Мария Пахоменко: биография, личная жизнь. Неприступная красавица

Страдающая болезнью Альцгеймера звезда стала жертвой семейного садизма

Звезда советской эстрады – певица Мария ПАХОМЕНКО – страдает от садизма собственного супруга, композитора Александра КОЛКЕРА. Эту шокирующую информацию сообщила прессе дочь артистки Наталья. Оказывается, муж уже много лет поднимает руку на страдающую болезнью Альцгеймера супругу.

Я молчала много лет, - рассказала Наталья Пахоменко «Комсомольской правде». - Не хотелось выносить сор из избы. Да и стыдно рассказывать такое. Но отец первым объявил мне войну и пользуется грязными методами. Мы забрали маму к себе два месяца назад. Позвонили соседи по поселку. Они видели, как отец бьет маму. Мы с мужем поехали на дачу. И уже на входе я услышала дикие крики. Вхожу и вижу: он бьет ее по голове. Объяснил, что она не поставила за собой пустую чашку в мойку, а он приучает ее к самостоятельности. Я решила, что мама не заслуживает такой судьбы. Поэтому и забрала ее себе.

По словам Натальи, ее отцу просто нельзя доверять уход за мамой, так как тот относится к ней наплевательски:
- Отец четыре раза терял маму. Этим летом, в июне, в Нарве, не успели родители приехать, как она потерялась. Нашли ее жители эстонского городка спустя сутки в каком-то подвале и привели в полицию. Она была вся мокрая - шел ливень. Как можно доверить уход за человеком с болезнью Альцгеймера 79-летнему престарелому мужчине с кардиостимулятором, после операции с кучей проблем? Он беспомощен и сам себя не контролирует. А у мамы все-таки серьезная болезнь. В больнице ей сделали рентген: половина ребер сломана, и переломы уже застарелые. А однажды она попала на скорой в отделение с травмой копчика. Колкер потом объяснил: упала со стремянки. Но у них дома и стремянки-то нет!
Наталья утверждает, что ее отец зверски избивает Марию.
- Видимо, она жутко его раздражает. Наши квартиры прямо напротив друг друга на одной лестничной площадке. Из-за их железной двери часто доносятся его страшные крики и мамины рыдания. Потом он ее выставляет на лестницу вместе с вещами, а я подбираю и увожу к себе. А потом он приходит и с угрозами и кулаками забирает обратно.
На 75-летие мамы, по словам Натальи, отец даже не пустил ее на порог. Наталья призналась, что отец с детства поднимал на нее и на жену руку.
- Стокгольмский синдром. Очень трудно противостоять психологическому давлению. А люди такого типа внутренне очень сильные, умеют подчинять. Кроме того, на людях-то он совсем другой - милый, обаятельный. Вот я и молчала много лет. Да практически всю жизнь. И если бы он сам не довел ситуацию до абсурда, я бы не решилась на такие откровения, - рассказала она.
Как утверждает Наталья, отец постоянно делает ей гадости.
- Он пытался меня уволить с работы, из Университета культуры. Очернял как мог моего мужа, доктора наук, заведующего лабораторией. Мне в магазин теперь не выйти, люди меня монстром считают. Когда дочь захотела отправиться за вторым образованием в Израиль по гранту, позвонил генконсулу: остановите ее выезд, она проститутка и наркоманка. В общем, гадости делает невероятные. Кто только у нас не побывал с проверками! Он обвиняет меня в аморальных поступках. Но аморальные поступки совершают люди, которые бросают своих стариков и отказываются от них. А я, наоборот, взяла.
Я рукастая, могу нормально ухаживать. На работе мне идут навстречу, так график составили, чтобы я могла много времени проводить с мамой. Он называет меня убийцей. А какое я совершаю преступление, ухаживая за очень тяжелой больной? Мама прошла все обследования. 5 сентября возила ее к врачам на полный консилиум в психоневрологический диспансер. Не считая того, что у нее смертельное неизлечимое заболевание мозга, все остальное в отличном состоянии, как у космонавта. А маму я ему не отдам. Она там может просто погибнуть. Он тоже человек немолодой, 79 лет, со здоровьем проблемы - куда ему еще за мамой ухаживать? Не дай бог, с ним что-то случится, она даже двери открыть не сможет, умрет в одиночестве. У меня ключей нет, - говорит она.
Сам Александр Колкер, в свою очередь, утверждает, что стал жертвой наговоров.
- Проблемы в нашей семье начались полгода назад, когда появился этот жиголо, - заявил он о супруге дочери. - Какой он муж? Он брачный аферист, нашел Наталью по Интернету. И теперь живет в ее квартире, забрал у неемашину, которую я подарил дочери. Знаете, что он сказал летом, когда выгнал меня с дачи в Нарве? «Вали отсюда!», - и это мне, заслуженному пожилому человеку.
Он высокого роста, намного выше меня, и я с ним не смогу справиться. Пришлось уехать и лето провести в городе. А теперь они украли еще и мою жену. Я прожил с Марией Леонидовной 54 года. Писал ей песни, ухаживал за ней все последние годы, стирал белье, у нас даже стиральной машинки нет - некуда поставить в нашей маленькой квартире. А теперь дочь говорит, что я бил свою жену? Где логика? И где документы, подтверждающие это? Она клевещет! И я никогда с ней не помирюсь, после всего об этом не может быть и речи.

О том, как он «доживает» свой век, а также о проблемах с дочерью и «вражде» с Пьехой и Сенчиной он рассказал композитор рассказал накануне юбилея.

О Марии Пахоменко

«В свои 85 лет я регулярно за рулем отправляюсь в Комарово (пригород Санкт-Петербурга - прим. ред.) к моей Машеньке (певица Мария Пахоменко похоронена на Комаровском кладбище - прим. ред.). Я не расстаюсь с ней, а она не расстается со мной. Вся моя однушка, в которой я доживаю свой век, завешана изображениями и плакатами моей Марусеньки. Да, этот день рождения я вновь проведу без нее и эта боль всегда со мной, я с ней живу».

«На протяжении 54 лет нашего брака, нас все время пытались развести, задавали вопрос: «Скажите правду, вы уже развелись?» Никак не могли смириться с тем, что такая русская красавица и такая самобытная певица вышла замуж за этого очкарика. Как-то мне надоело оправдываться, а мой товарищ Ким Рыжова посоветовал мне: «Что ты все время оправдываешься, кто следующий спросит – ответить!» Когда раздался очередной звонок с вопросом, то я решил пошутить: «Да, это случилось! Машенька сразу вышла замуж за Кобзона, а я женился на Пьехе». Хоть мне и никто не поверил».

О своей жизни

«Я с Машенькой не расстаюсь и не хочу расставаться. Я заключил договор с ритуальной компанией, которая расположена в центре города, чтобы после моей смерти меня кремировали и урну с моим прахом захоронили вместе с моей Машенькой. Уже договорился с администрацией кладбища, заказал себе скромное надгробие из черного гранита, которое будет прислонено к камню, где написано «Мария Пахоменко». А на моем маленьком надгробии будет написано «Александр Колкер» и мы навечно будем вместе».

«Хотя против этого выступает моя дочь Наташа, которая забросала письмами все инстанции, начиная от Смольного и кончая дирекцией Комаровского кладбища. Она пишет: «Никогда не допустит, чтобы прах еврея Колкера захоронили в могилу моей православной мамочки!» Вот так я доживаю свой век».

Об отношениях с дочкой

«Против моей дочки и ее сожителя в 2015 году возбуждено уголовное дело, поскольку они украли у меня в 2012 году все, что я написал за 60 лет своей композиторской жизни, ведь наши квартиры разделяет несколько метров – они жили напротив. Это случилось, когда я вышел за лекарствами в аптеку, поскольку у меня уже 11 лет стоит клапан, а два года назад мне заменили аорту протезом, мне постоянно требуются лекарства. В этот момент они сумели перекинуть все партитуры, все клавиры, все, что у меня лежало в шкафе в прихожей, а затем и увезти все это. Сейчас они объявлены в розыск, сами проживают где-то в Праге - по крайней мере, там Наталья заверяет свои жуткие письма».

«Я даже на дачу в Усть-Нарве не могу попасть, потому что в 2012 году по договору дарения переписал все три кооперативных квартирки в Санкт-Петербурге и три дома в Усть-Нарве на дочь, которая сказала: «Вы уже старые». Все принадлежит ей! Я думаю, что именно за этим и приехал профессиональный Жигало и брачный аферист, у которого моя дочь оказалась седьмой, ему нужна эта недвижимость».

О творческой деятельности

«Более 30 театров поставили мой мюзикл «Свадьба Кречинского», 15 зарубежных и 15 русских. 7 сентября будет 20-ая премьера моего мюзикла «Труффальдино из Бергамо» в Рязани, а до этого была премьера в Киеве, а еще раньше во Львове. Из Нью-Йорка был недавно звонок: «Мистер Колкер, мы делаем большую передачу, которая посвящена современному музыкальному искусству России, хотим сделать лейтмотивом вашу песню, которую вы написали 50 лет назад – «Стоят девчонки». Я сначала не поверил, попросил перезвонить в РАО, но потом оказалось правдой. А сейчас я уже ничего не пишу, все, что я хотел сделать – уже сделал».

О любимой внучке

«Я очень люблю свою внучку Марию Пахоменко, каждый месяц на карточку перевожу ей определенные суммы денег. На днях поговорил с ней по телефону, она 27 июля поздравит меня, потому что 28-го я выключу все телефону, не хочу ни с кем общаться. Она вышла замуж за молодого человека Сашу, получилось, что мы были Маша и Саша XX века, а они Машенька и Сашенька XXI века. Весте они освоили очень сложную и рискованную специальность - дайвинг, причем они занимаются этим в разных странах, работают на разных пляжах. Как-то она звонит мне: «Дедуленька, я тебе звоню из Манила, мы скоро прилетим, готовься встречать». Через два дня перезванивает: «Ой, дедуля, нас в Китай не пустили, поэтому мы полетели в Лондон, а потом уже в Петербург».

О своем 85-летии

«Какой день рождения был самым ярким? Я даже не запоминаю их, потому что в этом смысле настолько приземленный человек. Вчера ездил к зубному врачу, которая спрашивает: «Как будете праздновать свой юбилей. Загуляешь, наверное?» - «Да, я позволю себе выпить не один стакан, а два стакана кефира». Многие устраивают пышные торжества, концерты, но я прожил такую прекрасную жизнь. Между мной и нынешними звездами большая пропасть – я житель блокадного Ленинграда, я знал Гагарина и Товстоногова, моя песня является гимном Карелии. И хоть мне 85, мне без конца звонят из разных городов России, приглашают на очередную постановку».

О войне Пахоменко и Пьехи

«Не было никогда никакой войны! Никогда! Нам нечего делить с Пьехой было, она - такая, а Машенька - другая. Да, многие пели мои песни, а Пьеха нет - я ей не давал, потому что она пела «я лублу», а мне это очень не нравилось!»

«Эдита Пьеха была единственной, кто прислал венок на могилу Машеньки (Мария Пахоменко умерла в 2013 году - прим. ред.)! А вот Людмила Сенчина скопировала с Пахоменко не только прическу, но и наряды, манеры пения».


Сегодня имя певицы Марии Пахоменко помнят немногие, а в 1960-1970-х гг. она была одной из самых популярных советских артисток. Песни «Ненаглядный мой», «Стоят девчонки» («Сегодня праздник у девчат…»), «Лучше нету того цвету», «Школьный вальс» пережили их исполнительницу, их знают и любят слушатели, а сама Мария Пахоменко, к сожалению, после невероятного успеха на сцене была предана забвению. Она не смогла найти своего репертуара и не захотела менять свой имидж, как того требовала новая эпоха. А на склоне лет ей пришлось пережить тяжелую болезнь и жестокое обращение с ней близких.





Мария Пахоменко родилась в 1937 г. в Белоруссии. Музыкой она занималась с самого детства, участвовала в самодеятельности, а затем окончила музыкальное училище им. М. П. Мусоргского, выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета. Сценический успех к ней пришел после того, как она начала исполнять песни своего мужа, композитора Александра Колкера. Их тандем оказался крепким семейным и творческим союзом, и вскоре имя Марии Пахоменко узнал весь Союз.



В 1964 г. певица стала солисткой Ленинградского музыкального эстрадного ансамбля, в том же году с песней «Опять плывут куда-то корабли» заняла первое место на конкурсе, проведенном радиостанцией «Юность». В конце 1960-х – начале 1970-х гг. она покорила и международную сцену: в 1968 г. получила приз «Нефритовая пластинка» на конкурсе грамзаписей во Франции, а в 1971 г. стала первой российской эстрадной певицей, завоевавшей Гран-при на международном песенном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии (часто вместо нее первой победительницей ошибочно называют Аллу Пугачеву).





В 1980-х гг. она работала телеведущей в цикле программ «Приглашает Мария Пахоменко», гастролировала в СССР и за границей, однако ее популярность в это время пошла на спад. Певица не хотела реагировать на изменившиеся требования нового времени – с осуждением высказывалась о хит-парадах и рок-музыке, консервативно относилась к поведению эстрадных исполнителей на сцене и т.д. Ей на смену пришли певицы, чьи песни казались слушателям более современными, – Эдита Пьеха, Алла Пугачева, София Ротару и др. Они были готовы менять репертуар и собственный имидж и более чутко реагировали на новые веяния времени. Постепенно о Марии Пахоменко слушатели стали забывать.





Тем не менее за три последних десятилетия ХХ в. песни Марии Пахоменко были изданы миллионными тиражами на грампластинках, аудиокассетах и компакт-дисках. Она записала 10 дисков-гигантов, ее манера исполнения на стыке эстрадного и народного вокала была узнаваемой и неповторимой, ее песни нередко пели и другие звезды эстрады.



Ее любили многие композиторы, так как ее неповторимый вокал и тембр голоса превращали их песни в настоящие шлягеры. Ей доверяли первое исполнение своих песен Колмановский, Пахмутова, Тухманов, Френкель и другие известные композиторы. Виктор Плешак называл ее последней яркой представительницей русской эстрадной песни.





Режиссер-постановщик Ирина Тайманова вспоминала: «Маша Пахоменко сразу заняла свое место в огромном песенном мире, который был уже очень богат тогда. Ее характер: коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. И это при внешней нежности. В ней было удивительное сочетание темперамента, уверенности в своей личности и пронзительной женственности. Когда тоненькая сероглазая девушка с золотой косой выходила в зал, сразу находила контакт со зрителем. В отличие от современных безалаберных песен, в поэзии и музыке ее песен всегда был глубокий смысл».





В 2013 г. Мария Пахоменко умерла от пневмонии на 76-м году жизни. Ее последние годы были тяжелыми и драматическими. Певица страдала болезнью Альцгеймера, постепенно разрушающей личность. В феврале 2012 г. она на два дня пропала, ее разыскивали всем миром и обнаружили в торговом центре. Как она там оказалась и где была до этого, женщина не могла вспомнить.




Осенью 2012 г. неожиданно разразился скандал: дочь Марии Пахоменко заявила, что ее отец регулярно избивал мать и повышал на нее голос. Сам композитор взывал о помощи, заявляя, что дочь разлучила его с любимой женой. На чьей стороне была правда, понять сложно. Утверждать можно только то, что последние годы жизни Марии Пахоменко принесли ей немало страданий.


Так же несправедливо была предана забвению еще одна популярная в 1960-х гг. певица:

Ушла из жизни еще одна легенда советской эстрады.

Первая красавица советской эстрады, обладательница невероятно чистого, завораживающего тембра и безукоризненных манер, теплый и душевный человек, Мария Леонидовна Пахоменко (в Петербурге ее звали просто – Маша) словно прожила две жизни. Одну – счастливую, безмятежную, звездную. Другую – мучительную, жестокую, обидную...

В начале первой жизни она - девушка с косой, уроженка деревни Лютня Краснопольского района Белорусской ССР (ныне Могилевской области Белоруссии), учащаяся радиотехникума, рабочая завода «Красный треугольник», участница художественной самодеятельности, а потом и – учащаяся музыкального училища имени Мусоргского. .

Помню, пришла я получать паспорт, румяную девчонка с длинной косой – паспортистка мне и написала в графе «национальность» - русская. А когда я стала объяснять, что мои отец, мама, бабушка родом из Белоруссии, то оказалась, что меня что-то уже поздно – чистых бланков паспортов уже не было.

Ее красота и голос кружили головы многим мужчинам, но Маша неожиданно остановила свой выбор не на писаном красавце, не на состоятельном поклоннике, а на Саше Колкере. Маша-то невысокого роста, а он еще меньше. Она словно с русской иконы, а он ничем не примечательной внешности. Зато – веселый, энергичный, пробивной, разговорчивый. И не просто взявший осадой неприступную красавицу, а относившийся к ней как к самому дорогому бриллианту. И она растаяла: «Да, не высокий, не красавец, но когда он сел за рояль, то я подумал, что не может этот человек писать такие красивые мелодии. И, конечно, я влюбилась, поняв, что нашла самое главное».

Мария Пахоменко "Школьный вальс" (музыка - И.Дунаевский, слова - М.Матусовский)

Молодой композитор не верил своему счастью, сдувал пылинки, не мог наглядеться на свою Машеньку, но главное - сумел еще и свои чувства выразить в мелодиях. Песни Колкера исполняли многие артисты, он писал еще и киномузыку, мюзиклы, но никто близко не приблизился к тому, что сотворила с его мелодиями Пахоменко.

«Долго будет Карелия сниться», «Качает, качает задира ветер фонари над головой», «Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят», «Опять плывут куда-то корабли» и еще три десятка блистательных мелодий увенчали их семейный дуэт. Супруги сумели удивительно тактично и естественно соединить эстрадную манеру с народной вокальной манерой. С легкой руки Колкера Пахоменко превратилась из заводской девчонки в икону советской песни. За несколько лет до успеха Аллы Пугачевой, еще в 1971 году первой из советских эстрадных певиц Пахоменко взяла Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии.

Когда жюри объявило результаты, я так обрадовалась, что тут же побежала к междугороднему телефону, набрала номер Министерства культуры СССР: «Ура! Ура! Я получила Гран-при!» Как ни странно, на том конце провода молчали и совсем не разделяли моего ликования. Потом мне наконец ответили: «Ну что ты кричишь - Гран-при, Гран-при... А где первое место-то?» Потом, когда я привезла статуэтку Орфея в Москву, министр культуры Екатерина Фурцева решила оставить приз у себя в кабинете. Но каким-то чудом нам удалось ее уговорить. Зрители меня потом спрашивали концертах: правда ли, что статуэтка - из чистого золота? Весит-то она 4,5 килограмма. Саша Колкер, глазом не моргнув, отвечал: а какая же еще! Даже когда Алла Пугачева или кто-то из ее окружения говорили, что она первая победила на «Золотом Орфее», я не обижалась. Мы с Аллой Борисовной нечасто общались, так, здоровались при встрече, и, кстати, она нередко говорила про меня добрые слова, как и я про нее. Просто я очень хорошо знаю, что такое женщине быть эстрадной артисткой, как это трудно, и, прежде всего, вижу в других певицах своих коллег...

Но Маше Пахоменко аншлаги, победы на конкурсах, влиятельные поклонники голову не вскружили. Она была навеки отдана своему Сашеньке, доверяла ему безгранично, как говорится, «в рот смотрела», говорила: «Спорить с Сашей бесполезно – он все равно меня переспорит». А он по-прежнему не мог на нее надышаться. Два голубка – иначе их не звали в Ленинграде. Всегда вместе, всегда под ручку, смотрят не по сторонам, а только друг на друга... Даже когда звездность Маши пошла на убыль, когда пропали звонкие шлягеры, они оставались все теми же – самыми счастливыми супругами.

Автор этих строк появился в городе на Неве в начале 80-х, когда на эстраду налетел ветер перемен, менялись кумиры и стили. Мария Леонидовна, тогда еще заслуженная артистка РСФСР, с сольными концертами выступала уже не так часто, зато стала ведущей цикла программ «Приглашает Мария Пахоменко» на Ленинградском ТВ (тогда такая «именная программа» была в диковинку). Не сказать, чтобы она была столь же талантлива как ТВ-ведущая, как певица, скорей, эксплуатировала свою внешность, но речь сейчас не о том. В своих комментариях Пахоменко была консервативна, не хотела замечать новых веяний. В одной из программ, помнится, обрушилась и на автора этих строк, тогда музыкального журналиста газеты «Смена», осудила хит-парады, рок- музыку, еще что-то... Мы вскоре встретились, мило поговорили, не рассорились, но в этой истории, как в капле воды, отразилось какое-то внутреннее неприятие Пахоменко новой волны, а ведь эстрада такого отношения не прощает...

В то время как ее ровесница и соперница Эдита Пьеха, не говоря уже об Алле Пугачевой, Софии Ротару, очень чутко реагировали на малейшие колебания на эстрадной «бирже», меняя и стиль, и репертуар, и внешность, Пахоменко оставалась все той же, явно потеряв ощущение времени. У Колкера тоже дела шли не так гладко, как хотелось бы: он не сумел наладить отношений со всемогущим главой Ленинградского Союза композиторов Андреем Петровым, не оброс связями в Москве... У супругов подрастала дочь Наташа, которая подавала какие-то артистические надежды, но явно не дотягивала до маминого блеска.

Мария Пахоменко "Подари мне солнце" (музыка - С.Касторский, слова - М.Рябинин) Автор видео: 783nata

Однако, несмотря на все проблемы и сложности, их семейный очаг горел ровно и красиво. Они по-прежнему вызывали удивление и восхищение своей преданностью друг другу. К тому же если в годы перестройки рейтинги Пахоменко и Колкера совсем упали, то на волне ностальгии по советской песне, начиная с конца 90-х, супруги оказались вновь востребованы. Конечно, не собирали, как Пьеха, огромные залы, зато исправно колесили по всевозможным дням городов и заводов, по санаториям, получая вполне приличные гонорары, такие, что смогли купить квартиру любимой внучке – Маше Пахоменко-младшей. В октябре 2007 года, специально к золотой свадьбе Александр Колкер написал для супруги романс любви.

Увы, на этом первая жизнь Марии Пахоменко заканчивается. А начинается совсем другая, о которой, честно говоря, не хочется даже вспоминать. Разве что вкратце, и без шокирующих подробностей. Дело в том, что с самого детства у отца и дочери не заладились отношения. Почему Александр Наумович не смог полюбить свое единственное чадо столь же нежно и пылко, как Машу – это вопрос, скорей, для психологов. Но с годами трещина становилась все глубже. Так, отправляясь в отпуск или в морской круиз, супруги брали с собой не дочку, а подругу, и так далее. Обида у дочери копилась годами и вылилась в жуткий конфликт, когда Мария Леонидовна тяжело заболела – у нее был обнаружен синдром Альцгеймера. Болезнь непредсказуемая. В какой-то момент она ушла из дома, была найдена спустя сутки в торговом центре, при этом не могла объяснить, как она туда вообще попала...

В тот период Наташа Пахоменко после долгих лет одиночества обрела надежного и сильного спутника жизни, с которым ей было легче продолжать «войну» с отцом. И в какой-то момент она просто забрала у Колкера «его Машеньку», обвинив отца в том, что, оказывается, он семейный тиран, многие годы избивающий больную Марию Леонидовну. Эта история выплеснулась в 2012-м году на страницы СМИ, став шоком для всех, кто знал эту семью. Однако газетные статьи и ТВ-ток-шоу к миру не привели, а еще больше усугубили конфликт. В итоге Колкера просто перестали пускать к Марии Пахоменко, при том, что их квартиры находятся на одной лестничной площадке...

Миф об идеальной семье был окончательно разрушен в этой второй жизни Марии Пахоменко. Остается только надеяться, что Господь пожалел ее, и Мария Леонидовна в своем тяжелом заболевании просто не была способна оценить все происходящее, живя в своем мире, радуясь улыбкам дочери и внучки, подпевая своим записям, когда вдруг слышала их по радио и ТВ.

Печальная весть - в Санкт-Петербурге скончалась известная советская певица Мария Леонидовна Пахоменко.
Причиной смерти называется воспаление легких. По сведениям СМИ, которые ссылаются на родственников певицы, Пахоменко в последние годы страдала от болезни Альцгеймера.

Она скончалась в одной из больниц Санкт-Петербурга на 76-м году жизни. Певица была особенно популярна в 1960-1970-е годы. Хотя Мария Пахоменко уже давно не выходила на эстраду, ее творчество хорошо знакомо людям не только старшего поколения по исполнению таких популярных песен, как «Качает, качает», «Рябин», «Стоят девчонки», «Ненаглядный мой», «Журавль в небе», «Школьный вальс», «Лучше нету того цвету».
В 1971 году Мария Пахоменко стала первой советской певицей, которая победила на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии. Год спустя она завоевала главный приз на фестивале "Золотая пластинка" в Каннах. В 80-х годах прошлого века певица вела на ленинградском телевидении цикл программ "Приглашает Мария Пахоменко".

Время и место похорон станут известны позже.

Время беспощадно. Уходят молодость, красота. Но в сердцах зрителей звучит похожий на чистый ручеек голос молодой и красивой певицы...

Вечная память.

Под катом - биография певицы и видеозаписи.

Мария Пахоменко родилась 25 марта 1937 г., жила в Ленинграде. Росла в обыкновенной семье. Дочь ленинградского милиционера пела в школьном хоре. Маша пела с подружками из 7 класса, организовав вокальный квартет. Квартет пошел во Дворец культуры им. Первой пятилетки. В этом доме культуры в вокальном классе девочки учились вокалу. А выступали они в концертах самодеятельности. Девочки выросли и разошлись в разные стороны.
Маша начала учиться в радиотехникуме. Об артистической карьере и не помышляла. Но петь хотелось. И снова - квартет, ставший профессиональным под руководством В. Акульшина. Квартет пригласили в Молодежный ансамбль Дворца культуры им. Ленсовета. С этим ансамблем поездила по стране, выступала на Фестивале молодежи 1957г. в Москве. Тогда сцена стала для нее привычной.
Позднее окончила музыкальное училище им. М.П. Мусоргского. Выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета.

В Ленинградском электротехническом институте был организован студенческий самодеятельный коллектив, который ставил очень смешные обозрения. В этот коллектив и позвали М.Пахоменко. Именно там она познакомилась со своим будущим мужем, очень известным музыкантом и композитором Александром Колкером ("Свадьба Кречинского", "Труффальдино из Бергамо", "Трое в лодке, не считая собаки", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Волшебная сила искусства" и др.), студентом ЛЭТИ. В то время он играл на скрипке. А.Колкер в своих воспоминаниях рассказывает: "Мне стоило больших усилий уговорить Машу выступить в новом амплуа и записать свою первую сольную песню "Качает, качает, качает". Песня была написана к спектаклю "Иду на грозу" по роману Д.Гранина. Дебют М.Пахоменко был несомненной удачей. Песня эта потом зажила самостоятельной жизнью. Молодой, удивительно чистый, а главное, незнакомый машин голос сыграл здесь важную роль".

В своей книжке "Лифт вниз не поднимает" он написал: "Ей было тогда 19. Мне - 23. У нее была толстенная до щиколоток белая коса и абсолютный слух. У меня были песни, скромная популярность и учащенное сердцебиение. 45 лет мы вместе. Мне повезло вдвойне. Маша красива и умна - редкий случай. Моей везучести просто нет предела. Маша красива, умна и предана своей семье. Весь день она колготится, ни разу не присев: продуктовые магазины, обед, стиральная машина, уборка. Отдых для нее наступает только к вечеру, когда, наведя скромный макияж, она едет на сольный концерт."

С 1964 года — солистка Ленинградского Музыкального эстрадного ансамбля под руководством Бадхена и Колкера при Ленконцерте. У каждого эстрадного исполнителя есть своя «визитная карточка». У ленинградской певицы Марии Пахоменко их десятки, так много хороших песен она спела. Именно благодаря ей, с трудом найдется в нашей стране человек, который бы не знал: все девичьи беды оттого, что «на десять девчонок по статистике девять ребят...».
Её голос как чистый ручеек. Волосы как водопад. Её обаяние бесконечно. Так говорили и писали о Марии Пахоменко в 60-е. Один из западных журналистов назвал её "Нежной Машей".
А она была на сцене и нежной, и страстной, и печальной, и озорной. И, главное — очень искренней. «Качает, качает», «Признание», «Разговоры, разговоры», «Лучше нету того цвету», «Чудо-кони» — исполнив эти и многие другие песни, Мария Пахоменко стала любимицей всей страны.

Мало кто знает, что в начале 70-х певица могла сняться в кино. Да ещё и в таком выдающемся, знаковом фильме, как 17 мгновений весны. Предложение поступило, когда Мария Пахоменко находилось на гастролях.
Пахоменко: И вот в разгар гастролей раздается звонок и Лиознова говорит: “Я вас приглашаю сняться в этом фильме. Поверьте мне, что это будет очень хороший фильм, вы там должны будете сыграть жену Штирлица. А Штирлица сыграет Вячеслав Тихонов”. У меня прямо сердце в пятки. Она сказала “многосерийный фильм”. Она какое-то такое слово сказала, то, что меня остановило. Я сказала, что вы меня извините, мне, конечно, очень хочется, но я не могу. Она забыла сказать слово “эпизод”, о чем я сожалею всю жизнь. Она мне потом сказала: “Хотели только ваше лицо»

Записала 10 дисков-гигантов и сняла на телевидении 6 музыкальных фильмов, вела телепередачу "Приглашает Мария Пахоменко";
С песней "Чудо-кони" в 1968 году заняла первое место на международном конкурсе грамзаписи МИДЕМ (Канны, Франция).
В 1968 году было продано более двух с половиной миллионов пластинок Марии Пахоменко. За это певицу удостоили «Нефритовой пластинки» — престижной международной премии, вручаемой в Каннах, 1972.

Призы и награды:
1-е место на конкурсе, проведённом радиостанцией «Юность» (1964), — за исполнение песни «Опять плывут куда-то корабли»
1-е место (приз «Нефритовая пластинка») на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах (1968)
Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей» (Болгария, 1971) — за песню «Чудо-кони» (А. Колкер — К. Рыжов)
Народная артистка Российской Федерации (1998)

Мария Пахоменко. "Качает, качает"

Мария Пахоменко. "Стоят девчонки"

Мария Пахоменко. "Лучше нету того цвету"

Мария Пахоменко. "Школьный вальс"

Мария Пахоменко. "Песня о первой любви"

Мария Пахоменко Сладка ягода

Мария Пахоменко. "Ненаглядный мой". Песня года - 1971