Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Литературная викторина «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Класс: 1 «В»

Учитель: Соловьева А.А.

Дата: 0 2.11.2015

Цели и задачи:

    Обобщить знания детей по сказкам.

    Прививать интерес к чтению.

    Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

    Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.

Оборудование:

Сказочные герои, выставка книг со сказками, словарь, плакат «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», плакат «Викторина», слова с названиями животных, цветик - семицветик, карточки с вопросами (по цветам), жетоны, медали «Лучший знаток сказок!»

Ход занятия:

Сценка детей ««Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Участвуют 2 ребенка: бабушка и внук.

Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?

Внук.Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка. Есть сказки волшебные. Они могут всё. Превратить лебедя в девицу,

построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара

Внук. А есть еще сказки про зверей.

Бабушка. Правильно, но в них нет волшебных превращений.

Внук. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая. Волк злой.

Бабушка. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это всё бытовые сказки.

Внук. Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Бабушка. В сказке ложь оказывается самой прекрасной правдой. Сказка учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов. Учит понимать чужую беду.

Внук. Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.

Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие в мире сказок.

Учитель.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину. А что такое викторина? Вам знакомо это слово?

Сейчас я вам зачитаю, как расшифровывается слово «викторина» в словаре.

Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волш6ебства, в мир сказок.

А путешествовать нам поможет цветик – семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно только при помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший знаток сказок.

Итак, мы отправляемся в путь, но чтобы попасть в сказку мы должны найти средство передвижения. Вспомним, на чем ездили герои сказок?

Д: ковер – самолет, ступа, корабль, конек – горбунок.

Представьте, что вы сели на одну из названных средств передвижения и все отправились в страну сказок.

Выбирайте цвет лепестка. Только белый лепесток мы оставим на последок.

На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Красный лепесток

Называется рифмоплет.

Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы кончайте,

Только в рифму отвечайте!

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(колобок)

Повстречала я в лесу

Очень хитрую…(лису)

В сказке – лошадь непростая

Чудо – грива золотая,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила,

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тётя…(кошка)

Враг людей и враг зверей

Злой разбойник…(Бармалей)

В реках Африки давно

Злое плавает бревно.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит…(крокодил)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни – Пух)

В козлятине он знает толк,

Ужасный, страшный серый…(волк)

Желтый лепесток.

Называется «По сказке «Золотой ключик».

Его друзья Пьеро и Арлекино,

Зовется просто…(Буратино)

Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, как зубной порошок. (Пьеро)

Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-Кри». (Сверчок из коморки папы Карло)

Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная борода его волочилась по полу.(Карабас Барабас)

Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска. Самый смешной в этой сказке.(Арлекин)

Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким носиком. (Мальвина)

На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, в очках, прихрамывал ногой, другая – держала пистолет. (кот Базилио и лиса Алиса)

Физ. минутка

Учитель.

Давайте отдохнем. Встаньте со своих мест. Я вам буду читать загадки, а вы их отгадывать, но не произносить вслух, а показывать ответ жестами, мимикой.

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок. (поросенок)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал. (медведь)

У него 4 лапки,

Лапки – цап – царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кошка)

Где болт зеленых тина,

Появилась балерина.

На одной ноге она

Простояла до темна. (цапля)

Над цветком цветок летает

И порхает, и порхает. (бабочка)

Летом серый, зимой белый. (заяц)

Лежит – молчит,

Подойдешь –рычит. (собака)

Серовато, зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

Не часы, а утром время сказывает. (петух)

Выбирайте следующий лепесток.

Зеленый лепесток

Аппарат, на котором Баба – Яга совершала полеты.

Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?

Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди.

Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?

Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий орех.

Второе название скатерти в сказках.

Жилище Бабы – Яги.

Кто написал «Сказку о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке».

Выбирайте следующий лепесток.

Оранжевый лепесток.

Называется «Устное народное творчество».

Вам нужно отгадать о какой сказке идет речь.

Кто –то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)

Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека, а корзина нелегка,

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца. («Аленушка и братец Иванушка»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

Тепло ли тебе, девица,

Тепло ли тебе, красная? («Морозко»)

По-щучьему веленью,

По моему хотению.

Ну – ка, печь, поезжай к царю. («Емеля»)

Физ. минутка

Учитель.

Давайте поиграем. Вы умеете кричать?

Повторяйте за мной.

Два притопа, два прихлопа

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну –ка, дружно, ну-ка, вместе,

Девочки! Мальчики!

Выбирайте следующий лепесток.

Синий лепесток.

Называется «Животные в русских сказках»

Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти.

БАРАНКА БАРАК КОНЬКИ ВАСИЛИСА ХЛЕВ

ВОЛКОДАВ ИКОТА СТРЕКОЗА

Голубой лепесток.

Называется по сказкам Шарля Перро.

Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)

Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)

Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

Сколько было дочерей у мачехи в сказке «Золушка»? (2)

Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?(мальчик – с – пальчик)

Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)

Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке в домик? (дернуть за веревочку)

У нас остался последний лепесток, белый.

Называется «Портретисты».

Отгадайте загадку.

Он знаком всем малым детям,

Обожают все его,

Но таких на целом свете

Не найдешь ни одного.

Он ни лев, ни слон, ни птица,

Ни тигренок, ни синица,

Ни котенок, ни щенок, ни волчонок, ни сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

А зовется …(Чебурашка)

Ребята, на столах у вас лежат листочки. Там изображен элемент сказочного героя - Чебурашки. Сейчас вы побудете художниками. Вам нужно дорисовать его. По окончании мы сделаем выставку ваших рисунков.

Мы совершили с вами путешествие в мире сказок, побывали на 7 сказочных станциях. Давайте подведем итоги викторины.

Посчитайте, сколько у вас жетонов.

Вручение медалей «Лучший знаток сказок!».

РЕЗЕРВ.

Нужно определить принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Назвать её.

Санки - «Снежная Королева»

Горошина – «Принцесса на горошине»

Скорлупа грецкого ореха – «Дюймовочка»

Утиное яйцо – «Гадкий утенок»

Игла – «Царевна – лягушка»

Кувшин – «Лиса и журавль»

Перстень – «Аленький цветочек»

Яйцо - «Курочка – ряба»

Конь – «Конек – горбунок»

Рыба – «Сказка о Золотой рыбке», «По щучьему веленью»

Утка – «Серая шейка»

Яблоко – «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Топор – «Каша из топора»

Зайчик – «Колобок», «Лиса и заяц»

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», - так сказал великий русский поэт А.С. Пушкин, и его слова более чем правдивы.
Не одно поколение задумывается над тем, какой смысл несут в себе такие простые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок», «Красная Шапочка» или «Золушка». «Курочку Рябу» нередко трактуют с позиции неразумности стариков, которые не понимают, что выгоднее продать золотое яичко целиком, чем по частям, потому что в своем первоначальном виде - это произведение искусства, чуть ли не Фаберже, тогда как части целого - это просто кусочки драгоценного металла. В «Красной шапочке» вообще видят триллер, боевик или того хуже - ужас, пытаясь доказать, что такие сказки писать для детей неразумно. И мы, обычные читатели, чаще соглашаемся с рассуждениями дилетантов, не зная глубинной сути, заложенной в произведении.
Чем не жанр ужасов, когда маньяк-волк жестоко расправляется со старой беспомощной женщиной и маленькой девочкой, проглатывая их? Чем не боевик, когда блюстители правопорядка - дровосеки с топорами - набрасываются на маньяка-убийцу? И чем не фантастика, когда на «глазах» изумлённого читателя происходит поистине фантастическое действие: топором распарывается живот преступника, а оттуда, «живые и невредимые», появляются жертвы? Но на самом деле эти и многие другие сказки не несут тот смысл, который мы, по невежеству своему, в него вкладываем.
О чём же они?
Я долго думала над этими сказками и нашла ответ ни в критических статьях, а в книгах по астрономии. Он до банальный прост. Такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев» и т.д., оказываются, имеют астрономическое значение. Древние, придумавшие такие сказки, были не так глупы, как мы о них думаем, а может быть, и в чём-то умнее нас. По крайней мере, возвести нечто подобное египетским пирамидам нам, обладателя высочайшего технического прогресса, до сих пор не удалось, а детские сказки, написанные современными писателями, примитивнее, чем у наших предков. В сказках нашего времени сюжет основан на быте, в сказках прошлого - на космологических познаниях. Давайте посмотрим на знакомые нам сказки под углом астрономии и убедимся сами - в их нет тривиальности.
Возьмём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и посмотрим на главную героиню не как на маленькую девочку, которой мама подарила красную шапочку и отправила к бабушке через лес, где рыщет голодный и хитрый волк, а как на солнце, наше дневное светило, которое утром появляется на небе и целый день шествует по небосводу, пока тьма не поглотит его. От этого и будем «плясать».
Солнце в этой сказке явлено в образе маленькой девочки, а маленькой потому, что утреннее солнце действительно похоже на ребёнка. Красная шапочка и красно солнышко близки по значению. Матерью, как всем известно, называют природу. В народе так и говорят - мать-природа. Бабушка - это старое, заходящее солнце. Путь девочки от своего дома к дому бабушки - это ежедневное путешествие дневного светила по небу.
Вечером солнце исчезает с небосвода и не появляется до самого утра. Ночь - это волк. Волк в сказке проглатывает и бабушку, и внучку, ведь солнце вечером поглощает тьма. Брюхо волка - это тьма, распоротое брюхо - рассвет. Утро - это дровосеки. Они распарывают брюхо волку, и оттуда выходят «живые и невредимые» бабушка и Красная Шапочка. Девочка возвращается домой, к маме, то есть туда, откуда должна начать свой новый поход по лесу (небу), чтобы снова пойти к бабушке, то есть вечернему солнцу. Корзинка с пирожками, которую Красная Шапочка несла своей бабушке, - это благость, которую несёт солнце каждый день.
Вот и весь шифр. Стоит только задуматься и приложить этот золотой ключик к волшебный двери сказки, как всё станет ясным и понятным. В сказке «Красная Шапочка» описан дневной путь солнца. Таким «замысловатым» образом древние шифровали свои знания и передавали их в виде аллегорий в сказках, мифах и легендах.
Обратимся к другой сказке - «Курочке Рябе», более наивной, как нам покажется, и несколько непонятной в силу странного и, по нашему мнению, неразумного поведения стариков. Но, прежде чем приступить к её интерпретации, нам нужно вспомнить ещё один астрономический факт - смену времён года. Даже школьнику, не говоря уже о людях взрослых известно, что ось нашей планеты несколько наклонена. В силу этого ее вращение напоминает вращение волчка. А так как она еще и движется вокруг Солнца по вытянутой орбите, то летом солнца много, а зимой мало. Происходит это потому, что летом дневное светило поднимается высоко над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее и тепла больше. Зимой дневное светило движется низко над землёй, в следствие этого дни укорачиваются, а ночи, наоборот, удлиняются, и становится холодно. Об этом сказка про золотое яичко-солнце.
В сказке «Курочка Ряба» солнце выступает в роли золотого яичка, которое снесла курочка. Курочка Ряба в этом случае олицетворяет природу, рождающую всё; старик и старуха - род человеческий. Ему - миллионы лет, поэтому и изображён он в образе старых людей. По сказке дед и баба пытаются разбить яйцо. Бить золотое яйцо - значит трудиться под (над) солнцем. С ранней весны и до поздней осени трудятся люди на земле с утра до ночи, чтобы добыть себе пропитание. Так было миллионы лет назад, так есть сейчас, так будет и в будущем, и изменить это явление невозможно, потому что в этом смысл жизни.
Весеннее солнце катится по небосводу как золотое яичко, день ото дня набирая силу и поднимаясь на небе всё выше и выше. Летом оно более щедрое и дарует людям золото своего волшебного света. Люди рады солнцу и, как муравьи, копошатся на земле, взращивая хлеб и плоды. И вот наступает день, который делает солнце другим: оно уже не поднимается так высоко и не имеет той силы, что раньше. Солнце всё ниже и ниже клонится к земле и становится всё слабее и слабее. И тогда наступает день, когда дневное светило так низко стоит над землёй, что, образно говоря, даже мышка может задеть его хвостом. Происходит это в день зимнего солнцестояния, который приходится на 22 декабря. Солнце умирает, как разбивается яйцо в сказке, извещая о конце своего царствования на небе и уходе в мир иной. Зимой солнце мертво, оно светит, но не греет. Тусклое светило, словно тень, ходит по небу, не принося пользы.
Конечно же, люди печалятся в это время. Грядёт зима, скупая да морозная, и нужно прожить до весны, да так, чтобы и на пропитание хватило, и на посадку осталось. Но природа-мать не может не утешить своих детей - род человеческий - и говорит она им: «Не плачьте, всё пройдёт, и снова народится молодое солнце, вырастет и станет сильным, вы снова выйдете на поля и будете “биться за урожай”».
22 марта, в день весеннего равноденствия, дни станут заметно удлиняться, и мир будет как бы «прогреваться», готовясь к переменам. Курочка-природа снесёт новое яичко-солнце, и всё начнётся сначала.
«Курочка Ряба» - рассказ о состоянии солнца в летний и зимний период: летнее солнце - это золотое яичко, зимнее - разбитое яйцо.
Сказка «Золушка» раскрывает перед нами тот же астрономический аспект: смену времён года, но уводит нас в иной сказочный мир - романтическую иллюзию. Эта сказка о том, как бедная замарашка превращается в принцессу.
Золушка - это зимнее солнце, а мачеха - лютая зима. Зимой солнцу не пробиться сквозь чёрные тучи - злость мачехи. И как ни старается, как ни пытается прорваться сквозь мрак и толщу тяжёлых снежных туч, оно не может показаться во всей своей красе и силе. А мачеха лютует и дает падчерице то одну работу, то другую. Но ничто не пугает бедную девушку, терпению её нет предела, а старанию нет конца. Сделает Золушка что-то, и будто засияет всё вокруг, но нахмурится мачеха и затмит сияние. Так и живут они: одна со свету сживает, другая всячески выжить пытается, да ещё и угодить злой женщине. Это очень напоминает борьбу солнечных зимних дней с пасмурными. Но не бесконечно так продолжается. Наступает час, когда всё в жизни меняется.
В сказке это бал, бал лета. Мачеха не желает брать на него свою приёмную дочь, что вполне понятно, потому что она, то есть зима, хочет пристроить своих дочерей, предположим - метель и вьюгу, чтобы при помощи них влиять на «политику» королевства (природу). Золушка страдает, попав во власть злых интриг. Но в природе всё закономерно, и как добро побеждает зло, так и лето побеждает зиму. Неожиданно появляется фея - закон природы, - которая не позволит, чтобы кто-то вмешивался в сферу её деятельности и пытался изменить правила, созданные ею. Ничто не сможет приостановить смену времён года, кто бы и что бы ни стремились приложить к этому руку.
Фея присылает птиц, призванных помочь девушке перебрать смешанные зёрна. Птицы всегда являлись провозвестниками весны. Весенний дождь, который должен был вымыть окна и двери, не только омывает землю, но и всё обновляет. Он тоже выполняет трудную работу. Превращаясь из снежинок в тёплые капли, дождь размывает снег, омывает деревья; он очищает всё, делая светлым и праздничным. Но ни птицы, ни дождь не приносят нового «наряда» солнцу, эту прерогативу имеет только природа, которая выступает в этой сказке в образе феи. Золушка (зимнее солнце) не имеет соответствующего убранства, без которого не пустят на бал, а значит, не начнётся весна.
Старое одеяние девушки Фея превращает в золотой наряд; весеннее солнце ярче зимнего, его преображение явно, как изменённый облачение замарашки. Но чтобы попасть на бал, кроме платья, нужна ещё и карета. И это не составляет труда для феи: появляется карета, запряжённая шестёркой лошадей. Солнцу на балу лета быть ровно шесть месяцев. Через полгода оно снова станет зимним, тусклым светилом, а следовательно, и девушка из принцессы превратится в замарашку, какой была. Ей придётся вернуться в дом своей мачехи-зимы и, как прежде, выполнять чёрную работу. Злая мачеха снова будет хмуриться и злиться. Но ничто не вечно. В девушку-солнце должен влюбиться принц-лето, который будет искать прекрасную незнакомку, что вполне понятно, ведь лето выводит солнце на небесную орбиту, где оно будет царствовать шесть летних месяцев.
Сказочник, призванный заложить в сюжет закон природы, не мог дать другую судьбу девушке, как бы он не симпатизировал ей, потому что закон небес неизменен: одно время года сменяет другое, и как не бывает вечной зимы, так не бывает и вечного лета, на смену одной поре непременно приходит другая. Поэтому всё должно идти своим чередом. Но то, что служанку принц, благодаря своей власти, выводит в высший свет, - это хорошо видно в сказке.
Бал во дворце-природе, на котором неизвестная принцесса-солнце познакомилась с принцем-летом, закончился. Незаметно пролетели шесть месяцев летнего тепла. Полгода принц искал прекрасную принцессу, полгода бедная девушка жила в доме своей мачехи и работала на неё. Только всему плохому когда-то приходит конец. Принц нашёл свою принцессу по туфельке - опознавательному знаку. Фея помогла замарашке преобразиться. Принц женился на красавице. Он стал королём, а Золушка - королевой. Так снова стало править лето, которое сменило зиму.
«Золушка» - это сказка о смене времён года, а «Двенадцать месяцев» - сказка о законах природы, которые человек не в силах изменить.
Сюжет этой сказки прост: одна вдова приютила в своём доме сиротку, но не из добрых побуждений, а из желания иметь в доме прислугу. Падчерицу она заставляла выполнять самую тяжёлую работу, которую родной дочери не поручила бы. Но кроткий нрав девочки-сиротки помогал ей преодолеть все трудности. Дочь вдовы ненавидела свою сводную сестру, видя в ней соперницу. Девочка-сирота действительно была очень красива и пригожа, а с каждым днём она становилась ещё лучше и краше.
А что может быть краше солнца? Нет ничего на свете лучше чудотворного светила.
Решили мать (зима) и дочь (метель) сжить сироту (солнце) со света. Они морили её голодом, не позволяли ей спать, давали работу одну труднее другой. Но ничего не помогало: сирота расцветала и превращалась в красавицу. Тогда придумали мать и дочь такое, что наверняка погубило бы бедную девушку: послать её в морозную зимнюю ночь в лес за фиалками, которые, как известно, цветут только весной.
Но судьба-природа оказалась благосклонной к несчастной девушке и привела её к костру, вокруг которого собрались сразу двенадцать братьев-месяцев. Узнав причину столь необычного появления девушки в лесу, Январь уступил место Марту. И свершилось чудо: расцвели среди зимы фиалки, с которыми падчерица и вернулась домой.
Мать и дочь удивились не столько благополучному возвращению девушки, сколько фиалкам, которые она, несмотря ни на что, принесла. Недолго думая, они вытолкнули сироту из дома и приказали принести земляники. И снова судьба-природа улыбнулась девушке, Январь уступил место Июню, и падчерица вернулась домой с корзинкой земляники.
Но не радость, а ещё большую злость вызвало у мачехи и её дочери возвращение сироты. Последовал новый приказ: принести яблок. И в этот раз судьба смилостивилась над бедной девушкой и снова привела её к костру братьев-месяцев. Ещё больше удивились братья, потому что зима - не время для яблок - до осени ещё девять месяцев. Но спорить было не с кем, и старший брат передал свой посох Сентябрю. И вновь свершилось чудо: в одно мгновение лопнули почки на дереве, распустились листья, расцвели цветы и поспели румяные яблоки.
Когда девушка вернулась домой, мать и дочь так изумились, что, не раздумывая, бросились в лес собирать цветы, малину и яблоки, а заодно и всё то, чего не приметила ненавистная им падчерица. Но зло добра не порождает; по сказке и мать и дочь из лесу больше не вернулись, что означало исчезновение зимы со сцены года. Читателю остаётся понять, что желание людей не сможет нарушить естество природы, не сможет изменить её закон.
Власть природы сильнее прихоти человека. Безрассудство может быть опасно для жизни самих же людей. Если человек захочет повернуть закон природы вспять, то она может «отомстить» ему. Человек только считает себя царём природы, на самом деле он слаб перед её силами.
Сиротка в этой сказке, как и в предыдущей, есть зимнее солнце, и обручение её с Мартом, которое состоялось в конце сказки, означает возрождение красоты и силы солнца. Происходит это в день весеннего равноденствия, которое имеет место 22 марта. В природе всё разумно и красиво, и в жизни людей должно быть, как в природе.
Сказка «Колобок» тоже имеет астрономическое значение. В роли солнца здесь выступает колобок, а в роли всерождающей природы - баба. Испекла баба колобок, что означает породила природа весеннее солнце, а он возьми и укатись, то есть покатилось солнце по небу, но путь его в данной сказке указан не дневной, а полугодичный. Катится-катится колобок - а навстречу ему заяц.
На небе есть созвездие Зайца. Оно находится рядом с созвездием Ориона, как раз под ногами этого величественного охотника. По сказке заяц пожелал съесть колобка, о чём и объявил ему. Но созвездие Зайца не опасно для дневного светила, а потому покатилось оно дальше, благополучно миновав это созвездие.
Катится солнце дальше по летнему небу, пока на пути его не встретится созвездие Волка. Созвездие Волка находится возле созвездия Центавра. Волк так же, как и заяц, угрожает колобку расправой, но по сказке последний уходит от этого зверя, а солнце благополучно минует это созвездие на небе.
Следующим повстречалось солнцу созвездие Медведя. Это может быть созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы. Но и эти созвездия ничего не могут изменить в путешествии дневного светила по небу. А следовательно, солнце проходит и эти созвездия.
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса. Созвездие Лисы находится под созвездием Лебедя. Лиса при виде румяного колобка тоже решила полакомиться им. Колобку не удалось уйти от лисы, и он оказался съеденным ею.
Так заканчивается сказка, так заканчивается триумфальное шествие дневного светила по небу. В день июньского солнцестояния (22 июня) дни становятся короче, потому что солнце с каждым днём появляется на небосводе всё ниже и ниже. В этот день оно пересекает на небе созвездие Лисы или тёмное пятно с таким же названием, которое находится на Млечном Пути. Лиса как бы съедает Солнце, укорачивая его пребывание на небе.
Скандинавский эпос о великаншах Фенье и Менье, вращающих волшебную мельницу тоже затрагивает астрономический аспект. По сказке у короля Фроди среди сокровищ имелось нечто бесценное: гигантская мельница, состоящая из двух огромных жерновов, которые обладали волшебной силой. Однажды кузен-король подарил ему двух великанш по имени Фенья и Менья. Фроди приказал рабыням молоть на мельнице, и из-под жерновов стали выходить мир, процветание, хорошая погода и неограниченное богатство. Когда великанши устали, они стали просить дать им отдых, но король отказывал в их просьбе. Изнеможенные рабыни повернули жернов в другую сторону и из-под камней стали выходить чума, болезни, конфликты и распри.
Обессиленное королевство стало добычей короля Майзингера, который в качестве одного их многочисленных трофеев взял волшебную мельницу с великаншами. Он погрузил добычу на корабль и приказал теперь уже своим рабыням молоть соль, так как недостаток соли в его королевстве грозил голодом, потому что в теплое время протухали мясо и рыба. Когда соли стало больше, чем требовалось, рабыни попросили отдых у своего нового хозяина, но и новый хозяин, обуреваемый жадностью, отказал великаншам. Тогда они стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее «опоры, хоть и укрепленные железом, резко разлетелись на куски». От этого корабль затонул, вместе с ним пошли ко дну мельница и великанши. Так как они не получили приказа прекратить работу, то продолжают крутить жернова и до сих пор. Скандинавская сказка гласит о том, что эта мельница работает и поныне, поэтому воды всех морей такие соленые.
Эта аллегория символизирует прецессию равноденствий. Ось и железные опоры мельницы при этом обозначают систему координат небесной сферы и образуют раму, каркас мировой эпохи. Полярные оси и колюры образуют некое невидимое целое. При смещении одной детали вся система переходит в новое состояние. Когда это случается, на смену старому аппарату приходит новая Полярная Звезда с соответствующими колюрами.
Когда становится ясной система космической мельницы, то сказочная аллегория делается понятной. Здесь возникает образ структуры (основы) мировой эпохи - того самого небесного механизма, который функционирует 2160 лет, когда Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точках, как сейчас в дни весеннего и осеннего равноденствия - в созвездиях Рыб и Девы, в дни летнее и зимнее солнцестояния - в созвездиях Стрельца и Близнецов), а затем медленно переходит к новым четырем созвездиям-координатам на следующие 2160 лет. В результате прецессии равноденствий в не столь далеком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водолея. При этом остальные три характерные точки тоже переместятся (из Девы, Близнецов и Стрельца в Льва, Тельца и Скорпиона), как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.
Сказки существуют, но уже никто не знает, о каких тайнах они пытаются поведать. В главных персонажах читатели видят только зверей или людей и понимают только то, что в этих чудесных рассказах добро всегда побеждает зло. А хотелось бы, чтобы люди могли видеть в сказочных историях и то, что в них было изначально заложено.
Шекспировский Гамлет, являющийся орудием Судьбы, который, выполнив свою миссию, должен сойти со сцены жизни, есть тоже закон астрономической прецессии. Но это уже сказка не для детей, а для взрослых.
Выходит, прав был Пушкин: сказка - не совсем то, о чем в ней написано. Выходит, что сказка - ложь, но «в ней намёк», что означает - каждая или почти каждая сказка имеет ключ к разгадке каких-то явлений, в данном случае - явлений природы. А для нас, для современных людей, в этом немалый урок, который мы должны из этого извлечь. Постигая малое - постигнем большое. Этому мы должны учиться сами и учить детей.

- А почему сказка есть «ложь», а не «обман» или «неправда»? Смысл у этих слов, вроде бы, одинаков. Или нет?
- Давай разберёмся. Есть такое важное слово «КАЗЪ » (каз). Означает оно жизнь (устои, обычаи), завещенные нам Предками нашими: «К ак А сы (Боги) З аповедали (аббревиатура)». А что заповедали? Как жить в ладу со своей совестью, коя есть весть Божья.
Когда же мы словами начинаем глаголить (говорить) о прошлой жизни, что получится?
- СКАЗ ?
- Да, то есть показ образа прошлого через слово. С ловом Каз . А у слов «рас-сказ », «раз-сказ », как думаешь, одинаковые образа или нет?

Должны быть разные. Написание отличается.
- Так и есть.
Меняется в слове буква - меняется образ (смысл) слова.
Это основное правило.

По-славянски «рас » - чистый, белый, светлый. Поэтому рассказ -«чистый сказ», то есть, сказана чистая правда (достоверная информация). Что такое «раз » - нам известно. Следовательно, разсказ - «сказано единый раз (раз сказ ано)». Разовая информация, не всегда достоверная.

Слово «сказка » также является одной из форм сказа. Она не «быль », не «былина », которые рассказывают о том, что было когда-то на самом деле. Сказка же - это разсказ , в котором обязательно присутствует некий «намёк » на достоверность. Приведи примеры из народных сказок.

Деда, а что есть «ложь» тогда?
- «ЛОЖЬ » читается по - древнерусски так: ложе . Почему так, узнаешь на следующих уроках. Ложе - это ровная поверхность , на которой лежали. Отсюда образ: ложь - поверхностная , неполная, искажённая информация о чём-либо. В ней есть доля (намёк) правды , но не вся правда. О чём мы с тобой и говорили.

«Неправда » - не наша (чужая) правда .
«Кривда » - правда не из нашего мира (крив ые до роги).
«ПравДа » - изначальная мудрость, данная Богами – Истины и Порядки мира Прав и.

Вопросы :
1. Вспомни слова с корнем «каз » и попытайся понять смысл образа.
2. Чем отличается быль от сказки?
3. Что есть правда, неправда, кривда и ложь?

Ну кто из нас в детстве не любил сказок! Наверняка послушать мамин или бабушкин рассказ было одним из любимых занятий. Дедушки, кстати, тоже неплохие повествователи, в отличие от пап. Редко увидишь папу, читающего своему малышу, а еще реже – рассказывающего по памяти. Хотя, может я и ошибаюсь.
Сказки детям читать нужно, это очень важно. В них заложен очень глубокий смысл. И если для нас, взрослых, это лишь один из вариантов утихомирить ребенка, привлечь к слушанью, то педагоги знают, что сказки воспитывают детей, прививают моральные качества, развивают умение мыслить, анализировать. Вряд ли ребенка воспитают пестрые заграничные мультфильмы, особенно современные, со странной лексикой и непристойным поведением. А вот сказка «Колобок» научит кроху, что не нельзя вестись на хитрые и сладкие уловки.
Не все знают, что изначально сказки писались для взрослых, а не для детей. В сказках каждый народ высказывал свое мнение по поводу того, как вести хозяйство, как заводить семью, как полагается вести себя девушке, как парню. Так старшее поколение пыталось научить подрастающее. Ни одна сказка Пушкина не была написана для детей, он был писателем для взрослых!
И вот почему в строках «Сказка быль, да в ней намек…» упоминались молодцы, ведь это были сказания для девушек и юношей.
Позднее стали замечать, что сказки для детей очень познавательны и нравятся им. Народ задумался, а не воспитывать ли в такой способ самых маленьких? Так постепенно начали создаваться истинно детские произведения.
С помощью детских сказок малыши могут развивать свое воображения, узнавать, как можно поступать и как нельзя, ценить труд и уважать окружающих. Родители, читайте сказки своим детям, слушайте сказки вместе с ними! Сделайте детство своего малыша и вправду сказочным!