Преподобный Марк Пещерник (Гробокопатель). Святыни киево-печерской лавры: шапка марка гробокопателя

Краткие жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

О пре-по-доб-ных Мар-ке Гро-бо-ко-па-те-ле, Фе-о-фи-ле Плач-ли-вом и Иоанне (XI-XII) рас-ска-зы-ва-ет Ки-е-во-Пе-чер-ский Па-те-рик. Два бра-та-ино-ка, пре-по-доб-ные Фе-о-фил и Иоанн, так лю-би-ли друг дру-га, что упро-си-ли пре-по-доб-но-го Мар-ка при-го-то-вить им од-ну мо-ги-лу.

Спу-стя мно-го лет стар-ший брат был по-слан по мо-на-стыр-ским де-лам. В то вре-мя брат Иоанн за-бо-лел и умер. Через несколь-ко дней воз-вра-тил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-фил и по-шел вме-сте с бра-ти-ей по-смот-реть, где по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что он ле-жит в об-щем их гро-бе на пер-вом ме-сте, воз-не-го-до-вал на бла-жен-но-го Мар-ка и ска-зал: «За-чем по-ло-жил его здесь на мо-ем ме-сте? Я стар-ше его». Пе-щер-ник, со сми-ре-ни-ем кла-ня-ясь пре-по-доб-но-му Фе-о-фи-лу, про-сил про-стить его. За-тем, об-ра-тись к усоп-ше-му, ска-зал: «Брат, встань и дай это ме-сто стар-ше-му, а ты ляг на дру-гом ме-сте». И мерт-вый по-дви-нул-ся во гро-бе. Уви-дев это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил пал к но-гам пре-по-доб-но-го Мар-ка и про-сил про-ще-ния. Пе-щер-ник за-ме-тил ему, чтобы он за-бо-тил-ся о сво-ем спа-се-нии, так как через неко-то-рое вре-мя его так-же при-не-сут сю-да. Услы-шав это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил при-шел в ужас и ре-шил, что ско-ро умрет. Раз-дав всё, что имел, и оста-вив толь-ко ман-тию, он каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. Ни-кто не мог удер-жать его от слез или за-ста-вить вку-сить слад-кой пи-щи. От слез пре-по-доб-ный Фе-о-фил по-те-рял зре-ние. Пре-по-доб-ный Марк пе-ред кон-чи-ной на его моль-бу уме-реть вме-сте с ним ска-зал: «Не же-лай смер-ти, она при-дет, хо-тя бы ты и не же-лал. Вот что по-слу-жит зна-ме-ни-ем близ-кой тво-ей кон-чи-ны: за три дня до смер-ти ты про-зре-ешь». Сло-ва свя-то-го ис-пол-ни-лись. Те-ло пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла по-ло-же-но в Ан-то-ни-е-вой пе-ще-ре, в гро-бе вме-сте с его бра-том пре-по-доб-ным Иоан-ном, вбли-зи мо-щей пре-по-доб-но-го Мар-ка.

Полные жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

Пре-по-доб-ные Марк, Иоанн и Фе-о-фил под-ви-за-лись в Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли в кон-це XI и са-мом на-ча-ле XII вв.

За-ня-ти-ем пре-по-доб-но-го Мар-ка бы-ло ко-пать пе-ще-ры и го-то-вить ка-мо-ры - ме-ста для по-гре-бе-ния бра-тии (от-то-го он на-зы-вал-ся Пе-чер-ник, то есть жи-ву-щий в пе-ще-ре). Но и при та-ком про-стом тру-де по-движ-ник до-стиг необы-чай-но ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. Жи-вя в пе-ще-ре, пре-по-доб-ный сво-и-ми ру-ка-ми ко-пал та-кие мо-ги-лы и на сво-их пле-чах вы-но-сил вон зем-лю. День и ночь тру-дясь для Гос-по-да, пре-по-доб-ный при-го-то-вил мно-го мест для по-гре-бе-ния бра-тии. По-движ-ник не брал за свой труд ни-че-го; ес-ли же кто доб-ро-воль-но да-вал ему что-ни-будь, он при-ни-мал и все раз-да-вал ни-щим. В без-мол-вии тру-дясь и бодр-ствуя день и ночь, прп. Марк од-на-ко не удо-вле-тво-рял-ся эти-ми тру-да-ми и по-дви-га-ми. Сми-ряя плоть свою по-стом, бде-ни-ем и мо-лит-вой, для пол-но-го умерщ-вле-ния ее он воз-ло-жил на чрес-ла свои тя-же-лые вери-ги и воз-дер-жи-вал-ся да-же в упо-треб-ле-нии во-ды: ко-гда му-чи-ла жаж-да, он пил во-ды лишь столь-ко, сколь-ко вме-ща-лось в его мед-ном кре-сте, ко-то-рый он все-гда но-сил с со-бою.

Бо-гу угод-ны бы-ли непре-стан-ные тру-ды и по-дви-ги прп. Мар-ка, и Он спо-до-бил Пе-чер-ни-ка та-кой чу-дес-ной си-лы, что да-же мерт-ве-цы слу-ша-лись его го-ло-са.

Од-на-жды Марк, по обы-чаю ко-пая мо-ги-лу, уто-мил-ся до из-не-мо-же-ния и оста-вил ме-сто тес-ным и нерас-ши-рен-ным. Слу-чи-лось, что в этот же день умер один болев-ший инок и для него не на-шлось дру-гой мо-ги-лы, кро-ме этой уз-кой и неудоб-ной. То-гда же бы-ло в обы-чае хо-ро-нить те-ло умер-ше-го в день его смер-ти. По-это-му ско-ро при-нес-ли мерт-во-го в пе-ще-ру к недо-кон-чен-ной ка-мо-ре и вслед-ствие тес-но-ты с тру-дом уло-жи-ли его. Ни убрать мерт-во-го, ни по-пра-вить на нем одежд, ни да-же воз-лить на него елей ока-за-лось со-вер-шен-но невоз--мож-ным, на-столь-ко уз-ким и неудоб-ным бы-ло ме-сто. То-гда бра-тия воз-роп-та-ли на Мар-ка. Пе-чер-ник же со сми-ре-ни-ем низ-ко кла-нял-ся всем и го-во-рил: «Про-сти-те ме-ня, от-цы свя-тые, за немо-щью не до-кон-чил я». Но бра-тия еще боль-ше бра-ни-ли и уко-ря-ли его. То-гда Марк, об-ра-тив-шись к мерт-во-му, ска-зал ему: «Брат, ме-сто тес-но; так по-тру-дись ты сам, возь-ми мас-ло и воз-лей на се-бя». И мерт-вый, при-под-няв-шись немно-го, про-стер ру-ку, взял мас-ло, воз-лил его кре-сто-об-раз-но на грудь и ли-цо свое и, от-дав-ши со-суд, сам пе-ред все-ми при-брал се-бя, лег и уснул. Страх и тре-пет объ-яли всех, ви-дев-ших та-кое чу-до.

Дру-гой брат по-сле дол-гой бо-лез-ни по-мер. Один из дру-зей его отер губ-кой те-ло по-кой-но-го и по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть ме-сто, где бу-дет ле-жать те-ло усоп-ше-го. Он спро-сил об этом Мар-ка Пе-чер-ни-ка, но бла-жен-ный от-ве-чал ему: «Пой-ди и ска-жи бра-ту: по-до-жди до зав-тра, по-ка ис-ко-па-ют те-бе ме-сто, то-гда и отой-дешь от жиз-ни на по-кой». «От-че, - воз-ра-зил Мар-ку при-шед-ший инок, - ко-му го-во-рить ты ве-лишь? Я уже гу-бкою отер его мерт-вое те-ло». Но пре-по-доб-ный сно-ва по-вто-рил ему: «Ты ви-дишь: ме-сто еще не го-то-во. Я ве-лю те-бе - иди и ска-жи умер-ше-му: греш-ный Марк го-во-рит те-бе: про-жи-ви еще этот день, а зав-тра отой-дешь к же-ла-е-мо-му то-бою Хри-сту, Гос-по-ду на-ше-му. Ко-гда при-го-тов-лю ме-сто, ку-да по-ло-жить те-бя, то при-шлю за то-бою».

По-ви-ну-ясь прп. Мар-ку, инок воз-вра-тил-ся в мо-на-стырь. Здесь все бра-тия со-вер-ша-ли по-гре-баль-ное пе-ние над усоп-шим. То-гда инок встал пе-ред ни-ми и об-ра-тил-ся к по-кой-но-му с та-ки-ми сло-ва-ми: «Марк го-во-рит те-бе, что ме-сто те-бе еще не при-го-тов-ле-но, по-до-жди до утра». Все удив-ля-лись этим сло-вам. Но еще бо-лее изу-ми-тель-но бы-ло то, что по это-му сло-ву ду-ша усоп-ше-го воз-вра-ти-лась в те-ло его; он от-крыл гла-за и всю ночь оста-вал-ся жи-вым, с от-кры-ты-ми гла-за-ми, толь-ко не го-во-рил ни-че-го. На дру-гой день друг его опять по-шел в пе-ще-ру узнать, го-то-во ли ме-сто. Бла-жен-ный Марк встре-тил его и ска-зал: «Пой-ди и ска-жи ожив-ше-му: Марк го-во-рит те-бе: оставь эту вре-мен-ную жизнь и пе-рей-ди в веч-ную; го-то-во ме-сто для те-ла тво-е-го. Дух свой пре-дай Бо-гу, а те-ло твое бу-дет по-ло-же-но здесь, в пе-ще-ре со свя-ты-ми от-ца-ми».

Брат по-шел и пе-ре-дал ожив-ше-му дру-гу сло-ва прп. Мар-ка. Тот на гла-зах у всех, при-шед-ших по-се-тить его, тот-час сме-жил очи и пре-дал дух свой Бо-гу. Он был по-гре-бен в пе-ще-ре, на при-го-тов-лен-ном для него ме-сте. И все ди-ви-лись это-му чу-ду.

В Пе-чер-ском мо-на-сты-ре жи-ли два ду-хов-ных бра-та - Иоанн и Фе-о-фил. От юно-сти они бы-ли со-еди-не-ны уза-ми ду-хов-ной люб-ви: име-ли од-ну во-лю, од-ни мыс-ли и же-ла-ния, оди-на-ко-вую рев-ность по Бо-ге. Они упро-си-ли прп. Мар-ка при-го-то-вить им об-щее ме-сто для по-гре-бе-ния, где бы они мог-ли лечь вме-сте, ко-гда Гос-подь им по-ве-лит. Мно-го вре-ме-ни спу-стя стар-ший из них, Фе-о-фил, от-лу-чил-ся из оби-те-ли по ка-кой-то нуж-де. В это вре-мя млад-ший брат, Иоанн, уго-див Гос-по-ду, раз-бо-лел-ся и скон-чал-ся. Его по-хо-ро-ни-ли на при-го-тов-лен-ном ме-сте. Через несколь-ко дней по смер-ти Иоан-на воз-вра-тил-ся Фе-о-фил и, узнав о кон-чине лю-би-мо-го бра-та, силь-но скор-бел. По-том, взяв-ши с со-бою несколь-ко ино-ков, он по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть, где и на ка-ком ме-сте по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что тот по-ло-жен на пер-вом ме-сте в их об-щей ка-мо-ре, силь-но раз-гне-вал-ся на Мар-ка, мно-го роп-тал на него и с него-до-ва-ни-ем го-во-рил: «За-чем ты по-ло-жил его здесь? Я стар-ше, а ты по-ло-жил его на мо-ем ме-сте». Пе-чер-ник, сми-рен-но кла-ня-ясь ему, от-ве-чал: «Про-сти ме-ня, брат, со-гре-шил я пред то-бою». За-тем, об-ра-тясь к умер-ше-му, ска-зал ему: «Брат, встань и усту-пи ме-сто не умер-ше-му, а сам ляг на дру-гом, низ-шем ме-сте». И вдруг по сло-ву бла-жен-но-го умер-ший встал и лег на дру-гом ме-сте. Силь-ный ужас объ-ял всех при-сут-ству-ю-щих. То-гда роп-тав-ший на пре-по-доб-но-го Фе-о-фил с тре-пе-том при-пал к но-гам его и про-сил: «От-че, со-гре-шил я, по-тре-во-жил с ме-ста бра-та мо-е-го. Мо-лю те-бя, при-ка-жи ему опять лечь на ста-ром ме-сте». Но бла-жен-ный сми-рен-но от-ве-чал ему: «Гос-подь Сам пре-кра-тил враж-ду меж-ду на-ми. Ра-ди тво-е-го ро-по-та, чтобы ты, веч-но враж-дуя, не дер-жал зло-бы на ме-ня, Он со-тво-рил та-кое чуд-ное де-ло, что да-же без-душ-ное те-ло по-ка-за-ло ис-тин-ную лю-бовь к те-бе, усту-пая те-бе ста-рей-шин-ство и по смер-ти. И я хо-тел бы-ло, чтобы, не вы-хо-дя от-сю-да, ты вос-поль-зо-вал-ся сво-им стар-шин-ством и тот-час был бы по-ло-жен здесь. Но так как ты еще не го-тов к смер-ти, то пой-ди и по-за-боть-ся о сво-ей ду-ше: через несколь-ко дней те-бя при-не-сут сю-да. Вос-кре-шать умер-ших - де-ло Бо-жие, а я че-ло-век греш-ный. Вот мерт-вый, не стер-пев тво-е-го гне-ва, оскорб-ле-ний и уко-ров мне, усту-пил те-бе по-ло-ви-ну ме-ста, при-го-тов-лен-но-го для вас обо-их. И так как толь-ко Все-мо-гу-щий Бог мо-жет под-нять его, то я сам со-бою не мо-гу ска-зать умер-ше-му: встань и опять ляг на выс-шем ме-сте. При-ка-жи ему те-перь ты, не по-слу-ша-ет ли он те-бя, как те-перь?» Услы-шав это, Фе-о-фил при-шел в ужас и ду-мал, что тут же па-дет мерт-вым и не дой-дет до мо-на-сты-ря. До-брав-шись до сво-ей кел-лии, он пре-дал-ся по-дви-гу непре-стан-но-го пла-ча. Раз-дав все до по-след-ней со-роч-ки и оста-вив у се-бя толь-ко сви-ту и ман-тию, Фе-о-фил каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. И ни-кто не мог удер-жать его от слез; ни-кто не мог при-ну-дить его вку-сить слад-кой пи-щи. Каж-дое утро он го-во-рил сам се-бе: «Не знаю, до-жи-ву ли я до ве-че-ра». При-хо-ди-ла ночь, и он с пла-чем го-во-рил: «Что мне де-лать? До-жи-ву ли я до утра? Ибо мно-гие, встав-ши утром, не до-сти-га-ли ве-че-ра и, воз-лег-ши на сво-их ло-жах, уже не вста-ва-ли с них. Тем бо-лее я, уже по-лу-чив-ший из-ве-ще-ние от пре-по-доб-но-го, что ско-ро кон-чит-ся жизнь моя». И со сле-за-ми мо-лил он Гос-по-да дать ему вре-мя по-ка-я-ния. Каж-дый день и час ожи-дал Фе-о-фил кон-чи-ны сво-ей, из-ну-ряя се-бя по-стом, пла-ча и мо-лясь непре-стан-но. Та-ким по-дви-гом в те-че-ние несколь-ких лет Фе-о-фил до то-го ис-су-шил свое те-ло, что мож-но бы-ло счесть все его су-ста-вы и ко-сти. Мно-гие при-хо-ди-ли уте-шать его, но сво-и-ми ре-ча-ми толь-ко до-во-ди-ли до боль-ше-го ры-да-ния. На-ко-нец от непре-стан-ного пла-ча и слез он ослеп.

Пре-по-доб-ный же Марк, про-ви-дев час от-ше-ствия сво-е-го ко Гос-по-ду, при-звал Фе-о-фи-ла и ска-зал ему: «Брат Фе-о-фил! Про-сти ме-ня, что я огор-чил те-бя на мно-го лет, и мо-лись обо мне, ибо я уже от-хо-жу из это-го све-та. Ес-ли я по-лу-чу дерз-но-ве-ние пред Все-выш-ним, то не за-бу-ду мо-лить-ся за те-бя, да спо-до-бит нас Гос-подь сви-деть-ся там и быть вме-сте с от-ца-ми на-ши-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем». Фе-о-фил с пла-чем от-ве-чал ему: «Отец Марк! За-чем ты ме-ня остав-ля-ешь? Или возь-ми ме-ня с со-бою, или дай мне про-зреть». «Не скор-би, брат, - от-ве-чал ему пре-по-доб-ный Марк, - те-лес-ны-ми оча-ми ты ослеп ра-ди Бо-га, а ду-хов-ны-ми про-зрел на ра-зу-ме-ние Его. Объ-явив те-бе близ-кую кон-чи-ну, я стал ви-ною тво-ей сле-по-ты. Но я хо-тел при-не-сти поль-зу ду-ше тво-ей, пре-вра-тив твое вы-со-ко-умие в сми-ре-ние, ибо серд-це со-кру-шен-но и сми-рен-но Бог не уни-чи-жит ()». Фе-о-фил от-ве-чал пре-по-доб-но-му: «Знаю, отец мой, что за гре-хи мои я дол-жен был пасть мерт-вым пред то-бою в пе-ще-ре то-гда же, как ты вос-кре-сил умер-ше-го бра-та мо-е-го, но Гос-подь по-ща-дил ме-ня ра-ди тво-их свя-тых мо-литв, дал мне жизнь, ожи-дая мо-е-го по-ка-я-ния. Те-перь же я про-шу те-бя о сем: или возь-ми ме-ня с со-бою к Гос-по-ду, или воз-вра-ти свет очам мо-им». То-гда прп. Марк сно-ва воз-ра-зил ему: «Нет те-бе нуж-ды ви-деть этот ма-ловре-мен-ный свет, а луч-ше про-си Гос-по-да, чтобы Он спо-до-бил те-бя уви-деть сла-ву Его. И смер-ти не же-лай: она при-дет, хо-тя бы ты и не хо-тел. И вот те-бе зна-ме-ние тво-е-го от-ше-ствия: за три дня до кон-чи-ны тво-ей ты про-зришь, так отой-дешь ко Гос-по-ду и узришь там свет нескон-ча-е-мый и сла-ву неиз-ре-чен-ную». Ска-зав это, прп. Марк по-чил, и чест-ные мо-щи его бы-ли по-ло-же-ны в пе-ще-ре, на ме-сте, ко-то-рое он сам се-бе вы-ко-пал.

Глу-бо-ко опе-ча-ли-ла пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла раз-лу-ка с от-цом и на-став-ни-ком его пре-по-доб-ным Мар-ком. Кон-чи-на Пе-чер-ни-ка уяз-ви-ла серд-це Фе-о-фи-ла и удво-и-ла его плач и ры-да-ния. Це-лые ис-точ-ни-ки слез про-ли-вал он, а сле-зы все бо-лее и бо-лее умно-жа-лись. Он имел со-суд и, ста-но-вясь на мо-лит-ву, ста-вил его пред со-бою и неутеш-но пла-кал над ним, вспо-ми-ная кон-чи-ну на-став-ни-ка, со сле-за-ми по-мыш-ляя и о сво-ем ско-ром от-ше-ствии из это-го брен-но-го ми-ра. И через несколь-ко лет со-суд этот был по-лон слез. На-ко-нец, узнав при-бли-же-ние сво-ей кон-чи-ны, Фе-о-фил при-леж-но мо-лил Гос-по-да, чтобы угод-ны бы-ли пред Ним сле-зы его. Под-няв ру-ки к небу, он мо-лил-ся: «Вла-ды-ко Че-ло-ве-ко-люб-че, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, Ца-рю мой Пре-свя-тый! Ты - не хо-тя-щий смер-ти греш-ни-ков, но ожи-да-ю-щий их об-ра-ще-ния, зна-ю-щий глу-бо-кую немощь на-шу, Уте-ши-те-лю Бла-гий! Ты - здра-вие боль-ным, греш-ни-ком спа-се-ние, из-не-мо-га-ю-щим укре-пи-тель, па-да-ю-щим вос-ста-ние! Мо-лю Те-бя, Гос-по-ди, в час сей: по-ка-жи и на мне, недос-той-ном, ми-лость Свою и из-лей на ме-ня неис-чер-па-е-мую пу-чи-ну Тво-е-го бла-го-утро-бия, из-бавь ме-ня от ис-ку-ше-ний на мы-тар-ствах воз-душ-ны-ми кня-зья-ми и не дай им овла-деть мною, мо-лит-ва-ми угод-ни-ков Тво-их ве-ли-ких от-цов на-ших Ан-то-ния и Фе-о-до-сия и всех свя-тых, от ве-ка Те-бе уго-див-ших».

И вдруг пред ним пред-стал Ан-гел Гос-по-день, пре-крас-ный ви-дом, и ска-зал ему: «Ты хо-ро-шо мо-лишь-ся, но за-чем же хва-лишь-ся су-е-тою слез тво-их, со-бран-ных то-бою в со-суд?» И взяв дру-гой со-суд, го-раз-до боль-ший Фе-о-фи-ло-ва, ис-пол-нен-ный бла-го-уха-ния, как ми-ра бла-го-вон-но-го, по-ка-зал его по-движ-ни-ку и ска-зал: «Это твои же сле-зы, из-ли-тые то-бою от серд-ца на мо-лит-ве, ко-то-рые ты оти-рал ру-кою, плат-ком или одеж-дою и ко-то-рые ка-па-ли на зем-лю из глаз тво-их. По по-ве-ле-нию Твор-ца на-ше-го я со-брал их все и со-хра-нил в этом со-су-де. Те-перь же я по-слан воз-ве-стить те-бе ра-дость: с ве-се-ли-ем отой-дешь ты к Нему, ибо Он ска-зал: бла-же-ни пла-чу-щии, яко тии уте-шат-ся ()».

Ска-зав это, Ан-гел по-ста-вил со-суд пе-ред Фе-о-фи-лом и стал неви-дим. Бла-жен-ный Фе-о-фил тот-час при-звал игу-ме-на и по-ве-дал ему яв-ле-ние Ан-ге-ла и ре-чи его. По-ка-зав игу-ме-ну оба со-су-да: один пол-ный слез, а дру-гой - бла-го-во-ния, несрав-ни-мо-го ни с ка-ки-ми аро-ма-та-ми, пре-по-доб-ный про-сил вы-лить их при по-гре-бе-нии на его те-ло.

Через три дня прп. Фе-о-фил мир-но ото-шел ко Гос-по-ду. Чест-ное те-ло его бы-ло по-ло-же-но в пе-ще-ре, вме-сте с те-лом лю-би-мо-го бра-та его пре-по-доб-но-го Иоан-на, вбли-зи от прп. Мар-ка Пе-чер-ни-ка. Все три по-движ-ни-ка по-ко-ят-ся в Ан-то-ни-е-вой, или Ближ-ней, пе-ще-ре. И ко-гда те-ло Фе-о-фи-ла по-ма-за-ли из со-су-да Ан-ге-ло-ва, вся пе-ще-ра ис-пол-ни-лась бла-го-уха-ния. По-том вы-ли-ли на него и со-суд слез, чтобы се-яв-ший сле-за-ми в ра-до-сти по-жал плод де-ла рук сво-их. «Ибо ска-за-но, - за-кан-чи-ва-ет инок По-ли-карп свою по-весть о пре-по-доб-ных Мар-ке, Иоанне и Фе-о-фи-ле, - пла-ка-ху-ся ме-та-ю-ще се-ме-на своя (), но они уте-ше-ны бу-дут о Хри-сте, Ко-то-ро-му сла-ва со От-цем и Свя-тым Ду-хом ныне и прис-но и во ве-ки ве-ков. Аминь».

В на-сто-я-щее вре-мя над мо-ща-ми прп. Мар-ка ви-сят тя-же-лые вери-ги, сви-де-тель-ству-ю-щие о по-дви-гах и тру-дах пре-по-доб-но-го, и па-мят-ник воз-дер-жа-ния его - мед-ный крест, из ко-то-ро-го он пил во-ду. И мно-гие, с ве-рою при-хо-дя-щие ко свя-тым мо-щам прп. Мар-ка и с бла-го-го-ве-ни-ем пью-щие во-ду из его мед-но-го кре-ста, освя-щен-но-го его уста-ми, по мо-лит-ве свя-то-го по-лу-ча-ют ис-це-ле-ние от всех неду-гов и бо-лез-ней.

Па-мять свя-тых угод-ни-ков Бо-жи-их пре-по-доб-ных Мар-ка Пе-чер-ни-ка-гро-бо-ко-па-те-ля, Иоан-на и Фе-о-фи-ла Плач-ли-во-го из-дав-на празд-ну-ет-ся всей Рус-ской Цер-ко-вью.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Умертви́в плотски́я по́хоти мно́гим воздержа́нием/ и копа́нием гробо́в святы́м,/ при́сно, а́ки мертв, в пеще́ре живя́,/ ме́ртвыя повеле́нием свои́м воздвиза́л еси́,/ Ма́рко прехва́льне,/ мертви́ и на́ша мудрова́ния плотска́я/ и наста́ви нас на тече́ние доброде́телей,// моля́ о нас Еди́наго Человеколю́бца.

Перевод: Умертвив плотские похоти многим и копанием могил для святых, всегда проживая в пещере, как мертвый, повелением своим мертвых поднимал ты, Марк прославляемый, умертви и наши мудрования плотские и направь нас на путь добродетелей, моля о нас Единого Человеколюбца.

Кондак преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Врача́ изря́дна и чудотво́рца любо́вию, ве́рнии, ублажи́м, прося́ще его́:/ да моли́твами свои́ми уврачу́ет на́ша стра́сти, душе́вныя и теле́сныя,/ и́мать бо на сие́ благода́ть от Бо́га,/ и прого́нит ду́хи лука́выя от всех, ве́рно ко гро́бу его́ притека́ющих и зову́щих:// ра́дуйся, Ма́рко, цели́телю не́мощей на́ших.

Перевод: Врача превосходного и чудотворца с любовью, верующие, прославим, прося его, да молитвами своими уврачует наши , душевные и телесные, поскольку имеет на то благодать от Бога, и прогонит духов лукавых от всех, с верой ко гробу его приходящих и взывающих: «Радуйся, Марк, целитель болезней наших».

МАРК ПЕЩЕРНИК (ГРОБОКОПАТЕЛЬ) XI-XII вв.

Монах Печерского монастыря. Преподобный.

Марк копал для умершей братии могилы в пещерах, почему и имеет прозвище Гробокопатель.
Он был участником перенесения мощей преподобного Феодосия в Успенский собор.
Марк никогда не брал денег за свою работу, а если и получал какую малость - раздавал бедным.
Плоть удручал ношением тяжелых вериг, а его медный крест, внутри полый (235 на 165 мм), служил преподобному мерой для утоления жажды: он пил воды не более, чем вмещалось в этом кресте.
Прославился чудотворениями, его повелений слушались даже мертвые (например, история с Иоанном и Феофилом).
Похоронен в выкопанной им самим пещерной могиле.
По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет.
Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах.

Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы - места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру, к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, - возразил Марку пришедший инок, - кому говорить ты велишь? Я уже губою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе - иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам.
Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

В Печерском монастыре жили два духовных брата - Иоанн и Феофил.
От юности они были соединены узами духовной любви: имели одну волю, одни мысли и желания, одинаковую ревность по Боге. Они упросили прп. Марка приготовить им общее место для погребения, где бы они могли лечь вместе, когда Господь им повелит. Много времени спустя старший из них, Феофил, отлучился из обители по какой-то нужде. В это время младший брат, Иоанн, угодив Господу, разболелся и скончался. Его похоронили на приготовленном месте. Через несколько дней по смерти Иоанна возвратился Феофил и, узнав о кончине любимого брата, сильно скорбел. Потом, взявши с собою несколько иноков, он пошел в пещеру посмотреть, где и на каком месте положен умерший. Увидев, что тот положен на первом месте в их общей каморе, сильно разгневался на Марка, много роптал на него и с негодованием говорил: «Зачем ты положил его здесь? Я старше, а ты положил его на моем месте». Печерник, смиренно кланяясь ему, отвечал: «Прости меня, брат, согрешил я пред тобою». Затем, обратясь к умершему, сказал ему: «Брат, встань и уступи место не умершему, а сам ляг на другом, низшем месте». И вдруг, по слову блаженного, умерший встал и лег на другом месте. Сильный ужас объял всех присутствующих. Тогда роптавший на преподобного Феофил с трепетом припал к ногам его и просил: «Отче, согрешил я, потревожил с места брата моего. Молю тебя, прикажи ему опять лечь на старом месте». Но блаженный смиренно отвечал ему: «Господь Сам прекратил вражду между нами. Ради твоего ропота, чтобы ты, вечно враждуя, не держал злобы на меня, Он сотворил такое чудное дело, что даже бездушное тело показало истинную любовь к тебе, уступая тебе старейшинство и по смерти. И я хотел было, чтобы, не выходя отсюда, ты воспользовался своим старшинством и тотчас был бы положен здесь. Но так как ты еще не готов к смерти, то пойди и позаботься о своей душе: через несколько дней тебя принесут сюда. Воскрешать умерших - дело Божие, а я человек грешный. Вот мертвый, не стерпев твоего гнева, оскорблений и укоров мне, уступил тебе половину места, приготовленного для вас обоих. И так как только Всемогущий Бог может поднять его, то я сам собою не могу сказать умершему: встань и опять ляг на высшем месте. Прикажи ему теперь ты, не послушает ли он тебя, как теперь?» Услышав это, Феофил пришел в ужас и думал, что тут же падет мертвым и не дойдет до монастыря. Добравшись до своей келлии, он предался подвигу непрестанного плача. Раздав все до последней сорочки и оставив у себя только свиту и мантию, Феофил каждый день ожидал смертного часа. И никто не мог удержать его от слез; никто не мог принудить его вкусить сладкой пищи. Каждое утро он говорил сам себе: «Не знаю, доживу ли я до вечера». Приходила ночь, и он с плачем говорил: «Что мне делать? Доживу ли я до утра? Ибо многие, вставши утром, не достигали вечера и, возлегши на своих ложах, уже не вставали с них. Тем более я, уже получивший извещение от преподобного, что скоро кончится жизнь моя». И со слезами молил он Господа дать ему время покаяния. Каждый день и час ожидал Феофил кончины своей, изнуряя себя постом, плача и молясь непрестанно. Таким подвигом в течение нескольких лет Феофил до того иссушил свое тело, что можно было счесть все его суставы и кости. Многие приходили утешать его, но своими речами только доводили до большего рыдания. Наконец, от непрестанно плача и слез он ослеп.

Преподобный же Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему: «Брат Феофил! Прости меня, что я огорчил тебя на много лет, и молись обо мне, ибо я уже отхожу из этого света. Если я получу дерзновение пред Всевышним, то не забуду молиться за тебя, да сподобит нас Господь свидеться там и быть вместе с отцами нашими Антонием и Феодосием». Феофил с плачем отвечал ему: «Отец Марк! Зачем ты меня оставляешь? Или возьми меня с собою, или дай мне прозреть». «Не скорби, брат, - отвечал ему преподобный Марк, - телесными очами ты ослеп ради Бога, а духовными прозрел на разумение Его. Объявив тебе близкую кончину, я стал виною твоей слепоты. Но я хотел принести пользу душе твоей, превратив твое высокоумие в смирение, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)». Феофил отвечал преподобному: «Знаю, отец мой, что за грехи мои я должен был пасть мертвым пред тобою в пещере тогда же, как ты воскресил умершего брата моего, но Господь пощадил меня ради твоих святых молитв, дал мне жизнь, ожидая моего покаяния. Теперь же я прошу тебя о сем: или возьми меня с собою к Господу, или возврати свет очам моим». Тогда прп. Марк снова возразил ему: «Нет тебе нужды видеть этот маловременный свет, а лучше проси Господа, чтобы Он сподобил тебя увидеть славу Его. И смерти не желай: она придет, хотя бы ты и не хотел. И вот тебе знамение твоего отшествия: за три дня до кончины твоей ты прозришь, так отойдешь ко Господу и узришь там свет нескончаемый и славу неизреченную». Сказав это, прп. Марк почил, и честные мощи его были положены в пещере, на месте, которое он сам себе выкопал.

Глубоко опечалила преподобного Феофила разлука с отцом и наставником его преподобным Марком. Кончина Печерника уязвила сердце Феофила и удвоила его плач и рыдания. Целые источники слез проливал он, а слезы все более и более умножались. Он имел сосуд и, становясь на молитву, ставил его пред собою и неутешно плакал над ним, вспоминая кончину наставника, со слезами помышляя и о своем скором отшествии из этого бренного мира. И через несколько лет сосуд этот был полон слез. Наконец, узнав приближение своей кончины, Феофил прилежно молил Господа, чтобы угодны были пред Ним слезы его. Подняв руки к небу, он молился: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Царю мой Пресвятый! Ты - не хотящий смерти грешников, но ожидающий их обращения, знающий глубокую немощь нашу, Утешителю Благий! Ты - здравие больным, грешником спасение, изнемогающим укрепитель, падающим восстание! Молю Тебя, Господи, в час сей: покажи и на мне, недостойном, милость Свою и излей на меня неисчерпаемую пучину Твоего благоутробия, избавь меня от искушений на мытарствах воздушными князьями и не дай им овладеть мною, молитвами угодников Твоих великих отцов наших Антония и Феодосия и всех святых, от века Тебе угодивших».

И вдруг пред ним предстал Ангел Господень, прекрасный видом, и сказал ему: «Ты хорошо молишься, но зачем же хвалишься суетою слез твоих, собранных тобою в сосуд?» И взяв другой сосуд, гораздо больший Феофилова, исполненный благоухания, как мира благовонного, показал его подвижнику и сказал: «Это твои же слезы, излитые тобою от сердца на молитве, которые ты отирал рукою, платком или одеждою и которые капали на землю из глаз твоих. По повелению Творца нашего я собрал их все и сохранил в этом сосуде. Теперь же я послан возвестить тебе радость: с веселием отойдешь ты к Нему, ибо Он сказал: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4)».

Сказав это, Ангел поставил сосуд перед Феофилом и стал невидим. Блаженный Феофил тотчас призвал игумена и поведал ему явление Ангела и речи его. Показав игумену оба сосуда: один полный слез, а другой - благовония, несравнимого ни с какими ароматами, преподобный просил вылить их при погребении на его тело.

Через три дня прп. Феофил мирно отошел ко Господу. Честное тело его было положено в пещере, вместе с телом любимого брата его преподобного Иоанна, вблизи от прп. Марка Печерника. Все три подвижника покоятся в Антониевой, или Ближней, пещере. И когда тело Феофила помазали из сосуда Ангелова, вся пещера исполнилась благоухания. Потом вылили на него
и сосуд слез, чтобы сеявший слезами в радости пожал плод дела рук своих. «Ибо сказано, - заканчивает инок Поликарп свою повесть о преподобных Марке, Иоанне и Феофиле, - плакахуся метающе семена своя (Пс. 125, 6), но они утешены будут о Христе, Которому слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В настоящее время над мощами прп. Марка висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его - медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

Память святых угодников Божиих преподобных Марка Печерника-гробокопателя, Иоанна и Феофила Плачливого издавна празднуется всей Русской Церковью.

Определить язык Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский Азербайджанский Албанский Английский Арабский Армянский Африкаанс Баскский Белорусский Бенгальский Бирманский Болгарский Боснийский Валлийский Венгерский Вьетнамский Галисийский Греческий Грузинский Гуджарати Датский Зулу Иврит Игбо Идиш Индонезийский Ирландский Исландский Испанский Итальянский Йоруба Казахский Каннада Каталанский Китайский (Упр) Китайский (Трад) Корейский Креольский (Гаити) Кхмерский Лаосский Латинский Латышский Литовский Македонский Малагасийский Малайский Малайялам Мальтийский Маори Маратхи Монгольский Немецкий Непали Нидерландский Норвежский Панджаби Персидский Польский Португальский Румынский Русский Себуанский Сербский Сесото Сингальский Словацкий Словенский Сомали Суахили Суданский Тагальский Таджикский Тайский Тамильский Телугу Турецкий Узбекский Украинский Урду Финский Французский Хауса Хинди Хмонг Хорватский Чева Чешский Шведский Эсперанто Эстонский Яванский Японский

Звуковая функция ограничена 200 символами

О преподобном Марке Гробокопателе, святом, который повелевал мертвыми, следующее рассказывает Киево-Печерский Патерик.

Преподобный Марк подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы – места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, – возразил Марку пришедший инок, – кому говорить ты велишь? Я уже губкою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе – иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам. Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

Мощи прп. Марка Гробокопателя

В настоящее время над мощами прп. Марка, которые размещены для поклонения в Ближних пещерах, висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его – медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

В храме «Живоносный Источник» служатся молебны с одеванием шапки преподобного Марка Гробокопателя

Шапка (металлический головной убор весом в четыре килограмма) преподобного постоянно находится в храме «Живоносный Источник». Ежедневно, с понедельника по пятницу, в 8.30, в субботу - в 10.30 (кроме воскресенья) совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка (расписание молебнов может меняться, уточняйте на сайте Киево-Печерской Лавры).
Верующие, надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просят у него молитвенной помощи в несении своего креста, просят исцеления от недугов, крепости в вере.

В Киево-Печерской лавре находятся мощи более 120 святых покоящихся нетленно в гробах. Среди них есть святой монах Марк Гробокопатель, день памяти которого 11 января.

В лавре он выполнял послушание, копать могилы для умершей братии от чего и назван гробокопателем. Мощи его так же нетленно покоятся в пещерах лавры.

Марк своими руками выкопал много пещерных могил, и на своих плечах выносил землю, и каждый день и ночь пребывал в трудах. И выкопал много могил для погребения братии, ничего за это не требуя. Если же кто-либо сам предлагал ему что-нибудь, он принимал и отдавал убогим.

Однажды, копая, согласно обыкновению, он изнемог, утрудившись, и оставил могилу узкой и нерасширенной. Некто из монахов почил в этот день, а другой могилы не оставалось. Из-за тесноты монаха положили с трудом. Братия стала роптать на Марка, не сумев возлить на умершего елея. И тогда, по слову преподобного, усопший, слегка приподнявшись, вытянул руку, принял елей, крестообразно возлил на себя, лег и почил.

В другой раз, не успев приготовить место для скончавшегося инока, прп. Марк во время отпевания прислал ему просьбу воскреснуть и подождать еще сутки. Усопший тотчас открыл глаза и к нему возвратилась душа, и он прожил еще день и ночь с открытыми глазами, но, не пользуясь речью.
Как-то он приготовил общую могилу для двух братьев: Феофила и Иоанна Младшего — Иоанна Господь призвал ранее, и, когда Феофил возмутился, почему брата положили на место, предназначенное старшему, прп. Марк смиренно просил мертвеца передвинуться, что тот и исполнил. Пораженный Феофил раскаялся и провел долгую жизнь в благочестии и памяти смертной.

Марк никогда не брал денег за свою работу, а если и получал какую малость- раздавал бедным. Плоть удручал ношением тяжелых вериг, а его медный крест, внутри полый(235 на 165 мм), служил преподобному мерой для утоления жажды: он пил воды не более, чем вмещалось в этом кресте.

Когда Марк узнал о времени своей кончины, позвал Феофила, простился с ним и просил его молитв. Мощи преподобного были положены в Ближних пещерах, где он сам ископал могилу. Там лежат и вериги, которые он носил на себе, и медный крест, из которого пил он воду. Своими устами он так освятил его, что он стал чудотворным.

По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет.

В настоящее время над мощами прп. Марка висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его — медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

Память святых угодников Божиих преподобных Марка Печерника-гробокопателя, Иоанна и Феофила Плачливого издавна празднуется всей Русской Церковью.

Человек был создан Богом как совершенное, по сравнению с нашим настоящим состоянием, существо. Однако грех исказил природу человека, внес в нее страдания, тление и смерть. Как часто наше бренное тело поддается болезням и усталости, страдает от суеты сует и наша душа. Обращаясь к Богу, православные христиане также просят молитвенного предстательства перед Всевышним и у Его угодников. В этом отношении Киево-Печерская Лавра обладает великим богатством — заступничеством целого сонма святых, прославившихся в этой обители своими духовными подвигами. Ежедневно, по будням, в Лаврских пещерах совершается молебен Всем Преподобным Печерским, после которого молящихся помазывают миром от Чудотворных Мироточивых глав. Особый молебен совершается к основателям Киево-Печерской Лавры - Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, а после него верующим одевается шапка преподобного Марка Гробокопателя. Преподобный Агапит Печерский при жизни был врачом, но больше, чем целебное зелье исцеляла людей его молитва. И посей день, молитвы святого утешают многих страждущих, и у его мощей происходят чудеса телесных и душевных исцелений.

Святой преподобный Марк ходил в этой шапке. Печерские подвижники были носителями высшего нравственного совершенства - это люди высокой, чистой и святой жизни. Нетление мощей, почивающих в лаврских пещерах, есть явление благодати Духа Святого, дар милости Божией к преподобным угодникам Печерским за святость их жизни и особенную любовь их к Богу и ближним.

Шапка ( металлический головной убор весом в четыре килограмма ) преподобного ныне перенесена в храм «Живоносный Источник», где есть возможность собраться большему количеству людей, чем в пещерке. Ежедневно (с понедельника по пятницу в 8.30, суббота - 10.30, кроме воскресенья) здесь совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка . За богослужением совершаются молитвы и с верой надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просим у него помощи и молитв пред Богом, дабы и нам научится у него такой же чистой и святой жизни.
Если пройти от храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» вправо по Днепровской набережной, то можно увидеть аккуратную лестницу, которая ведет к источнику Божией Матери. Люди называют его еще «Слезы Пресвятой Богородицы», или «Слезы Божией Матери», изредка говорят «Живоносный источник. Ежедневно (понедельник - воскресенье в 15.00) здесь совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка .

Эта реликвия исцеляет людей, надевших ее. Прихожане верят, что шапочка, преподобного Марка Гробокопателя, вбирает в себя весь негатив, убирает сглазы, порчи, исцеляет тяжелые телесные и душевные болезни, наполняет ауру человека чистой энергией.

Преподобне отче наш Марко, моли Бога о мне грешнем, да дарует ми память о загробнем животе моем

Преподобный Марк подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы – места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, – возразил Марку пришедший инок, – кому говорить ты велишь? Я уже губкою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе – иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам. Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

Мощи прп. Марка Гробокопателя

В настоящее время над мощами прп. Марка, которые размещены для поклонения в Ближних пещерах, висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его – медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

В храме «Живоносный Источник» служатся молебны с одеванием шапки преподобного Марка Гробокопателя

Шапка (металлический головной убор весом в четыре килограмма) преподобного постоянно находится в храме «Живоносный Источник». Ежедневно, с понедельника по пятницу, в 8.30, в субботу - в 10.30 (кроме воскресенья) совершаются молебны о здравии с надеванием в конце моления на головы молящихся шапки преподобного Марка (расписание молебнов может меняться, уточняйте на сайте Киево-Печерской Лавры).
Верующие, надевая головной убор, который носил Печерский подвижник, просят у него молитвенной помощи в несении своего креста, просят исцеления от недугов, крепости в вере.