил мне написать Вам, чтобы Вы запретили сжигать папоротник до тех пор, пока Его Величество будет находиться в этой стране».

Письмо хранится в Британском Музее.

Иван Иванович Шишкин.
На реке после дождя.
1887.

В русской народной традиции попасть под дождь повсеместно считается хорошей приметой: «Если кто отправляется в дорогу и в то время пойдёт дождь, то это предвещает благополучный путь. Вообще дождь при начале всякого предприятия служит счастливым предзнаменованием».

В России в противоположность английскому поверью, «дождь на молодых – счастье» и сегодня дождь в день свадьбы считается добрым предзнаменованием для молодожёнов. Точно так же и похороны в дождливый день – примета благоприятная.

Самый простой способ вызвать дождь – убить лягушку. Чтобы дождь пошёл, бьют лягушек и ловят блох. Прыгающих животных и насекомых нижут на нитку и вывешивают на кустике, приговаривая: «Как ети блохи или лягушки повисли, чтобы тучи повисли». Это поверье распространено в России повсеместно и в наши дни.

В случае продолжительной засухи в русских деревнях на полях или берегу рек служили молебны с выносом икон.
В русских народных поверьях проявляется определённая взаимосвязь между представлениями о дожде и о «мире мёртвых», чаще всего о самоубийцах, утопленниках и опойцах. Так, если наступила продолжительная засуха, то чтобы вызвать дождь, нужно «вылить двенадцать вёдер на могилу удавленниуа или утопленника».

В детской среде и сегодня бытуют многочисленные песенки-заклички, с помощью которых дети «вызывают» или, наоборот, «останавливают» дождь:

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам тебе я ложку –
Хлебай понемножку,
Дам тебе я вилку –
Тресну по затылку».

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в Ерестань,
Богу молиться,
Христу поклониться,
Я у Бога сирота,
Отворяю ворота
Ключиком-замочком,
Золотым платочком.

В народной медицине дождевая вода использовалась для сведения бородавок, при лечении глазных болезней и многих других заболеваний. «В некоторых местностях Нижегородской губернии существует обычай выпускать детей побегать голыми во дворе во время сильных и тёплых летних дождей в уверенности, что дети после этого «лучше растут». Этот обычай распространён в России и в наши дни.

«Если с утра дождь – до полдня дождь… Если на лужах во время дождя вскакивают пузыри – надо ожидать ещё большего дождя. А также если выскакивают в дождь бабочки – тоже к сильному дождю.

Если куры, вороны и галки ощипываются – к дождю.

Если куры и воробьи купаются в пыли – перед дождём».

«Как в мае дождь, так будет и рожь».

«Лягушки раскричались – дождь будет… Дождя нет и лягушки не кричат – дождя не предвидится».

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» - «Миф». 1995 год.

Иван Иванович Шишкин.
Дождь в дубовом лесу.
1891.

Исаак Ильич Левитан.
После дождя. Плёс.
1889.


Таинственное явление интенсивных локальных дождей получило у метеорологов название «точечного выпадения осадков»…

В отличие от обычных дождей существуют ещё и «небесные струи»…

Газета «Шарлотт кроникл», Северная Каролина, 21 октября 1886 г. сообщала: «Жители юго-восточного района города не менее трёх недель наблюдали весьма странное явление. Каждый день в три часа пополудни в одном и том же строго определённом месте ровно полчаса шёл дождь. Он лился между двумя деревьями в означенный час: нежные капли падали на листья при ясном солнечном свете, и всё это можно было наблюдать ежедневно более трёх недель подряд». Впоследствии синоптик из службы прогнозов послал отчёт об этом событии в ежемесячный журнал «Обозрение погоды» (октябрь 1887 г.), подтвердив, что самолично наблюдал данное явление несколько дней кряду. Два упомянутых дерева принадлежат к породе красных дубов. «Иногда вода льётся на участок площадью пол-акра, но всегда центр её падения – эти два дерева; когда же напор воды слабеет, то влага выпадает лишь на листву». В Браунсвилле, штат Пенсильвания, такую же «водяную небесную манну» получало дерево другой породы – персиковое. Как писала газета «Сент-Луис глоуб-демократ» в номере от 19 октября 1892 г. свидетели наблюдали падение воды с небольшой высоты над самим деревом на участок площадью около 14 квадратных футов, в центре которого оно росло.

Дж. Мичелл, Р. Рикард.» Феномены книги чудес». Москва, «Политиздат». 1988 год.

Исаак Ильич Левитан.
Буря. Дождь.
1899.

Случается, что капли дождя бывают окрашены в красный цвет. Подобное наблюдается, когда смерч затягивает в себя застоявшуюся в прудах и болотах воду буроватого и красного цвета. Такой цвет воде придают мельчайшие микроорганизмы. «Кровавый» дождь возможен и когда ветер поднимает высоко вверх красноватую пыль, которая, попадая в облако, вместе с дождём падает на землю. В ночь на 24 марта 1962 г. снег розово-жёлтого цвета выпал в Пензенской области. Причина тому – пыль, принесённая ветрами из африканских пустынь на расстояние более трёх тысяч километров!

Дожди бывают не только «кровавыми», но и голубыми. Подобное наблюдалось в Давенпорте, США. Такой цвет придала дождю пыльца с цветков американского тополя и вяза. В этой пыльце содержится пигмент – растворимое в воде красящее вещество. Сильный ветер поднял высоко в воздух массу пыльцы, а когда пошёл дождь, она окрасила его в голубоватый цвет. В 1933 г. на Дальний Восток СССР сильный ливень принёс с собой множество медуз.

Удивительный случай произошёл в Горьковской области в 1940 г. В один из жарких летних дней во время сильной грозы с неба посыпались серебряные монеты времён Ивана Грозного. Выяснилось, что прошедшие накануне ливни размыли грунт и на поверхности оказался зарытый в землю сосуд с монетами. Смерч, проходя над этим местом, поднял их в воздух, и через несколько километров монеты упали на землю…