Бережное отношение ко времени на ярмарке. Невыносимая легкость: быт и я

Дни приходят к нам как замаскированные друзья, принося бесценные дары от неведомой руки; но если мы не пользуемся их приношениями, они молча уходят и никогда уже не возвращаются. Каждое последующее утро приносит нам все новые и новые дары, но если мы не сумели воспользоваться теми, которые были принесены вчера и третьего дня, мы делаемся все менее способными пользоваться ими, пока, наконец, способность оценивать их и пользоваться ими не исчезает совсем.

Время – это сырой материал, из которого мы можем делать все, что захотим

Те самые часы, которые вы беззаботно расточаете, в случае полезного использования могли бы обеспечить ваш успех. Какие величественные памятники созидались бы юношами, находившимися в неблагоприятных условиях, в подобные растраченные отрывки времени, которые совершенно не ценятся многими из нас?!

Майкл Фарадей вначале мог заниматься физическими опытами лишь в свободные часы, остававшиеся у него от занятия переплетным ремеслом. Гемфри Дэви приобрел известность, занимаясь физикой в свободные моменты на чердаке аптекарского магазина, в котором он служил. "Не существует никакого такого дела или занятия, - говорит Уитенбах, - которое не позволяло бы человеку уделять каждый день несколько времени научным занятиям своей юности".

"Ссылка на отсутствие времени для пополнения нашего образования, - говорит Матью Арнольд, - тотчас же окажется неосновательной, как только мы серьезно начнем исследовать наше распределение времени". "Как я заметил, - говорит Берк, - леность гораздо более заполняет время человека и менее позволяет ему быть своим господином, чем какое бы то ни было занятие".

Какой человек настолько занят, чтобы у него не находится ежедневно одного часа для пополнения своего образования? А между тем какие чудеса были бы совершаемы в "один час ежедневно"!

Один час ежедневно, отнятый от пустого времяпрепровождения и употребленный с пользой, дал бы человеку даже с заурядными способностями возможность вполне овладеть любой отраслью науки и сделал бы невежественного человека образованным по прошествии нескольких лет. В один час можно прочитать внимательно двадцать страниц, что составит в год свыше семи тысяч страниц или семнадцать больших томов. "Один час в день":

    в течение двенадцати лет больше чем уравновесит время, уделяемое для занятий в течение четырехгодичного курса в университете;

    может составить всю разницу между простым существованием и полезной, счастливой жизнью;

    может сделать и делал неизвестного человека знаменитым, полезным, благодетелем человечества.

Теперь представьте себе ту великую возможность, которая кроется в двух, четырех или даже шести часах в день, растрачиваемых бесполезно молодыми людьми обоего пола в беспокойной погоне за развлечениями и забавами!

Многие великие люди создали свою славу, пользуясь такими промежутками времени, которые большинством людей растрачиваются совершенно бесцельно:

    Гарриет Бичер-Стоу писала свою знаменитую книгу "Хижина дяди Тома" в промежутках между многочисленными хлопотами по хозяйству;

    Лонгфелло переводил "Ад" урывками по десять минут в день, пока варился его кофе, и продолжал так работать в течение нескольких лет до окончания работы;

    Гуго Миллер, усердно работая в качестве каменщика, находил время читать научные книги и записывать сведения, обнаруживаемые им на каменных глыбах, с которыми ему приходилось иметь дело;

    Берне написал многие из своих наилучших поэм в то время, когда работал на ферме;

    Линкольн изучал право в свободные часы, когда занимался межеванием, а начальные ступени прошел безо всякой помощи в то время, когда охранял товарный склад;

    Джон Стюарт Милль написал значительную часть своих наиболее известных произведений во время службы клерком в Ост-Индской компании;

    Чарльз Фрост, знаменитый сапожник из Вермонта, решил посвящать один час в день научным занятиям и в результате сделался одним из самых выдающихся математиков в Соединенных Штатах, приобретя, сверх того, завидную известность и в других областях знания.

Великие люди всегда были очень экономны по отношению ко времени :

    Цицерон говорил: "То время, которое другие посвящают зрелищам и развлечениям или даже умственному и телесному покою, я отдаю на изучение философии";

    дни Александра Гумбольдта так были заняты разными делами, что он занимался наукой по ночам или ранним утром, когда другие еще спали;

    Гладстон постоянно носил в кармане книгу с той целью, чтобы какой-нибудь непредвиденный свободный момент не пропал у него напрасно.

Каким укором является такая жизнь для множества молодых людей обоего пола, которые тратят напрасно целые месяцы и даже годы!

Время - деньги. Мы, конечно, не должны слишком скряжничать с ним, но не должны и тратить напрасно часов, как не разбрасываем денег. Хорошо было сказано, что утраченное богатство может быть снова приобретено деятельностью и бережливостью, утраченное знание - учением, утраченное здоровье - воздержанной жизнью и чтением; но потерянное время уходит безвозвратно. При потере часа, - как она ни дурна сама по себе, - хуже всего не сама потеря времени, а расточение жизненной силы, характера в безалаберной жизни. Вследствие лени нервы как бы "ржавеют".

Каждый день есть маленькая жизнь, а вся наша жизнь - лишь повторенный день.

Классный час «Цена минуты»

Цели:

1.Расширение кругозора учащихся.

2.Воспитание бережного отношения ко времени.

Ведущий (учитель). Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о времени. Мы узнаем, что такое время, для чего оно нужно и как его использовать, а также поговорим об истории создания часов, их видах и принципах работы

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз

И он не станет говорить

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок

За парту в школе сесть.

Часы даны не для красы.

Диктуют время нам часы.

Диктуют так:

Тик-так, тик-так.

1-Й УЧЕНИК.

Время дорого человеку, и он определяет время по часам. В разное время внешний вид часов был разным. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что много времени прошло. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько утекало воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам устроены и песочные, где из верхнего сосуда высыпался песок в нижний сосуд. На Руси такие часы называли склянками, т.к. делались из стекла.

Позднее появились механические часы. Они у нас разные. Время определяют иногда по бою часов. Отсюда пошло выражение «битый час».

Учитель .

2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны - Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой этих часов. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

(прослушивание записи боя курантов)

Часы говорят о времени, и остановить время нельзя, как нельзя его убивать, т.е. проводить без пользы. Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно, для дела каждый час, каждую минуту. Рабочая минута – отрезок времени небольшой, но из минут складываются часы, дни, годы.

2-й ученик.

Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь, без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута. Что же делают в нашей стране за минуту?

3-й ученик.

С виду он обычный ящик,

Но – волшебник настоящий,

Живет в нем вся Вселенная,

Хоть вещь обыкновенная.

Сто историй вам расскажет,

В цирк вас пригласит на час

Кинофильмы вам покажет-

Есть у каждого из вас

(телевизор)

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров

4-й ученик

Полюбуйся, посмотри!

Полюс Северный внутри,

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

(холодильник)

Холодильник – помощник человека. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников

5-й ученик .

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копыта дай резину,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит…(автомобиль)

Разные автомашины выпускаю наши заводы – грузовые, легковые, большие, маленькие. Каждую минуту с конвейеров сходят почти четыре новенькие машины.

1-й ученик.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых –

Все края тебе открыты

На страницах книг.

Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходят 45 экземпляров книг, а из них 7-8 предназначены для вас, ребята. Сколько же за минуту для вас выходит книг?

Сосчитаем: 7*60=420 книг (только для вас, ребята), а всего:

45*60=2700(книг)

2700 – это же библиотека!

2-й ученик.

Каждую минуту с конвейеров нашей страны сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

3-й ученик.

А часов? Веселых будильников, важных настенных часов, маленьких ручных и всех других! Каждую минуту заводы делают 77штук

А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 млн. рублей. Вот сколько стоит минута.

А что же мы успеваем сделать за минуту?

Проводится соревнование, например, чтение (количество слов в минуту), решение примеров (пишут только ответы

2-й ученик.

Часы ведут секундам счет

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год –

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек! (С. Баруздин)

3-й ученик.

Бежит стремглав минута.

Минута коротка,

Но за минуту можно

Найти звезду, жука,

Решение задачи….

И редкий минерал,

Который до сих пор еще

Никто не открывал.

В минуту открываются

Ракеты от Земли.

Но чтобы в дальний Космос

Они лететь могли-

Ученые отдали

Десятки лет работе

И с детства космонавты

Мечтали о полете.

Пускай минута коротка,

Пусть очень быстро мчится!

Большая, смелая мечта

В ней может уместиться!

4-й ученик

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Негруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

И положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Давайте вспомним народные пословицы и поговорки о времени

(Ученики называют их)

Надо уметь ценить свое время и время других. Запомните хорошее правило:

Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько его уйдет на уроки, сколько на занятия в кружках, на помощь родителям, на прогулку и т.д.

Распредели свой день

Пораньше ложись спать и пораньше вставай

Утром делай зарядку

Уроки учи не сразу как пришел из школы, а через час-два

После школы отдохни на свежем воздухе

Уроки делай днем

Поздно вечером не занимайся, т.к. мозг уже устал

Сначала делай уроки потрудней

Посещай секцию, кружок

Помогай родителям по хозяйству.

Афоризмы, ниже опубликованные, о времени дадут возможность читателю понять суть времени и как его использовать. Ведь время в нашей жизни немаловажная деталь. Время в вечности, как такового, нет. По сути это наше восприятие. Час счастья кажется минутой, минута несчастий кажется часом. Отличия в скорости течения времени в детстве и в старости.

А в критической ситуации, - в состоянии аффекта, вообще, происходит такое замедление, что всё вокруг начинает медленно двигаться. От сюда вытекает, что его течением можно тоже научится управлять. Однако как бы там ни было, времени подвластно все в проявленной вселенной, она изменяется постоянно, каждый миг, впрочем как и мы. Тело стареет, хоть у каждого по разному и разной длине, опять того же, времени.

Ведь миг восприятия сразу становится прошлым, время как бы, постоянно течёт и под его влиянием всё изменяется. А будущее при этом приближается, грядёт, и мало кто развёрнут лицом к этому грядущему. Люди, в большей части, в лучшем случае идут спиной к грядущим событиям. Лицом на встречу жизни может идти человек находящийся в миге полного своего восприятия. В ногу со временем, так сказать! Ведь идти спиной вперёд не удобно и физиологически и внутренне. И человек, естественно, развернётся. Время священно и более глубоко изучаемое для всех истинных школ, ведущих к эволюции осознания. Любое восприятие прошлого, настоящего и будущего является результатом настройки. Любая пустая трата времени должна быть немыслимой, делать это - значит упускать возникающую возможность быть в всеобщем ежесекундном сотворении мира, который также как когда-то начал и продолжает творится в сей миг, который как измеришь? Это более обширная тема.

В этих афоризмах, как и в изречениях на другие темы нашей жизни, содержится глубокий смысл и мудрость. Объяснение законов и закономерностей жизни, во всей её широте. Вы узнаете суть времени и его закономерности, для разумного использования...

♦ Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!

Гесиод

♦ Время не любит, когда его тратят впустую.

Генри Форд

♦ Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

Сюньцзы

♦ Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни.

Дарвин Ч.

♦ Ни чем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.

Людвиг Андреас фон Фейербах

Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

Артур Шопенгауэр

♦ Самый мудрый человек тот,кого больше всего раздражает потеря времени.

Данте Алигьери

♦ Время - честный человек.

Бомарше П.

♦ Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает все.

Фалес

♦ Увы, не время проходит, проходим мы.

Пьер де Ронсар

♦ Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Коменский Я.

♦ Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Франсуа Рабле

О разнице восприятия времени...

♦ Дни такие длинные, а годы такие короткие!

Альфонс Доде

♦ ...Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами.

Купер Ф.

♦ Время - такая неопределенная штука. Одному кажется очень долгим. Другому - наоборот.

Агата Кристи

♦ Время - мать и кормилица всего хорошего.

Шекспир У.

♦ Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.

Фрэнсис Бэкон

♦ Мгновения вечно сменяют друг друга.

♦ Молодость быстро летит: лови уходящее время. День миновавший всегда лучше, чем нынешний день.

Овидий

♦ Употреби текущее время так, чтобы в старости не корить себя за молодость, прожитую зря.

Боккаччо Джованни

♦ Время - самое драгоценное из всех средств.

Теофраст

♦ Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.

Жан-Жак Руссо

♦ Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

Люк де Клапье Вовенарг

♦ Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством.

Бенджамин Франклин

♦ Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.

Гомер

♦ В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.

Камю А.

♦ С каждой новой минутой начинается для нас новая жизнь.

Джером Клапка Джером

♦ Время - враг людей, которые любят спокойную жизнь...

Максим Горький

Время идет для разных лиц различно.

Шекспир У.

♦ Очень немногие умеют распорядиться с толком своим состоянием, еще меньше тех, кто умеет распределять свое время, а из этих двух вещей последнее - самое важное.

Честерфилд Ф.

♦ Как страшно чувствовать, что течение времени уносит все, чем ты обладал.

Паскаль Блез

♦ Близость возлюбленной сокращает время.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Время исцеляет любовную тоску.

Овидий

♦ Время всегда будет уважать и поддерживать то, что крепко, но обратит в прах то, что окажется непрочным.

Анатоль Франс

♦ Время - врач всех неизбежных зол.

Менандр

♦ Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе.

Толстой Л. Н.

♦ Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир.

Хун Цзычен

♦ Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

Маркс К.

♦ Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!

Генри Дэвид Торо

♦ Тысячелетие в сравнении с вечностью более короткий период, чем мгновение ока в сравнении с движением самого медленного небесного тела, вращающегося в бесконечном пространстве.

Данте Алигьери

♦ Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах.

Джордж Гордон Байрон

♦ Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

Михаил Булгаков

♦ Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю.

Аврелий Августин

♦ Время - лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

Гектор Берлиоз

♦ Время даже камень крошит.

Сергей Есенин

♦ Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Все, что сокрыто теперь, раскроет некогда время.

Квинт Гораций Флакк

♦ Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Камю А.

♦ Никогда не бойся мгновений - так поет голос вечности.

Рабиндранат Тагор

♦ Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время.

Белинский В. Г.

♦ Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его или отстал от него.

Ницше Ф.

♦ Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением.

Сэмюэл Джонсон

♦ Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.

Бальзак О.

♦ Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий.

Олдингтон Р.

♦ Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна.

Манн Т.

♦ Кто время выиграл - все выиграл в итоге.

Мольер

♦ На радугу, которую видно в течение четверти часа, не смотрят более.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Каждое потерянное мгновение - потерянное дело, потерянная польза.

Честерфилд Ф.

♦ Время довольно длинно для того, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.

Вольтер

♦ ... время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его.

Самуил Маршак

♦ Вечность - это то время, когда существуют идеалы.

Жан Поль

♦ Всепожирающее время.

Овидий

♦ Нет ничего продолжительнее времени, так как оно мера вечности; нет ничего короче его, так как его недостает для всех наших начинаний... Все люди пренебрегают им, все сожалеют о его утрате.

Вольтер

♦ Время столь быстротечная вещь, что угнаться за ним невозможно.

Али Апшерони

♦ Время то же, что и деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его вдоволь.

Гастон Левис

Фразы сложенные в рифму...

♦ Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы.

Державин Г. Р.

♦ Время - конь, а ты объездчик; мчись отважно на ветру.
Время - меч; стань крепкой клюшкой, чтобы выиграть игру.

Рудаки

♦ Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.

Лафонтен

♦ Время как и прилив никогда не ждут.

Вальтер Скотт

♦ Два величайших тирана на земле: случай и время.

Гердер

♦ Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем, дни убегают, и нам их невозможно сдержать.

Овидий

♦ Время - вернейший союзник упорства.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Власть времени - это закон, достойный уважения.

Публий

♦ Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.

Овидий

♦ Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Чехов А. П.

♦ Время стирает ошибку и отшлифовывает истину.

Гастон Левис

♦ Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.

Иоганн Вольфганг Гёте

А тут пошли целые абзацы характеристики времени...

♦ Не торопиться жить. Всему свое время - и все тебе будет в радость. Для многих жизнь потому слишком долга, что счастье слишком кратко: рано радости упустили, вдоволь не насладились, потом хотели бы вернуть, да далеко от них ушли. По жизни они мчатся на почтовых, к обычному бегу времени добавляют свою торопливость; в один день готовы проглотить то, что им не переварить за всю жизнь; проживают радости в долг, пожирают на года вперед, спешат и спешат - и все проматывают. Даже в знаниях надобно меру знать, не набираться тех знаний, которые и знать не стоит. Дней нам отпущено более, нежели блаженных часов. Наслаждайся не спеша, зато действуй не медля. Деяния закончены - хорошо; радости кончились - худо.

Второе выражение...

♦ Человек, умеющий ждать. Он должен обладать и большим мужеством, и немалым терпением. Никогда не спеши и не горячись. Научись властвовать собой, тогда будешь властвовать другими. К благоприятному случаю приходится идти долгими путями времени. Пока ты разумно медлишь, будущие удачи подрастают, тайные замыслы мужают. С костылем времени уйдешь дальше, чем с окованной палицей Геркулеса. Сам Бог карает не дубиной, а кручиной. Мудро сказано: «Время да я - на любого врага». Сама Фортуна награждает терпение своими дарами.

Грасиан-и-Моралес

Похожее...

Социальный обмен...

О горе! Жизнь прошла, и время пролетело

Во тьме позора, немощи и лени.

А люди дорогу к спасенью нашли

И к целям высоким идут неторопливо.

Кто, как не учащийся, должен беречь свое время?! Бережливое отношение ко времени – это обязанность каждого верующего, а для ищущего знания, это главная забота и основа успеха в его жизни, посвященной получению знаний. И если он сумеет правильно воспользоваться своим временем и будет беречь его, то преуспеет и добьется своей цели, а если нет – то потерпит неудачу и не возымеет успеха.

Ищущий знания – купец, а его капитал – время. Но тот купец, кто расточает свой капитал направо и налево, глуп и неудачлив. Поэтому ему следует подумать, на что он расходует свое время? И пусть каждый спросит с себя за каждую минуту, за каждую секунду.

Основные принципы рационального использования времени

Первым долгом ищущего знания является бережное отношение к своему времени и его рациональное использование. Наши предшественники, да будет доволен ими Аллах, наиболее бережно относились к своему времени, ибо лучше других знали ему цену. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Я застал людей, которые берегут свое время больше, чем вы бережете свои дирхамы и динары!»

Поэтому предшественники всячески стремились проводить свое время в изучении знаний. ‘Умар ибн "Абдуль"азиз сказал: «Поистине, день и ночь всякий раз забирают у тебя что-то ценное, так трудись же и днем, и ночью!»

Они говорили: «Время – как меч: если ты его не одолеешь, оно одолеет тебя». Они всегда старались стать лучше, чтобы сегодняшний день оказался лучше вчерашнего, а завтрашний – лучше сегодняшнего.

Каждый день, каждый час, каждое мгновение они стремились приобрести полезные знания, совершить благое дело, перебороть свои страсти или принести кому-то пользу, чтобы их труды не пропали даром и не оказались тщетными и напрасными. Они считали проявлением неблагодарности и непочтительности проведение времени без какой-то пользы для себя и окружающих, если они не приумножили свои знания, не укрепили свою веру, не совершили благих поступков. Ибн Мас"уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я ни о чем не сожалею так, как о том дне, когда зашло солнце, жизнь стала короче, а совершенные мной в этот день дела не стали лучше».

Ищущий знания должен беречь свое время, посвятив каждое его мгновение тому, что принесет ему пользу или научит чему-то потребному, стараться приумножить свои знания каждый день.

Передают слова одного из предшественников: «Если придет день, когда я не смогу приумножить свое знание, чтобы снискать милость Аллаха, то нет мне благословения в том, что солнце взошло в этот день».

Пусть каждое мгновение для ищущего знания будет дороже любых драгоценностей, если люди берегут каждый свой час, то учащийся должен дорожить каждой секундой, каждым мигом. Если люди соревнуются, накапливая и собирая богатство, то он должен стараться опередить время, накапливая полезные знания. Ведь как огромна разница между накапливанием богатства и накапливанием знаний! Одним словом, если учащийся сумеет полноценно использовать свое время, то преуспеет на пути к знаниям, и да поможет ему Аллах!

Учащийся всегда должен стараться составить подробный план своих занятий и план заучивания своих уроков и строго соблюдать его.

Время бесценно, ибо жизнь невозможно повернуть вспять. Оно имеет свои отличительные особенности, которые нам не обходимо хорошо знать, и исходя из этого научиться правильно его использовать. Вот некоторые из них:

1. Время быстротечно.

2. То время, что уже прошло, не вернуть и не заменить ничем.

3. Время – это самое ценное, что есть у человека. Поэтому учащемуся не следует тратить свое драгоценное время на бесполезные дела, не злоупотреблять тем, что дозволено из еды, питья, разговоров и т.п.

Не пристало тому, кого Аллах наградил знанием и умом, тратить свое время попусту на непослушание Аллаху, проводить его в забавах и праздности. Подобного не пожелает для себя благоразумный и от этого будет прибегать к Аллаху человек рассудительный… Благоразумность, еще раз благоразумность нужна человеку, чтобы понять всю ценность своей жизни и проводить ее только в послушании Всевышнему Аллаху. И разве не пожелает он сделать книгу своим другом, которую не променяет ни на кого из людей, готовых стать ему собеседником? И в этом огромная польза, о которой знают разумные и чистые душой люди.

Самым серьезным препятствием для человека, мешающим ему воспользоваться настоящим моментом и сегодняшним днем, является оттягивание и откладывание своих благих дел. И это продолжается до тех пор, пока слово «буду» уже чуть ли не становится его девизом и образом жизни.

Человеку из племени "Абд аль-Кайс сказали: «Дай нам добрый совет». Он ответил: «Остерегайтесь слова «буду».

Учащийся должен наполнить свой день полезным знанием, добрыми делами и не откладывать этого на завтра, чтобы его настоящее не ускользнуло от него и не превратилось в безвозвратное прошлое. Он должен сеять сегодня, чтобы собрать плоды завтра, иначе придется раскаиваться, когда раскаяние уже не поможет…

Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Остерегайся откладывать дела на потом, ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня».

Ищущий знания должен воспользоваться днями своей молодости и ее золотой порой. Мудрость гласит: «Время учебы – от колыбели до могилы». Считается, что самое превосходное время для учебы – это расцвет молодости, время «сухура» (время рассвета) и время между двумя ночными намазами (т.е. вечерним и ночным).

В хадисе говорится:

(لن تزول قدما عبد يوم القيامة حتى يسال عن اربع خصال: عن عمره فيما افناه , وعن شبابه فيما ابلاه, وعن ماله من اين اكتسبه وفيم انفقه وعن علمه ماذا عمل به)

«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о жизни его - как он провёл её? - и о молодости его - как он её провёл? и о богатстве его - откуда он взял его и на что потратил? - и о знании его - как он его использовал?».

Таким образом, с него будет спрошено о всей его жизни в целом и о молодых годах, в частности.

Молодость - это только часть жизни, но она особенно ценна, поскольку это годы расцвета жизненных сил и твердой решимости, а также период силы человека в промежутке между двумя периодами слабости: слабости младенчества и немощи старчества. Молодость - это время деятельности... молодость - это быстро уходящий гость, и если разумный человек не сумеет воспользоваться им, то потом его сердце будет разрываться от скорби.

Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

(اغتنم خمسا قبل خمس, شبابك قبل هرمك, وصحتك قبل سقمك, وغناك قبل فقرك,وفراغك قبل شغلك, وحيا تك قبل موتك)

«Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти» (Аль-Хаким).

Ибн "Аббас, да будет доволен Аллах им, сказал: «Великий и Могущий Аллах давал своим рабам знание в их молодые годы, и все благо заключено в молодости». Хафса бинт Сирин сказала: «Молодые! Трудитесь, ведь только в молодости совершаются дела». И разве не были сподвижники посланника Аллаха, уверовавшие в него, поддерживавшие его, помогавшие ему и последовавшие за светом религии, ниспосланной ему, большинство молодыми?».

И тот, кто не сумеет воспользоваться своей молодостью, будет раскаиваться в старости. Один ученый сказал одному молодому человеку: «Трудись, пока не настало время, когда ты не сможешь этого делать. Я многое хочу сегодня сделать, но уже не могу». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Изучайте религию, пока молоды».

Пусть ищущий знания прочтет следующие слова - и пусть они станут для него примером. Ибн аль-Джаузи сказал: «Я понаблюдал за людьми, занимающими высокое положение, и увидел, что большинство из них многое теряют в период своего величия. Некоторые из них в молодые годы погрязают в грехе, другие пренебрегают поисками знаний, третьи чрезмерно предаются удовольствиям. Но в старости все они раскаиваются, когда прежние грехи уже не поправить, когда силы иссякли, а заслуги забыты. Старость у них проходит в горести и печали. Если старец одумается в своих прежних грехах, то скажет: «Как я сожалею о тех грехах, что совершил!». А если не одумается, то станет сожалеть о тех усладах, что уже не вернуть.

А тот, кто посвятил свою молодость поиску знаний, в старости с благодарностью пожинает плоды того, что посеял, и наслаждается, записывая те знания, что собрал, в книги. Он не только не считает, что лишился каких-то телесных благ, но и получает удовольствие от приобретенного им знания».

Свободное время и здоровье

Благом, которым пренебрегают многие люди, не ценят его должным образом и не благодарят за него, является здоровье и свободное время. Передают со слов Ибн "Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

(نعمتان مغبون فيهما كثير من الناس الصحة والفراغ)

«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» (Аль-Бухари). Имеется в виду, что многие люди не используют эти блага для совершения благих дел, а используют для совершения грехов. Под свободным временем следует понимать незанятость мирскими делами и проблемами, отвлекающими человека от его занятий делами вечной жизни.

Свободное время никогда не остается свободным, оно неизбежно наполнится либо добром, либо злом. И кто не сможет увлечь свою душу делами праведными, того душа увлечется делами дурными. Счастлив тот, кто проводит свое время в добрых и праведных делах, и горе тому, кто проводит его в делах дурных и порочных.

Один праведный человек сказал: «Время, свободное от мирских забот - это великое благо. И если человек проявит неблагодарность за оказанное ему благодеяние тем, что даст волю своим страстям и пойдет на поводу своих желаний, то Аллах нарушит благоденствие его души и лишит его той душевной чистоты и покоя, что он имел».

Одним словом, ищущий знания не растрачивает свою жизнь и не теряет ни секунды своего времени на дела, не связанные со знанием. По мере необходимости он выделяет время на еду, питье, сон, отдых после утомительного труда, выполнение своих обязанностей в отношении членов семьи, гостя, для зарабатывания средств существования, а также отрывается от учебы в случае недомогания или по другим причинам, препятствующим занятиям. Некоторые из предшественников не прекращали своих занятий, даже если с ними случалась легкая болезнь или недомогание. Знание было для них лекарством, и они продолжали заниматься по мере сил.

Использование каждого удобного случая

Житейских забот много, а наши потребности в этой жизни бесконечны, поэтому ищущему знания необходимо прибегнуть к некоторым хитростям для того, чтобы рационально использовать то время, которому мы не придаем особого значения и теряем в угоду мнимой вежливости или по привычке.

а) Во время еды, во время работы по дому, а также в машине учащийся может читать молитвы и азкары, слушать записи Корана или проповедей.

б) Он может повторять Коран или выученный урок, когда идет по улице, беря пример с наших благочестивых ученых. Когда аль-Хатиб аль-Багдади шел по дороге, он всегда читал. Один из предшественников, давая совет своим друзьям, сказал: «Когда вы выйдете от меня, то разойдитесь: быть может, кто-то из вас прочитает Коран по дороге, а если вы пойдете все вместе, то станете разговаривать друг с другом».

в) Куда бы учащийся ни направлялся, пусть всегда берет собой учебник. Хвала Аллаху, в наше время печатается много книг малого формата, что существенно облегчает эту задачу. Главное, чтобы у учащегося было желание воспользоваться тем временем, которое многие люди попросту теряют, даже многие из тех, кто ищет знания.

Бережное отношение предшественников к времени

Ищущий знания должен постоянно знакомиться с тем, как предшественники использовали свое время, размышлять над их образом жизни всякий раз, когда обнаружит в себе лень и нерадение. Как Ибн Хаджару и другим таким же ученым, как он, удалось достичь того, чего они достигли, и сделать то, что они сделали? Некоторые скажут, что они были гениальными людьми, им сопутствовала помощь Аллаха, и жизнь их была благословенна. И это, безусловно, правда. Но разве благословение дается человеку беспричинно? И разве можно горевать, идя по чужим стопам, вместо того, чтобы стремиться заслужить лучшую долю и изменить свою участь?

Никогда не получит благословения и помощи Аллаха тот, кто озабочен тем, как убить время и провести его как бы то ни было с пользой или без пользы. И если кто-нибудь попросит его о чем-то важном, то он извинится и скажет, что у него нет времени. Как часто люди жалуются на нехватку времени и быстротечность лет, но это лишь те, кто впустую проводят время и губят свою жизнь. А некоторые даже признаются в том, что убивают время, но не подозревают, что на самом деле, они убивают собственную жизнь.

Высота устремлений и величие целей побуждают человека ценить время, поскольку это - его жизнь. И если дорого то, к чему стремятся, то легко расставаться с тем, чем жертвуют на этом пути. Да, наши предшественники крайне бережливо относились ко времени и старались не пропустить ни одной секунды, не воспользовавшись ею для приобретения знания. Они жалели даже о том времени, что проводили за едой. Аль-Халил сказал: «Самым тягостным временем для меня является то время, когда я ем».

Передают, что Салим ибн Аййуб ар-Рази следил за каждым своим вздохом и никогда не проводил времени без пользы: он либо переписывал книги, либо учил что-либо, либо читал... Однажды он пошел к себе домой, а когда вернулся, сказал: «По дороге я прочел один джуз (1/30 часть Корана)»... Однажды у него затупился карандаш и пока он его приводил в порядок, он шевелил губами. И можно было понять, что он читает и тогда, когда просто точил карандаш, даже здесь не желая терять время попусту».

Ибн "Акиль сказал: «Я всячески стараюсь сократить время на еду, что даже хлебу предпочитаю съесть пирожное и запить его водой, потому что его надо меньше жевать, и у меня остается больше времени, чтобы почитать или записать что-то полезное, что еще не успел». Он также сказал: «Я никогда не провожу без пользы ни минуты своей жизни. Даже когда мой язык уже не в состоянии что-либо учить и дискутировать, а глаза - читать, я думаю, напрягая свои мысли, лежа и отдыхая. Когда я встаю, мне на ум всегда приходит, что написать. И в свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели когда мне было двадцать».

Ищущему знания необходима точная и продуманная система, которой он должен неукоснительно следовать, чтобы как можно более полно воспользоваться своим временем. Ведь беспорядок, небрежность и стихийность - самые большие враги ищущего знания. И никто так не нуждается в распределении своего времени, как учащиеся, поскольку на их долю выпадает огромное бремя забот, и им даже кажется, что дел, которые они должны выполнить, больше, чем времени.

И ищущий знания должен распределить свое время между обязательными и прочими делами с тем, чтобы одно не мешало другому, незначительные дела не мешали важным, важные - наиболее важным, а необусловленные временем - ограниченным по срокам. Срочные дела должны выполняться прежде остальных, а несрочные - после. То, что ограниченно по срокам, всегда следует выполнять вовремя.

1.Составление подробного плана

Учащийся всегда должен стараться составить подробный план своих занятий и план заучивания своих уроков и строго соблюдать его. И не беда, если время от времени он будет вносить в него изменения в соответствии с новыми требованиями.

В учебе так же, как в торговле и военных походах, человеку следует составить план работы. Учащийся, который четко устанавливает распорядок своего дня и затем принимается за учебу, избавляет себя от многих забот и приобретает значительный заряд энергии и усердия. В действительности план, который человек составляет для себя и выполняет изо дня в день, вскоре становится для него обычным и простым делом. Другими словами, когда нам необходимо решить несколько вопросов, то, скорее всего, с некоторыми из них мы не справимся, поскольку один вопрос препятствует решению другого, и решение каждого из них мешает всецело отдаться решению какого-либо одного из них. Таким образом, мы безо всякой пользы переходим от одного вопроса к другому сразу же после того, как поверхностно его рассмотрим, небрежно откладывая в сторону решение каждого из них...

Определенное место, отведенное для занятий, имеет не менее важное значение, чем определенное для этого время. Пусть у учащегося будут личный стол и стул, предназначенные только для умственного труда. И через некоторое время это место станет символизировать для него урок.

Многие полагают, что секрет успеха таится в приучении человеком самого себя к дисциплине и постоянному труду. Один из крупных врачей, Вильям Ослер, задал группе студентов следующий вопрос: «Как ты можешь наиболее эффективно воспользоваться своими талантами, затратив при этом минимум усилий?». Затем сам же ответил на поставленный вопрос: «Я смогу это сделать путем воспитания в себе духа дисциплины. Я говорю именно «воспитание», поскольку многим из вас будет довольно трудно приучить себя к ней. Есть люди, которые с рождения получили склад ума, предрасположенный к дисциплине. Но в то же время есть люди с другим складом ума, которые должны объявить самим себе долгую войну, чтобы искоренить врожденную предрасположенность к беспорядку и небрежности в делах...

Это обращение посвящено в особенности к молодым, поскольку они пока еще в начале своего жизненного пути и будущее каждого из них зависит от тех привычек, которые они выработают в себе в этот щекотливый период жизни. Соблюдать обыкновенную системность в каком-нибудь деле довольно несложно, однако внедрять ее в распорядок своей повседневной жизни нелегко. Учащемуся следует определить для каждой части своего дня обязательное дело, которым он будет заниматься в это время, и посредством упражнений и практики развивать в себе умение сосредоточиться.

Что же касается подробного изложения отдельных пунктов распорядка дня, то каждый определяет их для себя сам. В первую очередь необходимо определить количество времени, которое учащийся собирается уделить учебе, но пусть он не строит чересчур «идеальных» планов. Будет лучше, если он взвешенно и справедливо оценит свои умственные способности, не переоценивая себя и не умаляя своих возможностей. Затем следует выбрать для себя время в течение дня, когда бы он предпочел заняться умственным трудом, будучи уверенным в том, что регулярно и ежедневно в это время он будет иметь возможность для этого. Важно также выбирать для своей учебы различное время в течение дня. Это неплохо при условии, что учащийся возьмет за привычку неизменно учиться в это время.

Кроме того, учащемуся необходимо определить, сколько времени уделить каждому предмету и составить расписание занятий в соответствии с временными рамками. Конечно, он не сможет заранее точно определить, сколько времени ему понадобится для изучения каждого предмета или когда он предполагает начать следующий урок, ведь учебный процесс не может оставаться таким жестким. Но все же лучше, если каждый день он будет ориентировочно определять, сколько примерно времени у него уйдет на то или иное занятие, и составит расписание, на основе которого и будет строить свои занятия. Таким образом, учащийся избавится от вопроса, с какого урока начать, и перестанет переживать по поводу тех дел, которые должен был выполнить.

Но большинство учащихся не знают, как распорядиться своим временем. Фактически знание в деталях о том, как следует распоряжаться своим временем, на сегодняшний день является для учащихся первым значительным шагом в сторону образа жизни на основе наиболее эффективного ежедневного графика...

Очень важно подумать над причинами напрасной траты своего времени и хорошенько поразмыслить над тем, как можно восполнить каждую потерянную минуту.

2. Соблюдение распорядка дня

Ищущий знания не должен откладывать на завтра то, что должен сделать сегодня. Ведь завтра у него будут другие дела и обязанности, которые не позволят заняться делами вчерашними.

На завтра не откладываю я, поддавшись лени,

Что и сегодня сделать я смогу,

Поскольку завтра - это день того, кто слаб и в деле

Не может сделать ровно ничего.

Если день пройдет, то учащийся унесет с собой все, что в этот день было. И если он отложит свои дела сегодня, то завтра ему придется выполнить работу за два дня.

Омару ибн "Абдуль"азизу сказали: «Отложи это на завтра». На что он ответил: «Мне трудно справиться с делами одного дня, а что будет, если на меня навалится работа за два дня?!» Если ищущий знания всегда будет исполнять обязанности и дела, которые наметил на день, то приобретет покой и полноценно выполнит свою работу.

3. К делам следует приступать ранним утром

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:

(اللهم بارك لامتي فى بكورها)

«О Аллах! Благослови мою умму в их делах, которые они начинают ранним утром!» . Ибн Омар, комментируя слова «начинают ранним утром», сказал: «рано приходят на учебу и в мечеть, чтобы занять место в первом ряду».

Первая часть дня - это благословенное время для путника, когда он проходит огромные расстояния. Но многие ищущие знания сегодня упускают эту возможность получить благословение, обещанное им после того, как Пророк (мир ему и благословение), произнес слов мольбы (ду"а)! Более того, некоторые из них просыпаются за несколько минут до восхода солнца, поспешно совершают утреннюю молитву, затем вновь продолжают спать, как будто они и не слышали подобного хадиса!

4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше, чем большое, но непостоянное

В хадисе говорится:

(احب الاعمال الى الله تعالى ادومها وان قل)

«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (Аль-Бухари и Муслим).

Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное... Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».

Поэтому учащемуся необходимо распределить свое время, как днем, так и ночью, в соответствии со своими возможностями и условиями и специально выделить какую-то часть времени для определенного дела, которым будет неуклонно ежедневно заниматься, например, читать определенное количество зикра и салавата. Другую часть времени выделить для другого занятия, например для изучения религиозных наук.

5. Уединение

Ищущему знания иногда следует отдать предпочтение уединению, ведь ничто так не напоминает о вечной жизни, как одиночество... И человек, прохаживаясь, какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. Уединение же позволяет человеку успокоить душу, собраться с силами, задуматься о последствиях и запастись для этого всем необходимым.

Если посмотреть на тех, кто смог воспользоваться короткими мгновениями своей жизни и добиться таких результатов и плодов своего труда, что вызывает удивление и изумление, то увидим, что они дружили только с трудолюбивыми, старательными, выдающимися и умными людьми, которые дорожили своим временем так же, как дорожили своей жизнью, поскольку время - это жизнь.

И дружба с такими выдающимися, усердными и дорожащими каждой минутой и секундой людьми оказало серьезное влияние на деятельность таких известных людей, как имам Ибн Джарир ат-Табари, Ибн "Акиль аль-Ханбали, Ибн "Асакир ад-Димашки, Ибн аль-Каййим, Ибн ан-Нафис, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар и другие подобные им ученые, оставивших после себя колоссальное, неоценимое наследие.

Имам Ибн "Акиль аль-Ханбали сказал: «В молодости Аллах всячески оберегал меня от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знаниям и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам». Того, кто предан знанию, кому сопутствует помощь Аллаха и кто стремится к возвышенному, ты можешь увидеть только в обществе заслуженных, усердных, мудрых, умных и обладающих знанием людей. Ведь он желает, чтобы то, чем они обладают, или часть досталась и ему, чтобы стать таким же, как они, или хотя бы похожим на них.

Дружба с подобными людьми научит ищущего знания опережать время, а дружба со скверными людьми - бесплодно терять его. Абдуллах ибн Мас"уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О человеке судят по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе». И да упаси нас Аллах от дружбы со скверными людьми.

6. Душевный отдых и покой

Ищущий знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы впоследствии он не был вынужден прервать все свои занятия. Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдаллах ибн Мас"уд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес».

Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение, и устает так же, как устает тело. "Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».

Вместе с тем учащемуся не следует возлагать на себя непосильное, чтобы у него не возникло чувство усталости и отвращения. И, быть может, он возненавидит учебу и уже не сможет побороть себя. Пусть он будет умерен в подобных делах. Каждый человек знает себя лучше.

Однако отдых ищущего знания отличается от отдыха других людей, поскольку в любое время он старается приобрести какую-нибудь пользу:

а) некоторые предшественники использовали перерывы во время уроков, на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр). Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса (человек рассказывающий хадис; знаток и передатчик хадисов), сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников».

б) Если учащийся устал от изучения одного предмета, то ему следует заняться изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятия. Можно переходить от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности.

Душа, что устала, ни на что не способна,

И ты состояние ее поменяй одно на другое.

в) Каждый раз, когда учащийся чувствует прилив энергии, ему следует заниматься уроками. А изучение историй, жизнеописаний и рассказов из жизни предшественников, чтение мудрых изречений и стихов можно отложить на другое время, когда он почувствует в себе усталость, причем следует выбирать полезные стихи, как, например, стихи восхваляющие нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), поэтические сборники диван аш-Шафи"и, диван Абу аль-"Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд).

  • 2964 просмотра

Тайм-менеджмент по Лотару Зайверту – советы по управлению временем от немецкого психолога, эксперта по тайм-менеджменту Лотара Зайверта. Его книги переведены на три десятка языков, проданы совокупным тиражом 30 миллионов экземпляров. Среди них - «Больше времени для существенного», «Если спешишь – не торопись», «Принцип бумеранга: больше времени для счастья» и «Стратегия медведя: сила в спокойствии», «Сделай свою жизнь проще».

Проблемы

Лотар Зайверт называет следующие проблемы, с которыми сталкиваются, в первую очередь, женщины:

  • чрезмерная нагруженность;
  • отсутствие времени для себя;
  • суетливость, склонность разбрасываться, неумение концентрироваться на одном деле;
  • трудности с переключением с работы на отдых .

Планирование дня – залог последовательности

Известный эксперт по тайм-менеджменту считает, что списки нисколько не устарели. Следует детально записывать все, что нужно сделать на следующий день. Дело в том, что многозадачность, с которой неизбежно сталкиваются все женщины, не позволяет им обо всем помнить. Некоторые важные дела забываются, так зачем держать в голове каждую мелочь?.. Заплатить за квартиру, найти рецепт, постирать, сделать маску для лица, навести порядок в бумагах … А сколько еще дел по работе! А сколько мелочей связано с детьми – купить краски, проверить домашнюю работу, подготовить то, что нужно, для урока труда, почитать новую книгу, обсудить ссору ребенка с однокашником. Просто записывайте, и вы никогда ни о чем не забудете.

Бережное отношение ко времени – результат осознанности

Психолог рекомендует критически подойти к анализу того, на что уходит время. Подумайте, с кем вам действительно приятно общаться, а кто только высасывает вашу энергию. Научитесь контролировать болтливость коллег, которая только мешает вашей эффективности. Переносите общение на удобное для вас время (например, с коллегой можно сходить пообедать и обсудить офисные сплетни, а с подругой лучше встретиться на тренировке в спортзале).

Следует избегать посещений магазинов в час-пик. Зачем выстаивать огромную очередь, если можно зайти в супермаркет в более удобное время.

Любите себя - устраивайте передышку

Умение концентрироваться на поставленной задаче и параллельное отсутствие хронофагов высвобождают огромное количество энергии. Задачи действительно решаются быстро, если ничего не мешает их решать. Однако после такой эффективной работы обязательно нужна передышка – в интенсивном темпе вы просто долго не выдержите, а переутомление несовместимо с эффективностью . Делайте паузы еще до того, как очень устанете. Устройте кофе-брейк, наведите порядок на рабочем столе. Теперь можно и поболтать минут 10-15 (но не дольше!), а затем снова вернуться к работе.

Не будьте лошадью, на которую грузят, а она везет

Вы вовсе не обязаны выполнять всю работу по дому. Детей полезно приучать к посильному труду – пусть они тоже помогают по хозяйству (вымоют посуду, сходят в магазин и т.д.). Попросите мужа взять какую-то часть работы по дому на себя. Проще всего это сделать, если предоставить мужу выбор. Можете составить список обязанностей и предложить ему ознакомиться. Пусть он сам выберет то, что ему больше по душе, то, что покажется ему более простым и менее неприятным. Может статься, что он выберет именно то, что вы больше всего не любите, а ему это будет казаться простым. Кроме того, возможность свободного выбора делает ситуацию делегирования домашних дел менее напряженной.

Наполеоновские планы: как избежать разочарования

Несмотря на то, что мечтать не только можно, но и нужно, помните, что человеческие возможности и временные ресурсы ограничены. Поэтому не стоит требовать от себя слишком многого – и работа, и занятия с детьми, и фитнес, и иностранный язык, и общение, и все остальное. Не стоит планировать на один день слишком много. Будет гораздо эффективнее, если вы разделите, когда заниматься физкультурой, а когда языком, когда у вас будет вечер забот, а когда – вечер отдыха.

И, конечно, нужно гордиться всеми своими достижениями. У каждой женщины, которая старается чего-то достичь, ежедневно должен находиться повод для гордости. Если вы домохозяйка , то находите время на хобби и встречи с подругами. И в то же время помните, что вы заняты не на какой-то там «грязной», никчемной работе, а обеспечиваете тыл своей семье, заботитесь об их здоровье, самочувствии и хорошем настроении. Тем более вам есть гордиться, если вы находите время на чтение книг и развивающие хобби. Если же вы работаете, то должны гордиться своим трудом – тогда и другие будут относиться к нему с уважением. Неважно, что вы делаете – продаете конфеты или нашиваете бирки на одежду, выдаете книги или следите за работой офиса. Всякий законный труд достоин уважения. Любите свою работу так же, как свободное время. Старайтесь, но перестаньте суетиться! Всему свое время!

Ссылки

  • Генеральный план достижения целей , женская социальная сеть myJulia.ru
  • 20 лучших книг по саморазвитию , социальная сеть для худеющих Diets.ru