Игра-путешествие по зимним сказкам для старшей группы. "путешествие по зимним сказкам"

Цель: Развитие речи и закрепление знаний детей о сказках, сказочных героях.

Задачи: Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; продолжать учить отгадывать загадки; придумывать небольшие продолжения для сказок; развивать воображение; обогащать словарный запас детей; развивать мелкую моторику.

Предварительная работа: чтение сказок.

Материалы и оборудование: карта сказочной улицы, иллюстрации к сказкам; простой карандаш; листы с нарисованной рукавичкой для штриховки.

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки? А хотите отправиться в сказочный город, где живут сказки? В этом городе сказок много разных улиц. Есть улица волшебных сказок, улица сказок Пушкина, улица сказок Корнея Чуковского и другие. А я предлагаю отправиться в путешествие по улицам зимних сказок. У меня даже есть карта этой улицы. Она нам пригодится. Как же нам туда попасть? Как в разных сказках герои попадают из одного места в другое? (ответы детей). Сегодня, чтобы попасть в сказочный город нам надо произнести русскую пословицу: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок." Но произносить её нужно по-разному: тихо, громко, медленно, быстро. (Дети произносят пословицу).

Ну, вот мы и в сказочном городе, посмотрите на карту, мы стоим у первого домика. Что за сказка там живёт? Отгадайте!

Воспитатель загадывает загадку:

По тропе шагая бодро,

Сами воду носят вёдра.

(Дети отгадывают загадку). Ответьте на мои вопросы, тогда двери в сказку откроются:

1) Как зовут главного героя сказки?

2) Что Емеля больше всего любил делать?

3) Куда послали невестки Емелю?

4) Кого увидел Емеля в прорубе?

5) О чём попросила щука Емелю?

6) На чём Емеля поехал к царю?

7) Куда посадили Емелю и царевну?

8) Что велел Емеля построить щуке на берегу?

9) Кем стал Емеля?

Молодцы! Вот и сказка показалась. Двери открыты. (Воспитатель прикрепляет иллюстрацию на доску).

Отправляемся дальше и подходим к другому домику. Двери закрыты, но нужно выполнить задание и тогда сказка покажется. (Воспитатель прикрепляет изображения волка и лисы на доску). Нужно сравнить волка и лису, чем похожи их характеры и чем отличаются, чем похожи внешне и чем отличаются. Вы всё хорошо рассказали и поэтому сказка показалась. Назовите её. (сказка "Лисичка сестричка и волк").

Ой, что-то холодно в зимнем лесу, давайте погреемся, сделаем физ. минутку" Зимняя сказка. (Дети выполняют музыкальную физ. минутку "Зимняя сказка".)

А вот и следующий домик. Что за сказка здесь живёт? Отгадайте! (Воспитатель загадывает загадку).

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Дети отгадывают загадку.)

(Воспитатель прикрепляет иллюстрацию на доску.)

Чему учит это сказка? (Ответы детей.)

А давайте придумаем другой конец этой сказке. (Ответы детей.)

Молодцы! А впереди нас ждёт ещё один домик. Кто же там живёт? Отгадайте это сказку по картинке - раскраске. (Ответы детей.)

(Воспитатель ставит иллюстрацию к сказке "Двенадцать месяцев" С. Маршака.)

А какой сейчас месяц идёт? (Ответы детей.) А вот сейчас мы про декабрь и расскажем.

Проводится пальчиковая гимнастика "Декабрь". (По стихотворению С. Маршака.)

А вот ещё домик, там горит свет. Наверное, нас в гости ждут. Заглянем в окошко.

(Воспитатель прикрепляет иллюстрацию по сказке "Рукавичка".) Как называется эта сказка и кто герои этой сказки? (Ответы детей.)

Они просят сделать им побольше домиков-рукавичек, а то зима впереди холодная. У меня такие рукавички есть, только на них не хватает узора. Я покажу как сделать узор, а вы должны сделать такой же. (Дети выполняют штриховку по образцу.)

Молодцы вы справились со всеми заданиями, а в следующий раз мы отправимся в путешествие по другим улицам сказочного города.

Дети под руководством ведущей отправляются в путешествие по сказочной стране. Они побывают в сказках «Зимовье зверей», «Снежная королева», «12 месяцев», «Морозко». На каждой остановке их ждут игры и конкурсы, встречи с героями сказочных историй.

Цель: Развивать интерес к слушанию и чтению сказок, знакомить с зимними сказками.

Оформление: Зал украшается еловыми веточками, вырезанными из белой бумаги снежинками, дождиком. На подоконники или стульчики можно поставить горшки с цветами, припорошенные «снегом» — ватой. Стены желательно декорировать зимними пейзажами, иллюстрациями из сказок «Морозко», «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «12 месяцев». В центре комнаты расстелен круглый ковер, по краям которого стоят стулья. В центре ковра стоит старинный сундук, заполненный различными атрибутами, запертый на ключ. Под одним из стульев (или в другом месте) располагается мешочек с монетами и ключом, сверху стул помечается крестиком.

Необходимые атрибуты:

  • Сундук, в котором находятся сказочные предметы: избушка, календарь, драгоценные камни, корона, борода деда Мороза;
  • Клубок;
  • Мешочек с монетами и ключом от сундука;
  • Костюмы для инсценировки сказки «Заюшкина избушка», домики;
  • Подснежники – можно искусственные цветы, можно их вырезать из бумаги;
  • Накидки на стулья, горох;
  • Бумажные короны;
  • Призы для победителей.

Роли:

  • Ведущая
  • Бабушка Агафья
  • Падчерица из сказки «12 месяцев»

Предварительная подготовка: инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Ход мероприятия

Под сказочную инструментальную мелодию дети друг за другом проходят в зал, занимают свои места. Затем выходит ведущая.

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами совершим увлекательное путешествие в зимнюю сказку. Хотите?

Дети: Да!

Ведущая: А так как путь мы с вами будем держать в сказку, то и транспорт у нас будет весьма необычный. Ребята, какие сказочные предметы помогали героям преодолевать долгий путь?

Дети: Сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебный клубок, сказочные животные.

Ведущая: Молодцы, много знаете. Сегодня мы будем передвигаться на ковре-самолете (указывает на центр круга, где расстелен круглый ковер). Смотрите – вот он! Приготовились к полету? Тогда вперед!

Дети ставят ноги на ковер, вытягивают руки в стороны и наклоняются в разные стороны, изображая полет под музыку. В конце полета слышатся шаги человека, идущего по снегу.

Ведущая: Дети, слушайте! (Приставляет ладонь к уху). Слышите? Кто-то идет.

На сцене появляется старушка Агафья, в руках у нее клубок.

Агафья: Здравствуйте, дорогие ребятишки! Меня зовут бабушка Агафья. Я – сказочница. Добро пожаловать в сказочный мир!

Ведущая и дети: Здравствуйте. Мы рады встретиться с вами. Нам бы хотелось сегодня совершить путешествие по сказочной стране.

Агафья: Я с радостью помогу вам в этом. Но сначала давайте познакомимся (показывает клубок). Смотрите, ребята, у меня в руках волшебный клубочек, который помог Ивану-царевичу найти Василису Прекрасную. А нам он поможет познакомиться. Вы будете передавать этот клубочек по кругу под музыку. Тот, у кого он окажется в руках, как только остановится мелодия, называет свое имя.

Проводит игру «Клубок знакомства».

Агафья: Вот и познакомились. Теперь можно отправляться в путь. Помощником, который будет указывать дорогу, будет мой сундук, в котором хранится много полезных вещей. Но вот беда – недавно я потеряла от него ключик. Искала повсюду, но нигде его нет. Что же делать?

Ведущая: Может, его стоит поискать в сказке?

Агафья: В какой сказочной истории можно найти ключик – не могу вспомнить?

Ведущая: Ребята, давайте поможем бабушке Агафье вспомнить, где может прятаться ключик. В какой сказке? (Золотой ключик).

Агафья: Точно, его, наверное, Буратино по ошибке схватил – он на прошлой неделе гостил. Интересно, куда он его мог деть?

Ведущая: Он, наверное, не заметил его и закопал на поле Чудес вместе с монетами.

Агафья: Давайте проверим, ребята. Помчимся на поле Чудес!

Ведущая: Опять полетим на ковре-самолете. Приготовились к полету? Тогда полетели!

Вновь ставят ноги на ковер и имитируют полет. В конце полета слышится звон монет.

Агафья: Ну, вот. Мы на месте. Теперь нужно только найти место, где Буратино спрятал свои монеты. Он это место пометил крестиком.

Дети ходят по залу, ищут место, помеченное крестиком. Находят мешочек с монетами, открывают и достают ключ от сундука. После этого проходят на свои места.

Ведущая: Ура! Мы нашли его, бабушка Агафья.

Агафья: Спасибо вам, ребятишки. Без вас бы я точно не догадалась, где его искать. Теперь можно отправляться в сказку.

Бабушка Агафья проходит к сундуку, открывает его. Достает первый сказочный предмет – домик.

Агафья: Вот и первая сказка, куда мы отправимся – «Заюшкина избушка». Давайте вспомним, о чем эта сказка.

Подготовленные дети инсценируют сказку.

Агафья: Ребята, скажите, правильно поступила лиса? Почему? Справедливо ли заканчивается сказка? Верно, в этой сказке побеждает добро! Ну, а нам пора отправляться в следующую сказку.

Бабушка Агафья подходит к сундуку и достает следующий предмет – календарь.

Агафья: Ребята, как вы думаете, о какой сказке пойдет сейчас речь?

Дети:

Агафья: Верно, и следующая сказка, в которую мы отправляемся – это «12 месяцев». Закройте глаза.

Дети закрывают глаза, бабушка хлопает в ладоши. На сцену выходит Падчерица из сказки.

Агафья: Здравствуй, доченька.

Падчерица: Здравствуйте, бабушка. Я слышала, что вы решили совершить путешествие по зимним сказкам.

Агафья: Да. Мы уже побывали в сказке «Заюшкина избушка». Теперь к тебе наведались. Расскажи ребятам, какое чудо с тобой случилось.

Падчерица: Ребята, со мной действительно случилось чудо! Мачеха с сестрицей послали меня в лес за подснежниками. Но ведь все знают, что зимой в лесу не то, что подснежники – никакая трава не растет. Встретила я на полянке странных людей – оказалось, что это братья-месяцы. Они мне и помогли найти подснежники, на время дав поцарствовать Апрелю. Если бы не они – замерзла бы я совсем!

Падчерица: Конечно, конечно. Я попросила месяцев, чтобы и на вашей полянке расцвели подснежники. Вот только их нужно как можно быстрее собрать – братья дали на это совсем мало времени.

Проводится игра «Собери подснежники». Участвует два человека. Задача участников – собрать разложенные на полу цветы в корзину. Кто больше соберет?

Ведущая: Спасибо, Падчерица, за прекрасные цветы в зимнее время.

Падчерица: Не за что! Я просто поделилась чудом. А теперь мне пора. До свидания (убегает)!

Агафья: Нам тоже пора в следующую сказку.

Подходит к сундуку и вытаскивает из него драгоценные камни.

Ведущая: Настоящие драгоценности! Неужто от Серебряного копытца?

Агафья: От него, от него. Даренка принесла – приемная дочка Коковани. Просила хранить, как зеницу ока, в память о Серебряном копытце – волшебном козлике, который ножкой выбивал драгоценности из-под земли.

Ведущая: Действительно, это чудо – так чудо! Не каждому удастся увидеть такое.

Агафья: Увидеть этого козлика может только тот, у кого душа чистая, добрая.

Ведущая: А тот, у кого душа добрая, совершает поступки хорошие и говорит слова добрые и вежливые. Ребята, вы знаете такие слова? Вот сейчас это и проверим.

Проводит игру «Добрые слова». Выходят два-три участника. Их задача – по очереди произнести доброе слово каждому ребенку.

Агафья: Какие вы, ребята, хорошие слова знаете. Значит, у вас доброе сердце. И вполне вероятно, что сможете встретить Серебряное копытце. А сейчас мы отправляемся в следующую сказку.

Достает из сундука корону.

Ведущая: Корона! Смотрите, какая красивая. Ребята, вы знаете, какой ледяной красавице она принадлежит?

Отвечают, что Снежной королеве.

Агафья: Снежная королева пыталась оставить у себя мальчика Кая, заморозив его сердце. Но у Кая была сестренка, которая растопила его сердце своей добротой и любовью. И в этой сказке добро победило. Ребята, как вы думаете, все королевы злые и нехорошие?

Ведущая: Нет, конечно. Есть и добрые принцессы и принцы.

Агафья: А вы хотите побывать на месте принца или принцессы? Давайте проверим, течет ли в вас королевская кровь. В одной из сказок принцесса доказала, что она – настоящая, с помощью горошины. И мы сейчас поступим точно так же.

Проводит игру «Принцесса на горошине». Сначала дети танцуют в центре круга. В это время на всех стульях под накидку кладут несколько горошин. Музыка останавливается – дети проходят и садятся на стулья. Задача участников – определить, есть на стуле горошины или нет. В итоге выявляются принцы и принцессы. Им вручается бумажная корона.

Ведущая: Как много у нас принцев и принцесс. И все они добрые и хорошие, в отличие от Снежной королевы.

Агафья: А теперь отправляемся в следующую сказку.

Достает из сундука бороду деда Мороза.

Агафья: Ребята, знаете, чья это борода? Самого Мороза. И мы отправляемся в его сказку – «Морозко». Закройте глаза.

Хлопает в ладоши. На сцене появляется Морозко.

Здравствуйте, маленькие путешественники. Добро пожаловать в мою сказку. Помните героев этого произведения?

Дети перечисляют героев сказки: Марфуша, Дуняша, старик и старуха, Морозко.

Молодцы. Хотите от меня подарочек получить? Выдержите испытание?

Ведущая: Постараемся.

Ну тогда держитесь. Я буду на вас дуть ледяным дыханием. Если замерзнете – скажите, я прекращу.

Агафья: Договорились, Морозушко! Скажем тебе об этом обязательно. (Затем обращается к детям шепотом, чтобы не слышал Морозко: ни в коем случае не говорите ему, если замерзнете! Он не любит тех, кто не может устоять от его ледяного дыхания. Лучше согревайтесь, двигайтесь, чтобы не мерзнуть).

Морозко проводит игру «Заморожу». Он подходит к детям, дует на них. Они топают и хлопают в ладоши – он отходит. Периодически задает вопрос «Тепло ли вам, детки? Тепло ли, хорошие?» Дети отвечают: «Тепло, Морозушко! Тепло, родимый».

Ай, да дети! Ай, да молодцы! Заслужили мой подарок – берите (раздает каждому прозрачный леденец – «сосульку»).

Агафья: Спасибо, Морозко! Нам пора возвращаться домой, а то уже стемнело.

Мне тоже пора. Вы, детки, не болейте, почаще гуляйте на свежем воздухе. И не бойтесь меня ни в коем случае! До свидания (уходит).

Агафья: Да и мне, ребятишки, пора. Ждут меня великие сказочные дела: новые сказки пора сочинять. А вы приходите опять в сказочную страну – будем отгадывать сказочные тайны. До свидания (уходит).

Ведущая: Нам тоже пора домой. На чем мы прилетели? (На ковре-самолете). На нем и полетим обратно. Приготовились? Полетели.

Ставят ноги на ковер, имитируют полет.

Ведущая: Ну, вот и закончилась наше сегодняшнее путешествие. Но это не означает, что закончилась сказка – она продолжается. В следующий раз мы отправимся разгадывать ее тайны! Ну а пока – до свидания.

Дети под музыку уходят друг за другом.

Конспект ОД по развитию речи с включением театрализованных игр

«Путешествие по зимним сказкам»

Цель: формирование социально-коммуникативных способностей детей с ТНР через театрализованную деятельность.

Задачи:

Совершенствовать диалогическую речь: развивать умение участвовать в беседе, развивать интонационную сторону речи и правильно интонировать высказывания.

Развивать коммуникативные способности.

Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.

Развивать у детей творческие способности.

Оборудование и средства: экран или интерактивная доска, ширма и окном, шапка для деда, платок бабке, снежный ком, костюм снегурочки, ель с имитацией снега, костюм Мороза, шапка волка, лисы, прорубь, рыба, декорации для ширмы для сказки «Рукавичка», куклы би-ба-бо, мышка, зайчик, лиса, медведь, рукавица, листы с геометрическими фигурами для рисования сказочных героев, акварель, кисти и т.д.

Ход ОД.

Давайте поздороваемся с гостями.

Ребята, а какое сейчас время года? Чем вы любите заниматься зимой?

На дворе зима, мороз. (Поглаживание и похлопывание себя - мерзнут )

Отморозить можно нос. (Сдуем снежинку с носа )

Мы мороза не боимся,

И на зимушку не злимся.

Если будет холодать,

Будем весело играть. (Имитация игры снежками )

Ручки, ножки мы согреем,

Вот и станет нам теплее.

На пути сугроб высокий, (Шагают, высоко поднимая ноги )

Поднимайте выше ноги!

Вот и кончилась тропинка,

Снег глубокий берегись!

Мы наденем с вами лыжи, (Едут на лыжах )

Здесь без лыж не обойтись!

Ребята, а мы с вами и не заметили, как оказались в сказочном лесу (на экране картинка зимнего леса).

Посмотрите, какая эта сказка, на экране? Я предлагаю оживить сказку.

( Дети садятся на стульчики. Герои-участники на сцену)

Инсценировка фрагмента сказки «Снегурочка»

Сказочница: Жили-были старик и старуха. Жили они хорошо, никогда не ссорились, а дела у них спорились. Единственное, что огорчало их жизнь, - не было деток у них.

Сказочница : Наступила зима снежная, зима лютая. Высыпали дети на улицу рядом с избами поиграть.

Перед домом с окном (ширма) вышли дети, играют в снежки, смеются, резвятся.

Сказочница : Глядят на них старик со старухой из окна – грустью их сердца наполняются.

Сказочница: Вечером дети разбежались по домам.

Старик: Бабка, вылепим себе доченьку из снега!

Баба: Хорошо, дед!

Сказочница : И стали старик со старухой лепить себе доченьку из снега.

Сказочница : Старик скатал из снега огромный снежный ком, старуха скатала из снега снежный ком чуть поменьше. Смотрят на свой труд - не налюбуются. Снежный ком подменяется девочкой под простынкой.

Вдруг снежная фигура ожила.

На сцене появляется Снегурочка.

Порозовели губы у снегурочки, приоткрылись глаза, посмотрела она на стариков и улыбнулась.

Снегурочка: Ах, как же я рада видеть вас, отец с матерью! – промолвила девушка и обняла старика со старухой.

Сказочница : Старик со старухой обрадовались и повели девочку в дом.

На экране картинка из сказки «Морозко».

Инсценировка фрагмента сказки «Морозко»

Лес. Настенька сидит под елкой мерзнет. Выходит Морозко и поет песню «В

лесу родилась елочка»

Морозко: От куда такая чудо-юдо?

Настенька: Из дома.

Морозко: Тепло ли тебе, девица?

Настенька: Тепло, дедушка.

Морозко ( оббегает ель, нагоняя стужу): А, теперь тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?

Настенька: Тепло, дедушка!

Морозко: Хорошая ты девица (укрывает шалью ). Приглашаю тебя к себе в гости (уходят)

На экране картинка из сказки «Лиса и волк».

Инсценировка сказки «Лиса и волк»

Сказочница: Лиса ( ест рыбу у своей норы ).

Лиса: Ну и рыбка! Вкусненькая!

Волк (пробегает мимо, останавливается, спрашивает). Где это ты, лисонька, рыбку добыла?

Лиса: Наловила. И ты, братец, иди на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:

Рыбка к тебе на хвост сама и нацепится. Только долго сиди.

Волк ( бежит к реке, опускает хвост в прорубь, приговаривает). Сейчас проверим, что там говорила лиса:

Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Лиса: Мерзни, мерзни волчий хвост.

Сказочница: Долго сидел волк у проруби, хвост его и приморозило. Утром пришли бабы за водой, увидели волка, закричали.

Дети кричат: Волк, Волк.

( Хвост отрывается, волк убегает.)

Сказочница: Больше волка в этих краях никто не видел.

На экране картинка из сказки «Рукавичка».

Инсценировка сказки «Рукавичка» (куклы би-ба-бо).

Сказочница: Дед в лесу нарубил дров. Уходя из лесу дед обронил рукавичку.

Мимо ширмы проходит дед и случайно роняет рукавицу.

Сказочница: Бежит мимо мышка-норушка.

Мышка: Вот так хатка-невеличка

из овчины – рукавичка

на дороге лежит. В рукавичке буду жить.

Мышка прячется в рукавичку.

Ведущая: Прыгал зайчик вдоль опушки,

У него замерзли ушки.

Зайчик: Кто это в рукавичке живет?

Я мышка-норушка

Зайчик: А я зайчик-попрыгайчик.

Пусти меня в рукавичку.

Мышка : Иди ко мне жить.

Сказочница: По кусточкам, по лесам

Ходит рыжая лиса

Ищет норку где-нибудь

Приютиться и уснуть.

Лиса : Кто-кто в рукавичке живет?

Я мышка-норушка, а я зайчик-попрыгайчик. А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

Пустите меня в рукавичку.

Сказочница: Трещат кусты под лапою,

Под лапою мохнатою

Идет бредет по ельнику

По хрусткому валежнику.

Медведь: Кто в рукавичке живет?

Пустите меня в рукавичку.

Мышка: Нет, куда же мы тебя пустим

Нам уже без тебя тесно.

Сказочница : Тут появляется дед и забирает свою рукавичку, звери разбегаются.

Игра «Прятки»

Рассмотрите картинки. На листе бумаги приклеены геометрические фигуры разного цвета. За каждой фигурой спрятались герои сказок. Давайте попробуем их отгадать.

В какого героя вы можете превратить эту фигуры?

На что похожа эта фигура? И т.д.

А сейчас с помощью кисточки мы с вами оживим картинку. Принимайтесь за работу. Дети выбирают листы с фигурами.

Рассматривание работ.

Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Какие затруднения испытывали?

Вам понравилось играть в сказку?

Какой герой вам понравился больше всех?

Зимняя сказка - это игра, совмещающая в себе ходилку и развивающую игру. В состав входит игровое поле и карточки с заданиями.

Как и во всех играх-ходилках игровое поле разделено на клетки, по которым передвигаются фишки игроков. При этом на поле есть специальные клетки, попав на которые нужно пропустить ход, пройти назад или вперед на определенное количество ходов.

Игровое поле - это огромное снежное поле, на котором представлены герои сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «12 месяцев», «Мороз Иванович», «Лиса и волк», «По щучьему веленью», «Приключения Незнайки и его друзей», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке», «Колобок», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Кот в сапогах», «Конек-горбунок», «Три поросенка», «Буратино», «Чипполино». При этом герои «зимних» сказок следуют сюжету своей сказки, в то время как герои «летних» - участвуют в зимних забавах. Передвигаясь по полю можно вспомнить с ребенком сюжеты знакомых сказок, а если с кем-то из героев ребенок еще не знаком, будет повод почитать книгу.

Кроме знакомства с героями сказок, рассматривая поле, можно познакомится и с основными приметами зимы. Погода зимой суровая: идет снег, метет пурга, в царствах вечной зимы - в Арктике и Антарктике, можно любоваться необыкновенно красивым северным сиянием. Дуб и береза на зиму теряют листья, а сосны и ели - это вечнозеленые растения. Ягоды рябины и клюквы от мороза становятся слаще и очень нравятся оставшимся зимовать в лесу птицам. Ягодки почти всю зиму висят на кустиках барбариса и снежноягодника. А вот свидина роняет ягоды еще осенью, зато ее легко можно узнать по нарядным темно-вишневым веткам. Многие животные на зиму ложатся спать - лягушки в пруду, еж под корнями пенька, медведь в берлоге.

Входящие в состав карточки представляют собой картинки-вопросы. Их можно разделить на 5 категорий:

Что это за дерево? (нужно узнать дерево по коре (5 карточек) или по силуэту (4 карточек))

Что это за животное?

Чей это след? (карточки с рисунками следов животных)

Чей домик?

Из какой сказки персонаж?

Карточки можно использовать в ходе игры-ходилки для ее усложнения. Для этого в некоторые ячейки раскладываются значки с мудрой совой и, попав на эту клетку, участник должен ответить на вопрос с карточки. При правильном ответе можно будет продвинуться вперед, при неправильном - отодвинуться назад.

Карточки также можно использовать и отдельно для занятий с ребенком. Можно не только отвечать на вопросы, но и подбирать пары животное-след, животное-домик, дерево-кора.

Поле игры выполнено из картона с двухсторонней ламинацией. Оно большое - 68х47 см, складывается в 4 раза. На обратной стороне поля напечатана сказка 12 месяцев.

Карточки - картонные, перед началом игры их нужно разрезать.

Ход мероприятия

Воспитатель:

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

Бабушка-рассказушка и дед-сказитель приглашают нас на сказку. Но попадет туда только тот, кто вспомнит название какой-нибудь знакомой сказки. (Дети называют знакомые сказки и попадают в кукольный театр).

Действие 1

Дети рассаживаются перед ширмой, появляется персонаж кукольного театра бабушка-рассказушка.

Бабка:

Ну, привет! Где вы, узнали?

Ой, а деда не видали?

Так, ну ладно, отдохните.

Вы садитесь, посидите.

Молодец, кто помолчит,

Для тех сказка прозвучит!

Появляется дед.

Дед:

Ох, хо, хо, беда, беда!

Бабка:

Что такое? Гости уж собрались, а ты…

Дед:

Потерял я рукавицу, в коей волшебство хранится.

Чем ребяток удивлю? Как им сказку расскажу?

Кто поможет сбыть беду?

Бабка: - Может дети и помогут рукавицу отыскать. Как, ребята?

Воспитатель: - Что, дети, поможем деду найти его волшебную рукавицу? Трудностей не боитесь?

Дед:

Хорошо, тогда ступайте, все заданья выполняйте.

Возвращайтесь поскорей, будем с бабкой ждать вестей.

Действие 2

Воспитатель: - Прежде, чем отправиться в путь, я хочу спросить у вас:

Что на улице сейчас? Лето, осень иль весна,

Может снежная зима?

Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!

Дети: - Зима!

Воспитатель: Можно ли зимой выйти на улицу раздетыми?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Что нужно сделать?

Дети: - Одеться.

Пантомимический этюд “Кто вперед оденется”.

(Дети под музыку выполняют имитационные движения – одевания).

Воспитатель: - Ничего не забыли? Тогда вперед, в волшебный лес!

Игра- импровизация “Идем по зимнему лесу”.

(Дети идут змейкой друг за другом, перешагивают сугробы, идут по скользкой дороге, раздвигают ветки, останавливаются, прислушиваются).

Воспитатель: - По-моему, мы заблудились? Что-то холодает.

Этюд “Холодно”.

(Дети постукивают нога об ногу, дышат на руки, растирают нос, щеки, тело). Внезапно раздается голос (магнитофонная запись).

Я с утра хожу-брожу, все дозором обхожу.

Вот снежинки уж летают, и речушки замерзают.

Мои первые метели стелют снежные постели.

Все морозы и снега, очень сильная пурга.

Ёлки шубы одевают, потому что замерзают.

Воспитатель: - Интересно, кто это? (Дети осматриваются по сторонам).

Действие 3

Макет к сказке “ Морозко”.

Воспитатель: - Дети, вы узнали сказку? Давайте вспомним, о чем она. (Беседа по содержанию сказки).

Как вы думаете, можем мы попросить помощи у Морозко? (Да.)

Только нужно правильно это сделать.

Дети обсуждают, как попросить помощи так, чтобы их не заморозили. Решают, что нужно говорить вежливо, спокойно, обязательно поздороваться, сказать, как красиво в зимнем лесу, что они помогают найти деду его волшебную рукавицу, но заблудились. Просят помочь.

Воспитатель: - Морозко укажет нам дорогу, если вы правильно ответите на его вопросы.

Что есть у зимы такого, чего нет у другого времени года? (Снег).

Как его можно назвать по другому? (Снежок, снежинка, снежная крупа).

Когда лежит много снега, это называется… (Сугроб).

Когда падает много снега? (Снегопад).

А если ветер метет, вьюжит? (Метель, вьюга, пурга).

Что происходит со снегом? Он может… (Сыпаться, падать, таять, кружиться, танцевать).

Молодцы, ребята! Но вот беда, не видал я волшебной рукавицы. А укажу я вам дорогу к своей внучке, может она вам поможет. А чтобы вы снова не заблудились, превращу вас в снежинки, а ветер проводником будет.

Этюд “Снежинки”.

(Дети под спокойную музыку выполняют движения: кружатся, порхают, опускаются на землю. Музыка заканчивается, снежинки превращаются снова в детей).

Действие 4

Настольный театр. Дом, рядом дед и баба.

Воспитатель: - Обещал Морозко, что мы к внучке его попадем, а её нигде не видно. Давайте позовем её.

Дети: - Снегурочка.

Воспитатель: - Смотрите, горюют старики. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Посмотрите вокруг.

Моделирование “Снегурочка”.

Дети находят детали, складывают их вместе, получается девочка.

Воспитатель: - Теперь нужно её оживить.

Упражнение “Снегурочка”.

(Дети превращаются в Снегурочек. Стоят, не двигаясь, с закрытыми глазами. По сигналу ведущего (текст из сказки) сначала моргают ресничками, затем открывают глаза. Медленно водят ими вправо, влево. Делают глубокий вдох носом, медленно выдыхают. Потом Снегурочка улыбается, поворачивает голову в одну сторону, в другую. Разводит руками, делает шаг вперед.

Воспитатель: - Вышла из сугроба живая девочка.

Звучит волшебная музыка, появляется Снегурочка (ребенок в костюме).

Снегурочка: - Спасибо, вам, ребятишки! Знаю я, зачем ко мне пришли. Но не видала я волшебной рукавицы. Есть у меня знакомый волк, он все в лесу знает, он вам поможет. Ступайте по следам.

Звучит волшебная музыка, Снегурочка исчезает.

Действие 5

На полу дорожки со следами животных, обитающих в лесу зимой.

Воспитатель: Сказала, идите по следам, а по каким – не сказала.

(Дети рассматривают следы, находят нужный – волчий, отправляются в путь).

Действие 6

Картина к сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”. Дети рассматривают сюжет, где волк сидит у проруби, ему приморозило хвост.

Воспитатель: - Дети, где мы? Вы узнали?

В сказку из лесу попали: волк у проруби сидит.

Был на улице мороз, приморозил волку хвост.

Рад бы нам помочь волчище, но не может шевелиться.

Как же нам помочь волку освободиться? (Высказывания детей)

Давайте вспомним, что такое лёд? (Замерзшая вода)

Может ли лёд снова превратиться в воду? Как?

А отчего бывает тепло?

Давайте позовем солнышко.

Дети, воспитатель:

- “Солнце, к нам иди скорей, всех лучами обогрей.

Растопи быстрее лёд, волк на помощь к нам придет”.

Упражнение “ Солнышко”.

(Дети ловят солнечные лучики. Закрывают глазки, представляют, как солнечные лучи согревают щечки, носик, грудку, руки, каждый пальчик, ноги, спинку. Стало совсем тепло).

Воспитатель: - Вот и вы стали маленькими солнышками. Чем больше вы будете улыбаться, смеяться, тем больше тепла будет от вас идти, и вы сможете согреть других.

Давайте подышим на волка своим теплым дыханием и растопим лед. Появляется волк – кукла кукольного театра.

Волк: - Вот, спасибо, ребятня! Не остался без хвоста.

Теперь вам я помогу, рукавицу покажу.

Дети идут за волком.

Волк: - Где-то здесь полянка та. Вот она! А вам пока!

Действие 7

Поляна с рукавицами по количеству детей (нечетное число).

Воспитатель: - Вот это да! А какая из них деда?

Игра “Найди пару”.

(Дети сравнивают варежки, находят одинаковые, одной рукавице пары не хватает. Выясняем, что это и есть дедова волшебная рукавица).

Воспитатель: - Наконец-то, мы нашли! Что теперь в обратный путь?

Дети, воспитатель:

- “Помоги нам, рукавица, к деду с бабой возвратиться!”

Дети под веселую музыку возвращаются в “Действие 1”.

Действие 8

Ширма, появляется бабка.

Бабка: - Что-то долго нет вестей. Где же гости с рукавицей?

Дети: - Мы здесь! (Отдают найденную варежку).

Бабка: - Дед, они вернулись! Поскорей иди сюда, будем делать чудеса! Появляется дед, берет рукавицу.

Дед: - Вот, спасибо, вам, друзья!

Помощь вашу я ценю, книгу сказок подарю.

Колдует над волшебной рукавицей, дарит детям большую книгу сказок.

Дед: - И от бабки угощенье! (Мешочек с конфетами).

Дети благодарят.

Дед: - Книжку нашу прочитайте. В сказках есть всегда урок.

Бабка: - Слабым в жизни помогать, из беды их выручать.

Дед: - Не бояться никого, в сказке как всегда добро побеждает злые силы.

Бабка: - Будьте смелыми всегда, будьте сильными всегда, и тогда в любом занятье будет ждать удача вас.

Дед: - Мы прощаемся, пока. Всем успехов, детвора.

Дети: - До свидания!

Занавес закрывается. Звучит музыка. Дети угощаются, рассматривают новую книгу.

“Приложение 1”: фотографии персонажей.